Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка
Индивидуальные особенности ребенка
1. Среди многих индивидуальных особенностей детей ярче всего проявляет себя темперамент. Следует обратить внимание на основные свойства темперамента:
– активность — это интенсивность психической и двигательной деятельности (дети высоко активные, умеренно активные и медлительные).
– преобладающее отношение к новому (положительное — улыбка, интерес, отрицательное — тревога, страх, избегание, безразличное)
– преобладающее настроение (повышенное, хорошее, сниженное)
– эмоциональная возбудимость (дети возбудимые, уравновешенные, мало эмоциональные)
– гибкость – отражает способность быстро переключаться, приспосабливаться (гибкие, умеренно гибкие и негибкие люди)
Хотя темперамент с возрастом может заметно меняться, многие его свойства, проявившиеся у ребенка 1-3 лет, остаются удивительно стойкими на протяжении жизни.
2. Способности. Каждый ребенок обладает уникальным, присущим только ему комплексом способностей к различным видам деятельности. Если предоставить ему возможность свободно развиваться и выбирать то, что его интересует, то способности ребенка проявятся и разовьются. С другой стороны, надо отдавать себе отчет, что у ребенка может не быть особых способностей к каким-либо видам деятельности, как бы нам этого ни хотелось.
З. Состояние здоровья. Здоровым можно считать ребенка, который физически, психически и социально благополучен. При работе с ребенком необходимо учитывать состояние его здоровья и способствовать его сохранению и улучшению.
4. Темпы психосоматического развития и формирования ЦНС существенно отличаются у разных детей. Навязывание ребенку темпа развития и видов деятельности извне ведет к снижению мотивации саморазвития, нарушениям здоровья, снижению самооценки, и в результате — к задержке развития. Недопустимо сравнение уровня развития ребенка с формальной возрастной нормой без учета темпов его психосоматического развития и созревания ЦНС.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей до 3 лет через объединение усилий семьи и педагогов. Среди ожидаемых эффектов Монтессори – группы — высокая мотивация к познавательной деятельности, отсутствие или исчезновение психосоматических причин для заболеваний.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Мы исходим из ведущей роли ребенка в собственном развитии. Она определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими реализовать эти потребности. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими для людей законами и его индивидуальными особенностями.
I. Универсальными законами развития являются:
1. наличие базисных человеческих потребностей,
2. возрастная периодизация развития,
3. преобладание впитывающего типа мышления у детей до 6 лет,
4. сензитивная периодизация развития.
Их проявление у каждого ребенка зависит от его индивидуальных особенностей.
II. Индивидуальными особенностями являются:
1. характеристики темперамента,
2. способности,
3. состояние здоровья,
4. темпы соматического развития, формирования ЦНС
I. Универсальные законы развития.
1. У любого человеческого существа есть базисные потребности. Именно их реализация позволяет человеку выжить и стать личностью. И наоборот — если какие-либо из них не могут быть удовлетворены, человек либо погибает физически, либо деградирует как личность, перестает быть человеком в полном смысле этого слова. Базисными мы считаем потребности:
– В пище, тепле, сне
– В безопасности – В принятии и принадлежности
– В уважении
– В самореализации.
2. По мере взросления ребенка и удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходят гуманитарные потребности. Ребенок реализует эти потребности через решение возрастных задач. Эти задачи лежат в основании принятой нами возрастной периодизации. Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок находится в состоянии «духовного эмбриона», и, уже родившись физически, он должен пройти фазу развития духовного и интеллектуального, чтобы из полностью зависимого от мамы (или другого взрослого), абсолютно беспомощного существа превратиться в самостоятельную личность. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь это впитывающее сознание и сензитивные периоды.
3. Впитывающее сознание — это особый, присущий только детям до 6 лет механизм
познания окружающего мира. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки и не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.
4. Сензитивные периоды – периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования. Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.
III. Средства образования.
В качестве средств образования и источников развития для ребенка выступают: специально подготовленная среда; педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка.
1. Подготовленная среда. Если мы признаем наличие у детей впитывающего сознания и ведущую роль ребенка в собственном развитии, то мы не можем недооценивать роль среды, дающей ребенку возможность впитывать информацию, впечатления и накапливать жизненный опыт, для того, чтобы ребенок мог ПОЛНОЦеННО развиваться. Ему необходима такая окружающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Она должна соответствовать возрастным и сензитивным возможностям и потребностям ребенка, быть строго упорядоченной, представлять в доступном для впитывания сознанием ребенка виде систему понятий и явлений окружающего мира.
