Характеристика нервно психического развития ребенка раннего возраста

Характеристика нервно психического развития ребенка раннего возраста thumbnail

Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста

Влияние семьи на воспитание ребенка

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.

Главное – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Особенности периода раннего детства и его значение

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех психофизиологических процессов.

Для физического и нервно-психологического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка, усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающим.

Большие успехи делает в овладении родным языком.

Активный словарь годовалого ребенка насчитывает 10-12 слов, к 2 годам – до 200-300, к 3 – до 1500 слов.

В раннем возрасте дети отличаются большой неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального настроя, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы – важные задачи воспитания детей раннего детства.

Несовершенство нервных процессов (преобладание возбуждения над торможением) проявляется в особенностях поведения детей: они возбудимы, много двигаются неспособны к ожиданиям.

Организация жизни – это целенаправленное выделение, правильное сочетание и чередование основных процессов жизнедеятельности, деятельности и обучения детей, а также создание необходимых условий для реализации задач всестороннего развития и воспитания ребенка.

Принципы построения режима дня для детей раннего возраста.

1. Обеспечение длительности бодрствования, соответствующей пределу работоспособности.

2. Обеспечение необходимого количества дневного и ночного сна.

3. Соблюдение определенных, соответствующих возрасту интервалов между кормлениями.

4. Обеспечение рационального чередования сна, кормления, бодрствования.

Наиболее рациональной считается такая последовательность, при которой ребенок получает питание после сна в начале бодрствования.

В режиме дня детей раннего возраста д. б. отведено большое место разнообразным действиям детей с предметами.

Действия с предметами помогают устанавливать общение взрослого с детьми.

В процессе овладения действиями с предметами, происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, цвета, величины, положения в пространстве) .

Сначала по образцу, а потом самостоятельно ребенок может выполнить задание взрослого (выбрать из 2-3 цветных шариков один определенного цвета и др.) .

В сенсорном воспитании существенную роль играет подбор игрушек разных по цвету, форме, материалу.

Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики одного цвета, но разного размера) .

Для совместных игр необходимы куклы и другие образные игрушки среднего размера, наборы крупной посуды, некоторые предметы кукольной мебели (стол, стул, кровать)

При нормальном нервно-психическом развитии у детей раннего возраста начинает формироваться потребность в общении со сверстниками.

Элементы общительности проявляются прежде всего в практической деятельности детей (подражая сверстнику, пытается вступить с ним в игру – катать мяч) .

Однако часто между детьми возникают конфликты, потому что у детей еще плохо развита речь, и они не могут объяснить свое желание.

Игрушка сверстника также может быть причиной конфликта.

Надо учить детей проявлению нежности, сочувствия: погладить по головке, пожалеть ребенка.

Ведущим видом движений у детей 2 года жизни является ходьба.

Ребенок испытывает в ней большую потребность, т. к. она дает возможность малышам лучше ориентироваться в мире предметов.

Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем, стимулируют развитие психических функций (ощущений, восприятия, наглядно-действенного мышления) .

По мере того, как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Он может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, возить их.

Однако автоматизация ходьбы и координация движений рук и ног определяется специальными условиями, которые создаются взрослыми. Мебель, расставляется вдоль стены так, чтобы середина комнаты была свободной. Наряду с обеспечением свободного пространства необходимо иметь специальное оборудование для формирования у ребёнка различных видов двигательной активности (горку с лесенкой и т. д.) .

Для развития координации движений рук и ног необходимо иметь набор игрушек, которые ребёнок мог бы переносить в руках (крупные мягкие игрушки, куклы, корзины, возить за тесьму (машины, возить, подталкивая вперед (каталки) .

Регуляция двигательной активности – важное условие физического развития детей раннего возраста.

Обязательным является проведение подвижных игр. Эмоции удивления, радости, испытываемые ребёнком во время подвижных игр, содействуют лучшему усвоению движений.

Значительную ценность для общего развития ребёнка имеют подвижные игры с музыкальным сопровождением, движения, выполняемые в такт музыке, содействуют воспитанию чувства ритма, гармонии движений.

Источник

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста

Различают 4 этапа формирования психики ребенка.

Первый этап — моторный, характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни ребенка.

Второй этап — сенсорный, продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер, т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.

Третий этап — аффективный, длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный характер.

Четвертый этап — идеаторный (12–14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится абстрактным. Начинает формироваться личность [1, c. 224-225].

