Характеристика ребенка с отклоняющимся развитием

Характеристика детей с отклоняющимся развитием

Слайд 2

Среди нас,  специалистов работающих с детьми, существуют значительные расхождения в определении того, что включает в себя термин «проблемный» ребенок.  Где границымежду  индивидуальнымиособенностями, которые являются условно возрастной нормой и  некой «патологией» развития?

Сразу же исключим из поля зрения такие термины, как «дети-дебилы», «имбецилы», «шизофреники», «эпилептики» и просто — «ненормальные», «дефективные»,как абсолютно не отвечающие этике специалиста, ни
тем более — психологическому содержанию.

Термин «дети с отклонениями в развитии»  традиционно распространяется на детей с выраженными отклонениями, такими как умственная отсталость, сенсорные дефекты (нарушения слуха, зрения), нарушения опорно-двигательного аппарата, психические заболевания.

Термин  «трудности обучения», как и термин, появившийся в последнее время «дети с Особыми образовательными потребностями», совершенно справедливы в плане непосредственно образования детей, но не дают возможности оценить психологическую  специфику состояния ребенка,и определить содержательный объем диагностической, развивающей или коррекционной работы сребенком.

Кроме того, существуют особые формы психического недоразвития, достаточно сложные для психолого – педагогической диагностики. К какой категории «отклонений в развитии» их отнести? Кто и в каких случаях должен работать с такими детьми? Они требуют серьезного вмешательства специалистов и  методовкоррекции, выходящих за пределы существующих общеобразовательных программ. В то же время количество таких детей все возрастает.

Те же самые проблемы могут быть отнесены и к группе детей, считающихся одаренными. И с этой категорией детей возникает проблема констатации нормы психического развития иливероятности развития такого ребенка в предпатологическое или даже патологическое состояние. К сожалению, ситуации развития одаренных детей достаточно часто дают нам возможность убедиться в этом.

Поэтому в  работах современных отечественных специалистов  все чаще встречается определение которое, с одной стороны, адекватно подходит ко всей популяции «проблемных» детей, с другой — имеет исключительно психологическое содержание – «отклоняющееся развитие».

Следует отметить, что подобный подход к определению характера развития ребенка встречается еще у Л.С. Выготского в виде термина «уклонение развития» .

Слайд 3

Предлагаемая типология отклоняющегося развития полностью опирается на достижения отечественной психиатрии, специальной и клинической психологии. Исторически принято выделять три основные группы собственно психологических синдромов: недостаточное, асинхронное и поврежденное развитие.

Основанием выделения группы поврежденного развития служит наличие негативного влияния на мозг того или иного фактора.К категории поврежденного развития может быть отнесена и психическая травма — как повреждение в первую очередь системы аффективной регуляции.

Асинхронное развитие получило свое название в связи с нарушением основного принципа развития, когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития, ускоренное (акселеративного) развитие, искаженное развитие

Группа недостаточного развитияБолее подробно рассмотрим ниже

Следует отметить, что предлагаемая классификация достаточно условна. Как и любая другая  эта типология описывает относительно «чистые», изолированные варианты отклоняющегося развития. В жизни они могут (как это часто и происходит) частично накладываться друг на друга, пересекаться, «смыкаться» по своим феноменологическим проявлениям.

Слайд 4

Вернемся к  группенедостаточного развития, так как с детьми, включенными в  подгруппы этой категории, мы сталкиваемся чаще всего: дети с тотальным (полным), задержанным (ЗПР) и парциальным (недостаточность отдельных психических функций)

Слайд 5 (схема)

Специфичным  для детей данной группы является недостаточность по отношению к средненормативному развития всех  или отдельных психических функций и их базовых составляющих.

При этом преимущественно оказываются недостаточно сформированными такие предпосылки психического развития, как произвольная регуляция психической активности и пространственные, пространственно-временные При этом, очевидно, что  наблюдаются в первую очередь проблемы когнитивного характера, осложняющиеся, безусловно, спецификой  формирования поведения ребенка в целом.