Рекомендуем посмотреть:
Детское воровство
Семинар для педагогов ДОУ
Почему дети ругаются?
Профилактика психоэмоционального напряжения у детей через игровую деятельность
Похожие статьи:
Младенческий возраст. Характеристика и особенности психического развития
Ранний возраст. Особенности развития и ведущая деятельность этого возраста
Дошкольный возраст. Общая характеристика кратко
Источник
Индивидуальный подход в воспитании ребенка
должен основываться на знании
анатомо-физиологических и психических,
возрастных и индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями доказано, что
существует прямая зависимость между физическим,
умственным и нравственным развитием человека.
Осуществление индивидуального подхода к детям
во время всех видов их деятельности необходимо
рассматривать как определенную взаимосвязанную
систему.
Первым звеном этой системы является изучение
особенностей каждого ребенка и индивидуальный
подход в физическом воспитании.
Знание физического состояния и развития детей
имеет очень большое значение при проведении
процедур закаливания, которые должны
осуществляться систематически, на строго
индивидуальной основе.
Изучение индивидуальных особенностей детей
требует значительного времени и систематических
наблюдений. С этой целью педагогу необходимо
вести дневник, записывая в нем особенности
поведения воспитанников, делая периодически
краткие обобщения результатов наблюдения.
Индивидуальные особенности ребенка также
связаны с типом его нервной деятельности,
являющимся наследственным.
И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной
деятельности выявил основные свойства нервных
процессов:
- Силу возбуждения и неуравновешенность;
- Уравновешенность и неуравновешенность этих
процессов; - Их подвижность.
На основе изучения протекания этих процессов
он определил 4 типа высшей нервной деятельности:
- Сильный, неуравновешенный, характеризующийся
сильным возбуждением и менее сильным
торможением, соответствует холерическому
темпераменту. Для ребенка холерического
темперамента характерным является повышенная
возбудимость, активность, отвлекаемость. За все
дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя
свои силы, он часто теряет интерес к начатому
делу, не доводит его до конца. Это может привести
к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого
ребенка необходимо укреплять процессы
торможения, а выходящую из пределов активность
переключать на полезную и посильную
деятельность. - Сильный уравновешенный (процесс возбуждения
уравновешивается процессом торможения),
подвижный, соответствует сангвиническому
темпераменту. Дети сангвинического темперамента
деятельны, общительны, легко приспосабливаются к
изменениям условий. Особенности детей этого типа
высшей нервной деятельности отчетливо
проявляются при поступлении в детский сад: они
жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей,
вникают во все стороны жизни группы, с большим
интересом и активно участвуют в занятиях, в
играх. - Сильный, уравновешенный, инертный,
(соответствует флегматическому темпераменту).
Дети – флегматики спокойны, терпеливы, прочное
дело доводят до конца, ровно относятся к
окружающим. Недостатком флегматика является его
инертность, его малоподвижность, он не может
сразу сосредоточиться, направить внимание. В
целом такие дети не причиняют хлопот. - Слабый, характеризующийся слабостью как
возбуждения, так и торможения при повышенной
тормозимости или малой подвижности,
(соответствует меланхолическому темпераменту).
Дети меланхолического темперамента
необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и
обидчивы. При поступлении в детский сад, школу
долго не могут привыкнуть к новой обстановки,
коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых
случаях переживания отзываются даже на
физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у
него нарушается аппетит и сон. Не только
педагоги, но и медицинский персонал и семья
должны уделять таким детям особое внимание,
заботиться о создании условий, вызывающих у них
возможно больше положительных эмоций.
Нужно контролировать выполнение заданий,
требовать доводить начатое дело до конца. На
занятиях нужно направлять таких детей на
осмысление материала, ставить перед ними более
сложные задания, умело опираться на их интересы.
Конечно, такие черты, как сдержанность,
рассудительность, являются положительными, но их
можно спутать с равнодушием, апатией,
безынициативностью, ленью. Нужно очень
внимательно изучать эти особенности ребенка в
различных ситуациях, в различных видах
деятельности, не проявлять поспешности в своих
выводах, проверять и сопоставлять результаты
своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами
семьи ребенка.
Свойство нервной системы каждого человека не
укладываются в какой-то один “чистый” тип
высшей нервной деятельности. Как правило,
индивидуальная психика отражает смешение типов
или проявляется как промежуточный тип (например,
между сангвиником и флегматиком, между
меланхоликом и флегматиком, между холериком и
меланхоликом).
