Характеристика первого периода развития ребенка первого года жизни
Общая характеристика возрастного этапа с рождения до 1 года
На первом году жизни ребенка закладывается фундамент развития психики и личности; новорожденный ребенок последовательно овладевает жизненно необходимыми навыками и двигательными умениями (переворачивается с живота на спину, ползает, самостоятельно садится, стоит без опоры, удерживает равновесие, начинает ходить); развиваются различные формы поведения малыша (пищевая, социальная, связанная с справлением естественных потребностей и ознакомлением с собственным телом и окружающим миром), проходит первичная социальная адаптация ребенка, он овладевает умением взаимодействовать в паре с родными, получает от этого эмоциональное удовольствие.
В конце первого – начале второго месяца малыш проявляет способность концентрировать внимание на внешних объектах, проявлять элементарную выборочную эмоциональную направленность на людей, у него возникают первые средства общения с ними.
Быстрыми темпами совершенствуется чувствительность анализаторов, интенсивно развивается нервная система. Младенец способен анализировать и синтезировать внешние сигналы, дифференцировать их.
В возрасте трех месяцев малыш выделяет среди других людей мать, с четырех – дифференцирует своих и чужих.
В конце первого полугодия по сравнению с другими реакциями максимальной частоты достигают доразговорные средства общения.
Родные взрослые выступают сильнейшим емоциогенным объектом, общение с ними превращается в специфическую активность, целью которой является сам контакт.
В этой активности и на ее основе формируются манипулятивная и предметная деятельности, возникает отображающая игра, появляются элементы труда. В конце первого года возникают функциональные действия, воспроизводящие взрослые способы действий с предметами.
Крик по реакции на дискомфорт превращается в форму доречевого общения. Ребенок начинает понимать слова, реагировать на них.
Возникают элементарные формы речевого диалога.
К концу первого года жизни рост ребенка составляет 70-80 см, вес около 10-12 кг (утроенный вес новорожденного).
Младенец отличается большой головой (1/4 часть тела) и короткими ногами (1/3 длины тела).
Основные антропометрические средние характеристики ребенка от рождения до 1 года представлены в таблице
Возраст | Девочки | ||
Окружность грудной клетки (см) | Длина тела (см) | Масса тела (г) | |
При рожд. | 34-38 | 48-51 | 2890-3780 |
1 мес | 36-40 | 51-56 | 3606-4694 |
3 мес | 38-43 | 58-62 | 5495-6655 |
6 мес | 43-46 | 64-69 | 7050-8910 |
9 мес | 45-51 | 68-73 | 8270-10290 |
12 мес | 47-51 | 72-77 | 9001-10800 |
Возраст | Мальчики | ||
Окружность грудной клетки (см) | Длина тела (см) | Масса тела (г) | |
При рожд. | 34-37 | 48-52 | 3075-3985 |
1 мес | 35-38 | 52-57 | 3680-4960 |
3 мес | 39-43 | 59-64 | 5950-6900 |
6 мес | 42-47 | 65-70 | 7790-9450 |
9 мес | 45-49 | 70-76 | 8705-11150 |
12 мес | 45-50 | 73-79 | 11000-11500 |
В 3 месяца ребенок держит головку, на 4-5 месяце – его рука, как орган практической деятельности и познания, начинает действовать целенаправленно. Первым целенаправленным действием является хватание, следующим – ощупывание предметов. Происходит распределение функций между правой и левой руками.
Возникают произвольные движения глаз, имеющих характер поиска, согласуются с поворотом головы и движением туловища.
В возрасте 6-8 месяцев младенец овладевает умением сидеть, на 8-м месяце передвигается на животе, с 9-го месяца начинает ползать и стоять, опираясь на опору. В конце первого года ребенок делает первые самостоятельные шаги.
Эмоции становятся способом общения ребенка с окружающей средой.
Общение взрослого с ребенком характеризуется неразрывностью их единства: он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, другой человек выступает необходимым условием развития малыша, вся его жизнь организована так, что рядом находится взрослый.
