Характеристика ребенка с проблемами в развитии
Дети с проблемами в развитии – кто они?
Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. По медицинским диагнозам, физическим или интеллектуальным возможностям эти дети отличаются от нормально развивающихся сверстников, но пору детства они проживают наравне со всеми. Точнее, должны проживать наравне со всеми.
Долгие годы пытливый ум исследователей, педагогов-практиков, как, впрочем, и требования государства, и запросы родителей, концентрировались на задаче исправления особого ребёнка, доведения его до нормы. Отсюда и шокирующая терминология минувших лет – ненормальный, аномальный, дефективный!
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов, в ходе такого образования они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик.
Рассмотрим некоторые психологические особенности развития детей с ограниченными возможностями:
Психологические особенности детей с нарушениями речи
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.
Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.
ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка.
Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития.
Клара Самойловна Лебединская выделяет четыре основных варианта ЗПР по этиопатогенетическому принципу:
– конституционального происхождения;
– соматогенного происхождения;
– психогенного происхождения;
– церебрально-органического генеза.
Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений.
ЗПР конституционального происхождения наблюдается у детей с психическим инфантилизмом. В современной психиатрии термин психический инфантилизм означает личностную незрелость.
Эмоциональная сфера детей с психическим инфантилизмом как бы находится на более ранней ступени развития. У детей относительно сформированы психические процессы, но замедлен темп их становления. Наблюдается недоразвитие мотивации учебной деятельности, личностная незрелость. У таких детей нарушена динамика умственной работоспособности. Снижен объем памяти и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности.
Соматогенная форме ЗПР. При соматогенной форме так же наблюдается психическая незрелость, но причинами чаще всего являются длительные хронические заболевания, которые в значительной степени тормозят развитие активных форм деятельности и способствует формированию таких личностных особенностей как боязливость, робость, неуверенность в своих силах. У них наблюдается неустойчивое внимание, снижение объема памяти, нарушение динамики мыслительной деятельности.
ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка. Ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у безнадзорных детей и детей-сирот, способствует снижению волевых компонентов личности и развитию импульсивности. У многих детей наблюдается выраженное снижение познавательной активности, что негативно отражается на интеллектуальной продуктивности.
ЗПР церебрально-органического генеза
Наиболее часто встречается в детском возрасте и отличается большей выраженностью нарушений высших корковых функций в сравнении с другими формами ЗПР. Причина данной формы – органическое поражение цнс на ранних этапах онтогенеза. Интеллектуальная недостаточность в данной группе связана главным образом с нарушениями интеллектуальной деятельности. У большинства детей наблюдается замедленный темп созревания психических функций. В эту группу входят дети, у которых наблюдается частичное (парциальное) недоразвитие отдельных психических функций.
Интеллектуальная недостаточность (Умственная отсталость).
Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети.
Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Мы рассмотрим умственную отсталость по степени выраженности интеллектуального дефекта:
– легкая умственная отсталость;
-умеренная умственная отсталость;
– тяжелая умственная отсталость;
– глубокая умственная отсталость.
Легкая умственная отсталость. Это дети, которые приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, большинство из них пользуются речью в повседневных целях. Но у них ограничен словарный запас, неточное употребление значений слов. Восприятие недостаточно развито, вследствие чего ребенок получает неправильное представление об окружающем мире. Произвольное внимание нецеленаправленное. Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом. Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточность воспроизведения. Эмоции недостаточно дифференцированы и неадекватны. Дети овладевают практическими и домашними навыками.
Умеренная умственная отсталость – характеризуется несформированными познавательными процессами. Мышление конкретное, непоследовательное. Медленно развиваются понимание и использование речи, она косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден. Грубо нарушено внимание, они с трудом привлекается. Освоенные знания они применяют с трудом, зачастую механически, как заученные штампы.
При тяжелой умственной отсталости мышление ригидное, лишено способности к обобщению. Дети с трудом осваивают некоторые навыки самообслуживания, могут самостоятельно передвигаться, выделять людей, которые хорошо к ним относятся. Эти дети не могут существовать самостоятельно, они требуют постоянной помощи и поддержки.
Глубокая умственная отсталость. У детей не развито внимание, восприятие и память. Отсутствует способность к элементарным процессам мышления. Большинство детей неподвижны, или резко ограничены в подвижности.
