Художественная литература о природе как средство развития ребенка

Анна Кузнецова
Детская художественная литература как средство формирования природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность работы: Необходимыми условиями становления современного подрастающего человека являются духовность, нравственность, экологическое мировоззрение. Полноценному развитию всех этих качеств способствует, с одной стороны, тесное общение с природой, с другой стороны – целенаправленное воспитание средствами искусства, в том числе и на основе художественной литературы. Условием, обеспечивающим целостное развитие личности ребенка, является формирование природоведческих знаний.
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического, экологического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Художественная литература воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережного отношения к ней, обогащает их представления о природе.
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает приобщение ребенка к основам художественной литературы. Сухомлинский А. В.писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир». Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые направлены как целевые ориентиры в ФГОС.
Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями. Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства. Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком. Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.
Поставлена цель работы : формирование природоведческие знаний у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с детской художественной литературой.
Задачи:
1. Познакомить детей с творчеством писателей В. В. Бианки,К. Д. Ушинского, М. М. Пришвина,Е. И. Чарушина, И. И. Сладкова.
2. Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе через чтение детской художественной литературы.
3. Учить понимать причинно – следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
4. Формировать доброжелательное отношение к живым существам через чтение детской художественной литературы.
5. Развивать познавательный интерес к природе.
Работа проводилась поэтапно.
На подготовительном этапе по результатам диагностики были определены следующие уровни сформированности знаний детей о природе. Результаты показали низкий уровень.
Проведено анкетирование родителей: «Что мы читаем дома?» Выявили, что дома мало уделяют вниманию чтению. Дети играют в компьютер и смотрят мультфильмы, дома практически нет книг. Был составлен план работы с родителями воспитанников и определены формы работы.
Подобрана детская художественная литература, с учётом формирования природоведческих знаний. Анализ детской художественной литературы показал, что есть такие произведения, которые могли бы способствовать формированию экологических знаний, знаний: о животных, о птицах, о растительном мире, о неживой природе и о временах года.
С учётом этого создана картотека книг. Все эти произведения содержат экологическую направленность.
Составлено перспективное планирование, картотека наблюдений с использованием художественного слова. Созданы презентации по темам формирования природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста. Подобраны экологические игры.
. На практическом этапе детская художественная литература использовалась в непосредственно образовательной деятельности. В списке литературыприсутствовали произведения разные по размеру и характеру подачи материала: короткие зарисовки, сказки, рассказы.
Одним из ведущих методов в экологическом воспитании дошкольников является наблюдение. При проведении наблюдений за сезонными изменениями в природе, жизнью животных и растений, за трудом человека в природе так же использовалась детская художественная литература.
Чтение может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии, прогулки. Чтение литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка и осмыслить увиденное. Часто в тексте рассказа уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые нужно обратить внимание. Во время наблюдений на прогулке использовалось художественное слово, пословицы, поговорки, загадки, что помогало детям воспринимать и понимать окружающий мир.
Ознакомление с детской художественной литературой охватывала разные виды совместной деятельности детей и педагога: обсуждение содержания, пересказ, рассматривание иллюстраций, репродукций картин, просмотр презентаций, театрализация, игра, ролевые диалоги; составление мини рассказов, художественное творчество, оформление выставок продуктивной деятельности; проведение викторин, праздников и досугов.
В “Уголке для родителей”,родителям предложены для ознакомления папки – ширмы: “Книга и ребенок”, “Что такое экологическое воспитание”, “Воспитание детей художественной литературой“, “Список художественной литературы о природе для чтения с детьми дома”,изготовлены памятки : ” Природа глазами ребенка, “Воспитываем читателя”. Организована библиотека для чтения книг дома.
Оформлены выставки природоведческой литературы. Проведен конкурс чтецов – заучивание стихотворений с детьми о природе. Совместно с родителями были организованы экскурсии в библиотеку, в музей флоры и фауны, на станцию юных натуралистов.
Проведены акции «Берегите природу, в акции «Покормите птиц» родителями были изготовлены кормушки для птиц.
Чтение стихотворений о зимующих птицах и заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой».
Викторина “Экологическая тропинка” с использованием стихотворений о птицах и растениях, пословиц и поговорок о природе.Проектная деятельность: “Не рубите елочку”,” Природа моего родного края“.
