И чумакова развитие речи ребенка на первом году жизни
Силохина Галина Васильевна
Статья на тему:
«Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года)»
Чумакова, И.
Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) / И. Чумакова // Дошкольное
воспитание. – 2012. – № 12. – С. 67-71 .
Кл.слова (ненормированные):
ранний возраст — развитие речи — занятия по развитию речи — речевое
развитие — возрастные особенности — звукопроизношение — общение с
детьми — речевые умения — речевое общение
Аннотация: В статье рассматривается возрастные показатели речевого развития
детей раннего возраста.
Развитие речи ребенка раннего возраста ( 1 – 3 года )
Вашему малышу исполнился год! Он подрос, выросли и его речевые
возможности: в знакомой бытовой ситуации хорошо понимает обращенную к нему
речь, может выполнить простые просьбы. В активном словаре ребенка от 5 до 15
облегченных слов, которые он активно использует в общении со взрослым. У
ребенка сохраняется потребность в эмоциональном общении с близкими людьми, но
уже появляется предметно направленное (деловое) общение с ним.
Что же должно произойти с речевым развитием малыша в период от 1 года до 3
лет? Это возраст существенных перемен в его жизни. Особенно интенсивно
развивается речь, так как именно ранний возраст определяется как сенситивный
(оптимальный и наиболее чувствительный) период для усвоения речи, что является
одним из основных достижений ребенка.
Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется
понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь.
На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для
психического развития малыша .Речь начинает выполнять свои ведущие функции:
•
Коммуникативную (происходит смена форм общения, ведущей
становится, постепенно, при активном воздействии взрослого, формируется
потребность в речевом общении);
•
Познавательную (речь становится важнейшим средством передачи ребенку
общественного опыта);
•
Регулирующую (ребенок начинает сопровождать свои действия речью, а к 3
годам способен рассказать о проделанном, увиденном).
Рассмотрим более подробно возрастные показатели речевого развития
детей раннего возраста.
• Уже в год малыш понимает названия знакомых ему окружающих
предметов, действий, движений. По просьбе взрослого находит нужные
предметы и выполняет заданные действия: «Положи!», «Дай!», «открой!»,
«Возьми!». При словах «до свидания» машет рукой, играет в»ладушки»,
«прятки» (закрывает лицо руками или накрывает пеленкой). Чуть позже
начинает понимать обозначаемые на простых сюжетных картинках
купается!». В активной речи пользуется лепетом и отдельными
облегченными словами: дай, ня, бах. ав-ав, ляля, понятными только в
конкретной ситуации. Речевая активность малыша, как правило, возрастает
в моменты двигательной активности.
• К 1,5 годам малыш способен обобщать предметы по существенным
признакам, находить однородные предметы по слову взрослого (любая
кукла – это кукла, а не только та, с которой привык играть ребенок).
Понимает значение пространственных предлогов «в», «на», выполняет
словесные инструкции: «Положи лопатку в ведерко!», «Сядь на стульчик!».
По просьбе взрослого показывает части тела на себе, на кукле. В активном
словаре ребенка может насчитываться от 30 до 50 облегченных слов.
Появляются и полные слова: машина, кукла ,заяц, банан, которые,
конечно, еще не имеют правильного звукового оформления и произносятся
с заменой или смягчением согласных: масиня, кукля, сяять, банянь или с
пропусками звуков: атина, кука. Малыш отвечает на вопросы «Кто это?»,
«Что это?» в реальной ситуации и по картинке, стремится связать два слова
в предложение; при этом речь сопровождает жестами, мимикой,
движениями. После 1,5 лет ребенок начинает различать неречевые звуки и
может правильно выбрать игрушки по их звучанию.
•
К 1 году 9 месяцам у малыша появляется понимание единственного и
множественного числа имени существительного (кукла – куклы), слов с
уменьшительными суффиксами (куколка, зайчик, домик). Он выполняет
просьбы взрослых, состоящие из двух частей: «Возьми… и поставь на…».
Понимает значение предлогов «под», «у», «с». Понимает несложный
рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого по ее
содержанию: «Кто это?», «Где?», «Что делает?». Договаривает последние
слова знакомых стихов, потешек и песенок. При общении со взрослым все
активнее использует фразы из двух слов. С 1 года 9 месяцев начинает
различать речевые звуки. В процессе игры «Угадай, кто кричит!» находит
необходимую игрушку по звукоподражанию (взрослый воспроизводит
крики животных: ав-ав, мяу-мяу, му-му, ку-ка-ре-ку, малыш находит
игрушку-животное, которое так кричит).
