Хорош влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка

Хорош влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка thumbnail

Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения

Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи. Перед родителями возникают эмоциональные трудности, связанные с преодолением у себя психологического стресса, без чего невозможно решать проблемы воспитания ребенка. Правильно организовать семейное воспитание детей с нарушением зрения могут немногие родители. Это обстоятельство объясняется особенностями отношения родителей к своему проблемному ребенку.

Успешность компенсаторной перестройки анализаторов зависит от семейного воспитания. Поэтому необходимо создавать условия, которые будут соответствовать возможностям ребенка, имеющего нарушения зрения. Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста необходимо воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией.

Развитие ребенка со зрительной депривацией идет по тем же законам, что и развитие нормально видящего ребенка. У таких детей тоже имеется потребность в деятельности и движении, только на сниженном уровне, в отличие от их нормально видящих сверстников. Но это понимают не все родители. Многие родители, имеющие детей с нарушением зрения, сами ограничивают самостоятельность ребенка, что ведет к развитию пассивности у него.

У детей с нарушением зрения можно заметить неустойчивые представления, навыки, умения и потребности в самостоятельном обслуживании. Они требуют систематического контроля, опеки и помощи со стороны воспитателей и родителей. В результате у детей с нарушением зрения  позднее формируются навыки самообслуживания. А самообслуживание – это основной вид труда ребенка до 4 лет. В самообслуживании дети с нарушением зрения очень медлительны, у них нет стремления быть аккуратно одетыми, они не замечают неполадок в одежде. Все трудности воспитания и развития самостоятельности у младших дошкольников возможно только при правильно организованном семейном воспитании.

Родители детей с нарушением зрения не дооценивают возможности своего ребенка, подавляют малейшие проявления активности и самостоятельности с его стороны. Родители не видят особой заслуги в самостоятельности ребенка, они видят в этом слишком много опасности и делают все сами. Самостоятельная деятельность ребенка с нарушением зрения представляется родителям, как далекая перспектива. Это формирует у ребенка сознание исключительности своего положения, мнение о том, что все нормально видящие должны заботиться о нем. Дети с нарушением зрения, с раннего возраста не привыкшие к самостоятельности в личной гигиене, даже при наличии сформированных умении и навыков, нередко избегают этого вида труда, имитируя недомогания. Авторитаризм родителей, когда возможности ребенка переоцениваются, родители предъявляют к нему завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить, также приводит к беспомощности у ребенка даже в самых несложных жизненных ситуациях.

Ребенок с нарушением зрения может преодолеть жизненные трудности, если родители помогут ему реализовать его возможности и научат познавать окружающий мир, используя сохранные анализаторы.

Родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения и его дефекту могут быть как адекватными, так и неадекватными.

Адекватным отношением считается такое, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. Хорош С.М. выделяет четыре неадекватные позиции:

  1. Ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, беспомощное существо, нуждающееся в постоянной защите и опеке. Ребенка не приучают к самостоятельности, выполняя все его прихоти, у него не формируются навыки самообслуживания. В таких семьях отчетливо просматривается такой тип детско-родительских отношений как гиперпротекция;
  2. Родители смерились с дефектом, но не принимают самого ребенка. Нарушение зрения сочетается с педагогической запущенностью. Это семьи с эмоциональным отвержением родителями своего ребенка;
  3.  Родители принимают ребенка, но не могут смериться с его дефектом. Все усилия родителей направлены на улучшение зрения, что отрицательно может сказаться на его психическом развитии. Воспитание ребенка в семье происходит «в культе болезни»;
  4. Родителями не принимается ни дефект, ни сам ребенок. Родители не видят будущего в воспитании своего ребенка, поэтому они либо отказываются от него, либо передают на воспитание другим членам семьи. В таких семьях присутствует такой стиль воспитания как гипопротекция.

С.М. Хорош определяет неадекватную позицию родителей как защитную реакцию на травмирующую ситуацию, вызванной нарушением зрения у ребенка.

Очень часто родительское поведение играет не положительную роль, а, напротив, является негативным фактором в развитии ребенка с нарушением зрения.

В рамках семейного воспитания дефект способствует возникновению условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера. К таким условиям А.Г. Литвак относит чрезмерную опеку со стороны окружающих, отсутствие внимания к ребенку, заброшенность ребенка. В результате такого воспитания у детей с нарушением зрения формируются отрицательные моральные, волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты характера.

При правильной организации воспитания и обучения, вовлечении ребенка в различные виды деятельности формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Дошкольный возраст для ребенка с нарушением зрения – это период, когда формируется «фундамент» его личности.

Воспитание дошкольника с нарушением зрения направлено на адаптацию к современным условиям жизни в обществе нормально видящих людей, на овладение детьми социально-адаптивными навыками поведения, активное участие в жизни семьи и дошкольного учреждения.

