Хореография в развитии личности ребенка

Хореография в развитии личности ребенка thumbnail

Юлия Гордеева
Роль хореографии в формировании ребенка как личности

Роль хореографии в формировании ребенка как личности.

Танцы имеют большое значение для физического развития детей. Они начинают легко и свободно двигаться, приобретают правильную осанку, избавляются от сутулости, опущенной при ходьбе головы, привычки ставить ноги вовнутрь носками, физические недостатки постепенно исправляются.

Также улучшается координация движений, сила мышц, развиваются динамические возможности и дыхательная система, укрепляется сердечно – сосудистая система.

Физические занятия влияют на опорно-двигательный аппарат, то есть на систему мышц, костей, суставов, связок и сухожилий. Под действием физических тренировок мышечные волокна утолщаются, кости начинают значительно перестраиваться. Процесс костного обновления происходит постоянно, при этом одна часть кости рассасывается, а другая восстанавливается. Поэтому регулярные занятия танцами укрепляют кости.

Физические нагрузки влияют на связки и сухожилия, утолщая их и делая более прочными. Танцы оказывают положительное влияние и на суставы. Амплитуда движений в суставе возрастает, а хрящевая ткань уплотняется. Но не стоит забывать, что чрезмерные физические нагрузки оказывают негативное влияние на состояние суставов.

Хорошо развитая мышечная система – это надежная опора для скелета.

Например, из-за слабости мышц спины и плечевого пояса появляется искривление позвоночника, грудная клетка деформируется и как следствие работа легких и сердца затрудняется, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д.

Развитая мускулатура укрепляют позвоночный столб, берёт часть нагрузки на себя, тем самым разгружая его, предотвращает “выпадение” межпозвоночных дисков. Под влиянием физической нагрузки мышцы становятся не только более эластичными, но и более твердыми.

Занятия танцами способствуют лучшему кровоснабжению и питанию мышц, увеличивают способность мышц к растяжению, эластичные связки совершенствуют движения, увеличивая их амплитуду. Возможность адаптации человека к различной физической работе расширяется.

Культура поведения.

Кроме физического развития также растет культура поведения: дети становятся более вежливыми, начинают относиться внимательней к окружающим, находят общие интересы с товарищами, чувствуют себя частью коллектива. Между мальчиками и девочками складываются дружеские отношения. Культура поведения растёт не только во время занятий, но и в обычной жизни.

“Движения – это не такой пустяк. Уметь ходить, уметь стоять, говорить, уметь быть вежливым – это не пустое. Умение встать – тоже много значит” (А. С. Макаренко).

Через танец воспитываются нравственные качества. Во время исполнения или просмотра танцевального номера у детей вызываются яркие эмоции, они учатся чувствовать характер и сопереживать, проявлять свое отношение, отличать хорошее от плохого и делать выводы.

Танцевальное искусство имеет и познавательное значение. В танце отражены чувства, эмоции, жизнь людей, которые расширяют кругозор ребёнка, обогащают его новыми знаниями и представлениями.

Педагогический процесс должен строиться таким образом, чтобы ребенок приобретал черты своего характера, имел свои взгляды, складывал своё мировоззрение, т. е. формировался как личность.

Исходя из целей любых программ по хореографии,основными задачами являются:

1. Укрепление здоровья.

– Способствование росту и развитию опорно-двигательного аппарата.

Формирование правильной осанки.

– Содействие профилактике плоскостопия.

– Развитие и совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2. Совершенствование психомоторных способностей.

– Развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, координации, силовых способностей.

– Содействие развитию чувств ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умению согласовать движения с музыкой.

Формирование навыков пластичности, выразительности, грациозности танцевальных движений.

– Развитие мелкой моторики.

3. Развитие творческих и созидательных способностей детей.

– Развитие мышления и воображения.

– Расширение кругозора.

– Воспитание эмоционального выражения, раскрепощенности, уверенности в себе.

Формирование музыкальных навыков.

– Развитие инициативы, творческой активности, чувства товарищества, взаимопомощи, умения работать в коллективе.

– Современные рекомендации родителям по физическому воспитанию детей.

В первую очередь родителям следует приучить ребёнка к утренней гимнастике, выполнение её можно начать с ясельного возраста. Однако, по мере роста и развития ребенка, физическая нагрузка должна увеличиваться. Ребёнка можно отдать в танцевальную студию.

