Характеристика ребенка с нарушением интеллектуального развития

Характеристика ребенка с нарушением интеллектуального развития thumbnail

Психолого- педагогическая характеристика на

ученицу ___ класса __________«____________________»

_____________________

_______________ года рождения.

                      Проживает по адресу:  __________село ___________ ул. __________, д. _______.   ______________обучается в   М___У «_________» с 20___года. Воспитывается  в неполной семье.  Родители разведены _______-в ______ году. Мать, _________,   уехала со старшим ребёнком . ________ тогда было _______  Местонахождение мамы  в настоящий момент неизвестно.  Отец –______________?       безработный, пенсионер по уходу за больным  ребёнком,  болеет (_______). В _______ году в ноябре ему назначена пенсия по болезни.   Воспитанием девочки занимается _______ – тётя отца, пенсионерка. Условия проживания хорошие. Живут в трёхкомнатной квартире. Взаимоотношения в семье нормальные. Обучается по  адаптированной программе  («Школа России»).  Внешний вид   у ребёнка опрятный.   Двигательные   функции  сформированы соответственно возрасту, но движения ребёнка  резкие,  порывистые, спонтанные  из-за болезни.  При малейшем волнении у девочки  дрожат руки. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка  не  соответствуют возрасту. Ребёнок имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Социально-бытовые навыки также не соответствуют возрасту. Режим дня школьника  соблюдается. Пропуски учебных занятий по неуважительным причинам отсутствуют. Болеет часто.   Лечение  –  по показаниям – в стационаре, также для профилактики – санаторно-курортное. В прошлом учебном году были в санатории-профилактории  «________» (Для детей –инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). Общий  темп   деятельности низкий. Ребёнок быстро  устаёт. Ситуации успеха вызывают  у ребёнка положительные эмоции. Преобладающий тип настроения –  возбуждённо-радостный. Но бывает и подавленное настроение, когда невозможно уговорить  что-то сделать.  В такие дни с родными договариваемся о переносе занятия на другой день.        Учебно-познавательная    мотивация  недостаточно  развита. Но вместе с тем есть способности к аналитическому мышлению. Она может собрать «пазлы» достаточно быстро. Не все дети справляются с этим. Испытывает трудности в установлении  простых причинно – следственных отношений между  явлениями  действительности.  Общая мотивация социальная.  Наблюдается низкая активность внимания, повышенная утомляемость в конце учебного дня. У девочки  достаточно низкий  объем знаний об окружающем мире.    Испытывает трудности  в переходе  с устных  форм работы на письменные. Не понимает учебной задачи. Способность к волевому усилию снижена, часто не доводит начатое дело  до конца. Самостоятельно не работает. Может сама поиграть в школу, писать буквы, цифры, но не понимать при этом написанного.  У ________  замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала. Ей требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок. Прочность запоминания низкая. Воспроизведение учебной информации  неполное, неточное. Но запоминает информацию из телевизора: рекламу, фамилии артистов, может выучить услышанный стишок. Самостоятельно применить изученный материал на занятии не может.  Низкий уровень  восприятия. Уровень развития  речи ребёнка не соответствует возрастной норме. У  _______  наблюдается отставание в развитии фонематического восприятия: ученик не может проанализировать звуковой, слоговой состав слова. Ребёнок учился __ года, но пройденный материал забыла. Особенно после припадков во время обострения болезни. Приходится заново все повторять, проходить изученное.  Словарный запас  ограничен бытовой лексикой,  просторечными словами.  Может употребить нецензурную лексику. При мне не употребляла, только 1-2 раза.