Читайте также:  Сказка как средство развития эмоциональной сферы ребенка

В развитии дошкольника с нарушением зрения выделяют три основные характерные особенности:

  1. Некоторое общее отставание развития по сравнению с развитием зрячего дошкольника. Это вызвано меньшим и более бедным запасом представлений об окружающем мире, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира;
  2. Несовпадение периодов активного периода развития детей с нарушением зрения с этими периодами развития у зрячих детей. Это несовпадение связано с тем, что детям с нарушением зрения приходиться вырабатывать свои способы познания предметного мира, свои социально-адаптивные навыки, не свойственные нормально видящим детям;
  3. Диспропорциональность психического развития, которая проявляется в том, что процессы и стороны личности, которые менее страдают от нарушений зрения (речь, мышление), развиваются быстрее, другие – более медленно (движения, овладение пространством).

Таким образом, все вышеизложенное дает нам возможность сделать следующий вывод: в связи с рождением ребенка с нарушением зрения, родители испытывают психологический стресс. У родителей меняется отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще. Таким образом, возникают детско-родительские отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка.

Литература:

  1. Воспитание и обучение слепого дошкольника. /Под ред. Л.И. Солнцевой, Е.Н. Подколзиной. М.: ООО ИПК Логос ВОС, 2005;
  2. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Под ред. В.А. Феоктистовой. – М., 1993;
  3. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999;
  4. Подколзина Е.Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. – 2001. № 2;
  5. Психология воспитания детей с нарушением зрения. – М.: Налоговый вестник, 2004;
  6. Саматова А.В. Дети с глубокими нарушениями зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих тяжелую зрительную патологию, от рождения до школы. / А.В. Саматова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012;
  7. Свиридюк Т. П. Воспитание самостоятельности слепых и слабовидящих дошкольников в процессе организации обслуживающего труда – Киев, 1988
  8. Советы для тех, кто воспитывает детей с тяжелыми нарушениями зрения. Заочная школа для родителей. / рецензент-составитель Коваленко Г.П. – М., 2001;
  9. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка. // Дефектология. 1991. №3;

Источник

Галина Столбова
Консультация для родителей «Особенности воспитания детей с нарушением зрения, в семье»

Особенности воспитания детей,

с нарушением зрения, в семье.

Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи. Перед родителями возникают эмоциональные трудности, связанные с преодолением у себя психологического стресса. Это обстоятельство объясняет особое отношения родителей к своему особому ребенку.

Нужно правильно организовать семейное воспитание детей с нарушением зрения. помочь ему реализовать его возможности, научить познавать окружающий мир.

Некоторые родители допускают ошибки в воспитании ребенка с нарушением зрения.Это следующие ошибки:

1. Чрезмерная опека, лишение ребенка самостоятельности, подавление его активности, запрет на выполнение им доступных и посильных действий («не бегай», «я сама сделаю», «не трогай» и т. п., что ведет к развитию пассивности у детей.

2. Неадекватность предъявляемых действий к ребенку в семье, излишние строгость и настойчивость родителей в получении ребенком дополнительных знаний из-за боязни, что во взрослой жизни он будет не востребован. Это приводит к формированию повышенной моральной ответственности ребенка и создает предпосылки к развитию неврозов и фобий.

3. Воспитание в стиле «кумир семьи», предупреждение любых желаний больного ребенка. Это приводит к развитию эгоцентризма, неприспособленности к жизни, зависимости от окружающих.

4. Неприятие ребенка с физическим недостатком, способствующее формированию комплекса «нелюбимого ребенка» и приводящее к развитию невротических реакций.

По воспитанию ребенка с нарушением зрения в семьесуществуют следующие рекомендации:

1. Чаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете.

2. Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте (например: «Сейчас мы будем умываться. Вот мыло» или «Я сейчас буду готовить борщ, наливаю воду в кастрюлю…»и т. д.).

3. Спокойно повторяйте обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения, не услышанные им из-за неустойчивости внимания, свойственной детям с нарушением зрения.

4. Учите ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.

5. Используйте «золотое правило»: «Все, что можно, представьте ребенку наглядно». Широко используйте рисунки, макеты, совершайте экскурсии с ребенком, при этом обязательно стимулируйте его желание ознакомиться с предметами.

6. Учите своихдетей обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и с помощью осязания (на ощупь).( «какое мягкое полотенце…», «потрогай, какие гладкие перила…»)

По развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в семьеможно дать следующие рекомендации:

Обращайте внимание ребенка на разные признаки и качества игрушек, предметов, их цвет, форму и величину (например,обследование кубика: «Это кубик, посмотри глазками внимательно – он красного цвета, потрогай, какой он гладкий, подержи его на ладошке, он легкий, потому что пластмассовый; у кубика есть углы – вот они; есть и стороны – вот они».

