Художественно речевое развитие ребенка в детском саду
Светлана Ворошилова
Консультация «Развитие художественно-речевой деятельности в дошкольном детстве»
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО –РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ.
Слайд 2. Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии. А без этого он засушенный цветок
В. Сухомлинский
Художественно – речевая деятельность дошкольника.
Термин «художественно-речевая деятельность» был введен во второй половине XX века.
Слайд 3. Под художественно-речевой деятельностью понимается деятельность, возникающая у ребенка, под влиянием литературного или фольклорного произведения.
В дошкольном возрасте весьма актуальной является задача развития художественно-речевой деятельности, что является признаком развития самостоятельности в деятельности, формирования творческих способностей личности ребенка. С помощью средств и методов развития художественно-речевой деятельности речь детей становится выразительной, интонационно-богатой, а главное – осознанной.
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.
Слайд 4. Задачами художественно-речевой деятельности являются:
— воспитание любви и интереса к художественному слову;
— развитие «чувства языка»;
— формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;
— воспитание нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения;
— формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством;
— развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки);
— развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речи;
— воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;
— формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи.
Одним из важнейших источников развития духовных начал ребенка является формирование творческих способностей. Творческие способности заложены в каждом ребенке, однако для плодотворной их реализации данные способности необходимо развивать в дошкольном возрасте.
Слайд 5. Творчество – как деятельность детей предоставляет новые возможности для их развития.
Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности.
Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и предоставления; его интересы и способности. В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих новое о себе.
Пути формирования художественного творчества своеобразны – одним из них является формирование художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста, развитие словесного и литературного творчества.
Посредством художественно-речевой деятельности ребенок выявляет свое отношение к окружающему, понимает его и это помогает раскрыть интересы и способности ребенка.
Слайд 6. художественно-речевая деятельность дошкольников включает чтение стихов, рассматривание альбомов, пересказ, загадывание загадок, рассказывания, обмен впечатлениями, речевые проявления, игры, дидактические игры, использование разных видов театра.
Таким образом, художественно-речевая деятельность ребенка дошкольного возраста является неотъемлемым компонентом в осуществлении художественного воспитания дошкольников, которое является основным путем развития у ребенка художественного творчества. В своем художественном творчестве дошкольники открывают новое для себя, а для окружающих – новое о себе, в нем реализуются процессы самовыражения и самоорганизации личности ребенка. Складывающиеся интересы, художественно-речевые способности выступают, как предпосылки к возникновению творчества. Развивая художественно-речевую деятельность дошкольника, педагог развивает умение познавать окружающий мир, используя литературные выразительные средства, манипулировать образами героев литературных художественных произведений, развивать свободу словесного творчества, дает свободу литературному воображению и творчеству ребенка в его свободной деятельности, то есть, развивает творческие способности ребенка.
Общеизвестно, что формирование художественной речи ребенка начинается в раннем возрасте под влиянием произведений устного народного творчества и детской литературы. В старшем дошкольном возрасте речь ребенка характеризуется эмоциональностью, позволяющей ему полнее выразить свои нравственно-эстетические переживания, так как им уже накоплен определенный опыт речевой деятельности. У него интенсивно развивается способность художественного видения, осознаннее происходит художественно-образное познание действительности, успешнее обогащается словарь на основе ознакомления с произведениями детской литературы. Можно выделить несколько видов художественно-речевой деятельности детей, среди которых ведущим является восприятие литературного произведения. Практическая речевая деятельность ребенка без восприятия – немыслима. Развитие художественного восприятия происходит не только при слушании дошкольниками литературных произведений, но и при формировании у них навыков исполнительской и творческой деятельности. Качество репродукции и творчества – двух других видов художественно-речевой деятельности – в значительной степени зависит от первоначального восприятия, которое стимулирует выразительность воспроизведения детьми поэзии и прозы и побуждает их к творчеству.
Под влиянием произведений художественной литературы усиливаются взаимосвязи между всеми видами детской художественно-речевой деятельности.
В практике дошкольного воспитания, развитие у детей художественнойречи происходит двумя путями:
-в процессе повседневного общения,
-в быту и в условиях специального обучения, на занятиях.