При учете возрастных особенностей развития
детей педагог во многом опирается на обобщенные
данные педагогики и возрастной психологии. Что
же касается индивидуальных различий и
особенностей воспитания отдельных детей, то
здесь ему приходиться полагаться лишь на этот
материал, который он получает в процессе личного
изучения воспитанников.
Учет индивидуальных особенностей
При изучении индивидуальных особенностей
детей следует обращать внимание на изучение их
физического состояния и здоровья, от которых во
многом зависит их внимание на уроке, занятии и
общая работоспособность. Нужно знать раннее
перенесенные учеником заболевания, тяжело
отразившиеся на его здоровье, хронические
болезни, состояние зрения и склад нервной
системы. Все это будет помогать правильно
дозировать физические нагрузки, а также
сказывается на участие в различных
спортивно-массовых мероприятиях.Весьма важно знать особенности познавательной
деятельности детей, свойство их памяти,
склонность и интересы, а также
предрасположенность к более успешному изучению
тех или иных предметов. С учетом этих
особенностей осуществляется индивидуальный
подход к детям в обучении: более сильные
нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы
интенсивнее развивались их интеллектуальные
способности; слабейшим детям нужно оказывать
индивидуальную помощь в учении, развивать их
память, сообразительность, познавательную
активность и т.д.Большое внимание необходимо уделять изучению
чувственно-эмоциональной сферы детей и
своевременно выявлять их, кто отличается
повышенной раздражительностью, болезненно
реагирует на замечания, не умеет поддерживать
благожелательных контактов с товарищами. Не
менее существенным является знание характера
каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при
организации коллективной деятельности,
распределение общественных поручений и
преодолении отрицательных черт и качеств.Изучение детей должно охватывать также
ознакомления с условиями домашней жизни и
воспитания, которые оказывают значительные
влияния на их воспитание и развитие.Наконец, значительное место занимает знание
педагогами, таких важных вопросов, которые
связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и
включают в себя степень восприимчивости,
педагогических воздействий, а также динамику
формирования тех или иных личностных качеств.Таким образом, только глубокое изучение и
знание особенностей развития каждого ребенка
создает условие для успешного учета этих
особенностей в процессе обучения и воспитания.
Единство осуществления
индивидуального подхода в детском саду и семье
Не все семьи в полной мере реализуют весь
комплекс возможностей воздействия на ребенка.
Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать
ребенка, другие – не умеют это делать, третьи –
не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях
необходима квалифицированная помощь педагога.
Да, работа воспитателей с семьями – труд
нелегкий, но не обходимый. Это неотъемлемый
фактор индивидуального подхода к детям,
индивидуальной помощи, своевременного
предотвращения нежелательных проявлений в
характер ребенка.
Привлечение родителей, других членов семьи к
образовательной работе детского сада необходимо
прежде всего для детей.
Положительные результаты в воспитании детей
достигается при умелом сочетании разных форм
сотрудничества, при активном включении в эту
работу всех членов коллектива дошкольного
учреждения и членов семей воспитанников.
Формы работы могут быть самые разные, – это
посещения семьи и ребенка, день открытых дверей,
беседы, консультации, родительские собрания,
родительские конффенции. Но приоритет остается
за индивидуальной формой.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Работу как со всем коллективом родителей, так и
индивидуально с отдельными семьями можно
успешно проводить только на основе знания
особенностей быта и воспитания детей в семье. - Фактический материал по изучению воспитания
детей в семье дает возможность не только узнать
условия жизни, но и установить причины
формирования индивидуальных качеств детей,
выявить связь между условиями воспитания,
формированием особенностей поведения и
спецификой их проявления. - Положительные результаты в работе с семьей
могут быть достигнуты только в том случае, если
между родителями и воспитателями достигнуто
единство требований в отношении к детям и вся
работа проводится по плану и систематично. - Необходимо давать родителям конкретные
сведения по вопросу о возрастных и
индивидуальных особенностей детей, учить их
видеть в своих детях хорошее, и плохое
анализировать их поступки. - Наряду с общей и индивидуальной формами работы
с семьей можно проводить и работу с несколькими
семьями, имеющими сходные условия воспитания
детей. - Изучение особенностей семейного воспитания,
так же как и изучение особенностей физического
развития ребенка, является необходимым условием
начала планомерной работы по осуществлению
индивидуального подхода к детям в воспитании и
обучении их, в различных видах деятельности.
Исследование типов темперамента
дошкольников.
Проведение исследования: Типы темперамента
детей определяются в процессе наблюдения за их
поведением и деятельностью в течении дня.