        Учебная деятельность на низком   уровне: обнаруживает недостаточно сформированные основные учебные умения и навыки, низкую успеваемость по русскому языку, чтению,  математике.   По   математике сложение и вычитание чисел до 20 не может решить. Лучше получается счёт до 10.  Но после обострения болезни в конце прошлого года даже число 5 показать на одной руке, вести счет на пальцах руки не может. Считаем теперь каждый пальчик при решении  примеров. В________  любит рисовать, раскрашивать, лепить, вырезать из бумаги. Есть опять препятствие – она любит стричь себе волосы, ресницы. Поэтому постоянно в напряжении все – как бы ________ незаметно не убрала ножницы.  Все сведения об успеваемости ребёнка собраны после  разговоров  с___________, с ____________, _______учителями  начальных классов, которые вели занятия до меня.   В 3 и 4-той  четвертях  _______учебного года занятия проводила я .  В январе, феврале, в первой половине марта чувствовалось улучшение в поведении и учёбе,  но началось весеннее обострение болезни.   В мае после болезни у неё я отметила чувствительный регресс, резкое снижение и знаний, и общего поведения.  У _______ отец попал в больницу с инфарктом. Это стало для девочки ещё одним фактором, который повлиял на снижение успеваемости и поведения. Отказывается писать в тетради.  По просьбе  _________занятия проводили в классе – так девочка чувствует, что она  ученица. Больше писали уже не в тетради, а на доске мелом, читали написанные слова, слоги.  Очень любит заниматься по сюжетным картинкам, но быстро переключается. Может в классе заинтересоваться чем-то, потом её внимание очень трудно переключить на работу по теме урока.  Для  выработки внимания, развития мелкой моторики вырезали сюжетные картинки, находили соответствующие буквы, работали с клеем, завели  тетрадь для  таких занятий.  Дома ребёнок отказывается выполнять письменные  работы, поэтому на дом давались для разучивания  тематические стихи.  Некоторые из них она выучила. В конце мая  после болезни  пришлось признать, что  она многое  забыла.  

Читайте также:  Календарь роста и развития ребенка до года

                В этом учебном году с отцом и двоюродной бабушкой, _____________, договорились пройти программу 1 класса заново, приобрели тетради. Но по программе не успеваем, т.к. не всегда ребенок готов к занятиям из-за  болезни. Дистанционно ребенок не готов заниматься. ________ нуждается в общении с детьми, в играх с ровесниками. До школы она была лишена этого общения, т.к. с её диагнозом детей не принимали в ДДОУ. На переменах я играю с ней.

                 В 1 , 2, 3  классах приходила с отцом на уроки музыки для общего развития, для социализации ребёнка, для снятия напряжения. Также для социализации _________приглашали на классные мероприятия  («День именинника», «8 марта», «23 февраля» и т.д.)  и общешкольные (Новый год).  С удовольствием была на выпускном вечере, для неё тоже сделали альбом. Приходила фотографироваться с классом. Могу приложить фотографии, видеоматериал.  Дети знают её, сочувствуют, играют с ней, но  постоянных дружеских отношений с одноклассниками не   получилось. Со сверстниками общительна, в игровой деятельности есть нарушения, ребёнок  не умеет подчиняться общим правилам игры.  Иногда может в пылу игры увлечься, первозбудиться. Приходится постоянно контролировать и  корректировать её поведение. Программный  материал не усваивает. Уровень актуального развития низкий. Требуется консультация специалистов для определения образовательного маршрута.

        Дата: _____г                                                         Учитель:                           / _______/

                                                                              Директор школы:                              / _____/ 

Карта развития ребенка

ФИО ребенка 

Пол женский – дата рождения  ОУ «________»  класс _

Состав семьи: __отец,   двоюродная бабушка

ФИО матери __________- разведена.___

Возраст____________

Профессия__________________________________________

Род занятий в настоящее время _

Привычки, увлечения___________________________________

ФИО отца  – ______-_

Возраст__Средне-техническое.

Профессия – тракторист, слесарь.

Род занятий в настоящее время – безработный, пенсионер по состоянию здоровья

Привычки, увлечения –  курение, электрика, электроника.

С кем проживает ребенок  (указать: родители, мачеха, отчим, опекуны, приемные родители, бабушка, дедушка); если ребенок живет с приемными родителями или с опекунами, укажите данные:

ФИО __________________________________________________________________________

Кем приходится ребенку __________________________________________________________

Возраст___ образование___________________________________________________________

Профессия_______________________________________________________________________

Род занятий в настоящее время _____________________________________________________

Привычки, увлечения______________________________

Жилищные условия семьи – _хорошие,  трёхкомнатная квартира

Условия жизни ребенка – _хорошие

Если родители в разводе:

Сколько лет было ребенку, когда родители развелись____.  _; с кем из родителей остался ребенок – с отцом.

Кто из родственников проводит больше времени с ребенком _ бабушка

Кто из взрослых:

помогает делать домашние задания _бабушка,   сидит с ребенком в случае болезни – отец,

гуляет с ребенком – отец  разбирает конфликты бабушка

материальное положение семьи:  благополучное  ( 3 пенсии)

Особенности школьного возраста

Поведение ребенка в домашней обстановке: (вялый, угрюмый, страхи, подвижен, легко возбудим, агрессивен,  другое)_подвижен, легко возбудим.

