Характеристика общего развития и кругозора ребенка

Психолого-педагогическая характеристика ребенка на ПМПК

Фамилия, имя, отчество ребенка ______________________________________

Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая; д) иное _____________________________________

Особенности латерализации: а) праворукий; б) леворукий; в) амбидекстер.

Личностно-характерологические, типологические особенности:

Активный, подвижный – инертный, медлительный.

Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный

Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.

Коммуникативные навыки:

1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны

3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, понимании ситуации.

Особенности игровой деятельности: а) игра соответствует возрасту; б) игра соответствует более раннему возрасту; в) преобладает манипулятивная игра; г) игра отсутствует; д) иное _________________________________________

Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетворительно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не усваивает; д) иное___________________________

Общая осведомленность

Ребенок с трудом вступает в контакт,  имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.

1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе котором живет, о животных и растениях, временах года.

2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.

3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Моторика

а) соответствует возрасту; б) моторно неловок, неуклюж; в) дефекты тонкой ручной моторики; г) иное ________________________________________

Наблюдается несовершенство общей моторики,  общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.

У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается  несформированность моторных навыков графической деятельности.

Особенности восприятия

а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г) комплексные нарушения восприятия; д) иное _________________________________________

Основные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).

Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках нелепицах в картинках с множеством контуров)

1. Соответствует средним показателям возрастной группы.

2. Ниже средних показателей возрастной группы.

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Особенности внимания

а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое

Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой.  Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.

Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)

Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)

Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)

Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности памяти

(преобладающая модальность) : а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная

а) без особенностей; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иные проблемы __________

Сохранение информации затруднено; преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, привносит вымышленные заимствования, повторяет отдельные фразы, но не может изложить основной смысл, допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения, искажает смысл; концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную

мысль содержания.

Запоминает быстро или медленно, с трудом. Запоминает надолго, быстро забывает.

Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная).

Общий уровень развития памяти (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности мышления

а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен; в) грубые нарушения мышления; г) иное ______________________________________

Не  устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь педагога; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.

Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):

1. Правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл)анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого.

3. Выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести, освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.

4. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.

Основные трудности, отмечаемые в общении

а) трудностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; д) конфликтен: е) иное __________________________________________________________

Речевое развитие

а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности звукопроизношения; в) бедный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное __________________

Качество произношения, объём активного и пассивного словаря, развернутость речевого высказывания, степень развернутости ответов (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий).  Речь эмоциональна или монотонная.

Социально-бытовые навыки

а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сформированы; в) нарушены; г) иное _____________________________________________________________

Ориентировка в пространстве и времени

а) соответствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное ____________________________________________________________

Отношение к занятиям, деятельность

а) соответствует возрасту; б) не способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает педагогу, детям; д) быстро истощаем; е) иное _________________________________________________

1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

2. Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.

3. Уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.

Темп деятельности

а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях не равномерен; г) работает медленно и невнимательно; д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; е) иное __________________________________________________________________

Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении занятия; темп работы замедлен.

Особенности поведения

Имеют место нарушения поведения, вредные привычки. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены.  Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых

Особенности эмоционально-волевой сферы

Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.

Преобладающее настроение (веселое, грустное) и поведение (спокойное, беспокойное, застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, живость, навязчивость, робость)

Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость.

Поведенческие нарушения.

Трудности социализации. и т. д.).

Педагог-психолог ________________________________

Дата заполнения ______ 20_______ года

Источник

ВАШ МАЛЫШ ГОТОВИТСЯ СТАТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОМ?

Значит эта статья для Вас????

В психологии существует такое понятие – сензитивный период. Дело в том, что далеко не безразлично, в каком возрасте у человека формируется та или иная функция. Если это происходит своевременно, то процесс формирования идет быстро, легко и очень продуктивно????????

Период, особо благоприятный для формирования той или иной функции, качества, свойства, и носит название сензитивного.

Знание сензитивных периодов позволяет психологам давать ценные практические советы????????Это указания на возраст, в котором следует развивать ту или иную психическую способность или функцию.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств ребенка, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности и без которых она будет неизбежно хромать, нередко перерастая в неумение или в нежелание учиться????

Итак, выделим моменты, отсутствие которых наиболее часто ПРИВОДИТ ДЕТЕЙ к неумению или не желанию учиться.

