Художественное творчество как средство развития личности ребенка

Художественное творчество как средство развития личности ребенка thumbnail

Rodina foto2Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики “Мастера своего дела” Родина Наталия Николаевна, воспитатель по изобразительной деятельности МБУ прогимназии № 208 г. Тольятти Самарской области, с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по формированию личности ребенка через развитие у него творческих способностей. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.

Краткий комментарий к статье от Наталии Николаевны:

«Автор уделяет большое внимание нетрадиционной технике рисования. Большой интерес для читателей представляет система игр, образовательной деятельности, экспериментирования, создания проблемных ситуаций и поиск их решений»

Увлекательного чтения…

Творчество, как средство развития личности детей дошкольного возраста

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Многие ученые, педагоги, психологи пробуют по – новому оценить традиционные подходы к развитию творчества у детей дошкольного возраста. Подобные поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не останавливаться на уже достигнутом, «встряхивают» и обогащают. В результате поисков и открытий детская деятельность становится все более свободной, радостной и успешной.

Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности, способности создавать нечто новое, оригинальное. Масштаб творчества может быть различен, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская).

А.Н. Леонтьев, изучая сущность детского творчества, отмечал, что творчество – один из существенных показателей развития личности, а воображение – основа творческой деятельности.

Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, В.П.Зинченко, А.В. Запорожец в своих исследованиях показали, что творчество является постоянным спутником детского развития. Творчество художника стимулируется глубиной чувств. Образы воображения строятся из элементов, взятых из опыта человека, поэтому детское воображение беднее, чем у взрослого. С другой стороны отсутствие опыта снимает ограничения сознания, стимулирующие репродуктивные образы. Воображение развивается у человека всю жизнь, но к концу дошкольного возраста его развитие достигает такого уровня, что ребенок хочет и может изобразить что-то доступное пониманию других людей.

            Общей характеристикой творческого потенциала детей дошкольного возраста выступают познавательные потребности, которые проявляются в форме исследовательской поисковой активности, а также в готовности и способности ребенка к самостоятельной творческой деятельности. Так, исследования Н.Н. Поддъякова и А.И.Савенкова показывают, что начало самостоятельного творчества ребенка лежит в стихийном экспериментировании и поисковой деятельности, которая направлена на преодоление неопределенности проблемной ситуации. Н.Н. Поддъяков, анализируя различные виды творчества детей, приходят к выводу, что ядром творчества в дошкольном возрасте выступает именно поисковая деятельность, в которой проявляется природная любознательность, активность, творческая трансформация ребенком новых знаний и опыта.

Н.П. Саккулина определила, что творчество проявляется на всех этапах изобразительной деятельности. Именно занятия по художественному творчеству подчинены в основном реализации задач, ориентированных на самостоятельную работу детей, поиск нестандартных решений. Одним из способов познания мира является рисование. Все то, что дети видят вокруг себя, они передают в своих рисунках.

Когда же возникает у детей интерес к рисованию?

Маленькие дети испытывают огромную потребность в движении. Движения разные и следы этих движений разные. Постучал пальцем по стеклу – получил точку, провел в сторону – линию, пошлепал ладошкой – большой отпечаток – пятно. А рисовать можно чем угодно: куском мела, угля, кирпича, карандашом, фломастером, авторучкой, гуашью, акварелью, сангиной, пастелью, восковыми мелками, тушью, даже пухом тополя и камыша, ягодами, пластилином, зубной щеткой, разбрызгивая краску, поролоном, пальцами, ладонью, палочкой, с помощью компьютера и даже лучом света!

Всякое открытие чего – то нового, необычного приносят детям раскованность и дают толчок к творчеству. Рисование детей интуитивно. Они не знают как правильно и как не правильно. Они рисуют, как сами думают.

6 – 7 летний возраст – «золотой век» детского рисования. В это время уже достигают определенной зрелости и гармонично взаимодействуют в творчестве практический жизненный опыт общения с разными людьми и работы с разными материалами, опыт эмоциональной и интеллектуальной обработки. Набрав силу, детское рисование активно реализуется в 8 – 10 лет, совершенствуясь, усложняясь и расширяя свои тематические границы.

Детское рисование – это феномен творческой   активности   детей от 1 – 2 лет до 10 – 11 лет, имеющих двигательно – зрительную основу и реализующих многие психические функции, важные для целостного личностного развития ребенка.

Таким образом детское рисование – оптимальная форма реализация личности ребенка, которое со временем отступит на второй план. Необходимо не упустить этот момент (с 1-2 до 10-11 лет), а развивать художественные способности детей.

     Рисование влияет на развитие ребенка в целом, как личности, раскрепощает его, формирует эстетический вкус, развивает его творчество.

«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». (Пабло Пикассо).                                                         

Работа с детьми предусматривает раскрытие и реализацию неисчерпаемых творческих возможностей детей через ознакомление и применение ими нетрадиционных художественных техник рисования и повышение интереса детей к художественному творчеству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Здесь нет жесткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.

