Ходьба и бег в развитии ребенка
Ходьба и бег представляют собой циклические движения, обеспечивающие перемещение человека. Ходьба включает периоды одиночной и двойной опоры. Опорная нога становится на поверхность пяткой с последующим перекатом на всю стопу, а затем на носок. В это же время переносная нога выносится вперёд активным маховым движением от бедра.
Бег характеризуется чередованием периодов опоры и полёта и более высокой по сравнению с ходьбой скоростью передвижения. Наличие периода полёта обусловлено активным отталкиванием опорной и махом коленом вперёд вверх маховой ноги.
Здоровый ребёнок начинает ходить с помощью взрослого примерно с 10 мес., а к 12 – шагает самостоятельно. Передвижение малыша отличается неустойчивостью, лишними вспомогательными движениями, колебаниями туловища, шарканьем ног, неравномерностью темпа движения.
К 7 годам ходьба становится достаточно экономичной и красивой. Тело ребёнка не напряжено, туловище и голову он держит прямо, плечи слегка отводит назад; движения рук и ног свободны и естественны.
Бегом ребёнок овладевает примерно к 1году 8 мес. До этого возраста отличить бег от ходьбы малыша затруднительно. Особенности бега двухлетнего ребёнка – боковое раскачивание корпуса, наличие лишних движений, короткий шаг, шарканье, топанье ногами, нечёткость, неэкономичность, неустойчивость темпа и ритма движения.
Бег детей седьмого года жизни становится правильным, красивым, лёгким: голова приподнята, держится непринуждённо, движения рук и ног хорошо согласованны. Ребёнок владеет разными способами бега. Беговые шаги характеризуются равномерностью, энергичностью.
Сложность, мозаичность, парадоксальность нарушений в психомоторике аномально развивающегося ребёнка обуславливают отставание в развитии ходьбы и бега, которое проявляется:
– в отсутствии правильного положения головы и туловища;
– несогласованность движений рук и ног;
– широкой постановке стоп, сопровождающейся зачастую поворотом их внутрь, косолапостью;
– в раскачивании корпуса из стороны в сторону;
– шарканье, которое свидетельствует о пассивной постановке стоп на опору, слабом выносе маховой ноги бедром вперёд вверх;
– несоблюдение направления движения.
Упражнения, способствующие улучшению качественных показателей ходьбы и бега дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Упражнения на сохранение равновесия и формирования осанки при ходьбе и беге.
- Ходьба по широкой (узкой) части гимнастической скамейки.
- Ходьба и бег на месте перед зеркалом.
- Ходьба с мешочком на голове. Варианты выполнения:
– ходьба в произвольном направлении;
– в заданном направлении;
– по ограниченной поверхности
4. Ходьба и бег с гимнастической палкой за плечами. Варианты выполнения:
– ходьба в произвольном направлении;
– в заданном направлении;
– по ограниченной поверхности.
5. Игровое упражнение «Солдат на параде». Выполняется в головном уборе (пилотка, фуражка, бескозырка). Варианты:
– ходьба перед зеркалом;
– в произвольном направлении;
– в заданном направлении.
6. Игровое упражнение «Ходьба по кочкам». Варианты:
– ходьба по кочкам, расположенным по прямой на расстоянии 15-20см друг от друга;
– в шахматном порядке на расстоянии 15-20 см друг от друга;
– по прямой на разном расстоянии друг от друга;
– по кочкам различной высоты (варьируется от 10 до 30 см).
7. Игровое упражнение «Троллейбус». На уровне головы ребёнка протянуты параллельно два троса на расстоянии 40 см друг от друга. На тросах кольца диаметром 10 – 15 см. Ребёнок берёт руками кольца и бежит по прямой.
8. Гимнастическая палка за спиной, хват локтями. Ходьба и бег по прямой.
Игровые упражнения на соблюдение направления движения при ходьбе и беге.
- «Я – направляющий». Дети двигаются по залу в колонне по одному. Воспитатель называет имя ребёнка. Он выбегает вперёд. Становится ведущим и произносит: «Я – направляющий».
