Характеристика основных трудностей развития ребенка дошкольного возраста
Дошкольники группы риска.
Характеристика основных трудностей развития ребенка.
Практики, работающие с детьми, достаточно часто сталкиваются со случаями осложнений отклонений от нормы, а не симптомом психического заболевания.
Нельзя забывать и о том, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием ребенка одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). Эти периоды в жизни ребенка, несмотря на его очевидную трудновоспитуемость, свидетельствует о нормальном ходе процесса психического и личностного развития.Воспитательные воздействия на ребенка, переживающего кризис развития, должны быть направлены не столько на коррекцию его поведения,сколько на перестройку всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка.
Лечение тяжелых психических и нервных зоболеваний ни коем образом не входит в компетенцию психолога,работающего с дошкольниками. В этой связи встает вопрос о том,как определить степень тяжести имеющегося у ребенка расстройства.М. Раттер прадлагает следующие критерии оценки возможного отклонения в любом поведении.
1.Нормативы,соответствующие возрастным особенностям.
Ряд особенностей поведения является нормальным только для детей определенного возраста. Так, мокрые пеленки младенцев и даже детей 4-5 лет мало тревожат родителей, в то время как для десятилетнего ребенка подобные случаи рассматриваются как отклонения от нормы.
2. Длительность сохранения расстройства.
У детей довольно часто отмечаются различные страх, припадки и другие расстройства.Однако случаи длительного (в течение месяце или лет) сохранения этих состояний редки и, естественно, должны вызывать тревогу у взрослых.
3.Жизненные обстоятельства.
Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей – явление обычное и нормальное, так как развитие никогда не происходит гладко,а временный регресс встречается довольно часто. Однако все эти явления и колебания в одних условиях происходят чаще чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребенка.Вообще, стресс усиливает имеющиеся у ребенка эмоциональные или поведенческие трудности.
4.Социокультурное окружение.
Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть обсолютной.Поведение должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственной социокультурной среды. Культурные различия, существующие в обществе, значительно влияют на вариативность в целом нормального поведения.
5.Степень нарушения.
Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд симптомов одновременно.Более пристального внимания требуют дети с множественными эмоциональными и поведенческими расстройствами.
6.Ситуативная специфичность симптома.
Обычно симптом, проявление которого не зависит от какой бы то ни было ситуации, отражает более серьезное расстройство, чем симптом, возникающий только в определенной обстановке.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей. Среди них можно выделить нарушения поведения(агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности( невропатия, неврозы, страхи).
Очень важно поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ними. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психического развития детей, знания которой позволит психологу не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли осложнения в болезненные формы требующие квалифицированной медицинской помощи.
Нарушения поведения.
Напомним еще раз, что речь пойдет о тех нарушениях поведения дошкольников, которые свойственны обычным детям, чье развитие происходит в рамках нормы.Тем не менее нельзя забывать и о том, что каждое такое нарушение имеет в своей основе не только педагогические просчеты взрослых, но и определенную слабость центральной нервной системы, обусловленную как ее возрастной незреластью, так и весьма нередкими случаями минимальных мозговых поражений вследствие неблагополучного протекания беременности или родов, обычно преодолеваемыми при правильном воспитании к 7-8 годам.
Агрессивность.
Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Переживания и разочарование ребенка, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, оказываются весьма острыми и труднопереносимыми для ребенка именно в силу незрелости его нервной системы, поэтому наиболее удовлетворительным решением может оказаться физическая реакция , особенно при ограниченности способенности ребенка к самовыражению.
Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Во- вторых, это пережитая обида, или душевная травма, или само нападение.
Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи, поджигают их. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых.
Агрессивность необязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к так называемой вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды.
Как работать с детьми, проявляющими описанные выше формы агрессивности? Если психолог приходит к выводу, что агрессия ребенка не носит болезненного характера и не наводит на мысль о более тяжелом психическом отклонении, то общая тактика работы состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.
Работая с агрессивными детьми, всегда нужно иметь в виду,что любые проявления страха у окружающих перед агрессивным выпадом ребенка могут его только стимулировать. Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения аудитории, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового поведения перед благожелательной аудиторией.
Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения маленьких детей можно использовать коллективные игры, способствующие выработке у них терпимости и взаимовыручки.
Вспыльчивость.
Ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному, с точки зрения взрослых, поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость- это, скорее, выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление характера.
Как и в случае с агрессивной вспышкой, приступ вспыльчивости необходимо попытаться предупредить.В одних случаях удается отвлечь ребенка, в других, наоборот, целесообразнее покинуть его, оставив без аудитории. Детей постарше можно побуждать выражать свои чувства словами.
