Характеристика ребенка 4 лет с задержкой речевого развития образец

Характеристика ребенка 4 лет с задержкой речевого развития образец thumbnail

Министерство здравоохранения Калининградской области

государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Специализированный дом ребенка

 Калининградской области №2»

238050, г. Гусев, Калининградской области, ул. Школьная, д. 30

Тел/факс: 8-(401-43)-3-51-24

ИНН3902006574

УТВЕРЖДАЮ:

Главный врач ГБУЗ

«Специализированного дома ребенка

Калининградской области №2»

______________ Н.П. Тростянская

«__» _______________2016г.

Характеристика 

на ______________________________________ _____г.р.

Мальчик легко и быстро вступает в контакт, проявляет в нём заинтересованность,  контакт стабилен. Эмоционально уравновешен.

У ребенка частично сформированы культурно-гигиенические навыки, мальчик самостоятельно кушает и пьёт из чашки, моет и вытирает руки, частично одевается / раздевается. Самостоятельно садится и встает с горшка, но на него не просится. Предметами личной гигиены пользуется при помощи взрослых. Хорошо ориентируется в группе, мальчик знает свою кровать, место за столом и шкафчик.

Запас знаний и представлений об окружающем формируется медленно, но результат стабильный. Интерес к окружающему проявляет, но поверхностный. Сенсорное восприятие обеднено, но динамика в развитии устойчивая.

Даниил научился собирать пирамидку (кольца одинаковые), двухсоставную матрешку. Основные цвета не знает и не соотносит. Строит из кубиков башенку, дорожку. Собирает крупную мозаику. С помощью взрослого при непосредственном сопоставлении дифференцирует предметы по величине (большой – маленький). Моторная активность снижена. Захват предмета осуществляется всей кистью. Игровой интерес выражен недостаточно. Игра кратковременна и сводится к воспроизведению разученных игровых действий.

 Пассивный и активный словарный запас беден. Понимание речи на бытовом уровне. Начинает проявлять заинтересованность при просмотре иллюстраций и чтении потешек, инсценировок с игрушками. Мальчик по просьбе взрослого находит сам или при помощи нужные предметы (показывает рукой или берет в руки), выполняет игровые действия (“Покорми куклу”, “Положи куклу в кроватку” и т.д.). Речь состоит из отдельных звукоподражаний и нескольких общеупотребительных слов, типа: «Ам – ам», «Би-би», «Иди», «Дай», «На», «Нет», «Бах» и др.

Прогноз обучаемости положительный при условии дальнейшего сочетания коррекционно-педагогической и логопедической работы.

Гл. врач _____________________     Тростянская Н.П.

Логопед _______________________ Виноградова О.Ю.

Старший воспитатель ______________    Катунина Л.Н.

Министерство здравоохранения Калининградской области

государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Специализированный дом ребенка

 Калининградской области №2»

238050, г. Гусев, Калининградской области, ул. Школьная, д. 30

Тел/факс: 8-(401-43)-3-51-24

ИНН3902006574

УТВЕРЖДАЮ:

Главный врач ГБУЗ

«Специализированного дома ребенка

Калининградской области №2»

______________ Н.П. Тростянская

«__» _______________2016г.

Характеристика

на ______________________________________ _____г.р.

Мальчик легко и быстро вступает в контакт, проявляет в нём заинтересованность, контакт стабилен. Эмоционально неуравновешен, отмечается частая смена настроения. На протяжении дня может быть крайне возбудим, плаксив. Мальчик агрессивен по отношению к себе, реже к сверстникам. В порыве ярости может бросать игрушки, двигать детскую мебель, опрокидывать стульчики.

У ребенка частично сформированы культурно-гигиенические навыки, мальчик самостоятельно кушает и пьёт из чашки, частично одевается / раздевается. Самостоятельно садится и встает с горшка, но на него не просится. Предметами личной гигиены самостоятельно пользоваться не умеет. Хорошо ориентируется в группе, мальчик знает свою кровать, место за столом и шкафчик. Знает маршрут до участка и обратно.

