Художественное развитие для ребенка 3 лет

Марина Клемина
Рабочая программа по художественно-эстетическому творчеству для детей 3–4 лет

Пояснительная записка

Воспитатели; Клемина М. А.

Суслина О. А.

Рабочая программа создана в соответствии с ФГОСДО,основана на:

– основной образовательной программе дошкольного образования «Детский сад 2100»,

– основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №12 «Звёздный»,

– Изобразительная деятельность в детском саду. Для детей от 3 до 4 лет. Программа и методические рекомендации. Т. С. Комарова.

Целью программы направления «Художественно – эстетическое развитие» является формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в самовыражении. Ребёнок этого возраста, развивающийся в норме, проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки, объектов природы (растения, животные, испытывает чувство радости.

Основными задачами художественно-эстетического развития являются:

– развитие продуктивной деятельности детей (лепка, аппликация);

– развитие детского творчества.

Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.

1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.

2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.

3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым.Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.

4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций, художественных материалов.

5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.

6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Одна из важных задач художественно-творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью. Формировать понятие о том, что можно словами, красками, звуками (музыкой) рассказать о грустном и о весёлом.

11.Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: воспитание умения сопереживать другим людям и животным; воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирова-ние чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Возрастные особенности развития детей 3- 4 лет (2 младшая группа)

В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно быть им не может. Отделения себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет.

Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлением таких чувству и эмоций как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости – сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависит от ситуации. Большим эмоциональным благополучием характеризуются девочки.

Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствия их ребенок не представляет, нормально развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво – активное отношение к окружающему.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют – трудно догадаться, что изображено ребенком. В лепке дети могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания. В аппликации – располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из 2-3 частей.

Музыкально – художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в «синтезе искусств» при организации «практической деятельности» (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрации и др.). Совершенствуется звуковое различие,слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны. Может осуществить элементарный музыкальный анализ. Начинают проявляться интерес и изобразительность по отношению к различным видам музыкально – художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально – ритмически движениям)

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище, протекания нервных процессов и их зрелости сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер.

Читайте также:  Основные характеристики личностного развития ребенка

Целевые ориентиры:

• Проявляет инициативу, любознательность и самостоятельность в разных видах деятельности, склонен экспериментировать;

• Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;

• Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, строить речевое высказывание в ситуации общения;

В лепке

• Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.

• Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.

• Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом.

• Учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

• Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.

• Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективные композиции (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.

В аппликации

• Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности.

• Учить предварительно выкладывать на листе бумаги в определенной последовательности готовые детали разной формы, величины, цвета, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.

•Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

• Вызывать у детей радость от полученного изображения. Формировать навыки аккуратной работы.

• Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических фигур и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма.

К концу года дети могут

• Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.

В лепке

• Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы); понимать, какие предметы можно из них вылепить.

• Отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.

• Лепить различные предметы, состоящие из 1–3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

В аппликации

• Создавать изображения предметов из готовых фигур.

• Украшать заготовки из бумаги разной формы.

• Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам, и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.

Источник

Картотека игр по художественно-эстетическому развитию.

Для детей младшей группы (3-4 года).

Картотеку составила:

Воспитатель

Рябова Елена Владимировна

Игра «Собери капельки в стакан»

Цель: научить разбираться в цветах и их оттенках; учить соотносить предметы по цвету.

Для игры нужно подготовить стаканчики и картинки разноцветных капель.

Педагог обращается к детям:

— Я положу в этот стаканчик капельку синего цвета. Давайте наполним стакан. Добавьте свои капельки такого же цвета.

У каждого ребенка должен быть набор из капелек всех нужных цветов.

Игра «Узнай и дорисуй»

Цель: развивать у детей чувство симметрии; учить точно передавать форму предмета, штриховать.

Для игры необходимо сделать карточки, на которых нарисованы только половинки различных предметов: цветок, солнышко, листочек и т.д. Детям предлагается дорисовать недостающую часть предмета, а потом заштриховать рисунок.  