Ежедневно использовала пальчиковые игры и физминутки с тематикой о природе.
Во второй половине дня – чтение и беседы о прочитанном, заучивание отрывков из стихотворений о природе.
Рассмотрим возможности использования данных произведений на примере фрагментов НОД по ознакомлению с окружающему миром.
Например, из произведений М. Пришвина «Птицы под снегом» позволит пополнить словарь детей названиями птиц леса, расширить представления об особенностях приспособления птиц к окружающей среде: дети узнают, что тетерева, рябчики, куропатки прячутся в морозные зимние ночи под снегом. Ранней весной, когда появляются первые кустики мать – и – мачехи, можно прочитать детям короткое описание этого растения в рассказе Н. Павловой «Ранняя весна». После чтения у детей возникает интерес к этому первоцвету, что позволяет осуществить на прогулке наблюдение за этим растением. Через некоторое время распустятся одуванчики, так похожие своим внешним видом на мать – и – мачеху. Познакомив детей с рассказом М. Пришвина «Золотой луг»,можно провести сравнение внешне похожих первоцветов: одуванчика и мать – и – мачехи.
Рассказы и сказки В.Бианки: «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Что делали рыбы зимой?», «Кто где живет?», «Отчего у сороки длинный хвост?» обращены непосредственно к ребенку и побуждают его к поиску ответов на поставленные в названии произведения вопросы.
Познавательные истории написаны очень просто и весело. Сказки Н. Сладкова «Медведь и Солнце», «Как Медведя переворачивали?», «Чья проталина?» объясняют понятным для ребенка языком причинно – следственные связи в природе.
На итоговом этапе работы была проведена повторная диагностика.
Анализ результатов диагностики показал положительную динамику, у детей повысился уровень сформированности знаний о природе. У детей появился интерес к живому и растительному миру и к чтению детской художественной литературы. Дети стали наиболее отзывчивы к явлениям, происходящим в природе, наблюдательны.
Можно сделать вывод, что специально организованная работа с использованием детской художественной литературы способствует формированию природоведческих знаний и имеет огромное значение в экологическом воспитании дошкольников.
Источник
Библиографическое описание:
Герасимова, Л. А. Художественная литература как средство экологического воспитания дошкольников / Л. А. Герасимова, Н. В. Маринина, А. В. Богатырева, Н. В. Барышева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4768/ (дата обращения: 26.01.2021).
Всем известно, что человек — не царь природы, а только ее часть. Вся природа развивается по своим законам, а, следовательно, человек развивается, подчиняясь тем же закономерностям.
Природа и человек должны жить в гармонии, помогая друг другу. Люди нуждаются в чистой воде, воздухе и почве. А природа нуждается в том, чтобы о ней заботились. В чем же заключается эта забота? И почему эта тема настолько актуальна в современном мире?
С каждым годом состояния окружающей среды ухудшается, что напрямую связано с жизнедеятельностью человека. Так и хочется крикнуть: «Оглянись, человек!».
Вместо зеленой травы, чистых рек и озер, зеленых лесов с их дарами, белого снега и свежего воздуха, мы видим загрязненные и обмелевшие озера и реки, вырубленные и заросшие буреломом леса. Все больше появляется новых названий растений и животных, занесенных в Красную книгу. Мы дышим отравленным ядохимикатами воздухом, едим отравленные ядовитыми удобрениями овощи и фрукты.
Человеку надо научиться осознавать результаты собственного вмешательства в окружающую среду, научиться жить в согласии с природой, являющейся, собственно говоря, средой его жизни. М.Пришвин говорил, что «рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». Для того чтобы сберечь природу, надо научиться ее любить. Для того чтобы научиться любить природу, надо знать ее. Как часто мы видим сломанное дерево, выброшенную охапку полевых цветов, разоренное гнездо, раздавленное насекомое… Человек не видит в этом ничего страшного, и, скорее всего, не понимает, какой ущерб природе он нанес здесь и сейчас.
