Идеал как основа для духовного развития ребенка

Идеал как основа для духовного развития ребенка thumbnail

Духовное развитие

Многие считают, что для духовного развития необходимо как можно больше творчески развивать малыша. Заниматься с ним танцами, музыкой, рисованием, читать разнообразную литературу. Для других это что-то связанное с богом, поэтому необходимо с детства знакомить ребенка с библией и церковью. Существует большое количество догадок в этом вопросе.

Духовный рост начинается в семье и продолжается всю жизнь. Это гармоничное развитие малыша.

Такому развитию ребенок самостоятельно не научится. Важно чтобы и родители развивались духовно. Потому что все, что ребенок умеет и чему может научиться, в первую очередь, берется из семьи. Дети с рождения любят повторять и подражать родителям, копируют их образ жизни. И нет особого смысла пытаться развивать малыша духовно, если мама с папой не считают нужным заниматься этим сами.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь” Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.

Основа духовного развития – родительский пример. Начинать духовно развивать ребенка необходимо с себя, с семьи. И только тогда духовная составляющая в ребенке будет развиваться. Отношения в семье должны быть теплые, доверительные, построенные на взаимоуважении и понимании. Духовное развитие малыша зависит от правильного и грамотного отношения любящих родителей.

Если в семье не чувствуется любовь и гармония, то ни о каком духовно развитии речи быть не может. А все усилия, которые родители прикладывают, будут только развивать его творческие, физические или интеллектуальные способности.

Духовное развитие ребенка происходит через все пять органов чувств: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Поэтому родители всегда должны думать об окружающей обстановке своего дитя.

Что делать для духовного развития ребенка

Нет определенных требований и правил, необходимых для духовного развития. Ценности, которые есть в семье, традиции, уровень развития семьи, являются базой для духовного развития малыша. Родители должны сами чувствовать духовную составляющую и передавать ее своим детям.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь” Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.

Когда малыш только появляется в семье, первое время он полностью зависит от родителей, как в физическом, так и в психологическом плане. В это время у ребенка устанавливается определенное отношение к миру. Можно ли ему доверять или стоит быть осторожным? Нужно чтобы кроха чувствовал, что его любят, он долгожданный, и он любим, потому что через родительскую любовь малыш формирует отношение к окружающему миру.

Семье необходимо жить в гармонии, любви, терпении и заботе друг о друге и все эти чувства и проявления ребенок будет впитывать как губка.

Когда ребенок начинает ходить, он очень любознателен. Родителям необходимо правильно и грамотно направлять его интерес в нужное русло. Можно читать различные книжки, изучать яркие картинки, смотреть хорошие мультики. Заниматься всем, что вызывает интерес у ребенка.

Через родителей у малыша формируется образ человеческих взаимоотношений. Именно родители должны показать, какое отношение может быть к окружающим.

Конечно, стоит отдавать ребенка в различные кружки и на разнообразные занятия, развивать его творческие и интеллектуальные способности. Все это будет способствовать духовному развитию малыша. Но самое главное, что необходимо сделать – это установить в семье теплые, доверительные отношения. И только тогда ребенок, действительно, будет развиваться духовно.

Источник

Мир меняется и очень быстро, прежним он уже точно не будет. Нашим детям и внукам предстоит жить в совершенно других условиях. Наше воспитание и образование, существующие в настоящее время, не могут дать те знания, которые пригодятся им на обновленной Земле.

Многие родители, бабушки, дедушки уже знают, чувствуют, что их маленькие детки, внуки – другие. Они очень отличаются от детей постарше, тем более от самих взрослых, какими те были в детстве. Эти дети как маленькие мудрецы знают о многом, некоторые даже могут рассказать о том, как нужно жить на Земле, и своим примером они учат нас строить новые отношения на основе любви и доверия к миру. Они очень чувствительны, их невозможно обмануть, у них хорошо развита интуиция: они как будто видят человека насквозь.

Таких детей называют «кристальными детьми». Они уже с рождения обладают важными знаниями, являясь более зрелыми, древними душами. Нам, взрослым, необходимо помочь этим деткам раскрыться для мира, постараться почувствовать и понять их.

Уровень духовного развития

Не все детки, которые сейчас рождаются, являются кристальными, но по наблюдениям родителей и специалистов, работающих с детьми, в настоящее время все больше и больше воплощается на земле таких детей. Многие взрослые отмечают, насколько они другие: свободолюбивые, умные, наблюдательные, бесстрашные, талантливые…

Мы знаем, что всё в этом мире есть энергия, а энергия человека – это его внутренняя суть. Можно сказать, что уровень духовного развития ребенка, как и любого человека, представляет его энергетику, которая измеряется в конкретных единицах – частоте вибраций.

