Характеристика развития одного ребенка второго года жизни

                      Особенности    развития детей второго года жизни

Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.

Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят.

К концу года формируется сюжетно-отобразительная игра.

Развиваются элементы наглядно-действенного мышления.

Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово.

Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе.

Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр.

Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности.

Появляются элементы совместной деятельности.

Заметно снижается темп Физического развития. Совершенствуется нервная система, что отражается на повышении работоспособности. Разная длительность бодрствования в начале и в конце года обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от I года до I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после I года 6 мес. – I.

Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей (для формирования навыков самообслуживания, расширения ориентировки в окружающем, развития речи). Постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. Важно создавать условия для разнообразной двигательной активности детей. Этому способствует правильное оборудование групповых комнат. Нельзя ограничивать двигательную активность детей (усаживать их на стульчики или на ковер и занимать рассказыванием, чтением, показом игрушек).

Для детей этого возраста характерны яркая эмоциональность. непосредствеиность. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Это чаще всего наблюдается у детей, избалованных вниманием взрослых.

Чувство радости у малышей вызывают движения, игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослым, особенно “деловое”. Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша. В условиях общественного воспитания очень рано возникают контакты между детьми: от интереса я сверстнику как к объекту, к его внешности, поведению до появления подражания ему, совместных действий, игр с ним. В процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познавательная деятельность, способность действовать по подражанию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление индивидуальных способностей, помогает формированию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий. Взрослые должны помогать ребенку вступать в контакт со сверстниками. Для этого организуются ситуации “чистого общения”, “контактов взглядов”, “эмоциональные игры”. Взрослые должны предупреждать конфликты между детьми. Уровень детских взаимоотношений зависит от уровня общего развития детей и от уровня того вида деятельности, на фоне которого они возникают. Нужно стремиться к тому, чтобы доброжелательные чувства, возникающие непроизвольно между детьми, постепенно распространялись и на совместную предметную деятельность.

В развитии речи детей наблюдается диспропорция в темпах развития понимания и активной речи.

В первом полугодии интенсивно развивается понимание и медленно активная речь. Формируется способность обобщения – это мысленное выделение общего в предметах и явлениях и основанное на атом мысленное их объединение. Важно наличие в группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, форме, величине, материалу. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов. Важно восприятие предметов ребенком при помощи разных анализаторов. Приемы: учить узнавать называемый взрослым предмет среди знакомил, среди незнакомых, близких по одному признаку, сходных по многим признакам. Развитие речи осуществляется одновременно с расширением у детей ориентировки в окружающем. В процессе общения нужно обозначать словом все то, что заинтересовало малыша, что доступно его пониманию. Развитие собственной речи происходит медленно. К I году б мес. в активном словаре насчитывается всего 20-30 слов. Речь детей непохожа на речь взрослых, ее называют автономной (облегченные слова). С появлением собственной речи значительно расширяются возможности общения, что способствует обогащению словаря. К 3-м годам в нем насчитывается до 300 слов. Взрослый должен активизировать речь детей: совершенствовать способность малышей подражать звукам и словам, учить детей отвечать на вопросы облегченными словами и т. д.

Предметная деятельность – ведущая в этом возрасте не только потому, что она преобладает в атом возрасте, но и потому, что она имеет исключительное значение для качественного формирования психики. Дети осваивают действия с предметами, развивается глазомер, координация Движений. Обогащается сенсорный опыт. Развивается мышление и речь. Тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование речевой зоны мозга, что влияет на развитие активной речи. Развиваются сосредоточенное внимание, самостоятельность, умение добиваться определенного результата.

В самостоятельной деятельности детей большее место занимают предметные действия с игрушками, отображающими близкие и понятные ребенку образы людей, животных, предметы обихода. Воспроизведение действий людей, знакомых жизненных ситуаций составляет содержание сюжетно-отобразительной игры. Действия с игрушками начинает формироваться в совместной деятельности со взрослыми в 1-м полугодии 2-го года жизни. Элементарные действия с одной игрушкой малыш повторяет многократно. Позже наблюдается перенос действий с опия-го предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается неизменным. Появляются действия с игрушками, являющиеся отражением отдельных моментов жизни ребенка и окружающих его взрослых. Ребенок может воспроизвести подряд несколько действий, пока еще не связанных между собой. В них отсутствует жизненная логика. Игра носит процессуальный характер. 2-е полугодие 2-го года жизни характеризуется разлитием сюжетно-отобраэительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не заботятся о правильной последовательности действий.

