Художественная литература и развитие речи ребенка

Художественная литература и развитие речи ребенка thumbnail

Юрина Ольга
Развитие речи детей посредством художественной литературы

Развитие речи детей посредством художественной литературы

IMG]/upload/blogs/detsad-1688305-1558273803.jpg[/IMG] IMG]/upload/blogs/detsad-1688305-1558273642.jpg[/IMG] IMG]/upload/blogs/detsad-1688305-1558272746.jpg[/IMG] IMG]/upload/blogs/detsad-1688305-1558272508.jpg[/IMG] IMG]/uploa

Художественная литература и развитие речи ребенка

/blogs/detsad-1688305-1558272228.jpg[/IMG] Литература, во всех ее видах – нечто иное,

как тень доброй беседы!»

Р. Л. Стивенсон.

«Развитие речи детей по средствам художественной литературы»

Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.

Задачи:

Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.

Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях, направленных на развитие речи детей.

Содействовать формированию у родителей представление о главном в области развития речи и готовности к овладению грамотой через художественную литературу.

Продолжать учить детей внимательно слушать сказки, правильно воспринимать содержание, сопереживать ее героям.

Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, транспорт описываются игровые и бытовые ситуации.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.

Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве

Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнение, включающая развитие начальных форм словесного творчества (формирование связной речи, словарная работа и формирование грамматического строя предложения). Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием связной, грамотной речи дошкольников, подготовка детей к школьному обучению.

В старшей группе перед педагогом стоят задачи:

воспитывать у детей любовь к книге;

художественной литературе;

способность чувствовать художественный образ;

развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи;

воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений;

развивать воображение, фантазию, умение детей самостоятельно сочинять сказки.

Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.

Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, понятно изъясняться.

Для самостоятельной художественно-речевой деятельности в группе создана развивающая среда.

Для работы по развитию речи посредством художественной литературы, я использую разнообразные методы и приёмы.

Наглядный метод: приёмы-

показ иллюстраций, картин, игрушек;

элементы инсценировки;

просмотр видеофильмов;

изготовление атрибутов к сказкам;

используем книжки – сказки изготовленные родителями совместно с детьми;

для развития речи, воображения, фантазии, формирования элементарных математических представлений, сенсорного развития использую развивающие книги изготовленные родителем- мамой;

оформление выставок: героев из прочитанных произведений.

Словесный метод: приёмы-

чтение произведений с просмотром иллюстраций;

вопросы по содержанию произведений;

беседа по произведению;

пересказ произведений;

чтение сказок детьми;

заучивание наизусть роли;

прослушивание произведений музыкальных книг;

прослушивание аудиозаписей.

Игровые методы и приёмы реализуются через:

использование различных персонажей и сказочных сюжетов;

элементы инсценировки;

игры-драматизации;

дидактические игры;

театрализованные игры, использование разных видов театра;

игровая деятельность.

Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.

Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.

Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.

Словесно-дидактическая игра «Радио»

Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать

речь детей.

Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.

Игровое действие: обращаюсь к детям, «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадёт,

Любит кашку, любит колобка.

Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса?

«Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок», «Колобок».

Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»

Цель: развитие памяти, речи детей.

Игровое действие:

Задание 1. «Сколько сказок свернулось в клубок?»: «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко, курочка Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может» «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».

Задание 2. Угадай сказку по трём словам:

Коза, козлятки, волк. «Волк и семеро козлят».

Алёнушка, козлёнок, колодец. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета, развитие памяти и внимание, наблюдательности и фантазии, логического мышления, мелкой моторики и речи.

