Характеристика моделей воспитания обучения и развития ребенка
С первых дней рождения ребенка родители стремятся окружить его заботой и вниманием. Его кормят, одевают и, конечно, воспитывают.
Воспитание в широком смысле этого слова – передача накопленного жизненного опыта. Существует множество приемов и средств, которые помогают осуществлять этот процесс. Определяющим фактором при этом являются модели воспитания.
Философское осмысление жизни, которое формирует принципы и особенности системы взаимодействия, позволило зародиться моделям воспитания. Они дают ответ, почему процесс воспитания проходит так, а не иначе.
Рассмотрим некоторые базовые модели воспитания и их основополагающие факторы.
Идеализм
Ещё в Древней Греции Платон и его последователи предлагали создать идеальные условия для ребенка, чтобы с их помощью все лучшие качества и вечные идеи бытия, заложенные в его душе природой, достигли бы пика.
Главное предназначение воспитания, исходя из этой модели, заключается в том, чтобы помочь развивающейся душе открыть высший мир идей. А после воплотить полученные знания в личности молодого человека.
Приоритетное направление – приучить следовать доводам разума, который подчиняется влиянию сердца. То есть воспитание должно привести к переходу от природных инстинктов к высшему духовному предназначению.
Однако сочетание целей воспитания и способов их достижения по-разному воспринимались представителями модели.
Г. Песталоцци считал, что нужно научить ребенка понимать и принимать ценность самого себя.
Ф. Фебель предполагал, что духовная реальность определяет содержание и форму воспитания. Ребенка необходимо развивать так, чтобы его внутренний мир отражал все его действия, стремления и поступки. Все физическое существование должно быть наполнено одухотворенностью.
Гармоничное сочетание воли и этических идей, а также побуждение интереса ко всем проявлениям жизни И. Гербарт считал главными целями воспитания.
В настоящее время приверженцы данной модели полагают, что сотрудничество между взрослым и ребенком должно проходить на уровне интеллекта. Только в этом случае ребенок овладеет ценностями культуры.
Задача воспитателя при реализации данного направления состоит в раскрытии всех возможностей внутреннего мира ребенка.
Реализм
Особенность данной модели заключается в передаче опыта и знаний ребенку так, как он может понять и принять их сразу. Обязательно учитывается возраст и личностные предпочтения.
Воспитание должно естественно и непринужденно помогать узнавать мир, побуждая его к новым видам деятельности и правильному поведению.
Главным считается влияние на разум и действия. Эмоциональная сфера выступает второстепенным фактором в развитии.
Материализм
Модель, основополагающим фактором которой являются внешние условия и обстоятельства, влияющие на воспитание, называется материалистической.
Недостатками этой формы воспитания являются заниженные значения знаний о природе самого человека, а также неприятие всего того, чего нельзя объяснить с научной точки зрения.
Прагматизм
Эта модель предполагает, что цель воспитания — научить ребёнка совершать правильные поступки здесь и сейчас. Последователи данной модели уверенны, что воспитание не призвано готовить к будущему, оно обязано учить настоящему.
Ребенок должен уметь решать проблемы, которые возникают ежедневно. После приобретения нужного опыта в детстве, взрослый человек сможет добиться успеха во многих жизненных ситуациях.
Дети должны уметь использовать важные принципы и методы для решения сложных жизненных задач не только для того, чтобы стать активным членом общества, но и для того, чтобы служить в дальнейшем его преобразователем.
Следовательно, ребенку не стоит приспосабливаться к жизни, а нужно самостоятельно искать пути преодоления жизненных проблем.
Использование данной модели в чистом виде крайне нежелательно, так как она может привести к появлению взрослых прагматиков и индивидуалистов.
Антропоцентризм
Эта философия справедливо предполагает преображение и обновление человеческой сущности в связи с бурными изменениями окружающего мира. Процесс воспитания не ограничен какими-либо нормами и не имеет идеала, поэтому является постоянным, не имеющим завершения.
Предусматривает образование среды, которая будет максимально благоприятной для развивающейся личности.
Задача воспитателя – помочь ребенку развиваться самостоятельно, проявляя индивидуальность, совершенствуясь в творчестве и так далее.
Социум
Методика считает нормой ориентир на социальный заказ общества, который является наивысшей ценностью.
Модели и стили воспитания характеризуют взаимоотношения между человеком, занимающимся воспитанием и образованием, и ребенком. Рассмотрим основные подходы к воспитанию, которые поясняют текущий воспитательный процесс.
Гуманизм
Гуманистическая модель позволяет раскрыть особенности ребенка, сформировать интересы и активную жизненную позицию. Основная цель гуманистического стиля — воспитать свободного человека, способного отвечать за собственную жизнь и поступки, а также умеющего сделать правильный выбор жизненных принципов и ценностей.
Воспитательный процесс должен помочь принять ребенка таким, каков он есть, оказывая помощь, не навязывая свою точку зрения.
Гуманистическая модель воспитания популярна в образовательном процессе всего мира. Она завоевывает все большую популярность у нас в стране, где идёт активный пересмотр сложившейся в ней ранее парадигмы.
Свобода выбора
Демократическая модель, которая направлена на создание условий для самостоятельного выбора жизненных целей и собственной позиции. Дети должны четко осознавать, что они несут ответственность за свою жизнь.
Последователи этой модели считают, что развиваться личность может тогда, когда имеет свободу выбора, сделать который может только критически мыслящий человек, понимающий социальную среду. Задача воспитателя — помочь ребенку понять собственные потребности и проявление своего «я», общество, которое его окружает. Научить правильному поведению в определенных ситуациях.
Авторитарность
В советское время была популярна авторитарная модель. В изменённом и упрощённом виде она используется и сегодня.
Цель воспитания по этой модели – четкое и безоговорочное управление ребенком, подавление его естественных желаний, навязывание собственного видения мира.
С помощью угроз, запретов и приказаний предполагается воздействовать на личность.
Нежизнеспособность данной модели очевидна.
Моделирующая деятельность
Выбор модели воспитания – важная составляющая всего воспитательного процесса, который предусматривает всестороннее и гармоничное развитие личности. А оно невозможно без понимания своего места не только в обществе, но и в окружающем мире.
С самого рождения маленький человек начинает чувствовать, видеть и наслаждаться окружающей его природой. Познавая её, он учится жить в гармонии с самим собой и другими людьми.
Инновационный метод моделирования позволяет облегчить процесс познания. Основой данного метода является принцип замены настоящего предмета или явления другим, раскрывающим сущность скрытых явлений.
Процесс моделирования, а также использование моделей являются важной составляющей экологического воспитания.
Эффективны в обучении предметные модели, которые копируют внешний вид и основные характеристики объектов или явлений. В качестве примера можно привести аквариум. С помощью этой модели воспроизводится жизнь рыбок в водоемах. Обычная игрушечная рыбка – тоже предметная модель, которая расскажет детям о внешнем виде рыб.
С детьми дошкольного возраста эффективной для обучения является географическая модель – календарь природы. С помощью него детям показывают регулярно сменяющиеся явления в природе.
Календарь природы играет большую роль в экологическом воспитании детей. Ведь с его использованием познание явлений природы происходит дважды: в момент создания модели и в период её использования на занятиях.
Демонстрировать модели можно на различных стадиях урока. Однако особо эффективным будет их применение на занятиях по обобщению и систематизации.
Запреты и наказания
Важная составляющая моделей воспитания — регулирование запретов и указаний.
Родители имеют ясное понятие о том, можно делать ребенку, а что находится под категорическим запретом.
Точки зрения на природу запретов разнятся. Насколько часто нужно запрещать детям что-либо, в каком виде должны преподноситься запреты и какими они должны быть – вот неполный перечень вопросов, которые волнуют матерей и отцов.
Многие родители не всегда понимают сущность моделей воспитания. Например, изучив теоретические составляющие какой-либо модели, они уверенны, что используют её. Однако на практике реализуют другую или комбинируют несколько видов.
Важно отметить тот факт, что не существует идеальных моделей, которые бы служили панацеей от всех проблем в воспитании. Многие из них вызывают противоречивые отклики. Некоторые можно использовать только в комплексе.
Рассмотрим основные модели воспитания, используемые в семейном воспитании.
«Узкий коридор»
Вся жизнь ребенка подчинена жесткому регламенту. Его поведение находится под строгим контролем.
Многие родители, действуя в интересах ребенка, могут использовать ситуацию «узкого коридора» (постоянный контроль и запреты) в качестве временной меры воздействия. Например, при подготовке к важным экзаменам заниматься необходимо исключительно учебой.
Если ребенок эмоционально силен, то с помощью этой модели есть все шансы вырастить дисциплинированного и ответственного человека, требовательного к себе. Однако она может и сломать неокрепшую психику детей. В результате чего они вырастают бездеятельными, не способными самостоятельно принимать решения.
Эффективность использования этой модели зависит от взрослых. Чаще всего применение метода «узкого коридора» обычными родителями, не имеющими специальной подготовки, заканчивается зарождением страха перед жизненными трудностями, а не закаляет характер.
Этот метод применяют в работе с трудными подростками или в переломные этапы жизни детей, когда иные средства воздействия не оказали должного эффекта.
Дети с самого раннего возраста пытаются манипулировать взрослыми, проверяя границы дозволенного. В таких ситуациях родители должны показать свою лидирующую позицию, проявить твердость в принятых решениях. В этом случае кратковременное использование модели «узкий коридор» тоже будет продуктивной.
Однако многие родители неосознанно используют эту методику только в качестве карательных мероприятий, когда ребенок окружен одними запретами и наказаниями, причем достаточно строгими. Взрослые путают понятия дисциплина и беспрекословное подчинение.
Безусловно, данная модель воспитания вызывает множество споров. Её эффективность бесспорна, если область применения временная или вынужденная. Использовать модель «узкого коридора» в чистом виде недопустимо.
«Педагогическая шизофрения»
Интересная модель, которую, к сожалению, неосознанно используют во многих современных семьях. Предусматривает многочисленные запреты, выполнять которые совершенно необязательно, потому что никаких последствий за непослушание у ребенка не будет.
Мама просит не бегать на площадке, а малыш не обращает на ее просьбы никакого внимания. Мама, вместо того, чтобы настоять на своем, лишь горько вздыхает. Отец просит подойти к нему, угрожая наказанием, если этого не произойдет, а ребенок продолжает играть. Естественно, никакого наказания он не получит.
Дети, которых воспитывают так, ощущают полную безнаказанность. Детская психика воспринимает подобные запреты своеобразно. Делать многие вещи, конечно, нельзя, но если перестать слушаться родителей, то можно.
На определенном этапе такого воспитания у родителей все-таки сдают нервы, и они могут ударить, накричать, отобрать. Однако всплеск эмоций проходит, и все становится на свои места.
Естественно, что после такого воспитания вырастет хитрый, изворотливый и наглый потребитель.
«Естественное воспитание»
Приверженцы этой модели считают, что ребенку в момент взросления необходимо предоставить полную свободу действия, исключив всевозможные запреты и наказания.
Несмотря на то, что методика граничит с вседозволенностью, применение ее элементов вполне допустимо. Например, если дитя отчаянно сопротивляется надевать шапку зимой, ему разрешают поступить так, как он хочет. Однако через несколько часов пребывания на холоде он попросту замерзнет. Следовательно, ребенок начинает понимать, что родителей нужно слушаться не потому, что они хотят испортить ему жизнь, а потому что взрослые стремятся помочь и показать истинные проявления жизни.
При грамотном подходе взрослых ребенок вырастет в такой семье уверенным в себе, способным к принятию самостоятельных решений. Однако в школе он может столкнуться с рядом трудностей. Например, он искренне будет поражен, когда ему запретят выйти из класса тогда, когда ему захочется.
«Просторный дом»
Популярная и действенная модель воспитания. Ребенку предоставлена свобода действий, однако существует список четких запретов, который известен малышу. Растущий человек не должен выходить за рамки дозволенного, при этом может выбирать способы взаимодействия с окружающим миром самостоятельно.
В такой семье все члены относятся друг к другу с уважением и пониманием. Семейные ценности – важное и непоколебимое понятие. Обязательно наличие идеала, к которому нужно стремиться. Родители прививают детям стремление к постоянному развитию, лидерству, умению анализировать свои поступки.
Выбор модели
Большинство моделей воспитания не предусматривают употребление их в чистом виде. Многие родители, причем часто неосознанно, используют их комбинацию. К тому же педагогическая наука еще не изобрела такой модели воспитания, которая безоговорочно подошла бы определенной семье, конкретному ребенку. При выборе методов воздействия родители и воспитатели должны учитывать особенности детей, их уровень развития и склонности.
Источник
Воспитание и образование детей сравнимо с ракетостроением. Родители долгие годы пытаются, что-то изобрести и построить, а вот полетит «ракета» к звездам или развалится при старте, сложный вопрос.
Как вы выбираете модель воспитания для ваших детей? Тупо следуете традициям вашей семьи под девизом «Меня пороли, и я буду пороть» или стараетесь действовать в «ногу со временем» поощряя самостоятельность малыша.
Выбор у родителей, прямо скажем, небольшой. Существует 3 основные модели воспитания, и не действовать вне парадигмы какой-то из них невозможно. Главное, осознавать, какие последствия для психики ребенка будет иметь применение к нему одной из моделей.
Авторитарный стиль воспитания
Главным образом авторитарный стиль воспитания характеризуется низкой поддержкой ребенка и высоким эмоциональным давления. Жизнь ребенка в авторитарной семье – это масса правил «для его же блага», и никаких (или почти никаких) прав. Любое нарушение правил строго карается.
фото из открытого источника
Характерные черты авторитарного стиля воспитания
- Родители устанавливают для своих детей жесткие правила и предписания.
- Отсутствие эмоциональной связи между родителями и детьми.
- Дети сталкиваются с жесткой критикой из-за незначительных ошибок.
- Родители не советуются с детьми при принятии решений касающихся детей.
- Фигура авторитарного отца или матери – всемогуща и не подлежит критики.
- Желания ребенка не учитываются.
- Нарушение правил жестко или жестко карается. В лучшем случае эмоциональное насилие. В худшем физическое + эмоциональное насилие.
- Контролируются все сферы жизни ребенка.
Преимущества авторитарного стиля воспитания
Скажем сразу, их не много. В некоторых случаях, авторитарный стиль воспитания может быть выходом, если ребенок связался с дурной компанией. Также, ребенок из такой семьи, вероятно, будет много знать и уметь, потому, что посещал десятки секций.
Недостатки
В недостатках нужды не будет.
- Уверенность ребенка снижается из-за постоянной критики и обвинений со стороны родителя.
- Эмоциональные и физические наказания могут препятствовать когнитивному и эмоциональному развитию ребенка.
Авторитетный стиль воспитания
Такой стиль воспитания характеризуется двумя чертами – высокой отзывчивостью и высокой требовательностью родителей.
фото из открытого источника
Характерные черты авторитетного типа воспитания
- Родители в высшей степени поддерживают ребенка.
- Ребенок не предоставлен сам себе, и чувствует внимание родителей.
- Родители учат ребенка принимать и анализировать его ошибки. Никто не делает катастрофы из-за «двойки».
- Родители не оставляют ребенка один на один с проблемами, но не делают все за него.
- Ребенок чувствует эмоциональную связь с родителями.
- Ожидания и требования родителей от детей реалистичны, логичны и достижимы.
- Родители поддерживают прозрачность со своими детьми и объясняют логику установленных правил и ограничений.
- К детям относятся с уважением, и их родители учитывают их мнение в любых решениях, которые они принимают за детей.
- Дисциплинарные методы, применяемые авторитетными родителями, не носят сурового и психологически катастрофического характера.
Преимущества
Психологи считают, что авторитетный стиль воспитания наиболее эффективен, если родители хотят вырастить самостоятельную личность, которая умеет нести ответственность за свои поступки и при этом обладает качествами отзывчивости и эмпатии по отношению к другим людям.
- Проблемы сверстников, академические проблемы и другие проблемы, с которыми сталкиваются дети, могут быть чрезвычайно сведены к минимуму благодаря двусторонней прозрачной коммуникации.
- Такой стиль воспитания эффективно снижает стресс и вероятность возникновения депрессии у детей.
- Этот стиль воспитания удовлетворяет все потребности ребенка в развитии, поскольку для его взросления создается благоприятная, любящая, теплая и безопасная среда.
- Дети счастливы, жизнерадостны и довольны жизнью. У них оптимистичный взгляд на жизнь.
Недостатки
Как и любая воспитательная система, авторитетный стиль воспитания имеет ряд недостатков.
- Ребенок может не обращать должного внимания на учебу, понимая, что родители не станут его наказывать.
- Могут возникнуть трудности в преодолении жизненных обстоятельств во взрослом возрасте.
- Ребенок будет продолжать надеяться на родителей и просить у них поддержки, даже повзрослев.
Разрешительный стиль воспитания
При таком стиле воспитания родители фактически отсутствуют в жизни ребенка. Он предоставлен сам себе или случайным воспитателям. В этой ситуации ребенок не знает ни требовательности родителей, ни их эмоциональной близости. У него отсутствуют модели для подражания. Личность формируется случайным образом.
фото из открытого источника
Характерные черты разрешительного типа воспитания
- Ребенок делает вообще, что захочет. Спи и есть без всякой системы. За ним никто не следит.
- Родители поощряют своих детей делать все, что они хотят.
- Родители не устанавливают границ для своих детей.
- Дети исследуют мир в одиночестве.
- Дети не могут обратиться за помощью к родителям.
Преимущества
Если ребенок при таком воспитании доживает до совершеннолетия, то в его личности сформируется ряд положительных качеств.
- Дети получают большую свободу и возможность удовлетворить свою потребность в любопытстве, поскольку они исследуют мир самостоятельно.
- Обучение через опыт приносит больше пользы, чем обучение под руководством других людей. Таким образом, дети, воспитанные снисходительными родителями, приобретают большой опыт и мудрость.
Недостатки
Негативных моментов при разрешительном стиле воспитания больше и они наносят существенный урон психике ребенка.
- Дети могут вырасти и демонстрировать проблемное поведение, например, быть зависимыми от наркотиков, заниматься незаконной деятельностью, демонстрировать делинквентное поведение и т. д.
- Дети снисходительных родителей могут вырасти нерешительными по своей природе, лишенными хороших навыков суждения.
- Эти дети имеют низкую самооценку, так как они росли без внимания и заботы родителей.
- Дети растут в замешательстве между тем, что правильно и что неправильно, поскольку у них нет морального руководства от своих родителей.
Итог
Конечно, большинство родителей комбинируют каждый все три типа воспитания. Часто это происходит интуитивно, исходя из текущих обстоятельств и потребностей ребенка. Важно, понимать, что воспитание ребенка очень сложная наука и добиться в ней положительного результата можно только опытным путем. Родитель должен эмпирически понять, что подходит его ребенку, а что, категорически, нет.
Как воспитывали вас? Как стиль вашего воспитания, повлиял на вас во взрослой жизни?
Делитесь своими историями в комментариях.
Источник