Необходимо создание предметно-игровой среды.

Важен также Комплексный метод руководства играми детей:

I) ознакомление с окружающим при активной деятельности детей;

2) использование обучающих игр, активизирующих реальный опыт детей;

3) организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реальных, условных, игрушек-заместителей);

4) активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры.

Своеобразие обучения : усвоение первых знаний и умений происходит в практической деятельности детей при непроизвольном внимании и запоминании, под непосредственным руководством взрослых. Обучение строиться на основе наглядно-действенного метода обучения, предполагающего организацию восприятия детей на основе как можно большего числа анализаторов, включения их активной деятельности и речи. Этот метод базируется на ведущих принципах дидактики: использование наглядности в сочетании со словом, принцип активности и посильной самостоятельности. Важны и такие принципы, как планомерность, повтор-кость, эмоциональность. Занятия проводятся по следующим разделам программы: развитие речи, ознакомление е окружающим и природой; сенсорное развитие, обучение действиям с дидактическими игрушками, стройматериалом, предметами-орудиями, развитие движений, музыка. Занятия проводятся по подгруппам.

Читайте также:  Особенности психического развития ребенка с ранним детским аутизмом

Источник

На втором году жизни ребенка быстрыми темпами продолжается его физическое и психическое развитие. Масса тела двухлетнего ребенка в среднем достигает 12—12,7 кг, рост — 85—86 см. К концу второго года у него насчитывается уже 20 молочных зубов. Ребенок становится физически более крепким, подвижным. Овладение навыком прямохождения является предпосылкой возникновения более сложных видов основных движений, что меняет возможности детей по отношению к окружающему миру, а следовательно, оказывает существенное влияние на развитие их центральной нервной системы.

Общение ребенка со взрослым, сохраняя эмоциональную насыщенность, становится более содержательным. Общаясь с детьми в быту, на прогулке, на занятиях, в играх, взрослый воспитывает и обучает их, формируя такие важнейшие виды деятельности, как предметная, игровая. В процессе формирования этих и других видов деятельности происходит расширение ориентировки ребенка в окружающей действительности, обогащение сенсорного опыта, развитие мышления, речи. Развиваются такие психические процессы, как внимание, память, закладываются основы воображения; эмоции ребенка становятся богаче.

Закладываются основы нравственного поведения в результате освоения ребенком способов и средств общения, принятых в обществе. Дети овладевают также разнообразными действиями с предметами бытового назначения (посуда, одежда, мебель и т. п.), игрушками, дидактическими материалами, усваивая их функциональное, т. е. принятое в обществе, назначение. Действуя с предметами, они уже могут достаточно хорошо ориентироваться в таких свойствах, например, как форма, величина, подвижность, избирательно относиться к цвету предметов, их весу, озвученности и т. п.

На протяжении всего второго года происходят существенные перестройки в характере предметной деятельности — ведущего вида деятельности в этот период жизни ребенка. Действия с предметами становятся не только направленными непосредственно на предмет (взятие, перенос и т. д.), но и совершаются с помощью предмета. Они используются как средство достижения определенной цели (одеялом ребенок укрывает куклу, из кубиков строит и т. д.), в том числе и как орудия (ложкой ребенок ест, палочкой придвигает игрушку и т. д.).

Под влиянием накопленного опыта предметной деятельности, а также общения со взрослым, наблюдений за окружающим на втором году жизни возникает сюжетно-отобразительная игра, в которой ребенок отражает простейшие жизненные ситуации.

В процессе предметной деятельности, осуществляемой в быту, на занятиях, а также в игре, происходит активное формирование наглядно-действенного мышления ребенка. Развитие предметной деятельности происходит одновременно с усвоением речи, что обеспечивает обобщение предметной деятельности в слове и дальнейшее формирование мышления, которое проходит в своем развитии ряд этапов.