Взрослый человек вводит младенца в природную, предметную и социальную среду, знакомит с моральными правилами, выступает носителем различной информации, олицетворяет собой социальные нормы и требования, выступает посредником между ребенком и окружающим миром.
Движущей силой развития выступает противоречие между максимальной социальностью ребенка, его потребностью во взрослом человеке и минимальным владением средствами воздействия на него, возможностями реализовать собственную активность. Отношение младенца к действительности является социальным отношением. Взрослый получает статус партнера по эмоциональному сотрудничеству.
В возрасте 2-6 месяцев ведущей деятельностью выступает эмоциональное общение со взрослым, в основной форме – личностного общения. Оно предусматривает сформированную потребность ребенка в эмоциональной взаимодействии со взрослым и в его доброжелательном внимании к нему, способностью комплексом оживления (мимикой удовольствия, соответствующими жестами, активными движениями, вокализациями) реагировать на обращенные к нему улыбку, ласки, слова взрослого; узнавать мать и отца, выделять их среди других людей, особенно радоваться им, проявлять готовность поддержать контакт.
В 6-12 месяцев ведущей выступает предметно-манипулятивная деятельность, основанная на потребности ребенка в общении со взрослым как с партнером по совместным действиям.
Ребенок проявляет желание манипулировать предметами; мимикой, жестами, вокализациями, приглашает его к практическому сотрудничеству, требует от взрослого показа способов действия с предметами и игрушками, радуется открытию новых способов и свойств предметов, пытается воссоздать элементарные предметные действия, ориентируется на взрослого как на образец для подражания.
Возрастными новообразованиями у младенца выступают: элементарные формы ориентировочных реакций (сосредоточения, слежения, круговые движения глазами, задержание взгляда на новом предмете); реакция на голос матери, чувствительность к эмоциональному тону взрослого, понимание слов; целенаправленные, результативные и функциональные действия; перестройка голосовых реакций (агукание, гуканье, лепет); потребность в общении с другими родными, расширение круга общения; возникновение указательного жеста как средства связи с другим человеком; передвижения в пространстве (ползание, самостоятельная походка), отделение “я” от “мы”; простейшие мыслительные действия, основанные на установлении элементарных связей и отношений между предметами и их свойствами.
Конец первого года жизни ребенка является кризисным для развития личности. Кризис вызывается противоречием между интенсивным физическим и психическим развитием младенца, изменением его горизонтального положения на вертикальное, появлением элементарных навыков самостоятельного питания, хождения, действия с предметами и одновременно ограниченностью ресурсов малыша, который стремится к большему, чем может. Взрослый же человек, который все делает за ребенка, превращается в помощника, посредника, образец для подражания.
Основные линии развития младенца от рождения до 1 года
1. Физическое развитие
2. Эмоционально-социальное развитие
3. Познавательное развитие
4. Развитие речи
5. Экологическое развитие
6. Художественно-эстетическое развитие
Таблица “Режим дня ребенка от рождения до 1 года”
Процесс жизнедеятельности | Возраст ребенка | |||
От рожд. до 2,5-3 мес. | От 2,5-3 мес. до 5-6 мес. | От 5-6 мес. до 9-10 мес. | От 9-10 мес. до 1 года | |
Питание | Кормление по требованию | Кормление по требованию | 6.00, 10.00 14.00, 18.00 22.00 или 3.30 | 7.30, 11.30 16.00, 19.30 22.00 |
Бодрствование | Ребенок сам строит режим сон-бодрствование | Ребенок сам строит режим сон-бодрствование | 6.00-8.00 10.00-12.00 14.00-16.00 18.00-20.00 | 6.30-9.30 11.30-14.00 16.00-19.30 |
Сон | Ребенок сам строит режим сон-бодрствование | Ребенок сам строит режим сон-бодрствование | 8.00-10.00 12.00-14.00 16.00-18.00 20.00-6.00 | 9.00-1 1.30 14.00-16.00 19.30-6.30 |
Массаж, гимнастика | 9.30-10.00 | 10.00-11.00 | 11.00-12.00 | 12.00-13.00 |
Купание | 20.30-21.00 | 19.30-20.00 | 19.30-20.00 | 19.00-19.30 |
Ночное кормление | Кормление по требованию | Кормление по требованию | 22.00 | 22.00 (до 10 мес.) |
Источник
Первый год жизни ребенка является одним из важнейших периодов, в который происходит достаточно быстрое развитие в физическом и нервно-психическом плане всех систем и органов ребенка. На этой стадии малыш активно растет, получает множество новых знаний и умений, а также познает окружающий мир. Из ничего не умеющего младенца он постепенно превращается в любопытного малыша, имеющего собственный характер.
Первый год жизни во многом определяет дальнейшее развитие ребенка, его физическое здоровье, психологические качества и особенности восприятия и отношения к миру. Каждая мать, понимая важность этого периода в жизни малыша, старается как можно более ответственно подойти к вопросу развития своего ребенка.
Одними из важнейших моментов, которые являются жизненно необходимыми для ребенка в младенческом возрасте, являются телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Именно эти потребности обуславливают тот факт, что в современном мире в большинстве родильных домов сразу после появления на свет малыш прикладывается к груди матери. Там он может ощутить себя с ней единым целым и получить первые капли молока.
Важнейшими параметрами гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами-педиатрами по следующим показателям:
- Степень развития зрительных и слуховых реакций ребенка;
- Уровень развития эмоциональной сферы;
- Степень развития двигательных навыков;
- Развитие навыков движений кистью руки и формирование предпосылок для развития мелкой моторики рук;
- Подготовительные этапы развития и понимания речи.
Для новорожденного младенца одной из наиболее значимых потребностей является способность общения и эмоционального взаимодействия с близкими людьми. Для того чтобы ребенок полноценно развивался в психическом плане, необходимо предоставить ему возможность совместных игр, доброжелательное общение и радость, которые обеспечат наиболее тесный эмоциональный контакт с близкими людьми, в первую очередь, с матерью.
Каждый человек, рождаясь, имеет набор врожденных рефлексов. Их деятельность регулируется работой спинномозговых и подкорковых нервных центров. У маленьких детей еще не до конца завершен процесс формирования коры больших полушарий, клетки нервной системы пока не обладают ответвлениями, а ее проводящие пути не покрыты защитными оболочками. Следствием этого является наличие быстрых и сильных механизмов возбуждения и сложностей в формировании поведенческих рефлексов.
Развитие новорожденного ребенка отличается тем, что у него нет каких-либо определенных врожденных форм поведения. Это является одним из его достоинств, поскольку позволяет малышу в максимальном размере получать новый опыт и развиваться.
Для того чтобы процесс развития нервной системы и мозга протекал успешно, необходимо обеспечить активную деятельность всех анализирующих систем. В случае, когда малыш обделен и не получает необходимое количество чувственных впечатлений из окружающей среды, его развитие резко замедляется, что приводит к негативным последствиям в дальнейшем.
Одной из особенностей развития новорожденного медики считают тот факт, что деятельность его анализаторов формируется быстрее, чем телесные движения. Слух и зрение у новорожденных являются самыми наиболее развитыми.
Физиология и моторика ребёнка в первый год жизни
Известно, что ребенок человека рождается значительно менее приспособленным к окружающей среде, чем детеныши животных. Для взаимодействия с миром у малыша имеется набор безусловных рефлексов, которые регулируют его биологические функции. Это такие рефлексы, как:
- Сосательный;
- Оборонительный;
- Ориентировочный;
- Хватательный;
- Опорный;
- Переступательный.
В возрасте 2- 3 месяцев ребенок способен самостоятельно удерживать голову даже в положении лежа на животике. Постепенно происходит развитие манипуляций с предметами – ребенок учится перекладывать их из руки в руку, брать из рук взрослого. К полугоду малыши пытаются самостоятельно сесть, а затем учатся ползать и вставать на ножки, держась за опору. Обычно к году ребенок может передвигаться с поддержкой или же без нее, что зависит от особенностей развития малыша.
Развитие зрения и слуха в первом году жизни
Следует отметить, что формирование органа зрения, как и нервной системы, начинается еще в период внутриутробного развития плода. Зачатки их появляются примерно на 3 неделе беременности.
У новорожденных детей лучше, чем другие, развиты слуховой и зрительный анализаторы. Уже в первые недели жизни малыш способен удерживать в поле зрения движущийся, а немного позже и статичный предмет. Важно, что черты человеческого лица младенец может воспринимать практически с первых дней жизни.
На 2-3 месяц жизни световая чувствительность сетчатки многократно возрастает по сравнению с предыдущим этапом. Появляется форменное зрение, то есть ребенок способен видеть контуры и очертания предметов, хотя и видны они пока всего в двух измерениях. В этом возрасте ребенок способен отличать некоторые цвета – красный, оранжевый, желтый и зеленый. Восприятие таких оттенков, как синий и фиолетовый, развивается чуть позже, так как в сетчатке глаза значительно меньше фоторецепторов, способных улавливать коротковолновую часть спектра.
В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей. К полугоду зрение малыша настолько развито, что он с любопытством рассматривает окружающие его предметы и явления.
К окончанию первого года жизни ребенка зрение сформировано достаточно хорошо. Малыш способен разглядывать мелкие предметы, различать знакомые лица на изображениях, отличать контрастные предметы.
Слух у новорожденных также развивается довольно быстрыми темпами. С самого периода рождения ребенок наиболее чувствителен к звукам человеческой речи. Уже к трехмесячному возрасту ребенок способен поворачивать голову на звук, искать глазами его источник. Важным моментом является умение различать тон и интонацию, а также узнавать голос матери.
В 6-7 месяцев малыш уже знает свое имя. Он слышит его среди других слов и звуков речи взрослых и реагирует на него – поворачивает головку, улыбается, тянется к папе или маме.
К году малыш умеет подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее, при этом развитие речи проходит параллельно с развитием слуха.
Развитие эмоциональных реакций ребёнка до года
Эмоции новорожденного ребенка отличаются своим однообразием – практически всегда они носят отрицательный характер. Ребенок не умеет в это время каким – то другим способом взаимодействовать с окружающими, именно потому свое недовольство и все возникающие проблемы и дискомфорт он выражает криком и плачем.
Ко второму месяцу жизни ребенок уже способен проявлять противоположные эмоции по отношению к близким людям – он улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться, что говорит об узнавании эмоционально значимых людей. В этом возрасте развивается так называемый «комплекс оживления», при котором малыш необычно реагирует на приближение взрослого человека – он поднимает ручки, активно шевелит ножками и радостно гулит.
К четырем-пяти месяцам дети уже умеют отличать свою маму среди других взрослых, различаются их реакции на ее появление и исчезновение. Если у ребенка сложился хороший эмоциональный контакт с каким-либо взрослым человеком, у него могут возникнуть дополнительные эмоциональные переживания, проявляющиеся в активной отрицательной реакции, которая вызывается уходом этого человека или прекращением общения.
К возрасту шести-семи месяцев для того, чтобы развитие познавательной деятельности происходило на должном уровне, ребенку очень важно постоянно манипулировать предметами и игрушками. Именно поэтому в этом возрасте ребенок проявляет интерес ко всевозможным ярким погремушкам и предметам.
Могут появляться негативные реакции на незнакомых людей, которые с легкостью подавляются естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.
В этот период жизни ребенка активно развиваются его интеллектуальные способности, о чем говорят постоянные подражательные и преднамеренные действия. Проявляется это в том, что после того, как ребенок начинает использовать преднамеренное манипулирование предметами, то есть постукивать, трясти их, в действиях малышей можно увидеть простейшие проявления мышления. Это значит, что перед совершением данного действия перед ребенком возникает какая-либо интеллектуальная задача, которую он с успехом решает. Это свидетельствует о том, что мышление ребенка развивается не самопроизвольно, а в действии.