Ранний детский аутизм
Ранний детский аутизм является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и относится современными авторами к группе так называемых первазивных расстройств. Формируется этот синдром в своем полном виде к 2,5 – 3 летнему возрасту.
Под термином аутизм понимается «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействие, пассивность и сверхранимость в контактах со средой». Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые месяцы годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на все психическое развитие ребенка.
В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого, искаженного варианта нарушения психического развития.
Согласно разрабатываемой концепции, по уровню эмоциональной регуляции может проявляться в разных формах:
Для детей первой группы характерны проявления состояния выраженного дискомфорта и отсутствие социальной активности уже в раннем возрасте. Даже близким невозможно добиться от ребенка ответной улыбки, поймать его взгляд, получить ответную реакцию на зов. Главное для такого ребенка – не иметь с миром никаких точек соприкосновения.
Дети 2-й группы исходно более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам аутизм их более «активен». Он проявляется не как отрешенность, а как повышенная избирательность в отношениях с миром. Родители обычно указывают на задержку психического развития таких детей, прежде всего – речи; отмечают повышенную избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особые ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение некоторых влечет бурные аффективные реакции. По сравнению с детьми других групп они в наибольшей степени отягощены страхами, обнаруживают массу речевых и двигательных стереотипий. У них возможны неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии.
Дети 3-й группы отличает несколько другой способ аутистической защиты от мира – это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Родители, как правило, жалуются не на отставание в развитии, а на повышенную конфликтность детей, отсутствие учета интересов другого. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или разыгрывать один и тот же сюжет. Часто тематика его интересов и фантазий имеет устрашающий, мистический, агрессивный характер.
У детей 4-й группы аутизм проявляется в наиболее легком варианте. На первый план выступает повышенная ранимость таких детей, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия). Этот ребенок слишком сильно зависит от эмоциональной поддержки взрослых.
Источник
Отставание детей, как в физическом, так и психическом развитии, относится к тяжелым отклонениям. Занимаются коррекцией таких сложных явлений специалисты различных профилей: педагоги, психиатры, педиатры, детские неврологи. Причем для установления точного вида нарушения недостаточно опираться только на клинические проявления, многое зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Поэтому для исключения развития возможных поведенческих отклонений у детей с задержкой развития, специалистами сегодня проводится комплексная коррекционная работа. При этом всегда берутся во внимание социальные факторы, отношения в семье, способность ребенка контактировать со сверстниками.
Задержка развития ребенка: причины, сопутствующие факторы
Уровень современной медицины позволяет выявлять отклонения в развитии на самых ранних этапах жизни ребенка. Как правило, диагноз ЗПР врачи ставят детям дошкольного возраста либо учащимся начальных классов. Относительного того, чем может быть вызвана задержка развития ребенка, причины могут быть самыми разными, но большинство факторов связано с нарушениями внутриутробного развития плода.
Если речь идет о задержке речевого развития (ЗРР), то в списке основных провоцирующих факторов:
- травмы мозга и опухоли;
- нарушение слуха либо полная глухота;
- перенесенные матерью в период беременности инфекции;
- заболевания нервной системы.
Часто способствует прогрессированию подобных нарушений невозможность социальной адаптации ребенка, а также отсутствие занятий в семье. Сегодня это очень распространенное явления, когда родители в силу занятости либо по каким-то другим причинам не стимулируют развитие речи у малыша. Обычно проблемы с речью выявляются у детей до 3 лет. Следует отметить, что при комплексном подходе и своевременном начале мероприятий по коррекции речевых нарушений очень быстро удается добиться положительных результатов.
Причиной задержки психического развития у детей чаще бывают врожденные патологии, но влияние социальных факторов тоже не исключаются.
В первую группу включены причины:
- гидроцефалия плода;
- гипоксия;
- внутриутробные поражения ЦНС;
- наследственные заболевания;
- сенсорные расстройства (зрение, слух);
- аутоиммунные болезни;
- врожденные опухоли мозга.
В последнее время медики часто связывают ЗПР у детей с таким фактором, как употребление наркотиков и алкоголя матерью в период беременности. Не менее пагубное воздействие на плод оказывает никотин.
