Идеал как основа для духовного развития ребенка

Духовное развитие
Многие считают, что для духовного развития необходимо как можно больше творчески развивать малыша. Заниматься с ним танцами, музыкой, рисованием, читать разнообразную литературу. Для других это что-то связанное с богом, поэтому необходимо с детства знакомить ребенка с библией и церковью. Существует большое количество догадок в этом вопросе.
Духовный рост начинается в семье и продолжается всю жизнь. Это гармоничное развитие малыша.
Такому развитию ребенок самостоятельно не научится. Важно чтобы и родители развивались духовно. Потому что все, что ребенок умеет и чему может научиться, в первую очередь, берется из семьи. Дети с рождения любят повторять и подражать родителям, копируют их образ жизни. И нет особого смысла пытаться развивать малыша духовно, если мама с папой не считают нужным заниматься этим сами.
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь” Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.
Основа духовного развития – родительский пример. Начинать духовно развивать ребенка необходимо с себя, с семьи. И только тогда духовная составляющая в ребенке будет развиваться. Отношения в семье должны быть теплые, доверительные, построенные на взаимоуважении и понимании. Духовное развитие малыша зависит от правильного и грамотного отношения любящих родителей.
Если в семье не чувствуется любовь и гармония, то ни о каком духовно развитии речи быть не может. А все усилия, которые родители прикладывают, будут только развивать его творческие, физические или интеллектуальные способности.
Духовное развитие ребенка происходит через все пять органов чувств: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Поэтому родители всегда должны думать об окружающей обстановке своего дитя.
Что делать для духовного развития ребенка
Нет определенных требований и правил, необходимых для духовного развития. Ценности, которые есть в семье, традиции, уровень развития семьи, являются базой для духовного развития малыша. Родители должны сами чувствовать духовную составляющую и передавать ее своим детям.
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь” Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.
Когда малыш только появляется в семье, первое время он полностью зависит от родителей, как в физическом, так и в психологическом плане. В это время у ребенка устанавливается определенное отношение к миру. Можно ли ему доверять или стоит быть осторожным? Нужно чтобы кроха чувствовал, что его любят, он долгожданный, и он любим, потому что через родительскую любовь малыш формирует отношение к окружающему миру.
Семье необходимо жить в гармонии, любви, терпении и заботе друг о друге и все эти чувства и проявления ребенок будет впитывать как губка.
Когда ребенок начинает ходить, он очень любознателен. Родителям необходимо правильно и грамотно направлять его интерес в нужное русло. Можно читать различные книжки, изучать яркие картинки, смотреть хорошие мультики. Заниматься всем, что вызывает интерес у ребенка.
Через родителей у малыша формируется образ человеческих взаимоотношений. Именно родители должны показать, какое отношение может быть к окружающим.
Конечно, стоит отдавать ребенка в различные кружки и на разнообразные занятия, развивать его творческие и интеллектуальные способности. Все это будет способствовать духовному развитию малыша. Но самое главное, что необходимо сделать – это установить в семье теплые, доверительные отношения. И только тогда ребенок, действительно, будет развиваться духовно.
Источник
Мир меняется и очень быстро, прежним он уже точно не будет. Нашим детям и внукам предстоит жить в совершенно других условиях. Наше воспитание и образование, существующие в настоящее время, не могут дать те знания, которые пригодятся им на обновленной Земле.
Многие родители, бабушки, дедушки уже знают, чувствуют, что их маленькие детки, внуки – другие. Они очень отличаются от детей постарше, тем более от самих взрослых, какими те были в детстве. Эти дети как маленькие мудрецы знают о многом, некоторые даже могут рассказать о том, как нужно жить на Земле, и своим примером они учат нас строить новые отношения на основе любви и доверия к миру. Они очень чувствительны, их невозможно обмануть, у них хорошо развита интуиция: они как будто видят человека насквозь.
Таких детей называют «кристальными детьми». Они уже с рождения обладают важными знаниями, являясь более зрелыми, древними душами. Нам, взрослым, необходимо помочь этим деткам раскрыться для мира, постараться почувствовать и понять их.
