Художественные проекты как средство развития ребенка

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение

«Касторенский детский сад «Сказка»

Касторенского  района

Курской области

(Из опыта работы)

(сообщение на августовское секционное занятие)

Воспитатель: Санникова Елена Витальевна

п. Касторное 2017год.

Каждый ребенок –  художник.                      

   Трудность в том, чтобы остаться  художником,

выйдя из детского возраста”

/Пабло Пикассо /

Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.

В соответствии с ФГОС, одной из задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим с собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.

Формирование интереса у детей  к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении способствует художественно-эстетическое развитие.

В нашем  детском саду  мы широко применяем метод проектной деятельности, так как это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги нашего дошкольного учреждения организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

В связи с вышеуказанным одним из эффективных средств решения задач художественно-эстетического развития, метод проектов, является   важной формой планирования и организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, так как знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

Среди различных проектов по художественно-эстетическому развитию особенно запомнился проект «Цветные чудеса». Данный проект способствовал успешному овладению детьми нетрадиционными техниками рисования.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Применение разнообразных  техник способствуют развитию ребенка всесторонне,

-развивают уверенность в своих силах;

-развивают пространственное мышление;

-учит детей свободно выражать свой замысел;

-побуждать детей к творческим поискам и решениям;

-развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности;

-развивает мелкую моторику рук;

-развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.

Цель проекта: развивать умения и опыт в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционной технике рисования.

Задачи проекта:

  1. Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.
  2. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
  3. Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию
  4. Развивать творческое мышление.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный -создание педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и интересов детей.
  2. Диагностический – выявление у детей доминирующих склонностей к различным видам изобразительной деятельности.
  3. Практический – апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми новых изобразительных технологий; повышение уровня родительской компетентности в области художественно-эстетического воспитания.
  4. Обобщающий-распространение и внедрение опыта в практику других групп ДОО

Предполагаемые результаты:

Для детей:

  1. Приобретут умение самостоятельно творить, переживая радость творчества.
  2. Смогут использовать в изобразительной деятельности разнообразные нетрадиционные способы передачи изображения.
  3. Улучшат состояние мелкой моторики рук, расширят возможности творческого воображения, композиционные умения, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
  4. Сформируются практические навыки работы с различным материалами.

Для родителей:

  1. Приобретут знания для развития детского творчества;
  2. Примут участие в процессе художественно-эстетического развития ребенка и активизации его творческих потенциалов;
  3. Получат положительные эмоции от встречи и совместной деятельности;
  4. Проявят единство, творчество и заинтересованность.

Для педагогов:

  1. Создадут систему работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного  материала;
  2. Расширится педагогическое сотрудничество в вопросах художественного-эстетического развития детей;
  3. Повысится уровень профессионального мастерства педагогов.

Существует много приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков: кляксография, рисование пальчиками, ладошками, тычок жесткой сухой кистью и много других, которые вам хорошо известны.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Смешанная техника рисования. Восковые мелки и акварель.

В данной технике могут выполняться работы в любом жанре изобразительного искусства.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча и акварель.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Читайте также:  Что необходимо ребенку для его развития

Рисование свечой.

  1. Рисуется эскиз простым карандашом.
  2. По контуру   карандаша обвести свечой, нажимая на неё.
  3. Покрыть поверхность водой слева –направо.
  4. Нанести фон акварельными красками. Там, где рисовали свечой краска ложиться не будет.

Рисование пластилином.

Тщательно прочерчиваем все линии и места перехода цвета.
Натираем пластилин на терке, выкладываем тертый пластилин на основу, слегка придавливая его. Контуры и линии выкладываем черным пластилином.

Печатание листьями.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.
Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Подводя итог можно сделать вывод, что наиболее эффективным методом художественно-эстетического развития детей является метод проектов.

А использование нетрадиционных техник в процессе реализации проекта позволило повысить творческую активность, раскрыть творческий потенциал детей, специальные возможности, позволяющие детям самим реализовываться в различных формах и видах творческой деятельности.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.

Огромными возможностями обладает организация и внедрение в педагогическую практику инновационной деятельности для повышения качества образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно-эстетического развития в ДОУ. Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогики, этнографии свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровье сберегающем значении в жизни ребенка. Исходя из этого, необходимо выстраивать систему художественно-эстетического воспитания и развития  на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности. Новизна опыта заключается в разработке и реализации проектов различной направленности, создающих условия для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Сущность понятия «художественно – эстетическое развитие»

В наше время проблема художественно – эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

Педагогика определяет художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Задачами образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования являются:

·        развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

·        становление эстетического отношения к окружающему миру;

·        формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

·        стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

·        реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Изобразительная деятельность – важнейшее средство художественно-эстетического развития. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить.

В этой работе мы будем рассматривать художественно – эстетическое развитие дошкольников через их изобразительную деятельность посредством проектного метода.

Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

По продолжительности они бывают:

· краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели);

· средней продолжительности (2-3 месяца);

· долгосрочные (на несколько учебных лет).

Структура любого проекта включает в себя:

·    тему проекта (название)

·          тип проекта (игровой, информационный, тематический и др.)

·          цель проекта

Читайте также:  Как избежать развития астмы у ребенка

·          задачи проекта

·         работа над проектом (мероприятия с детьми, родителями, педагогами)

·          форма презентации проекта (праздник, викторина, выставка и т.д.)

·          результат проекта (оформление результатов, анализ).

