Характеристика личностного развития ребенка дошкольного возраста
Развитие личности в дошкольном возрасте неразрывно связано с осознанием образа себя самого. Ребенок шаг за шагом получает представление о человеке вообще и о себе, как об одном из людей. Этому осознанию способствует включенность дошкольника в разные виды деятельности и общение.
Этапы формирования личности в дошкольном возрасте
Становление личности подразумевает развитие познавательных процессов и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности. Это не полный перечень тех особенностей, которые характеризуют личность человека, но они являются главными движущими силами формирования личности ребенка.
Перечисленные составляющие закладываются в дошкольном возрасте. Активным стартом можно считать 3-летний возраст, когда пробуждается детская Я-самость. К началу школьного обучения формирование личности преодолевает два важных этапа, способствующих развитию основных возрастных особенностей:
- Этап становления самостоятельности
- Этап формирования личностной инициативности.
Первый этап личностного развития дошкольника нацелен на постепенное снижение физической зависимости от взрослого и приобретение самостоятельности. Малыш многократно оглашает родителям и бабушкам свою потребность действовать самому. «Я сам» — звучит в той деятельности, которая интересна малышу.
Ребенок пробует свои возможности. Такое понятное действо, как складывание игрушек, совершенно не интересует малыша, поскольку понятно и посильно. А вот налить суп в тарелку с помощью половника или приколоть булавку на кофточку – невероятно увлекательно!
Второй этап подразумевает переход от выбора, который предлагает ребенку взрослый, до проявления собственной инициативы. Это значительное расширение границ развития. «Хочу сложить эту модель конструктора», «Буду тоже поливать цветы», «Знаете, какую игру я придумал…» — инициативность старших дошкольников распространяется на все виды деятельности.
На этих ступеньках личностного развития дошкольника происходят многочисленные изменения. Вырабатываются нравственные суждения и критерии: что можно, чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Развиваются эмоционально-волевые качества. Но в сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является именно самостоятельность и инициативность.
Личностные новообразования дошкольного возраста
Рассмотрим детальнее, какие новообразования формируются в личностном развитии младших дошкольников, а затем в старшем дошкольном возрасте.
Особенно заметны изменения в критические возрастные периоды. На дошкольное детство их выпадает два: кризис 3-х лет, сменяющий раннее детство на дошкольное, и кризис 7-ми лет, предваряющий школьный период.
В то время как дошкольник утверждает собственную самостоятельность, в его личностном поле закладывается еще одно важнейшее новообразование – воля.
Малыш проявляет настойчивость, чтобы ему позволили самостоятельно сделать определенное действие. Получив согласие старших, ребенок чаще всего сталкивается с новой преградой – дело не спорится! Пуговица не проходит в петлю, сумка не поднимается, башня из кубиков разваливается…
Предстоит непростая задача – не бросить дело, а вновь и вновь делать попытки, пока не получится. Поэтому такие новообразования как самостоятельность и воля появляются на одном и том же этапе личностного развития.
Зарождение личной инициативы пробуждает формирование таких сопутствующих новообразований как целеустремленность и целенаправленность.
Инициативу многим детям проявить легче, чем целеустремленность. Это качество воспитывается, если взрослые поощряют познавательную деятельность дошкольника. Заинтересовался ребенок, как из семечка появляется росток, проявил инициативу, чтобы посадить его рядом с комнатным растением. Но потом нужно регулярно поливать и терпеливо ждать, пока росточек проклюнется.
В подобных ситуациях дошкольник чаще нуждается в поддержке, чтобы удерживать цель в поле своего внимания и интереса. В такой же поддержке ребенок нуждается, если действия неуспешны. Взрослым очень важно наряду с инициативностью поддерживать у ребенка стремление к цели, так как это ценное личностное качество.
Развитие личностных особенностей в общении
Общение со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития личности детей дошкольного возраста.
Больше всего дети заняты ролевыми играми, которые подразумевают соблюдение правил, предписанных сюжетом. Прежде, чем приступить к игре, дошкольники распределяют роли, договариваются, каким правилам они будут следовать.