В отдельные периоды жизни повышен риск возникновения у детей психических нарушений и болезней. Эти периоды называются кризисными.

  • 10-20 дней – Удерживает в поле зрения предмет (ступенчатое слежение)
  • 1 месяц – Фиксирует взгляд на неподвижном предмете. Начинает плавно следить за движущимся предметом. Прислушивается к звукам, голосу взрослого. Начинает улыбаться. Лёжа на животе, пытается поднять и удерживать голову.
  • 2 месяца – Длительно фиксирует взгляд на лице взрослого или неподвижном предмете. Появляется навык длительного слежения за движущейся игрушкой или взрослым (до одного метра). Совершает ищущие повороты головы на звук. Приподнимается и непродолжительно удерживает голову, лёжа на животе. Начинает произносить отдельные звуки.
  • 3 месяца – Находясь в вертикальном положении, способен длительно удерживать взгляд на лице взрослого или игрушке. Оживлённо реагирует на попытки общения с ним. Способен несколько минут лежать на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке за подмышки крепко упирается ногами с максимальной нагрузкой на тазобедренные суставы. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
  • 4 месяца – Начинает узнавать близких родственников, отвечая позитивными эмоциями. Ищет глазами невидимый источник звука. Позитивные эмоции выражает смехом. Способен захватывать висящую игрушку и длительно её рассматривать. Начинает «гулить». Придерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления.
  • 5 месяцев – По-разному реагирует на попытки контакта близких и незнакомых людей. Способен узнавать голос матери, различать строгие и ласковые интонации при обращении к нему. Быстро берёт игрушку из рук взрослого и удерживает её. Начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук; переворачивается со спины на живот; ровно и устойчиво стоит на ногах при поддержке за подмышки. Способен есть с ложки густую пищу.
  • 6 месяцев – Способен различать своё и чужое имя; берёт игрушку из разных положений и подолгу ею занимается, перекладывает из одной руки в другую; может переворачиваться с живота на спину и передвигаться, переставляя руки и немного ползая. Начинает произносить отдельные слоги (начало лепета). Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
  • 7 месяцев – Активно занимается с игрушкой (стучит, размахивает, бросает); хорошо ползает. В ответ на вопрос «Где?» способен находить взглядом предмет, постоянно находящийся на одном месте. Пьёт из чашки.
  • 8 месяцев – Подолгу занимается с игрушками, подражая действиям взрослого (катает, стучит, вынимает и т.д.). Самостоятельно садится и ложится, встаёт и переступает, держась за барьер. На вопрос «Где?» находит несколько предметов на своих местах, по команде взрослого выполняет выученные ранее действия (например: «ладушки», «дай ручку» и пр.).
  • 9 месяцев – Способен совершать плясовые движения под звучащую музыку. Осуществляет разнообразные манипуляции с предметами в зависимости от их свойств и качеств (катает, гремит, открывает и т.д.). Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками. На вопрос «Где?» находит несколько предметов, независимо от их местоположения. Знает своё имя. Подражает взрослому, повторяет за ним слоги.
  • 10 месяцев – По просьбе взрослого выполняет различные действия: открывает, закрывает, вынимает и пр. Совершает первые самостоятельные попытки подняться по лестнице. По просьбе «Дай» находит и даёт знакомые предметы.
  • 11 месяцев – Овладевает новыми движениями и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает, снимает, одевает кольцо и т.д. Способен самостоятельно стоять, делать первые самостоятельные шаги. Первые попытки обобщения в понимаемой речи. Произносит первые слова, обозначения («дай»,ав-ав»,«на», «па») [12, c. 77-78].
  • 12 месяцев – Способен узнавать на фотографии знакомых, выполнять самостоятельно разученные действия с игрушками (катает, кормит, водит); переносит разученные действия с одного предмета на другой. Самостоятельно сидит без опоры. Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения (принеси, отдай, найди и т.д.); Различает значения слов «можно» и «нельзя». Легко подражает новым слогам, произносит до 10 слов.
  • 1 год 3 мес. – Самостоятельно ходит, приседает, наклоняется. Умеет воспроизводить в игре команды взрослых (кормить куклу, собрать пирамидку). Начинает употреблять «облегчённые» слова (машина: «би-би», собака: «ав-ав» и пр.).
  • 2 года – Способен перешагивать через препятствия, чередуя шаг; воспроизводит ряд логически связанных игровых действий (купает и вытирает куклу). Словарный запас — 300-400 слов. Понимает короткие рассказы о событиях, знакомых ребёнку по опыту (показатель проверяется в семье).
  • 2года 6 мес. – Способен подбирать по образцу разнообразные предметы 4-х цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный). «Приставным шагом» перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу. Осуществляет взаимосвязанные или последовательные 2-5 этапные игровые действия (кормит куклу, укладывает спать, идёт гулять). Самостоятельно одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы, завязывать шнурки. Активно использует вопросы «Кто?» и «Где?»
  • 3 года – Способен выполнять определённую роль в игре, например, играя с куклой, действует от имени матери или доктора. Употребляет сложные предложения, вопросы «Когда?», «Почему?». Словарный запас — 1200-1500 слов. Одевается самостоятельно, без или с небольшой помощью взрослого, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки [12, c. 80].
Читайте также:  Тест на развитие творческих способностей ребенка