Формы, используемые в работе над проектом:

·          дидактические игры;

·          наблюдения;

·          экскурсия;

·          чтение художественной литературы;

·          экспериментирование;

·          театрализованные игры;

·          опытническая и трудовая деятельность;

·          просмотр видеофильмов и телепередач;

·        рассматривание и изучение иллюстрационных материалов;

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, соответствует социальному заказу на современном этапе, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Источник

Рената Диль
Проектная деятельность на занятиях ИЗО, как средство всестороннего развития дошкольников

Проблема детской одаренности, проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью — главные проблемы современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способных в поведенческой сфере быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Они помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является какой-либо продукт, в котором ребенок отображает свои впечатления и опыт жизни.

При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, широко использовать свой прошлый опыт.

Для развития творческих способностей очень полезна обогащенная изобразительная деятельность: в рисунках и пластилиновых скульптурах должны обязательно присутствовать разнообразные сюжеты; с детьми необходимо обсуждать замысел этих сюжетов, предлагать новые интересные для них темы. Так, на занятиях своего кружка я знакомлю детей с флорой и фауной (когда рисуем, лепим растения, пейзажи, конструируем из бумаги животных и насекомых, народной культурой (через знакомство с народной росписью, фольклором). Творческая ситуация стимулирует развитие творческих способностей.

Следует помнить: что восприятие прекрасного должно быть подкреплено участием ребенка в созидании красоты. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, можно использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных, художественных техник на занятиях по рисованию, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.

С этой целью был разработан и уже апробирован проект «Нетрадиционные техники рисования – залог успеха вашего ребенка»

Цель:

Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования

Задачи:

1. Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.

2. Разработка и внедрение программы в практику работы детского сада способствующей развитию художественно-творческих способностей у дошкольников;

3. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

4. Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.

5. Развитие у дошкольников творческих способностей, через нетрадиционные техники рисования.

6. Обеспечение участия воспитанников в конкурсном движении района, республики по развитию детского творчества.

Сроки реализации: 1 год

Основное содержание и методы реализации проекта

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Определение проблемы, цели и задач проекта.

2.Изучение нормативной базы: Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», «Семейный кодекс РФ», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка» и др.

3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование,нахождение и установление эффективных связей с родителями:

1 этап:

1. Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.

2. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

3. Изучение творческого потенциала воспитателей, анкетирование родителей

4. Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта.

• Разработка рабочей учебной программы по развитию художественного творчества «» на основе программы под редакцией Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста, нетрадиционные техники»;

• Разработка цикла занятий с родителями и с воспитателями в рамках проекта;

Читайте также:  Центр развития ребенка 2 саранск официальный сайт

• Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок;

• Составление перечня творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения.

5. Организация работы по реализации проекта

2 этап:

1. Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков

2. Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей

3. Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного творчества с экспозицией в городском музее «В мире фантазии».

Реализация Проекта

1. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

Для рисования необходимы разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.

Необходимые изобразительные материалы:

Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, свечи восковые, вату, кисточки разных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, копировальную бумагу различных цветов, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, сюжетные открытки, клей, бумагу цветную, картон, красивой формы гладкие камушки, ракушки, кусочки разнообразных тканей.

1. Реализация Проекта через реализацию изобразительной деятельности

1 этап – На занятиях по рисованию познакомить детей с техникой монотипии, сухого тычка, тиснения, тычкования, оттиска печатками, рисования пальчиками, рисования ладошкой, черно – белого граттажа.

Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях.Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, нити, сухие листья, мятую бумагу, поролон,

2 этап – Учить создавать выразительные образы животных, птиц, людей, используя различные техники и материалы.

Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

3 этап – Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику.

2) Реализация проекта

1. Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник изображения.

На занятиях по рисованию познакомить детей с техникой раздувание краски, рисования пальчиками, методом тычкования, монотипии, клеевые картинки, ожившие предметы, рисование музыки, рисование манкой, рисование поролоном. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях.Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, манку, клей ПВА, поролон.

2. Ознакомление детей с нетрадиционными художественными техниками.

– Учить создавать выразительные образы животных, птиц, людей, используя различные техники и материалы.

Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Основные формы работы с детьми: совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение за природой; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.

Принципы реализации проекта: Учет ведущей, игровой деятельности дошкольников; своевременность развития творчества детей; индивидуального и дифференцированного подхода; интеграции образовательных областей; доступности; постепенности; взаимосвязь участников образовательного процесса.

Работа с педагогами:

Консультации:

1. “Подготовка детей к школе через развитие творческих способностей с помощью нетрадиционной техники рисования”.

2. “Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве.

2. Мастер-класс для воспитателей “Волшебные краски”.

Работа с родителями:

Консультации:

1. “Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей”

2. “Развивайте творчество детей”.

3. Беседа с элементами практикума “Рисуя – играем”.

4. Подбор и изготовление нетрадиционных пособий и материалов для изобразительной деятельности.

5. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т. д.).

Совместная деятельность с детьми:

1. Развлечения по изобразительной деятельности “КВН в стране красок” (Приложение №1).

2. Выставка рисунков “Чудеса своими руками”.

3. Оформление альбома “Чудеса своими руками”.

Перечень творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения.

Игры на развитиефантазии и образного мышления: три краски, чернильные пятна, закончи рисунок, дорисуй кружок, волшебные очки.

Упражнения на развитиезрительного воображения: нарисуй с помощью фигур, чудесный лес, истории из мешка, быстрые превращения, рисунки на спине, я – уникальный, волшебный карандаш, придумай сказку, что снится дереву?

Благодаря именно этому проекту работы наших воспитанников были отмечены на ХII Всероссийском конкурсе детского рисунка «Царство грибов», нами было отправлено 10 работ, из них 3 работы были отмечены Дипломами 1 степени, 1 Дипломом 2 степени и 2 Дипломами 3 степени.

Источник