Методику работы с детьми необходимо строить таким образом, чтобы средствами искусства и детской изобразительной деятельности формировать у ребенка такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческую активность, позволяющие самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности, снижать закомплексованность, скованность.

Дети любят экспериментировать. Именно исследовательское поведение является одним из важнейших условий развития интеллектуально-творческого потенциала детей. Чем разнообразнее, оригинальнее поисковая деятельность, тем больше возможностей получить в конечном итоге новый результат, а оригинальность – это показатель творчества.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребенок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании. Детям необходимо предоставлять возможность самостоятельного выбора и применения большого количества разнообразного материала для создания выразительных образов в нетрадиционной технике рисования, использование элементов ТРИЗ и творческих заданий, максимально способствующих развитию творческого потенциала детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Особое внимание этой проблеме уделяла Т.С. Комарова, которая не только подчеркивала необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорила о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.

Читайте также:  Книга развития речи ребенка 2 лет скачать бесплатно

Нетрадиционные техники рисования, проводимые мною, вносят разнообразие в изобразительную деятельность и предоставляют ребенку больше шансов для самовыражения: «Рисование пальчиками и ладошкой», «Набрызг», «Кляксография», «Печатка», «Тампонирование», «Монотипия», «Рисунок жесткой кистью», «Цветные ниточки», «Рисование восковыми мелками», «Граттаж», «Рисунок на ткани», «Знакомая форма – новый образ» и многое другое. В целях развития воображения и творчества предлагаю детям изобразить: свое настроение, свою мечту, музыку, запах, себя, семью, друзей, что-то загадочное и волшебное (несуществующее животное, фантастическое растение и т. д.).

Использование разных способов рисования дарят ребенку радость творчества, осознание авторского голоса. При этом дети могут быть не только разного возраста, но и иметь разные стартовые способности. Дошкольник – прирожденный исследователь. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решения в творческих поисках.

С учетом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. Игровая деятельность – поистине удивительный феномен детского периода жизни. Она является средством познания окружающего мира, обучения, развития творчества и отдыха детей.

Игровые технологии позволяют реализовать принцип активного участия детей, который даёт дошкольникам возможность мобилизовать свои интеллектуальные ресурсы и механизмы саморазвития. Игра рождает переживания связанные с пробой собственных сил и самоутверждением, поэтому, несмотря на условность игровой ситуации, она является эффективным средством обогащения жизненного опыта.

            Игры и развлечения – непременные спутники жизни каждого ребёнка. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, сюжетно–ролевые, строительные, музыкальные, игры – драматизации, игры – пантомимы и т.д.          А играть можно не только в группе, но и на участке во время прогулки, где дети проявляют наибольшую самостоятельность. И главной задачей педагога является стимулирование творческой активности воспитанников. Предлагаю детям ситуации: путешествия, «превращения» в кого – либо или во что – либо (например: в птицу, лисичку, берёзку, облачко). Можно предложить детям поиграть в игру пантомиму «В царстве цветов», где каждый ребенок берет на себя роль любимого цветка. Используя мимику, жесты, пластику собственного тела необходимо передать образ цветка: весёлого, стройного, печального, задумчивого….

Летняя пора не обходится без традиционных и любимых игр детей с влажным и жидким песком – строительство сложных и крупных построек: городов, дворцов, бассейнов и многое другое. Очень любят играть дети с водой на участке, ветряными вертушками, в подвижные, сюжетно – ролевые игры.

Экспериментирование – основа творческой фантазии детей. Для этого создаются условия работы с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками. В процессе деятельности используются самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, зубные щетки, расчески, поролон, парафиновые свечи, ватные палочки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.

Родители нашей группы принимают активное участие в организации интересного отдыха детей. Вот и пригодились старые обои. И на участке появилась дорожка из отпечатков рук и ног детей. Добавим фантазии и наши отпечатки стали превращаться в деревья, животных, птиц, бабочек, рыбок и т.д. В своей деятельности дети используют ватные палочки, поролон, пластилин, остатки самоклеющей бумаги, фигурки для печатания и вот получилась интересная необычная страна. Затем дети обыгрывают то, что нарисовали. Получилась интересная сказка! Движениями дети изображают животных и птиц, мимикой – добро и зло. Получилась необычная игра – импровизация, которую мы придумали с детьми вместе. Такие игры развивают фантазию и творчество детей, их артистические способности, пластику.

А вы пробовали рисовать водой? Фантазия детей безгранична. Брызгались водой из пластиковых бутылочек и вдруг… дети стали рисовать круги, овалы, простые формы, которые перешли в более сложные изображения: птиц, зверей, людей, машин и т.д. Но вода на асфальте быстро высыхает и рисунок исчезает. Решили в воду добавить краску. В одну бутылочку – красную, в другую – желтую и так далее (используем старую засохшую гуашь). И вот рисунок стал разноцветным и дольше сохранился.

