Художественная деятельность в нравственном развитии ребенка

Елена Чуднова
Художественно-творческая деятельность как средство духовно-нравственного развития дошкольника

Художественная деятельность детей формирует способность выражать своё отношение к окружающему миру, сверстникам, семье, родине в рисунке и любой другой продуктивной деятельности, так как даёт возможность выразить свои эмоции, первичные нравственные представления. [1.17.]

Художественно- творческая деятельность. И в частности рисование, вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие ребенка Приобщение дошкольников к истокам русской культуры является эффективным средствам формирования патриотических чувств, положительных личностных качеств, обогащения внутреннего мира, развития творческого мышления, воображения и способности к самовыражению и самореализации.

Любой ребенок независимо от его способностей любит рисовать, лепить, вырезать и наклеивать,таким образом, передавая то, что его волнует, что ему нравиться, что вызывает интерес. Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, умение выслушать и выполнить задание, доводить начатую работу до конца.

Современные подходы к образованию детей дошкольного возраста требуют сочетания традиционных методик обучения и развития,с последними тенденциями, направленными в области педагогики. [2, 27]

Руководствуясь вышеизложенными, отмечу важно выбрать по данной теме оптимальную форму построения работы, которая могла бы обеспечить результативность, и главная цель которой духовно-нравственное воспитание дошкольников. Исходя из этого, важным условием художественной творческой деятельности в реализации замыслов ребенка является его эмоциональное и техническая подготовленность. Необходимо внимания уделять созданию образа, условиями для самостоятельной деятельности детей, представив им как можно больше разнообразного материала, обогатить содержание уголка творчества, изготовить, как можно больше дидактических игр «Какие жанры в искусстве ты знаешь?», «Одень куклу в русский наряд», «Пейзаж», «Дорисуй черты лица», «Декоративная роспись», и многие другие игры были мной придуманы.Материалы самые разнообразные :у меня, например, помимо классического набора принадлежностей в непосредственно образовательной деятельностиесть такие природные материалы как: (сухие листья, шишки, каштаны, желуди,цветной песок для аппликаций, а также клубочки пряжи, разноцветные шнуровки. Приобретаем образцы декоративного рисования, схемы,алгоритмы изображения человека, животных и многое другое.

Художественный труд не возникает сам по себе, он требует специального руководства, необходимости участвовать в трудовой деятельности детей, направлять, подсказывать, демонстрировать,используя яркие, красочные иллюстрации методических пособий и брошюр Детям необходима помощь взрослого при выполнения работ из различного материала.Китайская истина неоспорима : «Расскажи- и я забуду, подскажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» .

Для самостоятельной деятельности детям можно предложить замечательные обучающие книги с помощью которых дети могут учиться рисовать или мастерить, то, что они захотят. Работая с наглядными пособиями, ребенок создает свое оригинальное изделие, он видит конечный результат и знает к чему ему нужно стремиться.

Однако, прежде чем ребенок приступает к изображению какого либо обьекта или явления, выраженного в личностном отношении к нему у дошкольника должен сложиться конкретный образ. Поэтому важно поставить ребенка в активную позицию, пробуждающую в нем исследовательское отношение к окружающему миру,кроме того я использую форму предварительной работы: рассматривание картин, использование художественной и музыкальной литературы, произведений способных передать образ в сознании ребенка.

Немного расскажу о наших с детьми произведениях. В России ежегодно в ноябре отмечается, «День матери».В ходе предварительной работы мы с воспитанниками рассмотрели картины с изображением женщины, главное предназначение которой материнство. Были проведены беседы с детьми, в которых я старалась передать высокое представление о матери, заучивали стихи, пословицы, поговорки, читали сказки. И дети выразили свое отношение в рисунках. Главное с любовью, с теплом и понимании, что мама это главное.

Следующим этапом духовно- нравственного воспитания дошкольников в художественно творческой деятельности является коллективное творчество. «Дом в котором я живу»Предварительная работа была следующая : Конечно,прогулка по городу,знакомства с поэтическим образом России (прослушивание литературных произведений, беседы о самобытности архитектуры русских городов, деревень о красоте русской природы. Коллективное творчество позволило детям образно представить свой город, вложив в каждую деталь определенный смысл. Пробуждая в детях любовь к своей Родине, городу, бережное отношение к ее богатствам.