Маленькие дети пришли в этот мир уже в других, более высоких вибрациях, которые и являются их отличительной особенностью.

Духовное развитие ребенка

Как же уберечь их души от влияния враждебного им мира, чтобы не загубить их ярко выраженное Божественное начало? Как сделать так, чтобы их духовное развитие не останавливалось, а шло по нарастающей, чтобы душа, воплотившаяся в ребенка, смогла выполнить свою миссию?

Существующая система воспитания, где царит атмосфера уравниловки, подавления свободной воли и отсутствует индивидуальный подход к каждому ребенку как к уникальной неповторимой личности, может стать для кристального ребенка просто трагедией.

Духовное развитие детей

Поэтому актуальной потребностью сегодняшнего общества является создание совершенно новой системы образования, в основе которой будут лежать принципы уважения личности ребенка, его свободного выбора, самовыражения, способствующие выявлению на ранней стадии развития ребенка его таланта и предназначения.

Условия духовного развития

Необходимо создать такие условия, чтобы детишки делились с окружающими своими знаниями, видением, пониманием происходящих вокруг событий, чтобы они больше раскрывались для мира.

Это потребует создания совершенно других программ обучения на базе законов мироздания, где отношения между учителем и учеником будут строиться на основе взаимного уважения, доверия, взаимопонимания и любви. В этих программах основными предметами будут те, которые несут знания, способствующие стремлению ребёнка к познанию себя и мироздания. Так, с нашей помощью, ребенок сможет  свободно и уверенно идти по жизни, стать честным, порядочным, высокодуховным человеком, уважающим мнение другого, осознающим свою ответственность не только за свою жизнь, своих близких, но и за всю планету.

Это позволит воспитать человека будущего, обладающего твердым пониманием того, что все в его жизни зависит от него самого, от его умения сознавать себя частичкой всего Творения и одновременно испытывать чувство единства с любым встреченным на его пути человеком.

духовное развитие ребенка

Возникает насущная потребность в таких школах, где ребёнок чувствовал бы себя как дома, где ему было бы интересно учиться, общаться и развиваться в интересующих его направлениях, раскрывая свои способности.

Сейчас появились и продолжают открываться повсеместно разные школы, где стремятся создавать подобные условия, однако их очень мало. Есть родители, которые переводят своих детей на домашнее обучение и тоже стремятся создавать условия ребенку для его разностороннего развития.

Однако жизненные обстоятельства не позволяют нынешним мамам заниматься только своими детьми, и им приходится отдавать их в ясли, детские сады и школы, которые зачастую не отвечают духовным запросам и где, как некоторым родителям кажется, ломают душу маленького ребенка.

Читайте также:  Бондаренко о психическом развитии ребенка

Духовное развитие и адаптация к реалиям

Как адаптировать ребенка к реалиям настоящей жизни, где есть агрессивная среда, укоренившиеся веками стереотипы поведения быть как все, где проживают дети и взрослые с разным уровнем воспитания и отношения к людям, миру?

В современных условиях актуальной является задача научить ребенка относиться спокойно и, насколько это возможно, с пониманием ко всем и всему, что происходит.

С раннего детства в сознание ребенка закладывается фундамент, который формируется под влиянием взрослых, и на этой базе строятся в дальнейшем определенные модели отношений между людьми.

Например, ребёнку с детства внушают мысль, что нужно слушаться взрослых, что их мнение всегда правильное. У ребенка со временем на подсознательном уровне откладывается стойкое убеждение, которое затем по умолчанию работает как программа: нужно быть послушным, угодить взрослым, чтобы выглядеть в их глазах хорошим.

Еще в раннем детстве некоторые взрослые начинают давать оценки поступкам ребенка, с возрастом ставить в пример других детей, кто умнее, лучше и т.д.

Так у ребенка начинаются душевные терзания и зарождается одна из разновидностей нашего эго – самооценка. У кого-то она занижена, у кого-то завышена.

Таким образом, постепенно человек начинает терять свою особенную неповторимость, индивидуальность, подгоняя себя под определенные стандарты, искусственно навязанные обществом. А главное, перестаёт слышать зов своей Души и начинает забывать, для чего, для выполнения какой задачи он пришёл на эту Землю.

Духовное развитие и переоценка ценностей

Сейчас новые детки смотрят на мир другими глазами, умеют прислушиваться к себе, следовать своим истинным желаниям, и самооценка таких детей не зависит от мнения других. Однако чаще всего именно в этом заключаются конфликты между детьми и родителями, теми родителями, которые еще не готовы понять и принять таких детишек.