Удивительный мир природы с раннего детства окружает ребенка. Природа становится для малыша источником знаний и впечатлений. Она учит его наблюдать, думать, размышлять. Многообразие, яркость, великолепие природы всегда доступны созерцанию. Еще в дошкольном возрасте начинает складываться осознанное отношение к окружающему миру, копятся глубокие эмоционально яркие впечатления, которые останутся надолго в памяти. В целях экологического воспитания это должно быть использовано в полной мере.
Изучение ребенком мира природы, через наблюдения и обретение первых исследовательских навыков, приведут к умению сопоставлять, сравнивать, находить взаимную связь, зависимость между предметами и явлениями природы, делать выводы.
В настоящее время экологическое воспитание дошкольников занимает одно из главных направлений в дошкольной педагогике. Знания, полученные ребенком в детстве, окажут неоценимую помощь в освоении многих предметов в школе.
Экологическое воспитание — основа экологической культуры, ориентированной на общечеловеческие ценности: единство природы и человечества, «рукотворного мира».
Ребенок сам по себе не может приобщиться к экологической культуре, которая обширна и многообразна. И здесь только от педагога зависит насколько глубоко будет сформировано понятие взаимной связи всего живого на планете. В. А. Сухомлинский писал: «рассматривая цветок или отдельный лепесток, крыло бабочки или пушинку тополя, ребенок не должен забывать глобальную истину: природа — это единое целое, которому присуща своя гармония взаимосвязей и зависимостей, и является источником и сущностью нашей жизни, которое никогда, ни при каких условиях нельзя отделить от человека».
Одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образования является воспитание основ экологической культуры через чтение художественной литературы, которая позволяет не просто понять целостность картины мира, но и вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. При этом жанры природоведческих литературных произведений могут быть абсолютно разными. Главное — они должны раскрыть перед ребенком мир природы, его многообразие и красоту. А. В. Сухомлинский писал: «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир». Хотелось бы отметить, что при подборе литературных произведений, нужно ориентироваться не на энциклопедические источники, так как в них много непонятных ребенку слов и сведений, а на произведения, сочетающие в себе приключение, фантазию и научные сведения. В процессе чтения природоведческой литературы мир природы должен стать миром чудес, о котором они даже не подозревали.
В нашей группе был создан книжный уголок «Уроки добра», в который собраны произведения таких детских писателей, как: В.Бианки, В. В. Зотова, Н. В. Танасийчука, Н.Сладкова, А.Пришвина, Г.Снегирёва, Н. А. Рыжёвой, Г.Скрябицкого, М.Попова, А. Н. Толстого, В.Зотова. Для закрепления содержания прочитанного произведения с детьми необходимо проводить беседы по произведению, разъяснять непонятные для дошкольников слова, задавать вопросы по прочитанному. На ближайшем занятии по продуктивной деятельности попросить детей нарисовать или вылепить героев рассказа. Можно предложить детям вместе с родителями придумать свой рассказ, сделать книжку с рисунками по произведению.
11 февраля 2019 года исполнилось 125 лет со дня рождения Виталия Валентиновича Бианки, которого считают одним из основателей детской природоведческой литературы. Писатель создал более 300 произведений для детей, из них более трех десятков сказок. Его произведения просты и понятны детям, помогают им узнать законы природы. Главные герои — не волшебники и феи, а рыбы, птицы, звери и насекомые. Рассказы писателя Бианки индивидуальны, неповторимы, насыщены научными фактами. Ведь он был биологом по образованию, сыном известного ученого орнитолога. Эти сказки расширяют кругозор ребенка, знакомят его с законами живой природы, подводят детей к осмыслению, сопоставлению, обобщению различных фактов и явлений.
Недаром, многие произведения имеют название в форме вопроса:
«Где раки зимуют?»
«Чей нос лучше?»
«Кто чем поет?»
И все же, как в любой сказке, в них есть чудеса и волшебство. Животные разговаривают, рассуждают и действуют как люди. Стиль сказок В. В. Бианки перекликается с народными русскими сказками. Язык его произведений простой, понятный, доступный. Ребята, знакомясь со сказками, обогащают свою лексику новыми словами, образными выражениями, эпитетами и сравнениями.
Воспитательное значение сказок Бианки В. В. огромно для детей. Они учат наблюдать природу, радоваться ее красоте и многообразию, любить и оберегать все живое на земле.