Если же ребенок уже вспылил, то урезонить его не удастся. Успокаивающие слова не будут действовать. Здесь важен спокойный эмоциональный тон. Когда приступ пройдет, понадобится утешение, особенно если ваш ребенок сам напуган силой своих эмоций.На этой стадии старший дошкольник уже может выразить свои чувства словами или выслушать объяснение взрослого.
Взрослый не должен уступать ребенку только ради того, чтобы не вызвать припадка, однако важно оценить, действительно ли запрет взрослого имеет принципиальное значение, не борется ли он с пустяком и не является ли это лишь ложной принципиальностью и самоутверждением.
Пассивность.
Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении ребенка, считают, что он просто тихоня, отличается хорошим поведением. Тем не менее это далеко не всегда так.
Тихие дети испытывают разнообразные и далеко не самые приятные эмоции. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным ибо может пройти немало времени, прежде чем появиться ответная реакция.
Нередко тихое поведение ребенка – реакция на невнимание или неурядицы дома. Впадая в такое поведение, он изолируется в собственном мире. Проявлениями этого являются посасывание пальца, царапание кожи, выдергивание у себя волос или ресниц, раскачивание и пр.
Простое приказание прекратить это занятие вряд ли сработает так как оно помогает ребенку справиться с душевным состоянием. Если позволяет возраст (старше 4 лет), можно простимулировать ребенка выразить свои чувства в игре или доверительной беседе. Основными направлениями работы с ним – помочь выразить свои переживания в иной, более приемлемой форме, добиться его доверия и расположения, разрешить в непосредственном контакте с родителями ту ситуацию, которая все вызывает у ребенка столь тяжелые переживания.
Другой причиной тихого, пассивного поведения ребенка могут быть страх перед незнакомыми новыми взрослыми, малый опыт общения с ними, неумение обратиться ко взрослому. Такой ребенок может и не нуждаться в физической ласке или вообще не переносить физических контактов.
Всегда есть риск, что ребенок слишком сильно привяжется к взрослому, вытащившему его из «скорлупы» . Необходимо помочь малышу приобрести уверенность в себе, только тогда он сможет выйти из под опеки одного взрослого, которому доверяет, и научится сам сходится с новыми людьми – сверстниками и взрослыми.
Гиперактивность.
Если описанные выше виды нарушений поведения являются в большей степени результатом погрешностей в воспитании и в меньшей – следствием общей возрастной незрелости центральной нервной системы, то в основе гипердинамического синдрома могут лежать микроаргонические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, источающие соматические заболевания раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия), физические и психические травмы. Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов, как эта, весьма распространенная в дошкольном возрасте.
Основными признаками гипердинамического синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамический ребенок импульсивен, и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и сам ребенок. Действует малыш, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.
Самая большая проблема гипердинамического ребенка – его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.
В старшем дошкольном возрасте гипердинамического ребенка начинают приучать к усидчивости. Когда он набегается и устанет, ему можно предложить заняться лепкой, рисованием, конструированием причем нужно обязательно постараться сделать так, чтобы интерес к такому занятию побуждал ребенка довести начатое дело до конца.
Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то то можно ожидать, что к 6-7 годам проявления синдрома до некоторой степени могут быть преодолимы. В противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями. Особенно сокрушительно проявления синдрома начинают сказываться приблизительно с 13 лет и старше, определяя судьбу уже взрослого человека.
Примерные ориентиры нормального развития ребенка.
Первыми какие – либо отклонения в развитии дошкольника способны заметить окружающие его взрослые – родители и воспитатели. Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка, знание которых полезно и необходимо тем, кто несет ответственность за воспитание ребенка. Психологическое просвещение персонала детских дошкольных учреждений предполагает ознакомление их с этими объективными и легко наблюдаемыми показателями.
К 1 году ребенок использует 7-14 слов, сосредоточенно занимается одним делом до 15 минут, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить.
К 1,5 годам словарный запас ребенка составляет 30-40 слов, он хорошо ходит, узнает и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимает обращенную к нему речь. Основные вопросы ребенка: Что? Кто?
К 2 годам словарный запас – 300-400 слов, основные вопросы ребенка: Что это? Кто это? Осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Наличие вопросов свидетельствует о хорошем умственном развитии ребенка. Рисует линии, зажав кулаке, строит башню из кубиков.
К 2,5 годам словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы: Где? Куда? Откуда? Когда? В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать в отношении подозрения на задержку психического развития или глухоту.
К 3 годам появляется вопрос вопросов – почему? Ребенок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помочь наводящими вопросами. Понимает, что такое один, мало, много, различает левую и правую сторону.
К 3,5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования.
Появляются элементы сюжетно – ролевой игры с предметами и несколько позже – со сверстниками.
К 4 годам способен понять то, что еще не видел сам, но о чем ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослым предложение, способен к обобщению и подведению под понятие.