К девятимесячному возрасту эмоциональная жизнь малыша становится значительно богаче. В этот период изменяются и усиливаются проявления эмоций. Заметно это в более тяжелом установлении контакта с незнакомыми людьми, ребенок может испытывать робость и стеснение. Однако, в этот период любознательность берет верх над страхом, что заставляет малыша активно интересоваться окружающими предметами, явлениями и людьми.
Общие движения в первый год жизни малыша
Всем известно, что новорожденные дети не могут четко координировать собственные движения. Процесс развития движений начинается после появления ребенка на свет. Впервые дифференцированные и более точные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. В этом возрасте ребенок способен приближать руки к личику, потирать их, поднимать и разглядывать. Примерно с трех-четырех месяцев дети начинают ощупывать свои ручки, перебирать пальчиками любые предметы. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки — случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку. При этом захвата пока еще не происходит, хотя если вложить малышу игрушку в руку, он сможет длительное время удерживать ее. Происходит это благодаря тому, что хватательный рефлекс у малышей отлично развит.
С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручкой. При захвате игрушки движения также производятся не только руками, но и ножками и туловищем.
Более точные, четкие и прицельные движения руки формируются только к восьми-девяти месяцам жизни.
Развитие речи ребёнка
Самым первым средством выражения желаний ребенка и привлечения внимания к своим потребностям является крик. Развитие речи ребенка проходит несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Ко второму месяцу жизни малыши начинают активно гулить – то есть произносить отдельные звуки. Изначально этот процесс носит кратковременный характер, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Такие проявления говорят о том, что ребенок хорошо себя чувствует и испытывает положительные эмоции. Постепенно увеличивается количество произносимых ребенком звуков, появляется умение использовать всевозможные интонации. В этот период, как и на протяжении всего первого года жизни ребенка, важную роль играет возможность взаимодействия со взрослыми. Многие замечают, что ребенок гулит даже тогда, когда остается в помещении один или не видит никого из родных, однако при появлении в поле зрения близких людей, его эмоции проявляются более ярко и отчетливо.
С течением времени гуление ребенка заменяется на лепет. Примерно в 6-7 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги.
В семь-восемь месяцев появляется способность понимать некоторые элементы речи взрослых и устанавливать связь между услышанным словом и конкретным образом. Проявляется это поворотом головы в нужную сторону при задаваемых вопросах. Так выражается поисковая зрительная реакция. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, ребенок пытается подражать услышанным звукам, он часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.
Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннадцать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов или упрощенных звуковых подражаний.
К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова «надо» и «нельзя».
Формирование личности ребенка
Несмотря на то, что о ребенке, как о личности, ученые обычно говорят не ранее трех лет, ее формирование начинается гораздо раньше. Период до года отличается закладкой основных качеств и черт личности, которые проявятся только спустя годы. Они формируются на основе общения и взаимодействия со взрослыми. В младенчестве у ребенка развивается любовь к близким людям, чувство привязанности.
В этом возрасте также оформляется темперамент ребенка, который зависит от врожденных особенностей нервной системы. Но кроме этого, большое влияние на его проявления оказывают приобретенные привычки, национальные и культурные особенности общения и поведения, которые ребенок впитывает с первых дней.
В возрасте 8-12 месяцев у детей часто возникают страхи, пик которых относится к 15-18 месяцам. Основной из них направлен на незнакомых людей. Малыш испытывает отрицательные эмоции при расставании с близкими людьми, что выражается через плач.
Одним из важнейших этапов развития ребенка является конец первого года, который отмечается появлением кризиса первого года. В этом возрасте малыши становятся непослушными, более упрямыми. Они многократно повторяют действия, не обращая внимание на запрет родителей. Связано это с тем, что малыш активно исследует и изучает окружающие предметы, экспериментирует и оценивает результаты своих действий. В ответ на прямой запрет взрослого ребенок упрямиться и пытается настоять на своем, повторяя именно то, что ему запрещают.
Этапы развития ребенка в первый год жизни достаточно быстро сменяют друг друга. Каждый родитель должен понимать происходящие в организме малыша физические и психические изменения, помогать ему активно расти и развиваться, уделять достаточное количество внимания и заботы.
Источник