Характеристика развития ребенка в семье
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ
Каибханова А. Ш.
Магистратура, 1 курс
Направление:
«Психолого-педагогическое сопровождение
субъектов организаций социальной сферы»
Научный руководитель:
к.п.н. Конькина Е.В.
Аннотация: в статье рассматривается проблема развития ребёнка в семье, влияние семьи в современном обществе, степень ценности семьи, выделены стили отношений в семье. Рассмотрена проблема становления личности ребёнка под влиянием семьи, её особенностей.
Ключевые слова: семья, ценности семьи, семейное воспитание, развитие личности ребенка.
Семья, являясь клеточкой социальной структуры общества, выступает регулятором отношений между людьми. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребёнка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребёнка.
Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определенные эталоны представлений о том, каким должен быть муж или жена, отец или мать по отношению к детям, дочь или сын по отношению к престарелым родителям и т.п. Это значит, что с социально-психологической точки зрения, семья представляет собой соответствующую исторически сложившимся нормам и ценностям данного общества социальную группу, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупностью отношений [1].
Проблему психологического развития ребёнка в семье рассматривали такие учёные как: Алешина Ю.Е., Антонова А.И., Андреевна Т.В., Дубровина И. В., Мардахаева Л.В., Сысенко В.А. и др. Многие авторы считают, что семья является одним из главных институтов развития личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности [3], [4].
В рамках данной статьи особое внимание уделяется понятию «семья» и её роли в развитии личности. Вслед за С. Л. Рубинштейном, мы будем рассматривать семью как «духовно-нравственный союз, состоящий из родителей и детей, обладающий устойчивым, постоянным характером и связанный в единстве не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве».
Эти структурные характеристики семьи, имея относительную независимость, представляют собой ее социально-психологическое единство. Полноценной семьей является такая, которая имеет в наличии все структурные компоненты отношений — супружеские, родительско-детские, детско-родительские [2].
Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно – эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности. Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность. Ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности.
Исторически сложилось так, что два первых компонента семейных отношений (муж — жена и родители — дети), которые характеризуют семью с точки зрения взрослых ее членов, их отношений между собой и к детям, издавна оказывались предметом рассмотрения в специальных исследованиях различных наук: социологии, этнографии, психологии и пр.. В то же время характеристика семьи с позиции детей — их отношения к самой семье, к родителям, их взаимоотношения между собой (отношения братьев и сестер), их удовлетворенность от принадлежности к семье как социальной группе, единому целому и пр. долгое время оставалось вне исследовательской сферы. Ребенок был неотъемлемым атрибутом семьи, но не был ее самостоятельной единицей [1].
Отношения с братьями и сестрами также являются важным моментом в воспитании детей. Какие чувства проявляют родители к старшим или младшим детям, и как это сказывается на развитии ребенка? Родители часто сравнивают детей, говоря им, что один красивее, другой умнее и т. д. При неадекватном распределении родительских чувств между детьми и открытом демонстрировании своих предпочтений у ребенка, обделенного вниманием и поддержкой со стороны самых значимых для него людей, могут формироваться комплексы, психосоматические расстройства, возникать чувства горечи, гнева, обиды и т. д.
Понятия «семья», «родительство», «семейное воспитание» неразрывно связаны между собой. В психолого-педагогической литературе существует три группы подходов к семейному воспитанию: психоаналитический (З. Фрейд, Э. Эриксон); бихевиористский ( Дж. Уотсон, Б. Скиннер); гуманистический (А. Адлер, К. Роджера) [5].
В данной статье мы будем опираться на гуманистический подход, который рассматривает человека, прежде всего, как социальное существо, развитие которого происходит через призму социальных отношений. Фундамент личности, или стиль жизни, закладывается и прочно закрепляется в детстве, основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности, на компенсацию и выработку превосходства. Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь (прежде всего, матери) способствуют развитию у ребёнка широкого социального интереса. Воспитание рассматривается не только с точки зрения пользы для отдельной семьи и ребёнка, но и как деятельность родителей, влияющую на состояние общества в целом.
Гуманистический подход подразумевает принятие человека, в нашем случае — ребенка, таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Принять, а не оценивать, тем более, не осуждать — важнейший принцип гуманистических отношений.
Семья является центром «формирования новых людей», поэтому нужно учиться быть родителями. Родительско-детские отношения должны строиться по законам эффективного личностного общения. Родитель призван научить ребенка общим способам самостоятельного разрешения проблем, занимая при этом позицию лидера, но никак не начальника. Воспитание должно быть направлено на выработку у ребенка ценнейших интеллектуальных и личностных качеств: уникальности, отзывчивости, силы, доброты, реалистичности, ответственности, самостоятельности, рассудительности.
Любовь родителей всегда рождает любовь в глазах малыша. Любовь родителей раскрывает в ребенке любовь к различным талантам, любовь к себе, к природе и к Родине.
Таким образом, ребенок, растущий в окружении любви родителей, вырастет счастливым, удачливым, постарается создать свою счастливую семью с рождением детей, любящих своих родителей. Родители старшего поколения всегда будут членами семьи младшего поколения, если воспитывали младшее поколение в любви, и будут жить единой, любящей друг друга большой семьей.