•
К 2 годам ребенок может понять короткий рассказ взрослого без опоры на
картинку о событиях, имеющихся в его опыте (например, о том, что он
делал на прогулке). Отвечает на вопросы об этих событиях. Понимает
единственное и множественное число глаголов. После 2 лет появляются
вопросительные слова, и малыш начинает задавать вопросы:»Где?»,
«Куда?», «Как?», «Что это?».
•
К 2,5 годам значительно возрастает понимание обращенной речи: понимает
предлоги «за», «по», «до», «над»; настоящее и прошедшее время глагола;
единственное и множественное число прилагательных; прилагательные,
обозначающие величину, цвет и вкус (большой, маленький, красный,
синий, Желтый, зеленый, сладкий, кислый и др.) Ребенок понимает
обобщенные понятия «игрушки», «посуда», «одежда», «животные», хотя
еще не пользуется ими в активной речи. Показывает на нужную картинку
по просьбе взрослого: «Покажи где мишка. А где мышка?». В активной
речи использует многословные (более трех слов) предложения. Легко и
активно подражает незнакомым словам из речи взрослого. Вступает в
диалог со сверстниками во время игр. Подражает им в действиях и речи.
•
К 3 годам ребенок начинает понимать предлоги «через», «около», «перед»;
глаголы с различными приставками (прибежала, убежала, забежала),
значение пространственных наречий, обобщающие слова. Начинает все
чаще использовать их в активной речи. Речь для ребенка 3 лет – регулятор
его поведения: он слушается старших, т.е. выполняет их указания в
словесной форме. Для успешного речевого развития ребенка раннего
возраста необходима не только полноценная речевая среда, но и
организация предметно-развивающей среды так как ведущей
деятельностью малыша становится предметная.
•
Ребенок раннего возраста очень активно осваивает действия с игрушками
(пирамидками, машинками ,куклами, кубиками, фигурки животных),
проявляет интерес и к другим предметам ближайшего окружения, особенно
к тем, что в руках у взрослого. Пытается подражать действиями и речи
взрослого. Ваша задача – сделать эту деятельность насыщенной и
разнообразной.
•
Старайтесь чаще рассказывать или читать ребенку народные и авторские
сказки, потешки, стишки. Для детей раннего возраста желательно выбирать
народные сказки с повторяющимися фрагментами и фразами, что облегчает
восприятие и улучшает запоминание текстов («Репка», «Курочка Ряба»,
«Колобок», «Теремок» и др.) Эмоционально насыщенными и понятными по
содержанию являются стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова.
•
Поощряйте любопытство, культивируйте у малыша такое ценное качество,
как умение задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский
вопрос. Поощряйте стремление изучить что-то новое. Для ребенка весь мир-
новый . Создайте возможность получать новые впечатления.
•
Чтобы у ребенка своевременно сформировалось правильное
звукопроизношение, он должен правильно воспринимать и различать
неречевые и речевые звуки. Для этого проводите игры на развитие
слухового внимания и фонематического слуха: «Отгадай что звучит!»
(ребенок отгадывает предмет по звуку: бубен, барабан, дудочка); «Кто как
кричит?» (отгадать животное по « голосу»); « Подскажи словечко!»
( взрослый рассказывает хорошо знакомое ребенку стихотворение, он
должен сказать недостающее слово); «Различи слова!» (подобрать картинки
к словам, похожим по звучанию: шар – шарф, дом – дым) и др.
Близкие взрослые должны внимательно следить за речевым поведением
малыша и своевременно обращать внимание на возникшие проблемы. Так,
родители должны насторожиться, если:
•
К 1 году 3 месяцам малыш на вопрос «Где?» не находит и не понимает
названий игрушек, предметов одежды, посуды,не выполняет знакомых
действий по просьбе взрослого («Покачай лялю!», «Поцелуй маму!»); не
ориентируется в комнате ( «Где твоя кроватка?», «Где твой горшок?»0;
не лепечет и не пользуется облегченными словами;
•
К 1,5 годам обобщает предметы по существенным признакам ( сидя за
столом, на просьбу «Дай маме ложку!», должен дать любую ложку, а не
только ту, которой его всегда кормят); не понимает предлогов «в» и «на»
и, соответственно, не может выполнить просьбы типа «Положи кубики в
коробку!», «Поставь чашку на стол!»; не может правильно выбрать
игрушки по их звучанию «Угадай, что это!» (дудочка, барабан); не
пользуется полными простыми или даже облегченными словами;
•
К 1 году 9 месяцам не понимает несложный рассказ по сюжетной
картинке (мальчик катает машину) и не отвечает на вопросы взрослого
по картинке («Где…? Покажи!); не понимает единственного и
множественного числа существительного (показать на картинках, где
шар, а где шары); не различает слова с уменьшительно-ласкательным
суффиксами (заяц – зайчик); не узнает игрушки-животных по голосам
(Кто как кричит?»