Читайте также:  Образец индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду образец

Учите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на столе). Предложите ему положить руки ладошками вниз,объясните: «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правой руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от него.

Обязательно поддерживайте действия ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительно оценивайте то,что он делает: «Ты очень старался, молодец! «Как красиво ты поставил игрушки!» и т. д. Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.

Развивайте мелкую моторику ребенка, т. к. доказана зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т. д.

Обязательно играйте с ребенком в игры, развивающие его интеллект. Интеллектуальное развитие подразумевает наличие у ребенка с нарушением зрения определенных знаний об окружающем мире, предметах и явлениях. «Нужны ли для их накопления специальные занятия и специально отведенное время?» – спросите вы. Возможно, иногда возникает такая потребность, но в основном это происходит ежечасно, повседневно, нужно только не отмахиваться от детских «почему, зачем, отчего», не лениться разъяснять, показать. Обратить внимание ребенка. Вы идете в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое «молочные продукты» – кефир, творог, сметана.

На обратном пути из магазина можно закрепить знания детей о молочных продуктах в игре.Мама говорит ребенку: «Давай я буду называть продукты, а ты будешь хлопать в ладоши тогда, когда я буду называть молочные продукты. Сегодня у нас поездка за

город, на дачу – нет лучше способа рассказать ребенку об овощах и фруктах, обратить внимание на то, как они растут, вспомнить цвета, все оттенки зеленого, красного, желтого. Хорошо, если это будет не просто рассказ, а ребенок сам выкопает морковку, сорвет огурец и т. д. Здесь можно поиграть с ребенком в игру «Подбери цвет предмету», или. «Что лишнее?», или «Найди отличия». Если процесс классификации у ребенка затруднен, стоит уделить этому особое внимание. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды и т. д.). А потом поиграть в игры «Кто быстрее выберет фрукты», «Кто найдет больше диких зверей». Игры тут могут быть различные, пофантазируйте и обязательно найдете то, что интересно вашему ребенку. Необходимые знания ребенок с нарушением зрения получает и в процессе активной деятельности. Не удивляйтесь, если он стремится разобрать новую машинку, не отмахивайтесь от его желания пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок, или помочь вам во время стирки. Все это своего рода экспериментальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий, путь познания. Здесь уместно поиграть в такие игры, как «Тонет – не тонет», «Из чего состоит предмет?», «Назови части», и т. д.

Дети с нарушением зрения не всегда бывают, любознательны, поэтому у них необходимо целенаправленно развивать любознательность, тренируя их наблюдательность, воображение. Особенно хорошо это делать во время рисования, лепки, конструирования, выполнения различных поделок из природного материала. Вы вернулись с прогулки по лесу, попросите ребенка нарисовать то, что он увидел в лесу,вылепить из пластилина грибы: лисичку и сыроежку, подберезовик и мухомор. Разберитесь, что общего у них, в чем отличие. Попутно разберитесь, какие грибы съедобные, какие нет. Можно ребенку рассказать,как заготавливать грибы на зиму: сушить, солить, мариновать.

Таким образом, уважаемые родители, развивайте своих детей дома. Не отмахивайтесь от детских «почему, зачем, отчего», не ленитесь разъяснять, показывать. Постарайтесь оградить своих детей от гаджетов, телевизора, помните нашим детям не рекомендуется смотреть телевизор дольше 25 минут в день.

Всегда помните о том, что развивать своего ребенка должны именно Вы, родители! Не случайно в Законе об образовании РФ сказано, что именно семья является важнейшей сферой личностного развития ребенка. Именно родители являются первыми педагогами своих детей и они, родители, должны заложить в них основы физического,

интеллектуального и нравственного воспитания.

Используемая литература:

1. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999;

2. Подколзина Е. Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. – 2001. № 2;

3. Психология воспитания детей с нарушением зрения. – М.: Налоговый вестник, 2004;

4. Советы для тех, кто воспитывает детей с тяжелыми нарушениями зрения. Заочная школа для родителей. / рецензент-составитель Коваленко Г. П. – М., 2001;

5. Хорош С. М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка. // Дефектология. 1991. №3;

6. 1. Статья «Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения».М. Н. Салова, Л. А. Жданова, Т. Ф. Абрамова.

