Характеристика психического развития глухого ребенка

Характеристика психического развития глухого ребенка thumbnail

Социально-педагогические условия как существенный фактор развития психики глухого ребенка

К проблеме социально-педагогических условий относится вопрос о том, когда окружающие ребенка взрослые заметили, что он не слышит или слышит плохо. Нередки случаи, когда ребенок имеет наследственную или прирожденную глухоту (т.е. родился глухим), а взрослые обнаруживают, что ребенок плохо слышит только на втором, иногда даже на третьем году его жизни, когда они видят, что ребенок не говорит сам и не понимает обращенной к нему речи. Такое запоздалое опознание имеющегося нарушения свидетельствует о том, что весь предшествующий период своего развития ребенок не получал от взрослых ту помощь в воспитании, которую ему было необходимо оказывать.

Далее, когда родители узнают от специалистов-отоларингологов и аудиологов, что их ребенок имеет нарушение слуха, наиболее разумные из них либо находят специальное детское учреждение (ясли-сад для детей с нарушениями слуха) и помещают его туда, либо начинают заниматься со специалистом-сурдопедагогом, который учит родителей, как вести себя с ребенком, и сам проводит с ним занятия. К сожалению, часто родители, не желая смириться с тем, что ребенок – глухой или слабослышащий, направляют всю свою энергию на поиски людей, которые берутся лечить слух. Это ведет к тому, что родители год-два, а иногда даже вплоть до школьного возраста ищут способы избавить ребенка от слухового нарушения и лишают его способов воспитания и обучения, разработанных сурдопедагогикой и направленных на компенсаторное психическое развитие детей с нарушениями слуха.

Чем больше времени ребенок находится без сурдопедагогической помощи, тем больше возрастает его социальнопедагогическая запущенность и усугубляются недостатки его психофизического развития.

Особый вариант социально-педагогических условий возникает, если ребенок с нарушением слуха родится в семье глухих или слабослышащих родителей. В большинстве таких случаев родители рано распознают, что их ребенок плохо слышит, и, принимая этот факт, в меру возможностей, направляют свои усилия на его воспитание.

Конечно, и среди слышащих родителей находятся такие, которые очень рано замечают нарушение слуха у своего ребенка и стараются обеспечить его полноценное психофизическое развитие всеми доступными им способами, обращаясь к специалистам-сурдологам и принимая их помощь.

Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизни

В первые месяцы жизни глухой ребенок мало отличается от детей с сохранным слухом. Он может быть несколько более спокойным, чем слышащие дети, поскольку многие звуки, которые сопровождают жизнь его семьи, и те, которыми изобилует улица, на него воздействуют в малой степени, а у слышащих они нередко вызывают раздражение, испуг, нарушают сон.

Однако со второго-третьего месяца жизни у нормально развивающегося ребенка звуки все в большей степени начинают выполнять роль сигналов, ориентирующих его в обстановке ближайшего окружения. Ребенок слышит приближающиеся шаги матери, ее голос, стук посуды, шум падающих предметов. Он начинает различать голоса окружающих его взрослых и детей, понимать, о каких явлениях свидетельствуют те или иные звуки. Ребенок не только осматривает свое ближайшее окружение, но и ослушивает его (И. М. Соловьев). Звучащие предметы привлекают его внимание, вызывают его активность, желание рассмотреть их получше.

В возрасте около трех месяцев ребенок, не видя мать, а только слыша ее голос, может реагировать на него, обнаруживая так называемый комплекс оживления. По мере развития ребенка среди множества окружающих его звуков все большее значение приобретают голоса близких ему людей, их речь. По мере общения с матерью и другими близкими людьми при выполнении каких-либо действий с предметами ребенок начинает понимать отдельные высказывания, многократно повторяемые при нем и ему в одних и тех же ситуациях. В возрасте 9–10 месяцев ребенок понимает отдельные слова и фразы, обращенные к нему. Речевая активность развивается у самого ребенка в 3–4 месяца (он гулит), в 6–7 месяцев у него появляется лепет, к одному году – первые сознательно произнесенные слова. На втором году жизни происходит бурное развитие речи, в результате к одному году шести месяцам или к двум годам (разные дети в разные сроки) ребенок овладевает простой фразовой речью. В последующие годы происходит усложнение форм высказываний, обогащение и уточнение словаря, усложнение и совершенствование грамматических форм построения предложений, улучшение произношения отдельных звуков речи.

