Характеристика этапа развития ребенка младшего школьного возраста

Характеристика этапа развития ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет.

Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения.

Учение для младшего школьника — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом, а также ребенок выходит за рамки семьи, т.к. у него расширяется круг значимых лиц. Особое значение имеют отношения со взрослым. Учитель — это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.

Взрослые начинают предъявлять к ребенку повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.

Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте предполагает следующее:

  1. Учебная деятельность становится ведущей деятельно­стью.
  2. Завершается переход от наглядно-образного к словес­но-логическому мышлению.
  3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отноше­ние маленьких школьников к отметкам).
  4. Мотивация достижения становится доминирующей.
  5. Происходит смена референтной группы.
  6. Происходит смена распорядка дня.
  7. Укрепляется новая внутренняя позиция.
  8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с ок­ружающими людьми.

Физиологические особенности младших школьников

С физиологической точки зрения младший школьный возраст — это время физичес­кого роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на времен­ном ослаблении нервной системы. Проявляются повышен­ная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания и самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, поэтому младшие школьники часто бывают непоседливы.

Основные новообразования младшего школьного возраста
— произвольность
— внутренний план действия
— рефлексия

Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе.

Появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников, обусловлено выполнением требований, предъявляемых школьнику учебной деятельностью.

По мере формирования учебной деятельности школьник приучается управлять своим вниманием, ему необходимо научиться внимательно слушать учителя и следовать его указаниям. Формируется произвольность, как особое качество психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и находить средства их достижения. В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию, а также ребенок может выполнять действия про себя, во внутреннем плане.

Ирина Базан

Литература:
Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. Возрастная психология.
В.В. Давыдов. Возрастная и педагогическая психология.
Л.Ц. Кагермазова. Возрастная психология.
О.Б. Дарвиш. Возрастная психология.

Интересные статьи на сайте

Источник

  • Влияние сверстников играет все большую роль в отношениях детей в младшем школьном возрасте.
  • Первоклассники, как правило, становятся лучше в совершествовании своих бытовых навыков
  • Во втором и третьем классах дети начинают понимать более сложные идеи, такие как причина и следствие.
  • Десятилетние и 11-летние дети все больше заинтересованы в том, чтобы проводить время с друзьями.
    • В четвертом-пятом классах многие дети начинают общаться с более невербальным языком, например, позой и тоном голоса.

    Характеристика этапа развития ребенка младшего школьного возраста

Физическое развитие

Первоклассники обычно начинают год нескоординированным и неуклюжим, потому что большие мышцы рук и ног лучше развиты, чем мелкая моторика, используемая для небольших движений.

В возрасте 7 и 8 лет ваш ребенок продолжает работать над совершенствованием своих физических навыков. Моторный контроль и выносливость могут улучшиться.

В возрасте 11 или 12 лет девочки и мальчики начинают развиваться с разной скоростью. Девочки имеют тенденцию к росту в возрасте от 9 до 11 лет, в то время как мальчики активно растут в возрасте от 11 до 12 лет.

Рекомендации для родителей:

  • Тренируйте мелкую моторику: для этого можно тренироваться с ножницами, научить ребенка плести браслеты из бисера или резиночек, ежедневно тренировать письмо, учить ребенка завяывать пуговицы, шнурки, молнии
  • Следите за аппетитом ребенка и помните, что ему нужно больше времени для сна
  • Танцуйте  с музыкой, возможно, даже добавляя крутые движения, такие как вращение на месте, не двигаясь с одного места

Когнитивное развитие

В младшем школьном возрасте формируется умение мыслить и умение решать проблемы. Дети склонны говорить на более взрослом уровне и начинают проявлять интерес к конкретным видам деятельности, которые их интересуют. Большинство детей в возрасте возрасте 7-9 лет:

  • Ищут причины, лежащие в основе вещей; задают вопросы для получения дополнительной информации
  • Способны понимать причину и следствие и делать более глубокие связи (например, понимают 6 + 2 = 8, затем 8 — 6 = 2)
  • Начинаю планирование вперед; могут создать рисунок чего-либо для построения или план для эксперимента
  • Увеличивают время внимания; могут сидеть и обращать внимание на то, что их интересует, по крайней мере, 30-45 минут
  • Любят коллекционировать вещи