Источник

Рождение слепого ребенка в семье с двумя незрячими родителями – прогнозируемое событие и воспринимается с пониманием. С появлением слепого ребенка в семье у здоровых родителей возникает иная психологическая обстановка. Состояние родителей близко к шоковому. Родители не знают, как будет функционировать семья в дальнейшем, чему можно обучать незрячего ребенка, родителям не ясна перспектива его психического развития. Родители слепого ребенка нередко испытывают чувство вины, что отрицательно отражается на их психическом состоянии: они замыкаются в своих переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей, знакомых. В такой ситуации от родителей требуется мужество, совместный труд со специалистами и разумная позиция по отношению к незрячему ребенку. Родители не должны сомневаться в способности своего ребенка к обучению только из-за отсутствия у него зрения, но должны ясно представлять, что от них потребуется больше усилий и времени для обучения и воспитания ребенка. Но зато и радость будет сильнее, ощутимее. Тифлопедагоги знают, что при правильном воспитании слепой ребенок может достигнуть высокого уровня физического и духовного развития. Овладев профессией, соответствующей его способностям, он может стать известным музыкантом, певцом, ученым.

Читайте также:  Песни для развития ребенка 3 лет

Особенно важными являются первые три года жизни ребенка, когда родители могут оказать решающее воздействие на развитие ребенка. Одна из важнейших задач родителей: противостоять сенсорной депривации (лишение ребенка зрительной информации). Последняя может проявиться в снижении общей активности ребенка, его двигательном недоразвитии, стереотипных движениях.

Воспитание слепого ребенка должно с самого раннего детства основываться на любви, чуткости и терпении. В то же время не следует жалеть усилий на развитие самостоятельности ребенка. В случае воспитания в условиях гиперопеки ребенок растет инфантильным, отстает от своих сверстников по развитию и зависит от окружающих.

Родительские позиции по отношению к слепому ребенку и его дефекту могут быть адекватными и неадекватными (С. М. Хорош, 1991).

Адекватным считается такое отношение, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. При этом ребенок и недостаточность у него зрения родителями принимаются. Принятие означает способность родителей примириться с фактом наличия у ребенка особенностей, связанных с нарушением зрения, готовность к включению ребенка в свою жизненную программу. Родители видят в своем малыше, прежде всего, ребенка, имеющего особенности, свойственные и другим детям, а также присущее лишь ему своеобразие. Такая позиция становится необходимой предпосылкой создания в семье условий для полноценного развития ребенка. Родители делают все возможное для того, чтобы он стал полноценной личностью, а качество его жизни было бы достаточно высоким.

Неадекватность родительской позиции определяется тем, что ребенок воспринимается ими как жертва обстоятельств, обиженное судьбой существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите. При этом родители (чаще матери) испытывают чувство вины перед ним, которую они постоянно пытаются искупить. Такая жертвенная любовь не приносит ребенку пользы. Ребенок растет привыкшим к опеке, не приспособленным к жизни эгоистом. У такого ребенка не формируются навыки самообслуживания, усугубляется задержка развития предметной деятельности, характерная для глубоких нарушений зрения, недостаточно развиваются сохранные анализаторы и в первую очередь осязание.

Неадекватной и неблагоприятной для психического развития ребенка является такая позиция родителей, когда с недостатком зрения они смирились, но не принимают уже самого ребенка. Мать считает, что у нее не мог родиться незрячий ребенок. Произошла роковая ошибка, и она не обязана расплачиваться за чужие ошибки. Ребенок вызывает у нее раздражение. Она психологически отвергает ребенка, мало с ним занимается, часто отдает его погостить у родственников или других лиц и неохотно забирает.

Весьма сложная ситуация создается и в результате такого отношения к ребенку, когда родители принимают ребенка, но отрицают наличие у него каких-либо особенностей. Казалось бы, в данном случае родители (так же, как и при адекватном отношении) относятся к ребенку, как к здоровому. Но при этом не принимаются в расчет специфические особенности ребенка, поскольку родители не допускают и мысли о том, что они его не вылечат. Чаще подобную позицию занимают родители слепых детей, имеющих нарушение интеллекта. Настаивая на отсутствии у ребенка нарушений со стороны интеллектуальной сферы, родители создают ему неадекватные учебные условия, не учитывающие сложный характер его нарушения, что создает перенапряжение его нервной системы и отрицательно сказывается на формировании его личности.

Последняя из позиций родителей по отношению к незрячему ребенку предполагает неприятие как недостатка, так и самого ребенка. У родителей появляется желание избавиться от ребенка. Если дефект выявлен уже при рождении ребенка и оба родителя занимают указанную позицию, то они, как правило, отказываются от ребенка.

Нередко мать и отец занимают разные позиции по отношению к ребенку и его дефекту. Это создает почву для конфликтов в семье и может привести к ее распаду.

Почва для конфликтной ситуации в семье особенно легко создается и тогда, когда у ребенка, кроме слепоты, имеются нарушения со стороны интеллектуальной сферы.

Источник