И песталоцци умственное развитие ребенка

И песталоцци умственное развитие ребенка thumbnail
И песталоцци умственное развитие ребенка

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иоганн Генрих Песталоцци(1746—1827 гг.) — швейцарский пе­дагог-демократ, гуманист, автор многих выдающихся теоретических работ по педагогике и блестящий экспериментатор. В своих работах «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей…», «Лебединая песня» и других он рассматривает многие педагогические проблемы, в том числе и вопросы содействия при­роды раскрытию в каждом ребенке всех его способностей. Причем понятие «природа» И. Г. Песталоцци рассматривал в двух аспектах: природа самого ребенка и окружающая ребенка природная среда.

Под влиянием идей Ж.-Ж. Руссо И. Г. Песталоцци признавал, что воспитание должно строиться в соответствии с особенностями чело­веческой природы и законами ее развития. Воспитание может быть успешным лишь в том случае, если оно носит природосообразный ха­рактер.Выдвигая идею природосообразности, И. Г. Песталоцци не довольствуется теми чисто внешними аналогами природы, к которым прибегал Я. А. Коменский, и не идеализирует, как Ж.-Ж. Руссо, дет­скую природу, а полагает, что природным силам и задаткам ребенка присуще стремление к саморазвитию, т. е. при рождении ребенка все способности и силы его находятся в состоянии зародыша и, естест­венно, стремятся выйти из состояния безжизненности, покоя. «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить»’. Задача воспитателя заключается в том, чтобы путем правильно составленной системы упражнений содействовать этому развитию. И. Г. Песталоц­ци образно сравнивал искусство воспитания с деятельностью садов­ника, который заботливо сажает и поливает растения, способствуя их произрастанию, но источник их роста и цветения заключается в них самих. Так же, как и воспитатель, по мнению И. Г. Песталоцци, не способен вложить в человека какие бы то ни было силы и вдохнуть в них жизнь. Он призывал позаботиться о том, чтобы беспрепятствен­но совершался естественный ход развития внутренних сил ребенка, предусмотренных самой природой. Отсюда неизбежно следует, что помощь педагога ребенку есть только «помощь самопомощи», что все образовательные средства не должны отклоняться от естествен­ного хода развития ребенка. И одним таким средством, которое не нарушает гармонию внутреннего мира ребенка и способствует его самораскрытию, является окружающая ребенка природная среда. И. Г. Песталоцци писал: «Моей самой существенной исходной точкой зрения является следующая: созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является фундаментом обуче­ния, так как оно (созерцание) является основой человеческого по­знания»1.

Значение окружающей природы И. Г. Песталоцци видел в том, что она способствует развитию внешних органов чувств, самостоятель­ности мышления, формированию представлений и развитию речи.

Исходным моментом познания И. Г. Песталоцци считает воспри­ятие окружающего мира посредством органов чувств. Для того чтобы обогащался чувственный опыт ребенка, надо учить его «в свободной аудитории природы», учить в поле, в лесу и долинах. «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!»2 Это, по сути, идея сенсорного воспитания. Так же, как и великий чешский педагог Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци считал: «Чем большим количеством чувств ты познаешь сущность явления или какого-нибудь предмета, тем правильнее будут твои знания о нем»3. Но в понимании этого по­ложения он пошел дальше Я. А. Коменского. Полагая, что органы чувств сами по себе доставляют нам только беспорядочные сведе­ния об окружающем мире, И. Г. Песталоцци подчеркнул важность осознания, осмысления ребенком собственных впечатлений, чувств, переживаний. Следовательно, задача общения ребенка с природой предполагает не только развитие органов чувств, но и активизацию развития самостоятельности мышления у детей.

