Художественно эстетическое развитие ребенка раннего возраста
Художественно-эстетическое развитие— это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.
Художественно-эстетическое развитие ребенка начинается с момента его рождения. К трем годам ребенок проходит огромный путь развития. Он овладел многими движениями, которые требуют более тонких и дифференцированных движений, например манипулирование с карандашом, глиной. Ребенок небезразлично относится к окружающей обстановке, к своему внешнему виду. Он предпочитает яркие, красивые игрушки, посуду, картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Художественно-эстетическое развитие предусматривает решение следующих целей и задач:
- формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественнотворческой деятельности.
- развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
- развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Художественно-эстетическое развитие включает в себя приобщение к искусству, конструктивно-модельную деятельность, музыкальную деятельность и приобщение к искусству.
Изобразительная деятельность
Рисование и лепка – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят детям много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.
В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.
Постепенно ребенок учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.
Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.
Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.
В лепке применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения.
Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки.
Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.
Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых.
Конструктивно-модельная деятельность
Детей раннего возраста знакомят с кубиками, кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят. Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.
Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и др.); у него также развиваются познавательные и практические действия.
В процессе строительной деятельности развивается трудолюбие, самостоятельность, инициатива, ответственное отношение к делу.
Строительные игры способствуют совершенствованию речи у детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают то или иное решение. Расширяется словарный запас.
Музыкальная деятельность
Музыка в раннем возрасте – это самое доступное средство воздействия на ребенка. Она необходима, как для воспитания музыкального слуха, вкуса, чувства ритма, так и для развития речи, памяти, внимания. Дети учатся слышать и слушать музыку, знакомятся с музыкальными инструментами, развиваю эмоциональность и образность восприятия музыки через движения, формируют способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым
Учатся подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучаются к сольному пению.
Приобщение к искусству.
Основная цель приобщения детей раннего возраста к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает и крепнет интерес к различным произведениям, формируется восприятие и понимание прекрасного, развивается воображение. Кроме того, посредством предметов искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями, учатся различать добро и зло, у них формируется нравственный стержень.
Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественно-эстетическое творчество, поэтому эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств, но и всей личности в целом, а также чувства прекрасного, художественный вкус, творческие умения.
Источник
Белишко Оксана Александровна
Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста
Развитие художественных интересов, эстетического вкуса, творческих фантазий и способностей начинается в раннем детстве.
Научить ребенка различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.
Совместные исследования психологов и педагогов показали, что в наше современное время значительно повысились уровень умственной эстетической деятельности, нравственно-волевых качеств у детей. Это проявляется уже в раннем детстве. Художественные впечатления в раннем детстве сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Для успешного художественно-эстетического развития детей мы стараемся использовать различные формы и виды детских занятий и развлечений. Организовала развивающую среду так, чтобы ребенок мог осваивать опыт эстетической деятельности.
Воспитание художественно-эстетических качеств начали с адаптационного периода, вновь поступающих детей в группу, привлекли яркими образными игрушками (большой, шагающей куклой, пирамидками, мягкой игрушкой, ярко иллюстрированными книжками).
Использовали потешки, игры и журилки, для плачущего малыша,например:
Кто тут плачет ой-ой-ой, говорит сынишка мой.
Нет, не плачет мой сынок, зря вы говорите,
Улыбается уже, по-смот-ри-те-!
Или: Горько плачет почему-то наша Анечка Анюта,
Горько плачет, слезы льет, кто же кто ее поймет?
Либо игра “Скачем на лошадке”
Мы поскачем скачем-скачем-скачем,
Скачем на лошадке,
Мы не плачем нет не плачем,
Все у нас в порядке.
У детей появляется положительный настрой, они успокаиваются и постепенно вливаются в детский коллектив. Воспитывая у детей навыки самостоятельности при одевании, сборе на прогулку, проводим детьми серию дидактических игр “Одень куклу Катю на прогулку”,где дети усваивают навыки последовательного одевания, аккуратного обращения с одеждой.А еще помогают в этом прибаутки:
А чки-чки-чки
Мы купили башмачки
Ой, какие мы купили веселые башмачки.
Собираясь на прогулку:используем потешку:
Ой-ой, соловушка поет, молвить не дает,
Соловушка, соловей там за дверью Дед Мороз
Щип за щечку,щип за нос!
