Характеристика умственного развития ребенка в дошкольном возрасте

Характеристика умственного развития ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Представим описание умственного развития детей дошкольного возраста в рамках четырех классических концепций: Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина и Н. Н. Поддьякова. Именно разработки данных ученых позволяют комплексно посмотреть на умственное развитие дошкольника, включают в себя основные критерии оценки.

Теория Ж. Пиаже об умственном развитии дошкольника.

Исследование знаменитого швейцарского психолога, посвященное развитию детского мышления, — одно из самых значительных, если не самое значительное явление зарубежной психологии. По мнению П. Я. Гальперина и Д. Б. Эль- конина, «оригинальность, меткость и чрезвычайная изобретательность экспериментов, проникновенная избирательность наблюдений создали такое обилие разностороннего психологического материала, что всякий психолог, который не воспользуется им, лишит себя возможностей, которые вряд ли сумеет возместить»[1].

Пиаже обозначил четыре основных критерия интеллектуального развития: план действия (внутренний или внешний), вид действий (предметные или символические), координированность действий и операциональная обратимость, т.е. умственная подвижность. Представим характеристику умственного развития детей дошкольного возраста именно но четырем основополагающим критериям. Для детей дошкольного возраста характерна стадия дооперационального мышления по Пиаже (табл. 13.1).

Таблица 13.1

Характеристика умственного развития детей на стадии дооперационального интеллекта и стадии конкретных операций1

Период

Стадия

Под стадия

Ключевые

новообразования

Подготовка

функ-

цио-

ниро-

вания

кон-

крет-

ных

операций

Дооперациопальный интеллект — появление символической функции (речь, изобразительная деятельность, игра) и начало интериориза- ции схем действия

С и м вол ичес кое м ы ш л еиие (2-4 года);

Действия внутренние, но не обратимые;

интуитивно-наглядное мышление (4—7 лет)

координация и регуляция путем последовательных цен- траций;сочлененная интуиция

Конкретные операции (7-8 и 11-12 лет)

Формирование понятия сохранения;

обратимость — способность осуществлять внутреннее обратное действие; компенсация — принцип, согласно которому изменение в одном измерении может быть компенсировано изменением в другом; идентичность — принцип неизменности объекта; операции — классификации, ссриации, установление взаимно-однозначного соответствия;

система операций — система координат, мул ьти и л и кация

У детей дошкольного возраста активно формируется речь и начинается процесс ее соединения с мышлением, а также процесс интериориза- ции внешних действий с предметами, т.е. их превращения во внутренние действия сначала с образами предметов, а далее — с понятиями. Однако выполнять операции в уме с понятиями ребенок, находящийся на доопе- рационалыюй стадии интеллектуального развития, еще не может. Поэтому многие дети до пяти лет обнаруживают те ошибки, которые проявляются в известных феноменах Ж. Пиаже. Для всего периода 2—7 лет характерно отсутствие обратимых операций. Так, когда ребенок 4—6 лет (по наблюдениям Ж. Пиаже) перекладывает бусинки или переливает жидкость из одной стеклянной бутылки в другую, отличную от первой по форме, он верит, что действительное количество жидкости или бусинок во второй бутылке возрастает или уменьшается. Когда равные части берутся от двух равных целых фигур, у него нет уверенности в том, что оставшиеся части равны, если они отличаются по своей конфигурации. Ошибочные суждения детей данного возраста об абстрактных характеристиках предметов, связанных с их параметрами, впоследствии получившие название «феноменов Ж. Пиаже», объясняются неспособностью детей осуществить операции. [2]

Трудность состоит в том, что, центрируя свое внимание на одной части, ребенок разрушает целое, в результате чего зга часть не может сравниваться ни с чем, кроме другой части. Однако, если попросить ребенка представить, что произойдет, если сделать ожерелье из деревянных бусинок или из коричневых, ребенок уточняет: «Если я сделаю ожерелье из коричневых, то не смогу сделать другого из тех же бусинок, и ожерелье из деревянных бусинок будет состоять только из белых». В этих рассуждениях выявляется различие между интуитивным и операциональным мышлением: если интуитивное мышление имитирует реальные действия на основе образного умственного опыта, то посредством интериоризован- ных действий, ставших полностью обратимыми, ребенок выдвигает одновременно две гипотезы и сравнивает их между собой. В первом случае ребенок отталкивается от необратимой перцептивной наглядности, во втором — использует обратимый механизм.