Это учит дипломатии в общении, развивает инициативность, но при том и умение согласовывать свое мнение с мнением других. Дошкольник привыкает учитывать интересы сверстника, да и вообще воспринимать его как личность, а не механического партнера по игровой деятельности.
Кроме деловых, закладываются моральные качества в общении со сверстниками. Дошкольник проявляет сочувствие, если другому больно, стремится оправдать друга, если ему грозит наказание.
Взрослые, с которыми взаимодействует дошкольник, показывают ему пример оценивания всего, что происходит вокруг. Они одобряют, порицают, просто выражают свое отношение. Ребенок, как губка, впитывает подобные высказывания и формирует свои ценностные ориентиры. Например, единственный ребенок в семье, в распоряжении которого находятся все игрушки, станет спрашивать разрешения у сверстника взять его машинку или куклу только в том случае, если ему объяснят взрослые.
Всех ситуаций, чему важно научить малыша, не предусмотреть. Поэтому, чем больше ребенок включен в общение, тем полнее будет накапливаться его опыт и система моральных ориентиров.
Развитие личности дошкольника в социальном отношении происходит благодаря тому, что складывается система ценностных ориентаций и норм поведения. Формируются внутренние позиции и установки. Старший дошкольник уже предполагает, как к нему отнесутся другие люди, если он сделает то или это, поступит так или иначе.
Негативное влияние отрицательного оценивания
Общение немыслимо без оценивания. А ребенку высказывания взрослых еще и помогают сформировать представления о своих возможностях. «Ты еще не можешь прыгнуть с этой лесенки, я тебе помогу», «Нельзя брать машинку у мальчика. Ты его обидишь», «Нельзя так говорить, это плохое слово». Подобные высказывания включают запреты и отрицания, но они указывают дошкольнику важные ограничения.
К сожалению, взрослые используют множество негативных оценок иного рода, которые подчеркивают неумения и недостатки ребенка. Их можно разделить на два вида:
- Негативная оценка сделанного (плохо сложил игрушки, некрасиво нарисовал, опять пролил суп).
- Прогнозирующее высказывание отрицательного характера (не бери, а то разобьешь; ты не сумеешь; опять упадешь).
Отрицательные оценки любого вида тормозят активность дошкольника, искажают мнение ребенка о своих возможностях, вредят формированию самооценки и ограничивают личностное развитие.
Роль семьи в формировании личности дошкольника
В семье на формирование личности дошкольника оказывает влияние всё. Начиная от структуры семьи (классический треугольник папа-мама-ребенок или отсутствие отца, наличие других детей или бабушки), стиля воспитания до принятых форм проявления эмоций.
Очевидно, что каждый ребенок нуждается в отце. Если он отсутствует, роль отца поневоле выполняют другие члены семьи. У дошкольника нарушается осознание материнских и отцовских функций, мальчики лишаются образца мужского поведения в семье. Сейчас мы коснулись только характеристик, лежащих на поверхности. Особенности семейной структуры — тема необычайно глубокая.
В некоторых семьях сложилась традиция добиваться своего капризами и обидами. Этот способ обязательно берут на вооружение малыши с темпераментом холерика. Если он результативен, капризность становится одной из главных личностных особенностей ребенка. Затем появляется проблема: как воспитывать без наказаний.
Дошкольники быстро улавливают неискренние отношения между родителями. Услышав, что мама рассказывает папе не совсем то, что было в действительности, ребенок очень скоро прибегнет к полуправде, а потом допустит и полную ложь в общении.
Можно сколько угодно рассказывать ребенку, как правильно поступать. Но главным ориентиром для него будут высказывания и поступки значимых взрослых – в первую очередь, родителей, а затем старших детей, бабушек, дедушек.
Личностное развитие дошкольника – ответственная задача для родителей. В данной статье кратко изложены особенности формирования личности ребенка, и на что должны обратить внимание взрослые. Воспитывая дошкольника, важно признавать самостоятельность и автономность его личности. Ребенок, несмотря на свой малый возраст, имеет право на выбор, на реализацию своих предпочтений.