            Играем на асфальте, а солнце отбрасывает тени. Они особенно хорошо видны в солнечный летний день. Мы не обращаем на тень внимания, она серая и незаметная, всегда рядом с тобой, то впереди, то сзади, то сбоку. Но ведь и с ней можно играть! Сделать её яркой, веселой, озорной!  

            Попробуем, пофантазируем?! И мы решили, попробовали и тени «ожили»! сначала двое детей обрисовали тени друг друга, в смешных позах, мелом. Один из них разукрасил тени цветными мелками, а другой подкрашенной водой из пластиковой бутылочки. Получились две цветные тени – клоуны. Дети начали играть в клоунов. Затем к их игре присоединились другие ребята. Появились тени акробатов, силачей, гимнастов, танцовщиц на канате и т.д. Закончив веселое, необычное рисование, дети с интересом обыгрывают свои изображения, и получается целое цирковое представление, сопровождаемое музыкой. При этом дети меняются ролями.

            Детям очень интересно обрисовывать тени и придумывать разные позы. А что если соединить две разные тени? Ух, ты…получилась коллективная работа, а если добавить несколько деталей, то получится целая картина.

Предлагаем вам перечень некоторых игр на участке с детьми:

  • «Конкурс танцоров»
  • «Спортсмены»
  • «Встреча с инопланетянами»
  •  «Фантастические растения»
  • «Сказочные персонажи» и т.д.

Такие игры и развлечения способствуют развитию творчества и фантазии детей.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что творчество влияет на формирование личности ребенка и тесно связано с развитием таких психических процессов, как воображение, восприятие, мышление. В основе самостоятельного творчества ребенка лежит экспериментирование и поисковая деятельность, которые направлены на преодоление проблемных ситуаций. Художественное творчество в дошкольном возрасте – создание ребенком субъективно нового, значимого для него продукта.

Но для реализации творческих возможностей детей необходимо создать материальную базу, специальные условия, развивающую предметно – пространственную среду. Ребенок должен почувствовать значимость, уникальность своих и чужих творческих свершений. При правильном, чутком руководстве творческая деятельность детей может дать новые, высокие результаты.

Непрерывный рост знаний человечества требует от подрастающего поколения непременного их усвоения, а также обновления. В наше время необходимы люди умственного и творческого труда, так как творческие личности определяют прогресс человечества. Именно они, имея тонкое художественное восприятие мира, изменяют и улучшают жизнь во всех её областях.

Читайте также:  Развитие ребенка 9 месяцев меню

Использованная литература:

1. Аллаярова И.Е. Симфония красок. – М., 2007

2. Асмолкова В., Чернова Т. Рисуем песком. Для старшего дошкольного возраста//   Дошкольное воспитание.- 2013 – №5 – с. 79.

3. Белоскова С. Коллективные композиции с использованием разных техник// Дошкольное воспитание.- 2013 – № 6 – с.65.

4. Бондарева Н., Петропавловская Н. «Белые фантазии». Для детей подготовительной  к школе группы// Дошкольное воспитание.- 2013 – № 1 – с.68.

5. Бутенко Н. Полихудожественные проекты как форма сотворчества педагога и ребенка// Дошкольное воспитание. – 2013 – № 11 – с. 35.

6. Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала у   старших дошкольников.   // Одаренный ребенок. –2008. – № 5. – С. 36.

7. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. – М., 2007.

8. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности.// Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3. – С. 21.

9. Иванова И. и др. «Музыка и краски». Старший дошкольный возраст.//   Дошкольное воспитание. – 2013 – №4. – с.55.

10. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. Нетрадиционные  техники.- М.,   2008.

11. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М., Мозаика-Синтез, 2005.

12. Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Минск, 2000

13. Крылов Е. Школа творческой личности. // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 5. С. 44; № 10. – С. 28

14. Кудрявцев В. Феномен детской креативности. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 71.

15. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и   познавательной деятельности. – М., 2009.

16. Лыкова И.А. Летняя мастерская. Время развивать воображение. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 7. – С. 79–88.

17. Лыкова И.А. Цветные ладошки. Рисуем без кисточки. – М., 1996.

19. Лыкова И.А. Экспериментирование в детском художественном творчестве. – М., 2003.

20. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – М., АСТ; СПб. Сова, 2006.

21. Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов на/Д., 2005.

22. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. – М., 2007.

Источник

Âëèÿíèå ñàìîñòîÿòåëüíîé ñîçèäàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè íà ëè÷íîñòíîå ðàçâèòèå ðåá¸íêà. Óðîâíè ñòàíîâëåíèÿ äåòñêîãî ðèñóíêà ïî Êåðøåíøòåéíåðó. Ñðåäñòâà, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Ïåðñïåêòèâû ðàçâèòèÿ õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà äåòåé.

