Характеристика пренатального периода развития ребенка
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРЕНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОСТНАТАЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В результате изучения материала данной главы студент должен:
знать
- • базовые понятия, относящиеся к пренатальной психологии;
- • содержание основных периодов пренатального развития;
уметь
- • характеризовать факторы пренатального развития, описывать критические периоды пренатального развития;
- • анализировать значимость пренатального периода для психического развития детей;
владеть
• навыками анализа практических ситуаций с позиций пренатальной психологии, проведения психолого-просветительской работы.
Характеристика периодов пренатального развития
Пренатальное развитие начинается с оплодотворения. Оплодотворенная яйцеклетка несет в себе всю генетическую информацию, необходимую для создания нового организма. Срок жизни созревшей яйцеклетки составляет примерно три дня. Продолжительность жизни сперматозоидов, попадающих во влагалище женщины во время полового акта, также составляет два-три дня. Жизнеспособные сперматозоиды, продвигаясь в матку, а оттуда – вверх по фаллопиевым трубам и достигая яйцеклетки за время критического периода (от 48 до 72 часов), способны оплодотворить ее. Если этого не происходит, яйцеклетка продолжает движение по фаллопиевой трубе в направлении матки, где и самораспадается.
Сперматозоид и яйцеклетка являются единственными в своем роде клетками, каждая из которых содержит половину хромосомного набора, определяющего наследственный потенциал индивидуума. Во время полового акта во влагалище попадает около 300 млн сперматозоидов, но лишь один из них может оплодотворить яйцеклетку. Пол и наследственные признаки будущего ребенка зависят от того, какой из них выживет и проникнет в яйцеклетку. Чтобы добраться до нее, сперматозоид должен проделать долгий и трудный путь. Микроскопических размеров сперматозоиды должны пробраться вверх по проходу длиной почти 30 см, уцелеть в кислой среде, пробить себе путь через слизь, преодолеть другие препятствия и наконец достичь нужного места в нужное время. Только один сперматозоид проникает в яйцеклетку через окружающую ее мембрану. С этого момента и начинается процесс оплодотворения. В течение следующих 24-48 часов генетический материал двух индивидуумов соединяется и дает начало новому организму.
В пренатальном развитии условно выделяют несколько периодов (табл. 3.1): предымплантационное развитие; имплантация; органогенез и плацентация; фегогенез (плодовый период).
Таблица 3.1
Периоды пренатального развития
Период | Сроки беременности | Содержание периода |
Предымплантационное развитие | 1-я неделя | Из оплодотворенной яйцеклетки формируется бластоциста – полая, заполненная жидкостью сфера из клеток, образующихся через несколько дней после оплодотворения |
Имплантация | 7-8-й день | Погружение бластоцисты в слизистую оболочку матки |
Органогенез и плацентация | 10-й день – 3 месяца | Развитие органов зародыша и его защитных оболочек (плаценты, амниона) |
Фегогенез | 3-9 месяцев | Быстрый рост плода, дифференцировка тканей, развитие органов и систем, находящихся в зачаточном состоянии, и становление новых функциональных систем |
Период предымплантационого развития начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и продолжается до момента внедрения бластоцисты (полой, заполненной жидкостью сферы из клеток, образующихся через несколько дней после оплодотворения) в стенку матки. Одним из наиболее характерных признаков предымплантационного периода развития является отсутствие морфологической связи между эмбрионом и органами репродуктивной системы женщины. Однако это не исключает наличия тесной функциональной связи между организмом матери и зародышем. В частности, весьма значительной является роль материнского организма в снабжении зародыша кислородом и различными питательными веществами.
Имплантация происходит примерно на 7-8-й день после оплодотворения. Слизистая оболочка матки к моменту имплантации содержит все вещества, необходимые для питания зародыша. После завершения имплантации в развитии эмбриона начинается период органогенеза и плацентации, который завершается примерно к третьему месяцу внутриутробной жизни. В этот период быстро развивается зародыш и его защитные оболочки (табл. 3.2). Из наружного слоя клеток зародыша образуются поддерживающие структуры для его питания и защиты от негативных факторов, а из внутреннего слоя клеток начинается развитие различных органов. К концу периода зародыш приобретает черты, характерные для человека, формируются зачатки всех важнейших органов и систем.