Запас знаний и представлений об окружающем на низком уровне. Слабо выражен интерес к окружающему. Сенсорное восприятие крайне бедное, динамика в развитии крайне слабая. Интерес к выполнению задания не устойчивый, ребенок быстро устает.

Сергей  научился собирать пирамидку (кольца одинаковые), стаканчики. Строит из кубиков башенку. Собирает крупную мозаику. Предметы по величине (большой – маленький) не дифференцирует. Моторная активность снижена. Игровой интерес выражен крайне слабо и сводится к манипуляциям с предметами.

Пассивный и активный словарный запас крайне беден. Понимание речи на бытовом уровне. Мальчик по просьбе взрослого выполняет игровые действия, типа: «Ладушки», «Мишка косолапый». Знает сотрудников по именам.

Начал пользоваться речью, как средством общения со взрослыми. Строит фразу из 3-4 слов. Знает и рассказывает стихотворения Агнии Барто. Отвечает на простые вопросы.

Прогноз обучаемости неблагоприятный .

Гл. врач _____________________     Тростянская Н.П.

Логопед _______________________ Виноградова О.Ю.

Старший воспитатель ______________    Катунина Л.Н.

Министерство здравоохранения Калининградской области

государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Специализированный дом ребенка

 Калининградской области №2»

238050, г. Гусев, Калининградской области, ул. Школьная, д. 30

Тел/факс: 8-(401-43)-3-51-24

ИНН3902006574

УТВЕРЖДАЮ:

Главный врач ГБУЗ

«Специализированного дома ребенка

Калининградской области №2»

______________ Н.П. Тростянская

«__» _______________2016г.

Характеристика

на ______________________________________ _____г.р.

Мальчик легко и быстро вступает в контакт, проявляет в нём заинтересованность, контакт стабилен. Эмоционально стабильный, редко беспокоен и раздражителен.

У ребенка частично сформированы культурно-гигиенические навыки, мальчик самостоятельно кушает и пьёт из чашки, самостоятельно разувается. Предметами личной гигиены самостоятельно не пользуется. Самостоятельно садится и встает с горшка, но на него не просится.  В пространстве группы и на участке ориентируется не достаточно хорошо.  Мальчик знает свою кровать, место за столом.

Запас знаний и представлений об окружающем на низком уровне. Интерес к окружающему проявляет, но он поверхностный. К занятиям относится положительно, эмоционально, отвлекается редко, но в итоге соскальзывает.  Память кратковременная.

 Сенсорное восприятие обеднено, динамика в развитии крайне слабая. Юрий  собирает пирамидку (кольца одинаковые), односоставную матрешку. Основные цвета не знает и не соотносит. При организующей и обучающей помощи строит из кубиков башенку, дорожку, а шарик катит. Собирает крупную мозаику.

Читайте также:  Ребенок 1 год и 2 месяца развитие и питание комаровский

Моторная активность снижена. Захват предмета осуществляется всей кистью. Игровой интерес выражен крайне слабо и сводится к манипуляциям с предметами.

Пассивный и активный словарный запас крайне беден. Понимание речи на бытовом уровне (одноступенчатая инструкция). Проявляет интерес во время показа инсценировок с игрушками. Мальчик по просьбе взрослого выполняет игровые действия (“Покорми куклу”, “Положи куклу в кроватку” и т.д.).

Речь состоит из отдельных звукоподражаний и облегченных слов.

Прогноз обучаемости неблагоприятный .

Гл. врач _____________________     Тростянская Н.П.

Логопед _______________________ Виноградова О.Ю.

Старший воспитатель ______________    Катунина Л.Н.

Министерство здравоохранения Калининградской области

государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Специализированный дом ребенка

 Калининградской области №2»

238050, г. Гусев, Калининградской области, ул. Школьная, д. 30

Тел/факс: 8-(401-43)-3-51-24

ИНН3902006574

УТВЕРЖДАЮ:

Главный врач ГБУЗ

«Специализированного дома ребенка

Калининградской области №2»

______________ Н.П. Тростянская

«__» _______________2016г.

Характеристика

на ______________________________________ _____г.р.

Мальчик очень контактен и общителен. Эмоционально уравновешен, редко агрессивен к другим детям.