- «За направляющим. За замыкающим». По команде педагога «За направляющим»дети идут (бегут) по залу в колонне по одному. По команде «За замыкающим» они разворачиваются и двигаются в обратном направлении.
- «Ходьба по следам»
- «Ходьба и бег по разметке» На полу спортивного зала (площадки) нанесена разметка. Дети двигаются в колонне одному по разметке в обход налево, в обход направо, противоходом, по кругу.
Упражнения на развитие чувства ритма и согласованности рук и ног при ходьбе и беге.
1.Ходьба и бег на месте перед зеркалом.
2.Ребёнок становится на стопы педагога. Взрослый перемещается с ним по залу в противоположном направлении, работая его руками и ногами. Варианты выполнения упражнения:
– ребёнок и взрослый ходят лицом друг к другу;
– ребёнок становится спиной к педагогу.
3. Ходьба и бег по площадке с хлопками в ладоши. Варианты выполнения упражнения:
– ходьба на месте;
– в произвольном направлении;
– в обход налево;
– в обход направо;
– противоходом;
4. Ходьба и бег в соответствии с ритмом, задаваемом бубном.
Варианты выполнения упражнения можно использовать те же, что и предыдущем упражнении.
- Ходьба и бег под музыку.
- Игровое упражнение «Медведь». Дети встают в круг. Педагог в центре читает стихотворение:
Как – то мы в лесу гуляли,
Там медведя повстречали.
Идут по кругу, взявшись за руки.
Он под деревом сидит,
Притворился, будто спит.
Останавливаются.
Мы вокруг него ходили,
Косолапого будили:
Идут и хлопают в ладоши.
«Мишка, мишенька, вставай и ребяток догоняй».
Останавливаются и грозят пальцем.
Дети идут по кругу в соответствии с ритмом стихотворения. По мере запоминания текста они повторяют стихотворение вместе со взрослым.
Упражнения на активизацию движений ног при ходьбе и беге.
- Упражнения на балансире. Варианты:
– покачивание вперёд – назад, стоя на балансире, одна нога впереди, другая сзади;
– влево – вправо, стоя на балансире, ноги врозь, руки на пояс.
2. Ходьба с различным положением рук на носках, пятках, внешней стороне стопы, носки врозь, носки внутрь, с перекатом с пятки на носок.
3. ходьба и бег с высоким подниманием бедер, с различным положением рук.
4.Ходьба и бег через барьеры с различным положением рук.
5. Ходьба и бег на пологий склон и со склона.
6. Ходьба и бег по обручам, расположенным по прямой на расстоянии 25 – 30 см. Диаметр обручей 50 -60 см.
–
Источник
С наступлением трехлетнего возраста большинство детей уже уверенно двигаются как шагом, так и бегом. Координация движений становится более четкой, формируется правильная ровная осанка. Но нередки случаи, когда ребенок запаздывает в физическом развитии, и его походка остается тяжеловатой, с шаркающими шагами, запинанием и неуверенными движениями рук. Для трехлетних детей также иногда характерны сбитый ритм движения и шаги разной длины.
Особенности физического развития ребенка в возрасте 3—4 лет
Развитие каждого ребенка индивидуально, но для каждой возрастной группы существует ряд характерных черт. Так, в трехлетнем возрасте качество бега преобладает над ходьбой: быстрые перемещения даются детям легче, нежели неспешные прогулки. Но и здесь имеются свои недостатки. В беге они часто прижимают руки к корпусу, или слабо работают ими для увеличения скорости. Характерной ошибкой в беге является то, что дети опускаются на всю стопу, снижая силу толчка.
Чтобы ликвидировать эти ошибки, программа детского сада включает в себя упражнения и занятия, где детей обучают двигаться свободно, не шаркая ногами; а также ориентироваться в окружающей обстановке и взаимодействовать с другими детьми. Для этого используют:
- ходьбу и бег всей группой либо разрозненными отрядами;
- перемещения в колонне;
- смену направлений;
- движения по сигналу;
- бег с препятствиями;
- хаотичные перемещения группой.
Каждый из этих способов имеет свои особенности, которые нужно знать для правильного построения занятий.