Заслуга Ж. Пиаже состоит в том, что он не только открыл стадии развития логических операций, но в своих ранних работах показал процесс развития мышления ребенка как переход от эгоцентризма к децентрации.

Пиаже долгое время анализировал высказывания детей и пришел к выводу, что их можно разделить па две группы: социализированная речь и эгоцентрическая речь. Каждая из них отражала специфику мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста. Эгоцентрическая речь характерна практически для всего дошкольного возраста, и только к концу этого периода появлялась социализированная речь, учитывающая в рассуждениях позицию другого.

Социализированная речь — характеризуется заинтересованностью в ответном реагировании партнера по общению, ее функция — воздействие на собеседника. Категории социализированной речи — информация, критика, приказ, просьба, угроза, вопрос, ответ.

Эгоцентрическая речь — высказывания, различные по форме: повторение (эхолалия), монолог, коллективный монолог, однако общее в них то, что ребенок сообщает, о чем он думает в данный момент, не интересуясь тем, слушают ли его, какова точка зрения «собеседника». Функция эгоцентрической речи скорее экспрессивная — «удовольствие разговаривать», сопровождение и ритмизация действий.

Проведя измерения доли эгоцентрической речи в свободной речи ребенка, Ж. Пиаже установил, что коэффициент эгоцентрической речи максимален в раннем возрасте — 75% и постепенно снижается к 6—7-летнему возрасту. Спор, представляющий собой не просто столкновение утверждений, а обмен точками зрения, сопровождающийся заинтересованностью сторон во взаимном понимании и разъяснениями, возникает лишь к 7—8 годам.

В факте эгоцентрической речи Ж. Пиаже увидел важнейшее доказательство качественного своеобразия детской мысли. Метод наблюдения и интеллектуальное тестирование, по его мнению, не способны вскрыть специфику детской мысли. Тестовые обследования фиксировали лишь конечные результаты решения задачи, а Пиаже стремился проникнуть во внутреннюю структуру мышления дошкольников. Он разработал метод клинической беседы — свободный разговор с ребенком без ограничения фиксированными стандартными вопросами. Содержание общения экспериментатора и ребенка касалось природных явлений, снов, нравственных норм и др. Вопросы были такие, какие сами дети часто задают взрослым в повседневной жизни: «Откуда на небе солнце? Почему солнце не падает? Как оно держится? Почему светит солнце?», «Отчего дует ветер? Как получается ветер?», «Как люди видят сны?»

Первоначально гипотеза Ж. Пиаже состояла в том, что эгоцентрическое мышление — это промежуточная форма, которая обеспечивает переход от аутизма младенца к реалистическому социализированному мышлению взрослого. Различение аутистической и социализированной мысли было заимствовано Ж. Пиаже из психоанализа. Эгоцентрическое мышление — промежуточная форма в развитии мышления в генетическом, функциональном, структурном аспектах.

Аутистическая мысль — индивидуализированная, ненаправленная, подсознательная, руководимая стремлением к удовлетворению желания; выявляется в образах.

Социализированная мысль — разумная, направленная мысль, преследует сознательные цели, приспосабливается к действительности, подчиняется законам опыта и логики, выражается речью.

Читайте также:  Здоровья и физическое развитие ребенка в анкете

Эгоцентризм как основная особенность детского мышления состоит в суждении о мире исключительно со своей непосредственной точки зрения, «фрагментарной и личной», и в неумении учесть чужую. Эгоцентризм рассматривается Ж. Пиаже как разновидность неосознанной систематической иллюзии познания, как скрытая умственная позиция ребенка. Тем не менее эгоцентрическое мышление — не просто отпечаток воздействий внешнего мира, это активная познавательная позиция в своих истоках, первоначальная познавательная центрация ума.

Пиаже рассматривает эгоцентризм как корень, основание всех других особенностей детского мышления. Эгоцентризм не поддается непосредственному наблюдению, он выражается через другие феномены. Среди них — доминирующие черты детского мышления: реализм, анимизм, артификализм.

Реализм — на определенной ступени развития ребенок рассматривает предметы такими, какими их делает непосредственное восприятие (луна следует за ребенком во время прогулок). Реализм бывает интеллектуальный — ветер «делают» ветви деревьев; название предмета столь же реально, как и сам предмет; изображение предмета «прозрачно» и включает все, что ребенок знает о вещи. Моральный реализм проявляется в том, что ребенок не учитывает в поступке внутреннее намерение и судит о нем только по видимому конечному результату (кто разбил больше чашек, тот и виноват больше — несмотря на то что один человек старался помочь и нечаянно уронил посуду, а другой разозлился и разбил чашку намеренно).

Анимизм представляет собой всеобщее одушевление, наделение вещей (в первую очередь самостоятельно движущихся, таких как облака, река, луна, автомобиль) сознанием и жизнью, чувствами.

Артификализм — понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека, все существующее рассматривается как созданное человеком по его воле или для человека (солнце — «чтобы нам светло было», река — «чтобы лодки плыли»).

Среди списка других выделяемых Ж. Пиаже особенностей детской логики:

  • — синкретизм — глобальная схематичность и субъективность детских представлений; тенденция связывать все со всем; восприятие деталей, причин и следствий как рядоположных;
  • — трансдукция — переход от частного к частному, минуя общее;
  • — неспособность к синтезу и соположение — отсутствие связи между суждениями;
  • — нечувствительность к противоречию;
  • — неспособность к самонаблюдению;
  • — трудности осознания;
  • – непроницаемость для опыта — ребенок не изолирован от внешнего влияния, воспитания, но оно им ассимилируется и деформируется.

Все эти черты образуют комплекс, определяющий логику ребенка, а в основе комплекса — эгоцентризм речи и мышления.

Наглядным примером эгоцентрической позиции ребенка служит эксперимент с макетом из трех гор (рис. 13.1).

Ребенок садился за стол, на котором был размещен макет с тремя горами разного цвета и дополнительными отличительными признаками (снежная вершина, домик, дерево). С другой стороны размещали куклу. Ребенку показывали фотографии и просили (в одном из вариантов задания) выбрать из предъявленных снимков тот, на котором запечатлен вид гор так, как их видит кукла. До 6—7-летнего возраста дети склонны выбирать картинку с изображением того, что они видят сами.

Пиаже провел разнообразные эксперименты, которые показывают, что до определенного возраста ребенок нс может встать на другую, чужую точку зрения. В этом эксперименте дети становились жертвой субъективной иллюзии. Они не подозревали о существовании других оценок вещей и не соотносили их со своей собственной. Эгоцентризм показывает, что внешний мир не действует непосредственно на ум субъекта, а наши знания о мире — это не простой отпечаток внешних событий. Идеи субъекта отчасти представляют собой продукт его собственной активности. Они меняются и даже искажаются в зависимости от господствующей умственной позиции.

По мнению Ж. Пиаже, эгоцентризм — следствие внешних обстоятельств жизни субъекта. При этом отсутствие знаний — это лишь второстепенный фактор в образовании детского эгоцентризма. Главное — спонтанная позиция субъекта, в соответствии с которой он относится к объекту непосредственно, не учитывая себя в качестве мыслящего существа, не осознавая субъективности своей собственной точки зрения. Ж. Пиаже подчеркивал, что снижение эгоцентризма объясняется не добавлением знания, а трансформацией исходной позиции, когда субъект соотносит свою исходную точку зрения с другими возможными. Освободиться по отношению к чему- либо от эгоцентризма и его следствий значит в этом отношении децентриро- ваться, а не только приобрести новые знания о вещах и социальной группе.

Чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: 1) осознать свое Я в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; 2) координировать свою собственную точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную. Реальное столкновение между мышлением ребенка и окружающими его взрослыми выражается в систематическом искажении ребенком сообщаемой ему информации. Когда ребенок констатирует новое понятие, пользуясь языком взрослых, это понятие остается всецело детским, так как ребенок изменяет и ассимилирует его соответственно своей умственной структуре.

Чтобы осознать свое Я, необходимо освободиться от принуждения, требуется взаимодействие мнений. Это взаимодействие сначала невозможно между ребенком и взрослым, потому что неравенство слишком велико. Ребенок старается подражать взрослому и в то же время защищать себя от него, а не обмениваться мнениями. Только индивиды, считающие друг друга равными, могут осуществлять «развивающий» взаимный контроль. Такие отношения появляются с момента установления кооперации среди детей, когда возникает потребность приспособиться к другому лицу. Столкновение своей мысли с чужой вызывает сомнение и необходимость доказательства. Благодаря установлению отношений кооперации происходит осознание существования других точек зрения.

В чем корни эгоцентризма как познавательной позиции дошкольника? Ж. Пиаже видит их в своеобразном характере детской деятельности (например, забота родителей предупреждает все материальные нужды ребенка, и он почти не встречается с трудностями взаимодействия с вещами и людьми), в относительно поздней социализации ребенка, в адаптации к социальной среде не ранее 7—8 лет.

