Художественно эстетическое развитие среда и ребенок
Любовь Шляпцева
Предметно-развивающая среда по художественно-эстетическому развитию в разных возрастных группах.
Предметно-развивающая среда по художественно-эстетическому развитию в разных возрастных группах.
Детский сад – особое учреждение, это практически второй дом для его работников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие, чтобы все в нем чувствовали себя комфортно, испытывали положительные эмоции. Поэтому огромное внимание в своей работе необходимо уделять предметно-развивающей среде, особенно ее развивающему характеру. Необходимо обогатить такими элементами, которые стимулируют познавательную, творческую активность детей. Содержание оборудования и материалов должны отвечать определенному возрасту. Их размещение, планировка должны иметь свободный доступ и возможность работать с материалами не только там, где он находится, но и возможность его перемещения в зависимости от желания детей (на столе, полу, стене, в подвешенном состоянии).
Предметно-развивающая среда должна позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке воспитателя. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности детей. Организация развивающей среды построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Инновационный подход к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции как образовательных областей, определенных ФГОС, так и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
• Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком “глаза в глаза”, которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, доска, мольберты на уровне глаз детей и др.).
• Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.
• Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.
• Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
• Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.
• Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.
• Принцип открытости – закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.
• Принцип “половых и возрастных различий” как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности. Создавая развивающую среду, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также требования и нормы СанПиН. Столы с регулируемыми ножками. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей. Доска, мольберты находятся на уровне глаз детей.
Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-развивающей среды, обладающей разносторонними потенциалами активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность, с целью формирования интеллектуальных, творческих, личностных, физических качеств; познавательной, социальной, художественно-эстетической мотивации к развитию самореализации.
Театрализованный центр – важный объект предметно-развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Воспитательная возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, её интонационный строй, исполняя свою соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном изъяснении. В театрализованный центр необходимо включить разные объекты. Наряду с уголком “Играем в театр”, “Наряжайка”, можно оборудовать уголок эмоционально-волевого развития, который способствует эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов. Подобная организация пространства дает возможность приблизиться к позиции ребенка.
В уголке “Играем в театр”можно расположить различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, перчаточный, плоскостной; реквизит для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей; набор кукол, ширма для кукольного театра.
Рядом можно расположить яркий, веселый уголок “Наряжайка”, где можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей. В сказочном сундучке можно расположить нарядные вещи, шляпы с широкими полями, юбки, платки, брюки.
Большое зеркало привлекает внимание детей. Все это создает радостное настроение и желание примерить на себе интересный образ.
Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей необходимо учесть интересы мальчиков и девочек, подобрать различные атрибуты для инсценировок разных сказок (полоролевых).
Для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно занятий с педагогом по музыке. Детям необходимо предоставить возможность научиться самостоятельно играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально-дедактических игр. Для достижения этой цели необходимо разнообразить музыкальный уголок в группе.
Основное содержание музыкального центра должны составлять разнообразные музыкальные пособия. В первую очередь – это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбираются с учетом возраста детей и последовательностью ознакомления с тем или иным инструментом во время музыкальных занятий. Музыкальные игрушки, чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. При желании музыкальный уголок можно отгородить ширмой, которая легко убирается.
Зона для самостоятельного музицирования должна быть мобильна, то есть дети могут перемещать ее по своему усмотрению.
“Центр изобразительного творчества”. В группе необходимо создать пространство для творческой деятельности детей (столы, мобильный уголок художника, стулья, мольберты, магнитные доски, фланелеграф).
Для активизации интереса к деятельности материалы необходимо расположить на уровне глаз детей, эстетически привлекательно.Можно использовать традиционные красящие материалы: гуашь, восковые мелки, карандаши, фломастеры, ориентированные на недостаточное развитие технических умений и позволяющие создавать интересные работы. Их способ расположения и систематизации (в коробках, на полках) облегчает детям начало деятельности.
Для развития художественно-эстетического восприятия Центр изобразительного творчества необходимо оснастить предметами народного искусства (по 3-4 предмета разных народных промыслов – Дымково, Хохлома,Городец: барышни, тройки, кони).
В Центре можно разместить детские книги. Используем иллюстрации таких авторов, как Е. Чарушин, В. Конашевич, А. Пахомов и др., соответствующих возрастным возможностям детей, предусмотрено по 2-3 книги одного автора. В Центре могут находится книги разного назначения (книги-игрушки, книги-раскраски и т. п., формата (книги-малышки, книги формата А4). Для активизации интереса к книге (иллюстрации) можно организовывать выставки книг согласно осваиваемой теме. Использовать репродукции живописных произведений с точной передачей колорита подлинника, по сюжету соответствующих опыту детей (натюрморты с изображением цветов, фруктов, знакомых предметов).