Для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия нужно помнить,что:

– отдых должен быть достаточным по времени, как пассивный, так и активный,

– во время выполнения уроков дома, положение тела должно быть правильным,

– мебель должна соответствовать росту ребёнка,

– должна быть удобная обувь и одежда,

– спальное место должно быть правильно подобранным (матрас должен быть полужестким, а подушка невысокой).

Таким образом, хореография развивает физические способности ребёнка, его нравственные качества, учит быть культурным, расширяет кругозор, обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является незаменимым средством целостного формирования ребёнка как личности.

Источник

Родительское собрание на тему:

«Влияние хореографии на гармоничное развитие ребёнка»

Аннотация

Гармоничное разностороннее развитие личности ребенка является ведущей целью в образовательном процессе. Универсальным средством воспитания является хореографическое искусство. Цель разработки родительского собрания: способствовать пониманию у родителей и их осмыслению сущности занятий искусством хореографии и их социальной значимости в развитии личности ребенка. Данная разработка рекомендована для использования руководителям хореографических ансамблей, кружков и секций в учреждениях дополнительного образования и школах.

Читайте также:  Массажа на язык ребенку для развития речи

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию. На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, одним из видов которого является хореография. Именно хореография, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Занятия хореографией помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе, развить выразительность, научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления, а также воспитать в себе выносливость, скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом.

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение – те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать. Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды. Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Внимание и забота о других – необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи. Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников. Творческая личность – важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности.

Занятия хореографией придадут уверенности в себе и в своих силах вашему ребёнку, что позволит с лёгкостью достигать поставленных целей. Хореография у детей развивает музыкальный слух, чувство ритма. А это в свою очередь приводит к расширению музыкального и познавательного кругозора. Любые танцы, независимо от характера, способствуют развитию координации движения, и как следствие, ребенок способен хорошо владеть телом, он гибок, ловок, пластичен. Самовыражение ребёнка в танце, используя импровизацию, способствует умственному развитию. Занятия хореографии оказывают значительное влияние на развитие таких специфических видов памяти, как моторная, слуховая и образная. Эти виды памяти, получая недостаточное развитие на других уроках, имеют, между тем, огромное влияние на успешность ребёнка практически в любом виде деятельности. Дополнительное развитие на уроках хореографии получила зрительная память учащихся.

Занятия хореографией для детей с постоянными тренировками и репетициями воспитывают трудолюбие, настойчивость, выносливость, все человеческие качества, которые так необходимы в повседневной жизни. Старания и стремления к достижению определённых высот дают профессионализм в исполнении. И будьте уверены, родители, что ваш ребёнок от занятий хореографией станет ещё здоровее и сильнее физически, а значит – физиология всего организма будет активизирована на все сто. Уже давно подмечено, что дети, занимающиеся любым видом спорта или танцами, интеллектуально более развиты, быстро схватывают всё налету. Они переполнены энергией, оптимистичны. В танце ребёнок проявляет свои способности, свою творческую активность, развивается его фантазия, творческие способности: ребёнок учится сам создавать пластические образы. Взаимодействия детей в коллективе и коллективные выступления перед зрителем так же положительно влияют на воспитание детей и прививают чувства ответственности, дружбы, товарищества, переживание успеха приносит ему моральное удовлетворение, создаются условия для самореализации творческого потенциала ребёнка. Занятия танцем хорошо снимают напряжение, активируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и в целом повышают трудовой и жизненный тонус ребёнка.

Советы родителям.

Совет первый:
Родители всегда должны интересоваться, чем ребёнок занимается на занятиях. Тогда у него точно будет успех в начинаниях. Когда ребёнок приходит с занятия, нужно попросить его рассказать и показать чему он научился сегодня. И обязательно говорить ребёнку, что он молодец, что у него сегодня получается лучше, чем вчера.
Родители должны понимать, что педагог не может каждый раз хвалить ребёнка – роста не будет, нужны замечания. А родители должны поддерживать ребенка.
Совет второй:
Выступление – это экзамен. Чтобы его сдать, надо подготовиться не только физически, но и психологически. Для ребёнка важен психологический настрой. А настроить и подготовить к выступлению, во-первых должны родители. Ребёнок должен понимать, что выступление это праздник, но в то же время и ответственная работа.
Совет третий:
Бывают такие ситуации, когда учителя в школе выступают против дополнительных занятий, считая, что они причина плохой учёбы. Но это совершенно не правильно. Пусть ребёнок в школе учится на тройки. Но, если он бросит заниматься танцами, поверьте, он не будет учиться лучше. Появившееся свободное время он просто будет использовать не туда. И, когда в школе начинают давить на родителя, что ребёнок скатился на тройки только из-за того, что он занимается чем то, это неправильно.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка эльконин таблица

Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя. Тем самым способствуют гармоничному разностороннему развитию личности ребенка.

