Характеристика психического развития нормально развивающегося ребенка
Психическое развитие ребенка представляет собой сложный, длительный, непрерывный процесс, протекающий под влиянием разного рода факторов. Они бывают наследственными, биологическими, социальными. Развитие психики – неравномерный процесс. Условно его можно разделить на несколько этапов. В нашей статье детально остановимся на особенностях психического развития детей и психических процессах, характерных для разных возрастных групп. Обязательно рассмотрим факторы, влияющие на формирование психики и методы диагностики, позволяющих определить уровень развития ребенка.
Особенности формирования нервной системы ребенка
Развитие психики малыша начинается за несколько месяцев до его появления на свет, еще в утробе матери. На разные звуки и другие внешние раздражители плод реагирует определенным образом: он начинает вести себя более активно или, наоборот, затихает. Происходит это благодаря его нервной системе, что, в свою очередь, отражается на психике малыша. Эти два понятия неразрывно связаны между собой.
Развитие нервной системы в первый год жизни ребенка происходит стремительно, в несколько раз быстрее, чем во все последующие годы его жизни. Так, если мозг новорожденного весит 1/8 часть массы его тела, то к годовалому возрасту его вес увеличивается вдвое. И хотя дальше темпы развития замедляются, они приобретают несколько иной характер, и направлены больше на развитие психических навыков. После появления малыша на свет, его мозг не только не перестает расти, но и продолжает активно формироваться.
Можно с уверенностью сказать, что психика – это ответ на активность нервной системы человека, а психическое развитие ребенка – процесс сложный и уязвимый. Изначально на него оказывает влияние наследственно-биологический фактор. Позже подключается социальный спектр и взаимоотношения родителей в семье. Для разного возраста характерны свои особенности психического развития ребенка. На возрастных нормах остановимся более детально.
Этапы формирования детской психики
По мере своего взросления ребенок развивается не только физически. Одновременно с ростом тела происходит и формирование его психики. На практике выделяют следующие этапы психического развития детей:
- Младенчество: от рождения до 1 года. На этом этапе происходит активный рост и развитие мозга ребенка. Первый год жизни малыша характеризуется его повышенной активностью, приобретением моторных навыков.
- Раннее детство: от 1 до 3 лет. В этот период происходит развитие сенсорной моторики – базы для остальных, более сложных психических функций.
- Дошкольный возраст: от 3 до 7 лет. На этом и следующем этапе действия ребенка будут приобретать индивидуальный характер, развивается личностная сфера психики.
- Младший школьный возраст: от 7 до 11 лет. К началу этого периода происходят существенные изменения в жизни ребенка, непосредственно связанные с развитием интеллектуально-познавательной функции психики.
- Подростковый период: от 11 до 15 лет. Для этого этапа характерны следующие возрастные особенности психического развития детей: самооценка, общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе.
Особенности развития психики в младенчестве
В период от рождения до одного года происходит развитие основных моторных функций ребенка. С каждым месяцем беспомощный малыш становится все более активным, с интересом изучает свое тело и двигательные возможности. Кроха учится взаимодействовать с окружающими людьми, выражая свои желания и реагируя на внешние раздражители разными способами: звуками, мимикой, интонацией.
Самыми значимыми для него фигурами на этом этапе являются его родители – мама и папа. Их задача состоит в том, чтобы обеспечить ребенку и физическое и психическое развитие. Именно родители учат малыша «общаться» с окружающим миром, познавать его. На этом этапе важно уделять достаточно внимания ребенку, способствовать развитию крупной и мелкой моторики, восприятию цветовой гаммы, формы, объема, текстуры предметов. Даже с полугодовалым малышом обязательно нужно заниматься.
Правильно подобранные игрушки и регулярные упражнения, направленные на развитие сенсорно-моторных функций, будут стимулировать дальнейшее развитие органов чувств. Но не нужно требовать от ребенка выполнения установленных родителями правил. Пока он еще слишком мал, чтобы их усвоить.
