Художественное образование и развитие личности ребенка
Пономарева Галина Николаевна
МБОУ гимназия имени И.А. Бунина, г. Воронеж
Роль художественного образования в формировании личности учащегося.
Аннотация: В статье рассматривается сущность художественного образования, его цели, задачи. Особая роль отводится формированию эстетического восприятия, эстетических чувств и эстетических потребностей. Урок английского языка обладает потенциалом для интеграции с другими школьными предметами: изобразительным искусством, музыкой, литературой, историей.
Ключевые слова: В.А. Сухомлинский, Б.М. Неменовский, Ф.М. Достоевский, всестороннее развитие дарований и способностей, художественное творчество, эстетическое воспитание, эстетика поведения.
Ponomareva Galina Nikolaevna
MBEI gymnasium named after I.A. Bunin, Voronezh
The role of art education in the formation of the student’s personality.
Summary: The article deals with the essence of his art education goals, objectives. A special role is given to the formation of aesthetic perception, aesthetic feelings and aesthetic needs. English lesson has the potential for integration with other school subjects: visual arts, music, literature, history.
Keywords: V.A. Suhomlinsky, B.M. Nemenovsky, F.M. Dostoevsky, comprehensive development of talents and abilities, artistic creativity, the main task of aesthetic education, aesthetics behavior.
«Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки… Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков». В. А. Сухомлинский [1,с.119].
С давних времен люди стремились строить свою жизнь по законам красоты. Недаром Ф.М. Достоевский, размышляя о социальных катаклизмах и трудных путях общественного прогресса, писал: «Красота спасет мир».
Именно поэтому огромное значение в обществе придается развитию литературы, музыки, изобразительного искусства и архитектуры, в которых воплощаются идеалы прекрасного. Но искусство способствует не только духовному прогрессу общества. Большое влияние оно оказывает на личностное развитие человека и его деятельность.
Термин «эстетическое воспитание» связан с понятием «эстетика», обозначающим философскую науку о прекрасном.
Сущность художественного образования состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.
Задачи художественного образования:
эстетические потребности знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры;
развитие способности понимать и отличать прекрасное в искусстве;
формирование эстетических чувств, вкусов;
развитие интереса к художественно-творческой деятельности;
поддержка одаренных детей.
Цель художественного образования — формировать культурно-развитую личность, которая включает в себя такие компоненты:
Эстетическое восприятие — способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства.
Эстетические чувства — эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства.
Эстетические потребности — необходимость в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.
Эстетика должна присутствовать на всех уроках, особенно на уроках художественного цикла; должна проявляться в деятельности учителя, в здоровых человеческих взаимоотношениях, в ближайшем окружении и в быту, в природе, где дети проводят свободное время и т. д.
Я веду уроки английского языка, работаю в разных классах (со 2-го по 11-й) и с уверенностью отмечаю, что каждый мой урок связан с эстетическим воспитанием. Воспитательное воздействие может осуществляться в форме рассказа по темам: «Мой внешний вид», «Школа», «Образование», «История», «Древние цивилизации», «Праздники», «Традиции», «Обычаи», «Будь вежливым», «Мораль»; Это может быть описание достопримечательностей страны изучаемого языка(музеев, картинных галерей, дворцов, замков). Изготовление газет, плакатов, презентаций к различным праздникам и событиям. Обсуждение художественных произведений – лучших образцов мировой литературы. Прослушивание различных музыкальных композиций от классики и джаза до современных поп и рок исполнителей . Хоровое исполнение песен на английском языке. Просмотр художественных фильмов на английском языке, снятых по изучаемым романам. Знакомство с историческими, географическими, экономическими и культурными особенностями различных стран.
Я стараюсь прививать детям бережливое отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели, относиться друг к другу доброжелательно и быть вежливым. Но необходимо отметить значимую роль родителей в процессе эстетического воспитания, их сотрудничество с педагогами, классным руководителем, завучем по воспитательной работе. Именно под влиянием родителей у ребенка формируются эстетические вкусы и склонности, развивается интерес к тому или иному виду искусства. Конечно, каждая семья имеет разные возможности. И успех воспитательных воздействий не зависит от количества книг или предметов искусства, а от заинтересованности родителей в культурно-эстетическом развитии своих детей, от атмосферы, которая царит в семье.