Анкета для родителей

  1. Желание заниматься хореографией – это обоюдное решение родителя с ребенком?

  2. Каков темперамент вашего ребенка?

  3. Как ребенка ласково зовут дома?

  4. Есть ли у вашего ребенка проблемы в общении с другими детьми?

  5. Ваш ребенок лидер?

  6. Посещали ли вы детский сад?

  7. Кто после занятий будет встречать вашего ребенка?

  8. Ф.И.О ребенка и родителей, ваш адрес и телефоны.

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«СТАРТ+»

Влияние занятий хореографией

на формирование личности ребенка

Педагог дополнительного образования

Вербецкая Оксана Валерьевна

Санкт-Петербург

2016

Будущее любой страны во многом зависит от того, каким воспитано  подрастающее поколение. В России в последние годы много делается для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно,  росли полноценными и достойными гражданами страны. И в вопросе личностного формирования  дополнительное образование детей может и должно сыграть весомую роль. Занятия в домах творчества,  творческих  центрах, осуществляющих образовательно-воспитательный процесс как раз в рамках дополнительного образования детей – одна из важнейших составляющих создания нашего будущего. Они не только участвуют в конструировании единого образовательного пространства, которое многократно повышает эффективность воспитания личности.  В процессе этих занятий раскрываются творческие способности и  таланты юного поколения, происходит нравственное и физическое формирование личности, ее социальная адаптация в обществе, включая  профессиональную ориентацию.

Одним из таких центров, активно участвующих в работе по формированию подрастающего поколения является Центр детского (юношеского) технического творчества «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга. В нем действуют многочисленные творческие объединения четырех различных направленностей: художественной, технической, социально-педагогической и физкультурно-спортивной.  У детей есть возможность выбрать занятия по своим интересам и потребностям. Теперь же хочется остановиться на теме, особенно мне близкой: роль и возможности хореографии для гармоничного развития ребенка.

Детство – это период жизни, в котором человек легко поддается воспитательным воздействиям и влияниям.  Именно в этот период закладывается основа, на которой базируется не только последующее обучение и воспитание, но практически вся последующая жизнь. 

Воздействие обучения хореографии на формирование личности ребенка может быть глубоким и крайне разнообразным, спектр личностных параметров, которые активно развиваются в этом процессе, широк и зачастую неожидан для неискушенного взгляда. В результате многие родители неадекватно оценивают перспективу и результативность обучения их ребенка танцам, хореографии. Достаточно широко бытует мнение, что обучать детей хореографии имеет смысл лишь в том случае, когда поставлена цель сделать танцы профессией, делом жизни. Но в то, что из девочки вырастет прима-балерина Большого, или хотя бы Мариинского театра, практически никто не верит (этих прим – единицы, а в кружках обучаются тысячи, а то и больше); стать средненькой танцовщицей – такой судьбы никто из родителей в здравом уме своей дочери не пожелает (хотя немного странно: инженер-середнячок, средненький учитель из тех, что с маленькой буквы «у» – такая перспектива часто почему-то представляется нормальной, вполне респектабельной). Я уже не говорю о сложившемся мнении о, мягко говоря, неупорядоченной, «богемной» жизни людей искусства вообще и танцоров, в частности.

Читайте также:  Символизация как принцип развития ребенка

Так что в лучшем случае родители девочки, которая просится на занятия в студию хореографии, разрешают ей, но как-то несерьезно: очень хочется – ну, пойди, потанцуй, скоро сама бросишь.

А теперь посмотрим непредвзято: чем будут полезны занятия хореографией, танцами для детей?