Уровень духовного развития
Не все детки, которые сейчас рождаются, являются кристальными, но по наблюдениям родителей и специалистов, работающих с детьми, в настоящее время все больше и больше воплощается на земле таких детей. Многие взрослые отмечают, насколько они другие: свободолюбивые, умные, наблюдательные, бесстрашные, талантливые…
Мы знаем, что всё в этом мире есть энергия, а энергия человека – это его внутренняя суть. Можно сказать, что уровень духовного развития ребенка, как и любого человека, представляет его энергетику, которая измеряется в конкретных единицах – частоте вибраций.
Маленькие дети пришли в этот мир уже в других, более высоких вибрациях, которые и являются их отличительной особенностью.
Как же уберечь их души от влияния враждебного им мира, чтобы не загубить их ярко выраженное Божественное начало? Как сделать так, чтобы их духовное развитие не останавливалось, а шло по нарастающей, чтобы душа, воплотившаяся в ребенка, смогла выполнить свою миссию?
Существующая система воспитания, где царит атмосфера уравниловки, подавления свободной воли и отсутствует индивидуальный подход к каждому ребенку как к уникальной неповторимой личности, может стать для кристального ребенка просто трагедией.
Поэтому актуальной потребностью сегодняшнего общества является создание совершенно новой системы образования, в основе которой будут лежать принципы уважения личности ребенка, его свободного выбора, самовыражения, способствующие выявлению на ранней стадии развития ребенка его таланта и предназначения.
Условия духовного развития
Необходимо создать такие условия, чтобы детишки делились с окружающими своими знаниями, видением, пониманием происходящих вокруг событий, чтобы они больше раскрывались для мира.
Это потребует создания совершенно других программ обучения на базе законов мироздания, где отношения между учителем и учеником будут строиться на основе взаимного уважения, доверия, взаимопонимания и любви. В этих программах основными предметами будут те, которые несут знания, способствующие стремлению ребёнка к познанию себя и мироздания. Так, с нашей помощью, ребенок сможет свободно и уверенно идти по жизни, стать честным, порядочным, высокодуховным человеком, уважающим мнение другого, осознающим свою ответственность не только за свою жизнь, своих близких, но и за всю планету.
Это позволит воспитать человека будущего, обладающего твердым пониманием того, что все в его жизни зависит от него самого, от его умения сознавать себя частичкой всего Творения и одновременно испытывать чувство единства с любым встреченным на его пути человеком.
Возникает насущная потребность в таких школах, где ребёнок чувствовал бы себя как дома, где ему было бы интересно учиться, общаться и развиваться в интересующих его направлениях, раскрывая свои способности.
Сейчас появились и продолжают открываться повсеместно разные школы, где стремятся создавать подобные условия, однако их очень мало. Есть родители, которые переводят своих детей на домашнее обучение и тоже стремятся создавать условия ребенку для его разностороннего развития.
Однако жизненные обстоятельства не позволяют нынешним мамам заниматься только своими детьми, и им приходится отдавать их в ясли, детские сады и школы, которые зачастую не отвечают духовным запросам и где, как некоторым родителям кажется, ломают душу маленького ребенка.
Духовное развитие и адаптация к реалиям
Как адаптировать ребенка к реалиям настоящей жизни, где есть агрессивная среда, укоренившиеся веками стереотипы поведения быть как все, где проживают дети и взрослые с разным уровнем воспитания и отношения к людям, миру?
В современных условиях актуальной является задача научить ребенка относиться спокойно и, насколько это возможно, с пониманием ко всем и всему, что происходит.
С раннего детства в сознание ребенка закладывается фундамент, который формируется под влиянием взрослых, и на этой базе строятся в дальнейшем определенные модели отношений между людьми.
Например, ребёнку с детства внушают мысль, что нужно слушаться взрослых, что их мнение всегда правильное. У ребенка со временем на подсознательном уровне откладывается стойкое убеждение, которое затем по умолчанию работает как программа: нужно быть послушным, угодить взрослым, чтобы выглядеть в их глазах хорошим.
Еще в раннем детстве некоторые взрослые начинают давать оценки поступкам ребенка, с возрастом ставить в пример других детей, кто умнее, лучше и т.д.
Так у ребенка начинаются душевные терзания и зарождается одна из разновидностей нашего эго – самооценка. У кого-то она занижена, у кого-то завышена.