Прививая навыки умывания обращаем внимание, как журча льется вода из крана, предлагаем понюхать мыло – оно пахучее, душистое а какие получаются белые перчатки если помыть руки с мылом.Приговариваем: Водичка, водичка, умой мое личико. Уже в этом возрасте стараемся привить детям элементарные навыки культуры еду за столом,правильно держать ложку, есть аккуратно, благодарить после еды. Приучая к разнообразным блюдам,используем потешки :
“Сорока-ворона, кашку варила деток кормила
Скорее съешьте кашки
Хоть ложечку одну”
Или”Пришел сегодня в гости,
Не доктор Айболит
Пришел сегодня в гости
Хороший аппетит”
В воспитании у детей навыков трудолюбия обращаем внимание на красоту вокруг нас. Каждая игрушка имеет свое место,приручаем детей к аккуратности.
Дети: Настя, Юля, Лиза, София уже без нашей помощи могут расставить игрушки, разложить мелкий строитель в коробки, ухаживать за растениями, кормить рыбок. Для развития сенсорных способностей, в группе есть игровой материал различных по цвету, форме. Мелкий деревянный конструктор, набор “Лего” и т. д.
Во время игр, занятий, в самостоятельно деятельности дети осваивают знания основных цветов, круглую, квадратную форму предметов, величину (большой, маленький).Предлагаем например,такое задание :”Найди что есть в группе круглой формы,синего цвета” и т. д. “Что лежит в мешочке”,”Подбери рукавички по цвету шапочки”,”Выбери самое большое ведерко”.Основная часть детей собирают пирамидки по цвету, величине, с увлечением занимаются геометрической мозаикой.Играют в разрезные картинки на тему: “Транспорт”, “Посуда”, “Животные” и т. д. Любят конструировать мелкими деревянными конструктором.
В работе с детьми широко используем яркие, красочно иллюстрированные книги. Стремимся к тому,чтобы рассматривание книг, иллюстраций, серии картинок дети большие говорили и рассуждали. На прогулке учим детей видеть красоту в природе,обращая внимание на травку,зеленые листочки на деревьях,читаем стихотворение :
Лето, лето, лето,
Ты какого цвета?
Зеленеет травка, зеленеет луг!
Зелено,зелено все вокруг!
Рассматривая божью коровку,говорим детям:
Платье в горошек у божьей коровки,
Божью коровку пальцем не трогай,
Пусть уползает зеленой дорогой!
детей привлекает красота яркого желтого одуванчика.Наблюдение сопровождаем стихами:
Носит одуванчик желтый сарафанчик!
Или
Кошка вдруг увидела солнышко на ножках,
Это удивительно, вслух сказала кошка.
Эффективным средством развития сенсорных способностей, художественно-эстетических качеств является занятия.
В этом возрасте немыслимо построение занятий без яркой игрушки, игровых и словесных приемов, наглядности и эмоциональной речи воспитателя. Все в совокупности прививает детям эти качества. Интерес детей к изобразительной деятельности проявляется уже в раннем возрасте. Здесь предоставляется большая возможность освоить основные цвета палитры. Работа по этому разделу ведется в системе, дети хорошо усваивают не только навыки работы с карандашом, кистью, фломастером и тампонами, но и с удовольствием рисуют пальчиковой живописью, ладошками, печатками, кляксографией.
Например: на одном из занятий, предлагаем разрисовать коврик от пятна,разными хаотичными линиями.
Читаем потешку:
Петушок,петушок.
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через Темный лесок
Через лес за реку
Прокричал Ку-ка-ре-ку!
Вспомним яркого петушка. Он приносит детям в подарок краски. А дети, в свою очередь, дарят ему яркий коврик.
Используя эту же игровую ситуацию с потешкой дети рисуют “цветной горошек”- пальчиками, а травку-ладошками. Пальчиками рисуем капельки дождя,а лужицы или травку у основания листа- кистью, используя художественное слово:
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.
Брызгни в поле пуще,
Станет травка гуще.
Используя потешку:
“Солнышко, солнышко выгляни в окошко,
Ждут тебя детки. Ждут малолетки – рисуем солнышко”
К рисованному диску “солнышко” -лучи рисуем с детьми-ладошками, или диск-пальчиком, а лучики-кисточкой. И таких игровых занятий много, где дети осваивают цвета, запоминают потешки, а значит и расширяется словарный запас детей, развивается речь. Дети этого возраста уже не только воспринимают сказку, но и с нашей помощью участвуют в драматизации, в роли какого-либо сказочного персонажа, а в сказке Репка”, “Колобок”, “Курочка Ряба”, “Теремок”.