Список литературы:
[1] Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 431 с.
[2] Психология семьи: учебное пособие / М. В. Лукьянов, С. В. Офицерова – Ставрополь, изд-во СКФУ, 2017 – 138 с.
[3] Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина // Социальное здоровье России. – М. : Класс, 1994. – с. 25-37
[4] Дубровина, И. В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И. В. Дубровина // Возрастные особенности психического развития детей. – М. :1982. – 152 с.
[5] Аптикиева, Л. Р. Психологический феномен криминогенной направленности в структуре личности подростка с отклоняющимся поведением / Л. Р. Аптикиева // Вестник ОГУ. Оренбург: ОГУ, №9. – 2013. – с. 4-9.
[6] Рындак В.Г. Педагогика креативности. – М., 2012. – 248 с.
[7] Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации. – Оренбург, 2013. – 312 с.
Источник
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2097»
(ГБОУ ШКОЛА № 2097, ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КОРПУС 10)
Пахомова Татьяна Николаевна
Особенности воспитания и развития личности единственного ребенка в семье
Москва 2018
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
Когда речь заходит об однодетных семьях и воспитании в них единственного ребенка, возникает множество противоречий в толковании положительных и отрицательных последствий такого исключительного положения ребенка в семейной группе. Не только в обыденной жизни, но и в научной среде на этот счет существуют разные, чаще взаимоисключающие друг друга взгляды, которые еще больше усложняют и без того непростую проблему воспитания и развития личности единственного ребенка в семье. Здесь нет и быть не может однозначного ответа на вопросы: «Хорошо или плохо быть в семье единственным?» Как справедливо замечает по этому поводу Т. В. Андреева, «дети, у которых нет братьев и сестер, имеют одновременно лучший и худший из миров. Поскольку единственный ребенок является одновременно самым старшим и самым младшим, он соответственно обладает и чертами старшего ребенка, и сохраняет до зрелости детские черты»7.
Рассмотрим те положительные моменты,которые оказывают благотворное влияние на душевный мир и развитие единственного в семье ребенка.
Благодаря своему особому положению в семье он получает гораздо больше ласки, внимания и заботы со стороны взрослых, чем в случае, если в семье имеется несколько детей. А если учесть еще и то обстоятельство, что к его воспитанию подключаются бабушки и дедушки, то он буквально «купается» в любви. Отмечая положительную сторону такого отношения к единственному ребенку в семье, специалисты считают, что он оказывается более эмоционально устойчивым, нежели другие дети, потому что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев и сестер. По мнению А. Адлера, позиция единственного ребенка уникальна — у него нет брата или сестры, с которыми ему приходилось бы конкурировать.
Вполне закономерно, что родители возлагают особые надежды на своего единственного ребенка и создают для него самые благоприятные условия как в быту, так и в занятиях любым видом деятельности. Преимущество в формировании единственного ребенка — множество взрослых, занятых уходом за ним, его развитием, воспитанием и образованием (кстати, и финансовым содержанием, что также немаловажно в современных условиях). Поэтому он обычно хорошо успевает и отличается особыми успехами в школе, удачлив в жизни и в большинстве тестов на проверку знаний и логических способностей показывает самые высокие результаты (по сравнению с детьми с другим порядком рождения). Постоянно находясь в обществе взрослых, такие дети взрослеют гораздо быстрее своих сверстников, рано приобщаются к серьезным видам интеллектуальной деятельности, обладают высоким уровнем самооценки (вполне оправданной) и легко переносят одиночество.
Характерная черта именно единственных детей — стремление к совершенству, доходящее порой до крайности (перфекционализм). Поэтому они бывают крайне расстроены, если не преуспевают во всем, чем занимаются.
Исследователи выяснили, что единственные дети в семье чаще предпочитают интеллектуальную и исследовательскую деятельность. Как замечает по этому поводу Фредерик Т. Л. Леонг, родители могут проявлять повышенную заботу о единственном ребенке и беспокоятся о его физической безопасности. Возможно, поэтому единственные дети в семье скорее проявят интерес к интеллектуальному труду, чем к физической активности. К тому же единственному ребенку в семье уделяется больше времени и внимания, чем тем детям, у кого есть браться и сестры. Кроме того, родители могут обращать его внимание на те сферы деятельности, где возможен карьерный рост. Вместе с тем следует отметить, что в воспитании единственного ребенка возникает множество проблем,разрешить которые должным образом родителям не всегда удается, что не может не отразиться на их душевном самочувствии и на формировании личности самого ребенка. За определенные преимущества, которыми наделяется единственный ребенок в
семье, ему приходится расплачиваться целым рядом обязательств, которые на него возлагают родители. Да и сами родители нередко страдают не меньше своего ребенка, беспокоясь по любому поводу за его самочувствие, успехи, достижения, опасаясь ошибок, промахов и затруднений, с которыми он может столкнуться.
Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. К заботе родителей подключаются многие дедушки и бабушки, которые души не чают в единственном внуке или внучке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Известно, что те, кого чересчур сильно опекали и контролировали в детстве, во взрослом возрасте бывают не способны на смелые, решительные поступки, которых он был лишен в родительской семье. Кроме того, став взрослым, самостоятельным и независимым, он продолжает считать себя ответственным за все происходящее вокруг, не может справиться с ошибками и поражениями, очень много работает и нередко становится «трудоголиком». Некоторые дети, испытывая психологический дискомфорт в семье, удаляются в мир фантазий и держатся изолированно от всех, принимая на себя роль «потерянного ребенка» (кроткого ребенка). Такой ребенок проводит время в одиночестве за тихими занятиями, не досаждая никому в доме. Родители считают, что он не нуждается во внимании, так как сам может позаботиться о себе. Любит помогать оказавшимся в беде, свои трудности и интересы считает менее важным, чем проблемы и увлечения других, во всем уступает другим. Вместе с тем он сильно страдает от одиночества и из-за своей замкнутости склонен к дальнейшей изоляции. По мере взросления может приобщиться к употреблению наркотиков с целью достижения психологического комфорта.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ВОСПИТАНИЯ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА
Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Такой «детоцентризм» приводит к формированию потребительской психологии: дети начинают считать родных своим придатком, существующим лишь для того, чтобы удовлетворять их потребности и прихоти. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, когда наступает кризис, связанный с обостренным чувством взрослости.
Считается, что у единственного ребенка больше возможностей для интеллектуального развития, но это распространенное заблуждение. Единственные дети мало играют или совсем не играют в ролевые игры. Им не у кого научиться, не с кем играть, ведь взрослые не могут заменить ребенку сообщество сверстников, в котором он приобретает доступный его возрасту социальный опыт. А пробел в таких играх пагубно отражается на всем развитии ребенка, в том числе и интеллектуальном. Ведь именно такая игра дает маленькому человеку объемное представление о мире.
Единственный ребенок является только воспитуемым в родительской семье, поэтому не знает, что такое заботиться о младшем. Его малейшее желание сразу же исполняется многочисленными родственниками, поэтому он привык только принимать помощь, но не думает о том, что и другие тоже нуждаются в ней, поэтому не стремится никому ни в чем помогать. Став взрослым, он сохраняет позицию единственного, обожаемого ребенка во взаимоотношениях со сверстниками, с коллегами и даже в отношениях со своим брачным партнером.
Сложившуюся в семье позицию превосходства во взаимоотношениях с родителями и другими родственниками единственный ребенок пытается навязать и своему социальному
окружению за пределами семейной группы. Он долго находился под контролем и защитой любящих родителей и ожидает такой же заботы и защиты от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм. Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием семьи, а в дальнейшем как бы пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братом и сестрой. В результате у него бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
У детей из таких семей совсем другой социальный опыт. При столкновении с жизнью за пределами дома такой ребенок часто получает психологическую травму. Попав в детский сад или придя в первый класс, он по привычке ждет, что его будут выделять из окружающих. И когда этого не происходит, невротизируется. У него может пропасть интерес к учебе, возникает страх неуспешности, а это опять-таки не способствует интеллектуальному развитию.
Отрицательные стороны воспитания единственного ребенка заключаются в том, что он не привык к сложностям других индивидов, поэтому на протяжении всей жизни наиболее комфортно чувствует себя в одиночестве.
Единственный ребенок — действительно сложная проблема воспитания. В нем родители дольше склонны видеть малыша, а он до совершеннолетия считает собственный инфантилизм чуть ли не главным своим достоинством, ведь до поры до времени это предоставляет ему в родительском доме немалые привилегии. Он много времени проводит среди взрослых, нередко принимает участие в обсуждении проблем, которые ему недоступны, ради того чтобы еще раз услышать восторги окружающих в свой адрес. Ранняя «взрослость» проявляется у него лишь в чрезмерном скепсисе и словесных оценках. Единственный ребенок в семье часто становится жертвой родительского эгоизма, который выражается в преувеличении его возможностей и достижений. Даже педагогически подготовленные родители нередко бывают охвачены родительским тщеславием до такой степени, что наносят прямой ущерб формированию личности ребенка, его своевременной грамотной профориентации и т. п.
Поскольку единственный ребенок не привык к близкому общению с другими детьми, он часто не знает, как вести себя в интимных отношениях позже, когда женится, или выходит замуж. Он не воспринимает «пики» и «спады» в повседневной жизни с другими и поэтому с трудом принимает и понимает нормальные изменения настроения. Он не может свыкнуться с тем, что человек, который сердится на него сейчас, скоро будет смеяться и шутить. Это не значит, что единственный ребенок не любит других людей и не может входить в группу, но наиболее предпочтительна для него собственная компания.
Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, единственный ребенок обычно менее игрив и даже в детстве может походить на взрослого. Ранние взрослые разговоры дают ему высокое развитие речевых навыков, но в зрелом возрасте он оказывается наименее разговорчивым. Легкого подшучивания со стороны социально равных ему людей он не понимает. Однако, хотя привыкание к человеку для установления нормальных отношений требует у единственного ребенка значительного времени, во взрослом возрасте большинство из них прекрасно адаптируются в своем социальном окружении.
Источник