Таким образом, постепенно человек начинает терять свою особенную неповторимость, индивидуальность, подгоняя себя под определенные стандарты, искусственно навязанные обществом. А главное, перестаёт слышать зов своей Души и начинает забывать, для чего, для выполнения какой задачи он пришёл на эту Землю.
Духовное развитие и переоценка ценностей
Сейчас новые детки смотрят на мир другими глазами, умеют прислушиваться к себе, следовать своим истинным желаниям, и самооценка таких детей не зависит от мнения других. Однако чаще всего именно в этом заключаются конфликты между детьми и родителями, теми родителями, которые еще не готовы понять и принять таких детишек.
Если такого ребенка будут пытаться ломать, подгоняя под общепринятые стандарты общества, то родители рискуют сделать своего ребенка несчастным или человеком с низкой самооценкой.
Однако радует то, что именно сейчас идет массовая переоценка ценностей многими людьми на всей нашей планете. Безусловно, этот процесс затронет вопросы духовного развития человека, взаимоотношений между людьми в различных сферах человеческого общества и прежде всего в семье, семейных отношениях, вопросах воспитания детей.
И сейчас перед родителями этих новых детишек стоит очень ответственная задача: провести их по «узкой тропинке», разделяющей два мира – тот, в котором мы ещё живём, но который уже рушится, и новый, грядущий мир.
Заботясь о духовном развитии детей, родители не должны забывать о собственном духовном развитии
И, конечно же, родителю нужно начинать с себя. Постараться стать счастливыми родителями счастливых детей. Именно в семье закладывается основной фундамент личности ребенка, от этого во многом зависит его дальнейшая жизнь. Более того, осознанные родители понимают, что влияние на малыша начинается еще до зачатия: желанные и рожденные в любви дети отличаются от нежеланных и нелюбимых детей.
Как уже говорилось, всё есть энергия, поэтому для ребенка важно, какие энергии его окружают с самого рождения, именно они играют основную роль в отношениях с детьми, которые чувствуют их гораздо тоньше, чем взрослые.
Поэтому родителям нужно помнить об ответственности за свои мысли и эмоции по отношению к своим детям. Даже если родители будут следить за своей речью, но внутри у них будет жить страх за своего ребёнка, то он это обязательно почувствует, и эта разрушительная энергия окажет негативное воздействие на ребенка, ослабляя его естественную защиту, а затем скажется и на его здоровье.
Только безусловная любовь родителей, создание в семье атмосферы спокойствия и доверия к самой жизни способны защитить ребенка от чужеродных низковибрационных энергий и стать для него той «крепостью», где он может укрыться от всех невзгод, с которыми может соприкоснуться его нежная душа в детском саду, школе, на улице.
И в дальнейшем семья в течение всей жизни будет оказывать сильное энергетическое воздействие на человека, поскольку на протяжении многих лет он находился в едином энергетическом пространстве с родными ему людьми.
Помнить также о том, что душа ребенка – это огромный неповторимый мир, целая вселенная, которая приходит на землю за своим опытом, а также чтобы поделиться своим сокровенным, подарить миру свой уникальный дар. Нужно быть очень чутким, внимательным родителем, чтобы разглядеть в нем его индивидуальность, при этом не подавляя свободную волю своего ребенка, поддерживать и вести во взрослую жизнь, оставаясь в дальнейшем просто мудрым наблюдателем. Жизнь от нас требует стать более взрослым, осознанным родителем, чтобы быть настоящим другом, поддержкой для своего ребенка.
Осознанные родители — осознанные дети
Самая главная практика осознанности для родителя – это ваше присутствие. Когда вы общаетесь с ребёнком или когда он просит просто полежать рядом с ним, нужно постараться быть тотально включенным в ребёнка: всем телом, умом, чувствуя его целиком, ощущая тепло его ладошки, прислушиваясь к его дыханию, быть в моменте здесь и сейчас.
Действительно с ним, а не с мыслями, планами или жалостью к себе, держа в руке телефон или находясь за монитором. Иногда напоминая себе о том, что это такой важный для обоих период жизни под названием «детство вашего малыша», и малыш, выражаясь словами мудрого педагога, – «это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала вам на хранение и развитие в ней творческого огня».
И тогда, когда в неподходящий момент ребенок требует вашего внимания, случаются разные неожиданности, рушатся планы, самый действенный способ пройти через все эти фрустрации — просто принять, расслабиться, сделать глубокий вдох, выдох, внутренне улыбнуться и раскрыться навстречу всем этим вызовам.