Источник

 

содержание   .. 









10    ..

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО
ВОЗРАСТА

Особенностью нервной системы новорожденного является ее относительная
морфологическая и функциональная незрелость. Спинной и продолговатый
мозг в период внутриутробного развития развиваются раньше и к моменту
рождения ребенка более закончены по своему строению, чем головной мозг.
В деятельности головного мозга функционально преобладают подкорковые
центры. Психомоторное развитие ребенка раннего возраста происходит на
фоне созревания морфологических структур головного и спинного мозга в
процессе взаимодействия организма с внешней средой.

Первые 3 года жизни характеризуются быстрым нарастанием массы мозга.
Так, у новорожденного она составляет 350-380 г, к году увеличивается в
2-2,5 раза, к 3 годам – в 3 раза. Хотя количество извилин и борозд в
полушариях головного мозга у новорожденного такое же, как и у взрослого,
их развитие и дифференцировка выражены слабо. Нервные клетки ЦНС имеют
мало отростков, многие пути не покрыты миелиновой оболочкой. Особенно
активно дифференцировка нервных клеток идет в первые 5-6 мес жизни и в
основном заканчивается к 8 годам. Развитие клеточных структур больших
полушарий заканчивается только к 10-12 годам, а совершенствование
морфологических структур центральной и периферической нервной систем
продолжается до окончания роста всего организма. Миелинизация пирамидных
путей завершается к концу первого полугодия жизни, периферических
нервных стволов – к 2-3, иногда к 5 годам. В раннем возрасте также
активно идет развитие и спинного мозга. К 2 годам строение его почти
такое же, как у взрослого.

Нормальное развитие нервной системы ребенка возможно только при
достаточном разнообразии внешних раздражителей. Особенно большое
значение имеет общение ребенка со взрослыми, и в первую очередь с
матерью, другими детьми. Новые знания ребенок получает посредством
наблюдения, исследования, общения с родителями, детьми, воспитателем и
др.

В течение первого года жизни появляются и развиваются условные рефлексы
первой сигнальной системы. К концу первого года начинается развитие
функций второй сигнальной системы, которая в дальнейшем обеспечивает
речевое общение ребенка с окружающими. Образование условных рефлексов с
высших анализаторов опережает формирование сложных локомоторных актов,
требующих сложной координации. Функциональное развитие мышц идет сверху
вниз несколько неравномерно. Вначале формируется координация мышц глаз
(фиксация взора), затем движения шейных мышц – ребенок начинает держать
голову. После этого начинают развиваться координированные

Читайте также:  Индивидуальные маршруты музыкального развития ребенка в доу

движения рук, и только затем – общие движения по сохранению положения
тела, его перемещению, поворотам, ползанию, вставанию, ходьбе. Для
нормального развития мускулатуры и всего двигательного аппарата
необходима организация рационального режима, воспитания, физических
упражнений, соответствующих возрасту ребенка.

Развитие моторики. На 2-3-й нед жизни ребенок фиксирует взор на ярком
предмете, следит за высоко поднятой яркой игрушкой. К 1-1,5-месячному
возрасту начинает держать голову, производит координированные движения
рук (приближает руки к глазам, носу, разглядывает их). С 3 мес ребенок
ощупывает руки, перебирает руками одеяло, пеленки. С 5 мес берет
предметы, но затрачивает при этом много лишних движений, и только к 7-8
мес появляется координация двигательного и зрительного анализаторов. На
4-5-м мес совершенствуется координация движений мышц спины, ребенок
переворачивается со спины на живот, на 5-6-м мес – с живота на спину.
После 6 мес ребенок начинает сидеть. В 7-8 мес устанавливается ползание
(первые несколько дней ребенок ползает назад). В 8-9 мес ребенок стоит в
кроватке, переступает ногами вдоль спинки. К году делает самостоятельно
первые шаги. Однако некоторые дети начинают ходить с 10-11 мес, другие –
с 1 года 2 мес.