Упражнения для физического развития детей и умения взаимодействовать друг с другом
Чтобы научить детей правильно двигаться и взаимодействовать друг с другом, используют следующие упражнения.
- Перемещения в небольших группах по прямой траектории. Это одно из первых заданий, которые дают, чтобы улучшить физическое развитие ребенка. Оно обучает малышей взаимодействовать друг с другом и свободно перемещаться на расширенной территории. Воспитателю следует наблюдать за группами, отмечая тех, кто наиболее робок и неактивен. В отдельных случаях можно взять стеснительного ребенка за руку, и вместе с ним проделать нужное упражнение. На первых порах малышам трудно переключаться с бега на ходьбу, поэтому можно использовать парные задания: два раза проводят ходьбу, и два раза бег.
- Перемещения общей группой. В задание включают бег и ходьбу. Дети должны перемещаться общей массой, попеременно используя быстрое и спокойное движение. Задачей воспитателя в этой ситуации является наблюдение за правильным движением: дети не должны толкаться, мешать друг другу идти или сбиваться с заданного направления.
- Перемещения в колонне по одному малыми группами. Задачей этой игры является обучение детей правильному движению в колонне. Они должны идти по одному человеку, не обгоняя и не замедляя хода. Для этого группа разбивается на несколько отрядов, которые рассаживаются по местам. Сначала встает один отряд и начинает движение вслед за воспитателем, который возглавляет колонну и задает ритм при помощи бубна либо иного музыкального сопровождения. Закончив движение с одним отрядом, воспитатель ведет второй, наблюдая за порядком в нем. Следует учесть, что подобное перемещение дается детям сложно, и ему обучают не только в младших группах, но и в старших. Затем задание повторяют по отрядам, но дети идут не шагом, а бегут, стараясь соблюдать порядок.
- Перемещение в колонне всей группой. Занятие строят в форме игры. Воспитатель объясняет детям ее правила, в которых им необходимо представить себя вагончиками и составить поезд. Воспитатель встает во главе колонны и выстраивает малышей за собой. Затем дети проходят полкруга и делают остановку. Воспитатель говорит, что вагончикам нужно бежать быстро и не отставать, после чего движение возобновляется в виде бега. В дальнейшем темп чередуется, но важно помнить, что малыши не могут самостоятельно регулировать дистанцию между собой.
- Перемещения по кругу. В начале тренировки воспитатель составляет из различных предметов ровный круг. Детей строят в колонну и ведут по периметру круга, чередуя бег с ходьбой. Для облегчения перемещения можно задавать ритм при помощи музыкальных инструментов.
Эти занятия помогут продвинуть физическое развитие ребенка, и научить его выполнять задание совместно с другими детьми.
Упражнения для обучения детей ориентированию в пространстве
Помимо занятий, которые научат детей двигаться вместе, важно проводить те, что помогут им ориентироваться в окружающей обстановке. Для этого используют следующие виды упражнений:
- Движения по сигналу. В качестве звукового оповещения воспитатель использует свисток, удар в бубен либо командное слово. Дети бегут по кругу, затем по сигналу переходят на ходьбу.
- Движения по сигналу с остановкой. Это упражнение помогает ребенку правильно осваивать пространство и команды. Занятие можно построить в виде игры. Детям предлагают представить себя птицами, которые идут друг за другом. При словах воспитателя «воробушки», дети должны сделать остановку, произнести «чик-чирик», и возобновить движение. Если воспитатель говорит «гуси», то дети останавливаются и отвечают «га-га-га».
- Перемещение в парах. Учит детей не только взаимодействовать с другими, но и выстраивать свое поведение с учетом поведения другого человека. Всех малышей разбивают попарно и ведут по кругу, затем меняют направление движения. В этом задании они могут столкнуться с такими трудностями, как неумение вымерять дистанцию, подстраиваться под темп партнера и всей колонны.
- Перемещения врассыпную. Детям предлагают перемещаться по команде в разные стороны, избегая скопления в одном месте.
- Движение с изменением направления. Первому и последнему ребенку из колонны дают по игрушке. Вначале предлагают следовать за одной игрушкой, затем разворачиваются и следуют за второй.