В связи с этим И. Г. Песталоцци перенес центр тяжести в процес­се обучения с книг и слов воспитателя на наблюдение детьми предме­тов и явлений окружающей природы, т. е. на материал, доступный детям для восприятия и систематического наблюдения. Находясь на природе, ребенок постоянно сталкивается с многообразием красок, форм, звуков и других свойств предметов. И даже без целенаправ­ленного воспитания ребенок так или иначе воспринимает все это. «Если взять в виде примера естественную историю, то каждому ребенку, даже если он живет в самых стесненных условиях, знако­мы, во всяком случае, не меньше шести млекопитающих, столько же рыб, птиц, насекомых, амфибий и червей»1. Но когда усвоение происходит стихийно, без планомерного педагогического руковод­ства взрослого, оно нередко оказывается поверхностным, неполно­ценным. И. Г. Песталоцци приводил в пример необразованную мать, которая интуитивно чувствует необходимость руководства процессом наблюдения ребенка за природой. Она, вынося ребенка из дома, об­ращает его внимание на предметы и явления природы и не осознает, что тем самым делает многое: открывает мир ребенку, подготавлива­ет его к использованию своих органов чувств, способствует ранне­му развитию внимательности и наблюдательности.2 Следовательно, природосообразное, правильно поставленное обучение, согласно И. Г. Песталоцци, должно исходить из разумно организованного, пе­дагогически продуманного руководства наблюдениями детей. Оно имеет целью провести ребенка через:

непосредственное восприятие предметов природы. И. Г. Песталоц­ци справедливо требовал, чтобы педагог умело подбирал соответ­ствующие объекты детского наблюдения, т.е. такие, которые лучше выражают особенности отдела, рода, класса, имеют наиболее харак­терные признаки, и преподносил их в строгой последовательности, планомерно развивая у детей наблюдательность. «Когда ребенок ознакомился с простейшими, воздухом, землей, водой, огнем, я пока­зываю ему действия этих стихий на все ему знакомые тела. А когда он знаком с результатами соединения нескольких простых тел, я ему показываю также взаимное влияние друг на друга сложных тел и всегда подвожу его, таким образом, путем простого наблюдения к границам высших областей знаний»3;

формирование ясных представлений о воспринимаемых предметах природы. С точки зрения И. Г. Песталоцци, этого можно достигнуть, если ребенок узнает количество этих предметов и их форму. Число учит понимать природные объекты как некоторое единство, выделять его среди других предметов, противопоставлять его другим предме­там. А знакомясь с формой предмета природы, ребенок познает его размеры и пропорции;

Читайте также:  Игры на развитие общения ребенка со взрослым

сопоставление предметов и формирование понятий. Большой за­слугой И. Г. Песталоцци было привлечение внимания к роли сравнения и сопоставления предметов природы в процессе наблюдения и на этой основе формирования понятий. Он предлагал вместе с детьми находить общие и отличительные признаки предметов природы, вы­яснять, в каких соотношениях они находятся друг с другом, объеди­нять родственные предметы;

называние предметов, их свойств и действий. В процессе наблю­дений за предметами природы И. Г. Песталоцци предлагал задавать детям следующие вопросы: кто? Каковы? Кто имеет? Что имеет? Кто может? Что может? Кто должен? Что должны?

И. Г. Песталоцци полагал, что эти упражнения будут содейство­вать выработке у детей умения выражать посредством речи результа­ты наблюдений, мыслительной деятельности и приобретению ими полезных для жизни знаний. Но не все упражнения в равной мере способствовали всестороннему рассмотрению предметов, поскольку сводились подчас к перечислению детьми внешних признаков.

Интересны идеи И. Г. Песталоцци, касающиеся организации тру­да детейв природе.Он полагал, что сначала надо знакомить детей с земледелием. Для этого при школе необходимо отвести большой участок земли под сад и огород, где каждый ребенок получает по три грядки. Те, кто лучше других использовали эти грядки, завоевывали премии. Далее детей знакомили с животноводством и птицеводством. При школе держали овец, свиней, кроликов, коз, птиц, за которыми ухаживали дети. Потом их учили обрабатывать лен, шерсть. Для этого они посещали образцовые хозяйства деревни. Убеждая в необходимос­ти организации труда детей по выращиванию растений и уходу за жи­вотными, И. Г. Песталоцци говорил, что такой труд учит детей всему:

во-первых, ребенок получает много знаний о самих предметах природы, о способах ухода за ними, об орудиях труда;

во-вторых, во время труда у детей формируются важные в жизни практические навыки;

в-третьих, у ребенка развиваются такие важные качества, как ак­куратность, бережливость, расчетливость, точность.

