Характеристика основных возрастных периодов психического развития современного ребенка
На всем протяжении развития детской (а также возрастной) психологии известно множество вариантов периодизаций детского психического развития. Все они строились согласно различным критериям.
Виды периодизаций развития ребенка
Периодизации могут классифицироваться по одному внешнему критерию, связанному с процессом психического развития ребенка. В качестве примера подобного часто приводят периодизацию Р. Заззо, которая основывается на ступенях системы воспитания и обучения детей. В ней выделяют следующие стадии развития:
- раннего возраста (до 3 лет) — ее основой является семейное воспитание;
- дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) — основным содержанием этой стадии является воспитание не только в семье, но и в дошкольном учреждении;
- начального школьного образования (от 6 до 12 лет) — основным содержанием здесь является приобретение основных для начальной школы интеллектуальных навыков;
- обучения в средней школе (от 12 до 16 лет) — ее содержанием является получение общего образования;
- высшего (университетского) образования — наступает после достижения ребенком 16 лет.
Помимо такого варианта периодизации могут формироваться по одному внутреннему критерию — они строятся на основе одной из сторон развития ребенка. Хорошо иллюстрирует это периодизация П. П. Блонского, которая основывается на таком физиологическом признаке, как появление и смена зубов. В ней выделяют следующие стадии детства:
- беззубое (от 8 месяцев до 2-2,5 лет) — то есть до прорезывания всех молочных зубов;
- молочнозубое (примерно до 6,5 лет) — соответственно до начала смены зубов;
- постояннозубое — вплоть до появления зубов мудрости.
Также были созданы периодизации по нескольким существенным признакам развития (иначе — комплексным возрастным критериям). К ним относятся периодизации Выготского Л. С., Слободчикова В. И., Эльконина Д. Б. и прочих им подобных.
Л. С. Выготский предполагал, что развитие ребенка — это непрерывный переход от одного возрастного этапа к другому, связанный с изменением и построением личности. Он выполняется посредством возрастных кризисов, которые вызываются расхождениями между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения. Каждый переход к новому такому периоду предшествует возникновению неудовлетворенности ребенка занимаемым им местом в обществе и желания изменить свое текущее положение. Периоды стабильного/кризисного развития согласно этой возрастной периодизации таблицей представлены на рисунке ниже:
Рисунок 1. Возрастная периодизация психического развития по Л. С. Выготскому
Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина
Д. Б. Эльконин (годы жизни 1904-1984) развил теории Л. С. Выготского и положил следующие критерии в основу собственной периодизации:
- социальная ситуация развития;
- ведущая деятельность;
- новообразования личности;
- характер течения возрастного кризиса.
Согласно его мнению ребенка, следует рассматривать в форме целостной личности, активно изучающей окружающий мир, состоящий из мира предметов и человеческих взаимоотношений. Окружающий мир познается ребенком в двух системах: «ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый». Эти системы осваиваются им через различные деятельности, подразделяемые на две группы. Первая группа включает в себя деятельности, позволяющие усваивать нормы человеческих отношений (главным образом в них осуществляется развитие мотивационно-потребностной сферы). Вторая группа включает в себя ведущие деятельности, которые способствуют формированию выработанных социумом способов действий с предметами (развитие интеллектуально-познавательной сферы).
Замечание 1
Обе линии развития составляют единый процесс психического развития, но на любом возрастном этапе доминирует только одна из них.
Наглядно эта периодизация представлена на следующей схеме:
Рисунок 2. Периодизация психического развития по Д. Б. Эльконину
Рисунок 3. Расшифровка значений периодизации Д. Б. Эльконина
Периоды/стадии развития детей Д. Б. Эльконин разделял по следующей схеме.
- Раннее детство. Этот этап включает в себя 2 стадии. Первой стадией является младенчество, начинается она с кризиса новорожденности. Ведущей деятельностью младенчества является общение со взрослыми, что ведет к преимущественному развитию мотивационно-потребностной сферы. Следующей стадией является ранний возраст, который начинается с кризиса первого года жизни. На всем его протяжении ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная сфера, а также в нем доминирует интеллектуально-познавательная линия развития.
- Детство. Этот этап начинается с кризиса 3 лет, который знаменует собой начало дошкольного возраста. В это время ведущей деятельностью становится игровая деятельность, а также развитие мотивационно-потребностной личностной сферы. Следующая стадия начинается кризисом 6-7 лет. Это начальный этап младшего школьного возраста. Ведущей деятельностью на это время становится учебная, интеллектуально-познавательная сфера вновь доминирует;
- Отрочество. Этот этап также делится на две стадии. Первой стадией является подростковый возраст, который начинается с кризиса 11-12 лет. В этот период ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, преимущественное развитие вновь переходит к мотивационно-потребностной личностной сфере. Вторая стадия — это ранняя юность, она берет начало от кризиса 15 лет. Ведущая деятельность на этот период — учебно-профессиональная, доминирующая линия развития — интеллектуально-познавательная.