Характеристика этапа развития ребенка младшего школьного возраста

Дети 3-4 классов обычно начинают больше думать об абстрактых идеях, а не о вещах, которые они могут наблюдать. Улучшается умение организовывать мысли и планировать. Тем не менее, вашему ребенку все еще сложно сортировать факты из мнений. Большинство детей:

Языковое развитие

В течение этого периода развитие языка обычно продолжается неуклонно. Словарь растет, и дети начинают проверять слова, которые они прочитали, но не услышали. К концу третьего класса большинство детей могут делать следующее:

  • Понимают, что они читают, и начинают двигаться от «обучения чтению» к «чтению, чтобы учиться»,
  • Изучают лексику через чтение
  • Начинают играть со словами, чтобы делать каламбуры; понимать шутки и загадки
  • Используют «плохие» слова для ударной ценности
  • Используйте письмо как способ выразить чувства, рассказать истории и обобщить информацию

Характеристика этапа развития ребенка младшего школьного возраста

Социальные и эмоциональные вехи

Младшие школьники могут быть немного грубыми социально и эмоционально.

Дети начинают сужаться до нескольких хороших друзей, но эти дружеские отношения могут быстро измениться. К концу третьего класса большинство детей:

  • Испытывают моменты крайней незащищенности и нуждаются в большом поощрении от родителей
  • Часто меняют свое настроение
  • Испытывают ощущение, что все против них, а затем могут быстро вернуться в состояние,  что все просто отлично

Дети в возрасте 10-11 лет  имеют очень активную социальную и эмоциональную жизнь. В этом возрасте ваш ребенок может изо всех сил пытаться  найти свои таланты, одновременно пытаясь выглядеть как все.  Дети в этом возрасте часто:

  • Не уверены в себе и изменениях в своем телах
  • Имеют перепады настроения и низкую самооценку (это проявляется более выраженно у девочек).
  • Проверяют родителей и учителей на прочность,  пытаясь выяснить, какие правила являются предметом переговоров, а какие нет
  • Все более независимы от семьи и у них растет интерес к своим друзьям
  • Может столкнуться с сильным давлением со стороны сверстников и трудно сопротивляться, если у них проблемы  с самооценкой

Характеристика этапа развития ребенка младшего школьного возраста

Рекомендации для родителей:

  • Начните видеть вещи с других точек зрения и включите их в повседневную жизнь
  • Поддерживайте ребенка
  • Проводите совместное время досуга и личное время с каждым ребенком
  • Воспитывайте не словом, а примером
  • Говорите детям, что любите их и гордитесь ими
  • Скажите, что ребенок может вам доверять
  • Развивайте ребенка, не зацикливайте развитие на посещении только школьных занятий и игр в планшет.

Этапы развития младших школьников типичны, но помните, что дети развиваются в своем собственном темпе. Если вы обеспокоены развитием своего ребенка, рекомендуем лично поговорить со своим врачом или учителем. И школа, и врач могут помочь вам разработать план, куда идти дальше. Полезно и важно общаться с другими родителями и предупреждать возможные сложности.

Именно для предупреждения возможных сложностей и для того, что бы в системе развивать младших школьников,  создан клуб Гениальных детей.  

Запишите ребенка в клуб Гениальных детей и получите уникальную систему развития вашего ребенка. 

Клуб развития ребенка — это школа развития вашего ребенка прямо у вас дома. Это 365 полезных занятий по семи сферам развития:

Характеристика этапа развития ребенка младшего школьного возраста

В основу Концепции годовой программы и названий дней развития легли увлекательные книги для детей.
Все 365 дней клуба — это 365 детских книг и историй, порой невероятных, сказочных, порой волшебных, часто невыдуманных.

Каждый день — новая книга и приключение. А какое задание скрыто за ее названием, узнают участники клуба Гениальных детей.

Путешествие в страну развития ждет вас не выходя из дома.

Записывайте ребенка прямо сегодня

Зачем записать ребенка в клуб гениальных детей?

— Для развития памяти и внимания
— Чтобы ребенок подготовился к школе или стал лучше учиться
— Всестороннее развитие и общее развитие
— Расширение кругозора за пределами школьной программы
— Разностороннее развитие в одном месте
— Регулярное получение знаний с удовольствием
— Подготовка к школе, обучение важным жизненным навыкам
— Показать, что обучение может быть в радость.
— Показать, чтоо получать знания необходимо не для оценки, а для себя и для применения их в повседневный жизни.

