Характеристика ребенка с отклонением в развитии слуха

Характеристика ребенка с отклонением в развитии слуха thumbnail

ВВЕДЕНИЕ

Статистика

Нарушение слуха – потеря способности человеческого организма обнаруживать все частоты или различать звуки с низкой амплитудой. Различают врожденное или приобретенное, полное (глухота) или частичное (тугоухость) нарушение слуха.

Точная статистика слабослышащих и глухих людей отсутствует. Принято считать, что в развитых странах общее число людей с дефектами слуха составляет 4-6% всего населения. К счастью, подавляющее большинство из них слабослышащие, слух которых может быть значительно компенсирован современными звукоусиливающими аппаратами. По приблизительным оценкам лишь 0,1% этих людей страдает тяжёлыми формами глухоты.

        С потерей слуха ещё не всё потеряно в жизни. Как и обычные люди, счастливо трудятся тысячи и десятки тысяч глухих. Многие из них занимают самые различные должности. Это высококвалифицированные инженеры-конструкторы, талантливые механики, печатники, художники….Да, действительно, компенсация глухоты — сложная проблема. Как вырастить глухого ребёнка добрым, отзывчивым человеком? Как развить в нём способность к самопожертвованию, привить высокие гражданские качества? Эти важные задачи относятся не только к педагогическим, но и к социальным проблемам. 

Законы

Имеются Законы РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ и от 9.01.1999 № 5-ФЗ «Об образовании» по вопросам, касающимся социальной защиты детей-инвалидов и инвалидов с детства. Но они плохо стыкуются со статусом «Глухой», который провозглашается как лингвистическое и культурное меньшинство, ибо социальные привилегии, положенные инвалидам, не идентичны с имиджем Глухих, определяющим лицо их культуры и языка, не идентичны с особенностями психической конституции индивида «Глухой».

Инвалиды и Глухие – не одно и то же: Инвалиды – одни люди, а Глухие – совсем другие, с чем не соглашаются критики социокультурной концепции глухоты, конституируясь в дискурсе морального идеала признания достоинства других. Нужна декларация особых интересов Глухих, нужна институционализация этой идеи, нужно уважение к отдельной культуре глухих, нужна поддержка языка глухих, как равного словесному языку. Это не должно быть мифом, но даже если это миф, то он только и творит реальность, в которой мы, глухие, живем.

1 ЧАСТЬ

Психолого-педагогическая характеристика детей  с нарушением слуха

Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить. Слушая объяснения взрослого, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значения многих слов. С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих, так он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматические средства языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для овладения чтением и письмом.

Причинами нарушения слуха у детей могут быть:

  • Врожденные нарушения, передающиеся генетическим путем;
  • Недостаточный вес ребенка при рождении (менее 1,5 кг);
  • Заболевания внутреннего уха и слухового нерва;
  • Отклонения, возникающие до, во время или после родов;
  • Воспаление среднего уха и некоторые инфекционные болезни (менингит, грипп);
  • Травма или продолжительное воздействие сильного шума и вибраций;

Теоретической основой психолого-педагогической классификации являются положения, определяющие своеобразие развития ребенка с нарушениями слухового анализатора.

Нарушение слухового анализатора у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от подобного недостатка у взрослых. У взрослых людей к моменту нарушения слуха речь сформирована, а дефект слухового анализатора оценивают с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детстве влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Нарушается речевое развитие ребенка. Если же глухота возникает рано, это приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что ведет к нарушению познания.

В зависимости от речевого развития выделяют 2 группы слабослышащих детей:

♦ слабослышащие, которые обладают относительно развитой речью с небольшими недостатками (нарушения в звукопроизношении, отклонения в грамматическом строе речи);

♦ слабослышащие с глубоким недоразвитием речевой функции (фразы короткие, неправильно построенные, отдельные слова сильно искажены и т.д.).

Среди глухих также выделяют 2 группы детей в зависимости от времени возникновения дефекта:

♦ рано оглохшие дети, потерявшие слух на 1-2 году жизни или родившиеся не слышащими;

♦ позднооглохшие дети, т.е. потерявшие слух в 3-4 года, а также позже, сохранившие речь в связи с более поздним возникновением глухоты. Термин «позднооглохшие» носит условный характер, т.к. данную группу детей характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха.

Общая характеристика (Причины, виды, в чем проявляется)

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое (т. е. необратимое, так как слух восстановить нельзя) двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при ко-^ тором обычное (на слух) речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Эта категория детей представляет собой разнородную группу.

По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих.

Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

Глухота — наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети — это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

Внутри каждой из этих групп возможно различное понижение слуха. Наиболее выражены эти различия при тугоухости. Так один слабослышащий ребенок может слышать речь разговорной громкости на расстоянии 4—6 метров и более и испытывать затруднения при восприятии шепота, который он может слышать, например, только у ушной раковины. Другой слабослышащий ребенок с трудом воспринимает хорошо знакомые слова, произнесенные голосом разговорной громкости у самого уха.

Существуют различные классификации степени понижения слуха. В нашей стране наиболее распространенными являются аудио-лого-педагогическая классификация Л. В. Неймана, широко используемая в образовательных учреждениях, и международная классификация, которая используется в медицинских учреждениях. 

По классификации Л.В.Неймана , слабослышащие дети, в зависимости от величины средней потери слуха в области от 500 до 4000 герц (на 4 речевых частотах), могут быть отнесены к одной из следующих степеней тугоухости:

Степень глухости  

Средняя потеря слуха в дБ (500-4000 Гц)  

Условия разборчивого восприятия речи  

I степень  

Не превышает 50 дБ  

Речь разговорной громкости — на расстоянии не менее 1 м, шепот — у ушной раковины и далее  

11 степень  

От 50 до 70 дБ  

Речь разговорной громкости — на расстоянии 0,5—1 м, шепот — нет  

III степень  

Более 70 дБ  

Речь разговорной громкости — у ушной раковины и до 0,5 м, шепот — нет  

Правовые основы работы со слабослышащими детьми

Прошло немногим более полутора десятков лет с того момента, как ребенок стал особым и самостоятельным субъектом права. За 11 лет до окончания столетия, человеческое сообщество, дабы не лишиться надежды на свое лучшее будущее, приняло соглашение, которое на международном уровне определило основные права каждого живущего на Земле ребенка, взяв на себя обязательства по соблюдению и особой защите его прав и свобод Конвенцией о правах ребенка, которая была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года. Сегодня на всех уровнях власти в России есть понимание базовых ценностей, без которых невозможно развитие страны.

Органы государственной власти Российской Федерации имеют несколько полномочий:

а) устанавливают основы федеральной политики в интересах детей;

б) выбирают приоритетные направления деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

в) формируют и реализуют федеральные целевые программы защиты прав ребенка и поддержки детства, а также определяют ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций;

г) устанавливают порядок судебной защиты и судебную защиту прав и законных интересов ребенка;

д) исполняют международные обязательства Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.

Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха

Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением специальных методов и технических средств в обучении.

Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха:

1. Не слышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа разделяется на подгруппы: не слышащие без речи (дети, родившиеся глухими или потерявшие слух в возрасте до 2–3 лет, до формирования речи) и не слышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована – у таких детей необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки.

2. Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.

Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения, не слышащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.

Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Не слышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.

2 часть

Проблема проекта

Актуальность исследования обуславливается тем, что при всё больше увеличивающемся количестве исследований, посвященных социализации детей с ограниченными возможностями, до сих пор отсутствует комплексная система работы, направленная на социализацию детей с нарушениями слуха. С целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Одной из проблем современного общества является проблема социализации детей с ограниченными возможностями. В сегодняшнем мире эта проблема приобретает не только научную, но и социальную значимость.

Цель

 Выявление психолого-педагогических условий эффективной социализации детей с нарушениями слуха.

Проблема

Проблема профессионально-трудовой подготовки, профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации глухих, как отмечает Т.А. Власова, «является одной из самых актуальных и в школе, и в жизни глухих».

Задача №1

Выявление причин и преодоление трудностей и негативных моментов при социальных контактах не слышащих подростков друг с другом и со слышащими; обеспечение оптимального микроклимата в подростковом коллективе, организация разнообразной деятельности — актуальной и интересной для не слышащих подростков;

Задача №2

Расширение знаний о внутреннем мире человека и мире окружающем его, развитие представлений о себе, о своём месте в мире; формирования личности и собственного мировоззрения; развития интереса к словесному общению, совершенствование устной речи и развитие логического мышления как условия полноценной социальной реабилитации; 

Задача №3

Развитие профессиональных интересов и профессионального самоопределения.

Эти задачи также реализуются в мероприятиях интегрированного типа следующих видов: совместный отдых детей в летнем оздоровительном лагере, выездном трудовом лагере; совместные встречи со слышащими во время проведения игр, конкурсов, вечеров; занятия по дополнительному образованию.

Результат Работы

В результате этой работы глухие дети овладевают речью. При этом закономерности её становления у не слышащих детей при условии раннего начала целенаправленных занятий те же, что и у детей с сохранным слухом. Формирование речи не слышащего ребёнка осуществляется в ходе повседневного общения и на специальных занятиях. Для ребёнка занятие всегда игра.