•
К 2 годам не понимает рассказ взрослого о событиях из жизни ребенка
(без показа картин) и не отвечает на вопросы; не понимает предлогов
ииспользованием; не понимает единственного и множественного числа
глагола (девочка рисует, девочки рисуют); в общении со взрослым
0предложения, не употребляет прилагательные и местоимения, слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами, трехсложные слова без
стечения согласных (машина, малина);
•
К 2,5 годам ребенок по просьбе взрослого не может показать части своего
тела и лица; не понимает названия домашних животных (собака, кошка,
корова) и не может показать части тела животных (хвост,усы, лапы), не
ориентируется в величине предметов (большой-маленький) и не
выделяет предметы по цвету (красный, синий, желтый,зеленый), не
понимает наречий (близко, далеко, быстро, медленно, темно, светло); не
ориентируется в настоящем и прошедшем времени (не различает
вопросы «Что ты делаешь?» и «Что ты делал?»); не различает на слух
слова, похожие по звучанию (мышка-мишка, стол-стул, усы-уши), не
находит нужную картинку.
•
К 3 годам не понимает предлоги «через», «около», «перед», слова с
уменьшительными и увеличительными суффиксами (дом-домик-
домище), глаголы с различными приставками (закрыть открыть,
прилетел, улетел, залетел); не различает на слух слова, похожие по
звучанию (дом-дым,коса-коза);не употребляет в активной речи сложных
предложений, не задает вопросов «Почему?», «Когда?», не согласует
существительное с прилагательным (красная юбочка, красный мяч).
Если речь малыша не соответствует возрастным показателям,
обязательно обратитесь за консультацией к специалистам.
И. Чумакова, кандидат
педагогических наук, доцент.
Источник
3 ОНТОГЕНЕЗ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ЛЕКЦИЯ 3 Особенности развития речи детей по возрастам (к каждому возрасту характеристика)
План.
1. Развитие речи ребенка на первом году жизни.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ Многие исследователи отмечают чувствительность к звукам у новорожденных по таким реакциям:
Изменения общей двигательной активности.
Сморщивание лба.
Движения век.
Вздрагивания.
Изменения ритма и частоты дыхания.
Поворота глаз и головы к источнику звука.
Торможения сосательных движений.
В 2 недели, ребенок оставляет грудь, прислушивается к голосу матери, может перестать плакать. Ребенка можно успокоить песней.
На 3-4 – ой неделе жизни слуховое сосредоточение можно получить не только на относительно сильный звук, но и на речевое воздействие взрослого.
Реакция на звук несколько замедленная. Голос мамы начинает узнавать – на него больше реакции, чем на другие звуки.
ВТОРОЙ МЕСЯЦ Примерно с полуторамесячного возраста малыш гулит – произносит гласные звуки, отсутствующие в языке взрослых. В процессе развития эти звуки утрачиваются, заменяясь полноценными гласными звуками. Выделяются (опознаются) в гулении звуки – а, о, у, э; п, м, к, г, х.
ТРЕТИЙ МЕСЯЦ Гуление делается разнообразнее, появляются согласные звуки г-г-г, б-у, в–и и т.д. В ответ на поощрение ребенок активизирует гуление; происходит как бы разговор, когда взрослые агукают вместе с малышом. На улыбку взрослого ребенок отвечает улыбкой, на речь взрослого – произнесением звуков. Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.
ОТ ТРЕХ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ Гуление преобразуется в «свирель», т.е. произнесение цепочки звуков каскадом: аль–ле-е-лы-агы-аы. Они делаются продолжительнее, если к этому побуждают взрослые, разговаривая с малышом. Перенимает по подражанию темп, ритм, тон речи («гуления») взрослых. Реагирует на громкость речи и интонацию – может начать улыбаться, может заплакать.
СЕДЬМОЙ – ВОСЬМОЙ МЕСЯЦЫ Для развития речи в этом возрасте представляется важным возможность подражания голосовым реакциям взрослого. В этом возрасте появляется лепет, т.е. произнесение отдельных слогов ба-ба-ба, да-да-да. В нем уже слышны довольно ясные звуки. Практически все звуки не свойственные родному языку ребенок из своего лепета уже отсеил. Из гласных чаще других производится звук а в сочетании с согласными п, б, м, д, т, к. Получив возможность подражать взрослому, ребенок активно повторяет за ним слоги. Период лепета очень важен, т.к. малыш подолгу упражняет свой артикуляционный аппарат и тренирует одновременно физический и фонематический слух. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия.