В рамках группы недостаточного развития специалисты выделяют три основные подгруппы, различающиеся как по характеру, так и по выраженности недостаточности психического развития в целом.

Исходя из представленной  классификации каждая подгруппа  обладает различным «профилем» базовых составляющих

Слайд 6, 7

Задержка психического развития

Внешний вид, специфика поведения. Первое, что необходимо отметить в качестве общих проявлений, — поведение этих детей соответствует более младшему возрасту: в старшем дошкольном возрасте они ведут себя как дети 4 — 5 лет, т.е. разница в 2 — 3 года.

Особенности латерализации знаки атипичного развития (леворукость, не- устоявшаясялатерализация и т.п.) встречаются среди данной категории детей чаще, чем в среднем по популяции, то есть являются специфичными, что, в свою очередь, осложняет ход развития в целом.

Темповые характеристики: (импульсивность, свойственная более младшему возрасту, низкая работоспособность во всем, что не касается игровой деятельности)

1.  Одна из основных особенностей – низкая познавательная активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Отсутствует интерес к познавательным задачам и готовности их решать. Дети пытаются «уйти» от заданий: заговаривают на другую тему, просто отказываются от выполнения – «не знаю», «не умею».

2. С большим трудом переключается с одной деятельности на другую, с одного способа решения – на другой.

3. Тяготеет к механической работе, не требующей умственных усилий (заполнение готовых форм, изготовление несложных поделок и т. п.). Стремится избежать всяких умственных усилий.

4. Американские психологи и клиницисты описывают “синдром дефицита внимания”, часто сочетающийся с гиперактивностью, характерный для детей с зпр

Слайд 8

Регуляторные функции.

Плохо регулирует собственные действия. При выполнении задания не умеет следовать инструкции, сличать уже проделанное с тем, что еще предстоит выполнить.

Характерны имеющие место у всех детей двигательная неловкость и недостаточная координация, проявляющиеся даже в таких автоматизированных движениях, как ходьба, бег. У многих детей наряду с плохой координацией движений наблюдаются гиперкинезы – чрезмерная двигательная активность в форме неадекватной, чрезмерной силы или амплитуды движений.

Читайте также:  Ребенок 8 месяцев развитие питание комаровский

В некоторых случаях, но значительно реже, напротив, двигательная активность значительно снижена по отношению к нормальному уровню.

Адекватность, обучаемость. (Достаточные по возрасту. Критичность может быть несколько снижена;)

 Ребенок может быть вполне адекватным, но недостаточно критичным к результатам своей деятельности, самооценка может быть и завышенной,

Дети могут быть капризны, упрямы. Это вполне объяснимо, так как присутствует интеллектуальная состоятельность, но ребенок «не готов» к предъявляемым к нему в соответствии с этим требованиям

Желание добиться похвалы удовлетворяется путем хвастовства, обмана; стремление иметь какую-нибудь вещь – воровства,

Развитие когнитивной сферы.Какая-либо специфика отсутствует, но можно выделить недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот;внушаемы, подражательны и легко могут следовать за другими в своем поведении.

Эффективность восприятия (слухового, зрительного, тактильного) снижена по сравнению с нормально развивающимися детьми, что является одной из главных причин испытываемых ими трудностей в обучении.

   Может быть снижена тактильная чувствительность, что проявляется в трудностях определении места прикосновения к разным участкам их кожной. Особенно трудно им локализовать тактильные ощущения в случае одновременных прикосновений к двум разным участкам кожи.

Внимание характеризуется суженным полем, что проявляется в повышенной отвлекаемости и фрагментарном выполнении любых заданий

Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем — в трудностях овладения письмом.