Подойти к малышу с распахнутым сердцем, готовым вместить и слёзы, и сбивчивый пересказ чего-то важного для него.
И чем чаще мы позволяем себе открываться и просто присутствовать в настоящем моменте, находясь рядом с ребёнком, тем естественнее он будет воспринимать такой способ существования. А состояние закрытости, избегания встречи с чувствами может пустить корни в самый центр ваших семейных отношений и стать невидимой нормой для всех членов вашей семьи
«Сердце отдаю детям» – так писал известный педагог В.А. Сухомлинский.
Давайте раскроем свои сердца и отдадим их детям, проливая свет безусловной любви, великодушия, бескорыстия по отношению к каждому ребенку. И своим примером поможем создать пространство истинных отношений, где есть безусловное принятие, взаимопонимание, доверие друг другу, миру, настоящая дружба.
Будем по-настоящему дружить с детьми и поможем раскрыть их уникальные качества, ту Божественную тайну, в которой заключена неповторимая миссия каждого ребенка – сделать наш мир прекрасней.
Автор: ученица Школы Рамзия Юмашева
Источник
Без духовного воспитания ребёнок в современном мире становится уязвимым. Как правильно воспитывать духовно и в чём можно увидеть результаты такого воспитания? Об этом и многом другом со священником Павлом Гумеровым беседует Кристина Сандалова.
– Батюшка, с чего начинается духовное воспитание?
– Сперва нужно определиться, что такое духовное воспитание.
В восприятии светского человека «духовное воспитание» заключается в посещении театров, музеев, литературных и поэтических вечеров.
Но в действительности перечисленное относится к развитию душевной сферы.
Однако сейчас такое время, что без духовного воспитания, без веры, без основы, стержня детей не убережёшь.
Если раньше школа и общество прививали ребёнку базовые критерии нравственности, то сегодня у большинства людей нет понимания правильного и дурного, критерии размыты.
Многие родители и сами не знают, как строить жизнь, и детей растят в неведении. И в агрессивном мире вседозволенности и гедонизма без нравственно-духовной опоры устоять перед грехом чрезвычайно тяжело. В результате ребёнок, вырвавшись из родительского дома, рискует наделать ошибок, исправить которые будет невозможно.
Уже выросло поколение людей без ценностей, которые соответственно воспитывают детей – без маяков и ориентиров. А бывает, люди и понимают, что нужно переосмыслить своё прошлое, стремиться к духовным идеалам, но в реальности ленятся предпринимать усилия и учить ребёнка нравственности.
Как правило, родители отдают малыша в православную гимназию или воскресную школу и выключаются из процесса воспитания, всецело полагаясь на учителей. Однако невероятно трудно воспитать ребёнка в православной вере, если мама и папа не подают должного примера, а демонстрируют противоположное.
Невозможно привить здоровый образ жизни, когда мама и папа курят и злоупотребляет спиртными напитками. Если мы хотим, чтобы ребёнок не перебегал улицу в неположенном месте, нужно самим переходить её по пешеходному переходу на зелёный сигнал светофора. То же самое с духовным воспитанием.
Если родители хотят, чтобы ребёнок молился, ходил в храм, постился, он должен видеть это в семье и считать православные традиции естественной, привычной, обыденной частью жизни.
Когда ребёнок с детства знает, что мама с папой не сядут за стол без молитвы, что по воскресениям мы ходим в храм, у него закладывается, что именно так и должно быть в семье, что вера и служба в храме – не просто обряд, а часть души.
– Получается, традиции играют существенную роль?
– Конечно! Ведь что такое традиция? В переводе с латинского – «передача», передача устоев, духовных законов, ценностей. В России в начале прошлого века традиция прервалась, семья развалилась, и из-за этого возникла масса проблем, которые мы расхлёбываем и по сей день.
– Нередко случается, что родители старались прививать детям православный образ жизни, водили в храм, учили поститься, молились, однако в «трудном возрасте» подростки вдруг наотрез отказываются ходить в Церковь. Что делать в этом случае, и почему это происходит?
Мне кажется, в подростковом возрасте такой отказ естественен. Вспомним притчу о блудном сыне. Очевидно, что благочестивый отец любил сына, заботился, воспитывал в традициях, и, тем не менее, юноша все равно ушёл, оставив в горе отца.
