Характеристика возрастных этапов развития ребенка дошкольного возраста

Характеристика возрастных этапов развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

На чтение 10 мин. Просмотров 4.8k.
Обновлено 02.09.2018

Каждый родитель желает видеть своего ребенка умным, красивым, счастливым и хорошо развитым человеком. Поэтому никто не хотел бы пускать процесс развития детей на самотек: все мы стремимся как-то помогать ребенку развиваться.

Мы рассказываем ему стишки, поем вместе с ним песенки, придумывает разные игры, общаемся, учим читать и писать. Однако в этом деле очень важно действовать грамотно и последовательно. Было бы немудро требовать от ребенка того, чего он пока не способен сделать в силу своих возрастных особенностей.

И было бы очень правильно развивать в нем те способности, на которые уже давно пришла пора обратить внимание. И для того, чтобы правильно воспитывать своих маленьких детей, очень важно знать, какими особенностями и способностями они обладают в те или иные возрастные этапы развития.

Дети до года

Дети до годаВ этот период самое главное, в чем нуждается ваш ребенок – это забота, внимание и ласка. Это период, когда родители исполняют все желания своих детишек и мало задумываются о том, чтобы научить их чему-либо. Главная задача родителей – обеспечить максимально комфортную, любящую и жизнерадостную атмосферу в доме. Но это не значит, что развитию детей не следует уделять внимания.

Дело в том, что человек с самого своего рождения начинает процесс познания окружающего мира. Формируются способности слышать звуки и отделять один звук от другого. Также мозг ребенка учится разделять поступающую в него зрительную картинку на различные объекты, фокусироваться на одном из них и запоминать его.

К шести месяцам у детей проявляется особый интерес к цветам и начинает формироваться процесс развития восприятия пространства. Спустя всего месяц малыш с удовольствием начинает взаимодействовать с предметами: он их складывает в коробочки, открывает крышки отличает маленькие предметы от больших.

Самый первый этап становления личности человека. Именно в этом возрасте закладываются самые глубинные, самые прочные и нерушимые свойства личности человека. Считается, что те черты характера и особенности личности, которые были приобретены в этом возрасте, практически не поддаются коррекции на протяжении всей жизни. Поэтому для родителей важно понимать, что наступил очень ответственный этап, когда начинается полноценное воспитание детей.

Ранний возраст можно условно разделить на три дополнительных периода, каждому из которых соответствуют свои возрастные особенности развития:

От года до полутора лет. Период становления самостоятельности детей. Теперь ребенок не ждет, когда родители выполнять все его просьбы. Многое он пытается уже делать самостоятельно. Он много ползает по дому, чтобы добраться до интересующих его предметов. Он часто падает, набивает себе шишки, но продолжает старательно исследовать жилое помещение.

Первые звуки или даже слова, исполненные смысла, ребенок обычно начинает произносить в этот период своего развития. И хотя ребенок еще не может правильно произнести слово или фразу целиком, родители уже начинают понимать, что он имеет в виду. Идет активная фаза запоминания слов. Ребенок внимательно слушает, что говорят родители. И, не смотря на то, что он даже не пытается произносить большинство услышанных слов, все же они откладываются у него в памяти.

Несмотря на то, что ребенок не способен пока отвечать родителям и полноценно с ними разговаривать, очень важно много времени уделять общению с ним в этот период. Потому что именно сейчас начинает активно пополняться его словарный запас. Родители могут называть окружающие ребенка предметы, рассказывать для чего они нужны.

От полутора до двух лет. Продолжает развивать приобретенные раньше возрастные умения, начинает осознавать свое место в окружающем мире, зарождаются первые черты его характера. То есть уже сейчас становится очевидным, какие черты личности скорее всего будут преобладать в его характере на протяжении всей жизни. Этот период, когда родители, образно говоря, начинают знакомиться со своим чадом. К этому времени большинство детей начинают активно принимать участия в процессе собственного одевания.

Ребенок по ступенямВажно, чтобы родители проявляли терпение и давали ему такую возможность. Не стоит запрещать ребенку пробовать надеть что-то самостоятельно только потому, что вы куда-то торопитесь. Большое облегчение родителям приносит то, что дети начинают ходить на горшок. Иногда во время игры, увлекшись, малыш все еще может сходить «под себя», но такие случаи происходят все реже и реже.

Никогда не стоит запрещать детям брать в руки интересующие их предметы и рассматривать их. Если какой-то предмет представляет для малыша опасность, то самое лучшее решение – это сделать так, чтобы он вообще не попадался ему на глаза. Иначе многочисленными запретами родители могут поселить в детях страх познания чего-то нового, выработать в нем комплексы, мешающие его обучаемости в подростковые годы и на протяжении всей жизни. Не запрещайте ребенку копаться в шкафах. Ему очень нравится открывать различные ящички и вытаскивать из них все предметы и всю одежду.