Со 2-3-й нед в процессе кормления ребенок рассматривает лицо матери, с 1
мес – улыбается при виде матери или другого человека. К 2-3 мес ребенок
«гулит». К 5 мес наблюдается длительное певучее «гуление», в 7 мес
возникает лепет, к 3 мес появляется комплекс оживления. В 4-5 мес узнает
мать среди других людей. После 6-7 мес формируется активная
познавательная деятельность, которая требует непрерывного
манипулирования с предметами и игрушками. В это время существенно
обогащается лепет и возникает сенсорная речь. Понимание речи ясно
выражается поворотом головки, протягиванием рук в направлении
называемого предмета или человека. Сенсорная речь после 9 мес
обогащается настолько, что ребенок начинает понимать запрет и простые
просьбы. Формируется моторная речь. На 10-11-м мес ребенок произносит
отдельные слова, к концу года – 8-10 слов, в 1,5 года – целые
предложения, с интересом рассматривает картинки; в 2 года воспринимает
несложные рассказы и сказки, к 3-му году речь занимает ведущее место в
общении (табл. 6).

Оценка нервно-психического развития ребенка. Для быстрой оценки
нервно-психического развития (НИР) существуют таблицы формирования
основных навыков, которые позволяют констатировать, какому возрасту
соответствуют отдельные функции или нервно-психический статус данного
ребенка в целом (табл. 7).

Табл. 6. Средний возраст формирования основных навыков у детей раннего
возраста (Л. Ферст, А. Мак-Грейви, 1997)
 

Возраст,Навыки,Навыки
месречь 
1Грубые движенияЛежа на животе, поднимает голову
 РечьУлыбается (6 нед)
2Грубые движенияЛежа на животе, поднимается на руках
 Тонкие движенияСледит взглядом за предметами, находящимися перед глазами
 РечьГулит (воркует)
3Грубые движенияЛежа на животе, поднимается на локтях
 Тонкие движенияСледит взглядом в диапазоне 180°. Моргает в ответ на
зрительный раздражитель
4Грубые движенияЛежа на животе, поднимается, опираясь на ладони.
Поворачивается с живота на спину
 РечьОборачивается на голос. Громко смеется (4,5 мес)
5Грубые движенияПоворачивается со спины на живот. Пытается ползать
 Тонкие движенияХватает погремушку
 РечьОборачивается на звуки
6Грубые движенияСидит без поддержки
 Тонкие движенияБерет предметы одной рукой
 РечьИмитирует речь (лепечет)
7Грубые движенияСадится (7,5 мес)
 Тонкие движенияПытается брать мелкие предметы
8Грубые движенияПолзает.
Встает, держась за опору
 Тонкие движенияБерет мелкие предметы. Изучает погремушку
 РечьПонимает слово «нет».Произносит «папа», «мама» неосознанно
9Тонкие движенияСтучит кубиками. Звенит погремушкой
 РечьЖестикулирует
10РечьНазывает родителей «мама», «папа»
11Тонкие движенияБерет мелкие предметы большим и указательным пальцами
 РечьПроизносит первое слово (помимо «мама», «папа»)
12Грубые движенияСамостоятельно ходит
 Тонкие движенияКладет мелкие предметы в бутылку. Умышленно бросает
предметы. Черкает карандашом
 РечьПроизносит слова осмысленно, но речь непонятная
 Навыки общения и ухода за собойИграет с куклой. Пьет из чашки. Помогает одевать себя
15Грубые движенияБегает

Окончание табл. 6 Примечание. О развитии грубых движений,

Возраст,Навыки,Навыки
месречь 
 Тонкие движенияВысыпает мелкие предметы из бутылки
 РечьПравильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них
18Тонкие движенияРисует каракули.Использует предметы в качестве инструментов.
Строит башню из трех кубиков
 РечьЗнает название трех частей тела. Называет предмет на
картинке. Узнает членов семьи. Употребляет 7-20 слов. Речь
понятная (16 мес)
 Навыки общения и ухода за собойПользуется ложкой
21РечьКомбинирует два слова. Употребляет 50 слов. Находит нужную
картинку
 Тонкие движенияСтроит в ряд три кубика
24РечьСтроит предложения из двух слов

навыков общения и ухода за собой узнают из беседы с
родителями. Для оценки тонких движений ребенок должен выполнить задания.
Речевое развитие оценивают со слов родителей и при обследовании.