Слайд 9

Игровая деятельность. Больше всего детей с ЗПР характеризует сюжетно-ролевая игра. Самостоятельно, как правило, они играть никогда не начинают. Смысл игры для них — совершение действий с игрушками.Бедность игровых действий сочетается с низкой эмоциональностью игрового поведения и несформированностью  действий замещения. В редких случаях использования какого-то предмета в качестве заместителя (например, палочки в качестве термометра при игре “в больницу”) приобретает застойно фиксированное значение и не используется в других ситуациях в другом качестве. В целом игра детей носит стереотипный, нетворческий х-р.

Особенности эмоционально-личностного развития. У школьников преобладает игровая мотивация и выраженные игровые интересы.

Эмоциональная незрелость детей с ЗПР ведет к эмоциональной поверхности контактов, слабому поддерживанию и сочувствию; контакты таких детей мимолетны, ситуативны, неустойчивы;

Расторможенность психических процессов ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры) и неадекватных способов выхода из конфликтов.

Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным без повода. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.

Слайд 10

Отстает от детей в речевом развитии, что проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличия, а также в низкой речевой активности.

Особенности Диагностики

Рассматривая особенности задержки психического развития в дошкольном возрасте, нельзя не отметить, что выделить ее в этом возрастном периоде — задача достаточно сложная. Поэтому, до 5 лет ставить диагноз специалисты часто не решаются.

Вывод:        Одна из основных особенностей детей с ЗПР – низкая познавательная активность, а сильно выраженное стремление к познанию — первейший признак незаурядности развивающихся способностей. Кстати, это один из самых хороших диагностирующих признаков, который может помочь заметить и не раскрытые еще способности

В приложении приведена современная классификация и типология отклоняющегося развития супругов Семаго. Описаны основные принципы и технологии диагностической и коррекционной работы.

Список использованной литературы:

  1. Ребенку хорошо в детском саду. Как этого добиться. Баркан А. И. М.: Олма Медиа Групп, 2015. 176 с.
  2. Специальная психология. Под редакцией В.И. ЛубовскогоУчебное пособие. Высшее образование,  Москва ACADEMA 2003
  3. Семаго Н.Я., Семаго М.М.Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога.М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.: илл. (Биб-ка психолога-практика)
  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М.: МГУ, 1985.

Источник

Мальчик, 5 лет и 11 месяцев.

1. Жалобы.

Жалоба воспитателя (и мамы): не может усидеть на месте, постоянно крутится и вертится, он суетлив, смотрит по сторонам, крутит предметы в руках, приходится постоянно его одёргивать, очень невнимателен; быстро и бесцельно бегает в группе. Легко включается в игру/занятие/любую иную деятельность, но ему быстро всё надоедает, и он всё бросает. При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает разные результаты (на некоторых занятиях ребёнок спокоен, на других – нет, на одних занятиях успешен, на других – нет). На вопросы отвечает, не дослушав вопрос.

Запрос поступил на диагностику причин названных трудностей и получение рекомендаций по оптимизации образовательного процесса при взаимодействии с ребёнком.

2. История развития, возникновения (проявления) патологических и дизонтогенетических явлений.

История развития (сбор анамнеза):

Моторные навыки: голову начал держать в два месяца, в 5 месяцев начал садиться, ползал очень много и начал это делать в 6 месяцев, в 8 – вставать, первый раз пошёл в 11 месяцев.

        Комплекс оживления: сложился к двум месяцам полностью (замирание и зрительное сосредоточение, улыбка, двигательное оживление и вокализации (гукание, гуление).

        Болезни и травмы: травм не было, болел не часто.

На первом году развивался хорошо, проблем никаких не было.

Читайте также:  Этапы речевого развития ребенка по филичевой

Развитие речи: в 10 месяцев было первое слово (мама), в год и 5 месяцев – появились фразы.

        Бытовые навыки самообслуживания: опрятен, аккуратен, всё использует по правилам и по назначению.