????Общее развитие ребёнка

????Дисциплина

????Мотивация дошкольника

Большинство современных родителей осознают, что «после 3 уже поздно»!Сравнивают успехи своего ребёнка и соседского сверстника????????♀️

Успехи одногодки вызывают тревогу????

Стоит ли говорить, что это не полезно для детей, потому что у всех разные возможности????

Более того, соседский малыш может и читает хорошо, складывает двузначные числа, но совсем не умеет думать в уме, просчитывать на несколько шагов вперед, да и эмоциональный интеллект может быть под вопросом????????♀️

Но почему –то при сравнении родители опираются только на элементы школьной программы, что в корне неверно????????♀️

Правильно поступают те, кто уделяет внимание не «натаскиванию», а повседневному общению с ребёнком❤️

Рассказывают много интересного, читают книжки, вместе рисуют, разъясняют погодные явления, занимаются творчеством. Всё это способствует расширению кругозора малыша, развитию любознательности????????

✔️Когда на тысячу «ПОЧЕМУ?» в день, вместе ищут ответы, а не «подрастешь –узнаешь».

Это развивает речь ребёнка, обогащая словарный запас????

Старшие дошкольники, это вам не подростки. Дети этого возраста тянутся ко взрослым, охотно общаются. Это и нужно использовать в интересах общего развития ребёнка.

Особенно важно при подготовке к школе учить ребёнка производить действия в уме????

Ребёнок, умеющий это делать, с легкостью в 1 классе овладеет и счетом.

❗️До школы акцент на просчет шагов, а не на арифметические действия.

Способность к действию в уме следует развивать тогда, когда ребёнок в состоянии это освоить.

И это нормально, если в какой-то момент вы используете с 5-6 летним ребёнком материалы для трехлеток. Это не значит, что ребёнок отстаёт или недоразвит.

Развитие циклично, и в какой-то момент ребёнок может не догонять, что вы от него требуете, предлагая, например, игру для 6 лет.

Как проявить своё непонимание он не знает ещё, поэтому изображает скуку???? А вы делаете вывод, что «моему ребёнку ничего не интересно».

Возьмите игру для 3-4 лет, урежьте время, проведенное с голубым экраном и вернется природная любознательность и интерес????????

Понаблюдайте, как ребёнок решает практические задачи. Не 2+3, а «как достать книгу с самой верхней полки?», «как достать игрушку, которая закатилась под диван?».

Постарайтесь создавать побольше таких ситуаций дома, если нужно, превращайте их в игровые.

Конечно, на помощь приходят и настольные игры – шашки, лото.

И вот ребёнок может не уметь читать, не уметь складывать и вычитать, но с легкостью придумает, как зафиксировать окно, если дверца раскачивается от ветра из стороны в сторону✔️

Может привяжет верёвкой к батареи или подложит стопку книг????

Это действие внутреннего плана. И такой ребёнок, придя в школу с легкостью освоит и счет в уме, и все арифметические действия????????

Почти в каждом классе найдется несколько учеников  с задержкой общего развития????????♀️

Им сразу все дается с трудом. И это вполне нормальные дети. Здоровые, но НЕ РАЗВИТЫЕ❗️

Поэтому я большой упор делаю на общее развитие в письмах для дошкольников doshkolnikam.com

Это первостепенно☝????

Всё это в руках родителей. И долг каждого – сделать все возможное, чтобы Ваш ребёнок не оказался в группе отстающих с первого же класса????

Если ребёнок сидит целыми днями один, с котом и с глухой бабушкой, которая заботиться только о том, чтобы ребёнок был накормлен и следит за безопасностью, чтоб спички не поджигал и иголки не доставал- говорим о дефиците общения❗️

Развития никакого.

Есть и родители такие, которые уклоняются от общения, всё в тишине, даже дорога до сада????Накормили, переодели, спать уложили и считают, что справились. Ссылаются на усталость, тяжелые рабочие будни, домашние дела и т.д. Но общение с ребёнком нельзя откладывать до момента, когда все дела будут сделаны????????♀️

Общение с ребёнком должно стоять НА ПЕРВОМ МЕСТЕ. Если вы этого не сделаете, ребенок попадает в группу отстающих в развитии????

