Характеристика особенностей развития ребенка до 6 лет

Характеристика особенностей развития ребенка до 6 лет thumbnail

От автора: Возраст ребенка это мир, который меняется каждый год.

Особенности развития ребенка 5-6 лет

Этот период жизни ребенка принято называть старший дошкольный возраст. В это время ваш ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе.

Развитие личности ребенка 5-6 лет.

Самым главным новшеством в развитии личности ребенка 5-6 лет можно считать появление произвольности, то есть способность самостоятельно регулировать свое поведение. Дети не отвлекаясь на более интересные дела, могут доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

Происходят существенные изменения в представлении ребенка о самом себе, о своем Я. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо представляет какими качествами он обладает и начинают появляться представления какими качествами ребенок хочет обладать, каким бы он хотел стать. То есть дети начинают понимать категории желательных и нежелательных чертах и особенностях. Но поскольку этот процесс только начинается, ребенок не имеет отдельно взятого представления о том, каким он должен быть, поэтому он обычно хочет быть похожим на героев сказок, фильмов или знакомых людей. Эта важное новообразование в личности ребенка является началом появления учебной мотивации. То есть, учиться ребенка побуждает не столько интерес к дисциплинам, сколько желание  видеть себя «умным», «знающим», «умеющим», особенно по сравнению со сверстниками.

К 5-6 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости мотива действий, а для этого необходимо применять игровую структуру в обучении.

Именно в этом возрасте сверстник приобретает очень серьезное значение для ребенка. Оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Происходит разделение детей на более заметных и «ярких», которые пользуются симпатией у сверстников, и менее заметных, не пользующихся популярностью в детской среде. При оценке поступков сверстников дети часто категоричны и требовательны, при этом в отношении собствен­ного поведения, как правило,  более снисходительны и недостаточно объективны. Формирование социального статуса ребенка и его личной самооценки во многом зависит от оценки окружающих его взрослых и в первую очередь родителей.. 

К 5-6 годам ребенок приобретает понимание  системы первичной половой идентичности, то есть он отчетливо представляет качества, которыми обладают мужчина и женщина,  особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии. И как следствие, при выборе в общении  сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки – на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Расширяется интеллектуальный кругозор детей. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Дети активно интересуются окружающим  социальным и природным миром, необычными событиями и фактами. При этом ребенок пытается самостоятельно осмыслить и объяснить получен­ную информацию. К 5 годам детей можно назвать «маленькими философами», которые ежедневно самостоятельно делают маленькие «открытия». А также дети с большим интересом готовы слушать истории из жизни родителей, бабушек и дедушек.

Начинает проявляться избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Так, предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным, то есть темы разговоров вращаются не только про настоящее (здесь и сейчас), но и о том,  что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Это становится возможным благодаря: интенсивному развитию речи и наличию произвольности в действиях, то есть дети могут без помощи взрослого налаживать общение и организовывать игру. В игре со сверстниками важное значение принимает  совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения непонимания во время игры дети пытаются объяснить партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При этом часто согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.  В этом возрасте дети уже самостоятельно способны создать игровое пространство, выстроить сюжет и ход игры, распределить роли. 

При этом взрослый по-прежнему остается самым важным и авторитетным человеком для ребенка. Интерес к общению с взрослым не ослабева­ет. Дети активно стараются  привлечь к себе внимание взрослых, во­влечь в разговор, поделиться  своими новыми  знаниями, впечат­лениями, суждениями. И только равноправное общение с взрослым может поднять мнение ребенка о себе и  помочь  почувствовать свое важность и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

Развитие психических процессов  в 5-6 лет.

Восприятие.

Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины предметов окружающего мира, при этом происходит систематизация этих представлений. В восприятии цвета появляется различение оттенков. В различении величины объектов ребенок 5-6 лет способен выстроить по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.

Внимание.

Устойчивость внимания растет, развивается способность к распределению  и переключению. То есть, ребенок способен  выполнять сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности. Следовательно, у ребенка возникает очень важное образование как произвольное внимание. Объем внимания в 5 лет составляет в среднем 5-6 объектов, к 6-ти годам 6-7.