Таблица 3.2
Длина и масса плода в зависимости от срока беременности (средние показатели)
Месяц (акушерский – 28 дней) | Длина плода, см | Масса плода, г | Месяц (акушерский – 28 дней) | Длина плода, см | Масса плода, г |
1 | 1 | 6 | 30 | 600-680 | |
2 | 4 | 7 | 35 | 1000-1200 | |
3 | 9 | 20-25 | 8 | 40 | 1500-1600 |
4 | 16 | 120 | 9 | 45 | 2400-2500 |
5 | 25 | 280-300 | 10 | 50 | 3200-3400 |
К поддерживающим структурам относят плаценту, при помощи которой происходит дыхание, питание и выведение продуктов обмена плода. Плацента формируется частично из клеток стенки матки, а частично из наружного слоя клеток зародыша. Она заменяет функцию легких, органов пищеварения, почек, кожи и других органов плода. Процессы обмена в плаценте весьма интенсивны, особенно в ранних стадиях развития. Плацента имеет две поверхности: материнскую, прилегающую к стенке матки, и плодовую, обращенную внутрь, в полость амниона. Амнион, или
водная оболочка, представляет собой замкнутый мешок, в котором находится плод, окруженный околоплодными водами, образующимися в результате секреции эпителия амниона. Избыток вод удаляется через поры амниона, при этом обеспечивается постоянство их состава. Они содержат белки, жиры, липиды, углеводы, микроэлементы, к которым примешиваются моча плода, чешуйки его эпидермиса и пушковые волосы. По мере роста плода происходит относительное уменьшение количества вод. Околоплодные воды создают условия для свободного развития плода и его движений, защищают его от неблагоприятных внешних воздействий, участвуют в обмене веществ, предохраняют от сдавления между телом плода и стенкой матки пуповину. Пуповина – это шнуровидное образование, в котором проходят две артерии и одна вена плода, несущие кровь от плода к плаценте и обратно.
Фетогенез начинается примерно с третьего месяца беременности и продолжается до рождения плода. В этот период происходит быстрый рост плода, дифференцировка тканей, развитие органов и систем, находящихся в зачаточном состоянии, становление новых функциональных систем, обеспечивающих жизнедеятельность плода в период внутриутробной жизни и после рождения.
Происходит интенсивное развитие эндокринной системы и выявляются первоначальные функции желез внутренней секреции. Половые железы формируются в первой половине внутриутробного периода, чему способствуют эстрогенные гормоны, поступающие к плоду из организма матери.
С конца третьего месяца беременности появляется кроветворная функция костного мозга. Легкие как орган дыхания не функционируют, внешнее дыхание осуществляется через плаценту. В пренатальном периоде происходит иннервация легких и других частей тела, участвующих в акте дыхания и происходят нерегулярные дыхательные движения, являющиеся подготовкой к будущему внеутробному дыханию.
Начинается деятельность органов пищеварения. Примерно с четвертого месяца печень начинает вырабатывать желчь, в кишечнике плода образуется меконий (первородный кал). Однако в основном функции органов пищеварения плода замещает плацента, через которую питательные вещества доставляются плоду из организма матери.
Особое значение для будущего психического развития ребенка имеет формирование структур центральной нервной системы, в частности головного мозга. Рассмотрим данный вопрос подробнее. Развитие центральной нервной системы у зародыша – длительный во времени и интенсивно протекающий процесс. На 4-й неделе жизни зародыша начинается образование его нервной системы. Она сначала имеет вид пластинки, края которой в процессе развития загибаются и образуют трубку (медуллярная трубка). На 8-й неделе жизни зародыша начинается образование коры головного мозга, которая сначала имеет вид пластины. Ее развитие, совершающееся на протяжении 8-12 недель, проходит ряд этапов, в результате которых кортикальная пластина обособляется от межуточного слоя. Последний содержит большое количество клеток, которые в дальнейшем постепенно мигрируют (перемещаются) в кору. К 13-й неделе образование корковой пластины заканчивается и начинается период первой ее дифференцировки. Образуются два слоя: внутренний – рыхлый, широкий, и поверхностный, более плотный и тонкий. Корковая пластина созревает неравномерно. Прежде всего развивается ее центральная часть, а вслед за ней созревание распространяется радиально во все стороны к периферии.
По мере созревания структур нервной системы происходит развитие сенсорных процессов. К 20-й неделе беременности развиваются органы вкуса и обоняния. Примерно с шести-семи месяцев начинает работать вестибулярный аппарат, плод ощущает прикосновение и боль, реагирует на звук и свет.
На следующих месяцах беременности происходит дальнейшее формирование головного мозга плода, созревание и дифференцировка нервных клеток. Созревание нейронов и миелинизация нервных волокон (образование их мякотной оболочки, обеспечивающей проводимость нервного возбуждения) происходят интенсивнее всего в тех отделах, которые в первую очередь необходимы новорожденному ребенку. Созревание мозговых структур происходит “сверху вниз”: от мозгового ствола к среднему мозгу, а затем к большим полушариям головного мозга. К 37-й неделе пренатального развития процессы миелинизации завершаются в спинном мозге, мозговом стволе и среднем мозге.
К концу внутриутробной жизни формируется сложная и многофункциональная центральная нервная система, позволяющая новорожденному различать тактильные прикосновения, температурные, звуковые, зрительные раздражители, а также адаптироваться к новому типу питания. В коре больших полушарий головного мозга появляется все больше складок, извилин и борозд. Недифференцированные нейроны трансформируются в более зрелые. Происходит усложнение морфологической дифференцировки коры больших полушарий головного мозга.
По данным лаборатории цитоархитектоники Института мозга, масса мозга у плода в 18 недель равна 67 г, у плода в 24 недели – 127 г, в 32 недели – 170 г. В дальнейшем продолжается более быстрое развитие мозга плода и в 40 недель масса мозга плода составляет 382 г. Анализ динамики массы мозга плода в различные периоды пренатального развития свидетельствует о том, что масса мозга от 22-й недели беременности до родов (40 недель) увеличивается в среднем в пять раз. Происходит увеличение поверхности коры больших полушарий (с 24-й недели гестации до рождения увеличивается в среднем в три раза). Поверхность лобной области головного мозга к 40-й неделе беременности в левом полушарии равна 2772 мм2, в правом – 2630 мм2, что составляет 13% лобной зоны головного мозга взрослого человека.
Такая же закономерность существует и относительно площади коры лимбической области и гиппокампа. В III триместре внутриутробного развития плода у него становятся значительно больше размеры поверхности коры височной доли головного мозга (слуховая зона коры). Интегративные функции коры больших полушарий обеспечивают функционирование центральной нервной системы плода в адаптационно-приспособительных реакциях и способствуют установлению динамических взаимосвязей различных корковых и подкорково-стволовых систем мозга. Нарушения в развитии головного мозга в III триместре беременности может существенно снизить адаптационно-защитные возможности плода, что в дальнейшем может привести к отклонениям психического развития.
Развитие спинного мозга происходит одновременно с развитием головного мозга. Созревание мотонейронов, которые иннервируют скелетные мышцы, осуществляется быстрее нейронов мозжечка и коры больших полушарий головного мозга. В III триместре беременности спинной мозг плода является достаточно дифференцированной анатомо-морфологической структурой, регулирующей движения плода, включая рефлекторные движения новорожденного ребенка. Общей закономерностью формирования нервной системы в пренатальный период является более раннее формирование и дифференциация структур спинного мозга, чем вышележащих отделов центральной нервной системы, что соответствует более раннему становлению спинно-мозговых рефлекторных механизмов. Типичной особенностью развития головного мозга человека в целом является раннее обособление и особенно интенсивное формирование лобной и предлобной его частей, которые выполняют наиболее важную роль в психической деятельности.
Практический пример
Американские исследователи провели интересный эксперимент с беременными женщинами, которые примерно за месяц-полтора до предполагаемых родов дважды в день читали вслух стихотворение “Кот в шляпе” (общее время декламации – пять часов). Новорожденным детям этих женщин на третий день жизни надевали наушники и давали соску-датчик, соединенную с механизмом, переключающим звучащий текст в зависимости от характера сосательных движений. Осуществляя сосание с разной частотой, дети могли слушать либо голос матери, либо другой женщины, читающей стихотворение. Дети предпочитали сосать с той частотой, которая позволяла им слышать голос матери. При возможности выбора между данным рассказом и другим, тоже прочитанным матерью, дети выбирали тот, который слушали в последние месяцы беременности “Кот в шляпе”. По результатам эксперимента ученые сделали вывод о том, что ребенок узнает голос матери еще в утробе и может дифференцировать различные тексты, возможно благодаря их различным интонационным и темпо-ритмическим характеристикам. Таким образом, можно утверждать, что уже в пренатальном периоде начинает функционировать слуховая память.
К девятому месяцу беременности развивается зрелый плод, способный к внеутробному существованию. В это время снижается темп прироста массы, клетки плаценты начинают дегенерировать и начинается процесс родов.
Источник
Первая эпоха — эпоха раннего детства — начинается с кризиса новорожденного и включает два периода — младенческий возраст и ранний возраст (Д. Б. Эльконин). Пренатальный период (от момента зачатия до рождения) в периодизацию в отечественной психологии не включается.
Основным аргументом является тезис о том, что в момент рождения коренным образом меняются тип жизни и тип развития ребенка, изменяются законы его развития. Центральным психологическим новообразованием периода новорожденного является индивидуальная психическая жизнь ребенка. До момента рождения нет ни психического отражения, ни соответствующего ему типа развития, поэтому пренатальный период в периодизацию психического развития человека не включается. Однако, признавая важность и значение пренатального развития, дадим его краткую характеристику. Пренатальное развитие включает три основных периода:
* терминальный (от зачатия до 2 недель) — период быстрого рос
та и первичной дифференциации клеток;
* эмбриональный (от 2 недель до 2 месяцев) — период формиро
вания основных структур и органов;
* фетальный (от 3 месяцев — до рождения) — период интенсив
ного морфофизиологического развития плода.
К концу второго триместра (4-6 месяцев) беременности мозг увеличивается в шесть раз. В конце шестого месяца плод жизнеспособен. Можно зафиксировать реакции на звук, тактильные раздражения, что свидетельствует об определенном уровне зрелости анализаторных систем. В третьем триместре (6-9 месяцев) происходит интенсивное развитие центральной нервной системы: формирование структур, ответственных за дыхание и глотание, локализация сенсорных и моторных центров (7 месяцев), возникает чув-
156 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
ствительность к прикосновению и вибрации. Еще в пренатальном периоде налаживается взаимодействие ребенка с матерью. Показано, что плод чувствителен к сердцебиению матери. Этот факт используется, например, для коррекции состояния недоношенных детей, когда в бокс с новорожденным подается аудиозапись сердцебиений матери в спокойном состоянии. Синхронизация частоты сердечного ритма матери и ребенка оптимизирует деятельность всех физиологических систем его организма. Это объясняется тем, что при физическом отделении от матери ребенок еще сохраняет свою биологическую зависимость от нее. В психологии пренатального развития сегодня общепризнанным является положение о значении возможно более раннего формирования общения матери (близкого взрослого) и ребенка для оптимизации его психического развития. Такое общение носит характер обмена «сообщениями»: перестукивание, поглаживание, вербальное обращение к ребенку, разговор с ним. Вопрос о мере активности каждого из участников такого взаимодействия и существовании форм психического отражения действительности ребенком до момента рождения оставим для развернутой дискуссии. Однако необходимо подчеркнуть, что такое взаимодействие создает благоприятную основу для формирования родительской позиции, эмоционального принятия ребенка, повышения сенситивное -ти матери к его поведению и состояниям, формирования субъектного отношения к нему. Опыт общения в пренатальном периоде оказывает положительное влияние на формирование психологической готовности матери к родам и налаживание сотрудничества ребенка с близким взрослым в период новорожденности. Бесспорно, что чем раньше родители включаются в процесс общения с ребенком, тем раньше формируется продуктивная родительская позиция.
