Характеристика познавательного развития ребенка 6 лет

Характеристика познавательного развития ребенка 6 лет thumbnail

Контрольная работа по дисциплине

” Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста” на тему:

«Особенности познавательного развития дошкольников 6-7 лет»

Выполнила:

Казакова Юлия Алексеевна

Санкт- Петербург

2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Характеристика развития детей старшего дошкольного возраста….4

  2. Познавательное развитие детей 6-7 лет в соответствие с ФГОС ДО…8

Заключение………………………………………………………………………10

Список использованной литературы………………………………………….11

Введение

Актуальность работы. Проблема познавательного развития дошкольников – одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку развитие является необходимым условием формирования умственных качеств детей, их самостоятельности и инициативности. Изучением данного вопроса занималось ученые Н.Л. Шаптала [8], И.И. Левашева [4], Г.Х. Вахитова [1] и др.

Несмотря на пристальное внимание ученых к данной проблеме, вопрос психолого-педагогических основ познавательного развития детей 6-7 лет остается актуальным.

Решение проблемы и составляет цель исследования – определить и проанализировать психолого-педагогические основы познавательного развития детей 6-7 лет.

Объектом исследования выступает познавательное развитие.

Предмет исследования – психолого-педагогические основы познавательного развития детей 6-7 лет.

Проблема, объект и предмет исследования обусловили постановку и последовательное решение следующих задач:

  • дать сущностную характеристику развития детей старшего дошкольного возраста;

  • проанализировать познавательное развитие детей 6-7 лет в соответствие с ФГОС ДО;

  • подвести итоги исследования.

Исследование выполнялось с помощью таких методов: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, индукция, систематизация.

Структура работы: включает в себя введение, два параграфа, заключение, список использованной литературы.

Основная часть

  1. Характеристика развития детей старшего дошкольного возраста

Для формирования личности чрезвычайно важное место занимает как нормальное физическое, так и психическое развитие. Поэтому целесообразно подчеркнуть особенности физического развития старших дошкольников.

В возрасте 6-7 лет в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, который сопровождается бурным развитием тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, требует огромного напряжения мобилизации его резервов [3, c. 37]. Физиологическую перестройку сопровождают определенные сложности, например повышенная утомляемость, нервно-психическая чувствительность ребенка. Возраст 6-7 лет – это период подготовки детей к школе, поэтому физиологический кризис не столько усложняет, сколько наоборот, способствует успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что физиологические изменения, которые происходят, соответствуют повышенным требованиям новой ситуации.

Нервная система детей шестого-седьмого годов жизни очень уязвима, и поэтому для дальнейшего установления и закрепления уравновешенного взаимодействия процессов возбуждения и торможения необходимо заботиться о рациональном изменении нагрузок и покоя, напряжения и разрядки в процессе организации жизнедеятельности старших дошкольников [3, c. 39].

Что касается психического развития, то следует отметить, что наиболее существенные изменения, охватывающие психические сферы детей старшего дошкольного возраста познавательную, волевую, эмоциональную, – свидетельствуют о том, что этот возраст является переломным, богатым на такие новообразования, которые обеспечивают переход ребенка к систематическому школьному обучению [5, c. 57].

В возрасте 6-7 лет у детей формируется «внутренняя позиция», осознается образ своего «Я», что дает возможность действовать произвольно, то есть в соответствии с поставленной целью ограничивать желание, осознавать задачи, которые стоят перед ними, правильно их решать.

Растет сила и роль тормозных процессов. Так, в ребенка 6-7 лет образование новых нервных связей происходит при активном участии второй сигнальной системы. Благодаря этому расширяется сфера влияния на развитие ребенка словесных раздражителей или сигналов. Через слово у ребенка формируется понимание инструкции, советы приказа взрослого. Дети благодаря языку понимают, что нужно сделать, как и в какой последовательности. В слове дается оценка выполненного движения, деятельности и осуществляется контроль [5, c. 59].

С проанализированным фундаментальными новообразованиями личности старшего дошкольника органично связана его установка на достижение желаемого результата в различных видах деятельности. Желаемый результат – это то, что соответствует уровню притязаний ребенка. Данная установка основывается на одном из важнейших мотивов дошкольного детства – соподчинения. Деятельность старших дошкольников уже основывается на выделении важнейших, ведущих, главных мотивов и покорении их менее значимым, что и определяет характер психической деятельности ребенка [5, c. 60].

В процессе коммуникативной деятельности старших дошкольников формируется одна из специфических человеческих свойств – способность к рефлексии. Эта способность заключается в том, что ребенок начинает оценивать себя с точки зрения других людей, он учится будто со стороны анализировать свои действия, принимать решения и тому подобное.

Эмоциональное развитие ребенка претерпевает определенные изменения. В эмоциях меньше проявляются импульсивность, мгновение. Начинают закладываться чувства (ответственности, справедливости, дружбы), формируется радость от инициативного действия, получают новый толчок к развитию социальные эмоции ребенка.

В конце дошкольного периода развития ребенка формируются предпосылки для успешного перехода ее на следующий уровень образования [1, c. 13

00].

Психологическими основами познавательного развития детей старшего дошкольного возраста являются особенности развития их познавательных процессов. Проанализируем их более подробно. Начнем с сенсорного развития.

Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов. Именно сенсорное развитие, с одной стороны, составляет основу интеллектуального развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, учитывая то, что полноценное восприятие необходимо для эффективного обучения и других видов деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

У детей 6-7 лет восприятие приобретает стойкий целенаправленный и произвольный характер, наблюдается дальнейшее развитие аналитического восприятия: умение ориентироваться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измеримые величины. С развитием сенсорики у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе [3, c. 41].

От восприятия ребенка зависит развитие его памяти.

Память – это отражение прошлого опыта человека в виде чувств, мыслей и образов ранее воспринятых предметов и явлений через его сохранение и последующее воспроизведение. У детей шестого-седьмого года жизни активно развивается произвольная память. Дети способны уже выборочно и осознанно запоминать. Значительно увеличивается к концу дошкольного возраста объем памяти, благодаря накопленному ребенком жизненному опыту. Главное задание воспитателя – развивать все виды памяти, при этом основное внимание следует обратить на развитие умения управлять процессом памяти, независимо от того, на какой срок и какого вида материал запоминается [3, c. 43].

Что касается мышления, то в 6-7 лет ребенок все больше начинает действовать со знаками. Такие действия требуют отвлекаться от реальных предметов. Как заменители этих предметов используются слова и числа [3, c. 41].

Речь. Наиболее весомым достижением дошкольного детства является овладение родным языком как средством познания и способом человеческого общения. В старшем дошкольном возрасте дети уже пользуются развернутыми фразами, могут выдумывать небольшие сюжетные рассказы.

Внимание в старшем дошкольном возрасте набирает произвольного характера, благодаря чему ребенок уже способен подчинять свое внимание требованиям взрослого, сосредотачиваться, управлять своей психической деятельностью. Внимательность детей 6-7 лет развивается в процессе их игровой деятельности, благодаря поисковым наблюдениям и усиленному интересу к тому, над чем они работают [3, c. 42].

Воображение. Старшие дошкольники способны уже управлять процессом фантазирования для достижения определенной цели. В этом возрасте можно говорить о развитии не только репродуктивного воображения, но и зарождении творческих форм воображения.

В связи с формированием внутреннего мира ребенка его самооценки, образа «Я», появляется особый вид воображения – мечта, которая находит свое выражение в создании образов желаемого для ребенка будущего [3, c. 43].

Читайте также:  Закономерности развития психики ребенка с нарушением в развитие

Также следует отметить, что на основе любознательности формируется интерес детей к учебе. Развитие познавательных способностей создает основу для формирования творческого мышления, а это дает возможность преодолеть трудности при решении учебных задач. Возникает обобщение собственных переживаний. Умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку в дальнейшем перейти к сотрудничеству в обучении.

  1. Познавательное развитие детей 6-7 лет в соответствие с ФГОС ДО

Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования (далее ФГОС ДО) дает такое определение познавательного развития – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности [7].

Наиболее эффективной формой и методом развития умственных способностей дошкольника является наглядное моделирование. В сюжетно-ролевой игре, в рисунках, в конструировании – они моделируют жизнь окружающих людей, содержание литературных произведений, взаимоотношения между предметами, понятиями.

ФГОС ДО считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования [7].

Рассматривая процесс формирования познавательной деятельности у дошкольников 6-7 лет можно выделить два основных пути. Первый путь – непосредственная активность самого дошкольника. Именно на основе активности дошкольников возникает ряд специфических детских видов деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности. Второй путь – целенаправленное воздействие педагога [2, c. 87].

Что касается педагогических основ познавательного развития старших дошкольников, то следует отметить, что они заключаются в правильной организации воспитателем познавательного процесса детей.

Цель деятельности специалиста дошкольного образования, формирующего познавательную деятельность старших дошкольников, включает в себя стимулирование разных видов познавательной активности детей, обеспечивающей оптимальный уровень индивидуального развития ребенка, что позволяет ему осваивать разные сферы жизнедеятельности [6].

Такая педагогическая деятельность раскрывается через реализацию совокупности способов организации образовательного процесса [8]:

  • организация единства внутренней и внешней стороны воспитательного процесса (педагог ориентирует ребенка на активное, самостоятельное, инициативное, творческое решение, проникая во внутренние процессы и замыслы ребенка, помогая становлению его личности);

  • организация познавательной деятельности детей, которая становится более интенсивной, если в ДОО организовано дополнительное к основному образование, способствующее реализации склонностей детей, выявляющее их потенциальные возможности и обеспечивающее развитие индивидуальности дошкольников;

  • обогащение, оптимизация и интенсификация содержания программного материала, которым овладевают дети;

  • включение в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения современные способы обучения, удовлетворяющие творческую и самостоятельную поисковую деятельность детей и формирующие личностно значимые внутренние побуждения, укрепляющие познавательную активность как положительный мотив деятельности дошкольников;

  • организация полноценного, гуманистически ориентированного, многостороннего, насыщенного общения детей;

  • закладывание в нем разнообразных отношений, усиливающих воздействие познавательных стимулов;

  • побуждение детей к активной познавательной деятельности путем насыщения занятий элементами занимательности, использования средств искусства, развития навыков коллективного анализа, применения индивидуальных заданий;

  • использование на занятиях интерактивных методов, позволяющих стимулировать разные виды деятельности дошкольников. В их числе, прежде всего, следует назвать методы, вызывающие познавательные вопросы детей: метод неожиданных решений, метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, метод «преднамеренных ошибок» (по Ш.А. Амонашвили) и т.д [8, c. 91].

Таким образом, реализуя в ДОО названные способы организации образовательного процесса, педагог обеспечивает познавательное развитие старших дошкольников.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что период 6-7 лет называют критическим, или переходным. В этот период происходят целостные изменения личности ребенка, обусловленные возникновением новообразований, приводящих к дальнейшей эмансипации ребенка от взрослых. Это вызывает разрушение прошлой социальной ситуации развития и возникновение новой, что отвечает новому составу личности ребенка, новым его потребностям.

Возрастной кризис 6-7 лет является основой для возникновения нового типа взаимоотношений ребенка со взрослым. Поэтому он закономерен и необходим.

Следовательно, в данном исследовании мы проанализировали психолого-педагогические основы познавательного развития детей 6-7 лет. К психологическим основам мы отнесли развитие познавательных процессов старших дошкольников: сенсорное развитие, память, мышление, речь, внимание и воображение. Среди педагогических основ мы выделили способы организации образовательного процесса старших дошкольников, которые стимулируют их к познавательному развитию.

Список использованной литературы

  1. Вахитова Г.Х. Формирование познавательной мотивации старших дошкольников в игровой и творческой деятельности / Г.Х. Вахитова // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – Томск. – 2014. – № 4 (6). – С. 12-19.

  2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. – М. – 1987. – 263 с.

  3. Каминская Н.Н. Психофизиология детей 6-7 лет и создание адаптивной образовательной среды: метод. пособие для учителей нач. классов, педагогов-психологов обр. уч., родителей / Под ред. Т.А. Крыловой. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. – 108 с.

  4. Левашева И.И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников / И.И. Левашева // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 2(5). – С.133.

  5. Немов Р.С. Психология: [словарь-справочник: в 2 ч.] Ч.2 / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 685 с.

  6. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 344 с.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Официальный сайт компании «Консультант Плюс»]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/?Frame=1 129503 (дата обращения: 25.12.2013).

  8. Шаптала Н.Л. Пути и способы формирования познавательной компетентности у старшего дошкольника / Н.Л. Шаптала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/1945

Источник

Булышкина Ольга Сергеевна
Особенности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)

Содержание

Введение

Закономерности и своеобразие развития

1.1 сенсорной сферы

1.2 памяти

1.3 внимания

1.4 мышления

1.5 воображения

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Современное общество нуждается в личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Первоосновы такой личности нужно заложить уже в дошкольном возрасте. Главной проблемой работы педагогов дошкольного образования является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению. Эта проблема сложна и актуальна, неразрывно связана с процессом развития познавательных способностей у дошкольников, формированием познавательной активности. Чем больше уделить внимания этому на стадии дошкольного возраста, тем легче детям будет в школьной жизни.

Проблема особенностей познавательного развития на возрастных этапах, создания условий, эффективно влияющих на их развитие и формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. Целенаправленное управление процессом развития познавательных способностей у дошкольников обеспечивает научно организованное воспитание. Этим объясняется значимость рассматриваемого вопроса для меня, воспитателя, работающего в старшей группе детского сада.

1.1 Закономерности и своеобразие развития сенсорной сферы

Продолжает развиваться восприятие. В возрасте между пятым и шестым годом жизни ребенок перестает пользоваться так называемыми предметными эталонами (оранжевый цвет называет «как морковка», зелёный — «как травка»; квадрат определяет через форму кармашка, платочка) [1]. В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение сенсорного эталона (длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства, что вовсе не значит научиться называть то или иное свойство. У ребенка формируются представления о разновидностях каждого свойства, он учится пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов в различных ситуациях [2].

Читайте также:  Развитие речи ребенка по монтессори

В возрасте 5-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дети различают не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный, так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). Различают как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, так и их разновидности (например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы). Дети выполняют задания на построение рядов из десяти элементов, расположенных по степени убывания (или нарастания) одного из параметров величины, устанавливают соответствия между двумя-тремя рядами. Учатся ориентироваться и использовать обозначения пространственных отношений (например, «надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, перейти на другую сторону». Трудным для восприятия детей еще является восприятие времени, ориентация во времени суток. В оценке разных промежутков времени: (неделя, месяц, часы, минуты) также еще допускают ошибки.

Характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребёнок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания». Например, чтобы убедиться, что в ведёрке лежит сырой песок ребёнку 5–6 лет достаточно только посмотреть. Обследование предметов приобретает при благоприятных условиях воспитания систематизированный и плановый характер: восприятие целостного облика предмета; мыслительное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, верху и т. п.); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета [2]. Отличительной особенностью восприятия у старших дошкольников является резкое увеличение его осмысленности [3]. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Так, ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные.

1.2 Закономерности и своеобразие развития памяти

В 5-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно [3]. Игровые мотивы оказывают положительное действие и повышают эффективность непроизвольного запоминания [4]. Старшие дошкольники приобретают навык смыслового запоминания, фундамент которого заложен на содержательных связях частей материала, также материала и прошлого опыта. Образная память долгое время является преимущественной для дошкольника. Познавательные процессы, в особенности восприятие и мышление, влияют на ее развитие. Дети при запоминании выделяют преимущественно яркие признаки у предмета [4]. Старшие дошкольники используют речь при запоминании, и это повышает продуктивность образной памяти.

Дети старшего возраста могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить. Она возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое [3]. У детей старшего дошкольного возраста хорошо развито механическое запоминание – повторение. Оно может выступать в таких формах, как повторное восприятие предметов, их повторное называние, воспроизводящее повторение, осуществляющееся после восприятия всего материала (однако, в отличие от малышей, они делают это либо шёпотом, либо про себя). Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребёнок 6 – 7 лет может использовать более сложный способ – логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. В развитии логической памяти основную роль играет процесс обучения. Этот вид памяти проявляется тогда, когда содержание запоминаемого материала понятно детям. Ребенок 6-7 лет воспроизводит в среднем из 10 хорошо знакомых слов – 4-8, а из 10 незнакомых всего 1-2 слова. Память приобретает интеллектуальный характер, все больше объединяясь с мышлением и речью. С помощью слова он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи или же придумывает.

К 6-7 годам в жизни ребенка появляется важное психологическое новообразование, у них возникает произвольная память (наличие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов для осуществления этого). Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности [5].

Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства.

1.3 Закономерности и своеобразие развития внимания

В старшем дошкольном возрасте формируется произвольное внимание: в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции, с 6-7 лет развивается волевое (в процессе игры, обучения, общения со взрослыми приходится делать то, что необходимо, но не хочется). Длительность и качество внимания начинают зависеть от воли, сознательного усилия самого человека, внимание становится опосредованным. В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение и тогда возникает новый вид внимания – послепроизвольное, когда старший дошкольник сам возвращается к заинтересовавшей ранее деятельности, бывшей объектом произвольного сосредоточения [7].

Вместе с тем, возможность детей управлять своим вниманием, пока весьма ограничены. Произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием на протяжении довольно длительного времени, его надо просить больше рассуждать вслух [7]. К концу дошкольного возраста у детей способность произвольного внимания начинает развиваться интенсивно. Сам процесс получения знаний этому способствует, главным образом, на основе возникновения интересов, в частности интереса к учебной деятельности.

У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объем внимания, ребенок способен удержать в своем сознании 5-6 предметов или явлений. Ребенок может видеть двойственные изображения. Однако объём внимания недостаточен для различения сложных по содержанию и мало отличных друг от друга объектов (например, рассказов или картин о зиме или лесе). Ребёнок ошибается, оба объекта (рассказа) сливаются в его восприятии.

Дети способны продуктивно заниматься одним и тем же делом 20-25 минут. Устойчивость внимания существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребёнок. Так максимальная длительность одной игры к шести годам она возрастает до полутора часов. И если за 10 минут игры ребёнок 4-5 лет отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет всего один раз. Так же долго он может быть сосредоточен на продуктивной деятельности. Но будет томиться, отвлекаться, если она ему безразлична или совсем не нравится [6]. Дети становятся способны удерживать внимание на действиях, начинающих приобретать для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам. В устойчивости внимания очень резко проявляются индивидуальные различия детей. Особенности темперамента, усиленные хорошим или плохим воспитанием, значительно варьируют длительность доступного ребёнку сосредоточения.

У старших дошкольников возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребёнка. Но все же распределение и переключение еще очень слабо развиты. Они развиваются в процессе практической деятельности, путем упражнения и накопления соответствующего опыта.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка выводы

1.4 Закономерности и своеобразие развития мышления

Психолог А. В. Запорожец утверждал, что типы мышления не имеют возрастных стадий развития. Наглядно-действенное мышление у детей появляется раньше, чем наглядно-образное, т. е. возраст не является тем критерием, который связывает их между собой.

“Мышление руками” (наглядно-действенное) не исчезает по мере взросления, а остается в резерве даже у взрослых, когда какую-то новую задачу они не могут решить в уме и начинают действовать путем проб и ошибок. [8], на развитие наглядно-действенного мышления старших дошкольников работают, например, пазлы, детали конструкторов, головоломки из подвижно сцепленных колец, треугольников и т. п.

Образное мышление подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям старшего дошкольного возраста доступен данный тип мышления. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т. е. визуализировать. В образах отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности. С пяти лет ребенок может найти в помещении спрятанный предмет, пользуясь отметкой на плане, выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, основываясь на схеме типа географической карты. Овладение моделями выводит на новый уровень способы получения детьми знаний. Если при словесном объяснении ребенок не всегда может понять, скажем, некоторые первичные математические действия, звуковой состав слова, то с опорой на модель он это сделает легко.