- Перемещения через препятствия. Воспитатель раскладывает различные предметы на траектории следования колонны, затем ведет детей по заданному маршруту, предлагая перешагивать препятствия.
Регулярные занятия шагом и ходьбой научат детей правильно двигаться, ориентируясь в пространстве и, по необходимости, подстраиваться под партнера, отряд или колонну.
Источник
Методика обучения детей ходьбе, упражнениям в равновесии.
ХОДЬБА – циклическое движение, естественный способ передвижения ребенка.
Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умеренный, быстрый и т.д.
Ходьба является сложным движением.
Она оказывает значительное физиологическое воздействие на организм: во время ходьбы в работу включается более 60% мышц, активизируются обменные, дыхательные процессы; повышается работа сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.
ВИДЫ ХОДЬБЫ
– обычная ходьба,
– ходьба на носках, на пятках,
– ходьба с высоким подниманием колена,
– ходьба широким шагом,
– ходьба приставными шагами (прямо и боком),
– ходьба перекатом с пятки на носок,
– ходьба в полуприседе и приседе,
– ходьба выпадами,
– ходьба скрестным шагом,
– гимнастическая ходьба.
Определяющим условием формирования ходьбы является обучение. Формируя навык правильной ходьбы у ребенка, педагог воспитывает у него согласованность движения рук и ног, равновесие, правильную осанку, что развивает и укрепляет свод стопы.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХОДЬБЕ
Возраст | Особенности выполнения движения детьми | Программные требования | Педагогические требования при обучении движении |
Младший дошкольный возраст | – Нет согласованности движений рук и ног; – Не сформирована ступня – дети «шлёпают» ею во время ходьбы, ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд; – Ребёнок при ходьбе наступает всей ступнёй; – При ходьбе ребёнок опускает голову, смотрит себе под ноги; темп ходьбы неустойчив; – Плохо используется пространство зала | – Учить детей ходить со свободными, естественными движениями рук; – Учить ходить с высоким подниманием колен; – Учить перешагивать через предметы; – Учить ориентировке в пространстве | – Обращать внимание на положение туловища и головы во время движения (голова поднята, туловище выпрямлено); – При ходьбе обращать внимание на то, чтобы дети не «шаркали» ногами, не смотрели под ноги; – Используются дополнительная ходьба: на носках, высоко поднимая колени; обходя предметы; меняя направление; по кругу, не держась за руки; приставными шагами, вперёд, в стороны; чередуя ходьбу с бегом; перешагивая через предметы |
Средний дошкольный возраст | – Ходьба вполне уверенная, с чётким соблюдением намеченного направления. Движения рук ещё не энергичны и выполняются с маленькой амплитудой; – Плечи напряжены, туловище недостаточно выпрямлено, зато голова при ходьбе «смотрит» вперёд; – Увеличивается длина шага, устанавливается ритмичность шагов; – В целом ходьба ещё недостаточно совершенна; – Часто встречаются отсутствие правильной осанки, «шарканье» ногами, скованные движения | – Формировать правильную осанку; – Учить детей ходить по наклонной плоскости; – Знакомить детей с техникой приставного шага; – Учить координировать движения рук во время ходьбы | – Обращать внимание на движение рук во время упражнения, на положения туловища (плечи расправлены, спина прямая), на постановку стопы (перекат с пятки на носок); – Следить за правильной осанкой; – Упражнения: ходьба с мешочком на голове (руки на поясе или в стороны, плечи отведены назад); на носках, пятках, внешней стороне стопы; мелкими и широкими шагами; «змейкой» между расставленных предметов и т.д. |
Старший дошкольный возраст | – Согласованность движений рук и ног, уверенный широкий шаг с обозначенным перекатом, хорошая ориентировка при передвижениях группой, правильное положение тела (туловище выпрямлено, голова – прямо); – В индивидуальных заданиях дети теряются | – Учить детей правильно дышать; – Учить детей энергично размахивать руками; – Отрабатывать легкость походки и координацию движения | – Обращать внимание на положения рук при ходьбе , на способ ходьбы размашистым шагом с постановкой ноги с носка; – Упражнения: ходьба гимнастическим шагом; скрестным шагом; спиной вперед; с ритмическим притопыванием во время ходьбы; в приседе; с выпадами; с различными движениями рук; с закрытыми глазами и т.д. |
В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ особое внимание уделяют координации движений рук и ног во время ходьбы, приучают детей свободному маху руками, развивают у них ориентировку в пространстве (не наталкиваться на предметы, быстро останавливаться по сигналу и т. д.).
