И чумакова развитие речи ребенка раннего возраста

И чумакова развитие речи ребенка раннего возраста thumbnail

Силохина Галина Васильевна

Статья на тему:

«Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года)»

Чумакова, И.

Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) / И. Чумакова // Дошкольное

воспитание. – 2012. – № 12. – С. 67-71 .

Кл.слова (ненормированные):

ранний возраст — развитие речи — занятия по развитию речи — речевое

развитие — возрастные особенности — звукопроизношение — общение с

детьми — речевые умения — речевое общение

Аннотация: В статье рассматривается возрастные показатели речевого развития

детей раннего возраста.

Развитие речи ребенка раннего возраста ( 1 – 3 года )

Вашему малышу исполнился год! Он подрос, выросли и его речевые

возможности: в знакомой бытовой ситуации хорошо понимает обращенную к нему

речь, может выполнить простые просьбы. В активном словаре ребенка от 5 до 15

облегченных слов, которые он активно использует в общении со взрослым. У

ребенка сохраняется потребность в эмоциональном общении с близкими людьми, но

уже появляется предметно направленное (деловое) общение с ним.

Что же должно произойти с речевым развитием малыша в период от 1 года до 3

лет? Это возраст существенных перемен в его жизни. Особенно интенсивно

развивается речь, так как именно ранний возраст определяется как сенситивный

(оптимальный и наиболее чувствительный) период для усвоения речи, что является

одним из основных достижений ребенка.

Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется

понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь.

На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для

психического развития малыша .Речь начинает выполнять свои ведущие функции:

Коммуникативную (происходит смена форм общения, ведущей

становится, постепенно, при активном воздействии взрослого, формируется

потребность в речевом общении);

Познавательную (речь становится важнейшим средством передачи ребенку

общественного опыта);

Регулирующую (ребенок начинает сопровождать свои действия речью, а к 3

годам способен рассказать о проделанном, увиденном).

Рассмотрим более подробно возрастные показатели речевого развития

детей раннего возраста.

• Уже в год малыш понимает названия знакомых ему окружающих

предметов, действий, движений. По просьбе взрослого находит нужные

предметы и выполняет заданные действия: «Положи!», «Дай!», «открой!»,

«Возьми!». При словах «до свидания» машет рукой, играет в»ладушки»,

«прятки» (закрывает лицо руками или накрывает пеленкой). Чуть позже

начинает понимать обозначаемые на простых сюжетных картинках

купается!». В активной речи пользуется лепетом и отдельными

облегченными словами: дай, ня, бах. ав-ав, ляля, понятными только в

конкретной ситуации. Речевая активность малыша, как правило, возрастает

в моменты двигательной активности.

• К 1,5 годам малыш способен обобщать предметы по существенным

признакам, находить однородные предметы по слову взрослого (любая

кукла – это кукла, а не только та, с которой привык играть ребенок).

Понимает значение пространственных предлогов «в», «на», выполняет

словесные инструкции: «Положи лопатку в ведерко!», «Сядь на стульчик!».

По просьбе взрослого показывает части тела на себе, на кукле. В активном

словаре ребенка может насчитываться от 30 до 50 облегченных слов.

Появляются и полные слова: машина, кукла ,заяц, банан, которые,

конечно, еще не имеют правильного звукового оформления и произносятся

с заменой или смягчением согласных: масиня, кукля, сяять, банянь или с

пропусками звуков: атина, кука. Малыш отвечает на вопросы «Кто это?»,

«Что это?» в реальной ситуации и по картинке, стремится связать два слова

в предложение; при этом речь сопровождает жестами, мимикой,

движениями. После 1,5 лет ребенок начинает различать неречевые звуки и

может правильно выбрать игрушки по их звучанию.

К 1 году 9 месяцам у малыша появляется понимание единственного и

множественного числа имени существительного (кукла – куклы), слов с

уменьшительными суффиксами (куколка, зайчик, домик). Он выполняет

просьбы взрослых, состоящие из двух частей: «Возьми… и поставь на…».