Игровое действие: сегодня мы будем рассказывать сказку по другому. Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица леса,растущий рядом с домом: «Я – зеленый, густой лес. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я,что как – то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок полежал, а потом покатился по подоконнику, ухватился за полотенце, прыг в окно – и в малинник соскочил. Оттуда – во двор, со двора – за ворота и в лес. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катиться, а навстречу ему зайчик. Лесной житель грызёт морковку, а в узелке за плечами хрустящую капусту деткам своим несёт. Затем встречается волк, он с рыбалки возвращался, с полным ведром рыбок. Здесь бабочка и лягушка стали колобка просить вернуться домой. Съедят его. Но колобок, ни кого не слушал и покатился дальше. Таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Детям можно предложить рассказать сказку «Курочка Ряба» от лица мышки, сказку «Маша и медведь» от лица собаки, которая прогнала медведя. Продолжим сказку, та же собака по просьбе Маши сбегала в лес и пригласила медведя в гости на пирожки с чаем и мёдом.

Словесно- дидактическая игра «Волк и семеро козлят» (с элементами мнемотехники)

Цель. Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи, счетом.

Задачи.

Расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц. Развивать активную связную речь у детей в игре. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности, подвести итоговое число, все ли козлята остались живы.

Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Воспитывать любовь к сказке.

Игра состоит из нескольких этапов.

Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

С помощью художественной литературы у детей дошкольного

возраста развивается:

Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.

Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.

Слушать вместе с группой сверстников, когда педагог рассказывает.

Выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок.

Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений.

Рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.

Дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании.

Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем без него.

Процесс общения ребёнка с книгой превратится в захватывающую игру. Прослушав и изучив сказку, дети сочиняют свою сказку, используя этих героев, и играют роль.

Уникальность книг-сказок сшитыми руками мамы заключается в том, что дети оказываются непосредственно вовлечёнными в сказку, получая при этом знания и положительные эмоции.

Основная задача книги – не только пробудить у ребёнка интерес к чтению, общению и познанию, но и воспитывает творческую личность, способную мыслить образно.

Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, развивает интеллектуальную личность.

Художественная литература и развитие речи ребенкаХудожественная литература и развитие речи ребенкаХудожественная литература и развитие речи ребенкаХудожественная литература и развитие речи ребенкаХудожественная литература и развитие речи ребенкаХудожественная литература и развитие речи ребенкаХудожественная литература и развитие речи ребенкаХудожественная литература и развитие речи ребенкаХудожественная литература и развитие речи ребенкаХудожественная литература и развитие речи ребенкаХудожественная литература и развитие речи ребенкаХудожественная литература и развитие речи ребенкаХудожественная литература и развитие речи ребенкаХудожественная литература и развитие речи ребенкаХудожественная литература и развитие речи ребенкаХудожественная литература и развитие речи ребенкаХудожественная литература и развитие речи ребенка

Источник

«Роль художественной литературы в развитии речи детей»

Общеизвестно  воздействие  художественной  литературы  на   умственное   и  эстетическое   развитие   ребёнка.    Велика  её  роль  и  в   развитии речи    дошкольников.  На важность  приобщения  детей  к  красоте родного слова, развития  культуры   речи   указывали   педагоги,   психологи,   лингвисты      (К.Д.Ушинский,    Е.И.Тихеева,    Е.А.Флерина,    Л.С.Выготский,  C. А. Рубинштейн,  Ф. А.Сохин,   А.В.Запорожец,   А. М. Шах,  Л. И.  Айдаров  и  другие).

Художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и  природы,  мир  человеческих чувств  и  взаимоотношений. Она   развивает  мышление  и  воображение  ребёнка, обобщает его эмоции,  даёт   прекрасные  образцы   русского   литературного  языка,  развивает  умение  тонко   чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная   литература   сопровождает   человека  с  первых  лет   его жизни.

Знакомство   с  художественной  литературой  осуществляется  с  помощью литературных  произведений  разных жанров. Необходимо не только учить детей   слушать  сказки,  рассказы,  стихи,  обращать   внимание   детей   не только  на  содержании  литературного  произведения, но  и на   некоторые   особенности  литературного   языка (образные слова и выражения,  некоторые эпитеты и сравнения).