Игра «Красиво — некрасиво»

Цель: учить выявлять нарушения в композиции рисунка, его цветовой гамме, формировать эстетический вкус.

Детям предлагаются разные картинки. Они должны определить, в какой цветовой гамме выполнен каждый рисунок, а затем найти и назвать предмет, который разукрашен в неподходящий цвет и нарушает общую композицию.

— Ребята, посмотрите на рисунок. Что вы здесь видите?

— Какой цвет преобладает? Какие цвета похожи на него?

— Какой предмет выделяется по цвету, кажется здесь лишним?

Такую игру можно проводить фронтально или разделить детей на группы.

Игра «Распиши платок для мамы» 

Цель: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

Игра «Собери матрёшку»

 Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Читайте также:  Отчет речь в умственном развитии ребенка

Игра «Дорисуй узор».

 Цель: игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.  

Ход игры: на листе бумаги нарисовано начало узору. Детям нужно продлить узор дальше и раскрасить.

Игра «Найди друзей среди красок»

 Цель: обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете

Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов «друзей» желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

Игра «Составь натюрморт»

Цель: совершенствовать композиционные навыки, умение создавать композицию на определенную тему (натюрморт), выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.  

Ход игры: в конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.

Игра «Закончи картинку». 

Цель: обнаружить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.

 Ход игры: на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.). Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.

Игра «Подготовим стол к празднику» 

Цель: развивать умение подбирать оттенки к основным цветам, составлять красивую цветовую гамму.  

Ход игры: перед   детьми лежат разного цвет (красного, желтого, синего, зелёного) вырезанные бумажные скатерти и по 4 – 5 оттенков предметов бумажной посуды каждого цвета. Задание заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки. Предметы посуды подбирать так, чтобы цвет гармонировал со скатертью.

Кто поёт

Цель: Различать на слух звуки живой и неживой природы, тренировать слуховую память, обогащать сенсорную эталонную систему детей

Игровой материал: Кассета со звуками природы.

Ход игры: Воспитатель предлагает прослушать и отгадать, чьи голоса звучат: это может быть шум воды, дождя, пение птиц, лай собак, мычание коров, шум идущего поезда. Дети слушают и отвечают, чья песенка звучит в данный момент. Остальные игроки оценивают правильность ответов.

  «Кто не спит?»

Цель: Упражнять в умении  детей распознавать характер музыки и отражать это в движении.

Ход игры.  В кукольном уголке все куклы легли спать, только кукла Катя не спит. Она не может уснуть. Что делать? (Обращается к ребенку.) Оля, это твоя дочка не спит? Знаешь, как ей помочь? Обычно мамы поют своим детям колыбельную. Как надо петь? «Баю-баю», – вот так, тихо и нежно. (Девочка поет колыбельную.) Смотри, Оля, твоя дочка уснула. Колыбельная песня помогла кукле Кате уснуть. Дети, посмотрите, спят ли ваши любимые куклы? Не спят? Тогда нужно их приласкать и песенку спеть, как это сделала Оля. Дети берут кукол на руки и поют им колыбельные.
 

  «Тепло и холодно»

Цель: закрепить знания детей о цветах, познакомить с теплой и холодной гаммой.

Материал: иллюстрации или парные картинки с изображением различных персонажей, например, «Цыпленок и снеговик», «Аленький цветочек и снежинка»

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть одну пару картинок и подобрать слова-эпитеты к каждому персонажу. Например: «Цыпленок какой? — Желтый, маленький, пушистый, теплый». Педагог выделяет ключевое слово «теплый». «Снеговик какой?» — выделяет ключевое слово «холодный».
Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Тепло и холодно». Произносит слово «теплый», а дети должны назвать все предметы, которые, на их взгляд, соответствуют этому понятию. Затем точно так же дети играют со словом «холодный».