Развитие знаний о себе происходит из социального взаимодействия, особенно важны в этом отношении случаи кооперации со сверстниками, когда возможны споры, дискуссии. Таким образом происходит постепенная децентрация познания, социализированная мысль вытесняет эгоцентрическую, и эгоцентрическая речь отмирает[3].

Источник

В жизни ребенка чрезвычайно важный этап в развитии является ранний и дошкольный возраст. Особенно быстро дети развиваются до школы, ведь как много ребенок приобретает за первые свои 6-7 лет жизни! Он научился смотреть и слушать, брать предметы и ими действовать, стоять, ходить и так далее. Десятками навыков и умений он овладевает за это время – пользоваться вилкой, ложкой, ножницами, кисточкой, карандашами и так далее. Огромным количеством знаний обогащается его память о явлениях природы, о звуках, цветах, о жизни человека в прошлом и настоящем. Знакомится с правилами поведения, узнает пространство и время, число и действие с ним. Все достижения приобретенные детьми до школы невозможно перечислить, ведь студенту за пять лет учебы никакой университет не даст столько знаний, сколько ребенок получает в детском саду, в семье в дошкольном возрасте.

Читайте также:  Борисенко лукина диагностика развития ребенка все книги

Для развития необходимы условия воспитания, которые учили бы ребенка и хорошему и полезному, оставляли в памяти положительные образы.
Исключительно ценным для детей является игра. Если ребенок не играет, он не может быстро и хорошо развиваться. Дети трех лет и старше во время игры отражают жизнь людей, которые их окружают. Если мы присмотримся к играм детей, то увидим, в их игре взаимоотношения, заботы, переживания взрослых людей, за которыми они наблюдают в жизни.

Все за чем дети наблюдают, они восстанавливают в своей игре, невольно закрепляют черты характера и манеры поведения. Богаче и разнообразнее становятся игры детей 5-7 лет, здесь каждый берет определенный кусок жизни, определенную роль. Во время развертывания игры, много узнают они друг от друга, уточняются их представления. В игре развивается фантазия, мышление, представление о высших человеческих чувствах, разумной воле.

Играя, они выполняют все «по-нарошному», но живут по-настоящему. В этом и состоит развивающее значение творческой игры детей 3-6 лет. Проявляя свою фантазию, они создают удивительную жизнь, которой живут взрослые. В этой жизни много неясного, поэтому она кажется еще интереснее, заманчивее, привлекательнее. Такая игра для детей – творчество, любимый вид деятельности, для них она незаменима и никогда не надоедает.

Игра – путь к детской самостоятельности, к развитию детского творчества, учит жизни в коллективе.

Решающее значение в развитии ребенка играет речь, освоение ее – это важнейшее средство общения детей между собой, познания окружающего мира. За чистотой детской речи, за правильным употреблением слов и построением предложений взрослым необходимо следить.

Кроме того, очень важно следить за развитием рук, то есть проводить занятия по рисованию, наклеиванию, лепке и других. Развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит в разных играх и занятиях, обучающих и творческих. Можно считать, что ребенок с пользой прошел свой дошкольный период детства, если усвоил основные правила поведения, обращения с вещами, общение с взрослыми.

Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.

Умственное развитие – целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.

Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатств интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик. Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно – как то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Темп умственного развития дошкольников очень высокий в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты умственного воспитания дошкольников трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.

Методологической основой умственного воспитания является философская теория познания, которая гласит, что путь познания реального мира осуществляется таким образом: “от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания объективной реальности”.

Первая ступень познания – живое созерцание, в процессе которого осуществляется непосредственное чувственное восприятие предметов и явлений при помощи ощущений и восприятий. В дошкольном возрасте чувственное восприятие является основным источником знаний детей об окружающем, первой ступенью познания ими реального мира.

Таким образом, умственное развитие ребенка начинается с непосредственного чувственного восприятия окружающего (педагогическое требование наглядности обучения)

Вторая и высшая ступень познания – абстрактное мышление. Чувственное восприятие постоянно обогащает мышление конкретными, реальными, “живыми” образами, фактами, а абстрактное мышление на основе этих фактов дает возможность проникнуть в такие свойства и отношения вещей, которые недоступны живому созерцанию. Сущность предметов, явлений, их взаимосвязи раскрываются ребенку благодаря мышлению. Абстрактное мышление позволяет экономно расходовать умственные силы ребенка, создавать я его памяти целые совокупности представлений, которыми ребеиок пользуется по аналогии, изучая новые предметы, явления. Мыслительные операции, которыми постепенно овладевает ребенок: анализ, обобщение, классификация, «решение – являются примером экономной работы человеческого мозга.