Психическое развитие в возрасте от 1 до 3 лет
В период раннего детства маленький и беззащитный малыш, который совсем недавно сделал свои первые шаги, становится более самостоятельным. Сначала он учится активно ходить, затем бегать, прыгать, изучать находящиеся вокруг него предметы, осмысленно разговаривать. Но и на этом этапе жизни его возможности все еще ограничены.
Психическое развитие детей возрастом от 1 до 3 лет основано на подражании взрослым. Чтобы ребенок научился что-либо делать, он должен сначала увидеть, как это же действие выполняет его мама или папа. Ребенок с удовольствием будет играть в разные игры и изучать предметы с родителями. Но как только мама или папа отвлекутся и начнут заниматься своими делами, малыш тут же оставит игру.
Психическое развитие детей раннего возраста неразрывно связано с новыми открытиями. Малыш начинает понимать, что разные предметы выполняют определенные действия, например, пультом можно включить телевизор, а если нажать на кнопку компьютера загорится монитор и т. д. Но самое главное, что ребенок начинает отделять собственные действия от тех, которые выполняют взрослые. В этот период происходит осознание ребенком своего «Я», начинает формироваться самооценка, появляется уверенность в собственных силах, а одновременно с ним и нежелание малыша выполнять то, что говорят родители. К концу периода мамы и папы могут столкнуться с так называемым кризисом трех лет.
Психические процессы развития ребенка дошкольного возраста
Следующий этап приходится как раз к окончанию кризиса трех лет. К этому моменту ребенок имеет уже определенную самооценку, уверенно себя чувствует на ногах и может более или менее нормально разговаривать. Иногда он даже чувствует себя «на одной волне» со взрослыми. Вот только понять, для чего взрослые совершают те или иные поступки, малыш все еще не может. И в этом ему помогут сюжетно-ролевые игры. При моделировании различных жизненных ситуаций в игре ребенок лучше усваивает информацию и развивает свое абстрактное мышление. Родителям нужно взять на заметку эту особенность психического развития детей.
В отличие от ребенка 4-5 лет старший дошкольник имеет свои особенности психики. В этом возрасте у него возникает большая потребность в общении с ровесниками. Этот возрастной период непосредственно связан со следующими психическими процессами развития ребенка:
- Память – усвоение новых знаний, приобретение полезных умений и привычек.
- Мышление – развитие логики, способность устанавливать связи между различными явлениями и их причинами.
- Речь – умение справляться с правильным произношением всех звуков родного языка, регулировать громкость и темп, выражать эмоции.
- Внимание – способность концентрировать сознание на определенном объекте.
- Воображение – умение создавать в голове различные образы с помощью уже известных фактов и манипулировать ими.
- Восприятие – развитие способности воспринимать цвета, формы, звуки, предметы в пространстве и целостное изображение.
Развитие представленных выше психических процессов – залог успешного обучения в школе.
Развитие психики у младших школьников
Этот возрастной период охватывает промежуток между 7 и 11 годами. В этом время происходит развитие интеллектуально-познавательной сферы. Стоит отметить, что с началом учебы в школе жизнь ребенка меняется практически кардинально. От школьника требуется соблюдение дисциплины и распорядка дня, умение выстраивать взаимоотношения в коллективе, планировать и контролировать свои действия.
На этом этапе имеются свои особенности психического развития ребенка:
- Школьник возрастом старше семи лет обладает достаточной усидчивостью, чтобы сосредоточиться на выполнении какого-либо задания на протяжении длительного времени. Он может спокойно высидеть целый урок, внимательно слушая учителя.
- Ребенок умеет или учится планировать свое время и контролировать действия. Он выполняет домашние задания в определенной последовательности, а гулять идет только после того, как сделает все уроки.
- Ребенок может определить уровень своих знаний и определить, что ему не хватает для того, чтобы решить ту или иную задачу.
Задача родителей на этом этапе развития состоит в том, чтобы поддержать ребенка эмоционально, помочь ему найти новых друзей, быстрее адаптироваться к новому распорядку дня и жизни в коллективе.