        Не была ли изменена траектория развития? (это может быть связано со стрессом/прививками, вследствие которых произошёл регресс навыков/уход в себя):

До 3 лет много разрешали ребёнку и не наказывали. А потом, когда Матвей перестал реагировать на просьбы и слова о том, как нужно сделать/что можно/чего нельзя – родители стали ругаться и сильно наказывать ребёнка.

Папа до сих пор придерживается выбранной траектории (наказывает за проступки, требует много заниматься дома, ругает за неубранные игрушки), а мама лишь иногда наказывает (чаще прощает, утешает и жалеет ребёнка после наказаний папы, а потом уходит заниматься своими делами).

        Когда стали наказывать, ребёнок стал часто плакать без причин и плохо и мало спать.

        Как пошёл в сад: быстро адаптировался, отдали его в 3,5 года.

Как играет дома? Играет много, часто начинает одну игру, бросает её, идёт играть во что-то другое, бегает и носится по дому из одного угла в другой угол, по кругу. Иногда сидит спокойно и не бегает, когда папа с ним играет в его любимые машинки.

3. Патопсихологическая диагностика (наблюдение, экспериментальная психологическая диагностика).

В кабинет заходит с мамой, идёт с ней рядом. Уверен, не скован, улыбается. Смотрит по сторонам, оглядывается. Смотрит на психолога, садится. Сидит тихо, спокойно, руками ничего не трогает, сильно болтает ногами. Психолог предлагает ребёнку взять любую игрушку, если он хочет. Ребёнок смотрит на маму, улыбается, потом на психолога и послушно встаёт за игрушкой. Берёт зайчика, смотрит на него, берёт за лапки и кружится с ним. Потом начинает бегать по всему кабинету по кругу (3 круга), всё это время танцует с зайчиком, улыбается, смеётся, прыгает. Подходит к столу, кладёт зайчика, смотрит на маму, улыбается и садится с ней рядом.

Особенности внешнего вида и поведение при обследовании. Ребёнок опрятный, нескованный, правша, физическое развитие соответствует возрасту, помощь принимает и исправляется (но только, если взять его за руку и посмотреть в глаза); выполняет задания по установленному правилу только в случае, если предлагаемый объект ему интересен; контакту доступен, идёт на контакт легко, глазного контакта не избегает, но часто вертится и смотрит по сторонам.

Особенности моторики. Хорошо развита мелкая моторика, движения скоординированы, при смене рук (правая/левая) в выполнении различной деятельности координация остаётся на высоком уровне. Хорошо выполняет действия с предметами. Работает и правой, и левой руками, в зависимости от данного ребёнку задания. Крупная моторика (двигательная деятельность) развита слабо. Движения резкие, угловатые, часто врезается во что-то.

        Рисуя человека по просьбе психолога, много говорит, не слушает инструкцию и сначала рисует мышку. Рисует туловище (квадратное) и хвост, глаза, после помощи психолога («А мышка чем слушает?») вспоминает и говорит «А, ушки забыл!», дорисовывает. «Это Джерри, как из мультфильма «Том и Джерри»». После вопроса психолога, зачем ему такие когти, отвечает: «Мышка будет бежать, когда учует сыр. Они охотятся на сыр, потому что любят его». Мышка царапает людей. «Нарисую запах сыра», – говорит мальчик и изображает его с помощью жёлтого карандаша. Во время рисования человека проговаривает, Что рисует. Начинает с головы, в конце рисует рот и уши. Отказался от разукрашивания. «Человек грустный, потому что его кто-то обидел. Мышка тоже грустная». На вопрос, кто тебя учил рисовать, кто говорил с чего начинать рисовать, отвечал: «Сам говорил, никто не говорил, всё сам знаю».