Чрезвычайные ситуации в семье (развод, смерть близких другое)___развод______________________________

Посещал ДОУ   нет____ смена ОУ_нет

Характеристика школы (общеобразовательная, лицей, гимназия, СКОУ_вида и другое)__общеобразовательная средняя , АООП.

Когда начались проблемы и с чем связаны: _в 1 классе,_испытывает трудности в усвоении знаковых символов.______

Уровень успеваемости в школе на сегодняшний день __не усваивает по  предметам: математика, русский язык, чтение

Дублировал ли обучение, в каком классе? нет

Любимые школьные предметы  ИЗО, технология

Нелюбимые школьные предметы ___русский язык_, математика_

Отношения с учителями ____неровные____

Отношения со сверстниками_не сформированы до конца.

Краткая история настоящей проблемы:  не может организовать работу на уроке, слабо развиты память, внимание; слабое логические  мыслить мышление, программный материал не усваивает. _

Читайте также:  Период развития ребенка во время беременности

когда возникла, чем спровоцирована, как развивалась, к каким специалистам обращались)

Специалист:__________/_____________/

Источник

Интеллектуальные нарушения у детей

Интеллектуальные нарушения у детей – различные по происхождению, направленности и проявлениям отклонения умственного развития. Симптомы включают недостаточную способность к решению жизненных, учебных задач, трудности ориентировки в новой ситуации, недостаток знаний, умений, навыков, ограниченный словарный запас, сниженный уровень абстрактно-логического мышления. Диагностика проводится психиатром, неврологом, психологом. Состоит из клинической беседы, наблюдения, патопсихологических проб. Дополнительно могут назначаться инструментальные исследования головного мозга. План лечения составляется индивидуально, предполагает фармакотерапию, психокоррекцию и социальную реабилитацию.

Общие сведения

Интеллект является сложным понятием, включающим способности к накоплению опыта и знаний, умение применять их для решения задач, адаптации. Предпосылками развития интеллекта являются когнитивные функции – внимание, память, пространственное восприятие, мышление, а также психофизиологические особенности – работоспособность, инициативность, познавательный интерес. Интеллектуальные нарушения – качественные и количественные отклонения развития умственных способностей. Они могут являться центральным симптомом заболевания (олигофрения, деменция, ЗПР) либо одним из вторичных (эпилепсия, шизофрения, эндокринопатии). Точных данных о распространенности нарушений интеллекта нет, достоверно чаще они выявляются среди сельского населения, что объясняется более простыми условиями жизни, требующими меньших усилий для адаптации.

Интеллектуальные нарушения у детей

Интеллектуальные нарушения у детей

Причины интеллектуальных нарушений у детей

Интеллектуальная неполноценность развивается в результате негативного влияния эндогенных и экзогенных факторов. Чем более интенсивным и ранним было воздействие, тем более серьезные нарушения определяются у ребенка. Выделяют следующие группы причин:

  • Генетические изменения. Отклонения в интеллектуальном развитии определяются при хромосомных аномалиях – при трисомиях (синдром Дауна), делециях хромосом, однородительских дисомиях; при дисфункциях отдельных генов (аутизм, синдром Ретта).
  • Перинатальное поражение ЦНС. Негативное влияние оказывает гипоксия, вызванная заболеваниями матери (сердечно-сосудистые, эндокринные патологии, болезни почек, печени), несовместимость беременной и плода по резус-фактору, системе AB0, внутриутробные инфекции, интоксикации, радиационное облучение, сильные эмоциональные стрессы при беременности, недоношенность.
  • Натальное повреждение ЦНС. Осложненные роды, сопровождающиеся асфиксией, кровопотерями, травмами плода способны привести к органическим и функциональным нарушениям мозга.
  • Постнатальное поражение нервной системы. Интеллектуальные нарушения различной степени тяжести развиваются при нейроинфекциях (энцефалитах, менингитах), эпилепсии, тяжелых эндокринных, аутоиммунных заболеваниях, интоксикациях, черепно-мозговых травмах, дистрофиях, после клинической смерти.
  • Психические, неврологические расстройства. Интеллектуальные расстройства возникают на фоне поведенческих, эмоциональных, волевых дефектов, патологий анализаторных систем.
  • Социальные факторы. Отклонения интеллектуального развития выявляются при дисгармоничных семейных отношениях, асоциальном образе жизни родителей, педагогической запущенности детей, длительном пребывании в стационарах.

