И чумакова развитие речи ребенка раннего возраста 1 3 года
Силохина Галина Васильевна
Статья на тему:
«Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года)»
Чумакова, И.
Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) / И. Чумакова // Дошкольное
воспитание. – 2012. – № 12. – С. 67-71 .
Кл.слова (ненормированные):
ранний возраст — развитие речи — занятия по развитию речи — речевое
развитие — возрастные особенности — звукопроизношение — общение с
детьми — речевые умения — речевое общение
Аннотация: В статье рассматривается возрастные показатели речевого развития
детей раннего возраста.
Развитие речи ребенка раннего возраста ( 1 – 3 года )
Вашему малышу исполнился год! Он подрос, выросли и его речевые
возможности: в знакомой бытовой ситуации хорошо понимает обращенную к нему
речь, может выполнить простые просьбы. В активном словаре ребенка от 5 до 15
облегченных слов, которые он активно использует в общении со взрослым. У
ребенка сохраняется потребность в эмоциональном общении с близкими людьми, но
уже появляется предметно направленное (деловое) общение с ним.
Что же должно произойти с речевым развитием малыша в период от 1 года до 3
лет? Это возраст существенных перемен в его жизни. Особенно интенсивно
развивается речь, так как именно ранний возраст определяется как сенситивный
(оптимальный и наиболее чувствительный) период для усвоения речи, что является
одним из основных достижений ребенка.
Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется
понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь.
На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для
психического развития малыша .Речь начинает выполнять свои ведущие функции:
•
Коммуникативную (происходит смена форм общения, ведущей
становится, постепенно, при активном воздействии взрослого, формируется
потребность в речевом общении);
•
Познавательную (речь становится важнейшим средством передачи ребенку
общественного опыта);
•
Регулирующую (ребенок начинает сопровождать свои действия речью, а к 3
годам способен рассказать о проделанном, увиденном).
Рассмотрим более подробно возрастные показатели речевого развития
детей раннего возраста.
• Уже в год малыш понимает названия знакомых ему окружающих
предметов, действий, движений. По просьбе взрослого находит нужные
предметы и выполняет заданные действия: «Положи!», «Дай!», «открой!»,
«Возьми!». При словах «до свидания» машет рукой, играет в»ладушки»,
«прятки» (закрывает лицо руками или накрывает пеленкой). Чуть позже
начинает понимать обозначаемые на простых сюжетных картинках
купается!». В активной речи пользуется лепетом и отдельными
облегченными словами: дай, ня, бах. ав-ав, ляля, понятными только в
конкретной ситуации. Речевая активность малыша, как правило, возрастает
в моменты двигательной активности.
• К 1,5 годам малыш способен обобщать предметы по существенным
признакам, находить однородные предметы по слову взрослого (любая
кукла – это кукла, а не только та, с которой привык играть ребенок).
Понимает значение пространственных предлогов «в», «на», выполняет
словесные инструкции: «Положи лопатку в ведерко!», «Сядь на стульчик!».
По просьбе взрослого показывает части тела на себе, на кукле. В активном
словаре ребенка может насчитываться от 30 до 50 облегченных слов.
Появляются и полные слова: машина, кукла ,заяц, банан, которые,
конечно, еще не имеют правильного звукового оформления и произносятся
с заменой или смягчением согласных: масиня, кукля, сяять, банянь или с
пропусками звуков: атина, кука. Малыш отвечает на вопросы «Кто это?»,
«Что это?» в реальной ситуации и по картинке, стремится связать два слова
в предложение; при этом речь сопровождает жестами, мимикой,
движениями. После 1,5 лет ребенок начинает различать неречевые звуки и
может правильно выбрать игрушки по их звучанию.
•
К 1 году 9 месяцам у малыша появляется понимание единственного и
множественного числа имени существительного (кукла – куклы), слов с
уменьшительными суффиксами (куколка, зайчик, домик). Он выполняет
просьбы взрослых, состоящие из двух частей: «Возьми… и поставь на…».
Понимает значение предлогов «под», «у», «с». Понимает несложный
рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого по ее
содержанию: «Кто это?», «Где?», «Что делает?». Договаривает последние
слова знакомых стихов, потешек и песенок. При общении со взрослым все
активнее использует фразы из двух слов. С 1 года 9 месяцев начинает
различать речевые звуки. В процессе игры «Угадай, кто кричит!» находит
необходимую игрушку по звукоподражанию (взрослый воспроизводит
крики животных: ав-ав, мяу-мяу, му-му, ку-ка-ре-ку, малыш находит
игрушку-животное, которое так кричит).
•
К 2 годам ребенок может понять короткий рассказ взрослого без опоры на
картинку о событиях, имеющихся в его опыте (например, о том, что он
делал на прогулке). Отвечает на вопросы об этих событиях. Понимает
единственное и множественное число глаголов. После 2 лет появляются
вопросительные слова, и малыш начинает задавать вопросы:»Где?»,
«Куда?», «Как?», «Что это?».
•
К 2,5 годам значительно возрастает понимание обращенной речи: понимает
предлоги «за», «по», «до», «над»; настоящее и прошедшее время глагола;
единственное и множественное число прилагательных; прилагательные,
обозначающие величину, цвет и вкус (большой, маленький, красный,
синий, Желтый, зеленый, сладкий, кислый и др.) Ребенок понимает
обобщенные понятия «игрушки», «посуда», «одежда», «животные», хотя
еще не пользуется ими в активной речи. Показывает на нужную картинку
по просьбе взрослого: «Покажи где мишка. А где мышка?». В активной
речи использует многословные (более трех слов) предложения. Легко и
активно подражает незнакомым словам из речи взрослого. Вступает в
диалог со сверстниками во время игр. Подражает им в действиях и речи.
•
К 3 годам ребенок начинает понимать предлоги «через», «около», «перед»;
глаголы с различными приставками (прибежала, убежала, забежала),
значение пространственных наречий, обобщающие слова. Начинает все
чаще использовать их в активной речи. Речь для ребенка 3 лет – регулятор
его поведения: он слушается старших, т.е. выполняет их указания в
словесной форме. Для успешного речевого развития ребенка раннего
возраста необходима не только полноценная речевая среда, но и
организация предметно-развивающей среды так как ведущей
деятельностью малыша становится предметная.
•
Ребенок раннего возраста очень активно осваивает действия с игрушками
(пирамидками, машинками ,куклами, кубиками, фигурки животных),
проявляет интерес и к другим предметам ближайшего окружения, особенно
к тем, что в руках у взрослого. Пытается подражать действиями и речи
взрослого. Ваша задача – сделать эту деятельность насыщенной и
разнообразной.
•
Старайтесь чаще рассказывать или читать ребенку народные и авторские
сказки, потешки, стишки. Для детей раннего возраста желательно выбирать
народные сказки с повторяющимися фрагментами и фразами, что облегчает
восприятие и улучшает запоминание текстов («Репка», «Курочка Ряба»,
«Колобок», «Теремок» и др.) Эмоционально насыщенными и понятными по
содержанию являются стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова.
•
Поощряйте любопытство, культивируйте у малыша такое ценное качество,
как умение задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский
вопрос. Поощряйте стремление изучить что-то новое. Для ребенка весь мир-
новый . Создайте возможность получать новые впечатления.
•
Чтобы у ребенка своевременно сформировалось правильное
звукопроизношение, он должен правильно воспринимать и различать
неречевые и речевые звуки. Для этого проводите игры на развитие
слухового внимания и фонематического слуха: «Отгадай что звучит!»
(ребенок отгадывает предмет по звуку: бубен, барабан, дудочка); «Кто как
кричит?» (отгадать животное по « голосу»); « Подскажи словечко!»
( взрослый рассказывает хорошо знакомое ребенку стихотворение, он
должен сказать недостающее слово); «Различи слова!» (подобрать картинки
к словам, похожим по звучанию: шар – шарф, дом – дым) и др.
