Характеристика основных возрастных периодов развития ребенка

Характеристика основных возрастных периодов развития ребенка thumbnail

На чтение 6 мин.

Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.

Этапы развития ребенка по возрасту

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Кризис новорожденных

Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.

Новорожденный малыш – это отдельная личность

Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:

  • увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
  • общение с помощью крика или плача;
  • увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
  • появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.

В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.

Развитие до года первый этап

С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.

Готовимся к школе (3 – 5 лет)

Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.

Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.

В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.

Младший школьный возраст – первый этап взросления

Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Средний школьный возраст – осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.

Подростковый возраст – самый сложный

Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

Источник

Возрастная характеристика развития детей

Попытки вычленить и дать характеристику отдельным фазам взросления человека предпринимались еще философами и педагогами в Древней Греции. И на сегодняшний день существует множество периодизаций от разных авторов, которые постепенно дорабатываются и изменяются.

Общая возрастная периодизация

Общая характеристика основных возрастных периодов развития детей строится на комплексе физико-анатомических, психологических и социальных изменений, через которые проходят все дети. Несмотря на то, что процесс развития личности охватывает весь жизненный цикл, особое внимание привлекает период развития в дошкольном и школьном возрасте. Это время становления характера, развитие восприятия мира и самого себя, формирование морально-этических ценностей.

Но важно отличать возрастную периодизацию в педагогике и психологии, так как в традиционном понимании во многом они не совпадают.

Психологическая периодизация

Педагогическая периодизация

Пренатальный период

Младенчество (от рождения до года)

Новорожденность (до 45 дней)

Преддошкольный (до 3)

Грудной период (до года)

Дошкольный (3—6). Внутри период делится на три стадии: младший (3—4), средний (4—5), старший (5—6)

Ползунковый (до 3 лет)

Младший школьный (до 10 лет)

Дошкольный (3—6)

Средний школьный (10-15)

Младший школьный (до 11)

Старший школьный (15—18)

Пубертат (до 15)

Юношество (до 20)

Однако в последние годы все чаще говорят о добавлении в педагогическую систему возрастной периодизации перинатального этапа воспитания детей.

Характеристика основных этапов

Для каждого времени характерны свои физиологические и психологические особенности, зная о которых, можно добиться лучших результатов в педагогике и воспитании. Весь педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных этапов развития ребенка и их характеристик.

Пренатальный период, младенчество (до 1 года) и их характеристика

Уже с 8 недели внутриутробного развития у эмбриона начинает развиваться нервная система. К 6-й неделе он реагирует на боль, ощущает свет, который направлен на живот матери, может воспринимать вкус. В дальнейшем последовательно формируются органы слуха и речи, головной мозг и органы зрения. Таким образом, он открыт к восприятию внешней информации задолго до своего рождения.

Важно! Многочисленные эксперименты доказали, что человек способен запоминать стихотворения, музыку, услышанную до рождения.

Время от рождения до года исследователи называют кризисом новорожденности. Основная возрастная характеристика развития детей до года:

  • потеря веса в первые дни после рождения;
  • полифазный сон (короткие периоды сна чередуются с бодрствованием и состоянием дрёмы). В общей сложности он спит до 80% всего времени;
  • начало развития речевых функций (с рождения дети распознают эмоциональную окраску речи взрослых, считывают артикуляцию и мимику, в дальнейшем проходят этапы от гуления и лепета до первых слов);
  • формирование моторики и координации своих действий (к году успешно владеет сложными действиями с предметами, начинает ходить);
  • развивается первые социальные навыки: распознает отношение к нему взрослых, умеет отличить «своих», предпринимает первые попытки коммуникации;
  • появление улыбки как проявления эмоций.

К концу первого года жизни пытается самоутвердиться, формируется основа для развития самостоятельности, изменяется восприятие себя и мира.