  1. Укрепление здоровья. «В здоровом теле – здоровый дух». Те, кто регулярно и серьезно занимается хореографией, в значительной степени укрепляют свое здоровье: опорно-двигательная, сердечно-сосудистая системы, мышечный корсет укрепляются, препятствуя возникновению заболеваний на годы вперед; регулярные физические нагрузки дают необходимый выплеск эмоциональной энергии, способствуют формированию ровного характера.
  2. Ритмичность. Танец без ритма невозможен, и в процессе занятий постоянно улучшается чувство ритма, весьма полезное не только в танцах. Хорошо известно, что любая работа, деятельность, выполняемая в определенном ритме, получается лучше, результативнее. Жизненные ритмы не менее сложны, чем танцевальные. Занятия хореографией развивают умение ощутить, уловить ритм и следовать ему, как в танце.
  3. Пластика. Развитая пластика полезна не только для физического здоровья, но и для общения, для социальной коммуникации. Все знают, как трудно и порой неприятно общение с человеком, который постоянно «дергается» и «дергает», такого общения мы стараемся избегать. Но мало кому приходит на ум, что плавность и пластичность, которой обучаются дети на занятиях хореографией, и комфортность в общении с «недерганым», «плавным» человеком, по сути – разные проявления той самой пластики.
  4. Формирование характера, его «закалка». Для того, чтобы хорошо освоить любое действие, нужно его многократно повторить. Это же справедливо и по отношению к обучению хореографии: для достижения цели как в танцах, так и в любом деле, требуется упорство. Умение не отступить, понять причину неудачи, исправить то, что нуждается в исправлении и все равно достичь цели – это важно в любой жизненной сфере, и занятия хореографией воспитывают это умение.
  5. Точность выполнения поставленной задачи. Исполнение  движения, связки, танца красиво, когда оно точно. Сначала педагог ставит задачу и бдительно следит за точностью ее выполнения; затем и сам обучающийся начинает ставить себе задачи и стремится выполнить их с такой же точностью. Не правда ли, крайне полезный для жизни навык?
  6. Обязательность. Представьте себе, что несколько участников творческого коллектива забыли про важную репетицию или выступление, перепутали время, увлеклись чем-то крайне интересным и не пришли на эту репетицию или выступление. Понятно, что мероприятие будет по меньшей мере подпорчено, а отношение пришедших вовремя участников к «прогульщикам» будет весьма негативным. Так вот: описанная ситуация для танцевального, хореографического коллектива – вопиющая редкость. И обязательность не только производит хорошее впечатление на окружающих, она также очень помогает и в достижении социальных целей.
  7.  Психологическая устойчивость, внимательность,  сосредоточенность. Как во время занятий, так и на выступлениях всегда присутствуют внешние раздражители, стрессовые ситуации, факторы, отвлекающие от исполнения танца или его элементов, вызывающие сильное волнение. Все эти моменты мешают выполнению поставленной задачи. Не умея абстрагироваться, «отключаться» от постороннего, невозможно качественно сделать дело, которым ты занят. В процессе же обучения хореографии формируется та самая психологическая устойчивость, необходимая практически во всех сферах деятельности.
  8. Настойчивость в достижении цели. Говорят, что без труда не вынешь и рыбку из пруда. Пройти путь от освоения азов танца, хореографии до исполнения танцевальной композиции, да еще на публике – это труд, упорный труд. Настойчиво идти к цели – это навык, который прочно нарабатывается при постоянных занятиях хореографией в течение нескольких лет. И этот навык весьма востребован в жизни.

Необходимо отметить: опыт занятий хореографией и ее преподавания показывает, что для достижения устойчивых результатов, о которых шла речь выше, необходимы регулярные занятия в течение 3-4 лет. Тот же опыт говорит о том, что 5-7 лет занятий дают фактически «необратимый» воспитательный и развивающий эффект, полученные навыки сохраняются на всю жизнь, а некоторые после этого связывают свой профессиональный путь с миром танцев.

Вывод из вышесказанного весьма очевиден: вне зависимости от того, какой профессиональный путь изберут дети, занимающиеся хореографией, в будущем, эти занятия активно способствуют формированию личностных качеств, необходимых для полноценной и успешной социальной жизни в дальнейшем. И если ваш ребенок захотел заниматься хореографией, отнеситесь к этому серьезно, поддержите его желание, потому что эти занятия необходимо воспитают волевые качества, дадут отличный задел постоянному здоровому образу жизни, поспособствуют формированию и росту личности, которая сможет жить и работать в обществе завтрашнего дня эффективно и с удовольствием. Уверена, что этого желают своим детям все родители.

Источник