Близкие взрослые должны внимательно следить за речевым поведением
малыша и своевременно обращать внимание на возникшие проблемы. Так,
родители должны насторожиться, если:
•
К 1 году 3 месяцам малыш на вопрос «Где?» не находит и не понимает
названий игрушек, предметов одежды, посуды,не выполняет знакомых
действий по просьбе взрослого («Покачай лялю!», «Поцелуй маму!»); не
ориентируется в комнате ( «Где твоя кроватка?», «Где твой горшок?»0;
не лепечет и не пользуется облегченными словами;
•
К 1,5 годам обобщает предметы по существенным признакам ( сидя за
столом, на просьбу «Дай маме ложку!», должен дать любую ложку, а не
только ту, которой его всегда кормят); не понимает предлогов «в» и «на»
и, соответственно, не может выполнить просьбы типа «Положи кубики в
коробку!», «Поставь чашку на стол!»; не может правильно выбрать
игрушки по их звучанию «Угадай, что это!» (дудочка, барабан); не
пользуется полными простыми или даже облегченными словами;
•
К 1 году 9 месяцам не понимает несложный рассказ по сюжетной
картинке (мальчик катает машину) и не отвечает на вопросы взрослого
по картинке («Где…? Покажи!); не понимает единственного и
множественного числа существительного (показать на картинках, где
шар, а где шары); не различает слова с уменьшительно-ласкательным
суффиксами (заяц – зайчик); не узнает игрушки-животных по голосам
(Кто как кричит?»
•
К 2 годам не понимает рассказ взрослого о событиях из жизни ребенка
(без показа картин) и не отвечает на вопросы; не понимает предлогов
ииспользованием; не понимает единственного и множественного числа
глагола (девочка рисует, девочки рисуют); в общении со взрослым
0предложения, не употребляет прилагательные и местоимения, слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами, трехсложные слова без
стечения согласных (машина, малина);
•
К 2,5 годам ребенок по просьбе взрослого не может показать части своего
тела и лица; не понимает названия домашних животных (собака, кошка,
корова) и не может показать части тела животных (хвост,усы, лапы), не
ориентируется в величине предметов (большой-маленький) и не
выделяет предметы по цвету (красный, синий, желтый,зеленый), не
понимает наречий (близко, далеко, быстро, медленно, темно, светло); не
ориентируется в настоящем и прошедшем времени (не различает
вопросы «Что ты делаешь?» и «Что ты делал?»); не различает на слух
слова, похожие по звучанию (мышка-мишка, стол-стул, усы-уши), не
находит нужную картинку.
•
К 3 годам не понимает предлоги «через», «около», «перед», слова с
уменьшительными и увеличительными суффиксами (дом-домик-
домище), глаголы с различными приставками (закрыть открыть,
прилетел, улетел, залетел); не различает на слух слова, похожие по
звучанию (дом-дым,коса-коза);не употребляет в активной речи сложных
предложений, не задает вопросов «Почему?», «Когда?», не согласует
существительное с прилагательным (красная юбочка, красный мяч).
Если речь малыша не соответствует возрастным показателям,
обязательно обратитесь за консультацией к специалистам.
И. Чумакова, кандидат
педагогических наук, доцент.
Источник
Каталог книг
Труды преподавателей
Каталог периодических изданий
Каталог редких книг
Каталог статей
IPRbooks периодика
IPRbooks книги
Межвузовская электронная библиотека
ФЭРУ
Поисковый запрос: A=Чумакова, И.$ | |||
Общее количество найденных документов : 10 Показаны документы с 1 по 10 | |||
1. | Чумакова, И. В. Доп.точки доступа: | ||
2. | Чумакова, И. Найти похожие | ||
3. | Чумакова, И. Доп.точки доступа: | ||
4. | Чумакова, И. Доп.точки доступа: | ||
5. | Чумакова, И. Д. Найти похожие | ||
6. | Чумакова, И. Найти похожие | ||
7. | Закрепина, А. В. (кандидат педагогических наук). Доп.точки доступа: | ||
8. | Чумакова, И. Найти похожие | ||
9. | Чумакова, И. Д. Найти похожие | ||
10. | Чумакова, И. (доцент). Доп.точки доступа: | ||
Стандартный Расширенный Профессиональный Распределенный По словарю ГРНТИ-навигатор УДК-навигатор ББК-навигатор Тематический навигатор
Источник