Есть родители очень умные, образованные, но общение с ребёнком сводят к минимуму. Но есть родители, которые не обделяют ребёнка в количестве разговоров, но речь которых очень обеднена.

Когда целыми днями обсуждаются сплетни и сериалы, когда интеллектуальный уровень жизни семьи низок-мы тоже говорим о дефиците общения❗️

Если в доме нет книг, если никто в семье не читает, если ребёнок слышит простейшую речь, если интересы семьи ограничены разговорами о соседях, то ребёнок попадает в группу не развитых????????♀️

Если ребёнок живет в стрессе, на одних запретах, в страхе, то ни о каком общем развитии и речи быть не может. У мозга другие задачи – справляться со стрессом, тревожностью, страхами и т.п.????

Полноценная, интеллектуально и эмоционально развитая среда – важное условие для общего развития ребёнка✔️

И всё, что было упущено до школы, придётся с трудом наверстывать уже в группе отстающих????

Не старайтесь впихнуть дошкольнику программу первого класса????????♀️И уж тем более не отправляйте на экспресс – курсы, где беспощадно впихнут невпихуемое за 2-3 месяца????

Не обязательно иметь педагогическое образование, главное просто всё делать вовремя и не бежать впереди паровоза????

Проявите любовь и заботу, уделяйте больше времени ребёнку❤️Перестройте режим дня семьи, поменьше сидите у телевизора, разговаривайте с ребёнком✔️

Люди, которые живут за городом имеют возможность больше времени проводить на природе, изучать её.

Городские жители тоже имеют безграничные возможности для общего развития!

Берите ребёнка с собой.

В магазин, на почту, в налоговую, в банк и т.д.

Всё рассказывайте, объясняйте, делайте участником действий. Потом включайте полученные знания в игру.

Пусть ребёнок поиграет «в магазин» с игрушками, отправит кому-нибудь посылку и т.п.

Например, когда ребёнок получает “Письма первоклассника” и отправляет ответ Другу по переписке, он знакомится с работой Почты????

Что такое индекс, марки, как письмо находит своего адреса, какую работу выполняет почтальон и тд.

Это и есть общее развитие ребёнка????

Вот над чем надо работать, а не над скорочтением. Смысл читать быстро и много, если не знать и половины слов, не понимать смысла прочитанного?????

Смысл складывать двухзначные числа, если не уметь продумывать простейшие задачи в уме?????

Развитый ребёнок без проблем это усвоит в рамках программы первого класса????????⠀

Конечно, если ребёнок сам стремится к получению новых знаний, начинает интересоваться знаниями из школьной программы, то тормозить не стоит????????

Но если ребёнок ещё не готов, то искусственно делать для него репетицию школы нельзя????????♀️

Такие знания будут усваиваться механически, будут не осмысленными!

Ребёнок даже толком не поймёт, где эти знания применять????

Ещё вдобавок может появится неприязнь к учёбе, хотя ребёнок ещё и в первый класс не пошел????

Сосредоточьте внимание на общем развитие❗️

К тому же, если Вы всё же надумали давать школьную программу, то тут уже потребуется педагогическое образование☝????

Можно учить буквы неправильно, используя неправильную Азбуку, можно научить писать неправильно, держать ручку. В таком случае учитель дольше будет переучивать????????♀️

Проще научить ребёнка с нуля.

Потому что многие ещё используют в дошкольном образовании устаревшие способы обучения????????

На дворе 21 век, а люди цепляются за положительный опыт советской школы, не желая замечать, что требования другие, программы другие и сама жизнь другая????

Если ребенок приходит в школу, зная программу первого класса, то учеба покажется скучным занятием, которое вообще не требует усилий. А к концу начальной школы ребёнок столкнется с непреодолимыми трудностями. И вы ведь вряд ли свяжете всё это с неграмотной подготовкой к школе?????

А дети, растущие сами по себе, как сорняки в поле столкнуться в школе с трудностями.

Как же не лишать ребёнка детства?

Так дети, с которыми много разговаривают родители, отвечая на вопросы, с которыми играют, которых берут с собой в разные учреждения не ущемлены, поверьте!

Но у них припрятаны козыри в карманах, даже если они ещё не умеют читать и писать☝????