Характеристика преддошкольного периода (от года до 3 лет)

Навыки, полученные в раннем младенчестве, создают фундамент для дальнейшего развития. На этом возрастном этапе дети активно осваивают навыки ходьбы, общения, овладевают предметной деятельностью.

Возрастные характеристики особенностей развития детей до трех лет:

  • осваивают предметную деятельность (от повторения за взрослым, до переноса действия на другой объект);
  • появляется игровая деятельность, в которой дети имитируют реальные ситуации и действия;
  • к 2-3 годам начинается этап активного формирования речевых навыков, большими темпами накапливается словарный запас, формируется понимание языковых структур (по нормам в три года активный словарь должен состоять из 200-1500 слов);
  • в это время появляется интерес к музыке и искусству, формируется слух и чувство ритма.

Возрастные характеристики психического развития детей:

  • зарождается потребность в общении с другими детьми;
  • к трем годам формируется самооценка и самосознание;
  • происходит половая идентификация и понимание соответствующих форм поведения, определяемых полом;
  • в это время зарождается механизм долговременной памяти;
  • разрыв осознания своего единства с матерью, формирование эгоцентричной модели мира;
  • развивается образное мышление.

Возрастной этап заканчивается наступлением кризиса 3- х лет. Это время, когда он начинает воспринимать себя как значимую, самостоятельную личность, противопоставлять себя взрослым. Время, когда от родителей требуется особое внимание и терпение.

Дошкольный (от 3 до 6 лет) и его характеристика

Один из самых значимых возрастных этапов в развитии детей и формировании их личности и характера. В этом возрасте они начинают посещать детский сад, учатся взаимодействию в социуме. Продолжается созревание мышления и представления о мире и обществе. Знание характеристики возрастного развития поможет создать среду для наилучшего восприятия новой информации.

Возрастные характеристики развития детей дошкольного возраста:

  • основной вид деятельности — предметно-ролевая игра;
  • возрастает потребность в общении со сверстниками;
  • усваиваются социально-нравственные нормы поведения;
  • период развития сенсорного восприятия окружающего мира (повышается острота зрения и цветовосприятие, формируется барическое чувство (веса), развивается фонематический слух);
  • продолжается процесс самопознания (формируются интересы и характер);
  • дальнейшая социальная адаптация: учатся сотрудничать, закрепляются общепринятые стандарты поведения;
  • возрастает физическая активность.

Для этого возрастного периода для детей характерна большая потребность в расширенном познании мира, явлений. Это время, когда дети превращаются в «почемучек». А развитие личности приводит к появлению новых потребностей и качеств характера.

К шести годам при сбалансированном и полноценном воспитании они готовы к новому, серьезному этапу в своей жизни — к школе.

Характеристика школьного этапа (6 —18 лет)

К этому периоду у детей происходят серьезные анатомические изменения: тело становится выносливее, меняются пропорции, вытягиваются конечности. Но изменения касаются и эмоциональной стороны развития: у детей наблюдается эмоциональное перенапряжение, повышенная утомляемость. В целом, дети к шести годам осознают себя как самостоятельную личность.

Школьная стадия состоит из нескольких этапов, и знание характеристик основных возрастных периодов развития ребенка с 6 до 18 лет необходимо не только педагогам, но и родителям. Это время серьезных физиологических изменений, окончательного формирования характера и нескольких возрастных кризисов.

Характеристика возрастных периодов развития ребенка с 6 до 18 лет:

Возраст

Этап

Характеристика возрастных особенностей

6-10

Младший школьный

  • происходит закрепление или формирование мотивации на достижение успеха и избегания неудач;
  • учебная деятельность становится основной;
  • значимость родителей уступает учительской;
  • второй этап активного развития речи;
  • развивается логическое мышление;
  • формирование самоконтроля.