Овладение речевыми умениями в этот период жизни ребенка имеет особое значение и для всего последующего периода детства.

В возрасте от 1 г. до 1 г. 6 мес. наиболее интенсивно развивается понимание речи, совершенствуется возможность речевого подражания, усложняется лепет, расширяется активный словарь, достигая к полутора годам 30—40 слов и более.

В возрасте от 1 г. 6 мес. до 2 лет идет активное развитие речи. К 2 г. активный словарь ребенка достигает 200—300 слов. В речи появляются формы множественного числа и ряд падежей существительных, повелительное наклонение, прошедшее и будущее времена глаголов. Ребенок начинает правильно произносить наиболее легкие согласные звуки.

Слово взрослого постепенно становится действенным средством организации поведения ребенка, развития его познавательной активности и самостоятельности, которая проявляется в игре, в различных видах занятий, в быту.

Дети второго года жизни получают значительный объем знаний и умений на занятиях, проводимых в игровой форме. Знания, которыми они овладевают, носят преимущественно практический характер.

Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив на музыку, художественное слово. Дети по-разному реагируют на музыку плясового и спокойного характера. У них появляются простейшие певческие интонации, они подпевают взрослому. Развивается способность соотносить движения с музыкой, появляется элементарная ритмичность, разнообразные виды движений под музыку. Развивается отзывчивость на ритм, интонации и напевность стихов и потешек.

Под влиянием обучающих и воспитательных воздействий к концу второго года жизни ребенок усваивает некоторые правила поведения: подчиняется требованиям взрослого, выполняет его поручения, по собственной инициативе обращается ко взрослому. Появляются простейшие взаимоотношения с другими детьми: ребенок проявляет интерес к своим сверстникам, к их деятельности, подражает им, стремится играть рядом, делает попытки включиться в игровые действия других детей.

На втором году жизни у детей отмечаются значительные различия в темпе развития и характере, поэтому в процессе воспитания и обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Достижения в физическом и психическом развитии детей на втором году жизни являются фундаментом для осуществления дальнейшей воспитательной работы и обучения их в дошкольном возрасте.

Источник

Мария Березина
Возрастные особенности детей второго года жизни

Вторая группа раннего возраста

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ

Особенности развития ребенка

В данном возрастном периоде темп физического развития детей несколько снижается по сравнению с первым годом жизни. На втором году ребенок ежемесячно прибавляет в весе 200_250 гш, длина его тела увеличивается в месяц примерно на 1 см. К концу второго года рост ребенка колеблиться от 83 до 91 см, а в вес — от 11 до 13 кг.

Постепенно совершенствуются все системы организма, и особенно нервная система. Повышается ее работоспособность. На втором году ребенок может бодрствовать 4 — 4.5 часа подряд. Уменьшается суточное количество сна до 12.5 часа. Ребенок меньше спит днем и с 1 года 6 месяцев переводится на один дневной сон.

В ведущей предметной и других видах деятельности развиваются все сенсорные процессы, наглядно — действенное мышление, память. Идет пролцесс активного освоения предметных действий. Формируются представления о предметах, интенсивно развивается речь.

Читайте также:  Систематика и статистика нарушений в развитии и поведении ребенка

Общение становится средством взаимодействия со взрослыми в разных видах деятельности и формирования личностных ккачеств: элементарной самостоятельности, активности, инициативности, коммуникативности.

Малыш развивается и в условиях разных видов художественной деятельности. Проявляет первые эмоциональные реакции на эстетические особенности предметов окружающего мира.

Задачи:

продолжать укреплять здоровье ребенка и содействовать развитию основных движений;

создать условия для развития предметной деятельности, ознакомления с миром предметов и действий с ними;

стимулировать познавательную активность ребенка;

развивать основы всех сторон речи: словаря, грамматического строя речи, связной речи, звуковой культуры речи;

создавать условия для развивающего взаимодействия в огбщении и выполнении элементарных правил поведения, ощющения успешности в деятельности и развития позитивного образа «я»;

содействовать развитию элементарного эстетического восприятия, способности эмоционально реагировать на эстетические способности природы, предметы ближайшего окружения, на литературные, музыкальные и изобразительные художественные образы.