Психология подростков
По мнению большинства психологов, детский возраст от 7 до 15 лет является критическим. В этот период происходит резкий скачек и в физическом, и в психическом развитии ребенка. Его одолевает большое желание совершать взрослые поступки, но он не хочет нести за них ответственность, расстаться с детской безнаказанностью. Для подросткового периода характерны следующие особенности:
- бессознательные поступки наперекор родителям;
- систематические нарушения границ дозволенного;
- появление новых авторитетов среди взрослых и подражание им;
- стремление выделиться из коллектива, из толпы.
В зависимости от той модели поведения, которую выберут родители, ребенок может либо найти свое место в мире и определиться со своей жизненной позицией, либо же постоянно бороться с системой запретов, отстаивая свои желания и собственное мнение. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы уберечь подростка от необдуманных поступков, найти с ним общий язык.
Дети с психическими нарушениями развития
Каждый человек в школе или в повседневной жизни хотя бы раз сталкивался с ребенком, который по уровню развития психики сильно отличается от «нормальных» детей. Причем он может быть хорошо сложен физически, но при этом крайне медленно читает, не умеет выстраивать логические цепочки между действиями или же просто общаться со сверстниками. Таким детям специалисты нередко ставят диагноз «задержка психического развития».
Вся сложность ситуации состоит в том, что родители могут до определенного момента и не подозревать об этой особенности психического развития. Дети с таким диагнозом внешне ничем не отличаются от ровесников. Но у них часто возникают проблемы с адаптацией в коллективе и проблемы с успеваемостью в школе.
Родителей должны насторожить следующие моменты в психическом развитии ребенка:
- Речь. К этому пункту относятся не только проблемы логопедического характера, но и лексико-грамматического.
- Невнимательность. Дети с задержкой психического развития обычно обладают повышенной двигательной активностью, они постоянно отвлекаются, не могут сконцентрировать свое внимание на каком-то одном предмете.
- Нарушение восприятия. Ребенок не воспринимает и не может найти знакомые ему предметы в новой обстановке, не запоминает имена людей.
Дети с нарушениями психического развития требуют повышенного внимания со стороны родителей и педагогов. Для изучения материала им требуется гораздо больше времени и терпения, чем одноклассникам.
Что влияет на развитие психики?
Существуют следующие обязательные условия для психического развития ребенка:
- Нормальное функционирование головного мозга.
- Общение ребенка со взрослыми. Родители, старшие братья и сестры, воспитатели в детском саду и учителя в школе – это носители социального опыта для ребенка. У каждого есть потребность в общении. И ребенок не является исключением. Благодаря общению со взрослыми он учится познавать себя и других людей, оценивать действия и поступки. Потребность в общении проявляется через интерес и внимание к взрослому, стремление показать ему свои умения и способности.
- Активность самого ребенка. После появления малыша на свет его двигательная активность не прекращается, а только возрастает. По мере взросления ребенок учится ползать, затем ходить, прыгать, бегать, участвовать в играх с другими детьми, соревноваться и т. д. То есть нормально развивающийся ребенок активен всегда.
На каждом этапе развития ребенка, а особенно на первом, огромное влияние на психику оказывает семья, а именно атмосфера, которая в ней царит. Если ребенок растет в доброте, окружен вниманием, не видит ссор родителей, не слышит криков, у него будут все условия для реализации своих физических способностей.
Диагностика психического развития
Как понять, так ли ребенок развивается как надо? На сегодняшний день существует множество методик, позволяющих оценить уровень психического развития. Диагностика ребенка направлена на изучение всех сторон психики. Затем полученные данные сопоставляются, чтобы можно было получить целостное представление о ребенке. Так, выделяют методики оценки:
- физического развития ребенка;
- интеллектуального развития;
- качественного развития личности;
- развития отдельных навыков и умений.
При проведении диагностики важно придерживаться следующих правил:
- При составлении психологической характеристики необходимо использовать не менее 10 тестов.