При оценке общего уровня нервно-психического развития детей в возрасте
до 7 лет следует руководствоваться общепринятыми в настоящее время
показателями нормального уровня по основным линиям нервно-психического
развития ребенка.

На 1-м году жизни выделены 8 линий развития (прил. 2.1): зрительные и
слуховые ориентировочные реакции, эмоции, движения руки и действия с
предметами, движения общие, подготовительные этапы понимания речи и
активной речи, навыки и умения в процессах. На первом году жизни по 8
линиям развития имеется 58 показателей. Развитие детей первого полугодия
жизни проверяется по всем линиям развития, кроме шестой –
подготовительных этапов понимания речи; во втором полугодии не оценивают
третью линию развития – эмоции, контролируют развитие действия с
предметами, а не движения руки. Значимыми показателями до 6 мес являются
те, которые характеризуют развитие зрительных и слуховых ориентировочных
реакций, формирование движений руки. Во втором полугодии значимы для
развития: подготовительные этапы понимания речи, общие движения и
действия с предметами. Наиболее информативно развитие ответных
положительных эмоциональных реакций, подготовительных этапов активной
речи, навыков и умений в процессах. Примечание. О развитии движений,
навыков общения, речевого развития врач
 

Читайте также:  Речевое развитие ребенка младенческого и раннего возраста
Возраст,МоторикаТонкиеВзаимодействие сРечь
мес движенияокружающими 
1Лежа на животе, поднимает подбородокСледит за движущими предметамиПрислушивается, улыбается
2Лежа на животе, Фиксирует взгляд,Слушает голос,
 поднимает головуповорачивает наулыбается, гулит
   звук голову 
3Лежа наСпонтанноПоддерживает со-Смеется, гулит
 животе, под-открываетциальный контакт, 
 нимается на предплечья,руки, тянется к игрушкеслушает музыку, улыбается 
 держит голову   
6Сидит некото-ПереноситПредпочитает мать,Издает много-
 рое времяигрушки из руки в рукувысказывает неудовольствиесложные звуки
9Становится,ЗахватываетИграет со взрослы-Подражает
 подтягиваясьмелкий предметми, машет на про-звукам («мама»,
 рукамипальцамищание«дядя»)
12Ходит с под-Опускает пред-Идет на зов, выпол-Произносит 2-3
 держкой замет по команде,няет просьбы («дай»,значащих корот-
 рукузнает «нельзя»«принеси»)ких слова
18С поддержкойЕст ложкойПодражает действи-Четко говорит
 идет по лест- ям взрослых6 слов
 нице   
24БегаетСтроит дом из 6 кубиковИграет с другимиГоворит фразы в 2-3 слова
30Идет по лест-Строит дом изУбирает игрушкиЗовет себя «Я»,
 нице, меняя9 кубиков знает полное имя
 ноги   
36Стоит на однойМожет нари-Моет руки, ходитЗнает стихи,
 ноге, ездит насовать окружв туалет, помогаетсчитает до
 3-колесномность, крестодеваться3 предметов
 велосипеде   
48Прыгает наСтроит из куби-Играет в ролевыеРассказывает
 одной ногеков по моделиигры с детьмиистории
60Прыгает черезКопируетОдеваетсяНазывает 4 цве-
 веревочкутреугольниксамостоятельнота, считает до 10

узнает из беседы с родителями и при контакте с ребенком.

На 2-м году жизни выделено 6 линий развития:
понимание речи, активная речь, сенсорное развитие, игра, движения и
навыки – 24 показателя (прил. 2.2). Наиболее информативным показателем
является развитие активной речи.

На 3-м году жизни следует вести контроль по 5 линиям развития: активная
речь, сенсорное развитие, игра, движения и навыки – 10 показателей
(прил. 2.3). В это время происходят качественные изменения в развитии,
самые существенные из которых касаются речи.

Помимо нервно-психического развития, на 2-м и 3-м году жизни следует
контролировать также показатели поведения и настроения ребенка.