Источник
Подробности
Опубликовано 07.10.2013 02:03
Просмотров: 23140
Личностные особенности детей 3 – 4 лет
Эмоционально-коммуникативное развитие | Появляется чувство вины. Появляется сопереживание. Появляются переживания, связанные с воображаемыми событиями (оплакивает судьбу Колобка и т.д.). Легко меняет партнеров по общению. Возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками в процессе игры. Конфликтует со взрослыми. Появляется попытка сдерживать свои чувства. |
Развитие игровой деятельности | Выполняет роль в игре, но не называет ее. Сюжет представляет собой цепочку из двух действий. |
Мотивационная сфера | Неосознанность и импульсивность мотивов, носящих характер эмоционально окрашенных, неосознаваемых желаний. Неумение объяснить мотивы действий и поступков, отсутствие нравственных мотивов. Взрослый интересен как источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. Сверстник малоинтересен, общаться трудно. |
Нравственное развитие | Совпадение моральной оценки поступка с эмоциональной. Освоение культурно-гигиенических навыков. Не просто ориентируется на требования взрослых, но и стремится сам овладеть правилами. Начинают формироваться понятия «хорошо», «плохо». Ориентируется на требования взрослых, иногда может переносить эти требования в разные ситуации. Выделяет несоответствия поведения другого ребенка требованиям взрослого. Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста». По указанию взрослого убирает игрушки, выполняет простейшие трудовые действия, доводит до конца не очень интересное дело. Может по просьбе взрослого или сверстника помочь ему, пожалеть, поделиться игрушкой. По просьбе взрослого может сдерживать агрессивные реакции. |
Социокультурное развитие | Знает свое имя и фамилию, возраст, имя и отчество воспитателя. Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослых. Вежливо обращается к взрослым, благодарит после еды без напоминания. Выполняет правила, связанные с соблюдением режима, правила обращения с игрушками. Проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать. Может пожалеть сверстника, помочь ему, поделиться игрушкой. Отдает предпочтение занятиям, соответствующим своему полу. Знает назначение некоторых общественно-бытовых учреждений (в больнице лечатся и т.д.). Имеет представления о труде взрослых, некоторых трудовых действиях, праздниках. |
Развитие самосознания | Отделяет себя от взрослого. Не знает о себе и своих качествах. Приписывает себе все положительные качества, одобряемые взрослыми, без осознания их значений. |
Личностные особенности детей 4 – 5 лет
Эмоционально-коммуникативное развитие | Проявляет привязанность к сверстникам. Развито чувство стыда. Зарождаются мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Появляются мотивы самоутверждения (лидерство). Мирный возраст и со взрослыми и с детьми. Переживает радость, огорчение, возмущение при нарушении общественных требований. |
Развитие игровой деятельности | Выполняет взаимосвязанные игровые действия в соответствии с ролью. Игровые действия состоят из трех-четырех звеньев. |
Мотивационная сфера | Появление нравственных мотивов. Неустойчивость социальных мотивов. Взрослый интересен как источник информации. Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре. |
Нравственное развитие | Возникновение нравственной аргументации. Развитие сопереживания. Формирование умения отделять эмоциональное отношение к герою от моральной оценки его поступка. Зарождение морального сознания. Осознанное понимание понятий «хорошо», «плохо». Подчинение своих действий моральным правилам. В поведении сверстников не совсем выделяет несоответствие правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга. Без напоминания может выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца, однако может отвлекаться на более интересные дела. Формируются представления об особенностях полового поведения. |
Социокультурное развитие | Знает домашний адрес, имя родителей, как зовут других членов семьи, где они работают или учатся, может об этом рассказать. Оценивает себя и других на основе оценок старших и своего отношения к оценкам. |
Развитие самосознания | Слушает мнения других людей. Оценивает себя на основе оценок старших. Оценивает других на основе оценок старших и своего отношения к оценкам. Стремится действовать соответственно своему полу. |
Личностные особенности детей 5 – 6 лет
Эмоционально-коммуникативное развитие | Появляется чувство долга по отношению к взрослым, сверстникам, малышам. Развиваются эстетические переживания: реакция на красоту природы, доступные произведения искусства, предметы быта, одежды и др. Возникает избирательность общения (устойчивые избирательные отношения). Возникает чувство юмора, понимание комического. |