Если такого ребенка будут пытаться ломать, подгоняя под общепринятые стандарты общества, то родители рискуют сделать своего ребенка несчастным или человеком с низкой самооценкой.

Однако радует то, что именно сейчас идет массовая переоценка ценностей многими людьми на всей нашей планете. Безусловно, этот процесс затронет вопросы духовного развития человека, взаимоотношений между людьми в различных сферах человеческого общества и прежде всего в семье, семейных отношениях, вопросах воспитания детей.

И сейчас перед родителями этих новых детишек стоит очень ответственная задача: провести их по «узкой тропинке», разделяющей два мира – тот, в котором мы ещё живём, но который уже рушится, и новый, грядущий мир.

духовное развитие ребенка

Заботясь о духовном развитии детей, родители не должны забывать о собственном духовном развитии

И, конечно же, родителю нужно начинать с себя. Постараться стать счастливыми родителями счастливых детей. Именно в семье закладывается основной фундамент личности ребенка, от этого во многом зависит его дальнейшая жизнь. Более того, осознанные родители понимают, что влияние на малыша начинается еще до зачатия: желанные и рожденные в любви дети отличаются от нежеланных и нелюбимых детей.

Как уже говорилось, всё есть энергия, поэтому для ребенка важно, какие энергии его окружают с самого рождения, именно они играют основную роль в отношениях с детьми, которые чувствуют их гораздо тоньше, чем взрослые.

Поэтому родителям нужно помнить об ответственности за свои мысли и эмоции по отношению к своим детям. Даже если родители будут следить за своей речью, но внутри у них будет жить страх за своего ребёнка, то он это обязательно почувствует, и эта разрушительная энергия окажет негативное воздействие на ребенка, ослабляя его естественную защиту, а затем скажется и на его здоровье.

Только безусловная любовь родителей, создание в семье атмосферы спокойствия и доверия к самой жизни способны защитить ребенка от чужеродных низковибрационных энергий и стать для него той «крепостью», где он может укрыться от всех невзгод, с которыми может соприкоснуться его нежная душа в детском саду, школе, на улице.

И в дальнейшем семья в течение всей жизни будет оказывать сильное энергетическое воздействие на человека, поскольку на протяжении многих лет он находился в едином энергетическом пространстве с родными ему людьми.

Помнить также о том, что душа ребенка – это огромный неповторимый мир, целая вселенная, которая приходит на землю за своим опытом, а также чтобы поделиться своим сокровенным, подарить миру свой уникальный дар. Нужно быть очень чутким, внимательным родителем, чтобы разглядеть в нем его индивидуальность, при этом не подавляя свободную волю своего ребенка, поддерживать и вести во взрослую жизнь, оставаясь в дальнейшем просто мудрым наблюдателем. Жизнь от нас требует стать более взрослым, осознанным родителем, чтобы быть настоящим другом, поддержкой для своего ребенка.

Осознанные родители — осознанные дети

Самая главная практика осознанности для родителя – это ваше присутствие. Когда вы общаетесь с ребёнком или когда он просит просто полежать рядом с ним, нужно постараться быть тотально включенным в ребёнка: всем телом, умом, чувствуя его целиком, ощущая тепло его ладошки, прислушиваясь к его дыханию, быть в моменте здесь и сейчас.

Действительно с ним, а не с мыслями, планами или жалостью к себе, держа в руке телефон или находясь за монитором. Иногда напоминая себе о том, что это такой важный для обоих период жизни под названием «детство вашего малыша», и малыш, выражаясь словами мудрого педагога, – «это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала вам на хранение и развитие в ней творческого огня».

И тогда, когда в неподходящий момент ребенок требует вашего внимания, случаются разные неожиданности, рушатся планы, самый действенный способ пройти через все эти фрустрации — просто принять, расслабиться, сделать глубокий вдох, выдох, внутренне улыбнуться и раскрыться навстречу всем этим вызовам.

Подойти к малышу с распахнутым сердцем, готовым вместить и слёзы, и сбивчивый пересказ чего-то важного для него.

И чем чаще мы позволяем себе открываться и просто присутствовать в настоящем моменте, находясь рядом с ребёнком, тем естественнее он будет воспринимать такой способ существования. А состояние закрытости, избегания встречи с чувствами может пустить корни в самый центр ваших семейных отношений и стать невидимой нормой для всех членов вашей семьи

«Сердце отдаю детям» – так писал известный педагог В.А. Сухомлинский.

Давайте раскроем свои сердца и отдадим их детям, проливая свет безусловной любви, великодушия, бескорыстия по отношению к каждому ребенку. И своим примером поможем создать пространство истинных отношений, где есть безусловное принятие, взаимопонимание, доверие друг другу, миру, настоящая дружба.