Культурно-гигиенические навыки сформированы в соответствии с возрастом, мальчик самостоятельно пользуется предметами личной гигиены, столовыми приборами, при небольшой помощи взрослого одевается и раздевается. Самостоятельно пользуется туалетом.  Хорошо ориентируется в группе и на территории дома ребенка.

Запас знаний и представлений об окружающем сформирован. Проявляет активный интерес к окружающему. Очень любознателен.

Сенсорные эталоны в стадии формирования. Динамика в развитии устойчивая. Марк умело собирает пирамидку из 8-10 колец. Последовательно собирает матрёшки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре). Знает и называет объёмные геометрические фигуры: шар, куб, кирпичик (параллелепипед), столбик (цилиндр), крыша (призма). Действует с фигурами в соответствии с их свойствами: шар – катает, из куба и призмы строит домик. Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу. Ребенок находит и может назвать предметы по их величине: большой, маленький, средний – между ними. Определяет предмет по фактуре. Основные цвета путает, но соотносит.

Мальчик активно пользуется фразовой речью. В речи ребенка преобладают существительные и глаголы, в меньшей степени пользуется прилагательными.   Словарный запас быстро расширяется. Марк с огромным интересом смотрит и самостоятельно участвует в инсценировках с игрушками, любит рассматривать иллюстрации и слушать сказки. Отвечает на простые вопросы по тексту. С интересом смотрит кукольный театр.

Прогноз обучаемости положительный.

Гл. врач _____________________     Тростянская Н.П.

Логопед _______________________ Виноградова О.Ю.

Старший воспитатель ______________    Катунина Л.Н.

Министерство здравоохранения Калининградской области

государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Специализированный дом ребенка

 Калининградской области №2»

238050, г. Гусев, Калининградской области, ул. Школьная, д. 30

Тел/факс: 8-(401-43)-3-51-24

ИНН3902006574

УТВЕРЖДАЮ:

Главный врач ГБУЗ

«Специализированного дома ребенка

Калининградской области №2»

______________ Н.П. Тростянская

«__» _______________2016г.

Характеристика

на ______________________________________ _____г.р.

Софья контактная и общительная девочка. Эмоционально уравновешенная, отзывчивая и добрая. Умеет и любит играть вместе с другими детьми.

Культурно-гигиенические навыки в стадии формирования, девочка самостоятельно пользуется предметами личной гигиены, столовыми приборами, при небольшой помощи взрослого одевается и раздевается. Самостоятельно садится и встает с горшка, но просится не всегда.  Хорошо ориентируется в группе и на территории дома ребенка.

Запас знаний и представлений об окружающем сформирован. Проявляет активный интерес к окружающему. Очень любознательна (задает вопросы).

Сенсорные эталоны в стадии формирования. Динамика в развитии устойчивая. Софья умело собирает пирамидку из 8-10 колец. Последовательно собирает матрёшки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре). Знает объёмные геометрические фигуры: шар, куб, кирпичик (параллелепипед), крыша (призма). Действует с фигурами в соответствии с их свойствами: шар – катает, из куба и призмы строит домик. Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу. Ребенок находит и может назвать предметы по их величине: большой, маленький, средний – между ними. Определяет предмет по фактуре. Знает и соотносит основные цвета.

Девочка активно пользуется фразовой речью. Словарный запас быстро расширяется. Софья с огромным интересом смотрит и самостоятельно участвует в инсценировках с игрушками, любит рассматривать иллюстрации и слушать сказки. Отвечает на простые вопросы по тексту. С интересом смотрит кукольный театр. Быстро запоминает четверостишья.

Прогноз обучаемости положительный.

Гл. врач _____________________     Тростянская Н.П.

Логопед _______________________ Виноградова О.Ю.

Старший воспитатель ______________    Катунина Л.Н.

Источник

Логопедическая характеристика

ФИО ребенка: …

Дата рождения: 2016г

Возраст на момент обследования: 3 года 1 месяц

Домашний адрес: …

Отец: …

Мать: …

Группа: II младшая группа общеразвивающей направленности

Группа здоровья: II

Личностные и психологические особенности ребёнка. Девочка спокойная, ласковая, охотно идет на контакт, проявляет любознательность к предлагаемому материалу, игрушкам. Задания ребенок выполняет после уточняющих вопросов и по образцу взрослого.

Состояние словаря. Объем пассивного словаря ниже возрастной нормы. Эля правильно показывает называемые взрослым предметы (пирамидка, кукла, мяч, мишка, лиса, зайка, уточка, курочка), подает предмет взрослому по его просьбе. Понимает и показывает действия, изображенные на картинках (мишка сидит, стоит, идет, прыгает, бежит, лежит, кушает), слова обозначающие признаки: большой /маленький.

Читайте также:  Основные особенности развития речи ребенка младшего дошкольного возраста

Ребенок понимает обращенную речь, выполняет простые вербальные инструкции в рамках конкретной ситуации и повседневного бытового общения. Эля соотносит предметы (полотенце, ложка, мыло, стул) с их функциональным значением. Понимает простые обобщающие понятия, после уточняющих вопросов: одежда (платье, носки, кофта), обувь (ботинки, сапоги, сандалии).

Активный словарь девочки на низком уровне. Ребенок произносит отдельные звуковые сочетания, употребляет некоторые нечеткие звукоподражательные слова «мяу». Произносит слово «мама», вместо целого слова «папа», произносит первый ударный слог «па», «деда» – звучит как «деа». Девочка не повторяет вслед за взрослым, отдельные звукосочетания, например: машина – «би-би», мышка – «пи-пи», курочка – «ко-ко», гусь – «га-га» и т.д. Свои просьбы ребенок выражает преимущественно с помощью указательных жестов, голосовых реакций и отдельных звуковых сочетаний.

Связная речь. Речь, как средство общения не сформирована.

Грамматический строй речи. Понимание значений грамматических изменений слова в зачаточном состоянии. Эля дифференцирует по картинкам единственное и множественное число существительных с ударными окончаниями, после уточняющих вопросов (мяч-мячи, шар-шары). Понимает значение «большой» – «маленький», с направляющей помощью дифференцирует по картинкам существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (мяч – мячик, кукла – куколка, дом – домик). Фразовая речь не сформирована.Со слов мамы, ребенком однократно было произнесено простое предложение «дай мако» – дай молоко.

Звукопроизношение. Задержанное формирование звукопроизношения.Девочка произносит гласные звуки [а], [и], [о], [э] и некоторые простые согласные звуки раннего онтогенеза [м], [п], [б], [д’], [н’], произношение звуков не всегда достаточно отчетливое.

Состояние слуховой функции. Слуховая функция сохранна. Ребенок показывает и берет в руки музыкальный инструмент, который только что звучал за ширмой (бубен, колокольчик, погремушка).

Артикуляционная моторика. Выполняет несколько движений по подражанию в игровой форме: улыбается, открывает широко рот, высовывает язык из ротовой полости, надувает щеки. Отмечается слабость кончика языка (язык находится между верхними и нижними резцами) и выступание верхней челюсти кпереди.

Состояние дыхательной и голосовой функции.Дыхание свободное. Голос тихий.В момент эмоционального оживления голос в крике – громче, звонче.

Зрительно-пространственный гнозис и праксис. Девочка ориентируется в схеме собственного тела, показывает части туловища игрушечных животных (лапы, голова, хвост). Эля собирает самостоятельно пирамидку, не располагая кольца по величине. Старается выложить фигуру «домик» из счетных палочек по образцу, палочки выкладывает неровно, «крышу» из палочек неправильно располагает на плоскости.

Зрительное восприятие. Сенсорныеэталоны у ребенка в стадии формирования. Девочка неуверенно соотносит основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий.

Ручная моторика. Ребенок выполняет по подражанию некоторые движения не в полном объеме. Движения слабые, неточные.

Состояние общедвигательной сферы. Во время ходьбы Эльвира не всегда полностью наступает на всю стопу, иногда передвигается на носочках.