Решающую роль в познании объективной реальности открывает практика. Она доказывает силу, мощь, истинность человеческого познания. В игровой, трудовой, учебной деятельности детей проверяется истинность полученных знаний. Практика – не только критерий истины, но и источник познания. Через игру, труд дети легко и незаметно осваивают большое количество знаний, умений и навыков. Процесс познания имеет деятельностно-активный характер. Активность заложена в самой человеческой чувствительности. Органы чувств функционирует благодаря реализации в них способности отражать. Ребенок рождается на свет с безусловными рефлексами. На их основе формируются многочисленные условнее рефлексы. Образование условных рефлексов есть установление нервной временной связи в коре головного мозга человека. Эти временные связи является материальное основой всех приобретенных человеком знаний, навыков, привычек, Внешним раздражителем для маленького ребенка являются непосредственные воздействия предметов и явлений окружающего мира. Эти раздражителе воспринимаются органами чувств (анализаторами). Я.П.Павлов назвал их сигналами I сигнальной системы. Функционирование органов чувств тесно связано с потребностями маленького ребенка. Сначала это органические потребности,- удовлетворение которых необходимо для сохранения жизни. Позже появляются и другие потребности: потребность в общении со взрослым, потребность в активных движениях, о активных действиях с предметами. В деятельности с предметами ребенок познает свойства предметов, качества, связи между ними. Активность ребенка имеет ориентировочно-исследовательский характер.

В процессе действий с предметами у ребенка возникает наглядно-действенное мышление. Это самая элементарная форма мышления, возникающая в раннем детстве. В процессе действий с предметами ребенок запоминает образы предметов. Восприятие их обычно сопровождается соответствующей словами взрослых. Происходит взаимодействие между чувственным восприятием и словом, т.е. между I и П сигнальными системами. Неоднократное совпадение слова и действия, слова и качества предмета приводит к тому, что потом только по произнесенному слову взрослого возникает зрительный образ названного предмета. Так получает развитие новая более сложная форма мышления – наглядно- образная. С ее помощью решение ряда задач осуществляется ребенком в уме, без участия практических действий – он оперирует только образами. Дошкольника интересует не только новый предмет сам по себе. Он хочет узнать о его назначении, строении, способе использования. Мотивом действия с предметами является познавательный интерес.

Читайте также:  Психологическая карта развития ребенка в детском саду

Развитие познавательных интересов у дошкольников проявляется и том, что растет желание заниматься умственной деятельностью. Ребенок задает взрослым много вопросов, любит сравнивать пещи и явления, спорить. Взрослые должны поддерживать любознательность, поощрять ребенка к поиску решения умственной задачи. Возникаем новый тип активности – умственная активность. Ребенок осмысливает действие, ставит цель, планирует, отбирает способы се достижения. Ребенок переходит уже на новую ступень умственного развития.

Детей нужно приучать к осмысленному восприятию слова, учить понимать его предметное содержание, какое действие или качество оно обозначает. Слово формируется как обобщенное понятие, отрезается, от своего первоначального конкретного образного содержания. Возникает понятийная или словесно-логическая форма мышления Часто взрослые стремятся быстрей развивать понятийную форму мышления у дошкольников, недостаточно уделяют внимания развитию первых двух форм мышления. Это отрицательно сказывается на умственном и общем психическом развитии детей. Понятийная форма мышления только тогда успешно развивается, когда хорошо развиты наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления. Они являются фундаментом, на котором строится понятийное мышление.

Задачи умственного воспитания дошкольников:

I) формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;

2) формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;

3) формирование познавательных интересов и любознательности;

4) приучение детей к умственному труду.

В дошкольном возрасте используются разные средства умственного воспитания: игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение.

Игра – практика детской жизни, поэтому в ней, прежде всего, отражается то, что уже было воспринято ребенком раньше. Но в процессе игры эти знания преобразуются» совершенствуются. Благодаря речи, знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план а, значит, обобщаются. Осуществляется переход знаний на новый уровень – словесно-логический.

В игре идет и пополнение знаний благодаря действиям е предметами, обмену мыслями играющих, советам и объяснениям взрослого.