- Не стоит забывать о том, что каждая методика рассчитана на определенный возраст. Если же возрастных ограничений нет, тесты могут отличаться друг от друга способами подачи информации.
- Никогда не нужно давить на ребенка, тестировать его без добровольного желания. В противном случае результаты исследования могут быть недостоверными.
Источник
Границы возраста – от трех до семи лет. Этот длительный период делится на два этапа. Первый – этап младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет), второй – этап старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Каждый этап имеет свою специфику.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – сюжетно-ролевая игра.
Психологические новообразования возраста – воображение, соподчинение мотивов (определенное соотношение мотивов, устанавливающееся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие). , усвоение нравственных норм и ценностей.
Особенности развития двигательной сферы: совершенствуется координация движений частей тела и осуществляется познание схемы тела;
совершенствуются навыки крупной моторики (меняют ритм бега, овладевают прыжками, кувырками, взаимодействием с гимнастическими инструментами и др.); осваивают элементы различных видов спорта; совершенствуется мелкая моторика через овладение творческими видами деятельности (лепка, конструирование, рисование и др.) и письмом.
Особенности развития познавательной сферы: переход от внешних, практических перцептивных действий к внутренним, умственным; развитие ориентировки в пространстве и времени; преобладание непроизвольной, механической памяти и начало развития опосредованной, произвольной памяти; переход от непроизвольного внимания к произвольному; преобладание наглядно-образного мышления и зарождение логического мышления (задают много вопросов, делают свои выводы, пытаются самостоятельно размышлять); развитие воображения;переход от ситуативной к контекстной речи, зарождение эгоцентрической речи.
Особенности развития личностной сферы: усвоение нравственных норм и форм поведения; появление моральных качеств личности в общении; развитие социальных мотивов (мотива цели и игрового мотива, мотивов соперничества, достижения успеха, познания нового, поощрения, наказания и др.); возникновение «внутренней позиции» (то есть собственных взглядов, точек зрения); становление адекватной самооценки; формирование полоролевой идентичности; развитие альтруистической или эгоистической направленности личности;повышенная эмоциональность сменяется уравновешенностью; формирование высших чувств (чувства ответственности, справедливости, прекрасного, успеха, завершения дела и др.).
Особенности развития социальной сферы: происходит познание человеческих отношений и их имитация в игре; возникновение взаимных симпатий и антипатий на основе оценок качеств личности и манеры поведения в обществе; общение с познавательного мотива сменяется на личностное, когда дети предпочитают контактировать со сверстниками без присутствия взрослого и при этом проявлять свои личные интересы; овладевают нравственной саморегуляцией собственного поведения и при этом ориентированы на одобрение своих действий со стороны взрослого.
Кризис дошкольного возраста. Как считает Л.И.Божович, кризис семи лет – это период рождения «социального Я» ребенка. В основе кризиса лежит смена социальной ситуации развития. Домашнее воспитание, беззаботное времяпрепровождение заменяется школьным обучением и ежедневной учебной деятельностью. К такой смене жизнедеятельности готов организм не каждого ребенка. Причина кризиса обнаруживается в возникновении личного сознания ребенка, психологической готовности принять новые требования жизни (школы и семьи). Признаками кризиса 7-ми лет могут быть: потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка), манерничанье, кривляние (ребенок уже не так открыт в общении, маскирует свою сущность), симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается этого не показывать), замкнутость (снижение коммуникативных контактов), ранимость, частая смена настроения, нарушение сна и аппетита, головные боли.
В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь (жизнь переживаний), которая влияет на внешнюю жизнедеятельность (успеваемость, дисциплину, общение, увлечение и др.). Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой жизни.
Источник
Возраст
Когнитивное развитие
Эмоционально-личностное развитие
Общение
Младенческий возраст
(от рождения до 1 года)
Познание мира посредствам действий: рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.
Полная зависимость от матери.
Неразрывная связь ребенка со взрослым «МЫ».
Базовое доверие к миру, потребность в общении.