ÐóáðèêàÏåäàãîãèêà
Âèäðåôåðàò
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ02.05.2010
Ðàçìåð ôàéëà33,8 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ôåäåðàëüíîå àãåíòñòâî ïî îáðàçîâàíèþ

ÃÎÓ ÂÏÎ «Êðàñíîÿðñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ïåäàãîãè÷åñêèé óíèâåðñèòåò èì. Â.Ï. Àñòàôüåâà»

Ôàêóëüòåò íà÷àëüíûõ êëàññîâ

Êàôåäðà ÌÕÎ

ÐÅÔÅÐÀÒ

ïî äèñöèïëèíå «Òåîðèè è òåõíîëîãèè õóäîæåñòâåííî – ýñòåòè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ â íà÷àëüíîé øêîëå»

ÕÓÄÎÆÅÑÒÂÅÍÍÎÅ ÒÂÎÐ×ÅÑÒÂÎ ÊÀÊ ÑÐÅÄÑÒÂÎ ÑÀÌÎÂÛÐÀÆÅÍÈß È ÐÀÇÂÈÒÈß ËÈ×ÍÎÑÒÈ ÐÅÁ¨ÍÊÀ

Êðàñíîÿðñê 2009

Õóäîæåñòâåííîå òâîð÷åñòâî åñòü íå òîëüêî ïîâûøåííàÿ ñïîñîáíîñòü ê ïðåäñòàâëåíèþ. Ïðîöåññ òâîð÷åñòâà – âåñüìà ñëîæíîå ïñèõè÷åñêîå ÿâëåíèå. Åñëè â í¸ì ãëàâíûì îáðàçîì ó÷àñòâóþò âîîáðàæåíèå, îãðîìíóþ äîëþ ïðèíèìàåò ïàìÿòü, ñòîëüêî æå, åñëè íå áîëüøå, ìûñëü.4

Äåòñêàÿ èçîáðàçèòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê îäíà èç íàèáîëåå ýôôåêòèâíûõ ôîðì õóäîæåñòâåííîãî îñâîåíèÿ äåòüìè îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè, â ïðîöåññå êîòîðîé îíè èçîáðàæàþò ïðåäìåòû è ÿâëåíèÿ. Äåòñêèå ðèñóíêè, ëåïêà, àïïëèêàöèÿ ÷àñòî ïîðàæàþò èíòåðåñíûì çàìûñëîì, ñâîåîáðàçíîé ôîðìîé âûðàæåíèÿ, êîòîðàÿ ïðèâëåêàåò âíèìàíèå âçðîñëûõ õóäîæíèêîâ. Îíè âîñõèùàþòñÿ äåòñêèì òâîð÷åñòâîì, ñ÷èòàþò åãî ñâîåîáðàçíûì èñêóññòâîì.

Èíòåðåñ ê ýòîìó âèäó òâîð÷åñòâà âîçíèê â 80-õ ãã. XIX â., è èçó÷åíèå äåòñêîãî ðèñóíêà ïðîäîëæàåòñÿ ïî íàñòîÿùåå âðåìÿ. Èññëåäîâàòåëè àíàëèçèðîâàëè áîëüøîå êîëè÷åñòâî ðèñóíêîâ è îïðåäåëÿëè ñòàäèè ðàçâèòèÿ ðèñîâàíèÿ ó ðåá¸íêà, ïðè÷èíû, ïîáóæäàþùèå äåòåé ðèñîâàòü.

À.Â. Áàêóøèíñêèé ðàññìàòðèâàë äåòñêèé ðèñóíîê ñ ïîçèöèè èñêóññòâîâåäà, èñòîðèêà, ïåäàãîãà. Îí óòâåðæäàë, ÷òî èñòî÷íèêîì äåòñêîãî òâîð÷åñòâà ÿâëÿþòñÿ áèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû è ðàçâèâàåòñÿ îíî íå ïîä âëèÿíèåì ïîçíàíèÿ îêðóæàþùåãî, à ïîä âëèÿíèåì íàêîïëåííîãî ðîäîâîãî îïûòà, èíñòèíêòà. Îí ñ÷èòàë, ÷òî äåòñêîå òâîð÷åñòâî êàê ðîäîâîé îïûò ñîâåðøåííî è ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé èñêóññòâî, ïîýòîìó ðåá¸íîê ó âçðîñëîãî íàó÷èòüñÿ íè÷åìó íå ìîæåò. 3

À.Â. Áàêóøèíñêèé ðàññìàòðèâàë äåòñêèé ðèñóíîê ñ òî÷êè çðåíèÿ åãî õóäîæåñòâåííûõ îñîáåííîñòåé, îòìå÷àë äâèãàòåëüíûé ðèòì êàê îðãàíèçóþùåå íà÷àëî â ðèñóíêå, êîòîðîå ïîìîãàåò ðåá¸íêó ïîñòåïåííî îñâàèâàòü ïðîñòðàíñòâî ëèñòà ðèòìè÷íûìè ìàçêàìè – øòðèõàìè. Îí âûäåëÿåò òàêæå öâåò â ðèñóíêå êàê îäíî èç íàèáîëåå ÿðêèõ õóäîæåñòâåííî-âûðàçèòåëüíûõ ñðåäñòâ, îáðàùàåò âíèìàíèå íà åãî îðíàìåíòàëüíîå çíà÷åíèå ïðè ñîçäàíèè êîìïîçèöèè óçîðà. Çà îñíîâó îí áåð¸ò äâèãàòåëüíûé è çðèòåëüíûé îïûò ðåá¸íêà, çàâèñèìîñòü ðàçâèòèÿ äåòñêîãî òâîð÷åñòâà îò ðàçâèòèÿ äâèæåíèé è äâèãàòåëüíûõ îùóùåíèé â ïîçíàíèè è îòðàæåíèè ìèðà.