В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к содержанию игры переносится на сами явления я события.

В процессе конструирования к умственной деятельности ребенка предъявляются специфические требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его частя, их соотношения, умение зрительно расчленять предмет на отдельные элемента и соотносить их с имеющимися деталями, планировать деятельность и т.д. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.

В процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и т.д.).

Трудовая деятельность содержит огромные возможности для умственного воспитания детей. Каждое трудовое задание для дошкольника представляет умственную задачу. Он должен понять, что нужно сделать, зачем, как это следует сделать, проанализировать условия выполнения задания, внимательно рассмотреть материал, орудия труда, оценить их свойства, соответствие задач. Требуется наличие у ребенка определенных знаний, умений и навыков. Труд оказывает влияние на развитие познавательных интересов детей. Наиболее значительным средством умственного воспитания является обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.

В каком же возрасте нужно начинать развивать умственные способности малыша? Об этом, наверняка задумывался каждый родитель, ведь каждый старается спланировать будущее крохи и облегчить ему жизнь.

Данный вопрос подвержен сильной критике. Многие специалисты утверждают, что детям до трех необходимо предоставить свободу, позволить вдоволь наиграться и самому узнать окружающий мир, и лишь после этого – учить его новым навыкам.

У других сложилось мнение, что ребенка необходимо учить в раннем возрасте с помощью различных игр и ненавязчивых упражнений. Остальные считают, что в первые годы жизни малыш должен получить как можно больше новых знаний и навыков.

Маленькие дети каждый раз получают новую информацию во время игр и занятий, при общении с окружающими людьми. В этом возрасте, малыш словно «губка», которая впитывает в себя все новые и новые знания. Поэтому необходимо создать все условия для благоприятного умственного развития крохи. Необходимо учитывать способности ребенка, его интересы, стараться не нагружать лишней и ненужной информацией, создавать стимулы и мотивации для стремления к знаниям.

Особенности умственного развития на каждом этапе жизни

Интенсивное развитие познавательных процессов, таких как речь, память, мышление, восприятие и внимание, происходит в раннем возрасте. В этот период обучение ребенка должно быть направлено на формирование общих знаний о предметах, цветах и формах. Малыши учатся определять цвета вещей, узнавать назначение разных предметов, их свойства. Доминирующей функцией является восприятие, которое влияет на дальнейшее развитие остальных познавательных процессов.

В возрасте от 4 до 6 лет дети хотят получить как можно больше новой информации об окружающем мире. Но при этом их мозг быстро утомляется. Зная эту особенность детского организма, вы сможете правильно спланировать занятия для детей. Можно чередовать различные виды деятельности (отдых и игры, тренировки для ума и гимнастика и т.д.). Основную часть времени лучше всего посвятить играм. Благодаря ним кроха сможет веселиться, одновременно развиваться и получать новые знания и навыки. Кроме этого, ребенок сам должен выбирать понравившуюся игру и заниматься по собственному желанию. При этом его тяга к изучению «нового» только возрастет.

Если ваш ребенок не хочет заниматься, то лучше подождать некоторое время и не принуждать его через силу. Малыш может испугаться или перестать заниматься.

Уже к 7-8 годам процесс обучения отделяется от игр и развлечений. Ребенок должен понять всю его важность и необходимость. Развивайте выносливость и упорство чада с помощью физических нагрузок, приобщайте его к работам по дому, учите соблюдать чистоту и порядок. Можно завести домашнего зверька. Тогда ребенок научится проявлять ответственность и заботу. Важно сформировать правильные привычки и научить самому необходимому. Следите за тем, какие телевизионные передачи смотрит ваш малыш. Ведь большая часть современных программ просто не предназначена для детского просмотра. Смотрите только добрые мультики и развивающие передачи для детей.

В любом возрасте малыш нуждается в поддержке. За каждое новое достижение вы должны похвалить его, сказать ласковое слово. Так ребенок станет более уверенным, и каждый раз будет делать новые успехи, чтобы порадовать вас. В случае неудач, не стоит строго ругать детей. Проявите гуманность и помогите крохе разобраться в ошибках.

Как можно больше общайтесь с детьми. Вы можете рассказывать им сказки, забавные истории, стихи или беседовать на интересные для них темы. Гуляя по улице, обращайте внимание ребенка на различные предметы и расспросите, что он знает о них. Малыш должен научиться формулировать свои мысли, развивать память и речь.

Источник