Физическое развитие и здоровье детей

Общие задачи физического воспитания детей

охранять и укреплять здоровье, закаливать детский организм;

создавать условия для гармоничного физического и психического развития, повышения умственной и физической работоспособности детей;

продолжать развивать жизненно необходимые двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);

способствовать развитию физических качеств (ловкости, выносливости, быстроты и т.  д.);

создавать условиядля оптимальной двигательной активности детей в течение дня;

содействовать формированию личностных качеств (активности, самостоятельности, отзывчивости, выдержки и т.  п.);

способствовать формированию знаний, связанных с физическим воспитанием;

воспитывать интерес к физическим упраднениям.

Организация жизни ребенка

(режим)

На второмгоду дети живут по двум режимам: от 1 года до 1 года 6 месяцев (спят днем 2 раза) и от 1 года 6 месяцев до 2 лет (спят днем 1 раз).

Для детей третьего года составляется один режим,но детиделяться на две подгруппы: младшая (от 2 лет 6 месяцев до 3 лет).

Все режимные процессы с детьми младшей подгруппы проводятся в первую очередь.

Организация кормления и воспитание культурно — гигиенических навыков детей

Задачи:

полностью удовлетворять потребности детей в пище (при необходимости докармливать);

привлекать детей к посильной подготовке к приему пищи;

содействовать формированию умений:

Источник

            ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  РАЗВИТИЯ  ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
                                   ВТОРОГО  ГОДА  ЖИЗНИ.

Второй год жизни ребенка – это вновь  перемены, новый опыт, удивительные переживания, стремительное развитие. К полутора годам малыши постепенно  овладевают уверенной поступью даже по неровной поверхности. У ребенка развивается способность координировать сложные движения. Шаркающая походка сменяется обычной, пружинистой. К концу второго года жизни малыш не только может сам забраться на диван, но и ловко поднимается по лестнице, наступая то левой, то правой ногой. Ребенок начинает самостоятельно ставить ногу на носок. Он быстро овладевает методикой боковых шагов и к двум годам свободно кружится на месте. Примитивные танцевальные движения и бег – вот показатели возрастного умения овладения собственным телом к двум годам.

Малышу все хочется взять в руки, потрогать, рассмотреть. Это стремление к познанию мира вызывает обычно тревогу у родителей. Они стараются остановить ребенка: «Не трогай», «Не лезь», «Не бегай» и т.д. А между тем шустрого и любопытного малыша необходимо поощрять, а не ругать. Просто в целях безопасности лучше на время убрать подальше ценные мелкие вещицы, все режущие и колющие предметы, лекарства и предметы бытовой химии.

Подвижные игры перемежаются с тихими, когда малыш спокойно  и сосредоточенно играет своими игрушками. Он любит перелистывать книжки-картинки. У него появились любимые и нелюбимые картинки. Он может узнать и показать на фотографии самых близких ему людей.

Необходимо выделить в комнате уголок для тихих игр ребенка. Желательно, чтобы ваш малыш играл одновременно не более чем с двумя игрушками: обилие игрушек рассеивает внимание ребенка. Игрушки, которыми играет малыш, периодически надо менять.

Воспитание ребенка, особенно такого маленького, – сложное дело. Оно требует от родителей постоянной и настойчивой заботы, внимания, умения  быстро оценивать ситуацию тщательного контроля. Лучший метод воспитания очень прост: «Делай, как я!» Малыш подражает нам во всем, и потому поступки, поведение, чувства родителей и других близких родственников «воспитывают» ребенка гораздо эффективнее любых слов или специально смоделированных ситуаций. Если мы хотим вырастить человека, который (как нам кажется) будет «лучше нас», нам необходимо следить за собой и поступать не так, как привычно, а как мы хотели бы поступить.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ОТ ГОДА ДО ДВУХ ЛЕТ.

Сенсорные, иначе говоря, чувственные впечатления – это основа познания мира. Чем точнее различает ребенок свои ощущения – то есть понимает, что именно он слышит, видит, осязает, обоняет, воспринимает на вкус, – тем быстрее он сможет развиваться.

