Художественное развитие как основа духовного развития ребенка
Наталия Балашова
Духовно-нравственное развитие дошкольников в художественно-эстетической деятельности
В настоящее время проблема духовно–нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной. Поэтому необходимо создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Я пробую решить эту проблему, используя средства художественно– эстетического направления. «Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее». [1,с. 5]. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека. Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы взрослые, должны окружать его любовью и красотой. Неисчерпаемым источником такой красоты является искусство – живопись, театр, музыка, литература. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально–творческое начало. Оно также связано с нравственным воспитанием. Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение, фантазию. «Роль искусства трудно переоценить как в отношении общего психического развития ребенка, так и его гармоничного личностного становления». [2, с. 3].
Самый верный путь приобщения к искусству – это постоянное общение с ним.
Для решения этой задачи я разработала проект «Путешествие в мир прекрасного».
Цель проекта помочь ребенку познать и сделать своим духовным достоянием наследие мировой и русской культуры, приобщение ребенка к красоте, воспитание способностей воспринимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, создавать его в собственной творческой деятельности, развитие духовного мира детей на основе познания искусства. А так же воспитание бережного отношения к памятникам искусства и культуры.
Я провожу с детьми беседы об изобразительном искусстве.Например: «Что такое изобразительное искусство», «О красоте в жизни и искусстве», «О живописи», «Что я умею и люблю рисовать», «Красота природы рядом снами», «Художник и его картина» и др. Знакомлю детей с художниками в доступной для них форме – читаю сказки о художниках. («Сказка о грустном художнике», «О лесном художнике» и др.). Я знакомлю детей с такими художниками как И. Шишкин, И. Левитан, А. Саврасов, В. Поленов, И. Айвазовский, А. Куинджи, В. Васнецов, И. Грабарь, М. Врубель. Устраиваю детям выставки репродукций картин. Рассматривая картины, дети незаметно для себя накапливают бесценный опыт эстетического отношения к действительности. Начинают другими глазами смотреть на то, что нас окружает, замечать красоту (или непривлекательность) в том, мимо чего раньше проходили равнодушно. «Каждый художник стремиться передать чувства, настроения, мысли, которые владели им в момент творчества. Научить детей сопереживать художнику – значит научить их понимать искусство.Одним из наиболее доступных детям жанров живописи является пейзаж: художник – пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней,свое настроение: радостное и светлое или грустное и тревожное. Пейзажист находит красоту не только в броском и исключительном, но и в скромном и будничном; прекрасное, поэтическое видит в самом непритязательном и простом» [3,с. 70]. Для показа подбираю разные по настроению, содержанию и манере исполнения пейзажи. Во время беседы использую художественное слово. Читая детям стихи русских поэтов, приучаю их слушать и воспринимать высокую поэзию. Поэтические тексты помогают ярче воспринимать и глубже осознавать картины природы. Мы рисуем с детьми по стихотворениям С. Есенина, А. С. Пушкина, рассказывающих о красоте русской природы. Создали газету по сказкам А. С. Пушкина. Провела поэтический вечер «Пушкинская осень», где познакомила детей с биографией поэта, устроила выставку, посвященную поэту, где я и дети читали его стихи.
Самым доступным и привлекательным для детей является мир книжной графики. Рисунки в книге – это одни из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Я знакомлю детей с работами таких мастеров книжной графики, как Ю. Васнецов, Е. Чарушин, В. Конашевич, И. Билибин, Е. Рачев. Воспитываю у детей умение эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых образов, учу детей осознавать содержание рисунка, обращаю внимание на изобразительные средства, формирую интерес к искусству, знакомлю с выразительными средствами книжной графики, даю простейшие представления о средствах художественной выразительности. Рассматривая иллюстрации в книгах, сравниваем различные иллюстрации к одной и той же сказке. Объясняю детям, что у художников, когда они прочитали сказку, свое видение героев и сюжета сказки, и поэтому у них разные иллюстрации.
Организовываю живописные тематические выставки (по временам года, выставка одного художника, по жанрам живописи и др.). Рассматривая с детьми репродукции картин, стараюсь выяснить, что заметили дети, что им понравилось. Необходимость использования произведений изобразительного искусства в работе с дошкольниками обусловлена их огромной познавательной и эстетической ценностью. Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему. У детей формируются основы культуры чувствования и восприятия произведений изобразительного искусства, формируется творческая личность, художественный вкус. Через восприятие изобразительного искусства воспитывается нравственное начало.
Провожу с детьми музыкально–литературные галереи, где дети слушают и читают стихи русских поэтов о красоте русской природы, слушают классическую музыку, рассматривают репродукции картин русских художников. Слушаем в грамзаписи голоса птиц, шум моря и дождя, звуки природы в сочетании с классической музыкой.