 30-õ ãã. XX âåêà, äåòñêîå òâîð÷åñòâî ñòàëè ðàññìàòðèâàòü êàê ïîäëèííóþ ôîðìó èñêóññòâ. Èäåè àìåðèêàíñêîãî ôèëîñîôà è ïåäàãîãà Äæîíà Äüþè (30-å ãã.) è ïåäàãîãà Âèêòîðà Ëîâåíôåëüäà (40-50-å ãã.), çàëîæèëè ôóíäàìåíò ñîâðåìåííîãî ìûøëåíèÿ â îáëàñòè äåòñêîãî èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà.

Ä. Äüþè ïîëàãàë, ÷òî èçîáðàçèòåëüíîå èñêóññòâî äîëæíî îñâîáîäèòü òâîð÷åñêóþ ýíåðãèþ äåòåé è ñäåëàòü èõ àêòèâíûìè ó÷àñòíèêàìè òâîð÷åñêîãî ïðîöåññà. Áëàãîäàðÿ ðàáîòàì Äüþè è äðóãèõ ïåäàãîãîâ äåòñêîå èñêóññòâî ñòàëè ðàññìàòðèâàòü íå ïðîñòî êàê íåàäåêâàòíîå îòðàæåíèå ìèðà âçðîñëûõ, à êàê îäíó èç ïîëíîöåííûõ ôîðì èñêóññòâà.

Ëîâåíôåëüä, â ñâîþ î÷åðåäü, îáðàòèë âíèìàíèå íà ïñèõîëîãè÷åñêèå àñïåêòû õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà. Îí ðàññìàòðèâàë åãî êàê íåêèé ïðîöåññ, ñðåäñòâî ê äîñòèæåíèþ öåëè, êîòîðîå, ïî åãî ìíåíèþ, çàêëþ÷àëîñü â ðàçâèòèè èíäèâèäà. Åãî èäåÿ î òîì, ÷òî ðàçâèòèå äåòñêîãî èñêóññòâà èìååò òèïè÷íûé è ïðåäñêàçóåìûé õàðàêòåð, ñûãðàëî âàæíóþ ðîëü â îñâîáîæäåíèè äåòåé îò íåîïðàâäàííûõ îæèäàíèé âçðîñëûõ. 1

Ïîä÷¸ðêèâàÿ çíà÷åíèå òâîð÷åñêîãî àñïåêòà çàíÿòèé èçîáðàçèòåëüíûì èñêóññòâîì äëÿ çäîðîâîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, Ëîâåíôåëüä ïðèçûâàë èñïîëüçîâàòü ïîäõîä, êîòîðûé îí íàçâàë «òåðàïåâòè÷åñêèì ïðåïîäàâàíèåì èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà». Èäåè Äüþè è Ëîâåíôåëüäà íåðåäêî èñïîëüçîâàëèñü äëÿ ïîääåðæêè óñèëèé, íàïðàâëåííûõ íà ïðåâðàùåíèå ïðåïîäàâàíèÿ èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà â áîëåå çíà÷èìóþ òâîð÷åñêóþ ñôåðó èññëåäîâàíèé.

Ïðîáëåìà äåòñêîãî ðèñóíêà ïðîäîëæàåò èíòåðåñîâàòü ïñèõîëîãîâ è ïåäàãîãîâ îòå÷åñòâåííîé øêîëû.  ñåðåäèíå XX â. ýòà ïðîáëåìà áûëà ðàñêðûòà â èññëåäîâàíèÿõ Â.È. Êèðååíêî, Í.Í. Âîëêîâà, Å.È. Èãíàòüåâà, Å.À. Ôë¸ðèíîé.  ýòèõ ðàáîòàõ ðàñêðûâàþòñÿ ãëîáàëüíûå ïðîáëåìû äåòñêîãî ðèñóíêà.