Ребенок, глухой от рождения, обычно имеет остатки слуха в диапазоне низких и средних звуковых частот. Это дает ему возможность слышать громкие низкие звуки. В громкой речи он может различить только отдельные гласные звуки и некоторые слоги, отчетливо произносимые. Если взрослые мало заботятся о психическом развитии глухого ребенка, его восприятие окружающего оказывается более бедным, чем у слышащего ребенка, причем не только потому, что он мало воздействий воспринимает слухом, но и потому, что обедняется его зрительное восприятие: его внимание не привлекается звучащими предметами, и он не смотрит на них, т.е. не воспринимает их зрительно.

Комплекс оживления, возникающий на третьем месяце жизни ребенка, может быть достаточно богат своими проявлениями или мало заметен. Это зависит от поведения матери, общающейся с ребенком, и других близких людей. Если они активно выражают радость не только обращенной к ребенку речью, которую он почти не слышит, но и благожелательной мимикой, ласковыми жестами, приветливыми движениями рук, всего тела, то ребенок также радостно реагирует на их проявления движениями тела, улыбкой, издаваемыми звуками. Так ведут себя с ребенком родители, которые поняли сами (или им объяснили специалисты-сурдологи), как следует обращаться с глухим ребенком. Если же мать и другие близкие люди не выражают своей радости при общении с ребенком, то и у последнего слабо проявляется комплекс оживления.

Глухие дети обычно гулят в те же сроки, что и слышащие, но постепенно замолкают, и лепет у них не возникает, если взрослые специально его не вызывают.

Для психического развития глухого ребенка на первом году жизни очень важно, как взрослые организуют его знакомство с предметами ближайшего окружения, его постельными вещами и одеждой, посудой, игрушками, а также его действия с этими предметами. Чем богаче и разнообразнее действия взрослых с вещами, тем содержательнее будут и ответные или самостоятельные действия ребенка, тем больше развивается не только его моторика, но и процессы познания, предметно-практическая деятельность в целом. При взаимодействии со слышащим ребенком взрослые обязательно общаются с ним, называют предметы и различные движения, оценивают действия ребенка. При правильном воспитании глухого ребенка взрослые произносят отдельные слова или слоги близко к уху ребенка, привлекают его внимание к предмету, по нескольку раз показывают простые действия с предметами и добиваются того, чтобы ребенок им подражал.

Если глухой ребенок не имеет дополнительных органических повреждений, он начинает ходить в конце первого года жизни или в начале второго (в 10–14 месяцев), овладевает пространством комнат, их положением относительно друг друга, по-новому знакомится с предметами, находящимися в разных комнатах квартиры. Затем постепенно он начинает осваивать пространство вблизи своего дома. Ребенок пользуется указательными жестами, обращенными к взрослому, если хочет лучше разглядеть новый предмет; использует жесты, обрисовывающие предметы, и жесты, имитирующие наиболее для него важные действия. Если родители сами имеют нарушение слуха, то они пользуются жестовой речью в общении с ребенком. Таким образом последний узнает многие жестовые обозначения отдельных предметов, действий, признаков предметов, некоторых явлений природы, взаимоотношений между людьми.

Психическое развитие глухого ребенка второго и третьего года жизни во многом зависит от того, как строится его жизнедеятельность, как он овладевает умениями самообслуживания (одевание, еда, туалет, умывание и т.п.), какие возможности ему предоставляют взрослые для действия с различными предметами, игрушками. Чем более самостоятелен ребенок, чем большим количеством бытовых действий он овладевает, чем более разнообразны и содержательны его занятия с игрушками, тем лучше он развивается и физически, и психически. На втором, третьем году и в более старшем возрасте очень важно, чтобы ребенок занимался конструктивной деятельностью (создавал различные постройки из различных материалов) и рисованием.