Игрушки пляшут

Цель: Развивать у детей представление о ритме, упражнять в умении запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: набор мелких игрушек по числу играющих детей.

Ход игры: 1вариант Воспитатель и дети располагаются вокруг стола или на полу.

Воспитатель: Собрались игрушки поплясать,

                          Но не знают как, с чего начать.

                          Вышел заинька вперёд

                          Всем пример он подаёт

Воспитатель задаёт несложный ритмический рисунок, стуча игрушкой по столу. Задача детей повторить заданный рисунок. Игра повторяется несколько раз. Задание может быть дано всей группе играющих детей, а также индивидуально. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.           

 2 вариант Воспитатель играет с подгруппой детей, но ритмический рисунок задаёт каждому индивидуально, по очереди, предлагая остальным детям оценить правильность выполнения задания.          

 3 вариант Дети стоят в кругу. Воспитатель: Собрались ребятки поплясать

                                                           Но не знают как, с чего начать!

Читайте также:  Центр развития ребенка умка омск

                                                           Я притопну раз! Я прихлопну раз!

                                                           Посмотрите на меня,

                                                           Дружно делайте, как я!

Воспитатель хлопает в ладоши, или выполняет притопы. Дети повторяют заданный ритм. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей. 

 Угадай-ка время года

Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.

Ход игры. Воспитатель подходит к детям с игрушкой в руках и говорит, что к ним пришел Незнайка и рассказал, что забыл, какие есть времена года. Он просит, чтоб мы помогли ему вспомнить. Воспитатель спрашивает у детей какое сейчас время года, а как можно узнать то или иное время года. Затем выслушивает ответы, хвалит, если у них возникли затруднения, наводящими вопросами напоминает что характерно для каждого сезона. Незнайка говорит спасибо и уходит, а педагог приглашает детей поиграть в игру « Угадай-ка». Дети располагаются полукругом на паласе, а воспитатель показывает им картины и просит назвать изображенное время года.

«Подбери краски, которые использовал художник в своей картине”

 Цель:  в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски.

Ход  игры: каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке.

Источник

Елена Охотина
Опыт работы «Художественно-эстетическое развитие детей 3 лет»

Художественно-эстетическое развитие — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.

«Художественное творчество» направлено на достижение целей:

– Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

– Удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение задач:

1. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликации);

2. Развитие детского творчества;

3. Приобщение к изобразительному искусству;

Задача педагога: научить детей манипулировать различными материалами по качеству и свойствам, использовать нетрадиционные способы изображения. На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Увлекая ребенка сказочным миром искусства, незаметно развиваю воображение и способности ребенка. Учитывая возрастные способности младших дошкольников, доминирующая, сказочно – игровая форма преподнесения нового материала. Все занятия проводятся в комплексе с музыкальным сопровождением, развитием речи, ознакомлением с окружающим.

Для младшей группы использую в работе следующие виды нетрадиционных техник: точечный рисунок, пальчиковая живопись, тычкование, оттиск, печатание, объемная аппликация, рисование по мокрой бумаге.

Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, трафаретом.

Работа на первом этапе велась индивидуально с каждым ребенком. Дети с удовольствием оставляли отпечатки своих ладошек, с радостью рассматривали их и показывали своим товарищам. С помощью нетрадиционных техник рисования, возможно, рисовать у детей интеллект, учить нестандартно, мыслить и активизировать творческую активность.

Обобщающее занятие проходит в форме театрализованного представления или в игровой форме,учитывающей возможности современных технических и мультимедийных средств.

Цикл занятий по сказке «Репка».

Рисование (пальчиковая живопись): «Вот какой огород, там репка растет».

Пластилиновая сказка: «Репка».

Аппликация: «Полезные овощи».

Инсценировка музыкальной сказки: «Репка».

Так были проведены после каждого цикла инсценировки сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Под грибом».

Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественно-эстетическое творчество, поэтому эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств, но и всей личности в целом, а также чувства прекрасного, художественный вкус, творческие умения.

Источник