В зависимости от возраста детей я также использую такие нетрадиционные техники рисования, как рисование ладошкой, кляксография, оттиск листьев, печать из картофеля, печать поролоном. Воспитанникам такое рисование доставляет огромное удовольствие, так как возникшее под карандашом или кистью изображение доставляет очень много положительных эмоций и радости.

После каждого занятия, когда ребенок видит результаты своей деятельности, учу детей анализировать свое произведение и находить ему применение. Творческий процесс- это настоящее чудо. Никогда не надоест наблюдать за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности особую радость им доставляет созидание, будь это пластилинография или рисование с помощью открыток, обьемная аппликация или коллаж.

Духовно-нравственное воспитание и обучение детей художественному творчеству невозможно без установленной тесной связи с родителями. Поэтому я периодически провожу консультации с родителями,по темам: «Воспитываем культурой и красотой», «Любимой мамочке», «Я люблю свой город». Работа с семьями дает положительный результат, это показывают результаты анкетирования. Совместные с родителями занятия дали мне возможность узнать семейные ценности и приоритеты, что позволяет мне надеяться на дальнейшее успешное сотрудничество. Дети совместно с родителями приняли участие в конкурсе «Чудо с грядки».Представленные поделки (поистине произведение искусства, получили высокую оценку жюри конкурса. Но самое главное – это эмоциональный настрой и желание творить, создавать что-то новое, красивое и поражающее воображение. Ребенок через творчество учится понимать прекрасное, различать плохое и хорошее, добро и зло, учится понимать окружающих его людей. Искусство учит любить родную природу,свою Родину, быть добрее, а внутренний мир маленького исследователя становится богаче и разнообразнее. Овладение ребенком различными видами художественно творческой деятельности является важным показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению к школе.

Читайте также:  Календарь развития ребенка до года что умеет

Литература:

1) Детство, открытое миру- Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы // Красноштанова И. Н. – Омск, ОМГПУ 2013г. Стр 17.

2) Детство, открытое миру- Нравственное воспитание дошкольников

Средствами художественной литературы// Красноштанова И. Н,-Омск, ОМГПУ 2013г, Стр 27.

Источник

Елена Чуднова
Опыт работы: по теме Художественно-творческая деятельность как средство духовно-нравственного развития дошкольника

«Программа», рассчитана на возраст 3-4 года БДОУ г Омск,«детский сад 216 общеразвивающего вида»

Чуднова Е. И.

Художественная деятельность детей формирует способность выражать своё отношение к окружающему миру, сверстникам, семье, родине в рисунке и любой другой продуктивной деятельности, так как даёт возможность выразить свои эмоции, первичные нравственные представления. [1.17.]

Художественно- творческая деятельность. И в частности рисование, вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие ребенка Приобщение дошкольников к истокам русской культуры является эффективным средствам формирования патриотических чувств, положительных личностных качеств, обогащения внутреннего мира, развития творческого мышления, воображения и способности к самовыражению и самореализации.

Любой ребенок независимо от его способностей любит рисовать, лепить, вырезать и наклеивать,таким образом, передавая то, что его волнует, что ему нравиться, что вызывает интерес. Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, умение выслушать и выполнить задание, доводить начатую работу до конца.

Современные подходы к образованию детей дошкольного возраста требуют сочетания традиционных методик обучения и развития,с последними тенденциями, направленными в области педагогики. [2, 27]

Руководствуясь вышеизложенными, отмечу важно выбрать по данной теме оптимальную форму построения работы, которая могла бы обеспечить результативность, и главная цель которой духовно-нравственное воспитание дошкольников. Исходя из этого, важным условием художественной творческой деятельности в реализации замыслов ребенка является его эмоциональное и техническая подготовленность. Необходимо внимания уделять созданию образа, условиями для самостоятельной деятельности детей, представив им как можно больше разнообразного материала, обогатить содержание уголка творчества, изготовить, как можно больше дидактических игр «Какие жанры в искусстве ты знаешь?», «Одень куклу в русский наряд», «Пейзаж», «Дорисуй черты лица», «Декоративная роспись», и многие другие игры были мной придуманы.Материалы самые разнообразные :у меня, например, помимо классического набора принадлежностей в непосредственно образовательной деятельностиесть такие природные материалы как: (сухие листья, шишки, каштаны, желуди,цветной песок для аппликаций, а также клубочки пряжи, разноцветные шнуровки. Приобретаем образцы декоративного рисования, схемы,алгоритмы изображения человека, животных и многое другое.

