Художественное развитие ребенка в соответствии с фгос до

Художественно-эстетическое развитие детей в условиях ФГОС ДО.

   Прежде, чем говорить о «художественно-эстетическом развитии», рассмотрим понятие «художественно-эстетическое воспитание».

   Существуют различные определения понятия «художественно-эстетическое воспитание». Рассмотрим некоторые из них.

   Из словаря по эстетике: художественно-эстетическое воспитание – это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве.

   Н.Варкин даёт следующую формулировку: художественно-эстетическое воспитание- это система детей дошкольного возраста- «целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве».

   Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает».

   В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

   По мнению Д.Б. Лихачева, художественно- эстетическое воспитание-целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

   Т.Н. Фокина считает: «Художественно-эстетическое воспитание- целостной гармонично развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве».

   Из этих определений видно, что художественно- эстетическое воспитание развивает способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развивает умения творчески создавать продукты ручного творчества.

   Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

   Эти цели также отражает и особенность художественно-эстетическое воспитания, как части всего педагогического процесса. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Е.М. Торошилова и другие) выделяют три ведущие задачи художественно-эстетическое воспитания:

     – создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.

     – «формирование на основе полученных знаний и развитие способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими» (В.Г. Ражников).

     – формирование у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Суть той задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты ручного творчества.

   Результатом художественно-эстетическое воспитания является художественно- эстетическое развитие как «процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявления красоты в мире; становление и совершенствование эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности человека» (А.Г. Гогобериде, О.В. Солнцева).

   Важно развивать такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познание о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

   Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенок знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

   Как (с помощью чего) осуществляется художественно-эстетическое развитие в дошкольной образовательной организации?

   Художественно-эстетическое развитие, со0гласно ФГОС ДО, предполагает развитие предпосылок Ценностно-смыслового восприятия и понимание произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживание персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (Изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

   На художественно-эстетическое развитие влияет общение с прекрасным во всех его проявлениях.

   Прежде всего следует выделить:

– общение с прекрасным в природе;

-общение с искусством (музыка, литература, театр, произведения художественно- декоративного творчества);

-общение с прекрасным в повседневной жизни, включая и человеческие отношения.

   Эстетическое общение- особое условие и средство эстетического воспитания, направленное на то, чтобы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

   Образовательная работа по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ должна вестись одновременно в нескольких направлениях:

– взаимодействие педагогов и детей;

– взаимодействие с семьями;

– сотрудничество с учреждениями социально- педагогической среды.

   Одним из важнейших компонентов системы работы по художественно- эстетическому развитию детей является организация образовательного процесса. В детском саду взаимодействие педагогов и детей по художественно-эстетическому развитию осуществляется через следующие формы работы:

– непосредственно образовательная деятельность (занятия по базовым видам деятельности: рисование. Лепка, аппликация, музыка, чтение художественной литературы). Современные формы организации занятий разнообразны и проектируются с опорой на понимание сущности и своеобразия художественных, музыкальных, словесных произведений искусства. Также необходима организация работы художественно-эстетической направленности на всех видах занятий (интеграция образовательных областей). Это включение художественного слова, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстраций, драматизации и т.п. Образовательные ситуации могут быть организованы на прогулке (рисование «на пленэре» и т.д.).

– совместная деятельность педагогов и детей (праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.). Современной формой является проекты художественно-эстетической направленности. За основу можно взять темы, предложенные детьми, а также и предусмотренные образовательной программой. Одной из интересных форм организации детской деятельности является экскурсии (в парки, сады, музеи, театры, по городу, в библиотеку и т.д.). При этом надо помнить, что основным объектом познания должно оставаться эмоционально- образное созерцание воспринимаемого подлинные объекты в их первозданном состоянии, гармонии и связи с окружающим пространством).

– самостоятельная детская деятельность (игры, упражнения, стимулирующие расширение эстетического опыта, его переработку и отражение; дизайнерская деятельность, направленная на изменение пространства группы и «игровых уголков», составление разнообразных коллекций, инсценировки, продуктивная деятельность, деятельность по интересам и т.д.).

   Работа с детьми по художественно-эстетическому развитию ведется по следующим направлениям:

– приобщение к изобразительному искусству и развитие творчества в изобразительной деятельности (активация и развитие эмоционального отклика на проявление красоты в окружающем мире, изображение ее в произведениях искусства и собственных творческих работах, развитие художественно-эстетического восприятия, эстетических оценок, предпочтений, желания познавать искусств; развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, развитие изобразительной деятельности, активации творческих проявлений детей в процессе приобщения к искусству и собственной изобразительной деятельности).

– музыкальное воспитание (развитие общей музыкальной культуры, накопления опыта взаимодействия с музыкальными произведениями, развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений, чтобы в пении, танце, музицировании выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения, переживания).

– литературное развитие (как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности).

   Важно помнить, то в художественной деятельности (и в организованной, и в самостоятельной) должен присутствовать как воспроизводящий (репродуктивный) фактор, так и творческий. Оба они необходимы и взаимосвязаны, т.к. ребенок не научится творить, не научившись воспроизводить.