Понимает значение предлогов «под», «у», «с». Понимает несложный

рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого по ее

содержанию: «Кто это?», «Где?», «Что делает?». Договаривает последние

слова знакомых стихов, потешек и песенок. При общении со взрослым все

активнее использует фразы из двух слов. С 1 года 9 месяцев начинает

различать речевые звуки. В процессе игры «Угадай, кто кричит!» находит

необходимую игрушку по звукоподражанию (взрослый воспроизводит

крики животных: ав-ав, мяу-мяу, му-му, ку-ка-ре-ку, малыш находит

игрушку-животное, которое так кричит).

К 2 годам ребенок может понять короткий рассказ взрослого без опоры на

картинку о событиях, имеющихся в его опыте (например, о том, что он

делал на прогулке). Отвечает на вопросы об этих событиях. Понимает

Читайте также:  Программы компьютерные для развития речи ребенка скачать бесплатно

единственное и множественное число глаголов. После 2 лет появляются

вопросительные слова, и малыш начинает задавать вопросы:»Где?»,

«Куда?», «Как?», «Что это?».

К 2,5 годам значительно возрастает понимание обращенной речи: понимает

предлоги «за», «по», «до», «над»; настоящее и прошедшее время глагола;

единственное и множественное число прилагательных; прилагательные,

обозначающие величину, цвет и вкус (большой, маленький, красный,

синий, Желтый, зеленый, сладкий, кислый и др.) Ребенок понимает

обобщенные понятия «игрушки», «посуда», «одежда», «животные», хотя

еще не пользуется ими в активной речи. Показывает на нужную картинку

по просьбе взрослого: «Покажи где мишка. А где мышка?». В активной

речи использует многословные (более трех слов) предложения. Легко и

активно подражает незнакомым словам из речи взрослого. Вступает в

диалог со сверстниками во время игр. Подражает им в действиях и речи.

К 3 годам ребенок начинает понимать предлоги «через», «около», «перед»;

глаголы с различными приставками (прибежала, убежала, забежала),

значение пространственных наречий, обобщающие слова. Начинает все

чаще использовать их в активной речи. Речь для ребенка 3 лет – регулятор

его поведения: он слушается старших, т.е. выполняет их указания в

словесной форме. Для успешного речевого развития ребенка раннего

возраста необходима не только полноценная речевая среда, но и

организация предметно-развивающей среды так как ведущей

деятельностью малыша становится предметная.

Ребенок раннего возраста очень активно осваивает действия с игрушками

(пирамидками, машинками ,куклами, кубиками, фигурки животных),

проявляет интерес и к другим предметам ближайшего окружения, особенно

к тем, что в руках у взрослого. Пытается подражать действиями и речи

взрослого. Ваша задача – сделать эту деятельность насыщенной и

разнообразной.

Старайтесь чаще рассказывать или читать ребенку народные и авторские

сказки, потешки, стишки. Для детей раннего возраста желательно выбирать

народные сказки с повторяющимися фрагментами и фразами, что облегчает

восприятие и улучшает запоминание текстов («Репка», «Курочка Ряба»,

«Колобок», «Теремок» и др.) Эмоционально насыщенными и понятными по

содержанию являются стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова.

Поощряйте любопытство, культивируйте у малыша такое ценное качество,

как умение задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский

вопрос. Поощряйте стремление изучить что-то новое. Для ребенка весь мир-

новый . Создайте возможность получать новые впечатления.

Чтобы у ребенка своевременно сформировалось правильное

звукопроизношение, он должен правильно воспринимать и различать

неречевые и речевые звуки. Для этого проводите игры на развитие

слухового внимания и фонематического слуха: «Отгадай что звучит!»

(ребенок отгадывает предмет по звуку: бубен, барабан, дудочка); «Кто как

кричит?» (отгадать животное по « голосу»); « Подскажи словечко!»

( взрослый рассказывает хорошо знакомое ребенку стихотворение, он

должен сказать недостающее слово); «Различи слова!» (подобрать картинки

к словам, похожим по звучанию: шар – шарф, дом – дым) и др.