Таким образом, И. Г. Песталоцци полагает, что во время работы и посредством нее согревать их (детей) сердца и развивать их ум.

Уделив так много внимания роли природы в процессе развития детей, И. Г. Песталоцци с болью воспринимал невостребованность ее в дальнейшем школьном обучении. Он пишет: «Детям до пяти лет дают возможность полностью наслаждаться природой, любому впечатлению от природы позволяют на них действовать, дети ощу­щают силу природы, они успели уже насладиться ее непринужден­ностью и всеми ее прелестями <…> И после того как дети целых пять лет наслаждались блаженством чувственной жизни, заставляют вдруг исчезнуть всю окружающую их природу <…> как овец, сбив­шихся в кучу в вонючей комнате; целыми часами, днями, неделями, месяцами и годами неумолимо заставляют рассматривать жалкие, не­интересные и однообразные буквы и, словно цепью, приковывают детей к образу жизни, столь отличному от их прежнего, что можно сойти с ума»1. Высказанные более двухсот лет тому назад, эти сло­ва и в настоящее время звучат очень актуально в рамках проблемы преемственности работы учреждений дошкольного образования и начальной школы по природоведению.



Источник

Иоганн Генрих Песталоцци ( 12 января 1746, Цюрих,— 17 февраля 1827, Бругг) — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики. В истории мировой педагогики Песталоцци известен как один из великих благородных по-движников воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава “народного проповедника”, “отца сирот”, создателя подлинно народной школы.

Под влиянием произведения Руссо «Эмиль, или о воспитании», Песталоцци намечает первые контуры своей педагогической системы: природосообразность, развитие органов чувств (прежде словесных уроков), строгое соблюдение системы в развитии в каждом ребенке всех его сил и способностей; дисциплинирование ребенка, основанное на его любви и доверии к воспитателю.

В 1774 году он открыл свой первый приют для сирот, беспризорных и самых бедных детей в своём имении Нейгоф, назвав его «учреждением для бедных». В 1780 году школа И. Песталоцци разорилась и была закрыта.

В короткий срок он пишет шесть повестей – и все уничтожает, ибо они кажутся ему невозможно слабыми. Лишь седьмую, нравоучительную книгу для народа «Лингард и Гертруда», в которой проповедуются важные идеи народного образования, он несёт к издателю. Этот педагогический трактат принес Песталоцци мировую известность. В ней подробнейшим образом разъяснялось, как устраивать самим крестьянам школы для своих детей, давалась реалистическая картина жизни швейцарской деревни и выражаюсь вера в педагогический (просвещенческий) путь переустройства общества.

Генрих Песталоцци в своем сочинении «Лингард и Гертруда» развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.

Педагогические принципы Песталоцци таковы:

1. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.

2. Процесс обучения должен строится путем последовательного перехода от части к целому.

3. Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений, развития мышления и речи.

4. Необходимо бороться с вербализмом, «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов».

5. Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

Он создает новый теоретико-педагогический труд методического характера «Как Гертруда учит своих детей». В этот период учёный создает ряд педагогических сочинений: «Цель и план воспитательного учреждения для бедных», «О народном образовании и индустрии» и др.

Стремясь создать научную педагогику, И. Песталоцци разрабатывал ее теоретические основы: ее объект, предмет, научный метод, способы правильного поиска и достоверного доказательства знаний в области педагогических исследований. Особенно важной и актуальной в настоящее время для судеб педагогической науки была идея И. Песталоцци – опытное изучение детей и их воспитания. Песталоцци в свое время доказал необходимость экспериментальной работы в школе для развития научной педагогики.

