Характеристика особым потребностям ребенка с отклонениями в развитии

Характеристика особым потребностям ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Е.Л.Гончарова, О.И.Кукушкина, Институт коррекционной педагогики РАО

К детям с отклонениями в развитии относят:

  • умственно отсталых,
  • глухих,
  • слабослышащих,
  • позднооглохших,
  • слепых и слабовидящих;
  • детей с тяжелыми речевыми нарушениями,
  • нарушениями опорно-двигательного аппарата,
  • задержкой психического развития,
  • с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм),
  • множественными нарушениями.

Почему так важно обеспечить детям с нарушениями в развитии доступ к специальному, особым образом организованному и построенному, образованию? Дело в том, что ребенок с отклонениями в развитии – это ребенок, у которого наряду с общими для всех детей образовательными потребностями, есть особые образовательные потребности, удовлетворить которые можно только в условиях специального обучения.

Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем помощь индивидуализированную. Однако если необходимость реабилитации средствами медицины осознается всеми, то роль и место реабилитации средствами образования понимается не столь единодушно.

В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Первичные отклонения в развитии приводят к выпадению ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства, грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Столь же грубо на самых ранних этапах нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфичных средств, методов, путей обучения.

По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации – является метафора Л.С. Выготского о “социальном вывихе” ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности – “Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член – рука или нога – выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами… Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка – это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган” (Л.С.Выготский, 1995).

Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего “обходные пути” достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Ключевым понятием для определения целей и задач реабилитации через образование является понятие “особые образовательные потребности”.

Исходя из того, что первичное нарушение приводит к ситуации “социального вывиха”, попытаемся определить смысл термина “Ребенок с особыми образовательными потребностями”, т.е. определить, в чем именно нуждается такой ребенок в процессе образования. Он нуждается в том, чтобы:
первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше;

специальное обучение начиналось сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и специальное обучение должно начинаться в первые месяцы жизни. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения все усилия взрослых направлены исключительно на лечение ребенка, т.е. реабилитацию средствами медицины. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка;

в содержание обучения были введены специальные разделы, направленные на решение задач развития ребенка, по понятным причинам отсутствующие в содержании образования нормально развивающегося сверстника.

Например, позднооглохшие дети нуждаются в специальных занятиях по обучению чтению с губ, обеспечивающему адекватное восприятие устной речи; глухие и слабослышащие нуждаются в специальном курсе занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения, специальном курсе развития словесно-логического мышления; дети с нарушением зрения, интеллекта, множественными нарушениями, нуждаются в специальном разделе обучения – социально-бытовая ориентация; дети с различными нарушениями нуждаются в целенаправленной поддержке социально-эмоционального развития, формировании механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.;

Читайте также:  Особенности развития ребенка 3 года физкультура

строились “обходные пути” обучения, использовались специфические средства и методы, которые не применяются в традиционном образовании. Так, значительно более ранее, чем в норме, обучение глухих детей дошкольного возраста грамоте является одним из “обходных путей” формирования их словесной речи; для обучения чтению слепых детей применяется шрифт Брайля; одним из обходных путей развития письменной речи является обучение компьютерным технологиям работы с текстом на первых годах школьного обучения и др.;

регулярно осуществлялся контроль за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка;

пространственная и временная организация образовательной среды соответствовала возможностям ребенка. Например, аутичные дети нуждаются в особом структурировании жизненного и образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего и обеспечивающего возможность предсказать ход событий, планировать свое поведение;

все окружающие взрослые были подготовлены и реально участвовали в решении особых образовательных задач и за пределами образовательного учреждения, и их усилия были скоординированы;

реабилитация средствами образования не заканчивалась периодом школьного обучения. Ребенок с выраженными нарушениями в развитии нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться;

процесс реабилитации средствами образования осуществлялся квалифицированными специалистами, компетентными в решении развивающих и коррекционных задач обучения.

Отечественная дефектологическая наука внесла весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей разных категорий детей. Разработка особых образовательных пространств, типов специальных образовательных учреждений, специальных педагогических технологий, направленных на преодоление и предупреждение вторичных нарушений в развитии у разных категорий детей обеспечили возможность создания отечественной ССО, достижения которой признаны в мире.

Отечественная практика специального обучения не раз убедительно демонстрировала, что вовремя начатая и грамотно построенная реабилитация средствами образования позволяет предупредить появление дальнейших отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скоррегировать уже имеющиеся нарушения и значительно снизить степень социальной недостаточности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социальной интеграции. Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка это одно из базовых условий его психического здоровья и развития.

Понятно, что, стремясь к использованию тех неоспоримых выгод, которые дает ребенку с нарушениями в развитии его интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, мы должны оценивать, как в этих условиях могут быть обеспечены и столь необходимые для него особые условия развития. Т.е полноценная интеграция такого ребенка в обычную образовательную среду невозможна вне его специальной поддержки и, соответственно, вне тесного взаимодействия учреждений массового и специального образования.

Источник

Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» широко охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за пределы общепринятой нормы. Оно касается детей с особенностями психофизического развития, одарённых детей и детей из социально уязвимых групп (например, воспитанников детских домов и т.д.). Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает акцент на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, имеющих определенные особенности развития. Очевидно, приемлемым является определение, согласно которому к детям с особыми потребностями относят детей-инвалидов, детей с незначительными нарушениями здоровья, социальными проблемами и одаренных детей.

Логично обоснованным представляется определение, которое дает известный ученый: «Особые потребности – это термин, используемый в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность развить свой потенциал». В их число входят дети, которые имеют как исключительные способности или талант, так и дети с физическими, психическими, социальными различиями.

Наиболее распространенное и приемлемое стандартное определение «особых потребностей» представлено в Международной классификации стандартов образования: «Особые образовательные потребности имеют лица, обучение которых требует дополнительных ресурсов. Дополнительными ресурсами могут быть: персонал (для оказания помощи в процессе обучения); материалы (различные методы обучения, в том числе вспомогательные и коррекционные); финансовые (бюджетные ассигнования для получения дополнительных специальных услуг)».

Читайте также:  Развитие умственно отсталого ребенка школьного возраста

В справочной литературе одаренность определяется комплексом задатков и способностей, которые потенциально при благоприятных условиях позволяют достичь значительных успехов в определенном виде деятельности или деятельностях. В школьном возрасте одаренных детей насчитывается около 3-5% от общей детской популяции.

Дети с особенностями (нарушениями) психофизического развития имеют отклонения от нормального физического или психического развития, обусловленные врожденными или приобретенными расстройствами.

Следует подчеркнуть, что в России основной категорией детей с особыми образовательными потребностями общепринято считать именно детей с особенностями (нарушениями) психофизического развития.

Дети с особенностями психофизического развития

В зависимости от типа нарушения выделяют такие категории детей:

  • с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, с пониженным слухом);
  • с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, с пониженным зрением);
  • нарушениями интеллекта (умственно отсталых, с задержкой психического развития);
  • с речевыми нарушениями;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие; слепоглухонемые и др.);
  • эмоционально-волевыми нарушениями и детей с аутизмом.

Подразделяют:

  • врожденные нарушения, вызванные вредным воздействием на плод генетических факторов, интоксикаций, инфекций, травм, нарушением питания, гормональным расстройствами, резусной несовместимостью групп крови матери и ребенка, влияние медицинских препаратов, алкоголя наркотических и ядовитых веществ.
  • приобретенные нарушения обусловлены, в основном, различными вредными воздействиями на организм ребенка при рождении и в последующие периоды развития (механические повреждения плода, тяжелые роды, родовая асфиксия, кровоизлияния в мозг, инфекционные заболевания и т.п.).

Обучение и воспитание детей с нарушениями психофизического развития осуществляется с учетом особенностей их развития, использованием специфических мероприятий и организационных форм учебной работы в зависимости от характера расстройства.

Дети с особенностями психофизического развития имеют, как и все остальные дети, определенные права, среди которых и право на получение качественного мира. Так, дети с особенностями психофизического развития имеют юридическое право учиться в массовых общеобразовательных школах.

3.1. Дети, испытывающие трудности в обучении

Среди причин учебных трудностей преобладают определенные нарушения психофизического развития. Трудности в обучении связаны с функциональными ограничениями слуха, речи, академических способностей, обучаемости, внимания, координации, восприятия и переработки информации, гибкости мышления и др. Ученики, имеющие такие проблемы, испытывают трудности запоминания и воспроизведения информации из памяти, концентрации внимания, применение приобретенных знаний, умений и навыков и др. Рассмотрим отдельные случаи, используя классификацию и терминологию, принятые в России.

Речевые нарушения

К таким нарушениям относятся:

  • дислалия (нарушение звукопроизношения);
  • нарушение голоса (дисфония и афония);
  • ринолалия (нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с врожденным дефектом строения артикуляционного аппарата);
  • дизартрия (нарушение звукопроизношения и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации мышц артикуляционного аппарата);
  • заикание;
  • алалия (отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга);
  • афазия (полная или частичная потеря речи, вызванная органическим локальным поражением головного мозга);
  • общее недоразвитие речи;
  • нарушение письма (дисграфия) и чтения (дислексия).

Большинство этих нарушений устраняется в дошкольном и младшем школьном возрасте. В то же время, бывают случаи, когда и в средних и старших классах эти расстройства не преодолены.

Ученики с речевыми нарушениями имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Они часто жалуются на головные боли, тошноту, головокружение. У многих детей наблюдаются нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений. Во время учебы они быстро истощаются, устают. Им присущи раздражительность, возбудимость, эмоциональная неустойчивость. У них наблюдается неустойчивость внимания и памяти, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность, часто возникают невротические реакции на замечания, низкую оценку или нелестные высказывания учителя или детей.

Особую группу среди детей с нарушениями речи составляют дети с расстройствами процессов чтения и письма.

Трудность восприятия текста (дислексия) характеризуется как неспособность воспринимать печатный или рукописный текст и трансформировать его в слова.

При дислексии при чтении наблюдаются следующие типы ошибок: замены и смешения звуков, чаще близких по акустико-артикуляционными признакам; побуквенное чтения; искажения звукосоставляющей структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных (при совпадении) и гласных, добавление, перестановка, пропуск звуков и слогов; недостаточное понимание прочитанного, которые проявляются на уровне отдельного слова, предложения, текста в целом (без расстройств технической стороны чтения), аграмматизмы, проявляющиеся на аналитико-синтетическом и синтетическом этапах освоения навыка чтения (проблемы в использовании падежных окончаний, окончаний глаголов, согласование существительного и предлога и т.д.).

Читайте также:  Методика развития ребенка до года онлайн

Помощь таким детям должна быть комплексной и осуществляться группой специалистов: невропатологом, логопедом, психологом, педагогом. Эффективность работы в значительной степени определяется своевременностью принятых мер и выбором оптимального метода и темпа обучения.

Нарушение освоения письма – дисграфия – искажение или замена букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитного написания слов и предложений, аграмматизмы. В основу классификации дисграфии положена несформированность определенных операций процесса письма:

  • артикуляционно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих пропускам и заменам звуков в устной речи;
  • дисграфия на основе нарушения фонематического распознавания проявляется в заменах букв, соответствующих фонематически близким звукам, хотя в устной речи звуки произносятся правильно;

(Работа по устранению этих двух видов расстройств направляется на развитие фонематического восприятия: уточнение каждого звука, который замещается, выработки артикуляционного и слухового образов звуков)

  • дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза, проявляется в искажении звукобуквенной структуры слова, разделении предложений на слова;
  • грамматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи (морфологических и синтаксических обобщений);

(Работа по устранению этих двух видов расстройств направлена на уточнение структуры предложения, развитие функций словоизменения, словообразования, умение анализировать состав слова по морфологическим признакам)

  • оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза, и пространственных представлений, проявляется в заменах и искажении букв на письме, к оптической дисграфии относится и зеркальное письмо;

(Работа направляться на развитие зрительных восприятий, расширение и представление зрительной памяти, формирование пространственных представлений и развитие зрительного анализа и синтеза)

Заикание – один из самых сложных и длительных речевых нарушений. Медики характеризуют его как невроз (дискоординацию сокращений мышц речевого аппарата). Педагогическое трактовки: это расстройство темпа, ритма, плавности речи судорожного характера. Психологическое определение: это расстройство речи с преимущественным нарушением его коммуникативной функции. Языковая судорога прерывает речевой поток остановками различного характера.

Судороги возникают только при выработке речи. Заикание бывает невротическое и неврозоподобное.

При заикании с ребенком работают логопед, невропатолог, психотерапевт, психолог, педагог. Только команда, в состав которой входят эти специалисты, может квалифицировано разработать комплексные меры по преодолению заикания.

Логопед может назначить охранную терапию – режим молчания, а врач – проведение всего комплекса лечения, которое рекомендовано при невротических состояниях у детей. Независимо от формы заикания, всем детям параллельно с логопедическими, необходимы занятия с логоритмикой, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение.

Несколько советов учителю

Когда вы заметили, что в вашем классе есть ученик, который имеет схожие трудности, проконсультируйтесь с учителями, которые учили ребенка в предыдущие годы.

Обратитесь к психологу и логопеду, поговорите с родителями. Выполняйте все указания и рекомендации специалистов.

От состава команды, которую вы организуете, зависит правильность постановки диагноза, стратегии коррекционной помощи и выбор необходимых средств для успешного обучения ребенка в вашем классе.

Спрашивайте у ученика о трудностях, которые он/она чувствует при восприятии, обработке, применении информации (нового материала). Выясните, какую информацию ученик не воспринимает.

Предложите другой способ (если ученик не может читать, объясните устно, если не воспринимает на слух – подайте в письменном виде).

Выполняйте все рекомендации логопеда, других специалистов, родителей о специальных упражнениях и адаптации материала для конкретного ученика.

Узнайте о возможностях использования специальных компьютерных программ (например, преобразование печатного текста в аудио воспроизведение), других технических средств, в зависимости от особенностей обучения конкретного ученика.

Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)

Источник