Из социальных проблем стоит выделить педагогическую запущенность, а также психологические травмы, которым часто подвергаются дети.
Негативное влияние на развитие детей оказывает неполноценное питание и плохой уход, что часто отмечается в неблагополучных семьях.
О задержке в половом развитие у специалистов разное мнение. Но чаще всего такие нарушения возникают на фоне гормонального дисбаланса, связанного с наследственным фактором или перенесенным тяжелым заболеванием. Отклонения такого характера нередко наблюдаются у девочек, которые с ранних лет серьезно занимаются спортом.
Характеристика детей с задержками развития
Понятно, что для каждой из перечисленных форм задержки развития характерны свои признаки.
При нарушениях речи чаще наблюдаются такие симптомы:
- ребенок не гулит и гукает, как это положено в первые месяцы жизни;
- не откликается в год на свое имя;
- не способен выполнить простое действие по просьбе родителей (дай шарик, возьми печенье);
- не может составить простую фразу в 2-3 года;
- не задает взрослым вопросы.
При отклонениях психомоторного развития дети:
- не могут концентрировать внимание на предмете;
- малоактивны;
- не лепечут;
- не понимают обращенную к ним речь (в 1год);
- не имеют словарного запаса к двум годам.
Нарушения психического развития могут проявляться в разной степени тяжести. Очень часто такие патологии сочетаются с расстройствами речи или моторики. Такие дети очень тяжело проходят адаптацию в детских коллективах. Именно по этой причине образование детей с задержкой психического развития осуществляется в специализированных классах либо учебных заведениях.
Важно помнить, что любой вид задержки в развитии ребенка требует профессионального подхода при проведении коррекции. После консультации у профильных специалистов для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа мероприятий, включающая рекомендации по обучению.
Образование детей с задержкой психического развития: особенности процесса обучения
Дети с нарушениями психического развития отличаются особенностями поведения: они плохо идут на контакт со сверстниками и взрослыми, часто проявляют повышенную активность и даже агрессию. Отставание от положенных возрастных норм у таких ребятишек сказывается на их умственных способностях. Поэтому для таких детей организованы отдельные классы, где они могут обучаться по адаптированным программам.
Существуют специальные образовательные центры для детей дошкольного возраста с ЗПР. Для дошкольников с отставанием в психическом развитии образовательная программа строится на следующих базовых направлениях:
- воспитательное;
- коррекционно-обучающее;
- оздоровительное;
- обучающее.
В процессе занятий педагоги и воспитатели учат малышей коммуникативному взаимодействию, продуктивной деятельности, обязательно уделяется внимание познавательному развитию. Как правило, большая часть занятий проходит в игровой форме. В таких специальных группах маленькие дети с ЗПР хорошо адаптируются и привыкают к коллективу, что помогает им подготовиться к дальнейшему этапу – школьному обучению.
Если дети с легкой формой задержки психического развития могут посещать обычный класс, для ребят с тяжелыми отклонениями организовываются отдельные классы.
Отличается занятия в коррекционных классах от обычных школьных уроков некоторыми особенностями:
- Чтобы стимулировать интерес ребенка с ЗПР к учебе, педагоги практикуют такие нестандартные формы обучения, как уроки на природе.
- Ребенку дают индивидуальное задание несложного содержания, выполнение которого не требует много времени. Дети с проблемами развития всегда их охотно выполняют. Например, мальчики с удовольствием берутся за решение технических задач, а девочкам больше по душе творческие поручения.
- Обучение через творчество – это тоже нестандартный подход, дающий впечатляющие результаты. Дети с ЗПР очень эмоционально воспринимают театральные постановки, они любят танцевать и слушать музыку. Занятия с элементами подвижных игр и физическими упражнениями помогают пробудить у них интерес к учебе.
- Поскольку ученики с ЗПР не способны надолго концентрировать внимание, каждые полчаса в занятиях делается перерыв.
Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что результативное обучение малышей с ЗПР невозможно без участия и помощи родителей. Мама и папа должны постоянно проявлять внимание к ребенку. Ведь только любящие родители способны создать все необходимые условия для гармоничного роста малыша с особенностями развития.
Наш сайт: Winku.ru
Мы в социальных сетях: VK
Источник