Ранее детство
(1-3 года)
Активная речь, накопление словаря. Внимание и память непроизвольны.
Сам может понять назначение предмета, автономная речь заменяется словами “взрослой” речи (фразовая речь).
Сознание «Я сам».
Восприятие объектов и ситуаций, эмоциональные реакции, узнавание и воспроизведение, формирование внутреннего плана действия, наглядно-действенное мышление, зарождается самосознание (узнаёт себя), первичная самооценка (“я”, “я хороший”, “я сам”).
Возникновение стремления к самостоятельности и потребности в достижении успехов.
Совместная деятельность со взрослыми.
Ситуативно-деловое общение в сотрудничестве со взрослым, ситуация («Я – сам»)
Психологическое отделение от близких, неразвитость устойчивых мотивационных отношений.
Появление фразовой речи.
Импульсивное поведение, эмоциональные реакции связанные с непосредственными желаниями ребенка и негативные реакции на требование взрослых.
Дошкольный возраст
(3-7 лет)
Развивается звуковая сторона речи, правильная речь, творческое воображение, развитая непроизвольная память, формируется произвольная память, целенаправленное анализирующее восприятие, наглядно-образное мышление.
Интеллектуальная готовность К школе (умственное развитие ребенка, запас элементарных знаний, развитие речи и т.д.).
Этап «выбора инициативы»: возникновение личного сознания, имитируют предметную деятельность и отношения между людьми. Период рождения социального «Я», возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Переход от внешних действий к внутренним «умственным».
Формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
Личностная готовность к школе.
Ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Сверстник по своей привлекательности в этом возрасте начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером общения.
Младший школьный возраст
(7-11 лет)
Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности.
В этом возрасте у ребенка словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, появляется синтезирующее восприятие произвольная смысловая память, произвольное внимание (становятся осознанными и произвольными), учебные мотивы.
Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами.
Адекватная самооценка, обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.
Организация деятельности и эмоциональной сфере: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
Одной из характерных особенностей развития общения в младшем школьном возрасте является интенсивный характер потребности детей в общении со взрослыми. Общение младших школьников со сверстниками характеризуется тем, что их дружба основана преимущественно на общности конкретных жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном районе, интересуются фантастическими кинофильмами и т. п.). Сознание младших школьников еще не достигает такой степени развития, чтобы мнение сверстников являлось критерием подлинной оценки самого себя.
Подростковый возраст
(11-15 лет)
Теоретическое рефлексивное мышление, интеллектуализация восприятия и памяти, личностная рефлексия , появляется мужской взгляд на мир и женский.
Развитие творческих способностей, способность выполнять все виды умственной работы взрослого человека.
Умение оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Интеллектуализация восприятия и памяти. Сближение воображения с теоретическим мышлением (возникновение творческих импульсов).
Конформность, формирование национального и интернационального самосознания.
Переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
Освоение норм и отношений между людьми.
Формирование волевого поведения, умения владеть своим эмоциональным состоянием.
«Я-концепция»
Перепады настроения; гормональная буря, частая смена настроения, неуравновешенность, акцентуация характера.
Этап общения со сверстниками: интенсивное физическое и физиологическое развитие.
Эмансипация от взрослых и группирование.
Интимно-личностное общение, гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.
Профессионально-личное общение – сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам.
Старший школьный возраст
(15-17 лет)
Освоение профессиональных знаний, умений.
Познавательная деятельность: совершенствование умственных процессов, умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых, быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью, развития самосознания. Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии, вопросы носят мировоззренческий характер, становясь элементом личностного самоопределения.
Этап самоопределения «мир и я»: ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием.
Начало подлинной социально-психологической независимости во всех сферах. Независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках.
Впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути, разочарование в самом себе .
Не свойственны романтические порывы, радует спокойный, упорядоченный уклад жизни, ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет ,при отсутствие самопознания, импульсивны непоследовательны в поступках и отношениях, возникает интерес общения со взрослыми.
Источник