Эстетика поведения должна пронизывать организацию труда и разнообразную практическую деятельность во внеурочное время (уборка класса, насаждение растений, выращивание цветов, чтобы видеть красоту своей деятельности). В процессе внеклассной работы продолжается приобщение учащихся к художественному творчеству.
Несомненно, эстетическое воспитание не может осуществляться спонтанно, требуется постановка и реализация конкретных задач и целей.
На сегодняшний день разрабатываются новые программы учебных предметов эстетического цикла, увеличивается количество часов на изучение предметов гуманитарного профиля, открываются школы искусств, школы и классы с эстетическим уклоном, организуются разнообразные кружки, студии, творческие коллективы и т. д.
В.С. Сухомлинский обращаясь к учителю советует: «Воспитывайте у детей чуткость к эмоциональной окраске слова. Добивайтесь, чтобы слово звучало для ученика, как музыка! Образно говоря, ученик должен быть музыкантом слова, дорожить его правильностью, чистотой, красотой» [1,с.196].
Б.М. Неменовский определяет конечную цель эстетического воспитания следующим образом: «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания» [2, с. 83].
Список литературы:
Сухомлинский В.А. Сто советов учителю/В.А. Сухомлинский // К. : Радянська школа, 1984 — 256 с.
Неменовский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменовский // М.: Искусство, 1999 — 170 с.
Источник
Развитие личности ребёнка в процессе обучения
изобразительной деятельности
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка.
Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский,
И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс, занятия изобразительным искусством. Каждый ребенок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира.
В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, оно пробуждает в сердцах нашего подрастающего поколения всё самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры, способствует всестороннему гармоничному развитию личности ребёнка.
Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано, а если существовало, то сделать по-новому, по-своему, лучше.
Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, и конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство воспитывает и развивает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. Без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигур и наклеивание их, изготовление поделок
из природного материала и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, пластилин, мелки, глина, ткань и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить мяч, апельсин, колобка, яблоко или тыкву (предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями.
Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.
Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления.
Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается так же в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Изобразительная деятельность создаёт у ребёнка определённую установку на восприятие действительности. В этом смысле процесс не ограничивается задачами изображения, а захватывает и другие стороны духовной жизни ребёнка, влияя на его восприятие в целом.
Чаще всего дети любят рисовать. Наблюдения жизни являются обязательным условием занятий рисованием. Особое значение имеют наблюдения за поведением людей. Изображение человека углубляет представления ребёнка о людях, вызывает у него потребность в оценке эстетическими средствами нравственного смысла поведения. Сталкиваясь с различными поступками людей в школе, семье, ребёнок не всегда обращает внимание на эту сторону их поведения. Педагог учит детей наблюдать. Наблюдения, направленные на яркие случаи проявления нравственных качеств людей, способствуют накоплению нравственного опыта ребёнка. А реализация этих наблюдений в рисунках помогает создать у него потребность в нравственной оценке поведения человека.
Сначала наблюдения касаются любой содержательной стороны поведения людей. Например, учитель предлагает детям подумать и понаблюдать: “Что самое интересное ты видел по дороге в школу или на прогулке?” Затем дети пытаются изобразить эту тему в рисунке. Конечно, не всё доступно и посильно ребёнку для изображения. Поэтому педагог старается дать для наблюдений близкий детям материал. Со временем содержание наблюдений усложняется.
Рисуя, дети часто выражают свои переживания: одни машут руками, громко разговаривают, поют, другие шепчут что-то потихоньку, у третьих изменяется выражение лица. В этом выражается сопереживание или перенесение переживаний другого на себя, способность поставить себя на место другого. А это всегда связано с анализом своих действий и ведёт, в конечном счёте, к самовоспитанию.
Большое значение имеют темы детских рисунков. Эти темы могут быть самыми разнообразными. Но задания на темы, связанные с жизнью детей, следует считать наиболее важными для формирования личности ребёнка.
Наиболее сильное влияние изобразительной деятельности сказывается на развитии школьников, способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние человека, его чувства и переживания и, как следствие, на развитии у ребёнка способности к сочувствию людям.
Уроки по изобразительному искусству помогают формировать у ребёнка способность выделять и эстетически оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, учит его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям. Воспитание живой эстетической восприимчивости ребёнка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое её поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребёнка с искусством – всё это доступно и в семье, и в школе.
Создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Занятия рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого – Я. А. Коменский,
И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель – и многие отечественные исследователи.
Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.