Будем по-настоящему дружить с детьми и поможем раскрыть их уникальные качества, ту Божественную тайну, в которой заключена неповторимая миссия каждого ребенка – сделать наш мир прекрасней.

Дети дузовное развитие

Автор: ученица Школы Рамзия Юмашева

Источник

Без духов­ного вос­пи­та­ния ребё­нок  в совре­мен­ном мире ста­но­вится  уяз­ви­мым. Как  пра­вильно вос­пи­ты­вать духовно и в чём можно уви­деть резуль­таты такого вос­пи­та­ния? Об этом  и мно­гом дру­гом со свя­щен­ни­ком Пав­лом Гуме­ро­вым бесе­дует Кри­стина Сандалова. 

– Батюшка, с чего начи­на­ется духов­ное воспитание?

–  Сперва нужно опре­де­литься, что такое духов­ное воспитание.

В вос­при­я­тии свет­ского чело­века «духов­ное вос­пи­та­ние» заклю­ча­ется в посе­ще­нии теат­ров, музеев, лите­ра­тур­ных и поэ­ти­че­ских вечеров. 

Но в дей­стви­тель­но­сти пере­чис­лен­ное отно­сится к раз­ви­тию душев­ной сферы. 

Однако сей­час такое время, что без духов­ного вос­пи­та­ния, без веры, без основы, стержня детей не убережёшь.

Если раньше школа и обще­ство при­ви­вали ребёнку базо­вые кри­те­рии нрав­ствен­но­сти, то сего­дня у боль­шин­ства людей нет пони­ма­ния пра­виль­ного и дур­ного, кри­те­рии размыты.

Читайте также:  Мадоу центр развития ребенка детский сад 131

Мно­гие роди­тели и сами не знают, как стро­ить жизнь, и детей рас­тят в неве­де­нии. И в агрес­сив­ном мире все­доз­во­лен­но­сти и гедо­низма без нрав­ственно-духов­ной опоры усто­ять перед гре­хом чрез­вы­чайно тяжело. В резуль­тате ребё­нок, вырвав­шись из роди­тель­ского дома, рис­кует наде­лать оши­бок, испра­вить кото­рые будет невозможно.

Уже выросло поко­ле­ние людей без цен­но­стей, кото­рые соот­вет­ственно вос­пи­ты­вают детей – без мая­ков и ори­ен­ти­ров. А бывает, люди и пони­мают, что нужно пере­осмыс­лить своё про­шлое, стре­миться к духов­ным иде­а­лам, но в реаль­но­сти ленятся пред­при­ни­мать уси­лия и учить ребёнка нравственности.

Как пра­вило, роди­тели отдают малыша в пра­во­слав­ную гим­на­зию или вос­крес­ную школу и выклю­ча­ются из про­цесса вос­пи­та­ния, все­цело пола­га­ясь на учи­те­лей. Однако неве­ро­ятно трудно вос­пи­тать ребёнка в пра­во­слав­ной вере, если мама и папа не подают долж­ного при­мера, а демон­стри­руют противоположное. 

Невоз­можно при­вить здо­ро­вый образ жизни, когда мама и папа курят и зло­упо­треб­ляет спирт­ными напит­ками. Если мы хотим, чтобы ребё­нок не пере­бе­гал улицу в непо­ло­жен­ном месте, нужно самим пере­хо­дить её по пеше­ход­ному пере­ходу на зелё­ный сиг­нал све­то­фора. То же самое с духов­ным воспитанием.

Если роди­тели хотят, чтобы ребё­нок молился, ходил в храм, постился, он дол­жен видеть это в семье и счи­тать пра­во­слав­ные тра­ди­ции  есте­ствен­ной, при­выч­ной, обы­ден­ной частью жизни. 

Когда ребё­нок с дет­ства знает, что мама с папой не сядут за стол без молитвы, что по вос­кре­се­ниям мы ходим в храм, у него закла­ды­ва­ется, что именно так и должно быть в семье, что вера и служба в храме – не про­сто обряд, а часть души.

– Полу­ча­ется, тра­ди­ции играют суще­ствен­ную роль?

– Конечно! Ведь что такое тра­ди­ция? В пере­воде с латин­ского – «пере­дача», пере­дача устоев, духов­ных зако­нов, цен­но­стей. В Рос­сии в начале про­шлого века тра­ди­ция пре­рва­лась, семья раз­ва­ли­лась, и из-за этого воз­никла масса про­блем, кото­рые мы рас­хлё­бы­ваем и по сей день.

–  Нередко слу­ча­ется, что роди­тели ста­ра­лись при­ви­вать детям пра­во­слав­ный образ жизни, водили в храм, учили поститься, моли­лись, однако в «труд­ном воз­расте» под­ростки вдруг наот­рез отка­зы­ва­ются ходить в Цер­ковь. Что делать в этом слу­чае, и почему это происходит?

Мне кажется, в под­рост­ко­вом воз­расте такой отказ есте­стве­нен. Вспом­ним притчу о блуд­ном сыне. Оче­видно, что бла­го­че­сти­вый отец любил сына, забо­тился, вос­пи­ты­вал в тра­ди­циях, и, тем не менее, юноша все равно ушёл, оста­вив в горе отца.

Однако уход под­рост­ков из Церкви не озна­чает, что вос­пи­та­ние в вере – бес­по­лез­ное заня­тие. Отнюдь нет! И конец притчи, воз­вра­ще­ние рас­ка­яв­ше­гося сына, это под­твер­ждает. Если бы отец не при­ви­вал муд­рое, доб­рое, веч­ное, ребё­нок вряд ли бы осо­знал свои ошибки и вернулся. 

Разу­ме­ется, мы не знаем, как сло­жится судьба детей, и гаран­тию, что наш ребё­нок не наде­лает оши­бок и не поте­ряет веру, не может дать никто. Но это не зна­чит, что мы должны без­дей­ство­вать, наша задача – пере­дать им поло­жи­тель­ный духов­ный опыт, накоп­лен­ный нашими пред­ками, свя­тыми отцами и праведниками.

Только этот опыт и духов­ная жизнь дают силы, волю, стой­кость к испы­та­ниям. Ведь, когда чело­век выле­тает из гнезда, попа­дает в инсти­тут, армию, рабо­чий кол­лек­тив, он обя­за­тельно стал­ки­ва­ется с иску­ше­ни­ями, соблазнами.

И если у него с дет­ства зало­жены основы, сфор­ми­ро­ван креп­кий внут­рен­ний стер­жень, он полу­чил духов­ный имму­ни­тет, то он может отде­лить зерна от пле­вел, понять, «что такое хорошо и что такое плохо». 

И даже сперва нало­мав дров, в конце кон­цов, он может сде­лать вер­ный выбор, вер­нуться к исто­кам. Но это при усло­вии, что роди­тели не фор­мально водили малыша в храм, а сами духовно воз­рас­тали, бесе­до­вали с ребён­ком о глав­ном, что ребё­нок видел искрен­ность и глу­бо­кую веру.

– Мно­гие роди­тели с болью вос­при­ни­мают отступ­ле­ние детей от Церкви…

– Это тяжело при­нять. Однако нужно пом­нить, что духов­ная жизнь часто идёт по сину­со­иде: то подъем, то спад. И даже у свя­тых подвиж­ни­ков бывали раз­ные пери­оды, поэтому если ребё­нок в какой-то момент колеб­лется, впа­дает в иску­ше­ние, роди­те­лям нельзя отчаиваться.

Сомне­ния в пере­ход­ном воз­расте – рас­про­стра­нён­ная про­блема, кото­рая встре­ча­ется даже в семьях свя­щен­ни­ков. Я часто вижу по семьям моих при­хо­жан: пока ребёнку было 5,7, 10 лет, малыш ходит с роди­те­лями каж­дые выход­ные, в 12–13 – все чаще про­пус­кает службы, а в 15–17, смот­ришь – а роди­тели одни.

Нередко, на мой взгляд, это про­ис­хо­дит от оши­боч­ного под­хода взрос­лых к духов­ному воспитанию.

Когда малыш груд­ной, всё про­сто: мла­денца при­ча­стили, к кре­сту под­несли, просфору дали, и ребё­нок дово­лен, а роди­тели счаст­ливы. Этим часто мама с папой и огра­ни­чи­ва­ются. Но в 12–15 лет уже тре­бу­ется вести себя иначе, не будешь же и дальше водить ребёнка за ручку! 

В первую оче­редь тре­бу­ется про­буж­дать инте­рес. Ведь и взрос­лые люди с удо­воль­ствием делают только то, что им инте­ресно. Поэтому если мы хотим при­влечь детей к храму, к цер­ков­ной жизни, важно под­пи­ты­вать любопытство.

У ребёнка не должно быть ощу­ще­ния, что посе­ще­ние службы – это наси­лие, тяж­кая обя­зан­ность, от кото­рой хочется увиль­нуть, убе­жать к дру­зьям или к ком­пью­теру. Нужно объ­яс­нять смысл бого­слу­же­ния, вме­сте читать Еван­ге­лие, обсуж­дать жития, возить по свя­тым местам и на экскурсии.

Жела­тельно найти какое-то полез­ное дело, напри­мер, пение на кли­росе или помощь по цер­ковно-при­ход­ской работе. Заме­ча­тельно, если роди­тели отда­дут под­ростка в моло­дёж­ную пра­во­слав­ную орга­ни­за­цию, при­вле­ка­ю­щую под­рост­ков к обще­ствен­ным рабо­там, напри­мер, по вос­ста­нов­ле­нию храмов.

Во-пер­вых, у ребёнка появится ком­па­ния ребят из пра­во­слав­ных семей, а, во-вто­рых, он будет ощу­щать свою зна­чи­мость, чув­ство­вать, что при­но­сит пользу.

Я сам остался в храме, в первую оче­редь, по молит­вам роди­те­лей, и ещё потому, что у меня были дру­зья, с кото­рым я вме­сте посе­щал храм. Я видел, что не оди­нок, что мы вме­сте делаем какие-то дела, помо­гаем храму, стоим на службе, и это вдохновляло.

–  Полу­ча­ется, от роди­те­лей тре­бу­ется больше, чем про­сто научить ребёнка молитве, посту…

–  Да, духов­ное вос­пи­та­ние – нелёг­кий труд. Но без него ребёнку при­дётся сложно. Мы видим, что боль­шин­ство людей в Церкви – люди, при­шед­шие к вере через скорби и стра­да­ния, тогда как, если бы их вос­пи­ты­вали в пра­во­сла­вии с рож­де­ния, мно­гих оши­бок и испы­та­ний они сумели бы избежать.

И хотя, повто­рюсь, при­уче­ние к цер­ков­ной жизни с ран­них лет не гаран­ти­рует отсут­ствие коле­ба­ний в вере в опре­де­лён­ном воз­расте, но пра­во­слав­ное вос­пи­та­ние суще­ственно сни­жает «сте­пень риска», помо­гает защи­тить ребёнка от бед.

Когда мы рас­тим детей согласно запо­ве­дям, мы объ­яс­няем, что за совер­ше­ние греха неиз­менно после­дуют про­блемы, и избе­жать этих труд­но­стей можно, живя по правилам.

Духовно-нрав­ствен­ное вос­пи­та­ние можно срав­нить с про­фи­лак­ти­че­ской при­вив­кой. Конечно, ребё­нок может серьёзно забо­леть несмотря на ста­ра­ния роди­те­лей, но такой шанс – один на тысячу при свое­вре­мен­ном про­ве­де­нии нуж­ных про­фи­лак­ти­че­ских мероприятий.

– Однако неко­то­рые роди­тели, и даже пси­хо­логи, гово­рят о том, что чем суро­вее усло­вия, в кото­рых рас­тёт ребё­нок, тем лучше он адап­ти­ру­ется к взрос­лой жизни.

– Не согла­шусь. Мы гово­рим не о мате­ри­аль­ных суро­вых усло­виях, а о том, чтобы ребё­нок полу­чил в семье защиту от жутко суро­вых и агрес­сив­ных внеш­них духов­ных усло­вий, от вли­я­ния мира, кото­рый «во зле лежит».

Дет­ский дом, где дети не полу­чают адек­ват­ного вос­пи­та­ния, не видят при­мера семей­ной жизни, любви, мате­рин­ской заботы и ласки – пер­вая сту­пень к дет­ской коло­нии, тюрьме.

Если мы руко­вод­ству­емся бла­гом для ребёнка, мы должны успеть до под­рост­ко­вого воз­раста дать поло­жи­тель­ный «век­тор», про­де­мон­стри­ро­вать пра­виль­ный под­ход к жизни, научить исти­ной хри­сти­ан­ской любви.

Таким обра­зом, мы под­го­то­вим ребёнка, и в буду­щем, столк­нув­шись с само­сто­я­тель­ным выбо­ром, под­ро­сток уже будет знать, где свет, где тьма, и сумеет повер­нуться в нуж­ную сто­рону. Но для этого дол­жен быть сфор­ми­ро­ван внут­рен­ний стержень.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка раннего возраста 1 3 года

–  Для совер­ше­ния пра­виль­ного выбора у ребёнка должна быть еще и сила воли. Под­ростку трудно усто­ять перед насмеш­ками сверст­ни­ков над пра­во­слав­ной верой или над тем, что он ходит в храм, соблю­дает запо­веди. Как помочь выстоять?

–  Самое глав­ное –  ребё­нок дол­жен видеть, что мама с папой не допус­кают ника­кого ком­про­мисса, нико­гда не идут на сделку с соб­ствен­ной сове­стью, прин­ци­пами, и дома молятся, и на улице не стес­ня­ются пере­кре­ститься, про­ходя мимо храма.