К 4,5 годам способен ставить цель и планировать ее достижение. Задает вопрос: зачем?
К 5 годам ребенок умеет назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий домой. Умеет пользоваться конструктором, собрать игрушку по схеме.
К 6 годам словарный запас составляет около 4000 слов. Ребенку доступен смысл простых пословиц и поговорок, он легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ. Знает много игр, умеет выдумывать сюжет. Ориентируется в пространстве, времени, в отношениях между людьми. Изображая человека, рисует шею между головой и туловищем, одежду и обувь.
Знание взрослыми внешних, поведенчиских нормативов психомоторного развития дошкольника позволит им вовремя скорректировать педагогическое воздействие на ребенка, предупредить возникновение у него задержки психического развития, помочь ему максимально использовать все возможности, предоставляемые данным возрастным этапом.
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной.
Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требует бережного к себе отношения: создавая новые интенсивные программы развивающей работы с ребенком, необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно – психических затрат ему это будет стоить. Любые попытки сократить дошкольный период жизни как «предварительный», «ненастоящий» нарушают ход индивидуального развития ребенка, не позволяет ему использовать все возможности, которые предоставляет данный возраст для расцвета его психики и личности.
Источник
Педагоги и психологи сходятся во мнении, что в первые 6—7 лет ребенок проходит гораздо больший путь, чем за всю остальную жизнь. То, что будет сформировано в эти годы, будет базой для всей жизни.
В развитии детей-дошкольников, помимо правильного хода событий возможны некоторые отклонения, которые подвергаются коррекции при адекватной оценке со стороны взрослых окружающих. В данной консультации будут кратко рассмотрены часто встречающиеся трудности и проблемы в развитии детей дошкольного возраста, но основное внимание будет уделено рассмотрению вопроса детского онанизма и «трудных вопросов», которые дети в силу своего возраста могут задавать окружающим их взрослым.
Итак, что же можно указать как трудности в развитии дошкольников?
1. Вербализм.
2. Воровство.
3. Лживость.
4. Уход от деятельности.
5. Онанизм.
Кратко рассмотрим каждый из перечисленных моментов.
Вербализм. Дети, характеризующиеся вербализмом, выделяются на фоне сверстников. Они легко и безбоязненно вступают в контакт с незнакомыми, демонстрируя недетскую осведомленность в различных сферах жизни. Но в процессе беседы становится ясно, что мыслят они «штампами». Обладая высоким уровнем развития активной речи, мышление таких детей развито плохо. Их познавательные интересы поверхностны и неустойчивы. Они запоминают только то, что может пригодиться в беседах. Часто они привлекают к себе внимание, используя в речи сложные словесные конструкции и рассуждая на «недетские» темы. В качестве собеседников дети предпочитают взрослых, которые по достоинству могут оценить их «эрудицию». Со сверстниками они малообщительны, в основном те сами их избегают, так как у детей, характеризующихся вербализмом, интересы узконаправленны, а специфические детские виды деятельности развиты плохо. Другими словами, им неинтересно с обычными детьми.
Самооценка таких детей, как и уровень притязаний, достаточно высоки. Они охотно берутся за дело, но чаще всего благие намерения заканчиваются пространными рассуждениями.
Их общение носит формальный характер, так как их не интересует собеседник как человек с высокими чувствами и переживаниями. Такие дети ищут лишь объект, который мог бы по достоинству их оценить, которому они могли бы продемонстрировать свое превосходство.
В этом случае задача специалиста – показать родителям истинную картину развития ребенка, возможные варианты его дальнейшего развития, последствия воспитания в стиле «мой ребенок сверхталантлив!». В случае если родители согласятся с необходимостью изменения стиля взаимоотношений с ребенком, им важно объяснить роль игры в развитии ребенка, ее возможности и потенциал. Они должны понять, что ребенку необходимо дать возможность быть ребенком. Параллельно нужно развивать навыки продуктивных видов деятельности, стимулировать интерес к сверстникам. Эта работа требует последовательности действий самих родителей. Важно постепенно переориентировать ребенка, учить его ценить в людях доброту, честность, а не умение красиво говорить. Естественно, начинать взрослые должны с собственных оценок.
Воровство.Воровство как явление в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты. Они касаются, прежде всего, мотивов и причин. В отличие от подростков, среди дошкольников практически отсутствуют так называемые «кражи престижа», когда ребенка подначивают сверстники, аргументируя необходимость совершения воровства поддержанием статуса в группе или, другими словами, «на спор». Так же для детей-дошкольников нехарактерны групповые кражи.
Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство, можно выделить несколько групп:
1. желание владеть чем-либо (чаще всего игрушкой);
2. желание сделать приятный подарок кому-то из близких;
3. желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого-либо предмета или вещи;
4. желание отомстить кому-либо.