Обучение детей художественно-речевой деятельности – это двусторонний процесс, состоящий из деятельности педагога (ознакомление детей с произведениями детской литературы и обучение их способам действия, направленным на развитие художественно-речевой деятельности) и деятельности детей (усвоение способов действия в целях приобретения навыков и умений, необходимых для восприятия, исполнения художественного произведения и творчества).
Слайд. 7. Основными условиями формирования художественно – речевой деятельности является:
художественная подготовка воспитателя;
организация предметной среды с целью создания обстановки для воплощения детьми их творческих замыслов (уголок ряженья, маски, разные виды театра, уголок книги, подобранные иллюстрации, картины, и т. д.).
обучение, предполагающее расширение знаний об окружающем мире, формирование умений, навыков;
содержательная жизнь ребёнка в детском саду (праздники, развлечения и т. д.).
Формирование художественно-речевых способностей детей дошкольного возраста проходит несколько этапов, каждый из которых характеризуется определенным уровнем развития и проявления творческих способностей детей.
Слайд 8. 1 этап – дети обучаются восприятию и анализу литературных произведений, их содержание и выразительных средств.
2 этап — дети учатся воспроизводить готовое литературное произведение. С этой целью используются разные виды театра. Творческая самостоятельность проявляется через поиск способов передачи выразительных средств для образов, через освоение техники кукловождения.
3 этап — характеризуется созданием собственных сценок для театра, программ инсценировок и подготовки номеров. Это уже этап самостоятельной творческо-речевой деятельности.
? Таким образом,косвенный характер руководства зависит:
a) от располагающей атмосферы (доброжелательного отношения взрослого, предметной среды);
b) от наличия общих элементов в самостоятельной художественной речевой деятельности и в организации занятий, праздников, развлечений;
c) от развития у детей специальных художественных способностей через специально организованное обучение что поможет воспитателю грамотно и эффективно управлять данным видом деятельности;
d) от развития педагогических способностей воспитателей, их художественных знаний, умений, навыков, эстетического вкуса и интереса к художественно-речевой деятельности.
Вывод.
В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется развитию художественно-речевой деятельности дошкольников.
Для успешного решения задач художественно-речевой деятельности педагогу необходимо помнить, что она всегда связана с художественной литературой и проявляется при ознакомлении детей с художественными произведениями, их анализом в рассказывании, выразительном чтении, инсценировании, придумывания детьми сказок, загадок, коротких стихотворений, рифмовок.
Источник
Татьяна Гречущева
Художественно-речевая деятельность дошкольника
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Задачами художественно-речевой деятельности являются:
— воспитание любви и интереса к художественному слову;
— развитие «чувства языка»;
— формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;
— воспитание нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения;
— формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством;
— развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки);
— развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речи;
— воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;
— формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи.
Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание с необходимостью включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.
Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте. Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм {зарубить на носу — запомнить навсегда; повесить голову — загрустить) (Н. В. Гавриш).
Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.
Основная задача развития образной речи — заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге; познакомить с теми произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений — былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы — частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых точен и выразителен. Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологией мы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и образность.
На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционального образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рас сказа, стихотворения, малых фольклорных форм, развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.
Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих задач, решает конкретные цели,связанные с тематикой произведений: они формулируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания. Цель беседы — уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного.
Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом. В младшей и средней группах проводится моделирование эпизодов сказки — так дети легче могут усвоить ее образное содержание. Нарисовав ушки у кружка, ребенок видит не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги елочку и сугроб, ребенок ярче представляет себе, как снегом «все тропинки замело».
Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения литературного произведения, стремятся передать возникший в их воображении образ в своем рисунке. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий, которые проводятся почти на каждом занятии. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.
Тексты большинства предлагаемых для чтения литературных произведений, а также пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов, многие сказки и потешки можно найти в книге «Хрестоматия для маленьких» (сост. Л. М. Елисеева, М., 1997, 11)82 и другие издания, а также в книге О. С. Ушаковой и Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» (М., 1999).
Если в дошкольном учреждении нет репродукций произведений живописи, указанных нами, можно использовать те, которые имеются, а беседу проводить аналогично той, которая предлагается в пособии. Главное, чтобы беседа по пейзажной картине проводилась образно и не превратилась в скучное перечисление изображенного на картине. Это замечание относится и к подбору музыкальных произведений.