После   рассказывания    сказок,   необходимо   учить   детей   дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые  простые  вопросы  по  художественной  форме  произведения.

Ежедневное  чтение  детской   литературы  в  детском  саду, специальные занятия   по  художественной  литературе  оказывают  большое  влияние на развитие словаря детей.  На литературном материале дети начинают усваивать   сложные   понятия  (жанр,  рифма,  писатель,  эпитет  и  др.).  Дети  не   только    упражняются   в   умении   выделять   сравнения в художественных   произведениях,   но   и  участвовать  в  построении словосочетаний   и  предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять    характерные  для  сравнения  союзы  как,  словно,  будто.

С   помощью  художественной  литературы  у  детей  должна  развиваться способность  замечать  красоту  и  богатство  русского языка.Наукой   и   практикой   установлено,  что,  если определённый   уровень овладения языком не достигнут в дошкольном возрасте, то этот путь, как правило,  не  может  быть  пройден  на  более  поздних этапах.

В  сложившихся   современных   условиях   книга    почти лишилась    прежнего     значения   у   родителей,   а   телевидение   активно вытесняет  её   из  детской  жизни.  

Преподаватели начальных классов  школы отмечают, что ученики не очень   любят стихи,  слабо  интересуются   художественной   литературой. Объяснения  этому,    они    считают,   надо искать   в  детском саду.

Ознакомление  детей дошкольного возраста  с детской    художественной   литературой   будет  способствовать развитию разных  сторон  речи  детей  при  следующих  условиях:

• правильного    подбора  художественной  литературы  в соответствии с возрастом и интересами ребёнка.

• целенаправленного  использования  художественной литературы  в разных видах деятельности.

• при правильной организации совместной работы с родителями.

Принципы отбора литературных  произведений для

чтения и рассказывания детям.

Проблема отбора литературных произведений для детского чтения ─ одна из самых важных и сложных проблем педагогики. Издавна   велись и до сих пор не прекращаются споры о том,  что предпочтительнее читать детям и как   определять  круг  детского   чтения:   какие темы  и  жанры  должны  занимать  главенствующее  положение, какова  специфика  влияния  детской книги на личность  ребёнка;  допустим  ли  психологизм   в  детской  книге;  какое  количество  литературных  произведений  должен  узнать  ребёнок на протяжении   дошкольного   возраста;  что  представляет    собой  детская        « начитанность»,  что  должно войти  в  круг обязательного чтения ребёнка ─  дошкольника и др.

Продуманный отбор книг для детского чтения  определяется тем,─  что неизбежно влияет  на литературное  развитие ребёнка, формирование литера- турного  опыта  на  этапе дошкольного детства,  на  воспитание  отношения  к книге.  Интерес к  книге, возникший  в  ранние годы, помогает  ребёнку в

 дальнейшем,  когда   он   осваивает  самостоятельное  чтение, преодолевает  все  трудности  ради того,  чтобы испытать  радость открытия нового.

 Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок  стремится  подражать героям,  которые  ему  симпатичны.  Сюжеты литературных произведений   переводятся   в   детские  игры. Проживая в игре жизнь любимых   героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Это лишний  раз  подтверждает,  что  путём  правильного   отбора   книг можно оказывать  благотворное  влияние  на  нравственное  становление личности ребёнка,  на формирование  его  духовных  ценностей.    

Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт  первые и  потому наиболее сильные впечатления и потому наиболее сильные  впечатления о  прекрасном.  Специфика  литературы  состоит  в  том, что   средством  выражения  художественного содержания  является неповторимый языковой  образ,  к   которому  малыш  тянется   бессознательно,  привлечённый  его красотой , необычайностью.   Это  побуждает ребёнка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становиться  достоянием.  Книга  совершенствует содержание  речи  ребёнка, обогащает и шлифует её форму.