Отмечается недостаточная координация движений, и ловкость их выполнения. По просьбе взрослого ребенок выполняет прыжки на двух ногах, отрываясь носочками от пола. Эля ловит мяч, бросок выполняет двумя руками снизу. Выполняет движения: «полетай как птичка», «покажи, как ходит медведь» по образцу взрослого, движения нечеткие, смазанные.

Логопедическое заключение: Выраженная задержка темпов речевого развития.

25.09.2019г

Заведующая МКДОУ детский сад «Петушок» ___________ /ФИО/

Учитель-логопед МКДОУ детский сад «Петушок» ________ /ФИО/

Источник

Психолого педагогическая характеристика ребенка с ЗРР

Задержка речи (ЗРР) — серьезный диагноз. Он сильно сказывается на психическом здоровье, способности к обучению, а также отражается на эмоционально-волевой стороне личности. Педагогам и родителям необходимо знать психолого-педагогическую характеристику ребенка с задержкой речевого развития. Это поможет оптимально организовать процесс обучения, исходя из его возможностей, а также найти правильный подход к дошкольнику.

Психолого-педагогическая характеристика: основные требования

Психолого-педагогическая характеристика — это официальный документ, в котором воспитатели, педагоги, которые работали с ребенком, отражают результаты своих наблюдений. Характеристика должна содержать только объективную информацию и раскрывать все индивидуальные особенности ребенка.

Родители, дети которых имеют диагноз ЗРР, чаще других вынуждены ее запрашивать. Как правило, характеристика требуется:

  • перед консультацией врача (психоневролога, логопеда, дефектолога и других);
  • при постановке на учет в стационаре;
  • при оформлении инвалидности;
  • при переводе в другое образовательное учреждение.

Сведения, которые она обязательно должна содержать:

  • общие данные, включая группу здоровья;
  • информацию о семье;
  • личностные качества;
  • уровень взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • уровень физической активности, степень развития координации, моторики;
  • оценка бытовых навыков;
  • оценка игровой деятельности (какие игры предпочитает, как использует игрушки, уровень потребности в игре и другое);
  • способность усваивать информацию, уровень внимания, концентрации;
  • оценка уровня речи;
  • способность анализировать информацию, соотносить свойства, цвета, размеры.

Итогом должны стать объективные выводы об уровне развития. Подробная характеристика, основанная на объективном анализе, значительно упростит дальнейшую работу с дошкольником.

Характеристика детей с ЗРР до года

ЗРР — заболевание, которое диагностируют детям до 5 лет. До этого возраста есть серьезные шансы, что дошкольник сможет нагнать своих сверстников.

Справка: согласно исследованиям, отделы мозга, отвечающие за речь, окончательно формируются к трем годам.

Человек на первом году жизни еще не владеет необходимыми навыками для полноценного общения. Но ему доступна имитация. Именно благодаря ей закладывается основа для понимания норм речи, единиц языка и правил их использования. В этом возрасте сложно выявить ЗРР, но при внимательном наблюдении можно заметить ряд признаков, указывающих на нарушение.

Читайте также:  Характеристика личностного развития ребенка дошкольного возраста

Характеристика ЗРР в первый год жизни (внешние проявления):

  • плохая или полностью отсутствующая реакция на обращенную речь;
  • со стороны НС наблюдается повышенная возбудимость или пассивность;
  • при манипуляциях с игрушками нет определенной цели;
  • рот постоянно приоткрыт;
  • отсутствует лепет, первые слова;
  • отсутствуют эмоциональные реакции (не улыбается, не реагирует на голос матери);
  • наблюдаются проблемы с глотанием, сосанием.

В первый год жизни ЗРР еще не сильно влияет на психическое развитие. За исключением ряда признаков, общая психолого-педагогическая характеристика ребенка с ЗРР ничем не отличается от нормы.

Характеристика детей с ЗРР от года до 3-х лет

После года начинается этап активного исследования окружающего мира. Малыш начинает ползать, ходить, усваивая в день колоссальный объем информации. В полтора года при нормальном развитии он активно использует простейшие слова, может донести свои потребности, проявляет эмоциональную реакцию.