Читайте также:  Для чего заниматься развитием ребенка раннего возраста

В основу научной педагогики Песталоцци положил целостное знание о человеке, «вечные законы человеческой природы». Само воспитание он рассматривал как сложный социальный процесс, органически вписанный в жизнь людей. Его неослабное внимание к социальному развитию личности заложило основы социальной педагогики. Центральной идеей этой науки (и как важной педагогической дисциплины) стала мысль И. Песталоцци о том, что «обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него».

Воспитание, по мнению И. Песталоцци: необходимо начинать с младенчества: «Час рождения ребёнка является первым часом его обучения». Главные понятия его педагогики нацелены на обеспечение очень простого, реально осуществимого в самых неблагоприятных социальных условиях (недорогим, не слишком продолжительным) и дающим вместе с тем такой объём знаний, умений и навыков, который богатые и сильные мира сего не столь уж часто имеют:

– во-первых, развить детей умственно, т.е. сформировать склонность и способность к самостоятельному суждению и творчеству;

– во-вторых – воспитать нравственно – сформировать деятельную доброту и способность к любви, чувство собственного достоинства – склонность и способность к самопомощи и самообороне от хищников любого рода;

– в-третьих, стремление постоянно и систематически работать над развитием своего кругозора, умение выделить ценности в мире;

– в-четвёртых, развить физически, способность к поддержанию физической силы и здоровья;

– в-пятых, трудовое воспитание, выработка культуры труда, умений и навыков рациональной работы.

Воспитание должно быть природосообразным, т.е. строиться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы. В человеке природа заложила троякого рода силы умственные, физические и нравственные (по его словам, «силы ума, сердца и руки»). Этим трём силам свойственно стремиться к развитию, значит, это стремление необходимо поддерживать и развивать, причём развивать в самой тесной связи друг – с другом, ибо «глаз хочет видеть, ухо – слышать, нога – ходить, рука – хватать, а также сердце – верить и любить, а ум хочет мыслить».

Требование гармонического развития «всех сил и способностей человеческой природы» лежит в основе разработанной им теории элементарного образования, согласно которой воспитатель, осуществляя природосообразное развитие личности ребенка, должен начинать его формирование с первоначальных основ, с простейших элементов и постепенно, переходя от одной ступеньки к другой, вести его от простого к более сложному.

Он стремился поднять научно-образовательный уровень народной школы. В учебный план народной начальной школы он ввёл навыки чтения и письма, счёта и измерения, рисование, гимнастику, пение, а также некоторые знания из области географии, истории, естествознания.

Крупнейшим вкладом Песталоцци в дидактику является его идея развивающего обучения, которую К. Ушинский назвал «великим открытием И. Песталоцци». Основной целью обучения Песталоцци считал возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. С этой целью им была разработана система упражнений, расположенных в определённой последовательности и имеющих целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности.

Исходным в развитии мыслительных способностей, по Песталоцци, является созерцание. Это не пассивное чувственное восприятие внешних вещей и явлений, а их активное восприятие в ходе действия с ними. Это познание сущности вещей и одновременно их личностная оценка. Это творческое восприятие мира с выработкой собственного отношения к воспринимаемому. Поэтому Песталоцци критиковал современную ему школу завербализм, зубрежку, притуплявшие духовные силы детей.

Умственное элементарное образование и должно всемерно содействовать тому, чтобы дети переходили от «беспорядочных и смутных впечатлений от внешнего мира к определённым восприятиям, затем от них к ясным представлениям и, наконец, к чётким понятиям». Одним из важнейших средств формирования умственных сил ребёнка Песталоцци считал развитие способности к речи, которое должно основываться на связи с жизнью и опираться на расширяющийся детский чувственный опыт. Обучение родному языку Песталоцци тесно связывал с ознакомлением детей с самими предметами. Указывал на то, что речь ребёнка необходимо развивать планомерно, соблюдая определённую последовательность. Ему удалось создать такую систему обучения языку, при которой ребёнок начинает освоение со звуков и их сочетаний в слогах, и далее осваивает формы речи, различные её конструкции, одновременно расширяет круг своих представлений и понятий об окружающем его мире, развивает своё мышление.