Детская литература  сегодня богата  по составу и содержанию. В нашей   стране  для детей издаются произведения устного творчества народов разных стран; произведения  русской и  зарубежной  классики;  детские книги  совре-менных отечественных и  иностранных авторов. Полностью охватить всё это   богатство невозможно. Путеводными  нитями  являются разработанные в

педагогической науке принципы, которые помогают  избежать субъективности,  позволяют дать объективную оценку книгам  с точки зрения их содержания  и  художественных  достоинств.

Каковы  эти принципы?

Условно их можно разделить на две группы. К первой группе относятся  принципы,  дающие возможность  правильно  оценить  достоинства  детских книг, ввести  в  круг чтения дошкольников произведения разных видов,

 жанров, тематики. Вторую  группу составляют педагогические принципы, позволяющие   устанавливать   соответствие  между конкретными литературными      произведениями   и    возрастными   возможностями  детей  и  отбирать книги таким  образом,  чтобы  ребёнок,  читая их,  как  бы поднимался  по ступеням  литературного развития.  

Детская литература ─ это искусство. Как искусству ей свойственно выражение   обобщенных   идей  в   яркой,  художественной   форме  ─  в конкретных образах. Поэтому важнейшее значение имеет художественный  уровень литературного произведения.

Мерилом  художественности является органическое слияние содержания,  идей  произведения с такой  формой  их  выражения, которая наиболее точно совпадает с  идеей, выражает её наилучшим образом. Носителем идей     в  детской книге всегда является герой.  Конкретность,  яркость, психологическая  достоверность героев,  событий,  деталей, отношений, переживаний делает идеи, заложенные  в  литературном произведении,  доступными,  жизненно важными ,личностно переживаемыми.  Они принимаются или отвергаются  ребёнком в зависимости то  того, как малыш относиться своему к  герою-выразителю идейного  замысла.

Поэтому  при отборе литературных произведений  необходимо прежде всего видеть, какую позитивную  концепцию  выдвигает автор.  Идейная направленность  детской  книги  должна отвечать задачам нравственного воспитания.  Книга призвана в конкретных образах  раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать  правильное  отношение  к  людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям,  поступкам,  к  труду, к  природе  и  др.   Лучшие  литературные произведения, созданные для детей, без излишнего дидактизма формируют у ребёнка   нравственное  отношение  к  действительности,  несут  целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.

Адресуясь к детям, писатели дают им систему нравственных ориенти-  ров  в сложном,  многообразном  мире  ( Л.Н.Толстой. « Котёнок »,  « Филиппок»;  К.Чуковский « Мойдодыр »;  С.Маршак « Рассказ о неизвестном   герое »;  А.Барто « Игрушки »  и др.).

Носителем духовной культуры народа является также классическая литература. Чтение ребёнку произведений А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.М.Пришвина и других русских писателей ─ обязательное условие  для его духовного становления.

К. Д. Ушинский  подчеркивал, что литература,   с которой  впервые встречается ребёнок, должна вводить его « в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа ». Такой  литературой, приобщающей ребёнка  духовной жизни своего народа, прежде всего являются  произведения  устного народного творчества во  всем  его  многообразии:  потешки,  пестушки, загадки, cчиталки, перевёртыши, пословицы, поговорки,  скороговорки,  сказки  и  др.  Произведения фольклора своим содержанием и  формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития  ребёнка,  приспособлены  к  детским  потребностям.  Они вводят малыша  в  стихию  народного  слова,  раскрывают его  богатство и красоту.

Фольклор  формирует  у  ребёнка  чувство  принадлежности   к  своему народу,  его  культуре,  чувство  родного  языка.  Произведения русского фольклора,  начиная  с   колыбельных песенок,  потешек  и  кончая  сказками, пословицами,  дают  детям  уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности( потешка  «Водичка, водичка…», cказки  «Царевна─лягушка » ), трудолюбия, доброты («Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка »  и др. ), дружбы,  теплоты  в  отношениях,  взаимопомощи  («Репка>>, «Лиса и заяц», «Кот , петух и лиса » и  др ).  Душевной тепло- той и любовью пронизаны все колыбельные песенки,  пестушки,  потешки.