При обеспечении всех необходимых указанных выше условий глухой ребенок к трехлетнему возрасту по развитию предметно-практической деятельности, в которой проявляются его познавательные и практические умения, может находиться на том же уровне, что и слышащие дети. Однако он очень отличается от слышащих по развитию речи. Как уже указывалось выше, слышащий ребенок к трем годам владеет достаточно сложной фразовой речью. Глухой ребенок, если воспитывается в среде слышащих, обычно пользуется в общении естественными жестами, произносит несколько лепетных слов, относя их к достаточно широкому кругу предметов и явлений. Только в тех случаях, когда с глухим ребенком с самого раннего детства проводится всесторонняя педагогическая работа специалистами-сурдологами, которая предполагает развитие остатков слуха у ребенка, грамотное использование подходящего слухового аппарата и другой звукоиздающей аппаратуры, формирование комплексного – слухового, зрительного, тактильно-вибрационного – восприятия устной речи и вызывание его собственной речи с помощью системы специальных средств, глухой ребенок к трем годам может овладеть отдельными словами для общения и обозначения предметов и явлений ближайшего окружения, но со значительными неточностями в произношении слов, с ошибками в их звуковом составе.

Глухой ребенок, находящийся в среде глухих, к трем годам овладевает жестовой речью, позволяющей общаться с ним его родителям или другим людям. С помощью жестовой речи он может выразить свои потребности и желания, возникающие у него затруднения, просьбу к другому человеку о каком-либо предмете, свое отношение к той или иной ситуации. Говоря другими словами, жестовая речь у глухого ребенка выполняет роль средства и способа социального общения, что на данном этапе жизни способствует его всестороннему психическому развитию.

Развитие психики детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте существенно зависит от того, какую сурдопедагогическую помощь они получают. Многие дети с двух-трех, а иногда и с четырех лет посещают специальные детские учреждения (ясли-сады, дошкольные группы при школах), где с ними проводятся специальные занятия в форме игр по развитию предметно-практической деятельности (бытовой, конструктивной, изобразительной), речевого и музыкального слуха, разных видов речи, ритмических и физкультурных умений. Реализуемая в настоящее время программа воспитания и обучения детей с нарушениями слуха направлена на их всестороннее психофизическое развитие.

Источник

Особенности развития глухонемых детей. Психология глухих

У глухих детей в отличие от слепых не функционирует на ранних этапах онтогенеза вторая сигнальная система. Они все видят, но не понимают, что происходит вокруг, не могут иметь элементарных понятий об окружающем вплоть до того времени, когда начинают понимать жестовую, а потом дактильную речь. На ранних этапах онтогенеза, когда формируются основы психической деятельности, у глухих детей происходит отставание в психическом развитии (ретардация психического развития). Это проявляется не только в интеллектуальном отставании, но и в эмоционально-волевой и социальной незрелости.

Глухие дети дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, не переживают так остро своего физического дефекта, как слепорожденные дети. Осознание своего физического дефекта проявляется у них лишь в препубертатном возрасте. Они становятся стеснительными, замкнутыми и начинают стремиться к уединению. Как и у слепых, у них имеется наклонность к невротическим реакциям и подозрительность.

Следует отметить, что развитие психики и формирование сложных социально-личностных отношений при глухоте начинается со значительным опозданием по мере обучения и усвоения дактильного языка и письменной речи. К 12—13-летнему возрасту у глухих появляются достаточно четкая самооценка и осознание своего физического дефекта, т. е. значительно позже, чем у слепорожденных детей. В этом возрастном периоде глухонемой ребенок уже сознает, что его дефект заметен окружающим, так как он не может ответить слышащему на обращенный к нему вопрос, а его мимические жесты и дактильная речь вызывают недоумение, а порой даже насмешку. Это вызывает у глухонемого ребенка тяжелую психогенную реакцию порой с выраженной гипотимией. С годами психогснно-гипотимные реакции становятся более продолжительными.

У глухого подростка появляется стремление к ограничению социальных контактов. Мир переживаний глухонемого усложняется, появляется тенденция к своеобразной аутизации, которая имеет место и у слепорожденных детей, но проявляется у глухонемых в более раннем возрасте. Затяжные невротические реакции сопровождаются нарушениями поведения и патохарактерологическими сдвигами, т. е. первыми признаками патохарактерологического развития личности. У многих глухонемых, особенно при наличии благоприятной семейной обстановки, патохарактерологичес-кие черты сглаживались до степени акцентурации. В тех случаях, когда процесс обучения не прекращался и подростки поступали в средние и высшие учебные заведения, становились менее заметными признаки интеллектуальной и эмоционально-волевой незрелости.

глухонемые дети

Однако при неправильном воспитании, а также неблагоприятных микросоциальных условиях черты патохарактерологического развития личности были более выраженными и принимали те или иные конкретные формы. У части этих пациентов отмечались симптомы церебральной недостаточности, по-видимому, обусловленные болезненным процессом, приведшим к глухоте.

Ряд авторов [Adler А., Solomon I.] отмечают, что у глухонемых часто встречаются различные невротические нарушения в виде подозрительности, раздражительности, эмоциональной неустойчивости, наклонности к агрессивным действиям. По данным В. А. Гиляровского, при глухоте отмечается тенденция к паранойяльным образованиям. При клиническом обследовании 200 взрослых глухих у подавляющего большинства из них мы не обнаружили склонности к паранойяльным идеям. В зрелом возрасте по сравнению с детским и подростковым происходят существенные изменения в клинической картине под влиянием социально-бытовых и прочих факторов.

Становится редким возбудимый вариант патохарактерологического развития личности, и возрастает число лиц с тормозимыми чертами. Ведущими в картине патохарактерологического развития оказываются астенодепрессивный, депрессивно-ипохондрический и обсессивно-фобический синдромы.

При длительно существующих и неблагоприятных производственных и семейно-бытовых условиях патохарактерологические черты укладывались в рамки «нажитой» психопатии. У обследованных нами пациентов чаще встречались следующие виды психопатий: астеническая, обсессивно-ипохондрическая и эксплозивно-возбудимая.

Указанные пограничные нервно-психические нарушения напоминают те, что встречаются у зрячих и слышащих, но в то же время имеют свои особенности. Для слепых оказались характерными выраженные невротические реакции в ответ на осознание своего физического дефекта. У глухонемых на первый план выступали черты повышенной возбудимости, раздражительности, вспыльчивости вплоть до аффективных приступов с наклонностью к насильственным действиям. Эти симптомы тесно сочетались с чертами интеллектуальной и эмоционально-волевой инфантильности, являющейся следствием задержки психического развития. Вследствие этого глухонемые позже начинали осознавать свою физическую неполноценность.

При депривационном патохарактерологическом развитии личности как у слепых, так и у глухонемых ведущим (особенно при слепоте) является невротический тип развития по основным вариантам (неврастенический, обсес-сивно-фобический, истерический). У глухонемых оказались очень незначительно выраженными по сравнению со слепыми истерические нарушения; чаще были представлены симптомы аффективной возбудимости, подавленное настроение, достигающее степени субдепрессии. Возможности социальной адаптации у глухонемых (в тех случаях, когда они овладели чтением, письменной речью и постоянно повышали свой интеллектуальный и профессиональный уровень) были достаточно высокими.

При отсутствии воспитательно-корригирующих и лечебно-профилактических мероприятий патохарактерологическое развитие может проявляться чертами выраженной психопатизации личности со значительным снижением ее социальной активности.

– Также рекомендуем “Сенсорная депривация. Зрение и его значение”

Оглавление темы “Психология глухих и слепых”:

