Характеристика психосоциального развития ребенка инвалида
Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти.
С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия (сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный темп мышления, скованность и пассивность) в сочетании с заниженной самооценкой и отсутствием благоприятного прогноза на будущее достаточно часто приводит к появлению мыслей суицидального характера. Часто формируется комплекс неполноценности.
По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.
Рано или поздно особые дети начинают осознавать глобальность своей зависимости от здоровых членов общества. Пенсия, льготы и многое другое — все это они получают за счет здоровых людей. Осознание глобальности зависимости и привыкание к зависимости способствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями становятся отказ от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее окружение. Фактически, к дефекту развития «особых» детей присоединяется дефект воспитания.
Наиболее тяжело переживают инвалидность лица, внезапно потерявшие слух, зрение и воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего.
Исследования модели будущего детей-инвалидов показали, что она изменена по сравнению с моделью будущего здоровых детей. В 14-15 лет 36% особых детей мечтают об улучшении здоровья и все 100% — о получении конкретной профессии. Но, в 15-16 лет представление о будущем сужено — жизнь планируется на 5 лет и только в отношении работы. Эмоциональная окраска будущего отрицательная. Дети не уверены в своих шансах. Мечтают быть артистом, врачом, балериной, юристом, но понимают, что в лучшем случае будут переводчиком, машинисткой, швеей. Модель будущего бедна, ограничена в содержании и временной характеристике, в эмоциональном плане она отрицательна. В структуре модели будущего появляются противоречивые моменты. С одной стороны, желаемое будущее компенсирует ограничение реальных возможностей, имеет положительную окраску и отражает защитный механизм от возможных неудач. С другой стороны, низкий уровень удовлетворенности собой порождает внутриличностный конфликт с последующим формированием различных неврозов, серьезно осложняющих межличностные взаимоотношения.
В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее.
Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену отчуждения в собственной семье.
Дети с нарушением слуха
Психическое развитие детей с нарушением слуха – это особый тип развития, происходящего в специфических условиях взаимодействия с окружающим миром. Первичное нарушение слухового восприятия ведет к недоразвитию наиболее тесно связанных с ним функций – речи, а также к замедленному развитию памяти, мышления, других познавательных, а также волевых и эмоциональных психических процессов. Все это тормозит развитие детей с нарушением слуха. Объем внешних воздействий на ребенка сужен, взаимодействие со средой обеднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Наблюдается несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления. У детей с нарушением слуха отмечается замедление психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение развития в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания. В раннем детстве, дошкольном, младшем школьном возрасте особое внимание следует уделять развитию речи, движений. Трудности в развитии двигательной сферы в основном компенсируются к подростковому возрасту, но некоторые особенности сохраняются и далее – замедленный темп выполнения движений и овладения двигательными навыками, трудности в сохранении равновесия, особенности мимики. В подростковом возрасте, опираясь на уровень развития словесной речи, следует развивать словесную память, абстрактно-понятийное мышление, воображение. В юношеском возрасте следует уделять внимание развитию личности и самосознания, как факторов, влияющих на социально-трудовую адаптацию.
Дети с нарушением зрения
Влияние глубоких нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности, сказывается на формировании личностной и эмоционально-волевой сферы. Снижается общее количество получаемой извне информации, изменяется ее качество. Ограничиваются возможности формирования образов воображения, памяти. Происходят качественные изменения взаимодействия анализаторов, возникают особенности в ориентации и мобильности в пространстве. Происходят изменения в физическом развитии – нарушается точность движений, их интенсивность, становится специфической походка. Формирование и развитие психической системы у детей с нарушениями зрения непосредственно связано с коррекционной работой, с формированием компенсаторных возможностей. Наличие зрительного дефекта вызывает состояние тревожности, неуверенности в своих силах и возможностях. Смена обстановки, привычных условий деятельности может вызвать у детей с нарушениями зрения стрессовое состояние. Этим детям свойственна меньшая познавательная активность, поэтому развитие общения, речи этих детей играют особую роль и свидетельствуют о степени его социального развития. Зависимость от взрослых и товарищей, боязнь новых условий и перемен, – вот то, что формируется при отсутствии внимания к социализации детей с нарушениями зрения.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка в целом. Причинами выраженной задержки психического развития детей являются минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы, возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном периоде, во время родов, в первые годы жизни ребенка, длительные хронические заболевания, перенесенные в раннем детстве, а также длительная социально-культурная депривация (пребывание с момента рождения в условиях неблагоприятной семьи, дома ребенка) и влияние стрессовых психотравмирующих факторов. Стойкие формы ЗПР, как правило, связаны с мозаичными органическими повреждениями центральной нервной системы. Этим они отличаются от умственной отсталости, которая характеризуется тотальным недоразвитием мозговых структур.