Для оценки нервно-психического развития ребенка от 4 до 7 лет обычно
пользуются данными наблюдений за его поведением во время различных
режимных моментов (прил. 2.4). При этом учитывают следующие ведущие
показатели: а) моторное развитие и зрительная координация (равновесие в
ходьбе, статическое равновесие, прыжок и т.д.); б) развитие речи
(звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов,
рассказывание и т.д.); в) познавательная деятельность (количество и
счет, величина, ориентировка в пространстве и во времени,
конструирование, воспроизведение, ощущение цвета, формирование
обобщений); г) социально-культурное развитие (культурно-гигиенические
навыки, самостоятельность и трудолюбие, игровая деятельность,
взаимоотношения с окружающими).

Однако имеются возрастные индивидуальные особенности психомоторного
развития детей. Считается, что нервно-психическое развитие ребенка
соответствует возрасту, если у него сформированы все умения по
возрастным ведущим линиям на момент осмотра в поликлинике (±15 дней к
возрастному интервалу). На 2-м году жизни за нормальное развитие
принимается формирование умений в пределах квартала, на 3-м году жизни –
в пределах полугодия. Контроль за нервно-психическим развитием детей
2-го и 3-го года жизни проводит медицинская сестра кабинета здорового
ребенка.

Уровень нервно-психического развития у детей раннего возраста можно
оценивать по 4 группам развития, 3 из которых – варианты нормального
развития, 4-я – развитие, пограничное с нормой (табл. 8).

1- я группа развития – дети с развитием в пределах нормы или опережающим
развитием по одному или нескольким показателям;

2- я группа – дети с задержкой в развитии на один эпикризный срок (до
года – на 1 мес; до 2 лет – на 3 мес; до 3 лет – на 6 мес) и дети с
негармоничным развитием по одному или нескольким показателям;

3- я группа – дети с задержкой развития на 2 эпикризных срока и дети с
негармоничным развитием (часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, а
часть на 2 эпикризных срока);

4- я группа – дети с задержкой развития на 3 эпикризных срока.

Кроме того, выделяют 3 степени задержки нервно-психического развития: I
степень по 1-2; II – по 3-4 и III степень – по 5-7 показателям.

Табл. 8.
Качественно-количественная оценка нервно-психического развития детей
1-3-го года жизни
 

Характеристика нервно психического развития ребенка раннего возраста

Гармоничным считается нервно-психическое развитие,
если имеется единство оценки по каждому подуровню, дисгармоничным –
отсутствие единства. В этих случаях заключение делается по каждому
подуровню развития. Сохранение в динамике показателей в одной и той же
зоне говорит о стабильных темпах психомоторного развития. При переходе
показателей в вышележащие или нижележащие центильные зоны говорят об
ускорении или замедлении темпов нервно-психического развития. Схема
оценки НПР ребенка включает:

1) оценку уровня НПР ребенка по ведущим линиям развития детей,
характерным для данного возраста;

2) определение соответствия или несоответствия уровня НПР ребенка
данному возрасту с учетом групп развития и степеней задержки;

3) оценку динамики НПР ребенка по сравнению с его предыдущим уровнем,
наличие или отсутствие индивидуальных особенностей НПР. По результатам
оценки НПР родителям даются рекомендации по обеспечению своевременного и
гармоничного развития ребенка на следующий возрастной период: а) по
линиям развития ребенка (эмоции, движения, навыки, речь и др.); б) по
отдельным показателям НПР (сформировать у ребенка умение захватывать
рукой игрушку, выработать условную связь слова с предметом и др.); в) по
организации условий для своевременного формирования умений и навыков
ребенка, соответствующих его возрасту (для умения ползать – манеж, для
развития слухового анализатора – звуковые игрушки). При очередной
встрече с ребенком прежде всего проверяется, как выполнены назначения,
каковы сдвиги в НПР и поведении ребенка.

Для оценки нервно-психического развития дошкольников и школьников
применяются специальные тесты, таблицы и шкалы, в которых для каждого
возраста предлагается определенное количество соответствующих вопросов,
на которые нормально развивающиеся дети способны ответить. Однако при
интерпретации результатов тестов следует учитывать присущие тестам
недостатки. Необходимо сопоставлять полученные данные с мнением и
высказываниями родителей ребенка, воспитателей дошкольных учреждений,
патронажных медсестер.

содержание   .. 









10    ..

Источник