Они развиты в общем плане, остальному их научит педагог❗️

Без проблем✔️

Источник

Общий уровень кругозора дошкольника

Ю.А.Сыромяникова, педагог-психолог,

Е.С. Малкова, воспитатель

Интеллектуальная готовность к школьному обучению дошкольника прежде всего складывается из уровня развития познавательных процессов, т.е. способности ребенка рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Уровень кругозора дошкольника – это объем знаний, представлений ребенка об окружающей его действительности, способность разбираться в различных сферах жизни человека.

Сферы, в которых должен разбираться дошкольник на этапе завершения дошкольного возраста:

1. Общество и взаимоотношения (я, семья, коллектив, Родина, быт, традиции, праздники, инфраструктура, мир профессий и т.п.).

2. Живая природа (мир животных, растений).

3. Неживая природа (предметный мир, свойства предметов, явлений, взаимосвязь времен года, части суток, космическое пространство).

4. Культура (литература, музыка, художественное творчество).

Родители в свою очередь должны поддерживать интерес ребенка, активно вовлекать его в различную деятельность, постоянно «давать» новую информацию для размышлений ребенка.

Ежедневно беседуйте с ребенком о том, как прошел его день? Что нового он узнал? что бы он хотел еще узнать? и т.п.

Для приобретения знаний ребенка используйте различные источники информации: энциклопедии, справочники, словари, сеть «Интернет».

Игры для развития кругозора у детей старшего дошкольного возраста:

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Дидактическая игра учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов. Обогащает знания об окружающем мире. Развивает логическое мышление.

Материалы: Набор картинок связанных одним общим признаком.

Ход игры: Показать ребенку карточку и сказать: «Посмотри, здесь нарисованы 4 картинки, 3 из них подходят друг другу, их можно назвать одним словом, а четвёртая лишняя. Какая? Почему ты так думаешь?»

Например:

1. Яблоко, груша, апельсин, огурец.

2. Собака, корова, лошадь, белка.

3. Стул, стол, диван, тарелка.

Дидактическая игра «Времена года»

Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей.

Материал: Сюжетные картинки, связанные с различными временами года

1-я серия картинок. Сезонные изменения в природе.

2-я серия картинок. Животные, птицы.

3-я серия картинок. Люди, работы в саду и в поле.

4-я серия картинок. Развлечения детей.

Игровое задание.

Выбери из предложенных картинок, те которые относятся к зиме (весне, лету, осени), расскажи, почему ты выбрал именно эти картинки?

Дидактическая игра “Аналогии”

Развитие словесно – логического мышления, кругозора ребенка.

Игровая задача. Подобрать слово-аналог.

Правила игры. К перечисленным словам подбирать слово – аналог.

Ход игры.

Необходимо диктовать слова. Дети подбирают слово-аналог.

Корова- молоко, курица- :…

Книга – читать, радио – :…

Рыба – река, волк – :..

Пылесос – уборка, стиральная машина – :…

Яблоко – сад, огурец – :

Курица – цыпленок, медведь – :…

Игла – шить, пила- :…

Автобус – водитель, самолет – :…

Волк- волчонок, лиса-:

Девочка – мама, мальчик – :…

Дидактическая игра “Части суток”

Развивает быстроту мышления, закрепляет знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Игровые правила. Надо назвать одно какое-либо занятие, действие, которое делают люди в определенное время суток.

Ход игры.

Ребята, давайте теперь с вами поиграем. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Например, я скажу слово “утро”. Что вы назовете?

Дети вспоминают:

– Просыпаемся, здороваемся, умываемся, чистим зубы, причесываемся.

Необходимо назвать разные части суток, дети отвечают.

Дидактическая игра «Продолжи предложение»

Дидактическая задача. Развитие мыслительных операций.

Игровое действие. Продолжить начало предложения.

Ход игры.

Педагог проговаривает начало предложения, а дети завершают.

1. Если человек добрый, то он … .

2. Если человек злой, то он … .

3. Люди строят дома, чтобы … .

4. Дети ходят в детский сад, чтобы … .

5. Милиционер остановил машину, потому что … .

6. Мальчик смеется, потому что … .

7. Если помогать маме и папе, то … .

8. В дом пришли гости, друзья, потому что … .

9.Дети могут ссориться, потому что … .

10. Если долго смотреть телевизор, то … .

Источник