Å.À. Ôë¸ðèíà 22, ðàññìàòðèâàÿ ïðîáëåìó äåòñêîãî èçîáðàçèòåëüíîãî òâîð÷åñòâà, èçó÷àåò, ïðåæäå âñåãî, õàðàêòåðíûå îñîáåííîñòè äåòñêîãî ðèñóíêà (ñâîåîáðàçèå ëèíèé, ôîðìû, öâåòà, ðàñïîëîæåíèå íà ëèñòå), îáðàùàåò âíèìàíèå íà ñïåöèôèêó ïðîÿâëåíèÿ ýòèõ ÷åðò â ðèñóíêå. Ñ ðàçðàáîòêîé ïðîáëåìû îáó÷åíèÿ îíà ïðåäëîæèëà ñèñòåìó èãðîâûõ óïðàæíåíèé, êîòîðûå áûëè íàïðàâëåíû íà ðàçâèòèå äâèæåíèé ðóêè.  îñíîâå ýòèõ óïðàæíåíèé – íà÷åðòàíèÿ ðàçëè÷íûõ ëèíèé, ôîðì îáðàçíîãî õàðàêòåðà. Ñèñòåìà èãðîâûõ óïðàæíåíèé òåñíî ñâÿçàíà ñ âîñïðèÿòèåì äåòüìè ïðåäìåòîâ è ÿâëåíèé äåéñòâèòåëüíîñòè. Íàïðèìåð, äåòè ðèñóþò «äîæäü», «ñíåã», «äîðîæêè» è ò.ä.

Читайте также:  Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка

Áîëüøîå âíèìàíèå Å.À. Ôë¸ðèíà 22 óäåëÿåò öâåòó â ïðåäìåòíîì, äåêîðàòèâíîì ðèñóíêå, îñîáåííî ïðè ñîñòàâëåíèè êîìïîçèöèè óçîðà. Ðàçðàáàòûâàÿ ìåòîäû îáó÷åíèÿ, áîëüøîå çíà÷åíèå îíà ïðèäà¸ò ïîäáîðó ðàçëè÷íîé òåìàòèêå, ðàçâèòèþ ó äåòåé ÷óâñòâà êîíòðîëÿ, îöåíêè. Îáó÷åíèå ñðåäñòâàì õóäîæåñòâåííîé âûðàçèòåëüíîñòè ïðè ñîçäàíèè îáðàçà â ðèñóíêå, ëåïêå, Å.À. Ôë¸ðèíà ðàññìàòðèâàåò êàê îñíîâó ðàçâèòèÿ òâîð÷åñòâà.

Ïîíèìàÿ äåòñêîå òâîð÷åñòâî êàê ïîçíàíèå æèçíè, îíà äåëàåò ïîïûòêó íàéòè ïðè÷èíû ñâîåîáðàçíîãî èçîáðàæåíèÿ äåòüìè ÿâëåíèé îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè, è íàìå÷àåò äâà ïóòè:

· ÷åðåç îçíàêîìëåíèå äåòåé ñ ìàòåðèàëîì;

· ÷åðåç ñîçäàíèå èìè îáðàçà â ðèñóíêå.

Èññëåäîâàòåëü äåëàåò âûâîä î òîì, ÷òî èíòåðåñ ê ìàòåðèàëó, ïðîöåññó íàíåñåíèÿ øòðèõîâ â ðèñîâàíèè ïðîäîëæàåòñÿ ó äåòåé äî 3 – 4 ëåò, çàòåì âîçíèêàåò èíòåðåñ ê èçîáðàæåíèþ. Íà îñíîâå ýòèõ ïîëîæåíèé Å.À. Ôë¸ðèíà ïðåäëàãàåò ñëåäóþùóþ ïåðèîäèçàöèþ äåòñêîãî ðèñîâàíèÿ:

* äîèçîáðàçèòåëüèûé ïåðèîä;

* ïðîöåññóàëüíûé (äî 4 ëåò) ïåðèîä;

* ïåðèîä ðåàëèñòè÷åñêîãî èçîáðàæåíèÿ (äî 7 ëåò).

Èçâåñòíûé èññëåäîâàòåëü äåòñêîãî ðèñóíêà Ã. Êåðøåíøòåéíåð â ñâîåé ðàáîòå «Ðàçâèòèå õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà ðåá¸íêà» 8 ðàññìàòðèâàåò ïîñòåïåííóþ ýâîëþöèþ äåòñêîãî ðèñóíêà. Êåðøåíøòåéíåð, ïðîèçâîäèâøèé ñèñòåìàòè÷åñêèå îïûòû íàä äåòñêèì ðèñîâàíèåì, ðàñïðåäåëèë âåñü ïðîöåññ ðàçâèòèÿ äåòñêîãî ðèñóíêà íà ÷åòûðå ñòóïåíè.

Êåðøåíøòåéíåð, òàêæå êàê Ôë¸ðèíà, îòìå÷àåò äîèçîáðàçèòåëüíóþ ñòàäèþ äåòñêîãî òâîð÷åñòâà, íî íå âêëþ÷àåò å¸ â ñâîþ ïåðèîäèçàöèþ êàê ñàìîñòîÿòåëüíóþ ñòóïåíü. Îí âûäåëÿåòñÿ ñëåäóþùèå óðîâíè ñòàíîâëåíèÿ äåòñêîãî ðèñóíêà:

· ñòóïåíü ñõåìû (ãîëîâîíîãè);

· ñòóïåíü âîçíèêàþùåãî ÷óâñòâà ôîðìû è ëèíèé;

· ñòóïåíü ïðàâäîïîäîáíîãî èçîáðàæåíèÿ (ïðè êîòîðîì ñõåìà èñ÷åçàåò èç äåòñêîãî ðèñóíêà âîâñå);

· ñòóïåíü ïëàñòè÷íîãî èçîáðàæåíèÿ (ñâåòîòåíü, ïåðñïåêòèâà, ïåðåäà÷à äâèæåíèÿ).

