Характеристика развития первого года жизни ребенка по линиям развития
Источник
Общая характеристика возрастного этапа с рождения до 1 года
На первом году жизни ребенка закладывается фундамент развития психики и личности; новорожденный ребенок последовательно овладевает жизненно необходимыми навыками и двигательными умениями (переворачивается с живота на спину, ползает, самостоятельно садится, стоит без опоры, удерживает равновесие, начинает ходить); развиваются различные формы поведения малыша (пищевая, социальная, связанная с справлением естественных потребностей и ознакомлением с собственным телом и окружающим миром), проходит первичная социальная адаптация ребенка, он овладевает умением взаимодействовать в паре с родными, получает от этого эмоциональное удовольствие.
В конце первого – начале второго месяца малыш проявляет способность концентрировать внимание на внешних объектах, проявлять элементарную выборочную эмоциональную направленность на людей, у него возникают первые средства общения с ними.
Быстрыми темпами совершенствуется чувствительность анализаторов, интенсивно развивается нервная система. Младенец способен анализировать и синтезировать внешние сигналы, дифференцировать их.
В возрасте трех месяцев малыш выделяет среди других людей мать, с четырех – дифференцирует своих и чужих.
В конце первого полугодия по сравнению с другими реакциями максимальной частоты достигают доразговорные средства общения.
Родные взрослые выступают сильнейшим емоциогенным объектом, общение с ними превращается в специфическую активность, целью которой является сам контакт.
В этой активности и на ее основе формируются манипулятивная и предметная деятельности, возникает отображающая игра, появляются элементы труда. В конце первого года возникают функциональные действия, воспроизводящие взрослые способы действий с предметами.
Крик по реакции на дискомфорт превращается в форму доречевого общения. Ребенок начинает понимать слова, реагировать на них.
Возникают элементарные формы речевого диалога.
К концу первого года жизни рост ребенка составляет 70-80 см, вес около 10-12 кг (утроенный вес новорожденного).
Младенец отличается большой головой (1/4 часть тела) и короткими ногами (1/3 длины тела).
Основные антропометрические средние характеристики ребенка от рождения до 1 года представлены в таблице
Возраст | Девочки | ||
Окружность грудной клетки (см) | Длина тела (см) | Масса тела (г) | |
При рожд. | 34-38 | 48-51 | 2890-3780 |
1 мес | 36-40 | 51-56 | 3606-4694 |
3 мес | 38-43 | 58-62 | 5495-6655 |
6 мес | 43-46 | 64-69 | 7050-8910 |
9 мес | 45-51 | 68-73 | 8270-10290 |
12 мес | 47-51 | 72-77 | 9001-10800 |
Возраст | Мальчики | ||
Окружность грудной клетки (см) | Длина тела (см) | Масса тела (г) | |
При рожд. | 34-37 | 48-52 | 3075-3985 |
1 мес | 35-38 | 52-57 | 3680-4960 |
3 мес | 39-43 | 59-64 | 5950-6900 |
6 мес | 42-47 | 65-70 | 7790-9450 |
9 мес | 45-49 | 70-76 | 8705-11150 |
12 мес | 45-50 | 73-79 | 11000-11500 |
В 3 месяца ребенок держит головку, на 4-5 месяце – его рука, как орган практической деятельности и познания, начинает действовать целенаправленно. Первым целенаправленным действием является хватание, следующим – ощупывание предметов. Происходит распределение функций между правой и левой руками.
Возникают произвольные движения глаз, имеющих характер поиска, согласуются с поворотом головы и движением туловища.
В возрасте 6-8 месяцев младенец овладевает умением сидеть, на 8-м месяце передвигается на животе, с 9-го месяца начинает ползать и стоять, опираясь на опору. В конце первого года ребенок делает первые самостоятельные шаги.
Эмоции становятся способом общения ребенка с окружающей средой.
Общение взрослого с ребенком характеризуется неразрывностью их единства: он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, другой человек выступает необходимым условием развития малыша, вся его жизнь организована так, что рядом находится взрослый.
Взрослый человек вводит младенца в природную, предметную и социальную среду, знакомит с моральными правилами, выступает носителем различной информации, олицетворяет собой социальные нормы и требования, выступает посредником между ребенком и окружающим миром.
Движущей силой развития выступает противоречие между максимальной социальностью ребенка, его потребностью во взрослом человеке и минимальным владением средствами воздействия на него, возможностями реализовать собственную активность. Отношение младенца к действительности является социальным отношением. Взрослый получает статус партнера по эмоциональному сотрудничеству.
В возрасте 2-6 месяцев ведущей деятельностью выступает эмоциональное общение со взрослым, в основной форме – личностного общения. Оно предусматривает сформированную потребность ребенка в эмоциональной взаимодействии со взрослым и в его доброжелательном внимании к нему, способностью комплексом оживления (мимикой удовольствия, соответствующими жестами, активными движениями, вокализациями) реагировать на обращенные к нему улыбку, ласки, слова взрослого; узнавать мать и отца, выделять их среди других людей, особенно радоваться им, проявлять готовность поддержать контакт.