В настоящее время разработано большое число образовательных программ обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы. Среди них получили достаточное распространение и признание программы Б. Н. Неменского, В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой, О.А. Куревиной.
Разумеется, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Изначально искусство, как и любой другой вид человеческой деятельности, является продуктом нашей психики, а не наоборот. Именно система чувств, способы мышления, эстетические и нравственные идеалы, приемы моделирования лежат в основе создания любого творческого произведения. Отсюда можно сделать вывод: если учить ребенка только ремесленным навыкам, без учета особенностей его психического развития, то занятия окажутся бесполезными. Но если принимать во внимание, что занятия любым искусством способствуют приобщению детей к сокровищнице мировой культуры, формируют их личность – польза очевидна. Овладевая культурой при помощи взрослых, ребенок имеет шанс значительно быстрее и на принципиально ином уровне сложности овладеть искусством, при этом личностно развиться также на более высоком уровне.
Каждый новый виток культурного прогресса создает возможности иного порядка для развития последующих поколений. Культурный опыт и развитие, таким образом, являются взаимно обусловленными процессами.
При систематических занятиях изобразительным искусством развивается
индивидуальная личность ребёнка. Рисование способствует развитию чувственно-эмоциональной сферы. Особенно эффективным оказывается обучение, основанное на синтезе искусств. Надежными союзниками изобразительному искусству оказываются литература, история, музыка и технология. Если преподаватели этих дисциплин находят общий язык, разрабатывают интегрированные уроки, то выигрывают все – в первую очередь дети. Урок оказывается интересным, полезным, познавательным.
Изобразительное искусство участвует и в процессе развития интеллектуальных операций. Корни человеческой фантазии сокрыты в самой природе интеллектуальных трансформаций (моделировании), вызывающей переживание уникальных эмоциональных состояний. Поэтому в творческой деятельности наиболее ярко и целостно удается соединить воедино эмоциональную, интеллектуальную и духовные сферы. Развитие способности правильно передавать пропорции тесно связано с развитием аналитического мышления, умения не только видеть и сравнивать одну часть с другой, определяя, какая больше, но и в процессе изображения все время помнить об их пропорциональной зависимости.
Занятия изобразительным искусством способствуют развитию навыков моделирования, развивают сенсорное восприятие детей.
Разумеется, нельзя не упомянуть тот факт, что изобразительное искусство тесно связано с развитием речи и мышления. Развитие образного мышления неминуемо подтолкнет и развитие речи, сделает ее более яркой. В процессе ознакомления с произведениями искусства формируется критическое мышление и способность аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства – а это невозможно без хорошего владения средствами речевой выразительности.
Цель, которую традиционно ставят перед собой преподаватели изобразительного искусства – развитие у детей эстетических и нравственных норм и идеалов. Но есть цели, которые не столь очевидны. Сейчас, когда успеха в жизни может достигнуть только психологически уверенный в себе человек, стоит уделять внимание и таким аспектам обучения основам изобразительной деятельности, как развитие механизмов поиска и создания личностных смыслов; развития концепции, формирования индивидуальной картины мира (модели). На занятиях ИЗО учитель первый, кто наблюдает психическое состояние ребенка по рисунку. Можно определить его настроение, тревожность и что является причиной тому. Л.С. Выготский писал, «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их, и учит психику восхождению»,-следовательно, оказывает самое непосредственное влияние на эстетическое развитие.
Уроки искусства как способ совершенствования инструментов моделирования трудно недооценить для развития интеллекта и личности в целом. Основное их предназначение – формирование стратегий и навыков построения бесчисленного множества реальностей, что является фундаментальной основой мышления и творчества. Мышление и творчество неотделимы, так как любой мыслительный процесс всегда связан с преобразующим оперированием внутренними элементами сознательного плана действия (сенсорными репрезентациями, интеллектуальными операциями, структурами речи и т.д.).
В итоге занятия искусством способствует развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, созданию уникальной для каждого ученика модели мира. По мере того как они формируются, их роль становится все более и более активной в построении системы отношений школьника с окружающей действительностью. Ученик на определенном этапе своего развития, благодаря сложнейшей системе внутренних установок, накопленных знаний, тончайшей системе интерпретаций и личностных смыслов, начинает в большей степени исходить из созданной им модели мира, чем объективной реальности. А от того, насколько широкой, многомерной и гибкой она будет, зависит настоящее и будущее ученика.
Источники
1. Библиотека
2. Социальная сеть работников образования
3. Библиофонд
Источник