Память.

К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти. То есть ребенок способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух также 5-6- объектов.

Мышление.

В этот период развития ребенка совершенствуется образное мышление.  Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность схематизации и представления о цикличности изменений.

Читайте также:  Созревание нервной системы у ребенка и развитие

Важным в развитии мышления 5-6 летнего ребенка становится способность к обобщению, которое является основой развития словесно-логического мышления, то есть способности рассуждать, анализировать и делать выводы на основе заданных параметров. То есть, например, при формировании групп предметов, ребенок способен учесть уже два признака.

Дети этого возраста способны дать адекватное причинное объяснение чему-либо при условии, что это происходило в их жизненном опыте, то есть ребенок слышал или видел описываемое.

Понятие  времени  ещё не совершенно, поэтому у ребенка наблюдается  не точная ориентация во временах года, днях недели, при этом лучше запоминаются  названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны эмоционально окрашенные события.

Воображение.

Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в игре, где ребенок увлечен. Такое развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно развернутые и последовательные истории. Но такие способности ребенок приобретает только при условии постоянной активизации этих процессов: разговоры на заданную тему, сочинение собственных сказок.

Речь.

Речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Особенно это касается звуков. Дети уже способны правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается и фонематический слух (это способность правильно слышать и узнавать звуки), увеличивается интонационная выразительность речи, например, при чтении стихов, в играх, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, то есть дети уже используют практически все части речи и активно занимаются словотворчеством.  Лексический состав речи становится более широким, активно используются синонимы и антонимы.  Речь становится связной. Дети способны пересказывать по картинке, описывая не только центральные события, но и второстепенные детали.

Настольные игры для нескольких игроков (лабиринты, квесты и т.д.)

Обязательно чтение литературы с подробным рассмотрением персонажей и их качеств, ситуации – причина и следствие с точки зрения моральных норм. Возможно, придумывать свой конец историй, сочинять сказку на заданную тему. Также можно вводит в круг чтения и познавательную литературу: детские энциклопедии.

Продолжаем развивать мелкую моторику:

  • Конструкторы: «лего» с мелкими деталями, деревянные, металлические (моделирование).
  • Работа с ножницами (аппликации), раскраски (желательно карандашами)

Любые формы ролевых игр: куклы и машины, дома и фермы и пр.

Можно поиграть в профессии знакомые ребенку и уточнить кто и что делает.

Подвижные игры продолжают развивать координацию, ориентацию в пространстве и крупную моторику.

Компьютерные игры не более 10-15 минут в день.

Физиологические особенности ребенка 4-5 лет.

Этот возраст физиологи называют «периодом первого вытяжения», так ребенок за год может вырасти на 5-7 см. Рост ребенка в 5 лет в среднем 106.0-107.0 а масса тела 17.0-18.0 кг. В течение года  в месяц прибавка в  весе составит 200 г, а роста – 0.5 см.

Также характерно неравномерность роста отдельных частей тела. И в этом периоде жизни ребенка, отмечается увеличение длинны конечностей, ширины таза и плеч как у мальчиков, так и у девочек. При этом есть половые различия: грудная клетка у девочек увеличивается более интенсивно, чем у мальчиков.

Костный скелет продолжает изменяться. Поскольку рост головного мозга еще не закончен, кости черепа еще сохраняют хрящевые зоны. Окружность головы  к 6 годам в среднем составляет 50 см. Поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет более 90% размеров поверхности мозга взрослого человека.

Носовая перегородка также еще не окостенела. Это необходимо учитывать при проведении подвижных игр.

Позвоночник ребенка 5-6 лет очень чувствителен к деформирующим факторам, так как скелетная мускулатура еще слаба в области связок и сухожилий. Поэтому при избыточной массе тела ребенка, а также при несбалансированных физических нагрузках возможно нарушение осанки, развивается плоскостопие и вздутый или отвислый живот (возможно появление грыжи).

Однако крупные мышцы к 6 годам развиты хорошо, поэтому спортивные упражнения даются им легко. А вот мелкая моторика еще не достаточно сформирована.

Дыхательная система ребенка еще сильно отличается от взрослой: она гораздо уже. И поэтому нарушение температурного режима в помещении, а также отсутствие баланса влажности может привести к распространению респираторных заболеваний.

По сравнению с новорожденным сердце ребенка увеличилось в 4 раза. Средняя частота сердцебиения составляет 92-95 ударов в минуту.

В этом возрасте совершенствуются основные процессы нервной системы: возбуждение и самое главное торможение, которое позволяет ребенку произвольно контролировать поведение и мыслительные процессы. Но поскольку эти процессы все-таки еще не совершенны, ребенок может с отсрочкой по времени реагировать на экстренную просьбу (отпрыгнуть, оттолкнуться и т.д.).

Также в этом возрасте четко прослеживаются так называемые «динамические стереотипы», то есть ребенок может негативно реагировать на смену привычного уклада жизни. Для совершенствования этих нервных процессов рекомендуется создавать частично измененную на время обстановку при проведении подвижных игр, походы в гости и на общественные мероприятия.

  1. Юлия Гиппенрейтер,  «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».
  2. Ирина Млодик , «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»
  3. Людмила Петрановская,  «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
  4. Мария Осорина,  «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
  5. 5.     Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии» 
  6. Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя…»
  7.     Адель Фабер, Элейн Мазлиш, “Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили”
  8.  Росс Грин, «Взрывной ребенок».
  9.  Джон грей, «Дети с небес»
  10.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. “Шпаргалка для взрослых”.

Источник

Физическое  развитие

      Продолжается  процесс 
окостенения  скелета  ребенка. 
Дошкольник  более  совершенно 
овладевает  различными  видами 
движений.  Тело  приобретает 
заметную  устойчивость.  Дети 
к  6  годам 
уже  могут  совершать 
пешие  прогулки,  но 
на  небольшие  расстояния. 
Шестилетние  дети  значительно 
точнее  выбирают  движения, 
которые  им  надо 
выполнить.  У  них 
обычно  отсутствуют  лишние 
движения,  которые  наблюдаются 
у  детей  3-5 
лет. В  период  с 
5  до  6 
лет  ребенок  постепенно 
начинает   адекватно  оценивать 
результаты  своего  участия 
в  играх  соревновательного  характера. 
Удовлетворение  полученным  результатом 
к  6  годам 
начинает  доставлять  ребенку 
радость,  способствует  эмоциональному  благополучию 
и  поддерживает  положительное 
отношение к  себе  («я 
хороший,  ловкий»  и 
т.д.). Уже  начинают  наблюдаться 
различия  в  движениях 
мальчиков  и девочек (у  мальчиков 
– более  прерывистые,  у девочек – мягкие, плавные).

Читайте также:  Эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста реферат

К  6 
годам  совершенствуется  развитие 
мелкой  моторики  пальцев 
рук.  Некоторые дети  могут 
продеть  шнурок  в 
ботинок  и  завязать 
бантиком.

В  старшем 
возрасте  продолжают  совершенствоваться  культурно-гигиенические  навыки:  умеет 
одеться  в  соответствии 
с  условиями  погоды, 
выполняет  основные  правила 
личной гигиены, соблюдает 
правила  приема  пищи, проявляет  навыки 
самостоятельности.  Полезные  привычки 
способствуют  усвоению  основ 
здорового  образа  жизни.

Познавательно-речевое  развитие

      Общение  детей 
выражается  в свободном  диалоге 
со  сверстниками  и 
взрослыми,  выражении своих  чувств 
и  намерений  с 
помощью  речевых  и 
неречевых  (жестовых,  мимических, 
пантомимических)  средств.

Продолжает  совершенствоваться  речь, 
в  том  числе ее 
звуковая  сторона.  Дети могут 
правильно  воспроизводить  шипящие, 
свистящие и  сонорные  звуки. 
Развивается  фонематический  слух, 
интонационная 
выразительность  речи  при 
чтении  стихов  в 
сюжетно-ролевой  игре  и в 
повседневной  жизни.
Совершенствуется  грамматический  строй 
речи.  Дети  используют 
все  части  речи, 
активно  занимаются  словотворчеством.  Богаче 
становится  лексика:  активно 
используются синонимы  и  антонимы. 
Развивается  связная речь:  дети 
могут  пересказывать,  рассказывать 
по  картинке,  передавая 
не  только  главное, 
но  и  детали.

В  познавательной  деятельности  продолжает 
совершенствоваться 
восприятие  цвета,  формы 
и  величины,  строения 
предметов;  представления  детей 
систематизируются. Дети 
называют  не только  основные 
цвета  и  их 
оттенки,  но  и 
промежуточные  цветовые  оттенки; 
форму  прямоугольников, овалов,
треугольников. К  6-ти  годам 
дети  легко  выстраивают 
в  ряд – по  возрастанию 
или  убыванию – до  десяти 
предметов  разных  по 
величине.  Однако  дошкольники 
испытывают трудности  при  анализе пространственного  положения 
объектов,  если  сталкиваются 
с  несоответствием  формы 
и  их пространственного  расположения.   В 
старшем  дошкольном  возрасте 
продолжает  развиваться  образное 
мышление.  Дети  способны 
не  только  решить 
задачу  в  наглядном 
плане,  но  и 
совершить  преобразования  объекта. 
Продолжают 
совершенствоваться 
обобщения,  что  является 
основой  словесно-логического  мышления. 
5-6  лет  – 
это  возраст  творческого 
воображения.  Дети  самостоятельно  могут 
сочинить  оригинальные  правдоподобные  истории. 
Наблюдается  переход  от 
непроизвольного  к  произвольному 
вниманию.

Конструирование  характеризуется   умением 
анализировать  условия,  в 
которых  протекает  эта 
деятельность.  Дети  используют и 
называют  различные  детали 
деревянного  конструктора.  Могут 
заменять  детали  постройки 
в  зависимости  от 
имеющегося  материала.  Овладевают 
обобщенным  способом  обследования 
образца.  Конструктивная  деятельность 
может  осуществляться  на 
основе  схемы,  по 
замыслу  и по  условиям. 
Дети  могут  конструировать  из бумаги, 
складывая  ее  в 
несколько  раз (2,4,6 сгибов);  из 
природного   материала.

Социально-личностное  развитие

        Дети 
проявляют  высокую  познавательную  активность. 
Ребенок  нуждается  в 
содержательных  контактах  со 
сверстниками.  Их  речевые 
контакты  становятся  все 
более  длительными  и 
активными.  Дети  самостоятельно  объединяются 
в  небольшие  группы 
на  основе  взаимных 
симпатий.  В  этом 
возрасте  дети  имеют 
дифференцированное 
представление  о  своей 
гендерной принадлежности  по  существенным 
признакам  (женские  и мужские 
качества,  особенности  проявления 
чувств).

Ярко  проявляет 
интерес  к  игре.

В 
игровой  деятельности 
дети 
шестого  года  жизни 
уже  могут распределять  роли 
до  начала игры  и 
строят  свое  поведение, 
придерживаясь  роли.  Игровое взаимодействие  сопровождается  речью, 
соответствующей  и по  содержанию, 
и  интонационно  взятой роли. 
Речь,  сопровождающая  реальные 
отношения  детей,  отличается 
от  ролевой  речи. 
При  распределении    ролей могут 
возникать  конфликты,  связанные с 
субординацией   ролевого  поведения. 
Наблюдается организация  игрового  пространства, 
в  котором  выделяются 
смысловой  «центр»  и 
«периферия».  В  игре 
дети  часто  пытаются 
контролировать  друг  друга 
–  указывают,  как 
должен  вести  себя 
тот  или  иной 
персонаж.

Ребенок  пытается 
сравнивать  ярко  выраженные 
эмоциональные  состояния,  видеть 
проявления  эмоционального  состояния 
в  выражениях, жестах,  интонации 
голоса.  Проявляет  интерес 
к  поступкам  сверстников.

В 
трудовой  деятельности 
освоенные 
ранее  виды  детского 
труда  выполняются  качественно, быстро,  осознанно. 
Активно  развиваются  планирование 
и  самооценивание  трудовой 
деятельности.