Однако уход подростков из Церкви не означает, что воспитание в вере – бесполезное занятие. Отнюдь нет! И конец притчи, возвращение раскаявшегося сына, это подтверждает. Если бы отец не прививал мудрое, доброе, вечное, ребёнок вряд ли бы осознал свои ошибки и вернулся.
Разумеется, мы не знаем, как сложится судьба детей, и гарантию, что наш ребёнок не наделает ошибок и не потеряет веру, не может дать никто. Но это не значит, что мы должны бездействовать, наша задача – передать им положительный духовный опыт, накопленный нашими предками, святыми отцами и праведниками.
Только этот опыт и духовная жизнь дают силы, волю, стойкость к испытаниям. Ведь, когда человек вылетает из гнезда, попадает в институт, армию, рабочий коллектив, он обязательно сталкивается с искушениями, соблазнами.
И если у него с детства заложены основы, сформирован крепкий внутренний стержень, он получил духовный иммунитет, то он может отделить зерна от плевел, понять, «что такое хорошо и что такое плохо».
И даже сперва наломав дров, в конце концов, он может сделать верный выбор, вернуться к истокам. Но это при условии, что родители не формально водили малыша в храм, а сами духовно возрастали, беседовали с ребёнком о главном, что ребёнок видел искренность и глубокую веру.
– Многие родители с болью воспринимают отступление детей от Церкви…
– Это тяжело принять. Однако нужно помнить, что духовная жизнь часто идёт по синусоиде: то подъем, то спад. И даже у святых подвижников бывали разные периоды, поэтому если ребёнок в какой-то момент колеблется, впадает в искушение, родителям нельзя отчаиваться.
Сомнения в переходном возрасте – распространённая проблема, которая встречается даже в семьях священников. Я часто вижу по семьям моих прихожан: пока ребёнку было 5,7, 10 лет, малыш ходит с родителями каждые выходные, в 12–13 – все чаще пропускает службы, а в 15–17, смотришь – а родители одни.
Нередко, на мой взгляд, это происходит от ошибочного подхода взрослых к духовному воспитанию.
Когда малыш грудной, всё просто: младенца причастили, к кресту поднесли, просфору дали, и ребёнок доволен, а родители счастливы. Этим часто мама с папой и ограничиваются. Но в 12–15 лет уже требуется вести себя иначе, не будешь же и дальше водить ребёнка за ручку!
В первую очередь требуется пробуждать интерес. Ведь и взрослые люди с удовольствием делают только то, что им интересно. Поэтому если мы хотим привлечь детей к храму, к церковной жизни, важно подпитывать любопытство.
У ребёнка не должно быть ощущения, что посещение службы – это насилие, тяжкая обязанность, от которой хочется увильнуть, убежать к друзьям или к компьютеру. Нужно объяснять смысл богослужения, вместе читать Евангелие, обсуждать жития, возить по святым местам и на экскурсии.
Желательно найти какое-то полезное дело, например, пение на клиросе или помощь по церковно-приходской работе. Замечательно, если родители отдадут подростка в молодёжную православную организацию, привлекающую подростков к общественным работам, например, по восстановлению храмов.
Во-первых, у ребёнка появится компания ребят из православных семей, а, во-вторых, он будет ощущать свою значимость, чувствовать, что приносит пользу.
Я сам остался в храме, в первую очередь, по молитвам родителей, и ещё потому, что у меня были друзья, с которым я вместе посещал храм. Я видел, что не одинок, что мы вместе делаем какие-то дела, помогаем храму, стоим на службе, и это вдохновляло.
– Получается, от родителей требуется больше, чем просто научить ребёнка молитве, посту…
– Да, духовное воспитание – нелёгкий труд. Но без него ребёнку придётся сложно. Мы видим, что большинство людей в Церкви – люди, пришедшие к вере через скорби и страдания, тогда как, если бы их воспитывали в православии с рождения, многих ошибок и испытаний они сумели бы избежать.
И хотя, повторюсь, приучение к церковной жизни с ранних лет не гарантирует отсутствие колебаний в вере в определённом возрасте, но православное воспитание существенно снижает «степень риска», помогает защитить ребёнка от бед.