Каков формат клуба?

В течение целого года на почту будут приходить видео-уроки, на разные сферы развития наших детей. Уроки в формате видео-заданий отправляются ежедневно один раз в день в 12 часов дня. 

Итогом выполнения задания могут быть — видео-ролики, снятые детьми на заданную тему, рисунки, ответы к задачам или головоломкам, мнение ребенка или изобретения. 

Уроки можно делать ежедневно, или выполнять все задания один раз в неделю. 

Вам останется лишь подключить ребенка к системе и показать, как загружать ответы. Это не только полноценная школа развития у вас дома, но и уникальная возможность познакомиться с другими ребятами и родителями, подружиться и поверить в себя. 

Будут ли ежедневно проверяться уроки?

Ежедневно уроки проверяться не будут, будут выборочные проверки и ответы детям. Мы данным образом обучаем детей делать не потому что «проврят и сделают а-та-та», а потому что самому нравится и хочется.
Воспитанные постоянной проверкой в школе, в интитуте дети получают свободу и не умеют работать, когда нет постоянных проверок. В итоге из-за свалившейся свободы дети отчисляются с первых курсов повсеместно. 

Однако наша команда будет проверять и комментировать работы детей с большим удовольствием.

Сегодня последний день, когда Вы можете записать ребенка в клуб по акционной цене. 

В полдень 15 января выйдет первый урок клуба, и цена за год участия станет выше.

Оплата за клуб единовременная за год обучения и 365 развивающих уроков по всем семи сферам. Никаких дополнительных оплат за продление доступа не потребуется

Источник

Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

В группу младшего школьного возраста попадают дети с 6-7 до 9-10 лет. В этот период у детей происходит большая физиологическая перестройка, поэтому характерными особенностями данного периода является повышенная возбудимость, непоседливость. Формируется речь, письмо, чтение, счет. Улучшаются познавательные процессы (восприятия, память, внимания).

В этом возрасте детям свойственны некоторые особенности поведения, такие как эмоциональность, отвлеченность, возбудимость, они не могут долгое время сосредотачиваться на одной деятельности, высокая утомляемость.

С поступлением в школу меняется эмоциональная сторона ребенка. Из-за смены условий жизни у школьников выявляются несколько отклонений в его поведение, такие как гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения снижают волевую активность, ребенок может находиться в угнетенном состояние и так далее. Дети впечатлительны, эмоциональны и чувствительны к окружающей среде. Младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, они очень непосредственны и откровенны в радости, горе и т.д. Присуща частая смена настроения. В младшем школьном возрасте развивается эмоциональная выразительность, это отражается в интонациях, мимики ребенка. Со временем ребенок учиться сдерживать свои эмоции, особенно когда он находится среди сверстников.

В тоже время поступление в школу требует от ребенка ответственности и дисциплинированности, что повышает психическую нагрузку – это отражается на его поведении и здоровье. В младшем школьном возрасте дети должны получать больше положительных эмоций, радости познание, приобретать уверенность в своих способностях, потом в дальнейшем детям будет легче справляться с трудностями подросткового возраста. В младшем школьном возрасте постепенно происходит снижение эмоциональной возбудимости, поэтому дети в 9-11 лет кажутся похожими в своем поведение на взрослых.

Приобретается навык социального взаимодействия, дети начинают заводить друзей. В этом возрасте отношения со сверстниками принимаются только как равноправные. Скрытно ребенок переживает стыд. В этот период у детей начинают развиваться социальные эмоции, такие как сопереживание, доверие к людям, чувство ответственности, самолюбие.

Происходит формирование самооценки. Самооценка влияет на успеваемость школьника, и наоборот, успеваемость влияет на развитие самооценки ребенка.

В младшем школьном возрасте у разных детей разное психическое и физиологическое развитие. В этом возрасте девочки в развитие опережают мальчиков. Отличаются девочки от мальчиков и во взаимодействие с предметами. Девочки стремятся приспособить предмет для использования, а мальчики хотят предметы подвергать разным испытаниям.