Близкие взрослые должны внимательно следить за речевым поведением

малыша и своевременно обращать внимание на возникшие проблемы. Так,

родители должны насторожиться, если:

К 1 году 3 месяцам малыш на вопрос «Где?» не находит и не понимает

названий игрушек, предметов одежды, посуды,не выполняет знакомых

действий по просьбе взрослого («Покачай лялю!», «Поцелуй маму!»); не

ориентируется в комнате ( «Где твоя кроватка?», «Где твой горшок?»0;

не лепечет и не пользуется облегченными словами;

К 1,5 годам обобщает предметы по существенным признакам ( сидя за

столом, на просьбу «Дай маме ложку!», должен дать любую ложку, а не

только ту, которой его всегда кормят); не понимает предлогов «в» и «на»

и, соответственно, не может выполнить просьбы типа «Положи кубики в

коробку!», «Поставь чашку на стол!»; не может правильно выбрать

игрушки по их звучанию «Угадай, что это!» (дудочка, барабан); не

пользуется полными простыми или даже облегченными словами;

К 1 году 9 месяцам не понимает несложный рассказ по сюжетной

картинке (мальчик катает машину) и не отвечает на вопросы взрослого

по картинке («Где…? Покажи!); не понимает единственного и

множественного числа существительного (показать на картинках, где

шар, а где шары); не различает слова с уменьшительно-ласкательным

суффиксами (заяц – зайчик); не узнает игрушки-животных по голосам

(Кто как кричит?»

К 2 годам не понимает рассказ взрослого о событиях из жизни ребенка

(без показа картин) и не отвечает на вопросы; не понимает предлогов

ииспользованием; не понимает единственного и множественного числа

глагола (девочка рисует, девочки рисуют); в общении со взрослым

0предложения, не употребляет прилагательные и местоимения, слова с

Читайте также:  Карта состояния здоровья и развития ребенка образец заполнения

уменьшительно-ласкательными суффиксами, трехсложные слова без

стечения согласных (машина, малина);

К 2,5 годам ребенок по просьбе взрослого не может показать части своего

тела и лица; не понимает названия домашних животных (собака, кошка,

корова) и не может показать части тела животных (хвост,усы, лапы), не

ориентируется в величине предметов (большой-маленький) и не

выделяет предметы по цвету (красный, синий, желтый,зеленый), не

понимает наречий (близко, далеко, быстро, медленно, темно, светло); не

ориентируется в настоящем и прошедшем времени (не различает

вопросы «Что ты делаешь?» и «Что ты делал?»); не различает на слух

слова, похожие по звучанию (мышка-мишка, стол-стул, усы-уши), не

находит нужную картинку.

К 3 годам не понимает предлоги «через», «около», «перед», слова с

уменьшительными и увеличительными суффиксами (дом-домик-

домище), глаголы с различными приставками (закрыть открыть,

прилетел, улетел, залетел); не различает на слух слова, похожие по

звучанию (дом-дым,коса-коза);не употребляет в активной речи сложных

предложений, не задает вопросов «Почему?», «Когда?», не согласует

существительное с прилагательным (красная юбочка, красный мяч).

Если речь малыша не соответствует возрастным показателям,

обязательно обратитесь за консультацией к специалистам.

И. Чумакова, кандидат

педагогических наук, доцент.

Источник

Каталог книг

Труды преподавателей

Каталог периодических изданий

Каталог редких книг

Каталог статей

IPRbooks периодика

IPRbooks книги

Межвузовская электронная библиотека

ФЭРУ

>

>

>

>

>

>

>

>

>

>

Поисковый запрос: A=Чумакова, И.$

Общее количество найденных документов : 10
Показаны документы с 1 по 10
1. И чумакова развитие речи ребенка раннего возраста