Все вышеперечисленные группы мотивов не имеют под собой криминальной подоплеки.
Взрослых часто удивляет и злит нелогичность поступков детей, в том числе это касается и воровства. «Зачем было забирать что-то, если заранее знаешь, что тебя поймают?» – удивляются они. Но они забывают, что дети-дошкольники обладают такими психологическими особенностями, которые, с точки зрения взрослых, и толкают детей на нелогичные поступки. Таковыми особенностями являются:
− импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразвитости произвольного сознательного контроля поведения;
− неразвитость прогностической функции, т.е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий;
− узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий;
− осознание своего существования «здесь-и-сейчас», непонимание временных перспектив.
Учет этих особенностей возраста необходим при организации работы с дошкольниками. Тем не менее, важно помнить, что такое явление, как воровство, имеет в своем основании нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные.
Что же можно порекомендовать родителям?
Прежде всего четко высказать отрицательную оценку действиям ребенка (подчеркнем, действиям, а не личности) с конкретным запретом на воровство. Здесь же необходимо рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. Также необходимо поставить ребенка на позицию этого человека, спросить, что бы чувствовал сам ребенок. Ребенок должен усвоить, что воровство в любом проявлении и с любой целью порицается как родителями, так и другими людьми. Если обобщить, то формула «воровать нельзя, воровство – это плохо» должна быть хорошо понята и принята ребенком.
Но перед началом беседы родителям необходимо взять себя в руки, постараться справиться с охватившим их гневом, чтобы не обрушивать на голову ребенка свои отрицательные эмоции.
Лживость.Жизнь каждого ребенка-дошкольника наполнена выдумками и фантазиями. Это одна из психологических особенностей возраста, так как способность отделять мир фантазий от реальности формируется к началу школьного этапа жизни, т.е. к 7—8 годам. Но если в 4—5 лет фантазии ребенка невинны, то в 5—6 лет малыш начинает задумываться над тем, как можно избежать наказаний. Интуитивный поиск способов избегания неприятностей останавливается на самом легком – лжи. Это средство всегда доступно и помогает в минимальные сроки достичь желаемого.
Ложь по своей природе многолика и многогранна, так же многочисленны и мотивы, толкающие ребенка на ложь. Мотивами ко лжи могут быть следующие:
1. ревность, соперничество в семье;
2. большое количество запретов в семье;
3. завышенные требования к ребенку от родителей, соответственно – страх потерять любовь родителя, его расположение, страх быть неоправданно обвиненным, наказанным;
4. пример родителей.
Что же здесь можно сделать?
Начинать работу с лживыми детьми следует с выяснения особенностей семейных отношений, особенностей личностей самих родителей. Далее можно проанализировать реальные возможности и способности ребенка, а также его взгляд на отношения в семье.
Важно объяснить родителям, что их задача – не поймать ребенка на лжи, а разобраться в мотивах такого поведения. Лучше использовать косвенные методы воздействия: сказки, рассказы, проблемные ситуации, в ходе обсуждения которых можно, во-первых, выявить особенности сложившейся системы ценностей, а во-вторых, безболезненно и тактично повлиять на нее.
Уход от деятельности.Жалобы родителей детей с синдромом «ухода от деятельности» касаются их невнимательности, рассеянности, отсутствия интереса к окружающему, безудержного вранья, не преследующего корыстных целей. При взгляде на такого ребенка создается впечатление его безучастности к происходящему вокруг него, он не слышит адресованных ему вопросов, не выполняет задания, предложенные на занятиях.
Внутренний механизм развития «ухода от деятельности» заключается в парадоксальном сочетании демонстративности и тревожности в личности таких детей. Испытывая высокую потребность во внимании, проявиться которой мешает тревожность, дети интуитивно начинают удовлетворять ее во внутреннем плане благодаря гипертрофированному воображению. Именно фантазирование для этих детей выступает психологической защитой, которая помогает удовлетворить чувство собственной значимости, наполнить внутреннюю жизнь событиями.
В реальной жизни дети с этим синдромом маловосприимчивы к неудачам на занятиях, это им просто неинтересно. Порицание на них не оказывает должного воздействия.
В этом случае начать работу с такими детьми нужно с поиска той сферы творческой деятельности, в которой ребенок мог бы удовлетворить фрустрированную потребность во внимании к себе, что обязательно должно выразиться в конкретном продукте деятельности. Наиболее доступными в этом случае являются рисование и лепка. Это будет способствовать решению основной коррекционной задачи: переориентации воображения ребенка на решение конкретных задач, его развертывание во внешней форме продукта творческой деятельности. А безусловно позитивная поддержка взрослых, помощь в начинаниях будет способствовать повышению собственной личностной ценности и ценности продуктов деятельности в глазах ребенка.
Источник