Кризис новорожденности
Кризис новорожденности как психологический кризис впервые был выделен и описан Л. С. Выготским [22]. Особый характер этого кризиса связан с переходом от пренатального к постнатальному развитию, изменением типа жизни и типа развития. Изменение типа жизни связано с отделением ребенка от предмета потребностей — до рождения все его витальные потребности удовлетворялись через единую с матерью физиологическую систему питания, дыхания, выделения. Теперь возникает объективная необходимость в психическом отражении, ориентировочной деятельности. Первым
Лекция 12. Младенческий возраст «157
психологическим новообразованием кризиса новорожденности является возникновение индивидуальной психической жизни.
Другими особенностями этого кризиса являются перестройка физиологических механизмов дыхания, питания, выделения, терморегуляции; воздействие на нервную систему ребенка огромного количества раздражителей в условиях недостаточной зрелости ЦНС, особенно коры больших полушарий; ограниченность репертуара врожденных безусловных рефлексов ребенка; потеря иммунитета матери и крайняя уязвимость в отношении внешних факторов. Лавина стимулов, обрушивающаяся на ребенка после рождения, сравнимая с «информационным шоком», приводит к ускоренному созреванию ЦНС и находит отражение в преобладании сна и сновидных состояний в поведении ребенка (сон как защитное реагирование).
Все перечисленные особенности, определяемые переходным характером кризиса новорожденности, обнаруживаются в моментах инволюции развития, например, в потере веса в первые две недели, по сравнению с моментом рождения, вследствие несформированно-сти системы пищевого поведения. Физиологический критерий завершения кризиса — начало прибавления в весе.
Социальная ситуация развития кризиса новорожденности характеризуется противоречием между полной беспомощностью ребенка и его зависимостью от близкого взрослого, с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, сотрудничества и средств такого общения, с другой. Врожденный фонд реакций ребенка очень беден, особенно по сравнению с животными. Все потребности ребенка удовлетворяются через взрослого. Поэтому вопрос о генезисе общения с близким взрослым в буквальной смысле — вопрос жизни и смерти. Психологический смысл кризиса — без взрослого не выживет, а потребности в общении и средств общения пока нет. Основная задача развития: формирование у ребенка потребности в общении и соответствующих средств.
Разрешение кризиса новорожденности осуществляется к концу второго месяца жизни и связано с формированием рубежного новообразования, получившего название комплекса оживления [91]. Рождение комплекса оживления знаменует собой формирование у ребенка первой социальной потребности — потребности в общении со взрослым и представляет первую форму такого общения.
Существует ряд особенностей поведения новорожденного. Теоретическое значение изучения форм поведения новорожденного в том, чтобы установить роль наследственности в развитии ребенка. Какие готовые наследственные формы поведения есть у новорожденного?
158 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
Можно выделить следующие категории поведения: сон, бодрствование, диффузная ненаправленная активность, упорядоченные реакции.
Сон подразделяют на глубокий, поверхностный, полусон (открытые глаза и отсутствие активности). На сон приходится около 80% времени суток. Постепенно происходит дифференциация сна и бодрствования с возрастанием удельного веса бодрствования.
Бодрствование выступает в формах спокойного бодрствования (сенсорная активность) и активного бодрствования (сенсорная активность дополняется двигательной активностью).
