Характеристика развития ребенка младшего школьного возраста

Характеристика развития ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет.

Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения.

Учение для младшего школьника — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом, а также ребенок выходит за рамки семьи, т.к. у него расширяется круг значимых лиц. Особое значение имеют отношения со взрослым. Учитель — это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.

Взрослые начинают предъявлять к ребенку повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.

Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте предполагает следующее:

  1. Учебная деятельность становится ведущей деятельно­стью.
  2. Завершается переход от наглядно-образного к словес­но-логическому мышлению.
  3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отноше­ние маленьких школьников к отметкам).
  4. Мотивация достижения становится доминирующей.
  5. Происходит смена референтной группы.
  6. Происходит смена распорядка дня.
  7. Укрепляется новая внутренняя позиция.
  8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с ок­ружающими людьми.

Физиологические особенности младших школьников

С физиологической точки зрения младший школьный возраст — это время физичес­кого роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на времен­ном ослаблении нервной системы. Проявляются повышен­ная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания и самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, поэтому младшие школьники часто бывают непоседливы.

Основные новообразования младшего школьного возраста
— произвольность
— внутренний план действия
— рефлексия

Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе.

Появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников, обусловлено выполнением требований, предъявляемых школьнику учебной деятельностью.

По мере формирования учебной деятельности школьник приучается управлять своим вниманием, ему необходимо научиться внимательно слушать учителя и следовать его указаниям. Формируется произвольность, как особое качество психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и находить средства их достижения. В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию, а также ребенок может выполнять действия про себя, во внутреннем плане.

Ирина Базан

Литература:
Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. Возрастная психология.
В.В. Давыдов. Возрастная и педагогическая психология.
Л.Ц. Кагермазова. Возрастная психология.
О.Б. Дарвиш. Возрастная психология.

Интересные статьи на сайте

Источник

Данный период в развитии ребенка очень важен, так как меняется социальная ситуация, он приобретает новую социальную роль. Ребенок осваивает свои новые возможности и права, усваивает социальные правила. Семья в данном возрасте остается главным социальным институтом для малыша. Он идентифицируется со значимыми взрослыми (родителями) и приобретает новый социальный опыт в общении со сверстниками.

В период младшего школьного возраста осуществляется развитие таких психических функций, как память, мышление, восприятие, речь. В 7 лет уровень развития восприятия достаточно высок. Ребенок воспринимает цвета и формы предметов. Высок уровень развития зрительного и слухового восприятия.

На начальном этапе обучения выявляются сложности в процессе дифференциации. Это обусловлено еще не сформировавшейся системой анализа восприятия. Способность детей производить анализ и дифференциацию предметов и явлений связана с еще не сформировавшимся наблюдением. Уже мало просто ощущать и в системе школьного обучения. Восприятие приобретает целенаправленные формы, перекликаясь с другими психическими процессами и переходя на новый уровень — уровень произвольного наблюдения.

Память в период младшего школьного возраста отличается ярким познавательным характером. Ребенок в этом возрасте начинает понимать и выделять мнемическую задачу. Происходит процесс формирования методов и приемов запоминания.

Для этого возраста характерен ряд особенностей: детям проще запоминать материал на основе наглядности, чем на основе объяснений; конкретные названия и наименования откладываются в памяти лучше, чем абстрактные; для того чтобы информация прочно закрепилась в памяти, даже если это абстрактный материал, необходимо связывать ее с фактами. Для памяти характерно развитие в произвольном и осмысленном направлениях. На начальных этапах обучения детям свойственна непроизвольная память. Это связано с тем, что они еще не могут сознательно анализировать получаемую информацию. Оба вида памяти в этом возрасте сильно изменяются и объединяются, появляются абстрактная и обобщенная формы мышления.

Периоды развития мышления:

1)преобладание наглядно-действенного мышления. Период схоже процессами мышления в дошкольном возрасте. Дети еще не умеют логически доказывать свои умозаключения. Они выстраивают суждения на основе отдельных признаков, чаще всего внешних;

2)дети овладевают таким понятием, как классификация. Они все еще судят о предметах по внешним признакам, но уже способны выделить и соединить отдельные части, объединив их. Так, обобщая, дети учатся абстрактному мышлению.

Ребенок в этом возрасте достаточно хорошо овладевает родным языком. Высказывания носят непосредственный характер. Ребенок либо повторяет высказывания взрослых, либо просто называет предметы и явления. Также в этом возрасте ребенок знакомится с письменной речью. К психическим новообразованиям в данный период развития ребенка можно отнести:

произвольность, рефлексия и внутренний план действий.