Это важная особенность полезна для развития детей. Таким образом малыш проявляет естественную потребность к познанию мира и обыкновенное любопытство. Не стоит запрещать ему это делать.

От двух до трех лет. Ребенок уже научился ходить, взаимодействовать с предметами, у него полноценно развито зрение и другие органы чувств. Наступил черед самой активной фазы умственного развития. Сейчас малыш проявляет немного меньше физической активности, чем это делал раньше. Зато он становится наиболее общительным. Ему нравится разговаривать со взрослыми, и нужно давать ему такую возможность. Важно запомнить правило: чем больше общения – тем лучше умственное развитие.

В этот период начинаются бесконечные вопросы. Очень важно терпеливо отвечать на каждый из них. Ни в коем случае не отмахивайтесь от ребенка говоря «отстань!». В этом возрасте начинает прививаться любовь к музыке. Когда ребенок дома, пусть всегда звучит музыка. Причем пусть эта музыка будет разнообразной. Музыка оказывает благоприятное воздействие на собранность малыша, ведь за ее основы взят ритм. В основе всех жизненных дел тоже лежит ритм.

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Этот возраст является трудным для родителей и их малыша. Потому что в этот период происходит первый кризис личности человека. Родители наблюдают резкую перестройку характера и личности ребенка. Этот период некоторые называют периодом «Я сам». К чему нужно быть готовыми родителям?

Возрастные личностные этапы детей в этот период: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание, протест-бунт, деспотизм. Все эти негативные проявления личности в конце концов рождают в ребенке осознание того, что он является отдельной самостоятельной личностью, имеющей собственные взгляды и желания. Для того, чтобы избежать многих острых углов и позволить ребенку гармонично развиваться, важно поддерживать его инициативу быть самостоятельным. Появляется интерес к таким занятиям, как конструирование, лепка и рисование. Ребенок начинает самостоятельно давать оценку событиям и поведению людей. Он сам пытается отличать хорошее от плохого.

В этот период развития важно осознавать, что этапы проявления негативных свойств личности ребенка вовсе не значат, что он становится плохим и невоспитанным. Не следует строго наказывать его каждый раз за некорректное поведение. Сейчас намного важнее избежать ситуаций, которые бы сформировали постоянное чувство вины и связанные с этим комплексы. От родителей ожидается настоящее мастерство, которое поможет не поощрять плохое поведение, но в то же время не нарушит психику малыша.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

В этот период происходит значительное изменение во взаимоотношениях со сверстниками. Они становятся все более притягательными для ребенка и начинают занимать очень много места в его жизни. Теперь ребенок осознанно предпочитает играть не со взрослыми, а с детьми своего возраста. И если раньше дети просто находились рядом друг с другом, но каждый занимался своими делами и играл в свою игру, то сейчас они начинают взаимодействовать друг с другом и играть вместе.

Таким образом, формируются навыки сотрудничества между людьми. Интенсивно следуют один за другим возрастные этапы развития общения со сверстниками. Дети во время игры начинают согласовывать свои действия и добиваться одной общей цели. В этом возрасте ребенок начинает хорошо понимать невербальные признаки отношения к самому себе.

Малыш остро нуждается в признании и уважении со стороны окружающих людей. Он очень хорошо понимает, рады ему или нет, обратили на него внимание или оказались безразличными. На этом фоне часто появляются обиды, которые ребенок открыто демонстрирует. Дошкольник начинает сравнивать себя с другими и формирует мнение о самом себе. Причем если раньше ребенок наблюдал за другими людьми с целью найти с ними что-то общее, то сейчас он противопоставляет себя им.

Задача родителей – помочь сформировать положительную самооценку, но в то же время адекватную. Именно сейчас наступила пора активных ролевых игр. Нужно учить детей самостоятельно придумывать интересный сюжет, распределять роли и поддерживать конструктивные отношения с участниками игрового процесса.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Значительное развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми происходит в этот период времени. Дети способны общаться на уровне взрослых. Если раньше все общение строилось вокруг происходящих в данный момент событий, например вокруг игрового процесса, то сейчас дети развивают способность к внеситуативному общению.

Развитие ребенкаНапример, они рассказывают о том, что с ними происходило в течении дня, рассказывают о своих предпочтениях или обсуждают поступки и качества других людей. Общение происходит отдельно от игры. Может получиться так, что дети просто разговаривают друг с другом и ничем в этот момент больше не занимаются. Проходит период обид и негативизма.

Наступает время дружелюбного отношения к окружающим и эмоциональной привязанности к ним. Сейчас дети умеют сочувствовать людям. На смену яркому соперничеству приходит желание помогать друзьям даже если это противоречит правилам игры. Интерес к другим проявляется также и в том, что дети сейчас не только рассказывают о себе и делятся своими историями, но начинают задавать вопросы, искренне интересуются тем, как у других идут дела, что им нравится и чем бы они хотели заняться. Ближе к шести годам появляется желание делиться и делать подарки.

Важно, чтобы родители поддерживали эти правильные инициативы и подавали детям в этом хороший пример.