    Чумакова, И. В.
    Результаты Всероссийской научно-практической конференции “Современные подходы к изучению, обучению и воспитанию детей с проблемами в развитии” / И. В. Чумакова, Е. А. Шилова> // Дефектология. – 2004. – N 4. – С. . 85-90
ББК 74.3
Рубрики: Образование. Педагогика–Дефектология. Специальные школы, 2003 г.
   Психология–Детская психология
   Мордовия
    Саранск
Кл.слова (ненормированные):
воспитание детей — дети — конференции — коррекционная педагогика — логопедия — методика обучения — неврология — нейрофизиология — обучение детей — отклонения в развитии

Доп.точки доступа:
Шилова, Е. А.
Найти похожие

2. И чумакова развитие речи ребенка раннего возраста

    Чумакова, И.
    Тестовый контроль знаний учащихся по курсу истории [Текст] / И. Чумакова> // Учитель. – 2008. – N 6. – С. 69-72 : рис.
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов
Кл.слова (ненормированные):
3 класс — история — курсы — преподавание истории — тестовый контроль — тесты по истории
Аннотация: Представлены тестовые задания к каждому уроку по курсу истории для третьего класса.

Найти похожие

3. И чумакова развитие речи ребенка раннего возраста

    Чумакова, И.
    “Филиппок” – школа раннего развития [Текст] / И. Чумакова> // Учитель. – 2010. – N 2. – С. 33-35 : фото. – Библиогр.: с. 35 (3 назв. )
ББК 74.1
Рубрики: Образование. Педагогика
   Дошкольная педагогика
Кл.слова (ненормированные):
будущие первоклассники — дошкольники — подготовка к школе — предшкольная подготовка — преемственность в образовании — школы раннего развития
Аннотация: Преемственность дошкольного и начального школьного образования.

Доп.точки доступа:
Филиппок, школа раннего развития
Найти похожие

4. И чумакова развитие речи ребенка раннего возраста

    Чумакова, И.
    Настольный театр как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / И. Чумакова, М. Галявич> // Дошкольное воспитание. – 2010. – N 8. – С. 84-94 : ил. – Библиогр.: с. 94 (8 назв. )
. – ISSN 0012-561XББК 74.1 + 74.3
Рубрики: Образование. Педагогика
   Дошкольная педагогика
   Дефектология. Специальные школы
Кл.слова (ненормированные):
дошкольники — общее недоразвитие речи III уровня — ОНР III уровня — нарушения речи — речевые нарушения — коррекционная педагогика — коррекция речи — речевая коррекция — логопедия — логопедические занятия — связная речь — формирование связной речи — развитие речи — развитие связной речи — настольный театр — театрализованная деятельность — театрализованные занятия — игровые занятия — конспекты занятий
Аннотация: С целью развития связной речи дошкольников с ОНР авторами используется театрализованная игра, которая позволяет заинтересовать воспитанников на занятиях, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. Приводятся конспекты занятий.

Доп.точки доступа:
Галявич, М.
Найти похожие

5. И чумакова развитие речи ребенка раннего возраста

    Чумакова, И. Д.
    Erwartungen an das spatere Leben [Текст] / И. Д. Чумакова> // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 10. – С. 29-33. – Библиогр.: с. 33 (3 назв. )
. – ISSN 0130-6073ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов
Кл.слова (ненормированные):
11 класс — иностранные языки — коммуникативная компетентность — немецкий язык — обучение — уроки — темы уроков
Аннотация: Представлен урок по теме “Планы на взрослую жизнь” в 11 классе с углубленным изучением немецкого языка.

Найти похожие

6. И чумакова развитие речи ребенка раннего возраста

    Чумакова, И.
    Развитие речи ребенка на первом году жизни [Текст] : статья первая / И. Чумакова> // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 8. – С. 52-55
. – ISSN 0012-561XББК 74.1
Рубрики: Образование. Педагогика
   Дошкольная педагогика
Кл.слова (ненормированные):
первый год жизни — развитие речи — развитие детей — речевая коммуникация — речевая среда — речевая развивающая среда
Аннотация: Чем больше и чаще общаться с малышом, тем лучше он будет воспринимать, а затем и воспроизводить звуки родной речи. Автор статьи рассказывает, как происходит развитие речевых возможностей ребенка на первом году жизни, на что нужно обращать внимание, как следует разговаривать с малышом, когда нужно обращаться к специалисту.