В  круг детского чтения входят также фольклор народов мира и произведения зарубежных писателей для детей. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делает ребёнка обладателем общечеловеческих  духовных ценностей.

Таким образом, в своём литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике мировой детской литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги,  разнообразные по темам  и  жанрам . Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольников широту читательских интересов,  а с другой ─ избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Современная детская литература удовлетворяет разнообразные интере- сы и потребности ребёнка:  потребность в фантастическом  и  героическом,    приключенческом,  познавательном  и юмористическом и т.п.

Пристрастие  к  поэзии ─ отличительная  особенность  читателя- дошкольника. К.И.Чуковский  считал каждого человека от 2 до 5 поэтом: никогда в другие годы ребёнок так не привязан к поэзии, так не требует стихов и  не  предпочитает  их  прозе.  К.И.Чуковский  отмечал  свойственную этому возрасту  готовность  малыша  пропрыгать,  проскакать, легко запомнить и  прокричать понравившиеся ему стихи.  Поэтому именно  стихами  предпочитали  писать для детей и сам К.И. Чуковский, и С. Я. Маршак,  А.Л.Барто,  и многие  другие мастера художественного слова.

К литературным пристрастиям детей дошкольного возраста относятся также народные и авторские сказки отечественных и зарубежных писателей А.М.Горького, А.Н. Толстого, Ю. К. Олеши, К.И.Чуковского, Э.Н.Успенского,  Б.В.Заходера,  И.П. Токмаковой,   Дж. Родари,   А.Линдгрен,  Т.Янсон, А.Милна  и  др. Сказка вызывает у всех  дошкольников  любовь и стойкий интерес  своей  динамичностью,  яркостью  образов,  необычайностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.

Принцип жанрового и тематического многообразия книг, позволяет раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, формировать интерес к делам разных людей. Так, в детскую литературу вошли, стали ее неотъемлемой частью познавательные книги о труде, о вещах, о технике, о природе. Они  интересны  современному  ребенку, потому что  в  образной форме  показывают ему сущность явлений, формируют его мышление, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу.  

Неотъемлемой частью внутреннего мира современного человека является юмор, помогающий строить свои отношения, жить в гармонии с самим собой и окружающими людьми. Детская литература создала особый вид книги ─  веселую книгу для детей веселая книга отвечает потребностям ребенка в радости, душевном оптимизме, уверенности в том, что мир вокруг него гармоничен. Она открывает детям смешное в жизни, воспитывает ценные качества ─ умение шутить и смеяться, c чувством юмора принимать жизнь    со всеми ее хорошими и плохими сторонами. Неизменным расположением детей пользуются произведения К.И.Чуковского, Н.Н.Носова, В.Г.Сутеева, В.Ю.Драгунского, Э.Н.Успенского и др.

Кроме того, жанрового и тематическое многообразие детской литературы дает возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы и склонности. Одни дети любят книги о животных, другим нравится слушать про приключения, третьи отдают предпочтение историям о жизни своих сверстников. Знать о возникающих литературных склонностях ребёнка  необходимо для того,  чтобы развить  их.

Принципы отбора книг для детского чтения сыграют свою положительную роль в том случае, если намеченные к прочтению художественные произведения будут доступны пониманию ребёнка.  В связи с этим особое       значение приобретает принцип доступности.

Литературное  произведение  можно  считать  доступным лишь тогда, когда  автор, учитывая  жизненный опыт ребёнка ─  читателя, одновременно       ставит задачи, требующие  от него душевных усилий  и  тем самым поднимающие малыша  на новую ступень эмоционального, психического развития.

Отбирать  лучшее – задача педагога.

Источник