Патогенез

Патогенетическую основу интеллектуальных нарушений у детей составляют энцефалопатические и церебрастенические изменения ЦНС, психосоциальные условия развития. Функциональные, органические отклонения работы мозга по этиологии могут быть гипоксическими, травматическими, токсико-метаболическими, инфекционными. Они проявляются возбуждением либо угнетением активности ЦНС, симптомами внутричерепной гипертензии, судорожным синдромом, дисфункцией стволовых отделов мозга, недостаточностью корково-подкорковых взаимодействий, локальным поражением отдельных областей коры. Выраженность интеллектуального дефекта, его тотальность или парциальность, возможность компенсации определяются психологическими особенностями ребенка, социальными условиями.

Классификация

Нарушения интеллекта в детском возрасте разделяют на количественные и качественные. К первой группе относятся:

  • Задержка психического развития. Замедленное созревание морфофункциональных систем мозга возникает под влиянием неблагоприятных факторов, выражается незрелостью психомоторных, когнитивных функций.
  • Умственная отсталость. Является умственным недоразвитием – стойким врожденным либо рано приобретенным нарушением интеллекта. Различают три степени: легкую (дебильность), умеренную (имбецильность), тяжелую (идиотию).
  • Деменция. Приобретенное стойкое либо прогрессирующее слабоумие, развивающееся как результат утраты сформированных интеллектуальных функций.

Качественные интеллектуальные нарушения у детей обусловлены неравномерностью развития психических, психофизиологических, эмоционально-волевых функций. О расстройстве речь идет в случаях, когда своеобразие интеллекта препятствует адаптации ребенка в окружающей среде на уровне бытового самообслуживания, социальных взаимодействий, освоения учебных навыков. Качественные изменения обнаруживаются при шизофрении, раннем детском аутизме, заболеваниях органов восприятия, речевых патологиях.

Симптомы интеллектуальных нарушений у детей

Клиническая картина нарушений интеллекта разнообразна. Симптомы следует рассматривать в соответствии с классификацией: при количественных изменениях отмечается снижение обучаемости, трудности/невозможность самообслуживания, при качественных – снижение интеллекта сочетается с мозаичностью, парциальностью развития отдельных функций.

Задержка психического развития. Уровень интеллекта ниже среднего, достигает пограничных с умственной отсталостью показателей. Выделяют два варианта клинической картины. Если познавательная деятельность нарушена из-за недостаточного развития эмоционально-волевой сферы, на первый план выходит отсутствие интереса к познавательной деятельности: дети подвижны, импульсивны, предпочитают простые игры. Творческими, учебными занятиями не увлекаются, их трудно организовать, побудить к чтению, рисованию. Второй вариант – недостаточное формирование предпосылок интеллекта (памяти, работоспособности, внимания). Дети безынициативны, несамостоятельны, излишне активны либо пассивны, быстро утомляются, работают в медленном темпе (признаки церебрастении).

Читайте также:  Типы векторов в развитии ребенка

Дебильность. Характеризуется примитивностью мышления, его привязанностью к конкретным, наглядным ситуациям, недостаточной дифференцированностью эмоций, слабостью волевых побуждений. Больные позже осваивают навыки самообслуживания, способны самостоятельно одеться, выполнить гигиенические процедуры. По специальной учебной программе овладевают письмом, чтением, счетом. Подростки осваивают простые рабочие профессии.

Имбецильность. Мышление замедленное, тугоподвижное, опыт перенимается с трудом. Интеллектуально-мнестические функции снижены. Социальное взаимодействие ограничено, овладение учебными навыками невозможно. Дети с запозданием осваивают самообслуживание, простую домашнюю работу.

Идиотия. Характеризуется отсутствием речи, способности устанавливать продуктивный контакт с окружающими (исключение – единичные выполнения простых команд). Часто имеются сопутствующие неврологические патологии, заболевания внутренних органов. Подвижность ограничена, самообслуживание недоступно.

Поврежденное и дефицитарное развитие. Неравномерность интеллектуальных нарушений объясняется мозаичностью поражения ЦНС: одни функции развиты и продолжают формироваться в нормальном темпе, другие замедляются (зависит от локализации поражения – речь, пространственное, слухоречевое восприятие, запоминание). Сложные иерархические связи распадаются, развивается интеллектуальное отставание. Дефицитарное развитие приводит к интеллектуальным нарушениям на базе первичного дефекта – патологии анализатора (слуха, зрения), двигательного аппарата.