Развитие игровой деятельности | Распределяет роли до начала игры, придерживается своей роли на протяжении всей игры. Воспроизводит в игре цепочку игровых действий, соответствующую реальной логике действий людей. Согласовывает в игре свои действия с другими, оказывая им помощь. |
Мотивационная сфера | Сильны мотивы общения с целью поддержания контакта. Особую действенность приобретают нравственные мотивы. Большая осознанность мотивов. Способность объяснить, почему поступил так, а не иначе. Познавательные мотивы неустойчивы и ситуативны. |
Нравственное развитие | Понимание общественного смысла нравственных норм, осознание их необходимости для регулирования взаимоотношений между людьми. Появление стремления сделать что-нибудь полезное для окружающих людей, принять участие в общем деле, помочь товарищу. Зарождение чувства долга, ответственности за порученное дело. Развитие чувства дружбы со сверстниками, любви и уважения к старшим. Активизация моральных действий, совершаемых бескорыстно. Может самостоятельно регулировать свое поведение на основе усвоенных норм, своих этических представлений. Эмоционально переживает несоблюдение норм другими людьми. Может без контроля, не отвлекаясь, выполнять трудовые обязанности, доводить до конца неинтересную работу. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, помогает друзьям. |
Социокультурное развитие | Знает фамилию родителей, других членов семьи, где и кем они работают, номер телефона, название группы детского сада, дорогу из дома в детский сад. Проявляет заботу о близких людях, замечает заботу о себе. Лучше оценивает других, чем себя. Знает название своей страны, города, поселка. |
Развитие самосознания | Оценка становится меркой норм поведения. Оценивает поведение на основе принятых норм. Оценивает других лучше, чем себя. Начало осознания своих недостатков. |
Личностные особенности детей 6 – 7 лет
Эмоционально-коммуникативное развитие | Умеет сдерживать импульсивные реакции. Появляется потребность в положительных эмоциях со стороны других людей. Ярко проявляется чувство долга. Развивается групповая дифференциация (появляются лидеры, предпочитаемые, отверженные). Вырабатываются механизмы соподчинения мотивов. Появляется стремление к сотрудничеству. Общение внеситуативно-личностное. Потребность в сопереживании и взаимопонимании взрослого. Мотивы – личностные, средства – речевые. |
Развитие игровой деятельности | Четко исполняет роль в игре. Следует в игре правилам, определенным в соответствии с реальной жизнью. Способен выполнять роль ученика в ситуации обучения (игра в школу). |
Мотивационная сфера | Нравственные мотивы становятся наиболее определяющими по своей побудительной силе, т.е. социальные требования превращаются в потребности самого ребенка. Борьба и соподчинение мотивов. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Притязание на признание со стороны взрослых, стремление к самоутверждению, стремление вести себя по принятым в обществе правилам. Складываются общественно значимые мотивы труда. |
Нравственное развитие | Возникновение сознательной нравственности и опосредование поведения нравственными мотивами. Сознательное выполнение правил, основанное на их понимании. Формирование обобщенного представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте. Появление способности совершать моральные поступки, исходя из интересов другого человека, а не из собственных. Возможна взаимопомощь, взаимоответственность. Повышаются возможности саморегуляции поведения. Самостоятельно без напоминания взрослого выполняет усвоенные нормы и правила, в том числе этические. Однако только некоторые дети могут регулировать свое поведение независимо от их отношения к другим участникам взаимодействия и от своих желаний и интересов, отстаивать усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми. |
Социокультурное развитие | Осознает себя и отличительные особенности своего Я. Сознательно выполняет правила, регулирует свое поведение в соответствии с ними. Формируется отрицательное отношение к таким качествам, как лживость, жестокость, эгоизм, трусость. Имеет представление о других странах и городах. Знает и понимает назначение учреждений культурно-бытового обслуживания (почта, музей, театр, библиотека). |
Развитие самосознания | Самосознание – центральное образование возраста. Старается оценить себя более правильно. Проявляется стремление к самоутверждению. |
Сведения об образовательной организации |
---|
Источник