Из-за слабости мышц-разгибателей многие дети младшего дошкольного возраста не могут ровно удерживать туловище и часто сутулятся. Это может привести к нарушениям осанки. Поэтому следует обязательно напоминать ребенку, чтобы он не горбился и не опускал голову во время ходьбы. При правильном положении головы выпрямляется спина и расширяется грудная клетка.
Ходьба детей СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА становится более уверенной и четкой. Однако у некоторых еще встречается нарушение ритма ходьбы, недостаточно энергичный мах руками, слабое отталкивание носком в конце шага.
Главное требование к обучению правильной ходьбе детей этой возрастной группы — научить ребенка выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным соотношением работы рук и ног. Дошкольникам 5 лет рекомендуется ходьба с изменением темпа и направления (по указанию взрослого), с переступанием через предметы (кубики, мячи), которые стоят на полу на расстоянии 35-45 см и т. д.
В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ движения в ходьбе совершенствуются благодаря накоплению двигательного опыта. Большинство детей 6 лет ходят с правильной координацией рук и ног, с четким шагом, с постановкой ноги на пятку и последующим перекатом на носок, что способствует более энергичному отталкиванию от почвы.
С детьми данной возрастной группы продолжают совершенствовать навыки ходьбы. Основное внимание уделяют формированию правильной осанки во время передвижения, выработке четкого и ритмичного шага, естественного и широкого маха руками. Для них полезны упражнения на внимание и выдержку во время ходьбы: остановиться по сигналу, принять определенную позу, выполнить поворот и продолжить движение и т. д.
В старшем дошкольном возрасте применяется ходьба:
1) с высоким подниманием бедра, которая укрепляет мышцы спины, брюшного пресса и ног, требует сильного взмаха рук, способствующего развитию мышц плечевого пояса и укреплению связочного и суставного аппарата;
2) ходьба скрестным шагом, развивающая ловкость;
3) ходьба приставным шагом;
4) с различными заданиями, выполняемыми по сигналу, — на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между предметами; ходьба с дополнительными движениями рук, с предметами; ходьба по уменьшенной площади опоры с постепенным подъемом в высоту, а также на различной высоте (мостики, доски, бревна), содействующая воспитанию чувства равновесия, выдержки, собранности, ловкости, экономии движений.
Дети 7-го ГОДА ЖИЗНИ при целенаправленном руководстве хорошо и свободно двигаются, имеют правильную осанку, координацию движений, ориентируются в различных условиях и пользуются в связи с этим различными приемами ходьбы, успешно овладевают ее техникой.
В целях совершенствования ходьбы им предлагаются более сложные упражнения: ходьба в приседе — ноги согнуты в коленях, при шаге нога ставится на стопу с пятки, затем с перекатом на носок выполняется отталкивание от плоскости.
Дошкольникам всех возрастных групп как упражнение рекомендуют ходьбу с гимнастической палкой на плечах, лопатках, за спиной и перед грудью, с мешочком на голове (массой 500 г), а также с фиксированным положением рук (руки на поясе, за головой, в стороны). Эти виды ходьбы широко применяются в утренней гимнастике.
Им также полезна ходьба с ускорением и замедлением темпа; ходьба на носках, пятках, внутренней и внешней сторонах стопы, с высоким подниманием бедра. Эти упражнения выполняются в виде имитационных упражнений: пройти, «как косолапый мишка», «лошадка», «цапля», «лисичка» и т. д. Такие виды имитационной ходьбы целесообразно чередовать с обыкновенной ходьбой. Все эти упражнения способствуют развитию мышц опорно-двигательного аппарата и профилактике плоскостопия.