Д. Б. Эльконин считал, что в каждой точке своего развития ребенок имеет расхождения между усвоенным в прежних отношениях «человек-человек» и усвоенным из системы «человек-предмет». Тот момент, когда подобное расхождение оказывается в своей высшей точке и является кризисом, после которого идет развитие стороны, отстающей в прошлый период. Такие кризисы делятся на кризисы отношений «человек-человек» (3 и 13 лет) и кризисы личности/самосознания (1, 7 и 17 лет).
Современные периодизации психического развития ребенка
Из таких периодизаций выделяется периодизация В. И. Слободчикова, разработанная в 80-е годы прошлого века. Ее базисом является понятие «событийной общности», которая охватывает такие стороны развития, как его объект и источник. Внутри такой общности формируются те человеческие способности, которые позволяют личности включаться в разные социальные группы и приобщаться к конкретным формам культуры, а еще выходить из групп социума, проявлять собственную индивидуальность/самобытность и производить новые формы. Идея событийной общности основывается на фундаментальном положении об интерпсихическом этапе развития любой высшей функции психики, которое было сформулировано Л. С. Выготским. Такая периодизация представляет собой конкретную карту людских общностей, только внутри которых могут достигаться разные уровни развития всех функций психики, которые необходимы для существования внутри групп социума, их изменения и создания новых.
В. И. Слободчиков предложил схему, именуемую «матрицей возраста» — в ней каждая ступень представляет собой относительно завершенный цикл развития психики. В ней имеется горизонтальная периодическая последовательность (становление/реализация) психического развития.
Рисунок 4. Периодизация психического развития по В. И. Слободчикову
Периодизация развития психики является довольно обширной темой, вызывающей большой интерес. И в настоящее время в этой сфере продолжаются исследовательские работы.
Источник
ПЛАН
1. Общая характеристика психологического возраста.
2. Основные механизмы смены возрастных периодов.
3. Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста.
4. Общая характеристика основных периодов психического развития.
Общая характеристика психологического возраста. Возраст— определенный этап в развитии человека, который характеризуется специфическими особенностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями.
Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту).
2) Биологический возраст – совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.).
3) Психологический возраст – определенный уровень развития психики, в который включается: умственный возраст, социальная зрелость – социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает), эмоциональная зрелость (произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость).
В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.
Категорию «возраст» используют в своих теоретических построениях ученые, разделяющие концепцию стадиального развития психики. Среди них З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др. Все они считают, что в психическом развитии человека можно выделить стадии.
Стадия — определенная ступень, период, этап в развитии чего-либо, имеющие свои качественные особенности.
Стадии психического развития отличаются друг от друга своеобразным сочетанием характеристик психических проявлений и поведения. Эти характеристики и определяют психологические особенности конкретного возраста. Очень часто между стадиями наблюдаются бурные переходные периоды, которые обозначаются возрастными кризисами.
Выделение общих стадий психического развития весьма условно, т.к. по сути, жизнь каждого человека образуют свои уникальные этапы, длительность и характер которых зависят от индивидуальных генетических предпосылок и специфических условий жизни. Но помимо индивидуальных закономерностей существуют и общие тенденции в возрастном развитии, которые проявляются, как правило, у всех представителей данной возрастной группы. Таким образом, использование категории «возраст» позволяет понять закономерности возрастного развития, специфику отдельных жизненных стадий. При этом содержание и название периодов, их временные границы определяются представлениями ученых о наиболее важных, существенных сторонах развития.
В отечественной психологии одно из наиболее глубоких обоснований стадиальности психического развития сделал. По мнению Л. С. Выготского, развитие — это, прежде всего, возникновение нового, или возрастных новообразований. Поэтому особенности конкретной стадии развития определяются содержанием ее возрастных новообразований, т.е. качеств или свойств, которые на предыдущей стадии «в готовом виде» не существовали. Но в то же время, как отмечал ученый, «новое не падает с неба», а подготовлено всем ходом предшествующего развития, т.е. появляется закономерно.
Признавая основным фактором психического развития социальную среду, Л. С. Выготский ввел в научный обиход понятие «социальная ситуация развития», которая определяется специфическим для каждого возраста отношением между ребенком и социальной средой. Новый возрастной период начинается со смены социальной ситуации развития. Последняя же, в свою очередь, обуславливает появление к концу возрастного периода новообразований, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.
Новообразование – новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.
Центральное новообразование – ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе. Вокруг него группируются частные новообразования. Процессы развития, связанные с центральным новообразованием – центральные линии развития, другие – побочные. Центральные и побочные линии могут от возраста к возрасту меняться местами (речь – центральная в раннем детстве, побочная в школьном).
Основные механизмы смены возрастных периодов. Исследуя динамику переходов от одного возраста к другому, Л. С. Выготский пришел к выводу, что изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Исходя из этого, им выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Стабильный период характеризуется плавным ходом процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка, длятся по нескольку лет и составляют большую часть жизни человека. Изменения, которых происходят на протяжении длительного времени, как правило, незаметны для окружающих. Но, накапливаясь, в конце периода они обуславливают качественный скачок в развитии, что и определяет появление возрастных новообразований. Поэтому об уровне развития можно судить, сравнив начало и конец стабильного периода.