Категория детей с ЗПР по степени выраженности отставания в развитии и индивидуальным проявлениям очень неоднородна. Общим для всех детей с ЗПР является отставание во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Это выражается в замедленной по сравнению с нормой скорости приема и переработки сенсорной информации, недостаточной сформированности умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности, отрывочности знаний и представлений об окружающем. Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой. Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности. Существенной особенностью детей с ЗПР является неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
Детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в разнообразных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте, которое сопровождается патологией мышц (параличами). ДЦП обусловливает поражение двигательных зон и проводящих путей головного мозга, что сопровождается двигательными расстройствами. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в нарушении мышечного тонуса, наличии насильственных движений, несформированности актов равновесия и координации, недостатках мелкой моторики. Это разностороннее заболевание может иметь различную степень выраженности. По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на детей с тяжелыми нарушениями; детей, имеющих среднюю степень выраженности двигательных нарушений; детей имеющих легкие двигательные нарушения. Помимо двигательных расстройств у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут отмечаться недостатки интеллектуального развития. Это обусловлено как поражением головного мозга, так и двигательной и социальной депривацией, возникающей в результате ограничения двигательной активности и социальных контактов. Задержка психического развития проявляется в отставании формирования мыслительных операций, задержке и неравномерности развития отдельных психических функций. У многих детей имеются нарушения восприятия, формирования пространственных и временных представлений, схемы тела. Практически у всех детей отмечаются астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти. При ДЦП, как правило, двигательные расстройства сочетаются с речевыми нарушениями. Выраженность речевых нарушений различна – от легких стертых форм до совершенно неразборчивой речи. Не существует соответствия между выраженностью двигательных нарушений и степенью недостаточности других функций. Тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП – с тяжелым недоразвитием психических функций. Большинство детей имеют значительные потенциальные возможности развития психики, однако физические недостатки (нарушение двигательных функций, слуха, зрения), нередко множественные, речедвигательные трудности, астенические проявления и ограниченный запас знаний вследствие социально-культурной депривации маскируют эти возможности. Для таких детей характерны особенности в формировании личности: пониженный фон настроения, тенденция к ограничению социальных контактов, заниженная самооценка, уход в болезнь, ипохондрические черты характера, снижение познавательной активности. Это связано с ранним осознанием физического дефекта и переживанием своей неполноценности, а также с неправильным воспитанием – гиперопекой, ограничением активности и самостоятельности.
Таким образом, родители детей инвалидов должны обладать очень разнообразными качествами, такими как: внимательность, поддержка, понимание, сочувствие, и многими другими не маловажными качествами. Зачастую родителям так же сложно принять тот факт, что их ребенок инвалид, у него ограничены возможности, он не сможет воплотить большинство желаний своих родителей, потому важно не только помогать детям, но и родителям. Так же если родители должным образом будут помогать своим детям, то они не будут чувствовать себя ненужными или «особыми», отличающимися от других детей.
Источник
Приложение
Всесторонняя психосоциальная оценка ребёнка и семьи
Дело № __________________________
Дата: ____________________________
Социальный работник: _________________________________________________________
Ребенок, члены семьи и значимые для ребенка лица
Имя и фамилия
Дата рождения
Адрес (фактический и регистрация) и телефон
Индикаторы функциональности семьи
+/-
Описание ситуации в семье по данному индикатору
1. Жилищные условия
1.1. Дом/квартира является частной собственностью семьи.
1.2. Территория вокруг жилища в целом содержится в порядке, санитарные требования соблюдены.
1.3. Опасных элементов вокруг дома (электрические провода, магистраль, железная дорога, овраг и т. д.) нет.
1.4. В доме чистота и порядок, соблюдены санитарно-гигиенические требования (попадание света, влажность, температура в помещении, грызуны и насекомые).
1.5. Жилище отвечает требованиям безопасности (нет аварийного состояния).
1.6. Жилище снабжено необходимыми коммунальными услугами (вода, канализация, электричество, газ).
1.7. Жилплощадь и количество комнат соответствуют нуждам семьи, у ребенка есть свое пространство.
1.8. Семья имеет необходимую мебель и оборудование (кровати, обеденный стол, письменный стол, стулья, шкафы, кухонные принадлежности, санузел).
1.9. Доступность транспорта (личный либо общественный).
1.10. Жилище удобно и доступно для инвалидов.
1.11. Ребенок имеет стабильное место проживания.
2. Финансовое положение
2.1. Родители/опекуны имеют постоянную работу и необходимые навыки для трудоустройства; нет опасений относительно потери работы.
2.2. Семья не испытывает серьезных финансовых проблем.
2.3. Семейный бюджет планируется и используется для удовлетворения основных нужд.
3. Отношения семьи с родственниками и общиной
3.1. У семьи есть широкий круг родственников и друзей, с которыми они регулярно взаимодействуют.
3.2. Семья активно участвует в жизни общины (посещает свадьбы и похороны, участвует в праздниках, приглашает гостей).
3.3. Семья открыто принимает помощь от родственников, друзей и соседей.
3.4. Родственники, друзья или соседи помогают заботиться о ребенке.
3.5. Члены семьи состоят в общественных группах поддержки (напр. ассоциация родителей детей-инвалидов).