В 6-12 месяцев ведущей выступает предметно-манипулятивная деятельность, основанная на потребности ребенка в общении со взрослым как с партнером по совместным действиям.
Ребенок проявляет желание манипулировать предметами; мимикой, жестами, вокализациями, приглашает его к практическому сотрудничеству, требует от взрослого показа способов действия с предметами и игрушками, радуется открытию новых способов и свойств предметов, пытается воссоздать элементарные предметные действия, ориентируется на взрослого как на образец для подражания.
Возрастными новообразованиями у младенца выступают: элементарные формы ориентировочных реакций (сосредоточения, слежения, круговые движения глазами, задержание взгляда на новом предмете); реакция на голос матери, чувствительность к эмоциональному тону взрослого, понимание слов; целенаправленные, результативные и функциональные действия; перестройка голосовых реакций (агукание, гуканье, лепет); потребность в общении с другими родными, расширение круга общения; возникновение указательного жеста как средства связи с другим человеком; передвижения в пространстве (ползание, самостоятельная походка), отделение “я” от “мы”; простейшие мыслительные действия, основанные на установлении элементарных связей и отношений между предметами и их свойствами.
Конец первого года жизни ребенка является кризисным для развития личности. Кризис вызывается противоречием между интенсивным физическим и психическим развитием младенца, изменением его горизонтального положения на вертикальное, появлением элементарных навыков самостоятельного питания, хождения, действия с предметами и одновременно ограниченностью ресурсов малыша, который стремится к большему, чем может. Взрослый же человек, который все делает за ребенка, превращается в помощника, посредника, образец для подражания.
Основные линии развития младенца от рождения до 1 года
1. Физическое развитие
2. Эмоционально-социальное развитие
3. Познавательное развитие
4. Развитие речи
5. Экологическое развитие
6. Художественно-эстетическое развитие
Таблица “Режим дня ребенка от рождения до 1 года”
Процесс жизнедеятельности | Возраст ребенка | |||
От рожд. до 2,5-3 мес. | От 2,5-3 мес. до 5-6 мес. | От 5-6 мес. до 9-10 мес. | От 9-10 мес. до 1 года | |
Питание | Кормление по требованию | Кормление по требованию | 6.00, 10.00 14.00, 18.00 22.00 или 3.30 | 7.30, 11.30 16.00, 19.30 22.00 |
Бодрствование | Ребенок сам строит режим сон-бодрствование | Ребенок сам строит режим сон-бодрствование | 6.00-8.00 10.00-12.00 14.00-16.00 18.00-20.00 | 6.30-9.30 11.30-14.00 16.00-19.30 |
Сон | Ребенок сам строит режим сон-бодрствование | Ребенок сам строит режим сон-бодрствование | 8.00-10.00 12.00-14.00 16.00-18.00 20.00-6.00 | 9.00-1 1.30 14.00-16.00 19.30-6.30 |
Массаж, гимнастика | 9.30-10.00 | 10.00-11.00 | 11.00-12.00 | 12.00-13.00 |
Купание | 20.30-21.00 | 19.30-20.00 | 19.30-20.00 | 19.00-19.30 |
Ночное кормление | Кормление по требованию | Кормление по требованию | 22.00 | 22.00 (до 10 мес.) |
Источник
От 0 до 1 года: средний вес при рождении 3200-3400кг, средний рост 50-52см. сон 80% – прерывистый, беспокойный. Рефлексы: дыхательный, сосательный, защитный, ориентировочный. Ведущий вид деятельности: эмоциональное общение со взрослым. Свойство восприятия: познавательное. Вид внимания: непроизвольное. Сенситивный период развития: 3нед, 2мес.
Отличительные особенности первого года жизни: более быстрый в сравнении с другими возрастными периодами темп физического и нервно-психического развития, а также социального.
Ведущие линии.
1 этап: от рождения 2,5-3мес – развитие зрительного и слухового сосредоточения, развитие эмоционально-положительных реакций, формирование “комплекса оживления” (сочетание эмоциональных (улыбка), голосовых (гукание) и двигательных (движения рук и ног) реакций), формирование умения лежать на животе, приподняв голову и опираясь на предплечья.
2 этап: от 2,5-3 мес. до 5-6 мес. – формирование зрительных и слуховых дифференцировок, развитие умения тянуться к игрушкам, брать их в руки, формирование первых голосовых реакций (гуления и лепета), дальнейшее совершенствование умения лежать на животе, прогибаясь в пояснице и удерживая голову.
3 этап: от 5-6 мес. до 9 мес. – формирование умения совершать целенаправленные действия с предметами, дальнейшее совершенствование лепета, начало становления пассивной речи (слышит, понимает, но не разговаривает), развитие ползания.
4 этап: от 9 мес. до I года – формирование результативных действий с предметами, появление первых осмысленных слов, дальнейшее развитие пассивной речи, формирование умения самостоятельно ходить.