Малыш постоянно спрашивает себя и окружающих: «Что это?» и «Какое оно?» Сейчас ему очень важно узнать, какого цвета солнце (травка и сотни других предметов и явлений), большое оно или маленькое, какой оно формы, можно ли его потрогать и т.д. Получив ответы на эти и многие другие вопросы, ребенок сможет представить себе разнообразные предметы, сможет их сравнивать, описывать их качества, систематизировать – таким образом, постепенно развивается человеческий разум.

Впрочем, ребенок еще не готов к такой сложной умственной деятельности. Пока ему необходимо научиться различать цвета, определять форму предмета и его величину. Для этого можно использовать следующие упражнения и задания.

Знакомство с формой предметов.

Возьмите ведерко с крышкой и мелкие, удобные для ручки малыша игрушки разной формы и цвета: пирамидку, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, яичко, мячик, цилиндр. Высота ведерка 10-12 см, размер игрушек 3-5 см. Покажите ребенку закрытое крышкой ведерко и расскажите, что там лежит. Попросите малыша опустить ручку в ведерко и достать какую – нибудь игрушку. Ребенок  вынимает кубик или брусок (катающиеся игрушки желательно положить на дно ведерка, а сверху более устойчивые предметы). Похвалите малыша: «Молодец! Какую красивую игрушку ты вытащил из ведерка! Это кубик». Пусть ребенок рассмотрит кубик, поиграет им. После этого попросите положить игрушку на стол; покажите, как надежно стоит кубик, обратите на это внимание ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка чтение с рождения

Напомните малышу, что в ведерке есть и другие игрушки. Попросите достать их по одной; покатайте по столу шарик или яичко, объясните, что одни предметы (как кубик) устойчивы, а другие (как шарик)- нет. Когда ребенок вытащит и рассмотрит все игрушки, предложите ему сложить их обратно в ведерко. Если малыш не хочет складывать игрушки, нужно обхватить его ручку своей рукой и помочь ему перенести все игрушки в ведерко.

Знакомство с цветом предметов.

Возьмите ведерко и комплект мелких игрушек красного, синего, зеленого, желтого цвета. Высота ведерка – 12 см, размер игрушек – 3 – 5 см. Покажите малышу ведерко и предложите достать игрушки по одной. Обязательно говорите малышу, как называется каждая игрушка, какого она  цвета. Пусть  малыш рассмотрит  эти игрушки, поиграет  с  ними. Затем  положите игрушки в ведерко вместе  с ребенком. Не забывайте  подбадривать и хвалить  малыша.

РАЗВИТИЕ  РЕЧИ  РЕБЕНКА  ОТ  ГОДА  ДО  ДВУХ  ЛЕТ.

От года до двух лет ребенок очень восприимчив к усвоению речи. До  полутора лет малыш гораздо лучше понимает речь взрослого, чем говорит сам. Он уже знает названия многих игрушек, одежды, частей тела, лица, предметов домашнего обихода; хорошо запоминает названия действий, с которыми часто встречается  в повседневной жизни. Если вы, укладывая ребенка спать, умывая его, одевая, каждый день повторяете одни и те же слова: « Дай ручку», «Ложись  бай – бай», « Есть» и т.д., малыш быстро выучит эти слова.

Играя с малышом, используйте слова – инструкции: « Дай», « Принеси» и т.д. При этом объясняйте словами, что именно нужно сделать (дать, принести), иногда полезно подкреплять объяснение жестами. Старайтесь говорить с ребенком четко, немногословно, так, чтобы малышу стало ясно, что данное слово обозначает именно этот предмет.

Ребенок в возрасте от одного года до года шести месяцев любит подражать звукам, а так же повторять слова за взрослыми. Малыш с удовольствием играет словами, произносит выдуманные  им    слова – например, создает упрощенные слова из начальных звуков слова. Часто какой – нибудь слог означает не один определенный предмет, а несколько разных, но в чем – то похожих предметов. Так, малыш называет « кыс» не только кошку, но и все пушистое.