Такие дети как, Дима, Настя, Юля, Егор уже передают голосом интонацию, движениями-повадки того или иного персонажа. А предшествующая работа- ознакомление детей, разучивание, обыгрывание целой серии разных потешек, отражающие элементы народного быта и знакомящие с действием человека, “Еду к бабе, к деду”, “Ладушки-ладушки”, “Вот и люди спят”, “Кто у нас хороший”.
Ознакомление с домашними животными: “Как у нашего кота”, “Пошел котик на Торжок”, “Кисонька мурысонька”, “Сорока-белобока”, “Коза-хлопота”.
При ознакомлении с дикими животными “Лиса по лесу ходила”, “Мишка косолапый”, “Заинька серенький”.
Чтение потешек сопровождаются наглядностью, игрушкой, книгами. Так же устраиваем детям вечер стихов А. Барто, где дети читают стихи. Пальчиковый театр “Мамуленьки”, театр на фланелеграфе, ряжение, и многое другое.
Музыкальное развлечение, занятия-главная часть в развитии художественно-эстетических способностей. Дети слушают красивые мелодии или песни в исполнении музыкального руководителя. Двигаются в ритме музыки, развиваются певческие навыки. А детские праздники, на которых они могут полюбоваться оформлением зала, своим нарядом, выразить эмоции с появлением яркого сказочного персонажа, получают заряд бодрости и энергии.
Больная работа поэтому разделу проводится с родителями через беседы консультации, папки-передвижки, ширмы.
На тему:” Разучиваем потешки”, ” Как лучше одеть ребенка”, “Какие книги покупать детям”, “Как устроить игровой уголок ребенку”.
В результате проделанной работы поэтому разделу, мы добились неплохих успехов.
Источник
Инна Сюзева
Консультация «Художественно-эстетическое развитие в раннем, младшем и среднем возрасте»
Тема: Художественно-эстетическое развитие детей раннего,
младшего и среднего возраста
Художественно-эстетическое развитие — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.
Художественно-эстетическое развитие ребенка начинается с момента его рождения. К трем годам ребенок проходит огромный путь развития. Он овладел многими движениями, например, манипулирование с карандашом, глиной. Ребенок небезразлично относится к окружающей обстановке, к своему внешнему виду. Он предпочитает яркие, красивые игрушки, посуду, картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
К художественно-эстетическойдеятельности относится:
– Изобразительная деятельность;
– Музыкальное восприятие;
– Восприятие художественной литературы;
– Приобщение к искусству.
Художественная –эстетическая деятельность будет осуществляться успешно если будет:
-Тесная связь с искусством.
-Индивидуальный подход к детям.
-Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.
Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.
Художественно-эстетическое развитиепредусматривает решение следующих целей и задач:
– Развитие эстетического восприятия, обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки, объектов природы (растения, животные, вызывать чувство радости.
– Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельности, учить в рисовании лепке и аппликации изображать простые предметы и явления, передавай их образную выразительность. Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.
– Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.
Изобразительная деятельность
Рисование и лепка – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят детям много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.
Основной задачей занятий по развитию художественно-эстетической деятельности является формирование у детей структуры самой деятельности.
В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу, придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть).Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.
Постепенно ребенок учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.
Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.
Задачи обучения в младшей группе (3-4 года)
– Готовить к восприятию произведений искусства;
– Готовить детей к посещению театра;
– Приобщать к декоративной деятельности;
– Способствовать развитию певческих навыков;
– Познакомить с тремя музыкальными жанрами;
Развивать эстетическое восприятие, вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежды).
Рисование:
– Продолжать учить правильно держать карандаш (фломастер, кисть, не напрягая мышц руки и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом кистью во время рисования).
– Закреплять знаний цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый черный, и познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый).
– Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная)
Лепка:
– формировать интерес к лепке
-закреплять представления детей о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.
-закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть вылепленные предметы на специальную доску.
Аппликация:
– приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Формировать навыки аккуратной работы (учиться пользоваться клеем);
– Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы, предметные и декоративные композиции из геометрических форм
– Закреплять знания формы предметов и их цвета.
Задачи обучения в средней группе (4-5 лет)
– Продолжаем развивать интерес детей к изобразительной деятельности;
– Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать;
– Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображения, эстетические чувства;
Рисование:
– продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы, создавать сюжетные композиции
– формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, величине, расположение частей;
– развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира;
– закреплять умение правильное держать карандаш, кисть, фломастер.