 öåëîì, íóæíî îòìåòèòü, ÷òî ïðèâåä¸ííûå ïåðèîäèçàöèè äåòñêîãî ðèñóíêà ìàëî îòëè÷àþòñÿ äðóã îò äðóãà, íåñìîòðÿ íà òîò ôàêò, ÷òî èõ ðàçäåëÿåò 42 ãîäà.

Èññëåäîâàíèÿ 60 – 70-õ ãã. XX âåêà ïîêàçàëè, ÷òî ïîíèìàíèå äåòñêîãî òâîð÷åñòâà è ýòàïîâ åãî ðàçâèòèÿ äà¸ò ñîâåðøåííî èíóþ âîçðàñòíóþ ïåðèîäèçàöèþ âîçíèêíîâåíèÿ îáðàçíîãî íà÷àëà. Îíî ðàññìàòðèâàåòñÿ â ñâÿçè ñ òåìè ñðåäñòâàìè îáðàçíîé âûðàçèòåëüíîñòè, êîòîðûìè îâëàäåâàþò äåòè óæå â ðàííåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå, íà÷èíàÿ ñ äâóõ ëåò. Ñ ïîìîùüþ øòðèõîâ, öâåòîâûõ ìàçêîâ ðåá¸íîê ñïîñîáåí ïåðåäàòü íåêîòîðûå ÿâëåíèÿ äåéñòâèòåëüíîñòè (êàïëÿ äîæäÿ, ïàäàþùèå ëèñòüÿ, ñíåã).

1. Àëëàí Äæ. Ëàíäøàôò äåòñêîé äóøè / Äæ. Àëëàí. – ÑÏá-Ìí., 1997. – Ñ.140.

2. Àíàíüåâ Á. Ã.Ôîðìèðîâàíèå îäàðåííîñòè //Ñêëîííîñòè è ñïîñîáíîñòè. – Ë., 1962. – Ñ. 15-36.

3. Áàêóøèíñêèé À.Â. Õóäîæåñòâåííîå òâîð÷åñòâî è âîñïèòàíèå /. – Ì.,1925. – Ñ.30.

4. Âàñíåöîâ À. Õóäîæåñòâî / À.Âàñíåöîâ. – Ì.,1908. – Ñ. 10-11.

5. Äðàíêîâ ß.Ë. Ìíîãîãðàííîñòü ñïîñîáíîñòåé êàê îáùèé êðèòåðèé õóäîæåñòâåííîãî òàëàíòà // Õóäîæåñòâåííîå òâîð÷åñòâî. – Ë., 1983. – Ñ. 123-139.

6. Èãíàòüåâ Å.È.Ïñèõîëîãèÿ èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé. Ì., 1961.

7. Êèðååíêî Â.È.Ïñèõîëîãèÿ ñïîñîáíîñòåé ê èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè. – Ì., 1959.

8. Êåðøåíøòåöíåð Ã. Ðàçâèòèå õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà ðåáåíêà / – Ì., 1914.

9. Ëåéòåñ Í.Ñ. Âîçðàñòíàÿ îäàðåííîñòü è èíäèâèäóàëüíûå ðàçëè÷èÿ. – Ì., 1997.

10. Ëèõà÷åâ Ä.Ñ. Ïðîøëîå – áóäóùåìó: ñòàòüè è î÷åðêè.- Ë.: Íàóêà, 1985, ñ.574-580.

11. Ìåëèê-Ïàøàåâ À.À.Ïåäàãîãèêà èñêóññòâà è òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè. – Ì., 1981.

12. Ìåëèê-Ïàøàåâ À.À. Îïûò ïðèîáùåíèÿ ïîäðîñòêîâ ê õóäîæåñòâåííîé êóëüòóðå íà óðîêàõ èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà Ñ.6-23.// Ýñòåòè÷åñêîå âîñïèòàíèå øêîëüíèêîâ íà óðîêàõ ýñòåòè÷åñêîãî öèêëà: Ñá. íàó÷. òð. / Ðåä.-ñîñò. Ã.Â. Àðçÿìîâà. – Ì.: Èçä. ÀÏÍ ÑÑÑÐ, 1989.- 140ñ.

13. Ìåëèê-Ïàøàåâ À.À.Ìèð õóäîæíèêà. – Ì., 2000, – ñ. 158-159.

14. Íåðåòèíà Ë.Â. Êîíñïåêòû óðîêîâ ïî èçîáðàçèòåëüíîìó èñêóññòâó, ìèôîëîãèè è ôîëüêëîðó: 1 êë. – Ì.: ÂËÀÄÎÑ, 2004. – 224 ñ., 8ñ. èë. – (Á-êà ó÷èòåëÿ íà÷àëüíîé øêîëû).