ДЕВЯТЫЙ – ДЕСЯТЫЙ МЕСЯЦЫ Ребенок способен по подражанию произносить цепочки повторяющихся слогов. В это время очень важно поощрять ребенка к лепету, т.к. он уже способен копировать интонации. Голосом малыш выражает свои потребности и эмоции. Развивается понимание речи. Опорой в этом умении является зрительное восприятие. Общение между ребенком и взрослым начинает строиться с помощью речи.
ОДИННАДЦАТЫЙ – ДВЕНАДЦАТЫЙ МЕСЯЦЫ. Дети понимают обращенную к ним речь, могут выполнить простые просьбы взрослых, подкрепленные жестами. В активной речи малыша появляются первые слова. Запас слов годовалого ребенка не одинаков: от 2-3 до 15-20 слов. 80 % слов – существительные. Могут присутствовать и глаголы – бух – падать, ам – кушать. прилагательные, местоимения, наречия, служебные части речи отсутствуют. Первая степень обобщения слов. Есть дети, не имеющие в активном словаре слов, но демонстрирующие приличное понимание речи. Первые слова – это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» – каша, «пу» – капуста; простые двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба» и т.д. Эти слоги и простейшие слова можно назвать словами-предложениями, т.к. они обозначают целые понятия, хотя в этих словах-предложениях нет сочетания по грамматическим правилам языка.
Степени обобщения слов
1 степень – слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только эта кукла, все остальное не куклы, а что-то еще не известное). Около 1 г.
2 степень – слово замещает чувственный образ нескольких однородных предметов (все куклы становятся куклами). Около 3 лет.
3 степень – усваиваются обобщающие слова, обозначающие несколько групп предметов (игрушки = кукла + мяч+кубики). Около 3,5 лет.
4 степень – усваиваются обобщающие слова для обобщающих слов – высший уровень интеграции (вещь=игрушки+посуда+одежда). После 4-х лет.
Примеры степеней обобщения
Береза – березы – дерево – растения
Кошка –кошки – животное – жители земли/фауна
Телевизор – телевизоры – бытовая техника – электроприборы
Мама – мамы – женщина – человек.
Литература
1. Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
2. Белякова Л.И., Заикание.
3. Бородич А.М., Методика развития речи детей.
4. Винарская В.Н., Возрастная фонетика, 2005 г.
5. Жукова Н.С., Логопедия.
6. ИНТЕРНЕТ ! ! !
7. Малыш учится говорить, О.Жукова, 2007 г.
8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред М.Ф. Фомичевой.
9. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной.
10. Поваляева М.А., Справочник логопеда.
11. Программы воспитания и обучения детей «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.
12. Теория и методика развития речи дошкольников, Стародубова Н.А., 2007 г.
13. Филичева Т.Б., Основы логопедии.
14. Язык и сознание, Лурия А.Р., 1998 г.
Серия сообщений “ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ”:
Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку https://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped
Активная группа логопедов в «Одноклассниках» – «Логопеды, логопедия» https://www.odnoklassniki.ru/logovlad/
Часть 1 – ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Часть 2 – РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
Часть 3 – 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В 3-4 ГОДА
Часть 4 – 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 5 – ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 6 – КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая
Серия сообщений “Онтогенез детской речи”:
Переход на страничку онлайн логопеда Губаревой Ольги Анатольевны (жми)…
Часть 1 – ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Часть 2 – 2 ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ)
Часть 3 – РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
Часть 4 – 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В 3-4 ГОДА
Часть 5 – 5 ОНТОГЕНЕЗ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. 4-5 ЛЕТ
…
Часть 11 – ПРИЗНАКИ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Часть 12 – ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 13 – КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая
Источник
Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.
Развитие речи — важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.
Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет
Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:
- повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
- умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных — «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
- выражает эмоции интонацией;
- обозначает слогами предметы и действия;
- воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.
Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.
От чего зависит развитие речи
Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:
- Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
- Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
- Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
- Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.
Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.
Как развивать речь ребенка
Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:
- упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
- учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
- понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.
Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.
Ежедневные занятия: 6 простых упражнений
Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» — всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
- Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
- Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять».
- Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки — это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость — она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее — нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить — подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
- Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
- Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.
Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.
Игры для развития навыка говорения
Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:
- Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать — «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал — повторял звуки и слоги.
- Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
- Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.
Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.
Источник