Найти похожие

7. И чумакова развитие речи ребенка раннего возраста

    Закрепина, А. В. (кандидат педагогических наук).
    Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью [Текст] : программа для детей, посещающих группы кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов / А. В. Закрепина, М. В. Браткова ; рецензенты О. Г. Приходько, И. В. Чумакова> // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 4. – С. 1-16 вкл. : рис., табл.
. – ISSN 2074-4986ББК 74.3
Рубрики: Образование. Педагогика
   Дефектология. Специальные школы
Кл.слова (ненормированные):
ранний возраст — дошкольный возраст — дошкольники — умеренная умственная отсталость — обучение детей — группы кратковременного пребывания — ДОУ — дошкольные образовательные учреждения — коррекционно-воспитательная работа — социальное развитие — физическое развитие — познавательное развитие — программы — воспитание детей
Аннотация: В Программе раскрываются цели и задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, посещающими группы кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

Доп.точки доступа:
Браткова, М. В. (кандидат педагогических наук); Приходько, О. Г. (доктор педагогических наук) .; Чумакова, И. В. (кандидат педагогических наук) .
Найти похожие

8. И чумакова развитие речи ребенка раннего возраста

    Чумакова, И.
    Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) [Текст] / И. Чумакова> // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 12. – С. 67-71
. – ISSN 0012-561XББК 74.1
Рубрики: Образование. Педагогика
   Дошкольная педагогика
Кл.слова (ненормированные):
ранний возраст — развитие речи — занятия по развитию речи — речевое развитие — возрастные особенности — звукопроизношение — общение с детьми — речевые умения — речевое общение
Аннотация: В статье рассматривается возрастные показатели речевого развития детей раннего возраста.

Найти похожие

9. И чумакова развитие речи ребенка раннего возраста

    Чумакова, И. Д.
    Сценарий музыкального спектакля “Marchen von Jahreszeiten” [Text] / И. Д. Чумакова> // Иностранные языки в школе. – 2014. – № 7 ; Методическая мозаика. – 2014. – № 7. – С. 31-36. – Библиогр.: с. 36 (2 назв. ). – (Методическая мозаика. – 2014. – № 7. – С. 31-36)
. – журнал в журналеББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов
Кл.слова (ненормированные):
внеклассная работа — внеклассные мероприятия — времена года — иностранные языки — методика преподавания иностранных языков — музыкальные спектакли — обучение — спектакли — сценарии — сценарии внеклассных мероприятий — французский язык
Аннотация: Сценарий музыкального спектакля на немецком языке.

Найти похожие

10. И чумакова развитие речи ребенка раннего возраста

    Чумакова, И. (доцент).
    Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / И. Чумакова, Е. Горбунова> // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 1. – С. 69-83. – Библиограф. : с. 83 (6 назв.)
. – ISSN 0012-561XББК 74.1
Рубрики: Образование. Педагогика
   Дошкольная педагогика
Кл.слова (ненормированные):
дидактические материалы — дидактические пособия — задержка речевого развития — звуки речи — звукопроизношение — коррекционно-логопедическая работа — коррекция речи — логопедические занятия — логопедические упражнения — нарушение речи — перфокарты — программное6 обучение
Аннотация: Авторы предлагают дидактические материалы, построенный на основе метода программированного обучения. Разработанный и подобранный материал оформлен в виде перфокарт и соответствующих им сигнальных карточек и игровых полей формата А4.

Доп.точки доступа:
Горбунова, Е. (учитель-логопед)
Найти похожие

Читайте также:  Развитие ребенка в 4 года во что играть и как развивать

 

Стандартный Расширенный Профессиональный Распределенный По словарю ГРНТИ-навигатор УДК-навигатор ББК-навигатор Тематический навигатор

Источник