1. Психологическая помощь глухонемым детям и подросткам. Социализация глухих

2. Особенности развития слепорожденных детей. Психология слепых

3. Особенности развития глухонемых детей. Психология глухих

4. Сенсорная депривация. Зрение и его значение

5. Получение информации о внешнем мире у слепых. Значение слуха для слепого

6. Физиология слуха и вкуса у слепых. Шестое чувство слепого

7. Пространственное представление, внимание, память и мышление у слепого

8. Особенности мыслительной деятельности, речи у слепых детей и взрослых

9. Двигательная деятельность слепых. Особенности моторики слепого

10. Формирование личности слепого и их особенности

Источник

В первые месяцы жизни глухой ребенок мало отличается от детей с сохранным слухом. Он может быть несколько более спо­койным, чем слышащие дети, поскольку многие звуки, которые сопровождают жизнь его семьи, и те, которыми изобилует улица, на него воздействуют в малой степени, а у слышащих они неред­ко вызывают раздражение, испуг, нарушают сон.Однако со второго-третьего месяца жизни у нормально разви­вающегося ребенка звуки все в большей степени начинают вы­полнять роль сигналов, ориентирующих его в обстановке ближай­шего окружения. Ребенок слышит приближающиеся шаги мате­ри, ее голос, стук посуды, шум падающих предметов. Он начина­ет различать голоса окружающих его взрослых и детей, понимать, о каких явлениях свидетельствуют те или иные звуки. Ребенок не только осматривает свое ближайшее окружение, но и ослушивает его (И.М.Соловьев). Звучащие предметы привлекают его внимание, вызывают его активность, желание рассмотреть их по­лучше .

В возрасте около трех месяцев ребенок, не видя мать, а только слыша ее голос, может реагировать на него, обнаруживая так на­зываемый комплекс оживления. По мере развития ребенка среди множества окружающих его звуков все большее значение приоб­ретают голоса близких ему людей, их речь. По мере общения с матерью и другими близкими людьми при выполнении каких-либо действий с предметами ребенок начинает понимать отдель­ные высказывания, многократно повторяемые при нем и ему в одних и тех же ситуациях. В возрасте 9—10 мес. ребенок понимает отдельные слова и фразы, обращенные к нему. Речевая активность развивается у самого ребенка. В 3 — 4 мес. он гулит, в 6 — 7 мес. у него появляется лепет, к 1 году — первые сознательно произне­сенные слова. На втором году жизни происходит бурное развитие речи, в результате к 1 году 6 мес. или к 2 годам (разные дети в разные сроки) ребенок овладевает простой фразовой речью. В пос­ледующие годы происходит усложнение форм высказываний, обо­гащение и уточнение словаря, усложнение Усовершенствование грамматических форм построения предложений, улучшение про­изношения отдельных звуков речи.

Ребенок, глухой от рождения, обычно имеет остатки слуха в диапазоне низких и средних звуковых частот. Это дает ему воз­можность слышать громкие низкие звуки. В громкой речи он мо­жет различить только отдельные гласные звуки и некоторые сло­ги, отчетливо произносимые. Если взрослые мало заботятся о пси­хическом развитии глухого ребенка , его восприятие окружающе­го оказывается более бедным, чем у слышащего ребенка, причем не только потому, что он мало воздействий воспринимает слу­хом, но и потому, что обедняется его зрительное восприятие: его внимание не привлекается звучащими предметами, и он не смот­рит на них, т. е. не воспринимает их зрительно .

Комплекс оживления, возникающий на третьем месяце жизни ребенка, может быть достаточно богат своими проявлениями или мало заметен. Это зависит от поведения матери, общающейся с ребенком, и других близких людей. Если они активно выражают радость не только обращенной к ребенку речью, которую он почти не слышит, но и благожелательной мимикой лица, ласковы­ми жестами, приветливыми движениями рук, всего тела, то ребе­нок также радостно реагирует на их проявления движениями тела, улыбкой, издаваемыми звуками. Так ведут себя с ребенком роди­тели, которые поняли сами (или им объяснили специалисты-сурдологи), как следует обращаться с глухим ребенком. Если же мать ребенка и другие близкие люди не выражают своей радости при общении с ребенком, то и у ребенка слабо проявляется комплекс оживления.

Глухие дети обычно гулят в те же сроки, как и слышащие, но постепенно замолкают, и лепет у них не возникает, если взрос­лые специально его не вызывают.

Для психического развития глухого ребенка на первом году жиз­ни очень важно, как взрослые организуют его знакомство с пред­метами ближайшего окружения, его постельными вещами и одеж­дой, посудой, игрушками, а также его действия с этими предме­тами. Чем богаче и разнообразнее будут действия взрослых с ве­щами, тем содержательнее будут и ответные или самостоятель­ные действия ребенка, тем больше будет развиваться не только его моторика, но и процессы познания, предметно-практическая деятельность в целом. При взаимодействии взрослых со слыша­щим ребенком они обязательно общаются с ним, называют пред­меты и различные движения, оценивают действия ребенка. При правильном воспитании глухого ребенка взрослые тоже произно­сят отдельные слова или слоги близко к уху ребенка, привлекают внимание ребенка к предмету, по нескольку раз показывают про­стые действия с предметами и добиваются того, чтобы ребенок им подражал.