Список литературы

  1. Богрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. – М.: Педагогика, 1989.
  2. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя. — М., 1988.
  3. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети –М.: Советский спорт, 2004-304с.
  4. Глухота и тугоухость у детей /Сб. трудов /Под ред. М. Богомильского -М., 1993.
  5. Зайцева Г.Л. Диалог с Выготским о проблемах современной сурдопедагогики //Дефектология, 1998 №2.
  6. Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М.: Педагогика, 1986.
  7. Козлов М. Я., Левин А. Л. Детская сурдоаудиология. – Л.: Медицина, 1989.
  8. Ковалев В.В. Интеллектуальная недостаточность при глухоте и тугоухости -М. Медицина, 1990.
  9. Крайний В.А., Крайнина З.М. Человек не слышит. -М., 1987.
  10. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие.-М., 1990.
  11. Лубовский В.И. Специальная психология. – М., 2003.
  12. Михеев В.В. Нервные болезни. Учебник для студентов медицинских институтов. – М.: Медицина, 1974.
  13. Никитина М.И. Сурдопедагогика. -М.: Просвещение, 1989.
  14. Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина – М.: Педагогика, 1981.
  15. Павлов И.П. Собрание сочинений М.: изд. АН СССР, 1955.
  16. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика -М.: Академия, 1999.
  17. Специальная педагогика: Учеб. Пособие / Под ред. Н.М.Назаровой. — М., 2000.
  18. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. – М., 2002.
  19. Темкин Я.С. Глухота и тугоухость. -М.: Медицина, 1957.
  20. Тимохин В. П. Сурдопедагогика. – М.: Просвещение, 1985.
  21. Тигранова Л. И. Умственное развитие слабослышащих детей. – М.: Педагогика, 1978.
  22. Трофимова Н.Н. и др. Основы специальной педагогики и психологии -М.: Питер, 2006.
  23. Челнов Е.В. Вопросы дефектологии. – М.: Просвещение, 1964.
  24. Цукерман И.В. Глухота и проблема общения -Л., 1980.
  25. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит: Книга для воспитателей. — М.,1995.

Источник

  • 1. Физические и моторные особенности находятся в границах нормы.
  • 2. Уровень работоспособности снижен.
  • 3. Уровень психического развития имеет существенные отличия в темпе — замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды. Различия в психической деятельности между слышащим и ребенком с нарушенным слухом на начальных этапах онтогенеза незначительные, но с тенденцией к нарастанию. Если коррекционные мероприятия были начаты своевременно, то с определенного момента различия начинают уменьшаться: чем благоприятнее условия, тем быстрее нивелируются недостатки развития ребенка, имеющего нарушения слуха, по сравнению с развитием нормально слышащего ребенка.

Дети с нарушениями слуха часто имеют эмоциональные и поведенческие расстройства, которые формируются как вторичные дефекты вследствие первичного дефекта и сенсорной и социальной депривации. Нарушения слуха, затрудняя ориентацию в окружающем мире, создают предпосылки к задержкам психического и речевого развития: чем раньше и тяжелее нарушен слух, тем более выражено будет отставание в развитии, еще более усугубляя трудности социальной адаптации.

У глухих детей существенно ограниченные возможности овладения речью оказывают негативное влияние на развитие эмоциональноволевой сферы и познавательных процессов, задерживают формирование характера. В подростковом возрасте часто возникают реакции, являющиеся результатом переживаний по поводу своего дефекта: ипохондрические жалобы, завышенная самооценка, инфантилизм, повышенная внушаемость или замкнутость, неуверенность, негативизм, ранимость. Позднооглохшие дети имеют преимущества в психическом развитии по сравнению с глухими. У слабослышащих отмечается отклонение от нормы развития психики, что в результате может привести к деформации личности.

4. Уровень развитие интеллекта. Группа детей с нарушениями слуха неоднородна: дети с нормальным интеллектом, дети с вторичной ЗПР, дети с УО. Сохранность интеллекта и уровень психического развития связаны со степенью тяжести слухового дефекта и временем начала коррекционной работы.