Для упорядочения и облегчения наблюдений ребёнка Песталоцци считал необходимым выделять простейшие элементы, выражающие основные свойства, общие для всех предметов. Таковыми исходными простейшими элементами обучения ему представлялись: число, форма и слово. Простейшим элементом числа Песталоцци считал – единицу; формы – прямую линию; слова – звук. Им же была разработана методика начального обучения детей речи, счёту и измерению.

Наряду с элементарным умственным Песталоцци формировал и нравственное образование. Основная задача этого образования: развитие у детей высоких моральных качеств с помощью развития чувств, выработки соответствующих нравственных навыков путём непосредственного участия в добрых и полезных делах и, наконец, формирование у подрастающего поколения нравственного сознания и убеждений.

Нравственное элементарное образование Песталоцци считал необходимым начинать в семье с первых дней жизни ребёнка. Большую роль Песталоцци отводил упражнениям детей в нравственных поступках, требующих с их стороны выдержки, а порой и умения преодолевать свои желания во имя достижения нравственной цели.

Шаг вперёд, сделанный Песталоцци по сравнению с Руссо, заключается в признании активности воспитателя, который не только создаёт среду, благоприятствующую самостоятельности воспитанника, но систематически и последовательно воспитывает и обучает его, опираясь на знание внутренней стороны личности ребёнка и индивидуальных особенностей его психики. Развивая эту важную мысль, в ряде своих произведений, великий педагог настаивает на овладении педагогами методами психологического наблюдения за детьми.

Читайте также:  Гуо дошкольный центр развития ребенка колокольчик г гомеля

Основными факторами воспитания Песталоцци считал труд, простоту, образцовый порядок, дисциплину, семью и добрую мать. В отличие от Руссо, он противопоставляет естественного человека общественному человеку, гражданину.

Процесс воспитания – процесс не только противоречивый, но и целостный. В романе «Лингард и Гертруда» он писал: «Воспитание человека – не что иное, как шлифовка отдельных звеньев одной общей цепи, связывающей воедино всё человечество; ошибки воспитания и руководства в том и заключается, что отдельные звенья вынимают, над ними мудрят, точно они существуют сами по себе, а не составляют лишь часть одной общей цепи …». Как видим, здесь Песталоцци мыслит воспитательный процесс как единую цепь, звенья которой не могут быть изолированы, обособлены друг от друга. Ошибки воспитания и заключаются в том, что эти звенья вынимаются, «над ними мудрят», т.е. думают над их усовершенствованием, улучшением в изолированном виде, приводят их в порядок только с внешней стороны и забывают об их внутреннем единстве, органической связи.

Важнейшей задачей воспитания в народной школе является подготовка детей к трудовой деятельности в соответствии с новыми экономическими и социальными условиями. «Труд сам по себе является самым надежным фундаментом всякого хорошего воспитания».

Самый правильный критерий простого, здорового воспитания – участие детей в домашнем труде, участие в котором развивает у ребенка трудолюбие, приучает его к выполнению домашних дел. Песталоцци считал, что успех воспитания в семье обеспечивается при установлении правильного взаимоотношения между членами семьи, которые должны отличаться «теплотой, участливой и возвышенной человечностью». Принцип отцовской любви Песталоцци выделяет одним из важнейших принципов воспитания

Отцовское воспитание – это родная почва, самая благоприятная. Редко когда учитель сможет справиться с воспитанием ребёнка, как его родной отец. Вот почему школы имеют такой незначительный успех. Но не менее важную роль в воспитании ребенка имеет и мать. Она центральная фигура в области семейного воспитания. «Каждый поступок матери в отношении своего ребёнка …, в каждом случае одновременно охватывает в целом все три стороны воспитания – физическое, умственное и нравственное совершенствование».