Для центра творчества отводится самое светлое место в группе. Ребенок смотрит в окно и сразу может на мольберте нарисовать удивительный пейзаж.
В доступном для детей пространстве необходимо расположить многообразие изобразительных материалов; это не только карандаши и различная бумага, но и восковые, и акварельные мелки; гуашевые краски и фломастеры; пластилин и формочки для лепнины; ткани и нитки; печатки, проволочные и деревянные модели.
Лучше если в группе предусмотреть наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмы выполнения работ, образцы альбомов по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству, музей народных игрушек.
Дети нуждаются в позитивной оценке результатов деятельности (которая носит в большей степени мотивирующий характер). Поэтому в центре можно оборудовать место для организации индивидуальных выставок, коллективных и совместных работ с родителями.
Расположение центра должно быть рассчитано на одновременное пребывание небольшой подгруппы, которая во время работы может обменяться мнением и опытом. При организации центра необходимо учесть интересы мальчиков и девочек (раскраски, трафареты, различные материалы, дидактические пособия).
Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, раскрашивая, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги, изготавливая поделки из ниток, рассматривая репродукции картин, портреты художников, детское творчество.
Художественно-эстетическое развитие предполагает близость к жизни, музыке, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
Источник
Консультация для воспитателей.
Развивающая предметно-пространственная среда – необходимое условие для художественно- эстетического развития ребенка.
Мы – взрослые и дети, постоянно сталкиваемся с художественными и эстетическими явлениями: в сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль в нашей жизни. В наше время проблема художественно-эстетического развития, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.
Задачами художественно-эстетического развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС являются:
– развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
– становление эстетического отношения к окружающему миру;
– формирование элементарных представлений о видах искусства;
– восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
– стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
– реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Основными средствами художественно-эстетического развития является:
∗ Развивающая предметно-пространственная среда;
∗ Произведения искусства;
∗ Природа;
∗ Образовательная деятельность;
∗ Самостоятельная художественная деятельность детей;
∗ Праздники, развлечения, досуги, выставки.
Оформление развивающей предметно-пространственной среды призвано научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни, воспитывать в нем стремление создавать и беречь ее. Художественное оформление дошкольного учреждения обуславливается содержанием воспитательной работы, требованиями по охране жизни и укрепления здоровья, его художественного развития. Чистота и порядок является не только гигиеническими, но и эстетическими требованиями к интерьеру детского сада. Важно, чтобы оформление было стилистически выдержанным. В оформлении помещений можно использовать рисунки детей, родителей, воспитателей. Соответствующим гигиеническим и эстетическим требованиям должно отвечать и оформление площадки детского сада.
Уже с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков происходит художественно-эстетическое воспитание личности. Ни что иное, как окружающая среда, откладывает в его душе отпечаток на всю жизнь.
Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: “красивая”, и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. Поэтому оформлению групповых комнат необходимо уделять огромное значение.
При создании развивающей предметно- пространственной среды необходимо руководствоваться общими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:
Насыщенность среды должна соответствовать содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей.
Организация образовательного пространства должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, двигательную активность, эмоциональное благополучие.
Трансформируемость предполагает возможность изменения предметно-пространственной среды, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает: − возможность разнообразного использования составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей) − Наличие полифункциональных предметов, незакрепленных жестко, пригодных для использования в разных видах детской активности (например, природные материалы)
Вариативность среды предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих художественно-эстетическую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.
Доступность среды – это свободный доступ ко всем играм, игрушкам и материалам, пособиям.
Безопасность среды предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
Развивающая предметно-пространственная художественно-эстетическая среда (В. В. Давыдов, Л. П. Печко, В. А. Петровский) должна быть:
• сменяемая, вариативная, динамичная, должна включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности;
• взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит детям свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом;
• не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, с учетом специфики детского восприятия, стимулировать активность детей;
• активно включать детей в создание среды, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, комфортности для всех детей и взрослых группы детского учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими;
• должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были в поле зрения ребенка, доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому.
• порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, – материалы могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку;
• должна соответствовать возрастным, половым психофизиологическим особенностям детей.
Огромную роль в художественно – эстетическом развитии играют произведения искусства. Их используют в оформлении дошкольного учреждения, во время обучения, самостоятельной деятельности. С этой целью подбирают:
– произведения бытовой и сказочной живописи (портреты, натюрморты, пейзажи),
-графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации),
-малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева),
-произведения декоративно-прикладного искусства (керамика, художественное стекло, народные декоративные и др.).
Разнообразные мероприятия в детском саду обязательно сопровождаются музыкой (утренняя гимнастика, досуг и т.п.).
Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и др. Все это сопровождается рассказами педагога о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели, использованием их произведений (например, «Времена года» П. Чайковского, репродукции картин И. Шишкина и др.). Эффективны экскурсии на природу, ведь пережитые ребенком в дошкольном возрасте впечатления оставляют след на всю его жизнь. Для педагога важно подобрать такие слова для сопровождения наблюдения, которые отвечали бы задачам художественно-эстетического воспитания.
Образовательная деятельность
∗ Формированию представлений о прекрасном, навыков художественно-творческой деятельности, развития эстетических оценок, переживаний и вкусов способствует специальное обучение дошкольников в детском саду. Для этого используют образовательную деятельность по всем направлениям художественно-эстетического развития, совместную деятельность педагогов с дошкольниками, дидактические игры, праздники, утренники, экскурсии, прогулки, спектакли и т.п.
Непосредственно образовательная деятельность:
– Изобразительная деятельность;
– Музыка;
– Чтение художественной литературы.
Необходимым условием успешного развития способностей детей заключается в предоставлении им большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом. Самостоятельная художественная деятельность детей является важным средством эстетического воспитания дошкольников. В процессе художественной деятельности они реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развиться в способности к художественному творчеству.
Развитие самостоятельной художественной деятельности стимулируют такие факторы:
– процесс обучения на занятиях, его развивающий характер, формирование способов самостоятельных действий;
– художественные впечатления детей, побуждающие их к дальнейшему воплощению в деятельности;
– педагогически целесообразная эстетическая предметная среда;
– поощрительное влияние родителей, которые стимулируют творческие поиски и попытки детей;
– опосредованное влияние педагога, который инициирует самостоятельный поиск детей.
Для развития самостоятельной художественной деятельности в группе создают специальные зоны (центры) с необходимым оборудованием, материалами, которыми дети могут свободно пользоваться. Педагог при этом заботится о разнообразии деятельности детей, сочетании различных видов художественной деятельности: изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой, музыкальной.
Однако в самостоятельной деятельности детей имеет место роль взрослого. Она заключается в доброжелательной ненавязчивой помощи.
Праздники, организованные в детском саду формируют представления детей о будничных и праздничных днях, воспитывают внимание и любовь к окружающим людям..
С праздниками, досугами, развлечениями, выставками связаны яркие эстетические переживания детей, стремление испытать себя в разных жанрах искусства. Подготовка к празднику, участие детей в создании его программы, условия проведения, ожидание праздничного действа формируют особое предпраздничное коллективное настроение. К участию в подготовке и праздновании привлекают родителей детей, что придает им эмоциональную теплоту.
Особая роль принадлежит выставкам детско-родительского творчества, которые позволяют выразить эстетические чувства и стремления не только дошкольников, но и взрослых.
Не менее важной стороной содержания художественно – эстетического развития является его направленность на личностное развитие дошкольников.
Прежде всего, необходимо формировать у дошкольников эстетические потребности в области искусства, стремление к постижению художественных ценностей общества. Важнейшим элементом содержания художественно – эстетического развития является воспитание у дошкольников художественных восприятий.
Восприятие – это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Эти восприятия должны охватывать широкую область эстетических явлений. Необходимо воспринимать прекрасное не только в литературе, изобразительном искусстве и музыке, но и в природе, а также в окружающей жизни. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Одна из главных задач педагога в этом направлении – развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно – эстетической культуры личности дошкольника.
.
Существенным компонентом художественно – эстетического развития является овладение дошкольниками знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои мысли и чувства по отношению к ним.
Основной целью художественно-эстетического развития дошкольников является:
– развитие способности художественного видения мира;
– приобщение к миру искусства;
– развитие художественно-творческих способностей
Эстетическое развитие связано с формированием всех граней личности. В дошкольном возрасте формируются основы потребностей и вкусов, рождается любовь к искусству, заявляют о себе творческие способности, которыми в разной степени наделен каждый ребенок. Для их реализации необходимо правильно организованное воспитание и обучение, которое учитывает особенности возраста, индивидуальность ребенка.
Художественно-эстетическое развитие ребенка предполагает создание следующих условий:
– обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
– организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования, сюжетно-ролевой и режиссерской игры;
– предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;
– поддержка детской непосредственности, поощрение, стимуляция фантазии и воображения ребенка.
Эстетическое развитие связано с формированием всех граней личности. В дошкольном возрасте формируются основы потребностей и вкусов, рождается любовь к искусству, заявляют о себе творческие способности, которыми в разной степени наделен каждый ребенок. Для их реализации необходимо правильно организованное воспитание и обучение, которое учитывает особенности возраста, индивидуальность ребенка.
Создание художественно-эстетической среды обеспечивает ребенку:
– чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования;
– интеллектуально-эстетическое развитие;
– возможности самовыражения в музыкальной деятельности;
– социальную адаптированность (гармонизацию отношений с социумом).
Созданная развивающая предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Источник