Возрастные этапы становления социальной личности у ребенка проявляются в этом возрасте особенно интенсивно. В садике начинают появляться группы по интересам. Дети начинают по-разному относится к разным сверстникам, выделяя среди них тех, кто наиболее близок им по характеру. Часто происходят разногласия по поводу того, кто с кем дружит или водится. Если ребенка не приняли в ту кампанию, куда ему хотелось бы, он может очень переживать по этому поводу.

Родителям важно научиться это определять и помогать эмоционально переживать эту проблему. Именно сейчас наступила пора стать для ребенка тем, кому можно рассказать о своих переживаниях и получить сочувствие.

Конечно, каждый ребенок – это индивидуальная личность. И не все дети развиваются одинаково быстро и одинаково хорошо. Некоторые свойства личности могут начинать проявляться раньше, некоторые – позднее. Однако общее понимание какие этапы развития присущи ребенку, способствует тому, что родители могут правильно понимать происходящие изменения в поведении своего ребенка, лучше будут понимать его чувства и возможности. Это поможет своевременно и грамотно оказать необходимую помощь и поспособствует становлению здоровых взаимоотношений между родителями и детьми.

Источник

Характеристика возрастных этапов дошкольника.

Критерии и показатели готовности дошкольника к школе

Характеристика возрастных этапов дошкольника 3-4 года. Мышление-наглядное-образное

Речь- начало формирования связной речи начинает понимать

прилагательные

Внимание и память- непроизвольны

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Объект познания – непосредственно окружающие предметы их свойства и

назначения

Способ познания- экспериментирование конструирование

Отношения со сверстниками- мало интересен

Отношения со взрослыми-источник способов деятельности партнёр по игре

и творчеству

Сильной модальности резкие переключения

Игровая деятельность-партнёрская со взрослыми индивидуальна, с

игрушками игровое действие

Начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого стремление настоять

на своём упорстве в осуществлении своих целей

4-5 лет Мышление-наглядно-образное

Речь-завершение стадии формирования активной речи учиться излагать

мысли

Внимание и память непроизвольные начинает развиваться произвольное

внимание в игре

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Объект познания-предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

Способ познания-рассказы взрослого конструирование

Отношения со сверстником-интересен как партнёр по сюжетной игре

Отношения со взрослым-источник информации

Эмоции более ровные старается контролировать

Игровая деятельность-коллективная ролевой диалог игровая ситуация

Испытывают острую потребность в движении

Особенно важно наладить двигательный режим насытить разнообразныыми

подвижными играми игровыми заданиями хороводными играми

Заметив перевозбуждение переключить его внимание на более спокойное

занятие

5-6 лет Речь-формирование планирующей функции речи

Развитие целенаправленного запоминания

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Объект познания-предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

нравственные нормы

Способ познания-общение со сверстниками взрослыми с

Длительные игровые объединения умения согласовывать своё поведение в

соответствии с ролью

Изменяются пропорции тела вытягиваются конечности соотношение длины

тела и окружности головы

Складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического

школьного обучения

Критерии и показатели готовности дошкольника к школе

Стороны готовности к школе

психологическая готовность

восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь,

сформированные личностные особенности, включающие интересы, мотивы,

способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с

выполнением им различных видов деятельности. К поступлению в школу у

ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и

навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности,

предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать

произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью,

распределением, переключаемостью.

Память должна быть произвольной, чтобы ребенок располагал различными

эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения

учебного материала.

Мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и

представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной,

наглядно-образной и словесно-логической.

Речевая готовность

детей к обучению и учению прежде всего проявляется в их умении

пользоваться словом для произвольного управления поведением и

познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как

средства общения и предпосылки к усвоению письма. Об этой функции речи

следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного

детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс

интеллектуального развития ребенка

Личностная и социально-психологическая готовность.

Под личностной и социально-психологической готовностью понимают

сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция

школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для

учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со

сверстниками и взрослыми.

Эмоционально-волевая готовность.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок

умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать

усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется

произвольность психических процессов

Физическая готовность

общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный

тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие

нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста.

Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и

пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и

уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Интеллектуальная готовность.

В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный

запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных

процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие

формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу,

превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Критерии подготовленности ребенка к школе

нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно

развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению

мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки

и

глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;

желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень

важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к

определенным учебным занятиям;

управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного

поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим,

организовывать себя на уроке;

владение приемами умственной деятельности — предполагает

определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это

дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления,

выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими

операциями, способами осмысленного запоминания материала;

проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и

объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные

пути,

давать различные варианты решений, обходиться в практической

деятельности

без посторонней помощи;

отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе,

считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения

со

сверстниками и взрослыми;

отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и

привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и

важности

выполняемого поручения;

умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с

ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения,

наличием чувственного опыта, глазомера.

Источник