Некоторые произведения В. В. Бианки так понравились нашим воспитанникам, что нами были разработаны краткосрочные, познавательные, поисково-информационные проекты: «Умные насекомые», «Зачем птице клюв», «Одежда животных», «Маскировка».
Проект «Умные насекомые» направлен на изучение разнообразного мира насекомых, особенностей их строения, способов защиты от врагов: поведение и окраска. В процессе работы над проектом дети познакомились с очень сложным явлением в природе — мимикрией.
Проект «Одежда животных» направлен на формирование представлений о разнообразии (мех, перья, чешуя) «одежды» и ее связи с условиями проживания, поведением и питанием представителей животного мира.
Проект «Зачем птице клюв» направлен на ознакомление детей с разнообразием птиц и их особенностями; изучение их среды обитания и формы клювов. В процессе работы над проектом дошкольники узнали о связи формы клюва птиц с местом их обитания, способом добывания пищи, строительства гнезд и защиты.
Проект «Маскировка» направлен на изучение защитной окраски всех представителей природы: зверей, птиц, рыб, растений. В процессе работы над проектом у детей сформировалось представление о маскировке как способе, защиты, нападения, и подманивания добычи.
В заключении работы по произведениям В. В. Бианки в нашей группе прошла экологическая викторина «Полянки от Бианки», в процессе которой дети продемонстрировали знания рассказов и сказок, законов природы, ее особенностях. Все задания викторины были составлены таким образом, чтобы дети не только назвали произведение и его главного героя, но и могли рассуждать, логически мыслить, делать выводы.
Решение задач по экологическому воспитанию дошкольников реализуется через интеграцию образовательных областей, которые связаны между собой, воздействуют на развитие речи, памяти, внимания, интеллекта, воображения. Литературные произведения, дополняют, уточняют и закрепляют знания ребенка, открывают мир чувств: радость, сопереживание, восхищение. Все вместе — формирует у ребенка осознание своей принадлежности к природному миру и необходимости беречь его.
Литература:
- Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика: дисс…. докт. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Рыжова. — М., 2000.
- Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. — М.: «Новая школа», 1993.
- Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- М.: Т. Ц. Сфера, 2011.
- Лопатина А. А. Сказки матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания. — М.: Амрита-Русь, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, произведение, проект, процесс работы, экологическая культура, взаимная связь, окружающая среда, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников.
Похожие статьи
Проблема экологического воспитания дошкольников…
Экологическое воспитание дошкольников — это часть общего образовательного процесса; оно
Задачи экологического воспитания дошкольников определяют основные направления этого
Поэтому «при воспитании экологической культуры дошкольников особенно важна…
Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике…
Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный процесс.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности.
Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с…
Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья в журнале…
Мы считаем, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста остается актуальной и обуславливает выбор темы опыта: «Воспитание экологической культуры в ДОУ». Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в…
Экологическое воспитание как одно из современных…
Экологическое воспитание дошкольника — это процесс, который направлен на формирование экологической культуры, проявляется в положительном отношении к природе. Ребенок должен ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде…
Важность экологического воспитания дошкольника
Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая.
Полноценное экологическое воспитание детей возможно при условии построения процесса
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в…
Актуальность экологического воспитания детей старшего…
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая
Важность экологического воспитания дошкольника. природа, дошкольный возраст, ребенок, экологическое воспитание, знание…
Формирование у детей основ экологической культуры
Экологическое воспитание — это воспитание духовности, интеллекта, нравственности, и его нужно начинать с самых маленьких.
4. Формировать основы экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками с миром, через практическую деятельность с…
«Мы в природе — природа в нас». Реализация экологического…
В статье представлена работа по формированию у дошкольников экологической культуры.
Реализация экологического воспитания в детском саду.
природа , детский сад , экологическое воспитание, ребенок , экологическая культура , поход, окружающая…
О системе экологического воспитания дошкольников (из опыта…
Часто цель — представляется как «воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста
Формирование среды экологического воспитания дошкольников опирается на
Главной особенностью экологического воспитания дошкольников является то, что оно…
Форма работы по экологическому воспитанию детей старшего…
природа , экологическое воспитание , окружающая среда , ребенок , экологическая культура, экологическое образование , родной край, дошкольный возраст , гуманное отношение… Проблема экологического воспитания дошкольников …
Источник