Наблюдения дополняются с результатами с
воспитателями и родителями. Обобщенные данные
заносятся в таблицу и соотносятся с
характеристикой типов темперамента.
Сангвиник. Быстрота и живость движений,
разнообразие и богатство мимики, быстрый темп
речи. Высокая психическая активность
проявляется в живости ума, находчивости и
стремлению к частой смене впечатлений,
отзывчивости на окружающие события.
Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко
переходит от слез к радости и наоборот, хотя
обычно преобладает хорошее настроение,
поскольку ребенок сравнительно безболезненно и
быстро переживает неудачи, не может находиться в
унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно
выносливый и неутомимый в том занятии, которое
его увлекает. Быстро схватывает информацию,
работоспособен и инициативен, сфера интересов
широка. Высокая общительность сочетается со
стремлением к лидерству. Ярко проявляется
эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.
Флегматик. Уравновешенный, осторожный и
спокойный ребенок. Ему присущи ровное
эмоциональное состояние, настойчивость и
упорство в своих стремлениях, устойчивость к
стрессам, малая возбудимость и невысокая
чувствительность. Медленные движения. Ребенку
трудно приступить к занятию, но начав его, трудно
переключиться. Предпочитает однообразные,
монотонные игры и занятия. Аккуратен т
педантичен. Часто играет один, игрушки потом
аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях,
в том числе к определенной еде, к “своей” чашке и
ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест
медленно, сосредоточенно. В деятельности
соблюдает порядок и сложившиеся традиции,
нарушение которых вызывает раздражение, а иногда
ярость.
Меланхолик. Отличается высокой
чувствительностью, глубиной и устойчивостью
эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к
мнительности и обидчивости. Нередко развиваются
повышенная ранимость, замкнутость,
отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит
в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же
время всецело отдается игре, любит мечтать,
фантазировать, очень хороший актер. В его
действиях много непонятного, что обусловлено
богатством внутреннего мира. Обычно ребенок
грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя
как маленький взрослый. Очень привязчив и
отзывчив на ласку, чисто сердечен и общителен, но
лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен,
раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг
общения узок, связи не многочисленны, но глубоки
и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и
осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен
к страданиям других. В игре одинок из-за
мнительности и страха предложить свое общество
другим, боится неожиданности.
Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен,
импульсивен и изменчив. В деятельности и общении
возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен
к резким сменам настроений, подвержен
эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен.
Движения быстрые и энергичные. Речь громкая,
частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда
внимателен, особенно когда возбужден. Плохо
переносит монотонную работу. Активно включается
в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро
угасает, если работа не интересная. В то же время,
если деятельность привлекательна, работает
энергично и долго. Решения самостоятельны, но
часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит
немного.
Изучение волевых проявлений.
Проведение исследования: Проводит
наблюдение за ребенком в разных видах
деятельности.
Обработка данных: Анализ проводят по схеме:
- Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели,
поставленные взрослым, а также самостоятельно
ставит цель и руководствоваться ею в
деятельности, достигать результата. Причины
того, что цель не достигается. - Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции(не
заплакать если больно) и непосредственные
желания (помочь дежурным, когда хочется играть;
не выкрикивать на занятии, а подождать своей
очереди). - Какие волевые качества у ребенка
сформулированы:
- дисциплинированность: подчиняется ли ребенок
общественным правилам поведения и деятельности;
выполняет ли требования взрослого и насколько
точно это делает; каковы причины невыполнения
требований взрослого; как реагирует на эти
требования ; насколько осознанно выполнение
общественных правил поведения и деятельности; - самостоятельность: умеет ли ребенок
действовать без посторонней помощи, не умеет; - настойчивость: умеет ли ребенок рационально
организовывать свою деятельность,
сосредоточенно ее выполнять; - инициативность: умеет ли ребенок выполнять
деятельность по своей инициативе; в каких видах
деятельности это проявляется и каким образом. - Делают выводы о том, насколько развиты волевые
проявления.
Уровни сформированности волевых
проявлений:
- Высокий. Ребенок самостоятельно ставит цель
и руководствуется ею в деятельности, умеет
сдерживать свои эмоции и непосредственные
желания. У ребенка сформированы такие волевые
качества, как дисциплинированность,
самостоятельность, настойчивость,
инициативность. - Средний. Ребенок самостоятельно ставит
цель, но не руководствуется ею в деятельности, не
умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные
желания. У ребенка сформированы лишь некоторые
волевые качества. - Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно
ставить цель руководствоваться ею в
деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и
непосредственные желания. У ребенка не до конца
сформулированы волевые качества.
Источник