В этом возрасте дети очень восприимчивы и впечатлительны. Младшие школьники всегда готовы к действию, то есть поднимают руки, не могут дослушать товарища, стремятся сами отвечать. Дети с удовольствием рассказывают об увиденном, упоминая много ненужных подробностей. Им очень сложно выделять главное. Они много подражают взрослым, копируют поведение, привычки.

В младшем школьном возрасте дети еще много времени заняты игрой, в этом возрасте они жизнерадостны, очень активны и любознательны.

Главной деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. В это момент складываются значимые достижения в развитии младших школьников. Учебная деятельность способствует развитию воли. Обучение создает условие для развития познавательных потребностей, интереса к новым знаниям и умениям. В этот период идет сильное развитие познавательных процессов. Постепенно к концу периода младшей школы мотивация к учебной деятельности начинает снижаться. Это связано с тем, что теряется интерес к учебе, так как у него уже есть определенная общественная позиция.

Учебная деятельность в начальных классах развивает восприятия мира. В этом возрасте обладает неточное восприятие объектов, предметов. А воображение связано с представлением ранее воспринятого. Дальше идет развитие творческого воображения. В этом возрасте детям трудно выделять главное в одном из видов деятельности, как пересказ текста.

Воображение детей младшего школьного формируется вовремя игры. В основном воображение проявляется в игре, рисование или сочинение сказок. Одни дети воссоздают реальную действительность, другие фантазируют и создают свои фантастические и несуществующие образы. Часто в своем воображение дети создают страшные ситуации, вымышленных персонажей. Дети, которые испытывают трудности в реальной жизни, могут в качестве защиты уйти в воображаемый мир.

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Возрастной особенностью является слабость произвольного внимания, зато очень хорошо развито непроизвольное внимание. Дети этого возраста не умеют длительно сосредотачиваться на работе, их внимание легко отвлекается. К 10-11 годам устойчивость произвольное внимание у ребенка развито почти также, как и у взрослого. Дети этого возраста могут переходить от одного вида деятельности к другому без определенных усилий. Внимание младшего школьника отличается легкой отвлекаемостью. Отключение внимание спасает от переутомления. В ходе учебных занятий у детей формируется усидчивость.

Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения. Больше развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Нужно больше внимание уделять запоминанию. Ведущими видами памяти является эмоциональная память и образная. Образная память имеет свои ограничения. Дети лучше удерживают в памяти образы предметы, чем определения, понятия, объяснение, описание.

Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Мышление младшего школьника переходит от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка начинают формироваться первые научные понятия.

В этом возрасте дети начинают регулировать свое поведение, проводить анализ своих действий. Ребенок становится самостоятельным. Начинает сам выбирать, как ему поступить в определенной ситуации. Формируется фундамент нравственного поведения. Развивается самосознание. Развитие личности младшего школьника зависит от успеваемости. В этом возрасте дети очень стремятся к достижениям.

Авторитет взрослого к концу младшего школьного возраста снижается, начинает приобретать большое значение сверстники, большое значение для детей начинает играть детское общество. Дети в этом возрасте очень сильно подвержены внешнему влиянию. Дети начинают делиться на группы, появляются лидеры. Группы мальчиков и девочек могут даже враждовать между собой.

Потребность в общение развивает речь ребенка. Словарный запас увеличивается до 7 тысяч слов. Младший школьник овладевает звуковым анализом слов. Развивается письменная речь. Ребенок к 7-11 годам уже способен воспроизводить сложную письменную речь. Для развития письменной речи у ребенка должно быть отлично развито мышление.

Характер отличается некоторыми особенностями: младшие школьники очень импульсивны, наблюдается капризность, упрямство, недостаточность воли. Возрастная особенность младшего школьного недостаточность воли, младший школьник не обладает опытом преодоления трудностей и препятствий. Он может отпустить руки при неудачах и потерять веру в свои силы и возможности. Часто наблюдается капризность и упрямство. Обычно причиной капризности и упрямства является недостаток семейного воспитания. Ребенок избалован, привык, что все его требования выполнялись и не в чем ему не отказывали. Капризность и упрямство одна из форм протеста против требований школы.

Младший школьный возраст является важнейшим этапом детства. К концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться.

Основная задача учителя и родителей в период младшего школьного возраста ребенка создать оптимальные условия для полноценного развития, для раскрытия индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Источник