4. Пользование общественными услугами и ресурсами общины
4.1. Семья проживает в месте с развитой социальной инфраструктурой (образовательные и здравоохранительные учреждения, спортивная/игровая площадка и т. д.).
4.2. Семья получает социальные пособия.
4.3. Семья пользуется необходимыми социальными услугами, существующими в общине (детский сад, школа, поликлиника, реабилитационный центр, дом творчества).
5. Отношения ребенка с членами семьи
5.1. Родители разбираются в вопросах детского развития, имеют реалистичные ожидания и видят корни проблемы.
5.2. Родители использую гуманные методы воспитания, не подвергают ребенка насилию, телесным наказаниям, эмоциональному давлению, относятся с заботой и вниманием.
5.3. Родители готовят ребенка к самостоятельной жизни, но не подвергают ребенка трудовой эксплуатации (опасному тяжелому труду).
5.4. У ребенка есть режим дня, соответствующий его возрасту и личным характеристикам.
5.5. Родители принимают свою роль добровольно, любят детей, относятся к ним тепло и позитивно.
5.6. Родители внимательны и адекватно реагируют на нужды ребенка (правильно распознают жесты, устанавливают глазной контакт, проявляют терпение, играют с ним).
5.7. Существует видимая вербальная и эмоциональная связь родителя с ребенком (ребенок может открыто выразить свои мысли и чувства).
5.8. Ребенок, в общем, придерживается правил, установленных родителями.
6. Стимуляция развития ребенка
6.1. У ребенка есть развивающие игры, соответствующие его возрасту.
6.2. Родители читают детям книги, контролируют просмотр телевизионных программ, проверяют домашнее задание, посещают школьные родительские собрания.
6.3. Родители понимают роль игры в развитии ребенка (создают игровые ситуации, условия для игры, участвуют в играх).
6.4. Родители понимают важность дошкольного, школьного и профессионального образования, обеспечивают ребенка школьными принадлежностями.
6.5. Досуг ребенка планируется родителями вместе с ним и направлен на развитие.
6.6. Члены семьи придерживаются единой методики воспитания.
7. Взаимоотношения членов семьи
7.1. Члены семьи расположены к общению и обсуждению, поощряют друг друга выражать мнение, взаимодействуют без конфликтов.
7.2. Семейные обязанности распределяются между членами в соответствии с их способностями и пожеланиями.
7.3. Члены семьи относятся друг к другу с уважением, доверием и заботой.
8. Личная характеристика членов семьи
8.1. Родители/опекуны выросли в благополучной биологической семье, с любящими родителями.
8.2. Родители в детстве либо во взрослом возрасте не испытывали физического, сексуального либо эмоционального насилия.
8.3. Родители не злоупотребляют алкоголем или наркотическими средствами (в прошлом и настоящем).
8.4. Родители не имели и не имеют хронические заболевания (туберкулез, астма, порок сердца, аллергия, кожные и венерические заболевания, СПИД).
8.5. Родители не имеют физических либо психических ограничений, которые могли бы повлиять на функциональность семьи; родители не подвергаются длительной госпитализации.
8.6. Родители не совершали преступных деяний, не проявляют агрессии и насилия (физического и эмоционального).
8.7. Ни один из членов семьи не находится в заключении либо в другом длительном отсутствии (трудовая миграция).
8.8. Родители не страдают нездоровой подозрительностью, доверяют окружающим в разумных пределах.
8.9. Родители эмоционально и экономически независимы, могут самостоятельно обеспечивать свои текущие нужды (например, покупать и готовить еду), принимать решения и выполнять обязанности по работе.
8.10. Родители готовы к сотрудничеству, открыто ищут помощь, делятся информацией, открыты к новым идеям, инициативны относительно решения своих проблем.
8.11. Родители эмоционально стабильны и оптимистично настроены.
8.12. Родители поддерживают здоровый баланс между личными потребностями и потребностями ребенка.
8.13. Родители имеют профессиональное образование (среднее или высшее) и обладают базовыми знаниями для самостоятельной жизни и воспитания ребенка.
9. Психосоциальная характеристика ребенка
9.1. Развитие ребенка (физическое, эмоциональное, когнитивное, речевое) не вызывает беспокойства и соответствует его возрасту.
9.2. В поведении ребенка не проявляется агрессия, тревожность и другие поведенческие нарушения; ребенок дружелюбен и толерантен по отношению к другим.
9.3. У ребенка нет хронических заболеваний.
9.4. Ребенок не имеет физических либо психических ограничений, которые могли бы повлиять на его функциональность (инвалидность).
9.5. Ребенок получает образование в школе/детском саду, его успеваемость и посещаемость удовлетворительные.
9.6. У ребенка есть друзья, ему нравится проводить время с ними.
9.7. Ребенок не подвергался физическому, сексуальному либо эмоциональному насилию или эксплуатации.
9.8. Ребенок не употребляет алкоголь, наркотические и токсичные средства.
9.9. В истории ребенка не было противоправного поведения.
Источник