Темп развития речи у детей разный: одни начинают говорить раньше, другие позднее. При этом   скорость  овладения  словом  зависит  и от  внимания  взрослых,  которые  окружают  малыша,  и  от индивидуальных  особенностей  ребенка.

Предлагаем  несколько  упражнений для  развития  речи  ребенка.

Посадите  мишку в машину. Попросите малыша: « Дай  мне  мишку».

Покажите на себя, на мишку. Постарайтесь убедить  малыша выполнить вашу просьбу. Обязательно  подбадривайте  его.

Поставьте на стол несколько хорошо знакомых малышу игрушек     (куклу, мишку, мячик). Попросите его показать вам каждый  предмет: « Покажи куклу. Молодец!»; « Покажи  мишку, молодец»; « Дай  мне  куклу. Умница !»

Ребенок знает  названия очень  многих  вещей  и  предметов, которые  находятся  в  его  комнате  и во  всей  квартире. Все  равно  старайтесь  постоянно называть  эти  предметы. Просите  ребенка  принести  вам  подушечку, одеяло, маленький  стульчик, пирамидку и т.д.

Во время  прогулок  рассказывайте ребенку обо всем, что его окружает.

Покажите ему цветы  (деревья, камешки). Пусть ребенок  их  рассмотрит, найдет другие и покажет  их вам. Постоянно  разговаривайте  с ребенком. Объясняйте  малышу, что вы делаете, чем пользуетесь, как называются разные  предметы и явления. Используйте  в своей речи только  простые  предложения.

Рассматривайте  вместе  с ребенком  журналы, детские книжки. Просите малыша показать  знакомые  предметы: « Где мишка?», « Где кукла Таня?», « Покажи мне мячик, машинку»   и т.д.

 Во время прогулки обращайте внимание на голубей, воробьев. Предложите малышу понаблюдать за ними: они прыгают, клюют зернышки, улетают и прилетают. Скажите малышу, что это  птички. Птички тоже разговаривают: «пи-пи-пи», «чирик-чирик ». Покормите воробьев хлебными крошками. Дома возьмите книжку, найдите изображение птичек и покажите ребенку. Спросите: « Кто это?» – « Птичка». – « Как она говорит?» – «Пи-пи-пи». Прочитайте ребенку стихотворение « Птичка»:

Села птичка на окошко.

«Посиди у нас немножко!

Посиди, не улетай!»

Улетела. « Ай!»

Рассматривая птичек в книжках или наблюдая за ними на улице, читайте это стихотворение ребенку. Предложите малышу попытаться повторить каждое последнее слово.

Учите ребенка отвечать на вопросы. Старайтесь задавать ребенку простые вопросы, связанные с повседневными ситуациями. Когда ваш малыш научится отвечать на вопросы самостоятельно, не подражая взрослому, перестаньте подсказывать ему ответ. Во время игры спросите ребенка: «Хочешь куклу?» И подождите ответа: малыш должен сказать «да» или «нет» или кивнуть головой.

Предложите малышу что-нибудь вкусное, спросите: «Хочешь банан?» Когда малыш ответит на ваш вопрос, дайте ему банан. Старайтесь задавать вопросы только тогда, когда вы действительно хотите, чтобы ребенок вам ответил.

Научите ребенка называть свое имя. Подведите малыша к зеркалу, покажите рукой на отражение и спросите: «Кто это?» Скажите ребенку его имя и попросите его повторить: « Это Саша».

Спросите ребенка: «Как тебя зовут?» Если малыш не отвечает – покажите на него рукой: «Тебя зовут Саша». Возьмите фотографии вашего малыша и спрсите его: «Кто это?» Ответьте сначала сами: «Это Саша». Пусть малыш повторит за вами.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Заниматься развитием мелкой моторики можно и нужно с самого раннего возраста. Начинать надо с массажа кистей ручек ребенка и каждого пальчика, каждой его фаланги. Начните тренировку движений пальцев рук, используя народные игры-потешки: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчики здороваются»: – кончик большого пальца поочередно касается указательного, среднего, безымянного  и мизинца; – растопыренные пальчики правой и левой ручек прикасаются к друг другу.

                                   УСПЕХОВ ВАМ И ВАШЕМУ МАЛЫШУ!

Источник