Когда мы растим детей согласно заповедям, мы объясняем, что за совершение греха неизменно последуют проблемы, и избежать этих трудностей можно, живя по правилам.
Духовно-нравственное воспитание можно сравнить с профилактической прививкой. Конечно, ребёнок может серьёзно заболеть несмотря на старания родителей, но такой шанс – один на тысячу при своевременном проведении нужных профилактических мероприятий.
– Однако некоторые родители, и даже психологи, говорят о том, что чем суровее условия, в которых растёт ребёнок, тем лучше он адаптируется к взрослой жизни.
– Не соглашусь. Мы говорим не о материальных суровых условиях, а о том, чтобы ребёнок получил в семье защиту от жутко суровых и агрессивных внешних духовных условий, от влияния мира, который «во зле лежит».
Детский дом, где дети не получают адекватного воспитания, не видят примера семейной жизни, любви, материнской заботы и ласки – первая ступень к детской колонии, тюрьме.
Если мы руководствуемся благом для ребёнка, мы должны успеть до подросткового возраста дать положительный «вектор», продемонстрировать правильный подход к жизни, научить истиной христианской любви.
Таким образом, мы подготовим ребёнка, и в будущем, столкнувшись с самостоятельным выбором, подросток уже будет знать, где свет, где тьма, и сумеет повернуться в нужную сторону. Но для этого должен быть сформирован внутренний стержень.
– Для совершения правильного выбора у ребёнка должна быть еще и сила воли. Подростку трудно устоять перед насмешками сверстников над православной верой или над тем, что он ходит в храм, соблюдает заповеди. Как помочь выстоять?
– Самое главное – ребёнок должен видеть, что мама с папой не допускают никакого компромисса, никогда не идут на сделку с собственной совестью, принципами, и дома молятся, и на улице не стесняются перекреститься, проходя мимо храма.
Для сына важно знать, что отец – человек волевой, мужественный, для дочери – что мама почтительная, любящая жена. Тогда дети, стремясь походить на родителей, будут следовать их примеру.
В этом смысле чрезвычайное значение имеет пост. С 7 лет уже можно приучать малыша поститься. Пост и молитва – прекрасное воспитание воли. Все смотрят телевизор и едят бутерброды с колбасой, а ребёнок знает, что у него в семье пост, и нужно сдерживать себя, не прикасаться несколько недель к деликатесам или не смотреть мультфильмы.
Не стоит ограждать ребёнка от поста, опасаясь за калории и недостаток витаминов. Обеспечить здоровый рацион ребёнку вполне реально. А вот, не приучив с малых лет к самоограничению в пище, можно лишить важного духовного опыта.
Если ребёнок в малом научится быть верен, он и в серьёзной ситуации легко сумеет устоять. Сегодня он сможет сдержать себя и не съесть предложенную другом шоколадку, а завтра – откажется от наркотиков.
И ещё: не бойтесь ребёнку внушить, что мы – другие, мы – воины Христовы, что православные представления часто идут в разрез с общепринятыми. Подросток должен понимать, что он вполне может пострадать и даже стать изгоем из-за своей веры, и это нормально.
В советское время верующие знали, что за веру могут не взять в вуз, в армии непременно отправят в стройбат, и будет крайне сложно получить хорошую работу. Потому что любого молодого человека, замеченного на церковных службах, КГБ тут же брало «на карандаш». Детям священников практически невозможно было получить высшее образование.
Либо ты должен был отречься, либо терпеть. Сегодня же от нас не требуется жертвы, а только твёрдость характера.
– Как вы считаете, в чем задача родителей с духовной позиции?
– Мне кажется, у родителей две задачи. Первая – ребёнка «образовать». Я имею в виду не образование, а сохранение образа Божия: взрослые должны приложить все усилия, чтобы ребёнок вырос настоящим христианином. Вторая – подготовить к самостоятельной жизни, дав чёткие ориентиры и критерии оценки.
Помните, что ребёнок – чадо Божие, который дан родителям на короткое время. Мы не сможем его постоянно контролировать, помогать, советовать, поддерживать.
Настанет время, и ребёнок отделится, получит профессию, создаст семью. И от того, как мы его подготовим, сложится его судьба. От духовно-нравственного воспитания зависит жизнь, поэтому, прежде всего, нужно «искать правды Божией, а все остальное приложится».
– Маленькие дети открыты и восприимчивы к религии, а в переходный период дети часто закрываются, начинают отвергать догматы, критикуют. Почему?
– Мне кажется, все индивидуально. Я в раннем возрасте не очень охотно ходил в храм, внутренне протестовал, а в подростковом возрасте заинтересовался, втянулся, и в последних классах школы принял решение идти в семинарию.
Я убеждён, что любой протест, отрицание ребёнка требует разговора. Важно не тащить малыша насильно за ухо, а поговорить, выяснить, что не нравится, объяснить, что и почему важно делать, заинтересовать.
Как и со школой – бесполезно и бессмысленно просто заставлять ребёнка учиться, нужно понять, где кроется причина недовольства, попытаться устранить её или помочь ребёнку преодолеть.
Даже в младенце нужно видеть личность, уважать детские чувства, ведь у малыша такая же бессмертная Богом данная душа, как и у нас с вами, и свободная воля тоже, и за них тоже Христос умер.
Это не означает, что не должно быть запретов или наказаний, уважение не исключает воспитание. Но запреты, ограничения или лишения должны быть объяснены ребёнку: почему, за что, отчего иначе нельзя.
Это ребёнка и располагает, и развивает у него чувство ответственности, сознательность. Ведь мы должны научить ребёнка, пока он ещё не вступил в самостоятельную жизнь, что все его поступки: и хорошие, и плохие будут иметь последствия. Без этого навыка очень тяжело придётся в любой сфере жизни.
– А как реагировать на серьёзные проступки детей?
– Зависит от возраста. Но почти в любом возрасте ребёнок совершает тот или иной проступок скорее под влиянием нахлынувшего на данный момент чувства, бессознательно, без холодного расчёта.
Конечно, нельзя оставаться безучастным, спускать все с рук. Но и нельзя действовать в гневе. Нужно сурово, но спокойно побеседовать, и непременно назначить определённое наказание.
Не стоит оставлять проступок, нарушение без последствий, иначе ребёнок попросту не поймёт, что хорошо, а что плохо и недопустимо. И наказание должно быть индивидуальным. На кого-то влияет лишение любимой игрушки, на другого – отказ от интересной поездки или похода в гости.
У ребёнка не должно возникать даже мысли, что родители «покричат-покричат, да и простят», он должен понимать, что за серьёзные нарушения наказание будет суровым и неизбежным.
Мы, конечно, можем создать нашему чаду какие-то особые, безумные, идеальные для него условия: все разрешать, ни за что не наказывать.
И пока он будет жить с нами, до поры до времени он будет считать, что всё нормально, но что будет потом, когда он пойдёт в школу, в армию, институт, на работу, там будут уже совсем другие условия, требования, над ним будут учителя, начальники, старшие, а уж они-то с ним носится не будут.
– Но как говорить с детьми на духовные темы?
– Уже с малых лет можно читать детскую Библию, беседовать на доступном детям языке о жизни святых, подбирая с возрастом более серьёзную литературу. Можно вместе смотреть фильмы на библейские сюжеты, а после – обсуждать.
Разумеется, это отнимает силы и время, но делать это необходимо. У нас в семье главным духовным воспитателем является моя супруга, матушка. Духовные книги она читает в основном на ночь, когда дети уже угомонятся и отходят ко сну, но спать им как всегда не хочется, и вот, лёжа в кровати, они слушают духовные рассказы, Евангелие.
Сейчас, слава Богу, большой выбор хорошей духовной литературы для детей. Есть о. Сергий Николаев, Б. Гонаго, о. Николай Агафонов и многие другие авторы. В постные дни, когда наши дети не смотрят мультики и фильмы, мы показываем им документальное кино духовного содержания, например, про монастыри.
Согласно статистике, подавляющее большинство родителей по-настоящему общаются с детьми всего несколько минут в день. Отсутствие общения порождает душевную и, конечно же, духовную разобщённость.
О каком духовном воспитании детей тогда может идти речь, если родители порой только проверяют уроки и кормят детей ужином…
Но ведь у обычного среднестатистического родителя, который в 18, 19 часов вечера приходит домой, остаётся ещё 4–5 часов до сна. Уделите из них часть времени на общение с детьми, и вы никогда об этом не пожалеете.
Опубликовано на образовательном портале «Слово»
Источник