Для сына важно знать, что отец – чело­век воле­вой, муже­ствен­ный, для дочери – что мама почти­тель­ная, любя­щая жена. Тогда дети, стре­мясь похо­дить на роди­те­лей, будут сле­до­вать их примеру.

В этом смысле чрез­вы­чай­ное зна­че­ние имеет пост. С 7 лет уже можно при­учать малыша поститься. Пост и молитва – пре­крас­ное вос­пи­та­ние воли. Все смот­рят теле­ви­зор и едят бутер­броды с кол­ба­сой, а ребё­нок знает, что у него в семье пост, и нужно сдер­жи­вать себя, не при­ка­саться несколько недель к дели­ка­те­сам или не смот­реть мультфильмы.

Не стоит ограж­дать ребёнка от поста, опа­са­ясь за кало­рии и недо­ста­ток вита­ми­нов. Обес­пе­чить здо­ро­вый рацион ребёнку вполне реально. А вот, не при­учив с малых лет к само­огра­ни­че­нию в пище, можно лишить важ­ного духов­ного опыта. 

Если ребё­нок в малом научится быть верен, он и в серьёз­ной ситу­а­ции легко сумеет усто­ять. Сего­дня он смо­жет сдер­жать себя и не съесть пред­ло­жен­ную дру­гом шоко­ладку, а зав­тра – отка­жется от наркотиков.

И ещё: не бой­тесь ребёнку вну­шить, что мы – дру­гие, мы – воины Хри­стовы, что пра­во­слав­ные пред­став­ле­ния часто идут в раз­рез с обще­при­ня­тыми. Под­ро­сток дол­жен пони­мать, что он вполне может постра­дать и даже стать изгоем из-за своей веры, и это нормально.

В совет­ское время веру­ю­щие знали, что за веру могут не взять в вуз, в армии непре­менно отпра­вят в строй­бат, и будет крайне сложно полу­чить хоро­шую работу. Потому что любого моло­дого чело­века, заме­чен­ного на цер­ков­ных служ­бах, КГБ тут же брало «на каран­даш». Детям свя­щен­ни­ков прак­ти­че­ски невоз­можно было полу­чить выс­шее образование.

Либо ты дол­жен был отречься, либо тер­петь. Сего­дня же от нас не тре­бу­ется жертвы, а только твёр­дость характера.

– Как вы счи­та­ете, в чем задача роди­те­лей с духов­ной позиции?

– Мне кажется, у роди­те­лей две задачи. Пер­вая – ребёнка «обра­зо­вать». Я имею в виду не обра­зо­ва­ние, а сохра­не­ние образа Божия: взрос­лые должны при­ло­жить все уси­лия, чтобы ребё­нок вырос насто­я­щим хри­сти­а­ни­ном. Вто­рая – под­го­то­вить к само­сто­я­тель­ной жизни, дав чёт­кие ори­ен­тиры и кри­те­рии оценки.

Помните, что ребё­нок – чадо Божие, кото­рый дан роди­те­лям на корот­кое время. Мы не смо­жем его посто­янно кон­тро­ли­ро­вать, помо­гать, сове­то­вать, поддерживать. 

Наста­нет время, и ребё­нок отде­лится, полу­чит про­фес­сию, создаст семью. И от того, как мы его под­го­то­вим, сло­жится его судьба. От духовно-нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния зави­сит жизнь, поэтому, прежде всего, нужно «искать правды Божией, а все осталь­ное приложится».

–  Малень­кие дети открыты и вос­при­им­чивы к рели­гии, а в пере­ход­ный период дети часто закры­ва­ются, начи­нают отвер­гать дог­маты, кри­ти­куют. Почему?

– Мне кажется, все инди­ви­ду­ально. Я в ран­нем воз­расте не очень охотно ходил в храм, внут­ренне про­те­сто­вал, а в под­рост­ко­вом воз­расте заин­те­ре­со­вался, втя­нулся, и в послед­них клас­сах школы при­нял реше­ние идти в семинарию.

Я убеж­дён, что любой про­тест, отри­ца­ние ребёнка тре­бует раз­го­вора. Важно не тащить малыша насильно за ухо, а пого­во­рить, выяс­нить, что не нра­вится, объ­яс­нить, что и почему важно делать, заинтересовать. 

Как и со шко­лой – бес­по­лезно и бес­смыс­ленно про­сто застав­лять ребёнка учиться, нужно понять, где кро­ется при­чина недо­воль­ства, попы­таться устра­нить её или помочь ребёнку преодолеть.

Даже в мла­денце нужно видеть лич­ность, ува­жать дет­ские чув­ства, ведь у малыша такая же бес­смерт­ная Богом дан­ная душа, как и у нас с вами, и сво­бод­ная воля тоже, и за них тоже Хри­стос умер.