Невербальные функции интеллекта, как правило, развиваются в срок. Недоразвитие всех компонентов речи (словаря, звукопроизно- шения, грамматического строя, связной речи) тормозит формирование абстрактно-логического мышления. Конкретно-образное преобладает над словесно-логическим мышлением. Недостатки наглядного мышления преодолеваются в процессе овладения словарем. При условии своевременной коррекционной работы интеллектуальное развитие в дальнейшем приходит к состоянию нормы. У глухих детей компенсация основана на формировании словесной речи и речевого мышления (устную речь глухие дети воспринимают с помощью зрения (чтение с губ): под влиянием обучения их мышление становится подвижным, критичным и самостоятельным. Слабослышащие дети из-за неуспеваемости в массовой школе и недостатков речи могут быть ошибочно приняты за умственно отсталых или детей, с недостатками речи. Во избежание подобных ошибок необходимо тщательно исследовать слух у детей (учитывая, что о наличии слуховых нарушений, при исключении зрительного восприятия речи, свидетельствует восприятие шепота на расстоянии менее трех метров, а при нормальном слухе ребенок должен с расстояния шести или семи метров слышать и повторять сказанные слова и фразы).

  • 5. Уровень развития речи. Внимание. Основной проблемой при нарушениях слуха являются расстройства речи: 1) замедлен темп формирования речи; 2) выражено недоразвитие звуко-буквенного анализа, что приводит к нарушению фонетической стороны речи, 3) бедный словарный запас и ассоциативные связи; 4) слова долго не используются как средства общения. Чтение и письмо имеют большее значение по сравнению с устной речью для интеллектуального и психического развития. Внимание соответствует норме.
  • 6. Восприятие. Память. Затруднено формирование расчлененного и обобщенного восприятия. Память близка норме, но у глухих замедлено развитие словесной памяти.
  • 7. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) — сформирована.
  • 8. Особенности обучения в школе. При условии коррекционнокомпенсаторного обучения глухие дети за двенадцать лет овладевают программой восьмилетней школы и получают профессиональную подготовку. Поскольку уровень развития слабослышащих детей зависит от времени снижения слуха и условий воспитания, то в школах для слабослышащих существует два отделения. В первое принимаются дети, владеющие развернутой речью с легкими нарушениями грамматики, специфическими ошибками письма и неточным произношением, а во второе — с глубокими нарушениями речи. За двенадцать лет дети из первого отделения получают общее среднее образование, а дети из второго — неполное среднее и профессиональную подготовку. Дети со сниженным слухом, но сформированной речью при условии индивидуального подхода могут обучаться в массовой школе.

Вывод: при условии специального и своевременного обучения дети с нарушениями слуха могут быть успешно интегрированы в общество как его полноценные члены.

Глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) могут воспитываться и обучаться в: специальных детских садах для глухих и (или) слабослышащих детей; детских садах комбинированного вида; дошкольных группах и отделениях в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей; образовательных учреждениях компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста «Начальная школа — детский сад» и «Школа — детский сад». Обучение детей чтению и письму печатными буквами начинается с двухлетнего возраста. В структуре образовательных учреждений компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей могут также быть группы и для детей преддошкольного и дошкольного возраста, или только начальные классы, или все классы, с первого по десятый-двенад- цатый школы для слабослышащих или глухих детей. Соответственно, в данных учреждениях реализуются две образовательные программы:

1) дошкольного образования для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей и 2) школьного образования для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей. Большинство специальных дошкольных учреждений интернатного типа.

Дети школьного возраста с частичным нарушением слуха (слабослышащие и позднооглохшие дети) обучаются в специальных школах II вида, уровень образования в которых отвечает нормативным требованиям государственного общеобразовательного стандарта. Основу педагогического процесса в школах II вида составляет коррекционноразвивающий принцип обучения, имеющий особую содержательную и методическую направленность.

В условиях массовой школы слабослышащему ребенку должна быть предоставлена помощь специалиста-сурдопедагога.

Направление в специальное дошкольное или школьное учреждение или группу осуществляется на основании медицинских показаний и решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Условная граница между тугоухостью и глухотой составляет 85 дБ.

Педагогическая классификация Р. М. Боскис (50-е гг. XX в.)

Классификационные критерии:

  • 1) степень поражения;
  • 2) уровень развития речи при данной степени поражения;
  • 3) время возникновения нарушения.

На основе данных критериев выделяют группы:

  • 1) глухие без речи (ранооглохшие);
  • 2) глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);
  • 3) слабослышащие с развитой речью;
  • 4) слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.
  • 1. Дайте определение понятию «нарушения слуха».
  • 2. Какие виды нарушений слуха вы знаете?
  • 3. Охарактеризуйте классификации нарушений слуха.
  • 4. В чем отличие организации учебно-воспитательной работы глухих детей и ранооглохших? Слабослышащих и позднооглохших?
  • 1. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  • 2. Еникеев М. И. Общая психология. — М.: Приор-издат, 2002.
  • 3. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  • 4. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Источник