Упражнения в ходьбе, предлагаемые дошкольникам, сопровождаются разнообразными заданиями. Например, ходьба со сменой направления (по указанию взрослого), спиной вперед, с закрытыми глазами, со сменой темпа и с остановками по сигналу; с движениями рук (хлопки в ладони над головой, перед грудью, за спиной и т. д.); ходьба «по кочкам» (кружочки, нарисованные на земле на расстоянии 40—50 см один от другого); с переступанием через предметы (кубики, коробочки, камешки) на полу (земле) на расстоянии 30—45 см; ходьба в чередовании с бегом.
Методика обучения детей разных возрастных групп бегу.
БЕГ— циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.
Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и системы, повышая обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы.
ВИДЫ БЕГА
– бег на носках;
– бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы;
– бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу;
– бег между предметами, с предметами — обручем, скакалкой и др.;
– бег на ограниченной площади;
– челночный бег, развивающий координацию движений, ориентировку в пространстве;
– бег наперегонки; врассыпную;
– с увертыванием и ловлей.
Различные виды бега воспитывают ловкость, быструю реакцию на изменение обстановки. Бег способствует развитию скоростно-силовых качеств, воспитывает выносливость, формирует нравственно-волевые качества.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП БЕГУ
Возраст | Особенности выполнения движения детьми | Программные требования | Педагогические требования при обучении движению |
1 | 2 | 3 | 4 |
Младший дошкольный возраст | Малыши еще не могут хорошо оттолкнуться от земли, пола, бегут тяжело, шаг у них мелкий, координация движений не у всех хорошо развита. Трудным для детей является коллективный бег | – Приучать детей бегать легко, естественно размахивая руками; – Учить детей бегать в определенном направлении; – Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки; – Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом | – Обращать внимание на осанку детей во время бега; – Длительность бега в младших группах составляет 30 – 40 с; – Бег нужно чередовать с другими движениями, так как дети быстро устают; – Обращать внимание на легкость бега, координацию движений; – Учить бегу целесообразно небольшими группами; – Бег сочетать с отдыхом; – Каждый ребенок бежит в своем темпе, стараясь не наталкиваться на других – при беге стайкой в указанном направлении |
Средний дошкольный возраст | Трудности в беге группой. Некоторые дети по прежнему наступают на всю стопу | – Приучать детей бегать легко, естественно размахивая руками; – Учить детей бегать в определенном направлении; – Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки; – Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом | – Особое внимание обращать на естественность, легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега; – По мере освоения бега повышаются требования к его технике |
Старший дошкольный возраст | Сравнительно высокий уровень координации движений, что дает возможность выполнять сложные упражнения | – Воспитывать выносливость, ловкость, внимание; – Создавать привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями | – Предлагаются дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений – ходьбой, прыжками и др.; – Добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет 2 – 3 мин.; – Увеличивается беговая дистанция; – Дети соревнуются в беге на скорость (20 –30 м); – Более продолжительным становится бег в медленном темпе (1,5 – 2 мин) |
Чтобы дети МЛАДШИХ ГРУПП лучше освоились в коллективе, научились использовать свободное пространство, обучение бегу целесообразно начинать с небольшими группами. Вначале они бегают так, как хотят, особенно интересно им бегать с ленточками, возить за собой машины, каталки, коляски. Такой бег чередуется с остановками. Малыши по своей инициативе приседают, идут, вновь бегут. Получаются как бы естественные перерывы для отдыха в беге. Воспитатель наблюдает за детьми, по мере необходимости предлагает, например, малоподвижному ребенку пробежать до дерева, с ярким платочком в руках, а ребенку, долго бегающему с машиной, нагрузить ее песком, мелкими камешками, листьями.
Самое простое задание – бежать стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику. Бег одного ребенка в этом случае мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе, сохраняя направление бега, стараясь, не наталкиваться друг на друга.