Знакомлю детей с произведениями народного декоративно–прикладного искусства. Произведения народного декоративно–прикладного искусства наиболее выразительны для детей. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Это позволяет нашим детям «почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями» [4, с. 3]. На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Познакомила детей с дымковской игрушкой, хохломской и Городецкой росписью. Дети с удовольствием украшают игрушки дымковским узором.
Ввожу детей в мир волшебной музыки. Устраиваю вечера классической музыки. Знакомлю с творчеством композитора П. И. Чайковского. Мы слушаем его произведения из цикла «Времена года», «Детский альбом», музыкально– литературные композиции по балетам «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Посетили вместе с родителями музыкальный театр, где посмотрели балет «Щелкунчик». Совместно с родителями и детьми посещаем органный и концертный зал, где дети знакомятся с музыкальными инструментами и погружаются в мир волшебной музыки.
Знакомлю детей с музеем. Для этого привлекаю родителей. Мы вместе с родителями посетили наш музей имени М. Врубеля по темам «Здравствуй музей», «Виды и жанры изобразительного искусства», «Мы такие разные. Портрет». Создали в группе мини–музей. Родители приняли активное участие в его создании. Я с детьми проводила тематические беседы, например «Для чего нам нужен музей», «История вещей» и т. д. Затем дети зарисовывали понравившиеся предметы. Так же родители создали совместно с детьми газеты «Музеи мира». Устраиваю тематические выставки, посвященные музеям им. М. Врубеля, Русскому музею и Третьяковской галерее. Знакомя детей с музеем, способствую формированию уважительного отношения к прошлому, к своей стране, бережного отношения к культурному и историческому наследию своей страны.
Знакомство с изобразительным искусством неполноценно без самостоятельного детского творчества. Детское творчество тесно связано с понятием «прекрасное». Занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто прекрасное. Поэтому я создала творческую мастерскую «Мы художники», где мы рисуем с использованием элементов нетрадиционной техники рисования. «Нетрадиционные техники рисования создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к действительности» [5, с. 3].
Подводя итог проделанной работы, я отмечаю, что знакомство детей с разными видами художественно–эстетического воспитания способствует духовно– нравственному развитию детей.
Использованная литература.
С. Н. Толстикова, Н. А. Виноградова «Художественно – эстетическое воспитание дошкольников»;
К. В. Тарасова «Занимаемся искусством с дошкольниками»;
С. Коротких «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью как часть эстетического воспитания», «Дошкольное воспитание» №9, 1999год;
О. А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством»;
Т. А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования».
Источник
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-05
Значение художественно эстетического образования в духовном развитии личности ребенка дошкольного возраста.
Автор: Омарова Н.А. воспитатель I квалификационной категории МДОУ №2 компенсирующего вида г. Мончегорска.
Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является развитие духовной культуры личности. Доминирующая составляющая моей воспитательной работы – художественно- эстетическая деятельность. Чем объясняется этот выбор?
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Знакомство с искусством, приобщение детей к художественной деятельности является одним из признанных в педагогике путей формирования личности, развития ее задатков и качеств.
Искусство учит «мыслить образами», учит ставить себя на место другого человека, сочувствовать, жалеть, прощать оно учит пониманию и любви к другому человеку, то есть тому, без чего невозможно само понятие нравственного воспитания. Образы и образцы классического искусства, безусловно, вобрали в себя основные христианские понятия и представления. Знание, воплощенное в образе, обретает черты законченности, переживается и входит в сердце и сознание ребенка, становясь неотъемлемой частью его личности. Искусство помогает ощутить искренность чувств и правдивость мысли, без чего невозможно развитие самосознания, расширение «объема души».
Развитие воображения одна из основных задач художественного образования. Сила и влияние нравственно здорового воображения так значительны и ценны, что без них практически невозможно становление духовной жизни личности. Поэтому необходимо не отбрасывание силы воображения, а формирование культуры воображения у ребенка средствами искусства, средствами эстетического воспитания. «Воображение, – пишет священник-ученый В.В.Зеньковский, – есть огромная творческая, но и жуткая и страшная сила души. Но нет другого способа овладеть им, как только давая верное движение ему. Подавлять работу воображения опасно, а часто и невозможно его нужно лишь правильно развивать. Надо дать воображению чистое и светлое движение и как раз искусство, по существу своему, сообщает воображению эту возвышающую и светлую силу». Педагогу необходимо, опираясь на свой духовный опыт, помочь ребенку адекватно воспринять и осмыслить мир образов художественного произведения, сделать свой выбор в пользу духовности, к которой устремлено внутренне каждое художественно правдивое творение.
Первый шаг на пути к гармонии внутренних сил воспитание чувств. По мнению К. Д. Ушинского именно чувства, а не мысли являются средоточием душевной жизни. От чувств, через воображение, получает душа первую пищу для своего образования, поскольку дети на первых порах живут преимущественно ими. «Сердце внутренне отпечатлевается по подобию внешних образов», учит христианский подвижник святой Исаак Сирин.
Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая деятельность ребенка. Я заметила, что талантливы все дети, а поэтому искала и продолжаю искать такие методы обучения и воспитания, которые развивают творческие способности детей. Все больше и больше убеждаюсь в том, что человек по природе творец. Для меня очень важно, чтобы ребенок мог изобразить, сочинить что-то имеющее самостоятельную ценность. У детей, еще мал жизненный опыт, не развит личностный подход к искусству, поэтому стараюсь увидеть способности каждого ребенка зародыш его эстетической позиции.
В процессе изобразительной деятельности создаю благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Каждая детская работа – это кусочек духовной жизни. Чем она богаче, тем разнообразнее и оригинальнее замыслы и образы детского творчества.
Христианский Бог, создав мир, сказал, что «это весьма хорошо». Эта фраза может быть отправной точкой в формировании отношения ребенка к миру. Переживания красоты Божьего мира, красоты цвета, формы, композиции задают ребенку жизнеутверждающий вектор в процессе формирования чувств, подводят его к осознанию себя, как «образа и подобия Божия». Бог христианский, прежде всего, Бог творец и ребенок по природе творец, значит, творчество ребенка может переживаться им, как сотворчество Богу, т.е. создание «чего-то из ничего». На белом листе бумаги ребенок творит свой мир, преображая мир видимый, отображает свою любовь и навыкает в этом процессе, приближаясь к пониманию любви Бога к миру и человеку. Через понятия чистоты цвета, линии, звука, движения, слова, ребенок подготавливается к пониманию чистоты и красоты мысли и поступка. И это в конечном итоге подводит его к осознанию своего человеческого достоинства (веди себя достойно, мысли достойно и т.д.).
Окружающий мир встает перед изумленным ребенком как единая целостная картина мира. Чтобы эта целостность сохранялась, необходима интеграция видов изобразительной деятельности. Интеграция искусств, объединяющая разные виды художественной деятельности дошкольников, такие как: музыка, литература, изобразительное искусство, танец несет в себе мир идей, мыслей, образов, эмоций. Благодаря этому стимулируются и развиваются память, мышление, воображение.
Самым доступным и привлекательным для детей является мир книжной графики. Рисунки в книге – это одни из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Знакомлю детей с работами таких мастеров книжной графики, как Ю.Васнецов, В.Лебедев, Е.Чарушин, В.Конашевич и др. Воспитываю у детей умение эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых образов, учу детей осознавать содержание рисунка, обращаю внимание на изобразительные средства, формирую интерес к искусству, знакомлю с выразительными средствами книжной графики, даю простейшие представления о средствах художественной выразительности.
При рассматривании с детьми произведений живописи (картины о труде людей, спорте, бытовые сюжеты, натюрморты, портреты, пейзажи) подвожу детей к пониманию социального смысла произведения через умение устанавливать в картине многообразные связи как по содержанию, так и по средствам выразительности, при помощи которых художники создали свои работы, обращаю внимание детей на выразительные средства. В структуру занятий включаю игры на развитие у детей чувства цвета, формы, композиции; литературные и музыкальные произведения.
Наиболее выразительными для детей являются произведения народного декоративно-прикладного искусства. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка.
В настоящее время многие люди оказались в состоянии духовного вакуума. Обидно видеть, как черствеет сердце, деградирует мышление, обедняется внутренний мир детей. Очень часто в наши дни образованный учитель оказывается среди своих учеников, как в стране глухих, которые не только не слышат, но уже и не желают ничего слышать о классическом, народном, религиозном искусстве, поскольку их воображение уже захвачено образами «нечистого» воображения. Работая воспитателем детского сада, я пришла к твердому убеждению, что воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мы совершаем большой грех, не радея о самом важном в развитии ребенка – питании его души.
От нас, взрослых, зависит, чтобы дети выросли не только физически здоровыми, но обладали своего рода духовным «иммунитетом»: против гордости, тщеславия, зависти. Ребенок может не быть выдающимся физиком, химиком, но нести добро и благо, быть честным, верным и бескорыстным, дорожить любовью и дружбой, уважать старших он обязан. Вот, к чему мы должны придти в своем духовном росте. Красота природы, литература, музыка, изобразительное искусство – величайшее духовное наследие русского народа, несущее в себе высокую нравственность. Это те воспитатели, которые должны выступать в качестве ориентира на современном этапе.
Список литературы
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В.Зеньковский.- М.: Школа – Пресс, 1996.
Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н.О. Лосский.- М.: Прогресс Традиция, 1998.
Источник