Если в начале занятия идет чтение, то затем начинается новое задание — беседа, упражнение, рисунки, сочинение детьми рассказов и сказок, работа над структурой текста (выкладывание полосок, обозначающих начало, середину и конец произведения). Все рисунки и сочинения детей воспитатель может поместить в альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного ребенка, альбом, в котором найдут место рассказы, сказки, стихи, загадки, придуманные детьми. Иллюстрации к сочинениям детей могут нарисовать родители, старшие братья, сестры. В конце учебного года можно организовать выставку детского творчества, провести совместную конференцию воспитателей, родителей, учителей начальных классов.
В целом развитие всех сторон речи в вышеизложенном аспекте оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных жанрах — в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.
Источник
lyudmila kornishina
Художественно-речевая деятельность детей дошкольного возраста
Актуальность. Овладение языком – важнейшая задача дошкольного образования. Актуальность ее особенно велика в наше время, когда отмечается повсеместная падения культуры. Надо начинать эту работу как можно раньше, иначе нашим детям трудно будет стать успешным во взрослой жизни.
Негативные факторы, влияющих на речевую функцию;
– ухудшение состояния здоровья детей;
– существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
– глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
– недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
– дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Цель. Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребенка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
Развитие мелкой моторики рук.
Формирование предпосылок к учебной деятельности (развитие умение принять учебную задачу и выполнить ее, умения взаимодействовать со сверстниками, а также самоконтроля).
Задачи. Развивать творческую активность детей;
– формировать звуковую выразительность речи;
– развитие познавательной активности детей:(любознательность, инициативность, самостоятельность).
– развитие общепринятых представлений об окружающем мире, о себе, о других людях;
– развитие речи ребенка, как необходимого условия познания;
– формирование высших психических процессов (память, внимание, мышление и др.).
Идея. Последовательное применение методов и приемов работы с детьми, направленных на создание мотивации речевой деятельности, развитие внутреннего программирования, активизацию речевых средств для лексико – грамматического оформления высказывания и благоприятное протекание сенсомоторного уровня речи.
Замысел. .Овладение языком, являющееся одним из самых значимых приобретений ребенка до школы, рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного образования. Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не будет достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, к сожалению, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Вместе с тем в дальнейшем культура разговорной и письменной речи, умение пользоваться выразительными средствами языка, стилистическим многообразием языковых средств станут самой надежной рекомендацией личности.
Условия. Знание педагогами особенностей речевого развития (и развития в целом) каждого ребенка своей группы.
Умение анализировать результаты педагогической деятельности (обследование, наблюдения, фронтальные занятия) и планировать работу по развитию речи исходя из полученных данных.
Наличие у детей определенного уровня развития самостоятельности и умений взаимодействовать со сверстниками.
Систематическое проведение занятий.
Этапы реализации. 1 этап – 2 мл. группа
2 этап – ср. группа
3 этап – ст. группа
4 этап – под. группа
Участники: дети, квалифицированные воспитатели дошкольных групп, заведующая ДОУ, логопед, родители.
Научная основа. Использованы идеи Федоренко Л. П., Фомичевой Г. А., Лотарева В. К. о развитии речи детей. Концепция основана на развитие психики от одной возрастной ступени к другой представляет собой совершенствование познавательных процессов, речи, а также эмоционально – волевой сферы (чувств, воли)
В основе построения воспитательно – образовательной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, заданный «Программой воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, а главным фактором является учет развития речи детей данного сада.
Головин Б. Н. Основы культуры речи.
Сущность. Речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно – познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой, и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будет заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Ожидаемый результат. Овладение каждым ребенком связной речью, на седьмом году жизни ребенок должен уметь пользоваться монологической формой речи для описания окружающих предметов, для повествования о пережитых им событиях, для элементарного рассуждения о причинах и следствиях известных ему явлений.
-Умение использовать разные части речи точно по смыслу.
– Произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.
Основные направления работы с детьми.
1. Организационные формы обучения на занятиях.
2. Совместная деятельность взрослого и ребенка.
3. Наблюдения.
4. Игровая деятельность.
5. Театральная
6. Самостоятельная деятельность ребенка
7. Праздники и развлечения.
8. Беседа. о прочитанных книгах. /Худ. Литература).
9. Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.
Обучение речи.
Блок 1. Воспитание звуковой культуры речи детей.
Звуки речи, отдельные элементы интонации просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритм, тембр. – сами по себе ничего вне языка не обозначают, не кодируют действительность, но без них нет речи и просодемы –, строительный материал, устной речи (письменная речь – графический код устной речи). .
1.Чтобы научится говорить:
– артикулировать все характерные для данного языка фонемы;
– произносить звуки и сочетания звуков, стоящих в определенных позициях в слове;
– модулировать просодемы, создающие интонацию.
2. Основной метод упражнений, используемый для усвоения просодем, метод – имитации.Приемы реализации этого метода:
– дидактические игры,
– сюжетные игры.
Дидактические игры проводятся на материале специальных составленных учебных и художественных авторских текстов. Сюжетные игры строятся как ролевые игры и драматизации художественных произведений.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи детей организуется преимущественно в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома; взрослый исправляет ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании.
ЗАДАЧИ: (занятия по фонетике)
– постановка дыхания;
– усвоение ритма слова (слогоразделение)
– усвоение артикуляцией отдельных звуков речи; – .
– приобретение навыка в модулировании законченной интонации предложения или интонационных фигур смысловых отрезков предложения.
БЛОК 2. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ.
Слово – основная единица языка. Оно является как бы «представителей» одновременно всех компонентов языка _- фонетики, лексики, грамматики. В речи слово живет в определенном значении и в соответствующем грамматическом значении и в соответствующем грамматическом оформлении, усваивать «просто слова», без их фонетической оболочки и грамматической формы, невозможно.
:
Ступени обобщения слов по смыслу:
-Нулевая ступень обобщения; – имя собственное, название (имя) единичного предмета (конец первого – начало второго года жизни).
– Первая ступень обобщения – имя нарицательные, т. е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств. (к концу второго года жизни). .
– Вторая ступень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия; (мебель, фрукты, посуда….). Названия действий, признаков передаются обобщению в форме имени существительного; хождение, бег, полет, синева. (усваивают слова второй степени обобщения не раньше трех лет).
– Третья степень обобщения – слова,обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения: растения – это деревья, травы, лишайники; вещи – это игрушки, посуда, мебель; движение – это полет, бег, плавание; плоды – это овощи, фрукты, злаки
Дети усваивают смысл слов третьей степени обобщения примерно к пяти или шести годам.
– Четвертая степень обобщения – слова,называющие предельные лексические обобщения: предметность, действие, состояние, признак, качество, количество, отношение.
Усваивая слова, находящиеся в отношениях родо- видовых (мебель – стол, стул, кровать, дети должны отличать их от слов,находящихся в отношениях целого и части: стул – ножка, спинка, сиденье; лицо- лоб, щеки, нос, рот, глаза; умываться – набирать воду в ладони, смачивать ею лицо, тереть его руками, споласкивать и т. д. .
БЛОК 3. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.
Грамматические значения – это значения отношений между явлениями действительности, обозначенными словами, т. е. это языковые значения логического (мыслительного) ряда. Различают грамматические значения словообразовательных морфем и грамматические значения в синтаксисе. Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Например, ребенок может понимать лексический смысл, т. е. соотносить с внеязыковой действительностью слова яблоня, посадить, но не знать смысла грамматических форм,употребленных в предложениях: Яблоня посажена или Яблоню посадят (не понимать смысла формы именительного падежа существительного и краткого страдального причастия, обозначающих предикативные, т. е. сказуемостные, отношения, или винительного падежа существительного и 3-го лица будущего времени глагола, обозначающих дополнительные, предметные, отношения). Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не понимает и мыслей, высказанных в предложении.
В процессе усвоения грамматических значений у детей формируются грамматические навыки.
Методы и приемы формирования грамматических навыков.
Упражнения по грамматике одновременно являются упражнениями на закрепление уже усвоенного детьми материала по лексике и фонетике. Без предварительного усвоения детьми минимального количества слов и умения как – то артикулировать звуки и модулировать интонацию предложения грамматические упражнения невозможны. Обогащение речи детей грамматическими формами происходит в просе обогащения их словаря и развития фонетических навыков.