15. Ïñèõîëîãèÿ ðèñóíêà è æèâîïèñè: Ñá. ñò. – Ì., 1954.

16. Read H. The Third Realm of Education.P. 59.

17. ÑÀÂÅÍÊÎÂÀ Ë.Ã. ×ëåí – êîððåñïîíäåíò ÐÀÎ, ñîñòîèò â Îòäåëåíèè îáðàçîâàíèÿ è êóëüòóðû, äîêòîð ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê (2001), ïðîôåññîð (2003), çàìåñòèòåëü äèðåêòîðà ïî íàó÷íîé ðàáîòå Ó÷ðåæäåíèÿ ÐÀÎ «Èíñòèòóò õóäîæåñòâåííîãî îáðàçîâàíèÿ».

18. Ñàêóëèíà Í.Ï. Ðèñîâàíèå â äîøêîëüíîì äåòñòâå. – Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1965.

19. Ñåëèâêî Ã.Ê. Ñîâðåìåííûå îáðàçîâàòåëüíûå òåõíîëîãèè. – Ì., 1998 – ñ.225.

20. Ýñòåòè÷åñêîå âîñïèòàíèå øêîëüíîé ìîëîäåæè. / Ïîä ðåä. Á.Ò. Ëèõà÷åâà, Ã. Çàëüìîíòà. – Ì., 1981.

21. Íåêðàñîâà-Êàðàòååâà Î.Ë. Äåòñêîå òâîð÷åñòâî â ìóçåå. – Ì., 2005, 207 ñ.

22. Ôë¸ðèíà Å.À. Äåòñêèé ðèñóíîê / Å.À. Ôëåðèíà. – Ì., 1924. – Ñ. 37.

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ãàðìîíè÷íîå ðàçâèòèå ïîäðàñòàþùåãî ïîêîëåíèÿ, ñòàíîâëåíèå ñàìîñòîÿòåëüíîé, ñâîáîäíîé ëè÷íîñòè. Ñóùíîñòü, äèàãíîñòèêà è ðàçâèòèå òâîð÷åñòâà è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Ñèñòåìû ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ ñ íàïðàâëåííîñòüþ íà ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè.

    ðåôåðàò [39,6 K], äîáàâëåí 14.05.2009

  • Ðàçâèòèå òâîð÷åñòâà è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà â ñîâðåìåííîé ïåäàãîãèêå è ïñèõîëîãèè. Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîå îáîñíîâàíèå äåòñêîãî ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà. Âëèÿíèÿ òåàòðàëèçîâàííîé äåÿòåëüíîñòè íà ðàçâèòèå òâîð÷åñòâà äåòåé.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [90,5 K], äîáàâëåí 26.05.2008

  • Ïîíÿòèÿ òâîð÷åñòâà è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé, ïðîáëåìà òâîð÷åñòâà â êîððåêöèîííîé ïåäàãîãèêå. Ðàçâèòèå òâîð÷åñòâà â ðàçíûõ âîçðàñòàõ ó äåòåé ñ íàðóøåíèåì ñëóõà. Ìåòîäû èçó÷åíèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Îïûòíàÿ ðàáîòà ïî ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [253,6 K], äîáàâëåí 01.11.2017

  • Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèé àñïåêò èçó÷åíèÿ ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ äåòñêîãî òâîð÷åñòâà. Èçîáðàçèòåëüíûå ñïîñîáíîñòè è òâîð÷åñêèå çàìûñëû äåòåé â ïðîöåññå èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ïóòåì ñþæåòíîãî ðèñîâàíèÿ íà çàíÿòèÿõ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [110,6 K], äîáàâëåí 02.03.2011

  • Îïòèìàëüíûå ñðîêè íà÷àëà ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Ïðîáëåìà òâîð÷åñòâà è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé â ñîâðåìåííîé ïåäàãîãèêå è ïñèõîëîãèè. Óñïåøíîå ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñðåäñòâàìè òåàòðàëüíîãî èñêóññòâà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [37,4 K], äîáàâëåí 16.01.2012

  • Ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà â ïðîöåññå îçíàêîìëåíèÿ ñ ïðèðîäîé, åãî ôîðìû è ìåòîäû. Ðîëü ïðèðîäû â òâîð÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà. Èñïîëüçîâàíèå ýêñêóðñèè â ïðèðîäå êàê ñðåäñòâà ðàçâèòèÿ äåòñêîãî òâîð÷åñòâà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [52,6 K], äîáàâëåí 04.04.2012

  • Ðîëü èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà. Àíàëèç è ñðàâíèòåëüíàÿ õàðàêòåðèñòèêà îáðàçîâàòåëüíûõ ïðîãðàìì ïî ïðîáëåìå ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ó äåòåé. Ñèñòåìà ðàáîòû ïî ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé â èçîäåÿòåëüíîñòè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [66,9 K], äîáàâëåí 17.08.2011

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник