Художественное развитие ребенка средствами изобразительного
Лариса Коноплева
Развитие художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства
Педагогический опыт работы по теме «Развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства»
Автор: Коноплева Лариса Николаевна
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитателя. Творческое начало-это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенствованию и конечно, к прекрасному. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников и позволяет ему отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним, имеет значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития.
Актуальность темы заключается в том, что эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом. Продуктивные виды деятельности приносят много радости дошкольникам, копируя окружающий мир, они как бы слушают его. Я решила разнообразить деятельность детей, как познавательную, так и художественно – творческую, используя традиционные, и нетрадиционные способы передачи получения информации.
Результаты изучения проблемы показали необходимость научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствами материалами, использовать нетрадиционные способы изображения в самостоятельной художественной деятельности.
В связи с этим была определена тема углубленной работы «Развитие способностей детей средствами изобразительного искусства».
Для определения цели я использовала свой многолетний опыт. Появилась необходимость разработать, обосновать и проверить содержание, формы, методы и условия познания окружающего мира и отражение его в продуктивной деятельности кружок «Разноцветная палитра»
Для себя поставила перед собой единственную цель: научить детей выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей в художественно-творческой деятельности, которая усложнялась с возрастом детей
Мною выдвинута гипотеза, что развитие способностей детей осуществляется средствами изобразительного искусства.
Степень новизны педагогического опыта заключается в том, что в нем проблема развития способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию с нетрадиционными техниками.
Прежде чем приступить к выполнению поставленных задач, я провела обследование детейпо данной теме и выяснила: дети любят рисовать, старательно овладевают изобразительными средствами, осваивают приемы и способы изображения, но не проявляют творческие способности.
В группе была организована предметно-развивающая среда, которая способствовала творческим проявлениям и художественной деятельности, которая усложнялась с возрастом детей. Вначале это была «Стена творчества» где дети фантазировали, экспериментировали, создавали новые образы с помощью ладошек, ватных палочек, штампов и, конечно же, красок. Затем мною были изготовлены альбомы c образцами работ в разной технике, собран природный, бытовой, бросовый материалы, народные игрушки. Материал уголков пополнялся, изменился интерьер группы, спальной комнаты, где находятся пейзажи природы, выполненные детьми, а так же создан мини-музей «Народная игрушка». В летнее время дети принимали активное участие в конкурсе «Дизайн участка». Они с большим удовольствием, оживили беседку зелёной гусеницей, веселых котят, раскрасили ягоды для медведя, расписали перья петушка.
Учитывая факторы развития способностей, я определила практическую часть с детьми и родителями. С детьми младшего возраста я разработала цикл занятий, которые вошли в блок «Нетрадиционная техника». Так, впечатление от красоты осенней природы дети отражали в играх-занятиях. «Осень на опушке краски разводила», «Путешествие в осенний лес», используя при этом способы: рисование ладошками, печатание листьями разных форм, напоминающих крону деревьев.
Мы использовали необычный способ изображения – натюрморт на ткани, где дети, изображая фрукты,пользовались штампами: кусочками срезанной под углом моркови, трафаретами, а большой восторг вызвало оформление фона – способ набрызга с помощью пулевизатора. В процессе данной работы я заметила, что у детей повысился интерес, активность, творческий замысел, что послужило поводом создать альбом-книгу «Разноцветный мир природы», которая меняет свои оттенки в зависимости от времени года. Использование этой книги помогает закреплять с детьми сезонные изменения в природе. Через познавательные беседы, рассматривание иллюстраций, рисунков выполненных различными способами изображения. Это «Необычные снежинки» (по мокрому слою бумаги, «Летняя лужайка» (аппликация из комочков ваты, «Осенний калейдоскоп» (с помощью природного материала).
Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Во время работы я проводила эксперименты с различными материалами (солью, манкой, пеной, краской). А это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным. Так, при проведении занятия «Дом, в котором ты живешь» я выяснила, что наиболее эффективно образовательная область «Художественное творчество» интегрируется с областью «Познание» – дети закрепляли знания о свойствах снега, понятие «улица», по ФЭМП – счет в пределах 5 «Коммуникация»– составление рассказа о своей семье. «Музыка» – использование музыкальных произведений в процессе рисования.
Дошкольный возраст характеризуется развитием потребности у ребенка в значимой оцениваемой деятельности, что положительно складывается на его стремлении к новым игровым и обучающим видам, поэтому я решила включить в работу с детьми новый метод работы – пластилинография.
Переход на пластилинографию начался с оформления группы к Новому году, вначале мы украсили наш уголок природы нарядной плоскостной елочкой из вырезанных ладошек, затем мы смастерили объемные елочки. Восторг детей был неописуем, они разглядывали их, любовались, рассказывали стихи о елочке, пели песни. Я радовалась вместе с ними, так как давно не наблюдала такой реакции детей на собственные работы. Елочные шары мы решили слепить таким же способом, оформив их бисером, бусинками, бантиками.
Вот так и началась наша плодотворная творческая деятельность. При планировании я опиралась на времена года, интересы детей, которые отражались в детском рисунке. Так, при проведении тематического занятия «Бабочки на лугу», игры-фантазии «Подводный мир» закрепляла умение детей передавать художественный образ, создавать оригинальную композицию, сочетая между собой различные материалы. В развлечении «Праздник урожая» дети использовали различные художественные материалы, комбинировали техники для создания более выразительного образа, передавали видение окружающей действительности.
Для более четкой ориентировки я построила модель развития художественных способностей.
1. Способность эмоционального переживания
-чувство художественного образа.
-способность развития участия художественной деятельности.
-формирование нравственно-эстетической направленности.
2. Способность к самостоятельной творческой деятельности.
-формирование практических художественных умений.
-способность к личностному росту и саморазвитию.
-создание целостного образа изобразительного искусства
На 2 году работы я столкнулась с тем, что у детей недостаточно развита речевая активность. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие возможности – это русская народная сказка, которая и послужила созданию проекта «Сказка своими руками». Данный проект раскрыл некоторые особенности работы, а именно посредством художественно-творческой деятельности дети овладели связной речью, правильной интонационной выразительностью, словотворчеством, а также была развита эмоциональная сфера, воображение, образность мышления.
Для реализации данного проекта использовала беседы, отгадывания загадок, просматривание иллюстраций, в процессе игры – путешествия дети участвовали в импровизации «В гости к лесным зверушкам», этюдах, упражнениях.
Сюжет для пластилинового мультфильма дети готовили небольшими подгруппами,используя различный материал: крупу, фольгу, гофрированную бумагу, ткань. Перед озвучиванием мы распределили роли, подобрали звуки природы, бытовые шумы. Дети учились ставить себя на место изображаемого персонажа, говорить его голосом, передавать чувства, эмоции. Затем сделанные кадры объединились в один сюжет под названием «Приключение колобка».
И вот наступил долгожданный момент. На одной из встреч с родителями была представлена наша премьера. Во время просмотра дети ощущали удовольствие от результата своего труда, а родители – гордость за своих маленьких творцов.
Заинтересовавшись сказками нам пришла идея продолжить данную работу, используя тестопластику. Создавая оригинальное произведение, полезную вещь собственными руками, ребенок чувствует себя значимым в этом мире, вносит в него частичку своего «Я», а возможность творить – главное условие для гармоничного развития личности. Так появились первые персонажи к пальчиковому театру, а затем фигурки к настольным театрам «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Теремок».
Так же в работе с тестом я использовала игровой прием «Волшебная линия», где дети, манипулируя с полоской теста, превращали ее в букву, цифру, осваивая первые азы грамоты и математики, соленое тесто стало для детей любимым занятием. Мы лепили настенные украшения, забавные игрушки, сувениры. Создавая такие поделки, дети ощущали себя творцами, им хотелось каждый раз сделать что-то новое.
Поставленную мною цель по развитию способностей детей я не могла бы решить без помощи родителей. Семейный художественный проект «Я взрослый – ты ребенок» укрепил семейные связи через совместное творчество. Творческая карусель «В мире красок и фантазий» способствовала развитию у взрослых созданию новых образов. Мастер-класс для родителей «Игрушки своими руками» помог освоить практическую деятельность в работе с тестом.
Заключение:
Проанализировав проведенную мною работу можно сделать вывод, что выдвинутая мною гипотеза подтвердилась. Используя средства изобразительного искусства и систематическую комплексную работу у детей развиты творческие способности, художественный опыт.
Источник
Ольга Коновалова
Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности
Формирование творческой личности- одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого- изобразительная деятельность в дошкольном учреждении.
В одной из книг Л. С. Выготский писал, что «высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины, обязано своим происхождением процессу человека».
Реализация творческого потенциала дошкольника требует участия взрослого, направляющего деятельность ребёнка. С его помощью ребёнок более быстро накапливает опыт путём его обогащения и уточнения (что является необходимым условием развития творческого мышления,вырабатывает умение создавать новые образы разными способами. В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается как личность, пробует свои творческие способности. Тем не менее вопрос о развитии творческого потенциала ребёнка остаётся актуальным. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью.
Основной целью педагогической идеи является поиск таких стимулов к творчеству, которые позволили у ребёнка подлинное действенное желание «сочинять».
Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определённым потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек. И этот потенциал надо раскрыть.Исходя из этого вытекают задачи:
Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, эмоционально – эстетические чувства, вкус, оценки и суждения, эмоционально- нравственные ориентации на проявление эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера;
Способствовать пониманию положительных и отрицательных (ярко выраженных и переходных) эмоциональных состояний, проявляемых окружающими ребёнка людьми, формировать умение соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая своё отношение к ним;
Подводить детей к пониманию: искусство отражает окружающий мир, и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращает их внимание на то,что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относится.
Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства. Учить сравнивать художественные образы, созданные разнымивидами искусств;
Применять анализ детской работы как обучающий метод;
Развивать речевую активность детей в процессе изодеятельности;
Творчество – не новый предмет исследований, оно всегда привлекало
внимание учёных и практиков, художников, писателей.
Известный отечественный художник – график В.А Фаворский писал: «Было бы черезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоёванных ребёнком».
Хочется, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребёнка, его отношение к тому, что он изображает.
Пусть дети рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство страха, грусти, открыло им красоту природы, искусства. А это значит, что учить детей надо не впрок, как мы привыкли, а по мере необходимости, тому, в чём ребёнок нуждается сейчас. Личная практика, собственный опыт должны как бы опережать овладение теоретическими и практическими знаниями, вызывая живую потребность в них. Поэтому занятиям изодеятельности нужно отводить роль источников фантазии, творчества, самостоятельности.
Формирование творческого потенциала детей идёт за счёт использования разнообразных методов и приёмов работы в трёх направлениях художественно изобразительной деятельности: художественное рисование, художественная аппликация, художественное конструирование.
Художественное рисование.
В своих рисунках дети изображают свои фантастические элементы, которые выражают их уровень видения больших проблем человека, их отношения с собой, с семьёй и окружающим миром. Ребёнок выделяет из действительности только то. Что кажется доступным вниманию.
Прежде всего художественное рисование стимулирует ребёнка к обогащению познаний о мире. В этом смысле сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, часто вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности. Использование новых технических методов и приёмов помогает детям увидеть многообразие и красоту окружающего нас мира.
Художественная аппликация.
Название «аппликация» происходит от латинского слова application – прикладывание. Это один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании и наложении различных форм и закреплении их на определённом фоне. К таким традиционным для аппликации материалам, как бумага, растения, солома,прибавляется новый: ватные подушечки, диски, шарики, цветные салфетки, синтепон, которые открывают новые возможности для изготовления интересных игрушек, поделок, подарков, картин. Это материал безопасен для детей (разрешён к использованию Минздравом РФ, доступен и не дорог, не требует от ребёнка дополнительных навыков и подготовки к работе (всё оформляется без ножниц и других режущих инструментов). И наконец, он представляет большой выбор цветов и оттенков.
Техника «скульптурной» аппликации основана не только на обрывании, вырезании, но и на скатывании (в шарики, столбики, колечки, приминании, сплющивании, наложении деталей.По своей пластике она похожа на технологию работы с пластилином и глиной: заготовки податливы и легко меняют форму. Этот материал сочетается с любым другим.
Художественное конструирование.
В художественном конструировании дети не только и не столько отражают структуру объектов, сколько выражают своё отношение к ним. Используя определённые средства (изобразительные и композиционные) для создания художественного образа.
Специфической, отличительной характеристикой художественного конструирования является то,что включает два компонента: моделирующий (создание схематического, обобщенного образа) и выразительный (преобразование схематического изображения в характерный образ,которые дополняют друг друга: свёртывание одного компонента предполагает развёртывание другого.
Моделирующий компонент обеспечивает основу конструктивной деятельности, но для художественного отражения действительности его недостаточно.
Выразительная сторона конструктивного действия обеспечивает выражение ребёнком своего отношения к действительности через выбор изобразительных средств, т. е. элементов определённого цвета, формы, величины, и композиционного решения. Выбор выразительных средств не предусматривает какого – либо одного варианта, поэтому и отражает художественно – символическую сторону конструктивного действия. Действие «снятия» является необходимым условием проявления индивидуальности. Лишь при наличии данного преобразования конструкция приобретает определённое значение.
К художественному типу конструирования относится конструирование из бумаги и природного материала. Возможно художественное конструирование и из деталей конструктора, которые позволяют развивать не только познавательные, но и художественные способности детей.
Выдающийся русский скульптор А.Голубкина писала: «…так как руки, глаза чувства, мысли у каждого свои, не похожие ни на кого другого, то и техника не может быть индивидуальной, если не вмещать в неё постороннего, обезличивающего. Распознанное воображение отучает от механического копирования. Благодаря ему ребёнок раскрепощается, и появляется в композициях то сокровенное, что является самобытным, личностным в даровании и творчестве художника».
Мы уже говорили, что с помощью взрослого у ребёнка вырабатывается умение создавать новое, изображать разными способами. Создание новых образов и идей путём переработки имеющихся представлений и понятий есть процесс воображения.
Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, О. Н. Дъяченко доказали возможность формирования воображения на ранних стадиях онтогенеза. В трудах этих авторов воображение рассматривается как форма активности, выражающаяся в гибком использовании элементов опыта. А. Энштейн считает, что воображение «важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает всё на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции»
Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное – самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике (нетрадиционные графические техники рисования, техники художественной аппликации, художественное конструирование). Для малыша художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер. Способствует созданию адекватного художественного образа. Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов. Дети обогащают свой сенсорный опыт.
Выявление уровня творческой индивидуальности детей идёт по следующим параметрам:
1. Умение принять цель;
2. Умение выбрать материал, организовать рабочее место;
3. Сформированность умений и навыков в художественной деятельности;
4. Творческий характер деятельности;
5. Результативность и самостоятельность в достижении результат;
Низкий уровень: отказ от деятельности, результат не достигнут или он низкого качества, отсутствует самостоятельность.
Средний уровень: самостоятельность, результат высокий, но без элементов новизны, недостаточное умение, замысел реализован частично.
Высокий уровень: самостоятельность, развитые умения, результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.
Результаты диагностики показали. Что качество знаний и умений наших детей стало намного выше, творческая активность возросла.
Источник