В-т | Развитие моторики, общение со взрослым. |
1 мес | Поднимает подбородок, эмоциональное общение со взрослым |
2 мес | Поднимает грудь, фиксирует взгляд |
3 мес | Улыбается, тянется за предметом, смотрит на него. |
4 мес | Начинает лепетать, сидит с поддержкой, переворачивается. Держит голову в вертикальном положении. |
5 мес | Захватывает и удерживает предмет в руке, пытается сесть, кувыркается, произносит гласные и некоторые слоги. |
6 мес | Пытается ползти на животе, начинает манипулировать предметами. |
7 мес | Сидит без поддержки, более подвижен. |
8 мес | Садится без посторонней помощи, встает с опорой. |
9 мес | Самостоятельно стоит, поднимает и играет с предметами. |
10 мес | Ходит держась за руки, садится из положения стоя. |
11 мес | Самостоятельно встает на ноги, держась за человека, ходит, держась за мебель |
12 мес | Делает первые самостоятельные шаги. Понимает 30-40 слов. Выполняет простые просьбы. Может использовать 8-10 слов. Испытывает потребность в эмоциональном общении со взрослым. |
Приемы воспитания:
– обеспечение полноценного физического развития детей, охрана и укрепление их здоровья, формирование движений, воспитание элементарных навыков аккуратности и опрятности, положительного отношения к режимным процессам;
– с целью умственного воспитания своевременное формирование ориентировочной активности, расширение сенсорного опыта детей, развитие умения действовать с игрушками и предметами быта, развитие понимания речи, подготовительных этапов активной речи;
– формирование предпосылок нравственного поведения, т.е. положительных привычек, предупреждение появления отрицательных, поощрение активности и самостоятельности во всех видах деятельности, воспитание доброжелательного отношения ко взрослым и детям;
– для развития предпосылок эстетического восприятия продуманная организация предметной среды, систематическое осуществление музыкального воспитания.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 18 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.007 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Источник
Познавательное развитие
В раннем возрасте интенсивно развивается потребность к новым впечатлениям. Приучать малыша выполнять действия, связанные с нахождением предметов и игрушек, одинаковых формой и величиной, упражняться в ориентировании на собственном теле показать глаза, нос, уши, волосы. Знакомя малыша с предметным миром, воспитатель учит его отслеживать зрением местонахождение предметов.
Раннее детство приходится на первые 2-3 года жизни ребенка. Этот период жизни является стартовым и играет особую роль в становлении личности, во многом определяя её последующее развитие.
Возраст 2 года предопределен противоречием между физическим и психологическим развитием ребенка, появлением элементарных навыков самостоятельности. Ребенок хочет больше, чем может. Взрослый, конкретно воспитатель, уже не действует за ребенка, а находится рядом и является помощником.
Художественно-эстетическое развитие.
В возрасте от 1,5 года до 2-х лет очень важно привлекать внимание ребенка к предметам ярких цветов, к изобразительным материалам и инструментам; развивать эмоциональную чувствительность к цвету; рассматривать картинки, активно реагируя на их содержание. В общении с ребенком воспитатель должен использовать игровые упражнения: “Найти цвет” и т.д. Малыш радостно воспринимает разнообразные звуки, прислушивается, эмоционально реагирует на них. Воспитатель должен создать радостную атмосферу музыкальными средствами, вызвать желание слушать её, выполнять несложные движения (ладушки, пружинки, и др.) Очень важно развить у ребенка познавательный интерес к чтению книг.
Малыши охотно рассматривают яркие книжки, игрушки, очень радуются узнавая изображения животных и получают от воспитателя подтверждение правильности своих догадок.
Важное условие полноценного познавательного развития ребенка – стабильное теплое общение с ним. Такое общение должно включать комментирующую и обращенную речь воспитателя: “Посмотри, какая птичка”, “Давай её покормим”.
Воспитатель сопровождает мимикой, жестами воспроизводит голосом явления природы: “кап-кап” – дождик; голоса животных: “мяу-мяу” – кошка, “гав-гав” – собака.
Развивая познавательную активность ребенка, направленную на ознакомление с его собственным “Я”. Воспитатель предлагает рассматривать собственные руки, ноги, отображение в зеркале собственного лица. Надо одобрять действие малыша, побуждать повторять и совершенствовать их.
Речевое развитие
Важное задание воспитателя использовать образцы речи разной интонационной расцветки. Побуждать ребенка к игровым словесным упражнениям. Очень важно, чтобы воспитатель употреблял, общаясь с малышом не только слова-признаки предметов ближайшего окружения, но и разные виды искусств, (конкретно сказки). Общаясь с малышом нужно использовать приятные по тону выражения, сопровождать их эмоциями, мимикой, жестами. Повторение звуковых комплексов. Например: прячем лицо и открываем его с “ку-ку”, поглаживание по головке (“Женя хороший мальчик…”). Впоследствии ребенок уже сам будет выполнять подобные игровые действия, комментируя их.
Автор – Золотова Камилла
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник