Характеристика нервно психического развития ребенка 3 лет
Двухлетние дети – очаровательные существа. Они честны и искренни во всем – в своих симпатиях и антипатиях, привязанностях и увлечениях. Их глаза широко раскрыты для всего нового. И если у них иногда мокрые штанишки или шмыгающие носы, будьте к ним снисходительны. Дети учатся через свой собственный опыт, пробы и ошибки, повторение и подражание.
Главной фигурой для детей третьего года жизни продолжают оставаться взрослые, ибо дети практически во всем еще зависят от них. Они руководят детьми и обеспечивают им безопасное окружение, которое будет поддерживать их эмоционально.
Взрослые – промежуточное звено между детьми и окружающим миром. Называйте предметы, описывайте события, ощущения, чтобы помочь ребенку выучить новые слова.
Без помощи взрослого ребенок не может справиться со многими бытовыми проблемами.
Раздеться? – Пожалуйста! Но одеться полностью самостоятельно удается далеко не каждому и не всегда. Самостоятельно есть ложкой многие уже могут, а разрезать котлетку еще не умеют. Столь же трудны и некоторые моменты туалета.
Помогайте ребенку в решении бытовых проблем. Тем самым вы создаете у него чувство уверенности и защищенности – основу психологического комфорта.
В своих маленьких делах ребенок часто попадает в трудные и неприятные ситуации: то больно коленку ушиб, то мяч закатился – не достать, то сверстник отнял лопатку и не отдает или сердитая собака бежит навстречу. Во всех случаях ребенок ищет помощи, сочувствия, защиты и может найти их только у взрослого.
Ребенку третьего года жизни необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов ему помочь, поддержать и защитить.
Всегда выражайте эмоциональное сопереживание, сочувствие детям. Одобряйте каждое их самостоятельное начинание, стремление сделать что-то самостоятельно, по собственному замыслу.
Если взрослые действительно относятся к детям с уважением и выражают его четко и постоянно, дети быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.
Несмотря на то, что дети чувствуют себя вполне независимыми и компетентными в то же время они осознают свою зависимость от взрослых. Их внутренний мир наполнен противоречиями чувств зависимости и независимости, уверенности и сомнения, самоуважения и смущения, страха и всемогущества, враждебности и сильной любви, гнева и мягкости, инициативы и пассивности. Дети борются за независимость и уважение к себе, и все же они нуждаются в направлении и поддержке.
Обучение в этом возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, и хорошему, и плохому; правильному, и неправильному.
Речью ребенок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними. При этом ребенок воспринимает речь взрослого в том случае, если она обращена лично именно к нему и взрослый смотрит в момент речи на него.
Много разговаривайте с ребенком «глаза в глаза». Побуждайте ребёнка пользоваться языком, дожидайтесь ответа даже если речь пока ограничена.
В то же время речь еще только формируется и ребенок еще не понимает многое из того, что вы говорите.
Говорите более простыми и короткими предложениями. Ясно формулируйте, чего вы хотите от ребенка. Не пускайтесь в разъяснения, давайте ясные указания по поводу желательного поведения.
В мир культуры – песен, сказок, рассказов, картин его вводят также взрослые.
Особенности нервно-психического развития и воспитания детей третьего года жизни
Показатели развития ребенка к 3 годам
Познавательное развитие
Отличие предметов по признакам:
- Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
- Ориентируется в цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
- Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
- Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
- Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.
- Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические и другие фигуры.
- Собирает пирамидку из восьми-девяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
- Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний – между ними.
- Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
- Составляет картинку из двух частей (на занятии).
- Подбирает мозаику к несложному рисунку.
- Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
- Подражает письму взрослого (имитирует).
- К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
- Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
- Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
- Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
- Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
- Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.
Игровые действия (начало ролевой игры):
- Проявляет инициативу в игре (творческое начало).
- Может «брать роль» (называть себя в игре «мама», «врач» и т.п.). Осознает свою роль в игре.
- Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
- Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
- Подражает другим детям (в любых играх).
- Выполняет правила в подвижных играх.
- Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
- Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.
Социально-эмоциональное развитие:
- Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
- Проявляет инициативу, независимость.
- Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
- Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).
- Любознателен, любопытен.
- Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
- Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
- Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
- Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
- Испытывает чувство ограничения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду); ожидает от взрослого отрицательной оценки.
- Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).
- Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать. Владеет неречевыми способами эмоционального общения.
- Свои чувства выражает взглядом, мимикой; тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
- Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
- Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
- Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
- Могут возникать страхи, боязнь темноты.
- Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
- Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т.д.)
- Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки – различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
- Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
- Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
- Проявляет интерес к рисованию, лепке.
- Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
- Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
- Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных и других людей).
- Огорчается при неумении что-то сделать.
- Радуется своим умелым действиям, когда получается.
- Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
- Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
- Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
- Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
- Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
- Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
- Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
- Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
- Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
- Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
- Выражает симпатию к некоторым детям.
- Насторожено относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.
Речевое развитие (до 1500 произносимых слов):
- Произносит сложные предложения при общении.
- Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
- Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
- Свои действия часто сопровождает речью.
- Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
- Слова изменяет по числам и падежам.
- Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?»,«Почему?»,«Когда?» и другие.
- Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.
- Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок.
- Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
- Появляется словотворчество и склонность к рифмовке.
- Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми.
- Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке.
- Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
- Рассказывает связано по картинке знакомую сказку.
- Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения.
- Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
- Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
- Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.
- Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.
- Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
- Знает свою половую принадлежность: мальчик, девочка; называет после вопроса взрослого.
- Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
- Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят».
- Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза – у всех, ноги – у человека, лапы – у животного, руки – у человека, крылья – у птицы».
- В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?»
- Играя, свои действия сопровождает словами.
- Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
- По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу – слона, по брюкам – мальчика).
- Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».
- Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
- Способен длительно наблюдать, сосредотачивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
- Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
- Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
- Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».
- Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
- Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.
Бытовые навыки:
- Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
- Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
- Застегивает несколько пуговиц.
- Завязывает (связывает) шнурки.
- Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
- Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
- Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
- Замечает беспорядок в своей одежде.
- Пользуется носовым платком.
- Вытирает ноги при входе в квартиру.
- Регулирует свои физиологические потребности.
- Ест аккуратно.
- Держит ложку за конец ручки.
- Пользуется салфеткой.
- Не выходит из-за стола до конца еды.
- Не мешает за столом другим.
- Говорит «спасибо», здоровается, прощается.
Физическое развитие:
- Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
- Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает.
- Качается на качелях.
- Скатывается на санках.
- Катается на трехколесном велосипеде.
- Учится ходить на лыжах.
- Не боится плавать, поддерживаемый взрослым.
- Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом.
- Быстро проходит по наклонной доске.
- Перепрыгивает через линию на полу.
- Прыгает в длину с места на двух ногах.
- Спрыгивает с небольшой высоты.
- Бегает, подпрыгивает.
- Бросает и ловит мяч.
- Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.
Материал подготовлен Строгалевой Р.Х., педагогом-психологом
по материалам книги «Развитие ребёнка раннего возраста» Волосова Е.Б.
Источник
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Диагностика нервно-психического развития детей 3-4 лет
Подготовил
педагог-психолог МБДОУ
детский сад «Солнышко»
Щербинина Анастасия Викторовна
с.Каратузское
2017 г.
Диагностика нервно-психического развития детей 3-4 лет
Линия развития ребенка (возраст 4 года) | ||||||||
Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действия с предметами | Движения | Навыки | Конструктивная деятельность | Изобразительная деятельность | Социальное развитие |
Понимает содержание рассказов, сказок. Понимает содержание картинок со скрытым смыслом | При рассматривании картинок отвечает на вопросы взрослого, пользуется многословными придаточными предложениями. | Классифицирует 2 группы предметов, каждая из которых состоит из 4 карточек (4 лишняя). Называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый). | Складывает разрезную картинку из 3-4 частей, играет в ролевые игры с 2-3 детьми, распределяя роли и выполняя их. | Умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. | При одевании самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки, ест из мелкой тарелки, пользуется вилкой. | Планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами | Изображает предметы, состоящие из нескольких частей (дом, машина, поезд) | В деятельности начинает ставить цель, сопоставляя между собой отдельные мотивы действия |
Методика определения нервно-психического развития ребенка (К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина)
- Понимание речи.
- Ребенок понимает содержание сказок и рассказ о событиях, которые сам не видел, но с отдельными элементами знаком. (возраст 3 года)
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог читает сказку «Курочка Ряба».
Ожидаемый результат: ребенок с интересом слушает педагога, отвечает на его вопросы о содержании сказки (если ребенок на вопросы не может ответить (не разговаривает), педагог задает наводящие вопросы и просит показать объект или ситуацию на картинках книги).
- Ребенок понимает содержание картинок со скрытым смыслом. (возраст 4 года)
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог показывает ребенку сюжетные картинки и просит рассказать, что произошло на этой картинке.
Ожидаемый результат: ребенок с интересом рассматривает картинку, рассказывает, что произошло на картинке (описывает действие). (Если ребенок не может описать словами действие на картинке, то делает это с помощью жестов, мимики, отдельных звуков. Педагог оказывает направляющую помощь).
- Активная речь
- Ребенок начинает употреблять сложные предложения. Задает вопросы «Почему?», «Когда?» (3 года)
Методика обследования: естественная ситуация. Педагог беседует с ребенком на любую близкую ему тему, либо провоцирует ребенка с помощью картинки.
Ожидаемый результат: хотя бы раз в своей речи ребенок использует сложное предложение, либо отвечает на вопрос педагога. Ребенок задает вопросы «Почему?», «Когда?»
- Ребенок при рассматривании картинок отвечает на вопросы педагога, использует многословные предложения. (4 года)
Методика обследования: педагог предлагает ребенку рассмотреть сюжетные картинки и рассказать, что увидел на картинках.
Ожидаемый результат: ребенок рассказывает, что видит на картинках, используя многословные предложения.
- Сенсорное развитие
- Ребенок в своей деятельности использует фигуры путем соединения.
Материал: напольная мозаика, изображение несложных предметов (цветок, облако, бабочка). (3 года)
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку мозаику, образец и предлагает выполнить соответствующие рисунки.
Ожидаемый результат: ребенок правильно составляет рисунок из мозаики по образцу.
- Ребенок называет 4 основные цвета (3 года)
Материал: 8 однотонно окрашенных предметов (по 2 одинакового цвета), разной формы.
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)
Ожидаемый результат: ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 4 основных цвета.
- Ребенок классифицирует 2 группы предметов.
Материал: 4 картинки с изображением фруктов, 4 картинки с изображением цветов, 2 плоскостные бумажные корзинки.
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку разложить фрукты и цветы в корзинки таким образом, чтобы в одной корзинке были только фрукты, а в другой только цветы.
Ожидаемый результат: ребенок классифицирует группы предметов, верно раскладывает фрукты и цветы в корзинки.
- Ребенок называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый). (4 года)
Материал: 12 однотонно окрашенных предметов (по 2 одинакового цвета), разной формы.
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)
Ожидаемый результат: ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 6 цветов.
- Игра и действия с предметами
- У ребенка появляются элементы ролевой игры . (3 года)
Материал: руль для шофера, элементы ряженья (фуражка для шофера).
Методика обследования: провоцирующая ситуация. В игровом уголке подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Педагог предлагает ребенку поиграть с этими атрибутами.
Ожидаемый результат: ребенок отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом, при этом использует предметы –заместители и воображаемые предметы.
2.Методика обследования: провоцирующая ситуация. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?»
Ожидаемый результат: ребенок на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.
- Ребенок играет в ролевые игры с двумя-тремя детьми, распределяя роли и выполняя их.
Методика обследования: наблюдение за игрой ребенка в условиях группы, есть ли у ребенка партнеры по игре, берет ли ребенок на себя роль и исполняет ее в соответствии с ситуацией.
Ожидаемый результат: ребенок играет в ролевые игры с детьми, выполняет определенную роль в соответствии с ситуацией.
- Ребенок складывает разрезную картинку из 3-4 частей. (4 года)
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку собрать разрезную картинку из 3-4 частей.
Ожидаемый результат: ребенок собирает разрезную картинку из 3-4 частей самостоятельно.
- Движения
- Ребенок перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на высоту 30-35 см. (3 года)
Материал: палка длиной 70 см – 1 м или веревка.
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Н стене или ножке стула, стола сделать отметки необходимой высоты (10 см) для палки. Палку или веревку можно закреплять на этой высоте или держать в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку.
Ожидаемый результат: ребенок перешагивает через палку без поддержки.
- Ребенок умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. (4 года)
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку, прыгая по дорожке на двух ногах (ограниченной двумя шнурами), допрыгать до кегли.
Ожидаемый результат: ребенок прыгает на двух ногах с продвижением вперед.
- Навыки
- Ребенок самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. (3 года)
Методика обследования: ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при застегивании пуговиц или завязывании шнурков.
- Ребенок пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания. (3 года)
Методика обследования: естественная ситуация (во время кормления).
Ожидаемый результат: если лицо или руки загрязнились, ребенок сам пользуется салфеткой.
- Ребенок самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки; (4 года)
Методика обследования: ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает завязать шнурки.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при завязывании шнурков.
- Ребенок ест из мелкой посуды, пользуется вилкой. (4 года).
Методика обследования: естественная ситуация (во время приема пищи).
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно ест из мелкой посуды, пользуется вилкой.
- Конструктивная деятельность
- Ребенок делает сложные постройки («гараж», «дом с трубой и дверью», «диван»)
(3 года).
Материал: 4 кирпичика, 1 кубик, 1 призма, 1 цилиндр, сюжетная игрушка, машинка.
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить «дом с трубой», «гараж», «диван».
Ожидаемый результат: ребенок делает сложные сюжетные постройки (гараж, дом, диван), называет их и обыгрывает.
- Ребенок планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами (4 года)
Материал: сюжетные игрушки (кукла, собачка, слоник), машинка, различный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, цилиндры).
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить всем игрушкам свои домики.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно делает сложные сюжетные постройки, каждому строит свой домик, соответствующий размерам игрушек. Обыгрывает свои постройки, сам строит гараж для машинки.
- Изобразительная деятельность
Рисование.
- Ребенок с помощью карандаша или красок изображает простые предметы и называет их.(3 года)
Материал: лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «солнышко», «мячик», «снеговика».
Ожидаемый результат: ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.
- Ребенок с помощью карандаша или красок изображает предметы, состоящие из нескольких частей (дом, машина, поезд) и называет их.(4 года)
Материал: лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «домик», «машину», «поезд».
Ожидаемый результат: ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.
Лепка.
- Ребенок с помощью пластилина изображает простые предметы и называет их.(3 года).
Материал: кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «колобка», «морковку» или «грибок».
Ожидаемый результат: ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.
- Ребенок с помощью пластилина изображает предметы, состоящие из нескольких частей, и называет их.(4 года).
Материал: кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «птичку», «гусеницу» или «снеговика».
Ожидаемый результат: ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет, состоящий из нескольких частей, и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.
- Социальное развитие
- Ребенок проявляет самостоятельность, независимость, часто употребляет «я сам». (3 года)
Методика обследования: естественная ситуация. Педагог поддерживает самостоятельность ребенка, его инициативность, дает положительные оценки его «творческой деятельности».
Ожидаемый результат: ребенок проявляет самостоятельность.
- Ребенок в деятельности начинает ставить цель, сопоставляя между собой отдельные мотивы действия (4 года).
Методика обследования: естественная ситуация. Педагог наблюдает, какие цели ставит перед собой ребенок и какими способами добивается этой цели.
Ожидаемый результат: ребенок ставит перед собой цели.
Литература:
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
- Психоречевая диагностика детей 3-7 лет/ авт.-сост Е.П.Кольцова, О.А.Романович. – Волгоград: Учитель, 2012.
Источник