        Начинает пищать, смеётся, кривляется. После – падает со стула (специально), сопровождая это действие смехом и улыбкой. Потом садится обратно, руки сложены и лежат на столе, сильно болтает ногами.  Смотрит по сторонам. После – снова падает со стула, отряхивает себя, смеётся, крутит головой в разные стороны, садится за стол, начинает болтать ногами. Ситуация повторяется ещё 5 раз. Всё это время смотрит на психолога, но не реагирует на его замечания и смеётся.

        Особенности планирования, организация деятельности («Рыбка»). Планирует и организует свои действия по анализу схемы и воспроизведению её в конструкции (ориентируется на схемы – пользуется средством) на высоком уровне, данную ему работу (задание) выполняет последовательно. Заданием увлечён, заметен сильный интерес. После завершения – разбирает рыбку и просит попробовать ещё раз. Но у него получается гораздо хуже, чем в первый раз, он постоянно смотрит по сторонам, болтает ногами и слегка подпрыгивает на стуле, постукивает кулачками по столу. Мало смотрит на рисунок (средством не пользуется), очень активен, мельтешит. Хвост сначала поставил неправильно, но в итоге сам исправился, когда психолог спросил: «Правильно ли стоит эта фигурка?», взяв ребёнка за руку и посмотрев в глаза. В итоге, он разбирает наполовину сделанную рыбку, просит другое задание, но тут же встаёт, берёт машинку и катает её по столу с пассажиром из киндер-сюрприза. Сюжет есть.

Воображение. Уровень развития воображения – выше среднего. Создаёт оригинальные образы в рисунках (пробы Дьяченко), выполняет дорисовывание фигурок способом «включения» – когда фигурка становится не центральной частью изображаемого предмета, а его второстепенной деталью. При выполнении задания постоянно вертится и крутится. Крутит в руках карточки с недорисованными фигурками, смеётся, улыбается. После первой пробы чуть отодвигается от стола, расставляет ноги и болтает ими. Психолог предлагает ему дорисовать ещё одну картинку. Он пододвигается к столу, продолжая болтать ногами. Тогда психолог просит посмотреть в глаза, после чего говорит, что нужно дорисовать ещё одну фигурку, мальчик послушно выполняет задание. Резко встаёт со словами «Больше не хочу, мне надоело!», с обиженным выражением лица. Оббегает комнату, садится обратно на стул. Теперь он улыбается и сам уже тянется за следующей карточкой. Выполняет задание, но уже медленнее, снова начинает грустить, отвлекается, смотрит по сторонам. Психолог просит доделать рисунок, Матвей начинает снова болтать ногами, быстро доделывает, кладёт карандаш рядом с рисунком и сложенные руки на стол, сидит, тихо, смотрит и ждёт следующего задания.

Читайте также:  Центр развития ребенка в лефортово

Внимание. Уровень развития внимания – низкий. Постоянно отвлекается, способен сознательно удержать внимание на каком-либо объекте только в случае, если этот объект ему интересен. Инструкции слушает то внимательно, то нет, иногда перебивает и отвлекается на посторонние объекты.

Мышление. Уровень развития образного мышления соответствует возрастной норме.  Уровень развития словесно-логического мышления – выше среднего, задания с установлением простейших логических отношений  – не вызывают трудностей.

Выполняя задание «Пиктограмма», продолжает постоянно отвлекаться, правила уже совсем не слушает, начинает рисовать то, что ему нравится, а не то слово, которое называет психолог. Психолог его останавливает и просит ещё раз внимательно выслушать инструкцию. Мальчик послушно останавливается, подпрыгивает два раза на стуле, стучит карандашом по столу, смотрит в глаза психологу. Рисует на слово рисунок. После этого – начинает вертеть головой в разные стороны, рассказывая, какая сегодня хорошая погода и какой плохой она была вчера. Речь связная, хорошая, без заиканий.

Личные (индивидуальные, эмоциональные) особенности. Ребёнок активный, общительный, инициативный, импульсивный, расторможенный, легко отвлекаемый, с частыми перепадами настроения.