Художественный труд не возникает сам по себе, он требует специального руководства, необходимости участвовать в трудовой деятельности детей, направлять, подсказывать, демонстрировать,используя яркие, красочные иллюстрации методических пособий и брошюр Детям необходима помощь взрослого при выполнения работ из различного материала.Китайская истина неоспорима : «Расскажи- и я забуду, подскажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» .

Для самостоятельной деятельности детям можно предложить замечательные обучающие книги с помощью которых дети могут учиться рисовать или мастерить, то, что они захотят. Работая с наглядными пособиями, ребенок создает свое оригинальное изделие, он видит конечный результат и знает к чему ему нужно стремиться.

Однако, прежде чем ребенок приступает к изображению какого либо обьекта или явления, выраженного в личностном отношении к нему у дошкольника должен сложиться конкретный образ. Поэтому важно поставить ребенка в активную позицию, пробуждающую в нем исследовательское отношение к окружающему миру, кроме того я использую форму предварительной работы: рассматривание картин, использование художественной и музыкальной литературы, произведений способных передать образ в сознании ребенка.

Немного расскажу о наших с детьми произведениях. В России ежегодно в ноябре отмечается, «День матери».В ходе предварительной работы мы с воспитанниками рассмотрели картины с изображением женщины, главное предназначение которой материнство. Были проведены беседы с детьми, в которых я старалась передать высокое представление о матери, заучивали стихи, пословицы, поговорки, читали сказки. И дети выразили свое отношение в рисунках. Главное с любовью, с теплом и понимании, что мама это главное.

Читайте также:  Роль матери в психологическом развитии ребенка

Следующим этапом духовно- нравственного воспитания дошкольников в художественно творческой деятельности является коллективное творчество. «Дом в котором я живу» Предварительная работа была следующая : Конечно,прогулка по городу,знакомства с поэтическим образом России (прослушивание литературных произведений, беседы о самобытности архитектуры русских городов, деревень о красоте русской природы. Коллективное творчество позволило детям образно представить свой город, вложив в каждую деталь определенный смысл. Пробуждая в детях любовь к своей Родине, городу, бережное отношение к ее богатствам.

В зависимости от возраста детей я также использую такие нетрадиционные техники рисования, как рисование ладошкой, кляксография, оттиск листьев, печать из картофеля, печать поролоном. Воспитанникам такое рисование доставляет огромное удовольствие, так как возникшее под карандашом или кистью изображение доставляет очень много положительных эмоций и радости.

После каждого занятия, когда ребенок видит результаты своей деятельности, учу детей анализировать свое произведение и находить ему применение. Творческий процесс- это настоящее чудо. Никогда не надоест наблюдать за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности особую радость им доставляет созидание, будь это пластилинография или рисование с помощью открыток, обьемная аппликация или коллаж.

Духовно-нравственное воспитание и обучение детей художественному творчеству невозможно без установленной тесной связи с родителями. Поэтому я периодически провожу консультации с родителями,по темам: «Воспитываем культурой и красотой», «Любимой мамочке», «Я люблю свой город». Работа с семьями дает положительный результат, это показывают результаты анкетирования. Совместные с родителями занятия дали мне возможность узнать семейные ценности и приоритеты, что позволяет мне надеяться на дальнейшее успешное сотрудничество. Дети совместно с родителями приняли участие в конкурсе «Чудо с грядки».Представленные поделки (поистине произведение искусства, получили высокую оценку жюри конкурса. Но самое главное – это эмоциональный настрой и желание творить, создавать что-то новое, красивое и поражающее воображение. Ребенок через творчество учится понимать прекрасное, различать плохое и хорошее, добро и зло, учится понимать окружающих его людей. Искусство учит любить родную природу,свою Родину, быть добрее, а внутренний мир маленького исследователя становится богаче и разнообразнее. Овладение ребенком различными видами художественно творческой деятельности является важным показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению к школе.

Литература:

1) Детство, открытое миру- Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы // Красноштанова И. Н. – Омск, ОМГПУ 2013г. Стр 17.

2) Детство, открытое миру- Нравственное воспитание дошкольников

Средствами художественной литературы// Красноштанова И. Н,-Омск, ОМГПУ 2013г, Стр 27.

Источник

Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников по средствам изобразительной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир.

Творчество во всех его проявлениях – занятие увлекательное и интересное. Овладение ребёнком видами художественно-творческой деятельности является важным показателем высокого уровня его общего развития, в том числе и духовно – нравственного.

Именно поэтому одной из основных целей своей работы я поставила: развитие духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) учить детей воспринимать и видеть красоту через изобразительную деятельность.