Правильное воспитание детей, по мнению Песталоцци, должно опираться на постоянное изучение их посредством наблюдения за их поступками, делами, мыслями. Он доказывал, что «изучение детей требует применения в воспитании самых разнообразных методов, ибо нет и не может быть единого универсального метода воспитания годного для всех случаев в любой обстановке. Я настолько убеждён в необходимости приспосабливать воспитание в каждое отдельном случае к потребностям, возникающим из данной индивидуальной ситуации, что если бы я имел возможность оказывать разнообразное практическое влияние, я бы, наверное, применял самые причудливые и разнообразные методы воспитания».

Чтобы хорошо знать человека, чтобы составить себе точное и ясное представление о нём, необходимо наблюдать, как он себя ведёт в такие моменты и при таких ситуациях, когда его задатки резко проявляются в явственной связи со всей его натурой. Вот почему учителям он советовал внимательно наблюдать за детьми, записывать те ответы, регистрировать те черты, которые характеризуют те или другие особенности их характера.

В работе его школы каждое утро перед занятиями проводились беседы о предстоящем дне, работе, обязанностях, а по вечерам делался точный и тщательный отчёт за день, для чего Песталоцци разработал специальные схемы. Материалы своих помощников он тщательно изучал. Например, в письме к Петерсону (от 21 марта 1783 г.) он даёт очень тонкий и глубокий анализ поведения детей, их отдельных черт личности (послушание, возбуждаемость, вспыльчивость, упрямство, живость характера, ложь, лицемерие, обжорство, отношение к слугам, прилежание в учении и труде и т.д.). Оценивая записи Петерсона, Песталоцци пишет ему следующее: «Такие образные выражения и дословная передача Вами собственных высказываний детей лучше позволяет мне узнать детей, чем тысячи экзаменов и испытаний по всем предметам их школьных занятий, – и я Вам искренне признателен за сообщение этих точных деталей».

Актуальное значение И. Песталоцци определяется, в первую очередь, тем, что он выступил одним из ярких представителей социальной педагогики. К школе он подходил как к социальному институту, который тесно связан с политикой, экономикой, культурой, морально-бытовой жизнью народа. Он строил школу, которая должна была содействовать экономическому и культурному благосостоянию народа.

Понимая, как и Руссо, сущность воспитания, Песталоцци, говоря о природосообразности, раскрывает этот принцип не в духе общей аналогии с явлениями природы (Коменский), и не в духе «мистического» своеобразного самораскрытия природных способностей ребенка (Руссо), а в духе психологизации процесса воспитания и обучения, признавая необходимость управления этими процессами. Его определение обучения как «искусства содействовать стремлению природы к своему собственному развитию» полно глубокого философского и педагогического смысла.

В основе теории обучения Песталоцци лежит определенная концепция по вопросу о соотношении между развитием, воспитанием и обучением, он считал, что развитие психических сил и способностей происходит в условиях конкретной деятельности. В своём стремлении психологизировать процесс обучения он делает значительный шаг вперёд разработкой своего «метода» – теории элементарного образования. Признание наблюдения ребёнка исходным моментом обучения, чувственного восприятия предметов как основы умственного развития способности к наблюдению, речи, мышлению; восприятие и познание ребёнком пространственных, числовых, языковых отношений – вот основные звенья «метода» Песталоцци, которые в той или другой форме живут в сокровищнице современной дидактики и школьной практики.

Очень важно также, что образование личности по Песталоцци, сопряжённое с трудовым обучением, нравственной тренировкой и политехническим обучением, служит привитию культуры труда и быта. Той самой культуры, о которой говорили педагоги советского периода (Крупская Н.К., Луначарский А.В., Макаренко А.С.) как об одной из важнейших предпосылок социально-экономического преобразования общества.

Конкретно-методическая сторона прогрессивной и глубокой педагогической концепции И.Г. Песталоцци, развиваемая такими педагогами и психологами, как Д.Б. Эльконин, А.А. Занков, В.В. Давыдов, В.А. Сухомлинский и др., успешно применяется в решении самых сложных и актуальных задач современной практики воспитания, образования и обучения.

Источник