Особенности общения. Быстро идёт с новым человеком на контакт. Не боится и не стесняется его, сам проявляет инициативу, сам начинает общение, провоцирует на совместную деятельность, предлагает разнообразные виды совместной деятельности.

В общении с детьми мальчик проявляет чрезмерную активность, он общителен, дружелюбен, улыбчив, принимает других детей в свои игры, правила игры обозначает сам, но идёт «на уступки» другим детям, когда они предлагают что-то своё. Негативно реагирует только на одного мальчика, который ломает во время прогулки песочные постройки Матвея (кричит – чтобы воспитательница обратила на него внимание, открыто говорит тому мальчику – «Я тебя не люблю, не буду с тобой играть»), а после – толкает «обидчика» со всей силы, тот падает. Он подбегает к нему, смеётся, потом резко начинает грустить и извиняется.  

С воспитательницей общение эмоционально хорошее. Без каких-либо негативных реакций относится ко всем замечаниям воспитательницы, тут же берёт их во внимание и старается исправиться.

4. Психологический диагноз (обязательно с указанием типа дизонтгенеза).

Парциальное недоразвитие ВПФ. Точнее, парциальное недоразвитие ВПФ преимущественно регуляторного компонента.

Ребёнок расторможен, чрезмерно активен, с быстро сменяющими друг друга эмоциональными состояниями, которые указывают на наличие у мальчика гиперактивности.

5. Стратегическая схема социально-абилитационных (включая тип детского учреждения), клинических (включая при необходимости дообследование), развивающих и обучающих воздействий.

Целесообразно, отдать ребёнка в школу на год позже, когда он уже научится более-менее контролировать своё поведение и удерживать внимание (это что касается школьного образовательного маршрута). На занятиях следует сажать ребёнка не дальше второй парты, иначе контролировать ребёнка и привлекать его внимание будет очень сложно.

Особенности ребёнка требуют развития его произвольности и внимания. Психологом может быть предложена помощь в виде занятий и упражнений, направленных на их развитие, а также на развитие крупной моторики и на мышечное напряжение и расслабление, позволяющих ребёнку сменять различные эмоциональные состояния. Таких, как например, упражнение «Снеговик», где ребёнку предстоит сыграть роль снеговика, который сначала замёрз (напряжён), а потом, когда выглянуло солнышко и начало припекать, он начал таять, до состояния лужицы, растёкшейся по земле (расслаблен).

Для развития общей организации движения полезно включать ребёнка в занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ (но не силовой борьбой и боксом – т.к. они потенциально травматичны, а непосредственный телесный контакт приводит гиперактивного ребёнка к перевозбуждению).

Важна эмоциональная составляющая учёбы в саду – ребёнку должно быть интересно учиться/заниматься. Для этого целесообразно разбивать длинные задания на более короткие. Необходимо избегать переутомления ребёнка. Такому ребёнку следует повторять указания, воздействовать на разные каналы восприятия, используя как можно больше наглядных средств. Ребёнку важно быть признанным, поэтому стоит подчёркивать успехи мальчика, даже самые незначительные.

6. Особенности работы с родителями в конкретном случае.

Так как, развитию гиперактивности у мальчика, скорее всего, способствовала обстановка, сложившаяся у него дома, то важно, чтобы там, дома, сейчас по отношению к ребёнку было позитивное, уравновешенное и последовательное отношение со стороны значимых для него близких. Последовательность и систематичность воспитательных воздействий – то главное, на чём должна строиться тактика общения и взаимодействия семьи с таким ребёнком. Нужно соблюдать единую линию в поведении всех членов семьи в воспитании ребёнка.

Необходимо избегать крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и предъявления повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с наказаниями – с другой.

        Также, мальчику необходим строгий и чёткий режим дня, осуществляемый ежедневно и неизменно, который способствовал бы выработке (формированию) у него произвольности.

Источник