Характеристика двухлетних детей с ЗРР:

ХарактеристикаОсобенности детей с ЗРР
Физическая характеристика
  • плохо развита мелкая моторика рук;
  • плохая координация мышц языка, губ
Характеристика речиПассивный словарь (понимание речи)Ориентируются в названиях предметов, но испытывают сложности с пониманием слов, обозначающих действия
Активный словарь
  • не более 10 слов схожей конструкции: слова из 2-3 открытых слогов (мама, баба, папа);
  • используют только открытые слоги, при необходимости меняют слово, добавляя гласную;
  • часто вместо слова используют один слог или звук;
  • полисемантика (то есть один звук или слог используется для обозначения разных предметов);
  • нет пополнения активного словаря, используют только постоянные, хорошо знакомые конструкции

К двум годам влияние ЗРР уже заметно на других сферах развития. Характеристика детей с ЗРР в этом возрасте уже существенно отличается от характеристики при нормальном развитии. Задержка речевого развития, характеристика детей 2-3 лет:

  • физическая активность низкая. Есть проблемы с координацией и чувством равновесия;
  • при нормальном развитии к трем годам дошкольник уже имеет собственное представление об окружающих предметах, делает умозаключения, использует речь для самовыражения. С каждым днем растет интерес к миру, людям. Это замечательная пора «почему». При ЗРР такого интереса нет, малыш не стремится к общению с другими людьми, даже близкими.
  • предпочитает индивидуальные игры;
  • не запоминает новые слова, пассивный словарь не соответствует норме;
  • в активном словаре не более двух десятков слов. Не может назвать части тела или окружающие предметы;
  • не использует простые фразы;
  • по-прежнему использует лепетные слова;
  • в речи отсутствуют неологизмы (выдуманные слова, образованные по аналогии с известными);
  • речь невнятная, непонятная для окружающих;
  • не развит «щипковый» захват. Проявляется в том, что небольшой предмет дошкольник берет всей кистью, а не пальцами.

В этом возрасте отставание в речи уже заметно сказывается на вербальной памяти и запоминании.

Характеристика детей с ЗРР после 3-х лет

Особенности детей с задержкой речевого развития после трех лет связаны с началом периода активной социализации. Дошкольник идет в детский садик и в группе своих ровесников испытывает сложности в общении, начинает беспокоиться, что его не понимают. Постепенно данная ситуация приводит к тому, что малыш замыкается в себе и уже не ищет контактов с окружающими людьми.

Характеристика при ЗРР после 3-х лет:

ХарактеристикаОсобенности при ЗРР
Физическая характеристика
  • быстрая утомляемость;
  • неловкость;
  • плохо развитая моторика кистей рук и пальцев;
  • двигательная активность низкая, очень часто хаотична;
  • плохая координация движений
Психологическая характеристика (особенности психического развития при задержке речевого развития)
  • испытывает сложности с запоминанием новой информации;
  • внимание неустойчивое;
  • не сформированы представления о пространстве и окружающем мире;
  • нет понимания связи между причиной и следствием;
  • быстрая потеря интереса;
  • не развивается логика (дошкольник с трудом сравнивает, обобщает, анализирует информацию);
  • есть трудности в понимании сложных инструкций;
  • плохо развиты навыки самообслуживания;
  • низкий самоконтроль, не доводит дело до конца;
  • всячески избегает общения, в играх предпочитает те, в которые можно играть одному. Во многих случаях не испытывает вообще потребности в игре, может начать играть только по инициативе взрослого. Игры однообразны
Характеристика речиПассивный словарь (понимание речи)Словарный запас гораздо ниже нормы. Не всегда в состоянии понять инструкцию педагога
Активный словарь
  • использует слова и фразы из мультфильмов;
  • речь невнятная, часто нарушено звукопроизношение;
  • предложения использует примитивные

С возрастом задержка в умственном развитии становится все ощутимее, поэтому характеристика со временем будет все сильнее меняться. Несмотря на то, что информация нужна, в первую очередь, специалистам, родителям также будет полезно с ней ознакомиться. Это поможет взглянуть на ситуацию со стороны и, возможно, пересмотреть свои методы воспитания.

Видео

082

Источник