С появлением этих новых способностей психика ребенка подготавливается к следующему этапу обучения — переходу к обучению в средних классах.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка осуществляется в

Возникновение этих психических качеств объясняется тем, что, придя в школу, дети сталкиваются с новыми требованиями, которые им предъявили учителя как школьникам.

Ребенку следует научиться управлять своим вниманием, быть собранным и не отвлекаться на различные раздражающие факторы. Происходит формирование такого психического процесса, как произвольность, которая необходима для достижения поставленных целей и определяет умение ребенка находить наиболее оптимальные варианты для достижения цели, избегая или преодолевая возникающие сложности.

Изначально дети, решая различные задачи, сначала обсуждают пошагово свои действия с учителем. Далее у них происходит формирование такого умения, как планирование действия про себя, т.е. формируется внутренний план действия.

Одним из основных требований, предъявляемых к детям, является умение развернуто отвечать на поставленные вопросы, уметь привести доводы и аргументы. С самого начала обучения за этим следит учитель. Значимым является отделение от ответов-шаблонов собственных умозаключений и рассуждений ребенка. Формирование умения самостоятельно давать оценку является основополагающим в развитии рефлексии.

Значимым является еще одно новообразование — умение управлять собственным того как ребенок поступил в школу, у него не было необходимости преодолевать собственные желания (бегать, прыгать, разговаривать и т.д.).

Попав же в новую для себя ситуацию, он вынужден подчиняться установленным правилам: не бегать по школе, не разговаривать во время урока, не вставать и не заниматься посторонними вещами во время занятий.

С другой стороны, он должен выполнять сложные двигательные действия: писать, рисовать. Все это требует от ребенка значительной саморегуляции и самоконтроля, в формировании которых ему должен помочь взрослый.

Источник

Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

В группу младшего школьного возраста попадают дети с 6-7 до 9-10 лет. В этот период у детей происходит большая физиологическая перестройка, поэтому характерными особенностями данного периода является повышенная возбудимость, непоседливость. Формируется речь, письмо, чтение, счет. Улучшаются познавательные процессы (восприятия, память, внимания).

В этом возрасте детям свойственны некоторые особенности поведения, такие как эмоциональность, отвлеченность, возбудимость, они не могут долгое время сосредотачиваться на одной деятельности, высокая утомляемость.

С поступлением в школу меняется эмоциональная сторона ребенка. Из-за смены условий жизни у школьников выявляются несколько отклонений в его поведение, такие как гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения снижают волевую активность, ребенок может находиться в угнетенном состояние и так далее. Дети впечатлительны, эмоциональны и чувствительны к окружающей среде. Младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, они очень непосредственны и откровенны в радости, горе и т.д. Присуща частая смена настроения. В младшем школьном возрасте развивается эмоциональная выразительность, это отражается в интонациях, мимики ребенка. Со временем ребенок учиться сдерживать свои эмоции, особенно когда он находится среди сверстников.

В тоже время поступление в школу требует от ребенка ответственности и дисциплинированности, что повышает психическую нагрузку – это отражается на его поведении и здоровье. В младшем школьном возрасте дети должны получать больше положительных эмоций, радости познание, приобретать уверенность в своих способностях, потом в дальнейшем детям будет легче справляться с трудностями подросткового возраста. В младшем школьном возрасте постепенно происходит снижение эмоциональной возбудимости, поэтому дети в 9-11 лет кажутся похожими в своем поведение на взрослых.

Приобретается навык социального взаимодействия, дети начинают заводить друзей. В этом возрасте отношения со сверстниками принимаются только как равноправные. Скрытно ребенок переживает стыд. В этот период у детей начинают развиваться социальные эмоции, такие как сопереживание, доверие к людям, чувство ответственности, самолюбие.

Происходит формирование самооценки. Самооценка влияет на успеваемость школьника, и наоборот, успеваемость влияет на развитие самооценки ребенка.

В младшем школьном возрасте у разных детей разное психическое и физиологическое развитие. В этом возрасте девочки в развитие опережают мальчиков. Отличаются девочки от мальчиков и во взаимодействие с предметами. Девочки стремятся приспособить предмет для использования, а мальчики хотят предметы подвергать разным испытаниям.

В этом возрасте дети очень восприимчивы и впечатлительны. Младшие школьники всегда готовы к действию, то есть поднимают руки, не могут дослушать товарища, стремятся сами отвечать. Дети с удовольствием рассказывают об увиденном, упоминая много ненужных подробностей. Им очень сложно выделять главное. Они много подражают взрослым, копируют поведение, привычки.

В младшем школьном возрасте дети еще много времени заняты игрой, в этом возрасте они жизнерадостны, очень активны и любознательны.

Главной деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. В это момент складываются значимые достижения в развитии младших школьников. Учебная деятельность способствует развитию воли. Обучение создает условие для развития познавательных потребностей, интереса к новым знаниям и умениям. В этот период идет сильное развитие познавательных процессов. Постепенно к концу периода младшей школы мотивация к учебной деятельности начинает снижаться. Это связано с тем, что теряется интерес к учебе, так как у него уже есть определенная общественная позиция.

Учебная деятельность в начальных классах развивает восприятия мира. В этом возрасте обладает неточное восприятие объектов, предметов. А воображение связано с представлением ранее воспринятого. Дальше идет развитие творческого воображения. В этом возрасте детям трудно выделять главное в одном из видов деятельности, как пересказ текста.

Воображение детей младшего школьного формируется вовремя игры. В основном воображение проявляется в игре, рисование или сочинение сказок. Одни дети воссоздают реальную действительность, другие фантазируют и создают свои фантастические и несуществующие образы. Часто в своем воображение дети создают страшные ситуации, вымышленных персонажей. Дети, которые испытывают трудности в реальной жизни, могут в качестве защиты уйти в воображаемый мир.

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Возрастной особенностью является слабость произвольного внимания, зато очень хорошо развито непроизвольное внимание. Дети этого возраста не умеют длительно сосредотачиваться на работе, их внимание легко отвлекается. К 10-11 годам устойчивость произвольное внимание у ребенка развито почти также, как и у взрослого. Дети этого возраста могут переходить от одного вида деятельности к другому без определенных усилий. Внимание младшего школьника отличается легкой отвлекаемостью. Отключение внимание спасает от переутомления. В ходе учебных занятий у детей формируется усидчивость.

Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения. Больше развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Нужно больше внимание уделять запоминанию. Ведущими видами памяти является эмоциональная память и образная. Образная память имеет свои ограничения. Дети лучше удерживают в памяти образы предметы, чем определения, понятия, объяснение, описание.

Читайте также:  К типам образовательных учреждений относят центр развития ребенка

Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Мышление младшего школьника переходит от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка начинают формироваться первые научные понятия.

В этом возрасте дети начинают регулировать свое поведение, проводить анализ своих действий. Ребенок становится самостоятельным. Начинает сам выбирать, как ему поступить в определенной ситуации. Формируется фундамент нравственного поведения. Развивается самосознание. Развитие личности младшего школьника зависит от успеваемости. В этом возрасте дети очень стремятся к достижениям.

Авторитет взрослого к концу младшего школьного возраста снижается, начинает приобретать большое значение сверстники, большое значение для детей начинает играть детское общество. Дети в этом возрасте очень сильно подвержены внешнему влиянию. Дети начинают делиться на группы, появляются лидеры. Группы мальчиков и девочек могут даже враждовать между собой.

Потребность в общение развивает речь ребенка. Словарный запас увеличивается до 7 тысяч слов. Младший школьник овладевает звуковым анализом слов. Развивается письменная речь. Ребенок к 7-11 годам уже способен воспроизводить сложную письменную речь. Для развития письменной речи у ребенка должно быть отлично развито мышление.

Характер отличается некоторыми особенностями: младшие школьники очень импульсивны, наблюдается капризность, упрямство, недостаточность воли. Возрастная особенность младшего школьного недостаточность воли, младший школьник не обладает опытом преодоления трудностей и препятствий. Он может отпустить руки при неудачах и потерять веру в свои силы и возможности. Часто наблюдается капризность и упрямство. Обычно причиной капризности и упрямства является недостаток семейного воспитания. Ребенок избалован, привык, что все его требования выполнялись и не в чем ему не отказывали. Капризность и упрямство одна из форм протеста против требований школы.

Младший школьный возраст является важнейшим этапом детства. К концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться.

Основная задача учителя и родителей в период младшего школьного возраста ребенка создать оптимальные условия для полноценного развития, для раскрытия индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Источник

Возрастные особенности младших школьников

Младший школьный возраст современными учеными определяется как от 6-7 до 9-10 лет. В данном возрасте физическое развитие ребенка, определенный запас представлений о мире, уровень развития речи и мышления, социальное восприятие окружающего мира позволяют начать процесс систематического обучения.

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни по сравнению с дошкольным возрастом: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.[2, с. 28]

С физиологической точки зрения это достаточно тяжелый период — происходит интенсивный  физический рост, за счет чего наблюдается дисгармония в физическом развитии (в 6 – 7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо), оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что влечет за собой  временное ослабление нервной системы (процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, что проявляется в повышенной утомляемости, сильной эмоциональной возбудимости и беспокойстве, повышенной потребности в движениях).

В практике школьных психологов  чаще всего обнаруживаются следующие проблемы психического и интеллектуального развития детей 6—8 лет:

1. Недостаточное речевое развитие, в том числе речевой памяти.

2.  Неполные зрительные и зрительно-пространственные представления.

3.  Задержка развития мелкой моторики рук.

4.  Недостаточно развитое внимание.

5.  Недостаточно развитая произвольность.

6.  Нарушение формирования учебной мотивации.

7.  Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).

8.  Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).

9.  Высокая утомляемость.

Первым четырем группам детей целесообразно сотрудничать с логопедом, остальные проблемы решаются преимущественно психологическими методами, иногда совместно с логопедом, дефектологом или психоневрологом.

Необходимо отметить,  что данные исследований свидетельствуют, что наиболее успешными в школе оказываются дети с относительно равномерным развитием. Жизнерадостность, активность, любознательность, способность фантазировать, сочувствовать и сопереживать для ребенка оказываются более важными в дальнейших жизненных успехах, чем сниженный фон настроения, чрезмерная послушность, зависимость от других. К сожалению, в последнее время таких детей становится все меньше.

У большинства первоклассников наблюдаются проблемы с вниманием, оно произвольно удерживается  около 20 минут, после чего наступает  утомление и учителю приходится использовать особые приемы, чтобы дети были работоспособны в течение всего урока. Некоторые дети утомляются крайне быстро: уставший ребенок начинает зевать, становится сонным, работу продолжает выполнять формально; бывают диаметрально противоположные примеры: ребенок по мере увеличения усталости становится все более активным, начинают реагировать на все случайные раздражители, движения руки становятся все более размашистыми, выполняемая работа также приобретает черты формальности; есть дети, которые испытывают пресыщение, скуку: они уходят в мир своих игр и фантазий, все меньше реагируя на требования учителя.

При утомлении у детей ухудшаются:

—  переключение (уставший ребенок не способен следовать за мыслью учителя);

—  концентрация внимания (уставший пропускает мимо ушей сказанное учителем, делает все больше ошибок при самостоятельной работе, становится все более отвлекаемым);

—  распределение внимания (ребенок испытывает затруднения при совмещении двух видов работы, например, при списывании текста, при работе по образцу).

У разных детей могут быть слабыми разные формы внимания:  если ребенок предпринимает специальные усилия, чтобы выполнить ту или иную работу, ставит перед собой определенную цель — у него сформировано произвольное внимание (способность к произвольному вниманию является главной в учебной деятельности). Произвольность, или способность следовать поставленной цели, зависит также от способности сформулировать, представить себе цель. Для этого надо научиться мысленно представлять себе не только цель, но и конкретные способы ее достижения. Эта способность обусловлена воображением, а также развитием так называемого «внутреннего плана деятельности» (это действие я сделаю вначале, это действие — потом, получу такой-то результат). Сформированность плана, в свою очередь, зависит от речевого развития, т.е. умения анализировать и обобщать информацию при помощи слов, а также запоминать ее. Умение представить себе цель и способы ее достижения предполагают способность сравнивать полученный результат с планируемым. Если постановка цели связана с будущим, то оценка — с прошлым, с умением вернуться назад.

Ученые также отмечают социальное развитие, характерное для младшего школьного возраста:

Читайте также:  Состояния здоровья и развития ребенка пмпк

1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью (характерны результативность, обязательность, произвольность, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).

2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому (эмпирическому) мышлению (формируется теоретическое отношение к действительности и на его основе теоретическое мышление и основы теоретического сознания).

3. Отчетливо виден социальный смысл учения (в отношении маленьких школьников к отметкам).

4. Мотивация достижения становится доминирующей, как итог происходит произвольность психических процессов (восприятие преобразуется в наблюдение, память реализуется как произвольное запоминание и воспроизведение с опорой на мнемотехнические средства (например, план) и становится смысловой, речь становится произвольной, построение речевых высказываний осуществляется с учетом цели и условий речевой коммуникации, внимание становится произвольным; несомненно, произвольное внимание еще нестабильно, только формируется, его удержание возможно только при волевом усилии).

5. Происходит смена референтной группы, по сравнению с дошкольным возрастом (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил к их повседневному выполнению).

6. Происходит смена распорядка дня (день становится строго нормированным, что ведет к высокой утомляемости, вызванную еще и дополнительным, не свойственным для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении; школьники устаю уже через 25-30 минут урока).

7. Укрепляется новая внутренняя позиция (ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству).

8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми( интенсивно развивается сомосознание, что напрямую зависит от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом, стиля семейного воспитания, принятых в семье ценности, взаимоотношений родителей и школы;  обучающийся младших классов  учится умению приобретать друзей и находить общий язык с разными людьми). [4, с. 55-64]

В младшем школьном возрасте (6-7 лет) интенсивно формируется личность ребенка через расширение социальных связей со сверстниками, взрослыми в школе и вне ее. Отношение к окружающему миру (нормативное,  девиантное или акцентуированное) напрямую зависит от психологической ситуации вокруг ребенка (наблюдается полная социальная адаптация или дезадаптация, школьная успеваемость или неуспеваемость, отношение родителей к успехам и неудачам ребенка, взаимоотношения с учителем и т.д.). В случае социальной неадаптации школьника уже в первом классе могут наблюдаться различные  невротические и психосоматические проявления, как следствие этого негативное отношение к школе и учебе. [3, с. 51]

Также немаловажную роль в формировании личности  необходимо отвести и семейному воспитанию: ведь именно его недостатки приводят к развитию таких качеств, как капризность и упрямство, являющимися  своеобразной формой протеста ребенка против тех требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, чего “хочется”, во имя того, что “надо”.

Все вышеперечисленное может привести к формированию системы психологической защиты, когда ребенок заведомо отвергает все, что приходит извне, не разделяя на позитивное и негативное по отношению к нему. Он автоматически и  без участия контроля со стороны сознания и самосознания негативный компонент переносит на какого-либо участника событий, которому приписывается отрицательная роль в их развитии. У такого младшего школьника не развиваются необходимые качества личности, позволяющие различать и позитивное, и негативное по отношению к нему, адекватно их анализировать и соответствующим образом реагировать.

Также Каменская В.Г. выделяет такую форму психологической защиты от снижения самооценки из-за низкой академической успеваемости, как отрицание. Активизация отрицания искажает поступающую информацию за счет избирательного блокирования ненужных или опасных сведений, угрожающих психологическому благополучию ребенка. Отрицание не позволяет ребенку получать объективную информацию о себе и о происходящих событиях, искажает самооценку, делая ее неадекватно завышенной. [1, с. 18]

В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками осуществляется познавательная предметная деятельность, формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения.

Именно в этом возрасте формируется понятие дружбы, которая выполняет целый ряд важных функций:. развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных. Коломинский Л.Я.  рассматривает так называемые первый и второй круги общения школьников. В первый круг общения входят «те одноклассники, которые являются для него объектом устойчивого выбора, – к кому он испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение». Среди оставшихся имеются такие, выбирать которых для общения ребенок постоянно избегает, и есть такие, «в отношении которых ученик колеблется, испытывая к ним большую или меньшую симпатию». Эти последние и составляют «второй круг общения» школьника. [15, с. 64]

В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и не популярные дети. На это различие в положении среди сверстников влияет ряд факторов:  привлекательные или непривлекательные нравственно-психологические черты сверстника, хорошая или плохая учеба, особенности поведения в школе и вне ее, низкий уровень развития санитарно-гигиенических навыков и особенности внешности.

Принятие ребенка сверстниками находится в прямой зависимости от развитости у него самоуважения, т.е. осознание себя как успешного в какой-то области (не обязательно школьной) человека.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: поступление в школу – переломный и тяжелый период момент в жизни каждого ребенка как с физической, так и с психологической точек зрения. Жизнь первоклассника кардинально меняется: уходят  свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность, и наоборот появляется целый ряд требований, обязательных к исполнению: ежедневный труд, режим дня, подчинение  разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнение требований учителя и т.д. Все эти факторы необходимо учитывать при работе и общении с младшими школьниками как учителям, так и родителям.

Только полноценное совместное проживание этого возраста  родителями, педагогами и школьником является тем необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта.

Список использованных источников

  1. Батуев, А.С. Высшая нервная деятельность / А.С. Батуев – М.: Высшая школа, 1991.- С. 18.
  2. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1979.- С.28.
  3. Дубровина, И.В. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. – 1987.- С.51.
  4. Коган, А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности / А.Б. Коган.  – М.: Высшая школа, 1988.- С. 55-64.
  5.  Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 1988. – 265с.
  6. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. – М.,1973. – 352с.

Источник