   Содержание художественно-эстетического развития детей представлено в разделах комплексных программ, парциальных программах и технологиях. Современные программы ориентированы на идеи интегрированного подхода: соединение разных видов искусств (музыка, слово, театр, изобразительное искусство) в художественное целое.

   Однако никакое влияние взрослого не может быть успешно осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. При этом важно помнить, что эффективной и интересной для детей является деятельность в условиях обогащенной предметно- развивающей среды, которая должна инициировать деятельность ребенка, направить его к творчеству.

   На художественно-эстетическое развитие дошкольников влияет эстетичность среды всех помещений детского сада, куда имеет доступ дошкольник, а также участка и здания (образа) дошкольного учреждения.

   Особое внимание нужно уделить предметно-пространственной среде групповых помещений, помня, что ребенок проводит в них большую часть времени. В каждой возрастной группе должны быть созданы различные уголки, наполненные разнообразным материалом для самостоятельной творческой деятельности, играми, пособиями, в зависимости от возрастных возможностей дошкольника:

1. Уголок изобразительной деятельности:

–  материалы (традиционные и нетрадиционные), инструменты, пособия, стимулирующие детскую деятельность (ножницы, ручки, стеки и т.д.) и создающие ситуации «упражнения и освоения» (альбомы, раскраски, творческие тетради и т.д.);

–  материалы для развития художественно-эстетического восприятия (репродукции картин, книги, иллюстрированные разными художниками, предметы народных промыслов, скульптура малых форм, коллекции цветов, камней и т.д.);

– материалы для организации детской деятельности и «наведения чистоты»(доски, салфетки, баночки для воды, клея и т.д.).

2. Театральный уголок:

– различные виды театров (настольный, теневой, пальчиковый, би-ба-бо куклы-марионетки и т.д.);

– фланелеграф (с набором персонажей);

– готовые костюмы, элементы костюмов, маски;

– атрибуты- заместители.

3. Уголок ряженья:

– одежда;

– головные уборы;

– атрибуты;

– украшения.

4. Музыкальный уголок:

– детские музыкальные инструменты;

– магнитофон с набором аудиозаписей;

– альбомы с изображениями музыкальных инструментов;

– музыкальные игрушки, книжки;

– иллюстрации к песням.

5. Уголок книг:

– детскую художественную литературу в соответствии с возрастом;

– подборка картинок и фотографий на сходной литературе тематику;

– фигурки настольного театра, изображающие литературных героев;

– подборки аудио и видеозаписей сказок, рассказов, стихов;

– портреты писателей, художников- иллюстраторов.

6. Сенсорный уголок:

– материалы и предметы, способствующие накоплению сенсорного опыта, различению проявлений свойств и качеств;

– предметы и игрушки для обследования.

   Хорошо бы, чтобы это были разрозненные уголки, а центры-художественно-творческой деятельности, т.к. уголок книги нужно дополнить атрибутами театрализованной деятельности (для разыгрывания сказки) и изобразительной деятельности (для рисования иллюстрации к книге); магнитофон с записями пригодится для слушания сказки и для танцевальной импровизации и т.д.

   Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования как деятельности. Немаловажную роль в этом играет организация предметно- игровой среды для каждого дошкольного возраста, имеющую свою специфику развития.

   Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Эффективна и важна для детей организация совместных детско- родительских творческих дел (проекты, коллекционирование, дизайнерская деятельность, сотворчество, участие в праздниках и театрализованных представлениях и т.д.). Грамотно организованная работа с родителями (как организация совместных выставок, показ театральных постановок, посещение школьных музеев), музыкальной школой (выездные концерты), художественной школой (организация выставок картин), библиотекой и т.д.

   Мы видим, что в искусстве (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества), и природа, и окружающая предметная среда, и самостоятельная художественная деятельность детей способствуют художественно-эстетическому развитию дошкольников. Художественно-эстетическому воспитанию нужно уделять внимание на всех занятиях с детьми и во всей деятельности, организованной в детском саду.

   Важно помнить, что работа художественно-эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса.

Источник

Жанара Кабдулина
Современные требования к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

Добрый день уважаемые коллеги! Своёвыступление мне хочется начать с высказывания замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского:

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ведь человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим потенциалом.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста.

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно – педагогической деятельности.

Педагогика определяет художественно-эстетическую деятельность – как деятельность специфическую для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема художественно-эстетического развития дошкольников особенно актуальна и одной из важнейших задач становится формирование творческой личности.

И педагоги, прежде чем решать эту проблему, должны сами быть компетентными в подобных вопросах. В частности, педагог должен разбираться в живописи, музыке, знать и любить поэзию и литературу, владеть различными инновационными технологиями.

В соответствии с ФГОС ДО п. п. 2.6., художественно-эстетическое развитие предполагает:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

• становление эстетического отношения к окружающему миру;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

И одна из основных целей нашего педагогического коллектива по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников – развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации.

Развивая художественно-эстетические способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, мы закладываем основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека. А так как художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными, то они требуют специального обучения и воспитания, так как художественно-эстетическая деятельность развивает пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, которые являются основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

В период всего педагогического процесса коллектив нашего ДОУ основывается на такие принципы организации занятий, как наглядность, сознательность и активность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, вариативность, систематичность и последовательность.

Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по данному направлению,которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

1. Обновление содержания образования (выбор программ и технологий)

Работа в детском саду строится в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в сочетании с парциальной программой художественно-эстетического развития детей в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» И. А. Лыковой. Особое внимание программы «Цветные ладошки»уделено задачам эстетического воспитания в разделах: изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд.

Использование данных программ дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграции образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуре.

2. Создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое и материально- техническое обеспечение, создание развивающей предметно-пространственной среды)

Кадровое обеспечение:

Эффективной работе учреждения в художественно-эстетическом развитии детей способствует профессиональный педагогический коллектив. Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется через повышение квалификации в рамках курсовой подготовки, в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, открытые просмотры, взаимопосещения.

Учебно-методическое обеспечение:

Имеются картотеки занятий, сценариев, досугов и праздников, дидактические, музыкальные игры, библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.

Организация развивающей предметно –пространственной среды:

Для самостоятельной деятельности детей в группах оснащены уголки творчества, музыкальные, театральные уголки, которые соответствуют возрастным особенностям, требованиям технической безопасности, эстетично оформлены, доступны для детей, где дети могут экспериментировать, пробовать, импровизировать.

Интерьер детского сада украшают мини-галереи, где выставляются работы детей, сделанные на занятиях по лепке, аппликации, рисованию.

Музыкальное развитие призвано решать несколько основных задач.

Главная задача – общая духовная культура детей формируется именно на музыкальных занятиях в детском саду.

Музыкальные занятия в группе благотворно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Музыкальная деятельность может быть самых разных видов – это помогает учесть возможности каждого ребенка. В музыкальном зале проходят занятия, праздники, развлечения, досуги.

3. Организация воспитательно-образовательного процесса (совместная деятельность педагогов с детьми и родителями)

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно – эстетическое развитие дошкольников,строится в ДОУ в трех направлениях:

• специально организованная деятельность;

• совместная деятельность педагогов и детей;

• самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детейосуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

• групповые и подгрупповые занятия,

• праздники,

развлечения,

• тематические музыкальные вечера,

• недели творчества,

• дидактические игры,

• выставки рисунков и поделок,

• создание книг – самоделок и т. д.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс.

2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей через родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы. Мы оформляем папки – ширмы, выпускаем фотогазеты для родителей о проведении культурно- значимых мероприятиях.

Все это поможет сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

4. Координация работы с другими учреждениями и организациями

Эффективность работы по художественно-эстетическому развитию зависит от координации работы с другими учреждениями это посещение выставок, концертов, театральных постановок участие в конкурсах детских творческих работ, где работы неоднократно занимали призовые места как на муниципальном, так и на региональном уровнях).

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество педагогов ДОУ воспитателей) и всех специалистов ДОУ. Каждый сотрудник нашего ДОУ берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Поэтому целенаправленная и согласованная деятельность всех участников такого процесса обучения, тесно связанного с духовно-нравственным, физическим, интеллектуально-познавательным воспитанием, достигается благодаря совместному планированию воспитательно-образовательного процесса.

Работа по эстетическому воспитанию в ДОУ осуществляется в те-чение всего дня, начиная с прихода детей в дошкольноеучреждение и основывается на следующих принципах:

– эстетическое воспитание и художественно-творческая деятельность осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении;

– детское творчество связано с жизнью, эта связь обогащает содержание детской художественной деятельности;

– вариативность содержания, форм и методов художественной дея-тельности

– индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении опти-мальных путей развития творческих способностей каждого ребенка.

Поэтому, при отборе методов, форм и приемов обучения коллектив ДОУ учитывает такие критерии,как:

• комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

• целостное развитие личности ребенка;

• разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

• игровая организация обучения, способствующая двигательной

активности детей;

• актерские способности воспитателя, способствующие превращению

детей в действующих лицах.

Для реализации задач эстетического воспитания детей в нашем ДОУ созданы следующие условия, которые эффективны сами по себе,так и во взаимосвязи:

• максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

• основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь;

• взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;

• различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения;

• уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения;

• организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др. ;

• вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания;

• обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой;

• тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей;

• широкая опора на региональный материал,его специфику: природу, искусство – как классическое, так и народное;

• знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае;

• познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

Общим педагогическим условием развития художественно-эстетических способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях художественной деятельности.

Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам образовательной программы. Показателем результативности художественно – эстетического развития выступает уровень развития эстетического сознания детей и творческого отношения ко всему освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, художественных произведений.

Таким образом, правильно организованная система работы по художественно – эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса – позволит создать благоприятные условия для развития художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, – духовно богатую, всесторонне развитую, творческую личность.

В перспективе планируем совершенствовать работу по вопросам художественно-эстетического развития детей в соответствии с ФГОС ДО.

Хочется, чтобы у наших детей пробуждалась вера в свои творческие способности, индивидуальность, неповторимость, вера в то, что он в этот мир пришел творить добро и красоту, приносить людям радость.

Источник