10-15

Средний школьный

Переходный этап на пути к юности. Происходит половое созревание, что сказывается на эмоциональном и психологическом состоянии. Для психики характерная особенность этого этапа — избирательность внимания. В суждениях появляется критичность (дети этого возраста подвергают сомнению все, от отношений до авторитетных мнений). Для поведения характерно стремление вырваться из-под опеки и контроля родителей, развиваются подростковые комплексы. Часто падает интерес к учебе

15-18

Старший школьный

Это время, когда дети приобретают личностную, гражданскую зрелость. Проявляется подростковая маргинальность, когда они находятся на границе детского мира и мира взрослых. Проблема не столько в соотношении себя с определенным миром, сколько в отношении окружающих. Взрослые не в состоянии воспринимать подростков как равных, а для детей они уже слишком взрослые. Характерная особенность — формирование абстрактного мышления. Подросток достигает социальной зрелости: у него есть видение своего будущего, планы и жизненные цели

Понимание возрастных характеристик взросления детей нельзя недооценивать. Несмотря на то, что процесс во многом уникальный, основные реакции и этапы связаны с физиологией и созреванием нервной системы. Знание и понимание характеристик этих естественных процессов позволит не только создать идеальные условия для созревания полноценной личности, но и глубже понимать своего ребенка.

Видео

056

Источник

Рассмотрим, что происходит в эти периоды, и что послужило основанием для их выделения.

Период новорожденности (до 10 дней). Ребенок вскармливается водянистой жидкостью, выделяющейся из молочных желез матери (молозивом).

Грудной возраст (до 1 года). Ребенок питается уже «зрелым» молоком. В этот период имеет место наибольшая интенсивность роста по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года в среднем в 1,5 раза, а вес утраивается. С шести месяцев начинают прорезываться молочные зубы.

Период раннего детства (от 1 года до 3 лет). Заканчивается прорезывание молочных зубов. Величина годичных приростов размеров тела уменьшается. Происходит перестройка и усложнение микроструктуры головного мозга, вследствие чего поведение ребенка значительно усложняется, и большинство детей начинают говорить.

Период первого детства (от 4 до 7 лет). Имеет место увеличение скорости роста, которое называется первым ростовым скачком. С шести лет появляются первые постоянные зубы.

Возраст от 1 года до 7 лет антропологи называют периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и по форме тела.

Обычно, только с пяти лет устанавливается «ведущее» полушарие головного мозга и ребенок становится «правшой» или «левшой».

Период второго детства (8-12 лет). Вследствие повышения секреции половых гормонов начинают выявляться половые различия в размерах и форме тела.

Увеличиваются темпы роста, особенно у девочек, которые по длине и массе тела обгоняют мальчиков.

Появляются вторичные половые признаки, причем сначала у девочек (формируются молочные железы, увеличиваются матка и влагалище, появляются волосы на лобке и в подмышечных впадинах), и только в конце периода – у мальчиков (рост полового члена и яичек, оволосенение лобка и подмышечных впадин).

Подростковый период (13-16 лет). В основном заканчивается половое созревание. У девочек начинаются менструации, а у мальчиков поллюции (непроизвольные семяизвержения).

Наблюдается выраженное ускорение роста – это 2-й, или «пубертатный» скачок, особенно у мальчиков, которые догоняют и обгоняют девочек по длине и массе тела.

У мальчиков интенсивно развивается мышечная система.

К концу подросткового периода размеры тела составляют 90-97% своей окончательной величины.

Основные морфологические и функциональные характеристики органов и систем приближаются к характеристикам взрослого организма.

Юношеский период (17-21 год). В основном заканчивается окостенение скелета и, как следствие, роста. Организм полностью сформирован, все его параметры достигают окончательной величины (до наступления возрастной инволюции).

Первый зрелый возраст (22-35 лет). Еще может продолжаться незначительный рост позвоночного столба (всего на 3-5 мм) за счет отложения костного вещества на верхней и нижней поверхностях позвонков.

Инволютивные процессы существенно пока не проявляются.