Лепка:
– продолжать развивать интерес к лепке, совершенствовать умение лепить из глины (пластилина, пластической массы);
– учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы;
– закреплять приемы аккуратной лепки
Аппликация:
– воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений; поощрять проявлении активности и творчества;
– формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.
… Это правда!
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене, и в трамвае на окне…
Эта детская песенка в полной мере подтверждает мнение психологов и педагогов, что нет ребенка, который не любил бы рисовать. Действительно, с самого раннего возраста большинство детишек тянется к рисованию, а мы, взрослые, просто обязаны помочь малышам овладеть этим видом деятельности. Рисование приобщает детей к миру прекрасного, творчески развивает, формирует эстетический вкус, несёт в себе элементы психотерапии, успокаивает, отвлекает, занимает.
С введением ФГОС ДО одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие (художественно-эстетическая область, как одно из средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Если несколько лет тому назад ставили детей в рамки копирования образца, показывая последовательность и приёмы рисования, учили изображать объекты реалистического мира, то сейчас, используя новые, инновационные программы и педагогические технологии, мы стараемся, не навязывая детям свою точку зрения, реализовать свой творческий потенциал. Для этого необходимо умелое и целенаправленное руководство творческим развитием детей. Огромное значение в раскрытии творческого потенциала детей имеет нетрадиционное рисование. Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно?
Не придерживаясь традиций. Следовательно, нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их оригинальность и неповторимость состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, маленьким детям всегда интересно рисовать пальчиками и ладошкой, ставить на белом листочке кляксы и получать забавные изображения и гадать, на что это похоже? Т. е. тем самым дети достигают быстрого результата.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует всестороннему развитию ребёнка:
– внимания и усидчивости;
– изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
– развитие мелкой моторики.
Приобретая опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок преодолевает неуверенность, и дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие. Рисование с использованием нетрадиционных материалов и нестандартных техник, дает возможность развить творческие способности дошкольников. При содействии взрослых дети учатся мыслить, находить необычное применение обычным вещам, начинают экспериментировать и творить, у них возникают новые идеи, связанные с комбинированием разных материалов. Рисование нетрадиционными способами – это увлекательная и завораживающая деятельность для детей, которая удивляет, восхищает. Важную роль играет и развивающая среда. Сколько дома ненужных и в то же время полезных для занятия, предметов и вещей (зубные щетки, расчески, поролон, катушки с нитками, свечи и т. д.). В процессе рисования совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.
В лепке применяется информационно-рецептивный метод, т. е. подражательный, повторяющий формообразующие движения.
Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки.
Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.
Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых.
Музыкальная деятельность
Музыка в раннем возрасте – это самое доступное средство воздействия на ребенка. Она необходима, как для воспитания музыкального слуха, вкуса, чувства ритма, так и для развития речи, памяти, внимания. Дети учатся слышать и слушать музыку, знакомятся с музыкальными инструментами, развиваю эмоциональность и образность восприятия музыки через движения, формируют способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым
Учатся подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучаются к сольному пению.
Приобщение к искусству.
Основная цель приобщения детей раннего возраста к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает и крепнет интерес к различным произведениям, формируется восприятие и понимание прекрасного, развивается воображение. Кроме того, посредством предметов искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями, учатся различать добро и зло, у них формируется нравственный стержень.
Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественно-эстетическое творчество, поэтому эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств, но и всей личности в целом, а также чувства прекрасного, художественный вкус, творческие умения.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 1,5 до 3х лет в различных видах детской деятельности. В соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:
-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
-экспериментирование с материалами и веществами;
-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
– самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
– восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
– рассматривание картинок;
-двигательная активность.
Для реализации поставленных задач в ДОУ имеются:
Музыкальный инструмент (электропианино) для проведения музыкальных занятий.Эффективно используются комната приема детей: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству. В процессе развития разных видов художественной деятельности детей идет развитие моторики, ручной умелости, микро- и макродвижений, зрительно-двигательной координации. Это сближает задачи эстетического и физического воспитания.
Важным средством эстетического воспитания детей являются праздники. Основное в празднике – идея, оформление в музыке, в изобразительном искусстве, художественном слове – все это способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников и, самое главное, единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды. В группах созданы условия для художественно-речевойи музыкальной деятельности: имеются музыкальный уголок, игровые уголки, художественные уголки. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры.
Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:
Образовательную деятельность на занятиях изо, музыки, конструирования, театрализованную деятельность, кружковую работу, индивидуальную работу, выставки детских работ, персональные выставки, посещение театров, праздники, концерты, спектакли.
Источник