Искаженное и дисгармоничное развитие. Обуславливается текущим патологическим процессом, нарушающим равномерное развитие функций. У детей хорошо развиты вербальные интеллектуальные функции, но адаптация осложняется трудностью усвоения, понимания социальных правил. Либо ребенок обладает уникальными математическими способностями, но бытовые навыки даются тяжело.

Осложнения

При отсутствии педагогической, медицинской и психологической помощи интеллектуальные нарушения у детей осложняются социальной дезадаптацией, психопатоподобными расстройствами. Пациенты становятся неспособными посещать групповые занятия: проявляют агрессию, импульсивны, расторможены либо безынициативны, утомляемы, апатичны. При тяжелых формах интеллектуальной патологии развивается полная зависимость от родителей, больные постоянно нуждаются в помощи со стороны. Без врачебного контроля выше риск развития и прогрессирования сопутствующих соматических, в том числе неврологических заболеваний.

Диагностика

Интеллектуальные нарушения у детей определяются врачом-психиатром. Дополнительно в процесс диагностики вовлекается клинический психолог, невролог. При обследовании применяются следующие методы:

  • Клинические. Психиатр в ходе беседы определяет симптоматику нарушения, возможные причины, уровень дезадаптации ребенка, сформированность бытовых навыков. Разговаривая с пациентом, специалист оценивает запас слов, уровень общей осведомленности, умение решать логические задачи, способность абстрагироваться. Одновременно наблюдает за эмоциональными реакциями, особенностями поведения, продуктивностью контакта.
  • Патопсихологические. Психолог проводит комплексное обследование, центральное место в котором занимают тесты на интеллект. Наиболее распространенной является методика Векслера, состоящая из двух частей – вербальной и невербальной. Каждая представлена несколькими субтестами, направленными на определение различных компонентов интеллекта (ориентации в бытовых и социальных ситуациях, словарного запаса, пространственного и образного мышления и др.). Дополнительно выполняются пробы на внимание, механическую и смысловую память, сформированность аналитико-синтетической, абстрактно-логической функции мышления.

При постановке диагноза врач учитывает данные инструментальных обследований мозга (ЭЭГ, МРТ, КТ), заключения узких специалистов (невролога, эндокринолога, аудиолога, окулиста), характеристики педагогов. Нарушения интеллекта у детей необходимо дифференцировать от нормального развития в специфических условиях. Пример: дети малочисленных народов, других культур хорошо адаптированы к своим условиям проживания, обучаемы, имеют достаточный запас знаний, но затрудняются при решении повседневных задач жителей больших городов.

Лечение интеллектуальных нарушений у детей

Лечение нарушений интеллекта направлено на устранение причин обратимого характера, обеспечение поддержки и симптоматической терапии при стойкой врожденной патологии. Показаны следующие виды медико-психологической и педагогической помощи:

  • Медикаментозное лечение. Препараты подбираются с учетом этиологии интеллектуального нарушения. При органических поражениях мозга назначаются корректоры мозгового кровообращения, ноотропы, психостимуляторы; при заболеваниях эндокринной системы – гормональные средства; при психотических расстройствах – нейролептики; при эмоциональных и поведенческих отклонениях – седативные препараты, транквилизаторы.
  • Психокоррекция. Занятия проводятся психологами, олигофренопедагогами, дефектологами. Цель определяется глубиной интеллектуального нарушения, обучаемостью ребенка. Легкие формы удается скорректировать более тщательной проработкой отстающих функций. При стойких отклонениях, снижении обучаемости применяются специальные программы, нацеленные на развитие практических, повседневных навыков, способствующих адаптации.
  • Реабилитация. При легких нарушениях дети вовлекаются в учебную, спортивную, творческую деятельность в школах и учреждениях дополнительного образования. Стойкие отклонения требуют направления в специальные школы. Для предупреждения социальной, трудовой дезадаптации разрабатываются индивидуальные программы реабилитации.

Прогноз и профилактика

Прогноз интеллектуальных нарушений у детей определяется их обратимостью и глубиной. ЗПР хорошо поддается лечению, большинство детей при помощи специалистов способны «догнать» сверстников, обучаться в обычных школах. При умственной отсталости важна корректировка целей, лечение и обучение направлено на освоение практических навыков, социальную адаптацию. Чем легче форма олигофрении, тем благоприятнее прогноз. Исход качественных нарушений интеллекта определяется тяжестью, прогнозом основного заболевания. Профилактика интеллектуальных нарушений включает своевременное выявление генетических патологий, минимизацию рисков перинатальных, натальных и постнатальных неблагоприятных воздействий, создание условий для всестороннего развития ребенка.

Источник