2) формировать художественно-эстетические творческие способности в изобразительной деятельности.

3) формировать художественный вкус.

Любой ребёнок, независимо от его способностей, любит рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, таким образом, передавая то, что его волнует, что ему нравится, что вызывает у него интерес. Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитании у ребенка наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

Важную роль в творческом развитии ребёнка играет предметно – развивающая среда. Поэтому при создании художественной АРТ – студии  было учтено, чтобы содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор.

Читайте также:  Развитие ребенка по одному критерию

Воспитание детей средствами изобразительного искусства включает в себя не только практические занятия по изобразительной деятельности, но и наглядные и словесные приемы такие как:

  1. наблюдение
  2. рассматривание репродукций
  3.  обыгрывание сказок
  4. знакомство с народным искусством
  5. участие в выставках и конкурсах

Рассмотрим каждый пункт подробнее

  1. Прежде чем выполнить какое либо задание, я организую предварительную работу – наблюдение натуры. Заранее, перед занятием, даю ребятам определенный план наблюдения. Например, при выполнении этюда на тему «Осенние деревья» я обращаю внимание детей на деревья осенью: как меняется листва, что цвет листвы на разных деревьях меняется не одинаково, как меняется погода, цвета неба и земли и т.д. Тем самым я организую глубокое, целенаправленное, профессиональное восприятие, развивая зрительную память, наблюдательность (ведь можно смотреть и не видеть), а также воспитываю эстетическое отношение к миру, бережное отношение к родной природе. Непосредственно перед выполнением практической работы дети делятся впечатлением о своих наблюдениях.

2)Так же на уроках воспитанники рассматривают репродукции художников,  при этом они определяют, из каких красок состоит цвет неба, земли, деревьев, различных предметов в исполнении мастеров. Дети учатся анализировать работы известных художников,  вблизи изображение состоит из мазков: зелено-голубых, розово-голубых, сине-фиолетовых, зеленовато-желтых и т.д. И, правда, чистого цвета среди красок не найти. Здесь можно наблюдать массу неожиданных, разнообразных авторских приемов, которые помогают художнику передать свое отношение к окружающему миру и проявить свою индивидуальность. Предварительный анализ природы с натуры и работ художников помогает воспитанникам создавать самостоятельные живописные этюды. На данном слайде представлении работы русского художника Исаака Ильича Левитана мастера «пейзажа настроения»

3) Одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Но при этом она неизменно ставит вопросы; она хочет, чтобы ребенок думал. При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в ней.

 Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться таким образом, чтобы ребенок не давал четких определений, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках. Важно, чтобы в конце беседы был подведен итог, главная мысль, заложенная в сказке.

4) Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями.  Оно несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма. Слушая произведения народного творчества, рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства,  дети приобретают  новые знания о жизни,  о труде, о том,   что ценит народ в человеке, как понимает красоту, о чем мечтает. Приобщая детей к различными видами декоративно – прикладного искусства  можно научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомить с народными традициями, заложить основы духовно-нравственного воспитания.

5) Участие в выставках тоже имеет воспитательную направленность. Основная тематика выставок и конкурсов ориентирована на знакомство детей с мировым культурным наследием, на изучение истории и национальных традиций, на формирование умения любоваться красотой окружающего мира. 

Роль конкурсов в учебном и воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, ребенок получает возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов. Но при выполнении работ на конкурсы перед педагогом встает еще одна важная задача – научить детей правильно относиться к результатам, не завидовать друг другу, а радоваться за ближнего и помогать ему.

А также учить детей понимать ответственность за выставляемые работы, за их нравственное содержание, которое должно оказывать положительное влияние на зрителя.

Таким образом, используя творческие методы построения процесса обучения на занятиях по изобразительному искусству можно существенно влиять на духовные, нравственные качества воспитанников, развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, давать учащимся основы патриотического и семейного воспитания. 

(Анна Байковав едущая Центра духовного и социального развития “Пять элементов”, основательница Творческой Мастерской Анны Байковой и Школы Энергетической живописи в Санкт-Петербурге.)

Творческий процесс – это настоящее чудо. Никогда не надоест наблюдать за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Каждая детская работа – это результат серьезной деятельности дошкольника, а также полета его фантазии, творческий процесс. Все заслуживают похвалы и одобрения.

Ведь главный результат нашей деятельности – обогащение внутренней культуры ребенка, разностороннее его развитие, реализация его творческих способностей.

Источник