Художественно-эстетическое  развитие

       В  изобразительной  деятельности  5-6 
летний  ребенок  свободно 
может  изображать  предметы 
круглой,  овальной,  прямоугольной формы, состоящих  из 
частей  разной  формы 
и  соединений  разных 
линий.  Расширяются  представления 
о  цвете  (знают 
основные  цвета  и 
оттенки, самостоятельно может 
приготовить  розовый  и 
голубой  цвет).  Старший 
возраст – это  возраст  активного 
рисования.  Рисунки
могут  быть  самыми 
разнообразными  по  содержанию: 
это  жизненные впечатления  детей, 
иллюстрации  к  фильмам 
и  книгам,  воображаемые ситуации.  Обычно 
рисунки  представляют  собой 
схематичные  изображения  различных 
объектов,  но могут  отличаться 
оригинальностью 
композиционного  решения.
Изображение  человека  становится 
более  детализированным  и 
пропорциональным.  По  рисунку 
можно  судить  о 
половой  принадлежности  и 
эмоциональном  состоянии  изображенного человека. Рисунки  отдельных 
детей  отличаются  оригинальностью,  креативностью. В  лепке 
  детям  не 
представляется  трудности  создать 
более  сложное  по 
форме  изображение.   Дети 
успешно  справляются  с 
вырезыванием  предметов  прямоугольной 
и  круглой  формы 
разных  пропорций.

Старших  дошкольников 
отличает  яркая  эмоциональная 
реакция на  музыку.  Появляется  интонационно-мелодическая  ориентация 
музыкального  восприятия.  Дошкольники 
могут  петь  без 
напряжения,  плавно,  отчетливо 
произнося  слова;  свободно 
выполняют  танцевальные  движения: 
полуприседания с  выставлением  ноги 
на пятку,  поочередное  выбрасывание 
ног  вперед в  прыжке 
и  т.д.  Могут 
импровизировать,  сочинять  мелодию 
на  заданную  тему. Формируются  первоначальные  представления 
о жанрах  и видах  музыки.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет). Ребёнок 5—6 лет
стремится познать себя и другого человека как представителя общества,
постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и
взаимоотношениях людей.

В этом
возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения —
формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те
требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не
отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную
работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится
возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и
обязательности их выполнения.

Читайте также:  Программа развития центра развития ребенка детский сад

В возрасте
от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти
представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок
наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он
хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как
Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т.

д.). В них
проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в
значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени
проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся
существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость
взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью
того или иного ребёнка в игре.

В этом
возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной
принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества,
особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).

Существенные
изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место
начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми
этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного
решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий,
распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.
Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и
гримёрная). Игровые действия становятся разнообразными.

Вне игры
общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что
с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг
друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Более
совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к
освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже
перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой
несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек
(у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные),
в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка.

К пяти годам
дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые
получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и
экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и
имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного
цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут
рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не
составит труда сопоставить между собой по величине большое количество
предметов: например, расставить по порядку семь—десять тарелок разной величины
и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает
способность ребёнка ориентироваться в пространстве.

Внимание
детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень
привлекательным, но нужным делом в течение 20— 25 мин вместе со взрослым.
Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся
взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость.
При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и
средства.

В 5—6 лет
ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет
ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных
средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных
предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст
овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает
приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и
предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят
действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и
вымышленное.

Действия
воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться
первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел
и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по
предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

На шестом
году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого
возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают
употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов,
многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными,
обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта,
универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия
людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество
действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся
самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого
этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и
повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение,
отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения
ребёнка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе
связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с
историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объём информации, ему
доступно чтение с продолжением.

Повышаются
возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5— 6 лет. Это связано с
ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической
позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого). Развивается
прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу
событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдалённые последствия
собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.

В старшем
дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются
качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных
видов ручного труда.

В процессе
восприятия художественных произведений, произведений музыкального и
изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений,
персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью
элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения
искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные
состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество
музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и
направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно
подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить
задуманное (замысел ведёт за собой изображение).

Источник