Это не озна­чает, что не должно быть запре­тов или нака­за­ний, ува­же­ние не исклю­чает вос­пи­та­ние. Но запреты, огра­ни­че­ния или лише­ния должны быть объ­яс­нены ребёнку: почему, за что, отчего иначе нельзя.

Это ребёнка и рас­по­ла­гает, и раз­ви­вает у него чув­ство ответ­ствен­но­сти, созна­тель­ность. Ведь мы должны научить ребёнка, пока он ещё не всту­пил в само­сто­я­тель­ную жизнь, что все его поступки: и хоро­шие, и пло­хие будут иметь послед­ствия. Без этого навыка очень тяжело при­дётся в любой сфере жизни.

– А как реа­ги­ро­вать на серьёз­ные про­ступки детей?

– Зави­сит от воз­раста. Но почти в любом воз­расте ребё­нок совер­шает тот или иной про­сту­пок ско­рее под вли­я­нием нахлы­нув­шего на дан­ный момент чув­ства, бес­со­зна­тельно, без холод­ного расчёта.

Конечно, нельзя оста­ваться без­участ­ным, спус­кать все с рук. Но и нельзя дей­ство­вать в гневе. Нужно сурово, но спо­койно побе­се­до­вать, и непре­менно назна­чить опре­де­лён­ное наказание.

Не стоит остав­лять про­сту­пок, нару­ше­ние без послед­ствий, иначе ребё­нок попро­сту не пой­мёт, что хорошо, а что плохо и недо­пу­стимо. И нака­за­ние должно быть инди­ви­ду­аль­ным. На кого-то вли­яет лише­ние люби­мой игрушки, на дру­гого – отказ от инте­рес­ной поездки или похода в гости.

У ребёнка не должно воз­ни­кать даже мысли, что роди­тели «покри­чат-покри­чат, да и про­стят», он дол­жен пони­мать, что за серьёз­ные нару­ше­ния нака­за­ние будет суро­вым и неизбежным.

Мы, конечно, можем создать нашему чаду какие-то осо­бые, безум­ные, иде­аль­ные для него усло­вия: все раз­ре­шать, ни за что не наказывать. 

И пока он будет жить с нами, до поры до вре­мени он будет счи­тать, что всё нор­мально, но что будет потом, когда он пой­дёт в школу, в армию, инсти­тут, на работу, там будут уже совсем дру­гие усло­вия, тре­бо­ва­ния, над ним будут учи­теля, началь­ники, стар­шие, а уж они-то с ним носится не будут.

– Но как гово­рить с детьми на духов­ные темы?

– Уже с малых лет можно читать дет­скую Биб­лию, бесе­до­вать на доступ­ном детям языке о жизни свя­тых, под­би­рая с воз­рас­том более серьёз­ную лите­ра­туру. Можно вме­сте смот­реть фильмы на биб­лей­ские сюжеты, а после – обсуждать.

Разу­ме­ется, это отни­мает силы и время, но делать это необ­хо­димо. У нас в семье глав­ным духов­ным вос­пи­та­те­лем явля­ется моя супруга, матушка. Духов­ные книги она читает в основ­ном на ночь, когда дети уже уго­мо­нятся и отхо­дят ко сну, но спать им как все­гда не хочется, и вот, лёжа в кро­вати, они слу­шают духов­ные рас­сказы, Евангелие.

Сей­час, слава Богу, боль­шой выбор хоро­шей духов­ной лите­ра­туры для детей. Есть о. Сер­гий Нико­лаев, Б. Гонаго, о. Нико­лай Ага­фо­нов и мно­гие дру­гие авторы. В пост­ные дни, когда наши дети не смот­рят муль­тики и фильмы, мы пока­зы­ваем им доку­мен­таль­ное кино духов­ного содер­жа­ния, напри­мер, про монастыри.

Согласно ста­ти­стике, подав­ля­ю­щее боль­шин­ство роди­те­лей по-насто­я­щему обща­ются с детьми всего несколько минут в день. Отсут­ствие обще­ния порож­дает душев­ную и, конечно же, духов­ную разобщённость. 

О каком духов­ном вос­пи­та­нии детей тогда может идти речь, если роди­тели порой только про­ве­ряют уроки и кор­мят детей ужином… 

Но ведь у обыч­ного сред­не­ста­ти­сти­че­ского роди­теля, кото­рый в 18, 19 часов вечера при­хо­дит домой, оста­ётся ещё 4–5 часов до сна. Уде­лите из них часть вре­мени на обще­ние с детьми, и вы нико­гда об этом не пожалеете.

Опуб­ли­ко­вано на обра­зо­ва­тель­ном пор­тале «Слово»

Источник