Такая ситуация называется кризисом возрастного развития или сокращенно возрастным кризисом. Как образно отметил Л.С. Выготский, кризис – «революция в психическом развитии». В кризисные периоды развитие принимает «бурный, стремительный, иногда катастрофический характер». Кризисы возникают вследствие вызревающих внутренних особенностей ребенка и тех противоречий, которые на этой почве возникают между ребенком и средой. В период возрастного кризиса часто наблюдается задержка в психическом развитии, которая сопровождается выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего (межличностного) характера.
С точки зрения такого понимания кризисы, конечно, неотвратимы, потому что ни при каких условиях неотвратимы сами противоречия. Однако в действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными. Неизбежны не кризисы, в переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис – это свидетельство не совершившегося своевременно перелома, сдвига. Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом – управляемым воспитанием. Поэтому взрослым необходимо учитывать новые потребности ребенка, изменившиеся его отношения с окружающими и оказывать соответствующую помощь по формированию возможностей их удовлетворения.
Возрастные кризисы – это резкие скачкообразные изменения психических черт ребенка.
Перестройка социальной ситуации развития под влиянием новообразований, возникших в сознании ребенка – суть и главное содержание критических возрастов.
Таким образом, по мнению Л. С. Выготского психическое развития представляет собой чередование кризисных и стабильных периодов развития.
Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста. Среди всех подходов к периодизации психического развития особое место занимают теоретические построения советского психолога Д. Б. Эльконина
В основе периодизации Даниила Борисовича Эльконина лежит ряд фундаментальных положений культурно-исторической теории, разработанной Л. С. Выготским, а также идея о «ведущей деятельности», обоснованная А. Н. Леонтьевым в рамках деятельностного подхода.
В своей периодизации Д. Б. Эльконин обращается к понятию «ведущая деятельность», введенному А. Н. Леонтьевым.
Ведущая деятельность — вид деятельности, который на конкретном этапе жизни человека определяет возникновение основных возрастных новообразований.
По каким признакам можно судить, что деятельность является ведущей? Можно было бы, например, в качестве ведущей деятельности признать ту, в которую человек чаще всего включен. Но, как замечает А. Н. Леонтьев, «ведущая деятельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени». Для ведущей деятельности характерны следующие качественные признаки:
1) в ней зарождаются и проявляются новые виды деятельности (например, учебная деятельность впервые появляется в дошкольном возрасте, но возникает и проявляется она в ведущей деятельности этого возраста — в игре).
2) она обуславливает формирование и перестройку конкретных психических процессов (например, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка, в учении — процессы отвлеченного мышления).
3) от нее во многом зависят основные психологические изменения личности в данный возрастной период (например, ребенок-дошкольник именно в игре осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения людей).
Исходя из рассмотренных признаков, можно заключить, что ведущая деятельность определяет важнейшие направления психического развития человека, в том числе обуславливает формирование возрастных новообразований.
Таким образом, развитие ребенка надо изучать исходя из анализа развития его деятельности. На разных этапах развития одна из деятельностей является ведущей, имеющей большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее.
В основе периодизации А.Н. Леонтьева лежит собственно тип ведущей деятельности. Он описывает: 1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого; 2) раннее детство с предметной деятельностью; 3) дошкольное детство с игрой; 4) школьный возраст с учением; 5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками; 6) юношеский – с учебно-профессиональной деятельностью.
Д. Б. Эльконин исходил из предположения, что психическое развитие ребенка во многом определяется познанием двух граней окружающей действительности — предметного мира и мира человеческих отношений. Поэтому ребенок всегда включен в две системы отношений: «человек — предмет»и «человек — человек».
Освоение выделенных систем отношений, по мнению Д.Б. Эльконина, происходит в разных видах деятельности. Но он считает, что можно выделить две группы ведущих деятельностей. Первую группу образуют деятельности, которые способствуют усвоению ребенком норм отношений между людьми. К этой группе относятся следующие виды деятельности:
* непосредственно-эмоциональное общение младенца;
* ролевая игра дошкольника;
* интимно-личностное общение подростка.
Эти деятельности значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело главным образом с системой отношений «ребенок — общественный взрослый», или, шире, «человек — человек».
Во вторую группу входят деятельности, направленные на усвоение общественно выработанных способов действий с предметами (система отношений «человек — предмет»):
* предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста;
* учебная деятельность младшего школьника;
* учебно-профессиональная деятельность старшеклассника.
Д. Б. Эльконин считает, что в деятельностях первой группы главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельностях второй группы — познавательная сфера. Развитие этих сфер — два важнейших направления психического развития человека. Признавая, что эти два направления образуют единый процесс развития личности, ученый полагал, что на каждом возрастном этапе преимущественное развитие получает одно из них. Ребенок поочередно осваивает системы отношений «человек — человек» и «человек — предмет», что определяет закономерное чередование и развитие соответствующих сфер.
Общая характеристика основных периодов психического развития.В периодизации Д. Б. Эльконина рассматривается отрезок жизни человека с рождения до вступления во взрослую жизнь.
Д.Б. Эльконин предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис.
Табл. 1
Источник