Второй зрелый возраст (36-60 лет). Постепенно нарастают инволютивные изменения в организме. Сначала они выражаются в уменьшении функциональных возможностей органов и систем, что, впрочем, уже является отражением начавшихся изменений на молекулярном и субклеточном уровнях.

Затем структурные перестройки постепенно переходят с клеточного на тканевой и органный уровни, что позволяет их регистрировать в световом микроскопе и макроскопически.

В целом, сущность инволюции заключается:

  • – в уменьшении в органе количества специфической для него ткани (эпителиальной, мышечной, нервной, костной, лимфоидной и т.д.) и разрастании на ее месте, в основном, рыхлой соединительной и жировой тканей. В паренхиматозных органах это выражается в убывании соотношения паренхима/строма, что приводит к снижению функций. Этот процесс усугубляется изменениями в снабжающих органы кровеносных сосудах и нервах. Так, в стенках сосудов появляются атеросклеротические признаки, резко уменьшается концентрация вегетативных нервных сплетений (особенно адренергических) в сердце и других органах. По некоторым данным, дегенеративные процессы могут начинаться в более ранние периоды. Так, в юношеском возрасте возможна инволюция некоторых иммунных структур, а первые атеросклеротические изменения иногда обнаруживаются еще раньше;
  • – вторым важным патогенетическим звеном старения является потеря способности клеток и тканей удерживать воду, что приводит к своеобразному их «усыханию»;
  • – в-третьих, из-за нарушения обмена веществ заметно снижаются восстановительные способности организма на различных уровнях. Вместе с тем в органах и системах могут происходить морфофункциональные перестройки компенсаторно-приспособительного (адаптационного) характера: гипертрофия и гиперплазия работающих элементов, развитие сосудистых анастомозов и коллатерального кровообращения. Эти реакции приводят функции органов в соответствии с потребностями организма.

Рост человека до 50-ти лет остается постоянным, а потом начинает снижаться, в основном за счет уменьшения высоты межпозвоночных дисков и увеличения изгиба позвоночного столба («старческий горб»).

Пожилой (61-74 года) и старческий возраст (75-90 лет). Все негативные процессы второго зрелого возраста значительно нарастают, сокращаются адаптационные возможности организма. Масса большинства внутренних органов заметно снижается. Так, например, масса головного мозга по сравнению с первым зрелым возрастом в среднем уменьшается с 1400 до 1160 г, печени – с 1830 до 1380 г, селезенки – с 172 до 108 г, почки – с 170 до 120 г и т.д.. Снижение массы органов является следствием не только уменьшения количества в них специфических клеточных элементов, но и потери влаги.

У некоторых органов масса с возрастом иногда может нарастать, что может быть связано с компенсаторной гипертрофией в ответ на заболевания, или с отложением жировой ткани. Так, например, весьма пеструю картину, касающуюся массы сердца, часто можно обнаружить у лиц даже в возрасте 80-89 лет.

Долгожители (свыше 90 лет). По ряду показателей уровень морфофункционального состояния организма соответствует более раннему возрасту: старческому и даже пожилому (впрочем, в противном случае они не были бы долгожителями). Существует множество теорий старения, но ни одну нельзя признать всеобъемлющей. Согласно молекулярно-генетической гипотезе В.В. Фролькиса, сначала происходят изменения генетического аппарата клетки, что влечет за собой постепенное уменьшение самообновления белков. Особенно сильно этот процесс затрагивает нервную и сердечно-сосудистую системы, что уменьшает трофику организма. Возможно наоборот, существуют гены, программирующие онтогенез на всем его протяжении.

Увядание органов и систем происходит неравномерно, что обусловлено как генетическими факторами, так и условиями обитания человека. Болезни, действуя, в сущности, в том же направлении, усугубляют процесс.

После рождения, в постнатальном онтогенезе, темпы развития у разных индивидуумов могут в значительной мере ускоряться или замедляться. Наибольшего внимания в этом отношении заслуживает феномен акселерации как явление глобального масштаба.

Источник