Бег в колонне, по кругу, парами требует от каждого умения соразмерять свои движения с бегом других детей, не обгонять впереди бегущего. Эти виды бега осваивают постепенно, начиная с небольших подгрупп. Воспитатель сам активно действует, бежит впереди детей, увлекая их за собой. Предлагает интересные игровые задания типа: «Добежать до дерева», «Обежать пенек» и др. Бег в колонне чаще используется на утренней гимнастике, физкультурных занятиях. Бег стайкой, бег по кругу составляют содержание многих подвижных и хороводных игр: «Воробушки и автомобиль», « Кошка и мышки» и др.
При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя. Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми, обращая их внимание на легкость бега, координацию движений. Использует при этом игровой образ, например, бегите, как мышки. При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ.
Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками». Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног.
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ по мере освоения бега повышаются требования к его технике. Особое внимание воспитатель должен обращать на естественность и легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега. Например, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичнее работать руками; при переходе к медленному темпу шаги реже, движения рук спокойнее.
В беге на скорость дети должны быстро начать движение по сигналу, бежать энергично, целеустремленно, смотреть, вперед не отвлекаясь. Воспитатель следит, чтобы при беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног. С этой целью предлагает пробежать по узкой дорожке, доске шириной 30-20 см.
Во время бега в колонне так же усложняются задания: обегать поставленные в ряд предметы поворотами вправо и влево, не отбегая далеко в стороны от предметов. Следует напомнить о том, что в этом беге несколько больше согнуты ноги в коленях, нога ставится на переднюю часть столы, руки помогают сохранению равновесия.
При беге парами ставится требование соразмерять свои движения с движениями партнера, соблюдать необходимый интервал от впереди бегущей пары.
Увеличиваются скорость и продолжительность бега, совершенствуются ловкость, быстрота, выносливость. Бег широким шагом уже требует больших мышечных усилий для энергичного отталкивания, хорошего полета и активных движений рук. При условии частого использования бега во всех формах работы применяется бег на отрезках 40—б0 м, чередуя его со спокойной ходьбой.
Широко используется бег в подвижных играх.
Упражнения в беге для детей СТАРШЕЙ ГРУППЫ усложняются. Воспитатель добивается от ребят умения выполнять разные виды бега технически правильно: на носках короткими и частыми беговыми шагами; бег широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями рук. Педагог поощряет детей, умеющих применять соответствующие заданию виды бега, и во всех случаях положительно оценивает легкий свободный бег с естественными движениями рук.
Для того, чтобы не снижался интерес к бегу, детям старших групп следует предлагать дополнительные задания при беге в среднем темпе: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, сменить ведущего, выполнить поворот кругом, перестроиться из колонны в пары, чередовать бег с другими движениями — ходьбой, перелезанием, прыжками и др.
Также в среднем темпе выполняется бег по пересеченной местности. Дистанция такого бега типа кросса для детей 6 лет находится в пределах до 150-200 м. По возможности включаются препятствия, которые дети должны преодолеть на бегу: подлезть, перепрыгнуть, ловко обежать.
В старшей группе ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости, для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20-30 м или повторяют 3-4 раза быстрый бег на10 м.
С целью воспитания выносливости детям предлагается пробежать от б0 до100 м, затем пройти часть пути и вновь пробежать такое же расстояние. Более продолжительным становится бег в медленном темпе – до 1,5-2 минуты. Воспитатель вначале сам показывает, как бежать в медленном темпе, а затем кто-либо из детей демонстрирует свое умение равномерно и неторопливо бежать. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе.
Используемая литература:
- «Физическое воспитание детей 2-7 лет» М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С. Комарова. Изд. «Учитель»
- «Физическая Культура в детском саду» Л.И. Пензулаева Изд. «Учитель»
- «Физкультурные занятия» Л.И. Пензулаева Изд. «Учитель»
- « Технология физического развития детей 4-5 лет по ФГОС» Т.Э. Токаева Изд. «Сфера»
- «Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников» Н. Ф. Дик, Е. В. Жердева.
- «Формирование двигательной активности детей 5 – 7 лет» Е. К. Воронова
- «Формирование двигательной активности детей 5 – 7 лет» Е. К. Воронова. Издательство «Учитель»
Источник