Диффузная ненаправленная активность в форме общей спонтанной двигательной активности рефлекторной природы представляет собой реакции на внутренние раздражители и характеризуется определенным ритмом. Другим выражением диффузной активности является крик и плач, которые имеют сигнальную природу. Они сообщают близкомувзрослому о неблагополучии и дискомфорте ребенка и его потребностях. Достаточно быстро мать начинает различать крики и плач в их значении: хочет есть, болит живот, устал, хочет спать и пр. Если мать адекватно распознает потребности ребенка и удовлетворяет их, то крик и плач приобретают сигнальную функцию не только для матери, но и для самого ребенка. Во второй половине младенчества ребенок начинает использовать крик и плач для привлечения внимания взрослого к своим нуждам.
Упорядоченные реакции включают следующие виды специализированных безусловных рефлексов:
1. Пищевое и лабиринтное сосредоточение, представляющее со
бой врожденные доминантные реакции. Особенности доминант зак
лючаются в том, что их актуализация приводит к торможению всех
остальных реакций; любой раздражитель усиливает доминантную
реакцию. Пищевое сосредоточение выступает в форме сосания, ла
биринтное — сосредоточение во время укачивания (раздражения
вестибулярного анализатора). Издавна в практике воспитания ис
пользовали указанные доминантные реакции для того, чтобы успо
коить ребенка — соска-пустышка и люлька.
2. Пищевые рефлексы: врожденные пищевые реакции (соса
тельный, глотательный и ориентировочные рефлексы, обслуживаю
щие пищевое поведение — поиск пищи при раздражении губ, щек,
подбородка и др.). Безусловный сосательный рефлекс несоверше
нен, быстро «обрастает» условными рефлексами.
3. Защитные, оборонительные рефлексы: рефлекс Пейпера —
зажмуривание на сильный световой раздражитель; кохлеарно-паль-
пебральный (зажмуривание на сильный звук); корнеально-пальпеб-
Лекция 12. Младенческий возраст «159
ральный (зажмуривание на прикосновение); рефлекс Моро («группирование» на потерю опоры и сильный звук); отдергивание конечности на болевой раздражитель. Очевидно, что указанные рефлексы вряд ли могут обеспечить безопасность ребенка.
4. Ориентировочные рефлексы по типу рефлекса, названного
И. П. Павловым рефлексам «Что такое?», со зрительного и слухо
вого анализаторов, обеспечивающие выделение нового раздражите
ля и установку на его восприятие.
5. Рефлексы-атавизмы, т. е. рефлексы, полезное приспособитель
ное значение которых у человека утрачено. Рефлексы оттормажи-
ваются в раннем или позднем младенчестве. К ним относятся:
* «обезьяний» хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона), пред
ставляющий собой захватывание объекта, при раздражении
тыльной стороны ладони. К формированию хватания отноше
ния не имеет, так как к двум месяцам уже исчезает. Хвата
тельный рефлекс формируется в 4,5-5 месяцев;
* рефлекс Бабинского — тыльное сгибание подошвы ноги, исчеза
ет после 6 месяцев и заменяется подошвенным рефлексом;
* позовые и локомоторные рефлексы: шейно-тонический (исче
зает после 4 месяцев), рефлекс шагания (после 2-3 месяцев), реф
лекс опоры (после 2-3 месяцев), «плавательный» рефлекс (пос
ле 6 месяцев).
Очевидно, что все виды рефлексов, за исключением ориентировочных, значительной роли в формировании поведения не играют.
Буквально с первых дней жизни ребенка происходит выработка условных рефлексов. Первый натуральный условный рефлекс на положение при кормлении формируется у ребенка на 5-7 день жизни. На 2-4 неделе формируется слуховое сосредоточение, а на 3-5 неделе жизни после установления механизмов аккомодации и конвергенции — зрительное сосредоточение. Зрительное и слуховое сосредоточение создают необходимые сенсорные предпосылки для формирования комплекса оживления.
Источник