Если глухой ребенок не имеет дополнительных органических повреждений, он начинает ходить в конце первого года жизни или в начале второго (в 10—14 мес.). Он овладевает простран­ством комнат, их положением относительно друг друга, по-ново­му знакомится с предметами, находящимися в разных комнатах квартиры. Затем постепенно он начинает осваивать пространство вблизи своего дома. Ребенок пользуется указательными жестами, обращенными к взрослому, если хочет лучше разглядеть новый предмет; использует жесты, обрисовывающие предметы, и жес­ты, имитирующие наиболее для него важные действия. Если ро­дители имеют сами нарушение слуха, то они пользуются жестовой речью в общении с ребенком. Тем самым он узнает многие жестовые обозначения отдельных предметов, действий, призна­ков предметов, некоторых явлений природы, взаимоотношений между людьми.

Психическое развитие глухого ребенка второго и третьего года жизни во многом зависит от того, как строится его жизнедеятель­ность , как он овладевает умениями самообслуживания (одевание,еда, туалет, умывание и т.п.), какие возможности ему предоставляют взрослые для действия с различными предметами, с игрушками. Чем более самостоятелен ребенок, чем большим количе­ством бытовых действий он овладевает, чем более разнообразны и содержательны его занятия с игрушками, тем лучше он разви­вается и физически и психически. На втором, третьем году и и более старшем возрасте очень важно, чтобы ребенок занимался конструктивной деятельностью (создавал различные постройки из различных материалов) и рисованием.

При обеспечении всех необходимых указанных выше условий глухой ребенок к трехлетнему возрасту по развитию предметно-практической деятельности, в которой проявляются его познава­тельные и практические умения, может находиться на том же уров­не, что и слышащие дети. Однако он очень отличается от слыша­щих по развитию речи. Как уже указывалось выше, слышащий ребенок к трем годам владеет достаточно сложной фразовой речью. Глухой ребенок, если воспитывается в среде слышащих, обычно пользуется в общении естественными жестами, произно­сит несколько лепетных слов, относя их к достаточно широкому кругу предметов и явлений. Только в тех случаях, когда с глухим ребенком с самого раннего детства проводится всесторонняя пе­дагогическая работа специалистами-сурдологами , которая пред­полагает развитие остатков слуха у ребенка, грамотное использо­вание подходящего слухового аппарата и другой звукоиздающей аппаратуры, формирование комплексного — слухового, зритель­ного, тактильно-вибрационного — восприятия устной речи и вы­зывание его собственной речи с помощью системы специальных средств, глухой ребенок к трем годам может овладеть отдельными словами для общения и обозначения предметов и явлений бли­жайшего окружения (но со значительными неточностями в про­изношении слов, с ошибками в их звуковом составе).

Глухой ребенок, находящийся в среде глухих, к трем годам овладевает жестовой речью, позволяющей общаться с ним его родителям или другим людям. С помощью жестовой речи он мо­жет выразить свои потребности и желания, возникающие у него затруднения, просьбу к другому человеку о каком-либо предмете, свое отношение к той или иной ситуации. Говоря другими слова­ми, жестовая речь у глухого ребенка выполняет роль средства и способа социального общения, что на данном этапе жизни спо­собствует его всестороннему психическому развитию .

Развитие психики детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте существенно зависит от того, какую сурдопедагогиче­скую помощь они получают. Многие дети с 2 — 3 лет, а иногда и с 4 лет посещают специальные детские учреждения (ясли-сады, до­школьные группы при школах), где с ними проводятся специаль­ные занятия в форме игр по развитию предметно-практической деятельности (бытовой, конструктивной, изобразительной), ре­чевого и музыкального слуха, разных видов речи, ритмических и физкультурных умений. Реализуемая в настоящее время програм­ма воспитания и обучения детей с нарушениями слуха направлена на их всестороннее психофизическое развитие.

Источник