Наибольший интерес вызывает переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, которое следует начинать развивать в старшем дошкольном возрасте. Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить. Такой тип задач описал знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаже и назвал их “задачи на сохранение количества вещества” [9]. Требуется переход к суждениям на основе словесных понятий, к словесно-логическому мышлению. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже (дети 4-6 лет очень часто сопровождают свои действия ни к кому не обращенными высказываниями, ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал). Другое явление, открытое им же и относящееся к детям данного возраста, нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов, свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, многие дети еще совершенно не владеют логикой.

Процессом перестройки мышления, можно управлять, учитывая особенности психического развития ребёнка. Но при этом нельзя заставить ребёнка, например, логически мыслить, если он этого не хочет. Любое проявление мышления провоцируется какой-либо мотивацией, влияющей и на её продуктивность. Задача взрослого – помочь ребёнку научиться мыслить. К 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышления. Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное развитие логического мышления.

1.5 Закономерности и своеобразие развития воображения

Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов, позволяет представить сказочные образы, воспроизводится то, что оказало эмоциональное впечатление, а затем творческого (обеспечивает возможность создания нового образа, когда появляется произвольность в запоминании [6]. Воображение соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий.

При целенаправленном развитии воображения у старших дошкольников необходимо учитывать тот факт, что пусковым механизмом является особая внутренняя позиция, которая помогает ребенку подняться над конкретной ситуацией, посмотреть со стороны, оценить с разных точек зрения. Она делает ребенка надситуативным и тем самым более свободным. Он начинает понимать контекст ситуации без наглядной опоры – предметного мира и прошлого опыта. Внутренняя позиция обеспечивает ребенку еще одно качество – она делает воображение произвольным. В 6-7 лет внутренняя позиция позволяет детям действовать не только по замыслу, но и подчинять собственному замыслу деятельность, произведенную и осмысленную кем-то другим. Иными словами, дети могут не только осмысливать, но и переосмысливать ту или иную ситуацию. Воображение – это исток игры в старшем дошкольном возрасте: в 5-6 лет доминирующей игры – игры с правилами, в 6-7 лет режиссерской игры [10].

Воображение становится особой деятельностью, которая приобретает осознанный, целенаправленный характер, превращаясь в фантазирование. В старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает способы создания образов, которые как правило используются неосознанно.

Заключение

Изучив закономерности и своеобразие развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, для меня стало возможным целенаправленное управление процессом их развития в своей работе.

Основным условием развития познавательных способностей дошкольников является включение их в деятельность: игровую, учебно-познавательную, продуктивную, двигательную. Одним из аспектов повышения уровня развития познавательных способностей является интеграция различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе. Развивающая роль любой деятельности заключается в том, что она является определенной формой практики, т. е. носит практически-продуктивный характер.

К. Д. Ушинский подчеркивал, что в дошкольный период решающую роль в воспитании познавательных способностей в целом и операций мышления частности играют родители, поскольку именно они в первую очередь постоянно общаются с ребенком, стимулируют его любознательность, отвечая на многочисленные вопросы. Работа по просвещению родителей в этом вопросе мною также ведется.

Список используемой литературы.

1. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб. : Заневская площадь, 2014.

2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка:Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1988.

3. Мухина В. С., Хвостов А. А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность (хрестоматия) – М. : Издательский центр «Академия», 2007.

4. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. обр. – М. : Издательский центр «Академия», 2007.

5. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования – М. : Издательский центр, «Академия», 2011.

6. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей педагогов /Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2002.

7. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям, К., Радянська школа, 1974.

8. Попенова Н. Е. Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста / Попенова Н. Е. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008. – № 12.

9. Малеева З. П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением зрения / З. П. Малеева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2009. – № 1.

10. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспит. дет. Сада и родителей. – М. : Просвещение, 1996.

Источник