К трем годам словарь ребенка достигает 1300-1500 слов, к четырем годам он увеличивается почти вдвое.
Работу над грамматическим строем следует начинать со знакомства с именами существительными, поскольку существительные составляют больше половины слов нашей речи, а кроме того,на основе изменения существительных изменяются и другие части речи: прилагательные – по падежам, родам и числам; прилагательные и глаголы в прошедшем времени – по родам и числам.
К семи годам дети, как правило,должны владеть всеми грамматическими формами речи: склонением имен существительных и прилагательных, спряжением наиболее употребительных глаголов; для характеристики признака действия (пространственного, временного, образа действия) они пользуются наречиями, употребляя их в строе словосочетания и предложения,например: шел быстро, говорил тихо, свернул влево, вернулся поздно вечером, приехал засветло и. др.
Основным видом работы по формированию грамматических навыков в речи детей подготовительной к школе группе может стать работа по оформлению одной и той же мысли различными языковыми средствами.
Вторым направлением в работе по развитию речи детей этого возраста может стать обучение их употреблению в речи причастий.
Развивая синтаксический строй детской речи, воспитатель должен следить за тем, чтобы дети правильно составляли простые предложения, предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, сложные предложения. Только при условии владения всеми грамматическими формами ребенок будет хорошо подготовлен к обучению в школе.
БЛОК 4. ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ДИАЛОГ и МОНОЛОГ.
Диалог – беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно – спросить о чем – то и вызвать на ответ, побудить к какому – то действию.
Монолог – связная речь одного лица. Цель монолога – сообщение о каких – то фактах.
Диалог – разговор, беседа – является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками.
Обучение речи в детском саду протекает в двух формах: 1) в свободном речевом общении, 2) на специальных занятиях.
Специальные занятия по развитию диалогической связной речи проводятся методом разговора (беседы) и методом имитации.
Указанные методы чаще всего реализуются:
1) приемами подготовленной беседы (разговора)
2) приемами театрализации (имитации и пересказа).
Овладеть методами обучения монологической речи означает для воспитателя: 1) научиться слушать детей, 2) научиться помогать им пересказывать, рассказывать, сочинять. Работа над монологом в средней, старшей и подготовительной группах отличается прежде всего сложностью содержания и размером текста (то и другое определяется «Программой воспитания в детском саду»).
Во всех возрастных группах основным приемом обучения монологу является опора на словесный образец. Дополнительные приемы – опора на реальные предметы, опора на картинки.
БЛОК 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений – миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает ознакомление детей с художественными произведениями на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и др.). На специальных занятиях воспитатель может читать детям или рассказывать. Читать он может наизусть или по книге.
Одна из задач таких занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи
Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно, кроме того, он пользуется дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания.Это:
1) повторное чтение всего текста,
2) повторное чтение отдельных частей его.
Чтение может сопровождаться:
1) игровыми действиями детей;
2)предметной наглядностью:
а) рассматриванием игрушек, муляжей,
б) рассматриванием иллюстраций,
в) привлечением внимания слушателей к реальным объектам
3)словесной помощью:
а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения,
б) постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте? и подобных,
в) подсказыванием при ответах детей слов – эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбия, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.) ;
.
Чем младше ребенок, тем больше нуждается он в сопровождающих чтение игровых действиях и предметной наглядности; усвоению прочитанного старшими дошкольниками способствует словесная помощь.
БЛОК 6 ДИАГНОСТИКА.
В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли.
Важно вести наблюдения за детской речью для того, чтобы объективно и профессионально судить об эффективности применяемых методов и приемов.
Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много: это наблюдение за «речевым поведением» ребенка, беседы, анкетирование родителей, изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности, ознакомление с условиями жизни в семье, изучение соответствующих медицинских документов, проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.
Для обследования речевого развития детей необходимы «так называемые»стимульные материалы: игрушки, дидактические пособия (настольно – печатные игры, репродукции, картинки, книги с иллюстрациями, различные театры и т. др.
Обследование, не нарушая хода естественной жизни детей, должно восприниматься ими как совместная с воспитателем игра, развлечение, интересное общение.
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: – О! Как же ты красива!
Е. Щукина.
Источник